Забинтованная нога. Лотосовые ножки, бинтование ног в китае

Хоккеиста Горди Хоу, тяжелоатлета Леонида Жаботинского и многих других. RT вспоминает легенд и кумиров миллионов и отдаёт дань уважения тем, кто ушёл из нашего мира.

Порхал, как бабочка, жалил, как пчела

В начале июня мир лишился одного из самых выдающихся боксёров, которого ещё во время профессиональной карьеры называли величайшим. 3 июня скончался Мохаммед Али - человек, имя которого знала даже та категория людей, которая не увлекается спортом в принципе.

Уже в 18-летнем возрасте урождённый Кассиус Клей завоевал олимпийскую золотую медаль. Он гордился своим достижением и везде появлялся со своей наградой. Но после того, как одно из заведений его родного Луисвилла отказалось обслужить Клея, он в расстроенных чувствах покинул его и в этот же день выбросил медаль в реку Огайо.

Мохаммед Али globallookpress.com © imago sportfotodienst

Только в 1996 году на домашней Олимпиаде в Атланте чемпиону вручили дубликат золотой награды. К этому времени боксёр стал известен всем как Мохаммед Али. Случилось это после того, как он прочно связал себя с американской организацией «Нация ислама».

В 22 он стал чемпионом мира, но отказ проходить военную службу в США лишил его всех титулов. Али удалось вернуться в спорт и в борьбе с великими боксёрами своего времени вернуть себе звание чемпиона мира, а его противостояния с Джо Фрейзером и Джорджом Форманом стали культовыми. Мохаммед не стеснялся острых высказываний, а некоторые его фразы впоследствии стали крылатыми. Самая известная из них - «Руки работают, видят глаза. Порхай, как бабочка, жаль, как пчела».

Мохаммед Али globallookpress.com В 1980 году Али завершил карьеру, а спустя четыре года у него была диагностирована болезнь Паркинсона, вызывающая нарушение двигательного аппарата. В возрасте 74 лет боксёр скончался из-за септического шока. Одну из самых трогательных записей в соцсетях оставил бывший чемпион мира по боксу Майк Тайсон . «Бог пришёл за своим чемпионом. Великий на протяжении долгого времени», - написал Тайсон в своём Twitter.

God came for his champion. So long great one. @MuhammadAli #TheGreatest #RIP pic.twitter.com/jhXyqOuabi

Mike Tyson (@MikeTyson) June 4, 2016

Летучий голландец

Ещё будучи футболистом, Йохан Кройф был близок к званию чемпиона мира и Европы, но в 1974 году голландцы в финале мирового первенства проиграли сборной ФРГ, а спустя два года на первенстве континента довольствовались лишь бронзовыми медалями.

Кройф выигрывал титул за титулом в составе «Аякса», в «Барселоне» же ему лишь однажды удалось отпраздновать триумф в чемпионате Испании. Однако став тренером, он восполнил пробел, четырежды за восемь лет приведя каталонцев к золотым медалям.

Йохан Кройф

В 90-х «Барселона» стала доминирующей силой, а под руководством Кройфа раскрылись такие таланты, как Хосеп Гвардиола, Георге Хаджи , Рональд Куман , Микаэль Лаудруп, Ромарио и Христо Стоичков. В сезоне-1991/92 «Барселона» впервые в истории выиграла Кубок европейских чемпионов. Но в 1996 году голландец покинул испанский коллектив и больше к тренерской деятельности не возвращался.

«Больше всего я люблю смотреть, как играют дети во дворе. Это самый искренний футбол. Именно тот, в который и играли мои команды», - говорил Кройф.

Он был заядлым курильщиком, и в октябре 2015 года у него диагностировали рак лёгких. В марте 2016-го голландец скончался в возрасте 68 лет.

Мистер Хоккей

Спустя всего неделю после смерти Мохаммеда Али спортивный мир понёс ещё одну невосполнимую потерю. На 89-м году жизни скончался Горди Хоу - легенда хоккея, в честь которого назван специфический хет-трик - ситуация, когда хоккеист за одну игру забрасывает шайбу, отдаёт голевую передачу и дерётся. Он был достаточно агрессивен на льду и хорош в атаке, что спровоцировало не только появление упомянутого термина, но и прозвища «Мистер локти». Впрочем, как только Хоу преодолел отметку в 500 заброшенных шайб за карьеру, за ним пожизненно закрепилась кличка «Мистер хоккей».

