Когда проходят колядки. Колядовать на Рождество: как и когда колядуют в Святой вечер? Сборник простых колядок для детей

Колядки - это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядка - рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки - рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии

Русские народные колядки – колядуют все!

Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла - наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, - ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» - это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда - Курская область, Виноградие - Архангельская область и Русский Север, Таусень - Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, - но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

Язычников в дом не пускать

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января - дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, - все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» - специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Уже в прошлом

Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп - театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп - это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел - исполняется рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки - это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.

В эти зимние предрождественские дни с упоением в сердце вспоминаются слышанные в детстве рассказы о старинных русских обычаях и традициях. Колядовать, щедровать, засевать, эти давние слова и по сей день, для многих имеют своё значение и смысл. Какого числа ходят колядовать православные христиане?



Например, щедруют 13 января, а на рассвете посевают, тогда, как колядуют 6 января, а на рассвете рождествуют. И все эти древние обычаи несут в себе одно предназначение: принести в дом счастье и удачу, чтобы хлеб уродился и семья процветала.

Какого числа ходят колядовать

Девчонки, мальчишки, в основном молодёжь и дети весёлой гурьбой высыпались в ночь перед Рождеством 6 января колядовать. Звездарь во главе колядующих несёт яркую звезду, его главное достоинство красивый звонкий голос, распевающий колядки. Звонарь идёт следом, звенит в звонкие колокольчики и оповещает всех, что идут колядующие. А мехоноша, это один из крепких юношей, в обязанность которого входит носить большой мешок, в который хозяева домов набросают сладостей, пряников и конфет и денежкой одарят.

Эти атрибуты являются важным в древнем обычае. Яркая 8-ми конечная звезда, звонкий колокольчик, чем больше и звонче, тем лучше, красивый, сшитый из плотной ткани мешок, украшенный аппликацией и вышивкой и, конечно же, надо знать колядки.


Вот так группа наряженных мужчин и женщин, юношей и девушек, детишек отправляется по домам в городах и сёлах, поёт звонкие колядки, хвалебные песни в честь хозяев дома, а те одаривают их щедрыми подарками, конфетами и пряниками, игрушками и деньгами.


По старинному обычаю колядующие, подойдя к дому, спрашивают у хозяев разрешение поколядовать под их окнами, а те в свою очередь разрешают им. Это очень важно. Такой обычай приносит в дом достаток и процветание, прогнав гостей, можно лишиться этого.


Если у вас выпала возможность поколядовать, не отказывайтесь. Позвольте себе проникнуться этому древнему обычаю, почувствовать себя частью своего народа, соприкоснуться со светлым веяньем Рождества Христова, подарите себе и другим ощущение счастья, добра, любви к ближнему.

В этой статье мы расскажем о такой древней традиции славян, как колядование. Многие и в наши дни любят колядовать, однако не все знакомы с нюансами этой традиции.

Коляда — это изначально языческий праздник, который с приходом христианства даже пытались запретить. Щедривки же прославляли месяц, призывали хороший урожай. Даже в наши дни эти традиции пользуются большой популярностью, однако их нюансы соблюдают не все.

Когда, какого числа щедруют в России, а когда колядуют?

ВАЖНО: Запомните, что колядовать принято рождественским вечером 6 января, а щедровать — вечером 13 января. Впрочем, Щедрый вечер иногда отмечают и с 31 декабря на 1 января.

Что значит колядовать: рождественские традиции

До сих пор не совсем понятно, откуда же взялось название праздника. Некоторые исследователи наделяют слово «Calenda» латинскими корнями и переводят как «праздник нового года» . Впрочем, Колядой ещё называли языческое божество — олицетворение рождения солнца, воплощение начала нового цикла, покровителя веселья и пиршеств.

Коляда — божество веселья и начала нового цикла

Это божество и зазывали наши предки, исполняя песни и другие ритуальные действия. Необходимо это было для привлечения благополучия в дом, процветания хозяйства — недаром колядки назывались ещё «виноградьем», «овсенями» . С распространением христианства в колядки стали вплетаться мотивы прославления рождения Иисуса христа.

ВАЖНО: В наши дни колядование воспринимают просто как развлечение. А вот наши предки к «непростым гостям» относились очень серьёзно. И неудивительно, ведь колядующие символизировали души предков, которые приходят к потомкам, принося им счастье.