Горди Хоу globallookpress.com © Doug Ball/STRTCPI

За время своей 35-летней карьеры он в основном выступал за «Детройт», в составе которого выиграл четыре Кубка Стэнли. В 43 года он заявил о завершении карьеры, но уже через два года вернулся в большой спорт и пополнил состав выступавшего тогда в ВХА «Хьюстон Аэрос». После объединения ВХА и НХЛ Хоу играл за «Хартфорд Уэйлерз», в котором в 1980 году и завершил свою профессиональную карьеру. В итоге «Детройт», «Хартфорд» и «Хьюстон» в знак уважения вывели из обращения 9-й номер, под которым выступал Горди.

В последние годы жизни проблемы со здоровьем дали о себе знать. В 2014 году он перенёс инсульт, а спустя два года скончался.

Кумир Шварценеггера

Одной из первых потерь года стал уход Леонида Жаботинского. Тяжелоатлет скончался за две недели до своего 78-го дня рождения.

В 1963 году он установил свой первый мировой рекорд, подняв штангу весом 165 кг. Но на чемпионате мира в Стокгольме такого результата для победы не хватило и он стал бронзовым призёром. Всего за свою карьеру Жаботинский установил 19 мировых достижений.

Леонид Жаботинский

Полоса побед настигла Жаботинского во второй половине 60-х годов прошлого столетия. Он выиграл два золота - сначала на Олимпиаде в Токио, а спустя четыре года в Мехико. К двум олимпийским медалям высшей пробы он добавил четыре золота чемпионатов мира и два привёз с континентальных первенств.

Советский спортсмен за годы своей карьеры стал культовым не только для коллег, но и для бодибилдеров. Самый известный из них Арнольд Шварценеггер не раз называл Леонида своим кумиром и примером для подражания. «С самого детства я за тебя болел. Даже во время токийской Олимпиады, хотя там выступали Шемански и Губнер. За них тоже, конечно, переживал, но мне почему-то хотелось, чтобы выиграл ты…», - сказал Шварценеггер Жаботинскому во время его визита в США.

Гибель бразильской футбольной команды

В конце года произошла авиационная катастрофа в Колумбии, в результате которой погибла большая часть бразильской футбольной команды «Шапекоэнсе». На борту находилось 77 человек, шестерым удалось выжить, однако уже в одной из больниц вратарь клуба Данило скончался. В живых осталось пять человек, из которых три футболиста - 24-летний вратарь Жаксон Фолманн, 27-летний защитник Алан Рушел и 31-летний игрок обороны Нето.

ФК «Шапекоэнсе»

globallookpress.com © Marco Galvao/ZUMAPRESS.com «Шапекоэнсе» отправлялся на первый матч Южноамериканского кубка против «Атлетико Насьональ», но состояться этой игре было не суждено. В результате поступило предложение объявить бразильскую команду победителем турнира. Южноамериканская конфедерация футбола приняла его. Матчи по всему миру начинались с минуты молчания в память о погибших.

Матч за звание чемпиона мира по шахматам между норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Сергеем Карякиным стал одним из главных спортивных событий уходящего года не только в мире шахмат. К сожалению, подобные грандиозные мероприятия не смогут восполнить горечь утрат в этом виде спорта.

6 июня ушёл из жизни легендарный гроссмейстер Виктор Корчной. В 1978 и 1981 годах он дважды претендовал на шахматную корону, но в обоих случаях проиграл Анатолию Карпову и так и не смог войти в историю как чемпион мира.

Виктор Корчной

РИА Новости

Во время встречи Карякин - Карлсен скончался 90-летний шахматист Марк Тайманов, а за день до его смерти трагически погиб в возрасте 20 лет гроссмейстер, бывший чемпион России по классическим шахматам Юрий Елисеев - молодой человек сорвался с большой высоты при попытке перебраться из окна на балкон.

Юрий Елисеев

© Российская шахматная федерация

В начале года во время сборов скончался 20-летний российский шахматист Иван Букавшин . Причиной трагедии стал инсульт. Успехи в юном возрасте сделали его одним из самых многообещающих в своём ремесле, но мечтам Букавшина не суждено было сбыться.

Иван Букавшин

© ladachess.ru Чуть больше месяца не хватило Самуилу Жуховицкому , чтобы отпраздновать 100-летие. Один из старейших шахматистов мира скончался в возрасте 99 лет, а одно из соревнований по быстрым шахматам стало турниром его памяти.

Самуил Жуховицкий

© Wikimedia Commons

Также в уходящем году спортивный мир потерял шахматиста и автора книг Евгения Гика, который умер в возрасте 73 лет. Кроме того, ушёл из жизни международный мастер по шахматам Марк Дворецкий. Ему было 68 лет.

Евгений Гик © Wikimedia Commons

Футбол и хоккей

7 января ушёл из жизни известный футболист и тренер Сергей Шустиков , сын легендарного футболиста «Торпедо» Виктора Шустикова. Сергей успел поиграть за рубежом, но значимых достижений в Испании не добился. В 2004 году он завершил карьеру, а в 2009-м стал тренером ЦСКА. Из столичного клуба он ушёл спустя пять лет.

Скончался он в 45-летнем возрасте на руках у жены. «Мы вызвали „скорую“, когда был первый приступ. Когда врачи долго не приезжали, случился и второй. Серёжка у меня на руках был. Дышал. Я держала его. Он слабел», - заявила супруга Сергея Наталья после его смерти.

Сергей Шустиков (слева)

РИА Новости

Один из самых талантливых футболистов своего поколения Артём Безродный скончался в возрасте 37 лет. Он был заметной фигурой в «Спартаке» , четыре раза выигрывал чемпионат России, попытался заиграть в Европе, но травмы и тяжёлый характер не позволили ему проявить себя в составе немецкого «Байера». Уход из «Спартака» в 2002 году стал последней заметной вехой в карьере Безродного. Артём скончался в родных Сумах.

Артём Безродный

РИА Новости

В 2016 году футбольный мир потерял двух легенд советского футбола. Ушли из жизни олимпийские чемпионы 1956 года Анатолий Исаев и Анатолий Ильин, которые ковали славу московского «Спартака».

Анатолий Исаев и Анатолий Ильин.

globallookpress.com © Dmitry Golubovich/Russian Look

Двукратная олимпийская чемпионка по волейболу Галина Леонтьева умерла 4 февраля. Кроме побед на Олимпиадах она дважды становилась чемпионкой Европы и один раз чемпионкой мира.

Галина Леонтьева

© Wikimedia Commons

Советская легкоатлетка

Китайцы известны своей древней и удивительной культурой. Их особенности менталитета, изобретательность и трудоспособность всегда вызывали у соседних народов восхищение и зависть.

Но некоторые обычаи китайцев шокировали весь мир. И одним из таких диких обрядов было бинтование женских ног. Страшная традиция, которую соблюдали в течение целой тысячи лет, стала частью китайской культуры.

По легенде традиция бинтовать ступни ног началась с того, что император Ли Юй приказал одной из своих наложниц для «танца лотоса» забинтовать ноги таким образом, чтобы они напоминали полумесяц. Девушка вынуждена была танцевать на кончиках пальцев, чем вызвала настоящий восторг правителя.

Вскоре женщины из высших слоев стали подражать фаворитке императора, метод бинтования ног обрел широкую популярность. Обеспеченные мужчины пытались перенять и восхвалить затею императора, а девушки старались угодить своим ухажерам, чтобы удачно выйти замуж.

Чем меньше была ножка девушки, тем лучше. В забинтованном виде идеальная стопа должна была не превышать 7 сантиметров. Такие ноги именовались «золотыми лотосами». Стопа длинной до 10 сантиметров считалась «серебряным лотосом». Стопы большей длины не вызывали восхищения и назывались «железными лотосами».

Чтобы добиться идеального размера, китайским девушкам ноги калечили еще в детстве - в 5–6 лет. Если процедуру начинали в более позднем возрасте, то кости уже не так поддавались деформации.

Процедуру совершала, как правило, старшая женщина в семье. Но редко процесс поручали матери, ведь та, жалея дочь, не могла максимально сильно затянуть ее пальцы.

Сначала девочке сильно срезали ногти, чтобы предотвратить их врастание. Потом стопа обрабатывалась смесью из трав и крови животных, что делало ногу гибкой. После этого стопа с большой силой сгибалась, пальцы вдавливались в подошву и ломались. Затем ногу туго стягивали повязкой. Саму повязку сшивали, чтобы со временем она не ослабла.