Все семьи с большим нетерпением ожидали колядующих, готовили к их приходу угощение. Для таких целей «непростые гости» и брали мешок.

Нередко случалось и так, что в больших сёлах к одному дому могло подойти 5-10 групп колядующих. Отказывать им было не принято , иначе негостеприимные хозяева рисковали получить упрёк в жадности.

Колядовали преимущественно парни и девушки либо неженатые мужчины и незамужние женщины . Дети также могли поучаствовать в обряде. Особенно им нравились представления на евангельскую тему, которые иногда разыгрывались перед радушными хозяевами.



Дети нередко с удовольствием колядовали наравне со взрослыми

Любопытно, что в каждом регионе имелись свои особенности колядования. Так, Поволжье и средняя полоса Европейской России характеризовались тем, что «непростые гости» обращались ко всем хозяевам сразу, обрисовывая им специально преувеличенную картину домашнего благополучия. А вот колядующие северных губерний обращались с возгласом «Виноградье красно-зелено мое!» к каждому члену встречавшей их семьи по отдельности.

ВАЖНО: Считалось, что эта традиция обязательно должна представлять собой обмен: гости дарили хозяевам удачу и счастье, а последние — деньги, пироги, ватрушки и разнообразные сладости. Причём особенно часто встречались специальные мучные изделия, называемые «козульками».



Как колядовать правильно взрослым и детям?

Учтите, что компания колядующих должна включать в себя не менее 3 человек . Дело в том, что непременно должны быть :

  • Звездарь — идёт во главе процессии, неся рождественскую восьмиконечную звезду. Быть им должен человек бойкий, который знает множество стишков и имеет звучный голос.
  • Звонарь – идёт следом за звездарём, неся большой колокольчик. Звоном он оповещает окружающих о приближении компании колядующих.
  • Мехоноша – третий важных участник процессии, который отвечает за большой мешок для гостинцев. Мехоноша должен быть сильным, так как нести угощения под конец празднования непросто.

ВАЖНО: Согласно традиции, хлебосольные хозяева сами кладут дары в мешок. Даже мехоноша не должен принимать их из рук в руки.

За этими тремя колядующими может идти столько человек, сколько получится собрать. Считается, что чем многочисленнее и шумнее компания, тем лучше. Одеваться рекомендуется в народные костюмы.



Про звезду стоит сказать отдельно. Этот символ должен быть ярким, украшенным битыми ёлочными игрушками, ленточками, блёстками. Желательно покрасить её в жёлтый цвет.



Мешок же тоже желательно сделать ярким . Рекомендуется украсить его месяцем, звёздами и солнцем.

Сам процесс можно разделить на следующие этапы:

  • Приближаясь к дому, следует петь «надворные» песни , которые испрашивают разрешения у хозяев
  • Если разрешение дали, можно войти в дом и начать исполнять колядки с величанием для всех членов семьи

ВАЖНО: Согласно традициям, первый войти должен мальчик либо мужчина.

  • Под конец исполняются песенки с пожеланиями благополучия . Только после них можно просить вознаграждения за выступление


Русские короткие колядки на Рождество для самых маленьких детей: стихи и песни

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!

Коляда, коляда,
Открываем все дома,
Все окошки, сундучки,
Даём конфет и пирожки,
Чтобы было благо вам,
Скажи спасибо небесам,
Бог здоровья всем нам даст,
Ведь на это он горазд!

Коляда, коляда
Накануне Рождества
Блин да лепёшка
Хозяин Алешка
Дай тётка пятак
Не уйду из дома так!

Маленький мальчик
Сел на стаканчик,
А стаканчик хруп
Дай, хозяйка, руб!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Волхвов привечайте,
Святое встречайте,
Пришло Рождество —
Начинаем торжество!



Русские народные колядки на Рождество для школьников: стихи и песни

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!

Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Как пастухи к нему пришли
До утренней поры,
Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары.
Как царь младенцев убивал,
Убийцу наградя,
Как ангел посланный спасал
Священное дитя.
Как, проповедуя любовь,
И правду Божества,
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.

Эта ночь святая,
Эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
Пастушки у стада
В эту ночь не спали.
Святой ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты - сани
Покатили сами —
От села до села,
Коляда весела.