Чтобы восстановить кровообращение и придать стопе желаемую форму, девочка должна была проходить с повязкой не менее 5 километров в день. Хотя в некоторых случаях ходить девушки не могли вообще. Их приходилось носить на руках до конца жизни.

Воспоминания некоторых женщин, переживших эту процедуру, шокируют.

«После бинтования мне приказали сделать несколько шагов. Я попыталась идти, но просто упала. Боль была нестерпимой...»

«Ночью мне запретили снимать обувь. Ни о каком сне и речи не было. Казалось, что ноги просто горят. Когда я начинала плакать, меня били. Повязки менять было нельзя. Мать решила, что моя ступня станет изящней, если с гноем и кровью исчезнет всё мясо. Мои здоровые и крепкие ноги были попросту уничтожены в попытках сделать их похожими на молодую луну».

«Менять обувь приходилось каждые 14 дней. Новые ботинки всегда были короче предыдущих на 3–4 миллиметра. Летом они воняли из-за гноя, зимой ноги обмораживались из-за плохого кровообращения. Я страшно завидовала девушкам, которые имели естественные стопы...»

Самым опасным было то, что стопы воспалялись и ткань попросту отмирала. Когда инфекция перебиралась на кости и пальцы отпадали - это считалось хорошим признаком, ведь тогда ножку можно было забинтовать еще туже, чтобы приблизиться к заветному размеру «золотого лотоса» в 7 сантиметров.

У китайцев забинтованные ноги были одним из сильнейших любовных фетишей. С такой нетрудоспособной, слабой и беззащитной женщиной даже самый последний в обществе мужик считал себя супергероем. Он мог делать с объектом своей любви всё что угодно, ведь женщина не могла оказать сопротивление или убежать.

Из-за деформированных стоп, бедра и ягодицы женщины отекали, что делало ее еще более желанной для местных мужчин. А следы таких стоп на песке или на снегу считались один из лучших зрелищ для эротических переживаний.

Но если следами деформированных женских стоп китайцы восхищались, то видеть такую ногу обнаженной считалось высшей мерой неприличия. Даже полностью обнаженных женщин с деформированными стопами изображали неизменно в обуви. Перед сном женщина могла лишь слегка ослабить повязку, но не снимать ее.

"Когда житель Поднебесной империи берет в руки крошечную женскую ножку, он испытывает чувства, сходные с теми, которые у европейца вызывает упругая девичья грудь. Все китайцы, которых я опросил по этому поводу, отвечали чуть ли не слово в слово: "Ах, маленькие ножки! Вы не в состоянии понять, как это изысканно, как сладко, как увлекательно!" ~ Стерлинг Сигрейв, "Династия Сун".

История знает немало примеров, живописующих приношения на алтарь красоты - от хладнокровно накладываемых румян на основе мышьяка или свинца, до невообразимо садистского пирсинга и еще больших крайностей в сфере модификации тела. Один из самых диких - тысячелетний обычай ломать и перевязывать ноги китаянок, чтобы они вмещались в изящные туфельки в форме лилий или лотосов.

КУЛЬТУРНОЕ И СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Примерно тысячу лет в Китае изувеченные, зато миниатюрные стопы считались верхом эротичности, а "лотосовая походка" - девушки вынуждены были передвигаться мелкими "жеманными" шажками и все равно были весьма неустойчивы - не только возбуждала мужчин, но и делала сексуальную анатомию "более сладострастной и чувственной" в их представлении. Во времена династии Цин в ходу было "любовное руководство", подробно описывающее 48 различных способов ласкать лотосовые ножки.

Тем не менее, даже в постели, будучи в остальном совершенно обнаженными, женщины (так и хочется добавить - несчастные) не снимали полотняные бинты и носили специальные тапочки, скрывающие деформированные конечности. Привлекательность нивелировалась тем, что было скрыто от посторонних глаз. Известная цитата Фен Сюаня гласит: "Если вы снимете обувь и полотно, эстетика будет уничтожена навсегда".

Влияние перевязанных ног китаянок простиралось далеко за пределы спальни - хотя практика была, несомненно, орудием мужского доминирования, помогая обеспечить целомудрие жены. Дамы высших сословий, у которых, буквально, были связаны ноги, не могли свободно участвовать в жизни общества - пойти, к примеру, на обычную прогулку. Они постоянно нуждались в физической поддержке и не могли самостоятельно передвигаться на значительные расстояния, что держало их в зависимости от семьи, от воли окружающих людей.