Русские народные колядки на Рождество для взрослых: стихи и песни

Ой, пляшу, пляшу для дорогого
Может, даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра.
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку.
Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою

Богатые мужички,
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки,
Если нету пятачка,
То давайте пирога.
Не дадите пирога,
Я корову за рога,
Поведу на Торжок,
Там продам за пирожок.

Сею, вею, посеваю, с Колядою поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Сею, вею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, вею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.



Русские народные колядки на Рождество короткие и смешные

С рождеством поздравляем —
Трезвых мыслей желаем,
Чтоб Земля не качалась,
А душа – наслаждалась!

Коляда, коляда,
А у бабы борода.
А у деда вырос хвост.
К девкам бегает, прохвост.

Коляда, коляда…
Мы танцуем все года.
А еще на четвереньках
Смело лазим по ступенькам.

Коляда, коляда,
Не болеем никогда.
Затевают жены спор –
Голыми летим во двор.



Русские народные длинные колядки на Рождество

Месяц в небе засиял, нам путь-дорогу указал
Верхнюю-нижнюю – к дому ближнюю.
Выдь, хозяин на крыльцо, налей в чарочку винцо.
Мы вино не выпьем – по губам помажем,
По губам помажем – про твой дом расскажем.
В доме твоём – четыре угла,
В каждом углу – три молодца:
Добро, Уют, Покой живут.
Из угла в угол ходит девица —
По полу коса стелется —
Зовётся девица – Любовь,
На ней и держится твой кров!
Коль нас ты щедро наградишь,
Счастье в доме сохранишь!
Уйдём с дарами со двора —
Полны будут закрома!
Хоть конфетку, хоть пятак —
Не уйдём мы просто так!

Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку!
На окне стоит, на меня глядит.
Подайте блина, будет печь гладка!
Коляда, Коляда, подавай пирога!
Блин да лепешку в заднее окошко!
Новый год пришел, старый угнал, себя показал.
Ходи, народ, солнышко встречать,
Мороз прогонять!
А кто в этом дому – дай Бог тому!
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему – коврига,
Из полузерна – пирог!
Награди вас Господь
И житьем, и бытьем!

Коляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор среди Москвы,
Середь каменныя.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища.
Спасибо, кума, лебедь белая моя,
Ты не праздничала, не проказничала,
На базар гулять ходила, себе шелку накупила,
Ширинку вышивала, дружку милому отдавала.
Дай тебе, Господи, сорок коров, пятьдесят поросят,
да сорок курочек.



К колядованию готовились долго, устраивая целые представления, поэтому и колядки могли выбрать длинные

Прикольные русские народные колядки

Сеем, веем, развеваем
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы.

Колядушки-коляды,
Вы подайте нам еды.
Мы по улице гуляли,
Даже малость истощали!

Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот - князь,
Кто не даст -
Того в грязь!

Ты нас будешь дарить —
мы будем хвалить,
а не будешь дарить —
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Прилетел сокол,
Сел на оконце,
Кроил суконце.
А остаточки хозяевам на шапочки,
А обрезочки да на поясочки,
Здравствуйте, с праздником!

Конечно, в наши дни колядки не несут сакральный смысл – они просто являются способом весело провести праздники. Однако если вы уже решились порадовать окружающих и себя, не поленитесь выучить вместе со стишками нюансы колядования.

Коляды - очень древний языческий праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские земли, произошедшим в раннем Средневековье, церковь начала активно бороться со старой религией. На местах капищ - языческих храмов - строились христианские церкви, языческие праздники заменялись христианскими. Примерно то же получилось и с Колядами. На время зимнего солнцестояния - а это главная «причина» празднования - выпадает рождение Иисуса Христа. А поэтому неудивительно, что Коляды ассоциируются с Рождеством и переняли много христианских традиций.
Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда - от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Колядование проходило примерно везде одинаково.

Приведенная ниже схема показывает эволюцию колядования:

1. Ритуал. Он представлял собой жертвоприношение (козла). После чего ряженые проводили заклинание солнца.

2. Языческий обряд. Сюда входила обрядовая трапеза (кутья, печенье в виде фигурок скота). Обход дворов с «солнышком», пение аграрных колядок, «кормление Мороза».

Обход дворов со «звездой». Христославление, аграрные колядки на Васильев день.
В канун Рождества, называемый сочельником, церковный устав предписывал соблюдать строгий пост с полным воздержанием от пищи до первой звезды. Она символизировала рождественскую звезду, возвестившую волхвам Рождество Христа. Само слово «сочельник» происходит от сочива, зерновой постной каши на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
В этот день было принято прославлять благополучие дома и семьи (желали всего, «что хозяину нравно»). А для того чтобы получить благословение, нужно было ублажить колядовщиков, чем те и пользовались, весело требуя гостинцев и подарков. Это считалось чем-то вроде отдарков за колядование. Скупым они шутливо предрекали разорение. При этом подарками могло быть все что угодно, в основном пища. Обычно колядовщикам давали обрядовое печенье, баранки, коровки, козульки, пироги и караваи, так называемые символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы (старосл. - крава).

Позже, с приходом христианства, в празднование Коляды были привнесены некоторые не столь существенные изменения. Все так же в качестве колядовщиков выступали парни и девушки, иногда в колядовании участвовали молодые женатые мужчины и замужние женщины. Для этого они собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Эту группу возглавлял мехоноша с большим мешком.
Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду, т.е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других - овсенями, виноградьем.

После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить.
«Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием.

Однако практически везде колядование начинали словами:

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Так, в средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «Коляда», которые дали название самому обряду - «кликать овсень», «кликать Коляду». Во время обходов колядующие подходили к дому, становились под окно и произносили речитативом: «Хозяин с хозяйкой, велите овсень прокликать!»

После разрешения «Кличьте!» начиналось восхваление двора и величание хозяев:

Ой, овсень, бай, овсень!
Что ходил овсень по светлым вечерам,
Что искал овсень Иванов двор.
У Ивана на дворе три терема стоят:
Первый терем - светлый месяц,
Второй терем - красно солнце,
Третий терем - часты- звезды.
Что светел месяц - то Иван-хозяин,
Что красно солнце - то хозяюшка его,
Что часты звезды - то детки его.

После этого раздавались пожелания хозяйственного благополучия:

Уж дай ему Бог,
Зароди ему Бог.
Чтоб рожь родилась,
Сама в гумно свалилась.
Из колоса - осьмина,
Из полузерна - пирог,
С топорища - длины,
С рукавицу ширины.

В этих пожеланиях колядовщиков изображалась яркая и сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства.
Каждой крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила» . В конце колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа. Колядовщики говорили:

Наш овсень
Подавай совсем!
Подавай, не ломай,
А если сломишь -
Со двора не сгонишь,
А не подашь -
На Новый год еловый тебе гроб,
Осиновую крышку,
А на помин шелудивую кобылу.

В разных частях России колядование проходило по-разному. Так, например, в северных губерниях европейской России колядование приобрело несколько иную форму. Здесь колядные песни, сопровождавшиеся возгласом «Виноградье красно-зелено мое!», были направлены на величание каждого члена семьи, жившего в доме. Колядующие начинали с песен под окном:

Да виноградъе, да красно-зелено!
Да уж мы ходим не ходим по Нову-городу,
Уж мы ищем не ищем господинов двор.
Господинов двор да высоко на горе,
Да высоко на горе, да далеко в стороне,
На семидесят верстах,
да на восъмидесят столбах.

Сам обряд заканчивался уже в избе традиционной просьбой о подаянии:

Не пора ли вам, хозяин, дарить-жаловать?
Не рублем ти вам, хозяин, не полтиною,
Хоть одною золотою, сударь, гривною,
Хоть по рюмочке винца
да по стаканчику пивца.

А вот вариант детского колядования. Дети, подходя к избе, начинали петь:

Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

Согласно традиции, колядовщики требовали платы и угощения очень настойчиво:

...Нам же, славцам,
Не рубь-полтина, -
Единая гривна.
Пива братыня,
Яиц коробица,
Скляница вина,
Бочка квасу,
Морда рыбы.
Блюдо шанег,
Ставец оладий
И масла крыница!


В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига;
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас, господа,
И житьем, и бытьем,
И богатством...

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

А вот еще один вариант того, что говорили в знак благодарности за щедрые подарки со сторо ны хозяев избы:

Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю.
Гулять на просторе!
Забежала во двор
К Иван Иванычу,
К тетушке Прасковье.
Иванов-то двор
Виноградьем оброс,

У Ивана-сударя
Высок терем,
У Прасковьюшки на дворе
Полным-полно.
Гуси-лебеди летели!
Мы малешеньки
Колядовщички,
Мы пришли
прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!