Культура и традиции - основа китайского мировоззрения, поэтому женщины сами стремились к лотосовым ножкам, полагая, что это способствует здоровью и рождаемости, несмотря на сокрушительную и долговременную боль, которую приходилось ради этого переносить. В сущности, биологический недостаток превратился в социальное преимущество, повышая шансы выйти удачно замуж. Девушка, пусть и высшего сословия, при наличии ног нормального размера могла рассчитывать разве что на брак с представителем менее престижного класса, а дама более низкого социального статуса рисковала и вовсе быть проданной в услужение.

"Тысячи ведер слез ждут ту, кто увязывает ноги". ~ Старая поговорка

Девочкам от двух до пяти лет, которым "повезло", предстоял невероятно болезненный процесс достижения идеала "женщины золотого лотоса". Ноги будущих красавиц погружали в теплую смягчающую смесь отваров трав с кровью животных и некоторое время массировали. Далее пальцы с силой подворачивали и туго перебинтовывали стопу, заключая ее в хлопковый бандаж.

Изначально мучительная, процедура продолжалась еще ужаснее: кости, удерживающие свод стопы, ломали и продолжали сдавливать ноги бинтами, добиваясь того, чтобы пальцы плотно прилегали к подошве, а основание большого пальца касалось пятки. Концы повязок плотно сшивались.

Затем бедные маленькие ножки регулярно распеленывали, промывали и мяли, снова и снова раскалывая сросшиеся было кости, сжимая их все плотнее. После перевязки девочка должна была сразу же встать и ходить, чтобы деформация усугублялась. Анестезию при этом не применяли.

Проделывали все это профессиональные "связывальщицы", либо старшие члены семьи, матерям ответственное дело не доверяли - опасались, что жалость помешает им ломать пальцы дочери как следует. Чем строже, тем лучше для достижения цели: размер ноги примерно 7,5 см. Процедуры занимали около двух лет, но ноги оставались связанными на всю жизнь.

Часто случались осложнения - от отеков и заполненных гноем язв на ранней стадии, до паралича и серьезных инфекций, таких, как гангрена. Для профилактики и лечения страдалицы окунали култышки в различные жидкости, начиная от туалетной воды и заканчивая мочой. Возврат к нормальной жизни был невозможен - если ноги оставались незабинтованными в течение длительного времени, боль становилась столь же сильной, как и на начальном этапе.

Предвестником кошмарной на взгляд современного человека практики стала временная тугая бинтовка ног танцовщиц; сегодня для этого балерины надевают пуанты. Примерно в 970 году нашей эры супруга императора Ли Ю династии Тан исполнила танец на пьедестале «золотой лотос», изящно обернув стопы шелком. Правитель и придворные были настолько очарованы красотой перфоманса, что имитация дизайнерской находки стала хорошим тоном.

Отсюда мода распространилась среди высших классов и, в конце концов, достигла всех слоев общества. Во время правления династии Сун (960 - 1276), положение женщин понизилось - у них стало меньше прав в контексте брака и семьи. Им перестали, как раньше, давать образование, лишили прав собственности и стали рассматривать как говорящий предмет обстановки. Искалеченные ноги только упрочили свой статус метода управления и контроля.

Несмотря на повсеместное применение, никогда не было однозначного представления о том, как должна выглядеть лотосовая ножка. Например, крестьяне и другие низшие классы были склонны связывать ноги девочкам постарше и не так сильно - они не должны были утратить мобильность, ведь на полях полно работы. Для женщин высшего общества применялись более экстремальные методики. Таким образом, деформация стоп, неустойчивость, боль и страдания стали нормой жизни китайских женщин на целое тысячелетие.

В 1911 году китайское правительство, наконец, объявило лотосовые ноги вне закона. Давление шло не только со стороны феминисток, но и всех образованных людей, обеспокоенных тем, как внешний мир воспринимает Китай. Даже после этого людям просвещенным пришлось потрудиться, чтобы обесценить веками укоренявшееся мнение о лотосовой ножке, как о прекрасном символе возвышенной эротичности. Конечности продолжали уродовать тайно.

Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так- существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами.

Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки- как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого они начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье".

Размеры "лотосовой ножки" стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили "лотосовых туфелек".

Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими "лотосовыми ножками".

Хотя бинтование ног являлось опасным -неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно- никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.

Хоть это и трудно представить европейцам, "лотосовая ножка" была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид "лотосовой ножки" мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения."Раздевание" такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять.

Этой китайской женщине сегодня 86 лет. Ее ноги искалечены заботливыми родителями, желающими своей дочери успешного замужества. Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), выяснилось, что традиции в Китае устойчивы, как нигде.

Как утверждают журналисты, которым доводилось беседовать с женщинами- большинство из них по-прежнему гордились своими бинтованными ногами.

О бинтовании ног в Китае. Кто-то считает, что эта тема избита, кто-то с каждой такой статьей открывает что-то новое для себя. И это верно. Много информации не бывает. Сегодня я хотел бы взглянуть на проблему маленьких ног в Китае с несколько необычной стороны — со стороны защитников этого обычая и сторонников мнения, что бинтование ног есть один из аспектов самобытной китайской культуры и не стоит относиться к нему, как к чему-то варварскому и ужасному.

Не так давно я в университете брал курс, который назывался “Китай до 1800 года”. Одна из особенностей западного образования состоит в том, что преподаватели всячески поощряют студентов мыслить критически и переосмысливать, казалось бы, непреложные истины. Этот курс не стал исключением. Одной из книг, которую мы проходили, была Every Step A Lotus: Shoes For Bound Feet (2001) профессора Колумбийского университета Дороти Ко.

Стоит оговориться, что профессор Ко является ведущим экспертом в гендерной истории Китая. Она рассматривает обычаи и традиции Азии в рамках феминизма и гендерной теории. Профессор Ко предлагает взглянуть на различные культурные практики с точки зрения эксплуатации женского тела и того, как эти практики отразились на роли женщин в обществе. Все мы, читая истории о бинтовании ног в Китае, содрогаемся и морщимся. Еще бы, садистские подробности, смакующие описания этой «антропологической диковинки», изобилующие сломанными костями, кровью, гноем и вонью, вполне могут составить конкуренцию трешевым фильмам ужасов в стиле «Атака помидоров-мутантов» и «Месть человека-угря и его друга Сосиски».

И всё вроде бы верно, чего переть против правды, всё же по большому счету так и было. Да, было, и даже относительно недавно – до середины ХХ-го века, — переломанные кости, ужасный запах от разбинтованных ног, летальные исходы. Однако можно задать себе вопрос: неужели на протяжении веков в Китае все матери и отцы были садистами и получали удовольствие от этой ужасной процедуры над собственными детьми? Неужели в этом была абсолютная необходимость и без этой добровольной пытки все женщины были обречены оставаться старыми девами? Если бы все женщины резко воспротивились этому, неужели нельзя было бы отменить эту традицию?». Наверное, не особенно-то и хотели…

Так вот, в своей книге Дороти Ко как раз рассматривает ситуацию с этой точки зрения. Я нашел ее достаточно интересной, аргументированной, опирающейся на здравый смысл и однозначно достойной на существование. Начать следует с того, что вся кутерьма вокруг процесса бинтовки ног была растиражирована западными медиа, и «лотосовые ножки» остаются в сознании обывателей символом подавления китайских женщин и их угнетённого положения в обществе. Однако Ко подчеркивает, что в эпоху Тан бинтованные ноги в восприятии китайцев того времени подчеркивали грацию и красоту их обладательниц.

Наибольшей заботой любой семьи в Китае было удачное замужество дочерей. Замужество или женитьба рассматривались как социальный контракт между семьями. Так вот, Ко говорит, что матери были крайне заинтересованы в том, чтобы выдать дочерей замуж наиболее удачным образом, то есть, за представителя хорошей семьи. Короче говоря, важно было сделать девочку как можно более привлекательной физически для жениха. А крохотные, кукольные ступни были эстетическим совершенством в глазах китайских мужчин, символом женственности и добропорядочности женщины, так же как и её определённого социально-экономического статуса. Мать должна была научить девочку быть женщиной в мужском мире и извлекать максимальную выгоду из своего положения. Для этого ей приходилось бинтовать ноги. Есть версия, что боль от бинтования ног должна была предвосхитить боль от деторождения. Сам этот процесс рассматривался как красивый и очень важный ритуал в жизни девочки, напоминающий один из этапов инициации у мальчиков в различных культурах. Для этого использовались невероятно красивые и дорогие принадлежности.