В этот день крестьяне обычно говорили: "Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков"

Так, под Москвой, благодаря хозяев за подаренное печенье - «коровку, мазану головку», - колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье (существовало поверье, что в доме, где ласточка совьет гнездо, не будет несчастий и неприятностей) :

Дайте коровку,
Мазану головку!
Уж ты ласточка,
Ты касаточка,
Ты не вей гнезда
Во чистом поле,
Дак дай ему Бог
Ты завей гнездо
У Петра на дворе!
Дак дай ему бог
Полтораста коров,
Девяносто быков.
Они на реку идут, -
Все помыкивают,
А с реки-то идут, -
Все поигрывают.

В случае же если хозяева ничего не подавали, то для них могли пропеть и такое:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

На двор чертей; на огород червей!

Коляда-моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!

Славянские праздники и обряды
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

В некоторых случаях угрозы в адрес скупых хозяев могли быть и пострашнее:

На Новый год
Осиновый гроб,
Кол да могилу,
Ободрану кобылу!


И все же до выкрикивания таких угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
Обряд колядования считается древним обрядом, который был известен не только русскому, но и другим славянским народам. Для древних славян приход колядующих воспринимался как возвращение из иного мира умерших предков к домам потомков. А потому одаривание их служило чем-то вроде жертвоприношения в надежде на помощь и защиту в наступающем году.

Даже с приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX - начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен. На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды - праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.
После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие - небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.
Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).

Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, на стол ставилась водка, самогонка, шкварки, пелись песни, кружились хороводы. Большой популярностью пользовались различные игры. Наиболее известной и в полной мере дошедшей до нас является игра «Женитьба Терешки». Основное действие происходило ночью и обязательно в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, «родители» выбирали жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались еще осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Рождественские праздники сразу навевают детские воспоминания, а весь мир замирает в ожидании чуда. На колядки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и собраться за праздничным столом с родными и друзьями. Ведь отмечать Рождество принято в близком, семейном кругу, садясь за стол с появлением первой звезды. Наши прародители верили, что именно эта звезда освещала путь волхвам, идущим к Иисусу.

Смеркается. И мы начинаем вглядываться в сгущающиеся сумерки сквозь украшенное морозным узором окно, ожидая первой звезды. Снег ровным полотном укрыл землю, природа погрузилась в глубокий сон — и вокруг нереальная тишина.

Но вот в небе засияла первая звезда и мы с радостью понимаем — праздник начинается! Все собираются за столом, в центре которого кутья. Прежде чем приступить к ужину, незамужние девушки с ложкой кутьи выходят во двор гадать. В какой стороне залает собака — там и суженый живет.

Но самое интересное начинается после застолья — наступает рождественская ночь. В эту ночь полагается не спать, иначе можно проспать свое счастье. Да и как тут заснешь, когда на улице слышны смех и песни!

Это начинаются рождественские колядки. Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Важная рождественская традиция песени-колядки. Раньше это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Торжествуйте, веселитесь

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.

Ныне Бог явился в мире -
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей

Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Много лета вам желаем,
Много, много, много лет.

Коляда, коляда

Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

Раньше петь колядки было принято 21 декабря — в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы. Особая роль отводится авторским церковным колядкам.

Традиции колядования

Дети разных возрастов и молодые люди переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам и поют несложные песенки, за что в качестве награды получают вкусности. Праздник проходит строго один раз в году. Колядующие стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. Песни-колядки желают хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. А если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними, ведь с давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать вкусностями, приглашать за стол. Колядующие — неотъемлемая часть Рождественских праздников.

Сегодня обряд колядования также популярен в народе, несмотря на то, что успел утратить свой первоначальный смысл. Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхваляются все члены семьи, к которой приходили колядующие. Ряженые ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что получают угощение, а иногда - деньги. По традиции сладости и угощения оставляются себе, а деньги передаются в храм.

Коза главный символ Рождественских колядок. Колядующие выбирают веселого молодого парня, которого переодевают в костюм козы. Весь вечер он танцует перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих, даря радость и счастье на весь следующий год тому, до кого дотронется. Согласно поверью, Коза символом плодородия, богатого урожая, и оберегает дом от злых сил.