Процесс этот был крайне интимным. Обычно бабушки, мамы, другие родственницы и «сочувствующие» закрывались в комнате с девочкой, мыли ей ноги дорогими отварами и смазывали различными ароматными маслами. Мужчинам вход туда был строжайше запрещен. Обычно накануне процедуры матери смазывали ноги девочки специальными настоями, которые должны были ускорить процесс заживления, и распаривали кости, чтобы уменьшить боль. Обряд не рассматривался как болезненный урок, нацеленный на то, чтобы показать женщинам их место в обществе, как любят смотреть на это современные феминистки. Более того, Ко настаивает на том, что сама процедура бинтования ног не была обязательной, в отличие от маньчжурских косичек для мужчин. Дело, как говорится, было хозяйское: хочешь бинтуй, не хочешь — женись на бедном крестьянине и работай всю жизнь в деревне вместо того, чтобы передвигаться в паланкине и иметь кучу слуг. Хозяин – барин. Однако маленькие ступни были женским ключом к восхождению по социальной лестнице.

Ко указывает, что 24 августа в Сучжоу был праздничным днем и отмечался с большим размахом. Существовало поверье, что 24 августа отличный день для того, чтобы начать процесс бинтования. Если люди праздновали этот день, значит, они верили в его важность и рассматривали его скорее как нечто хорошее и важное в жизни, нежели что-то плохое. Женщины учили своих дочерей как делать туфли дома, это была семейная традиция. Весь ритуал рассматривался как нечто позитивное, а не как что-то болезненное и то, чего любящие матери хотели бы избежать для своих дочерей.

Однако также важно заметить, что женщины часто использовали хитрости и на самом деле их ноги был намного больше, чем выглядели со стороны. Известны случаи, когда женские ступни не были забинтованы вовсе, но со стороны выглядели, как бинтованные. Важно помнить, что мужья практически никогда не видели голых ступней своих жён. Они могли видеть все что угодно у женщины, но не голые ноги. Ноги считались самым главным и секретным, что есть у женщины, и мужчина не мог осквернить женщину прикосновением к её ногам. Это давало место для хитростей. Например, существовали туфли, с более высоким каблуком и подъёмом, которые визуально делали ногу маленькой за счет высокого подъёма и колодки. Туфли выглядели, как ботиночки, в которых было сложно увидеть, где заканчивается ступня, а где начинается голеностоп.

Китайские бинтованные ножки – это всего лишь один из исторических примеров проявления традиционной гендерной роли. А сколько их было и до сих пор есть во многих странах! Причём, даже в наше время и в гораздо более изуверских формах. Чего стоит одно только так называемое «женское обрезание», практикующееся повсеместно во многих странах Африки и Азии! От мужского обрезания женское отличается так же, как стрижка ногтей — от ампутации. И вправе ли мы обвинять средневековое китайское общество в жестокости и косности мышления, если наш современник, некий доктор (!!!) Нахид Тобия в своей книге «Женщина в арабском мире» пишет буквально следующее: «Потеря гениталий – не такая уж дорогая цена, чтобы удачно выйти замуж» ?! И традиция эта настолько живуча, что даже иммигрировав в такие развитые и социально безопасные страны, как Великобритания, Франция, Германия и США, выходцы из этих стран продолжают ухитряться практиковать эту, зверскую с точки зрения Запада, процедуру, несмотря на то, что она официально запрещена в этих странах. Неужели бедных детей и юных девушек волокут насильно, сковав цепями, к пыточным столам? Осмелюсь предположить, что данная процедура, несмотря на её очевидную болезненность и возможные жуткие последствия, всё-таки кажется самим жертвам благом, сулящим заманчивые выгоды, перевешивающие в их сознании временную боль. И именно поэтому они не бегут в полицию с истошными криками: «Помогите! Убивают!», а сами соглашаются на это испытание.

Не поймите меня превратно! Я не одобряю все эти членовредительские практики. Я всего лишь провожу антропологические параллели. А как вы относитесь к деформации черепа у младенцев в некоторых племенах на территории Африки, Латинской Америки и даже, подумать страшно, у древних сарматов на территории Крыма? Или к ещё одному «милому» обычаю народов, проживающих на территории Мьянмы и Таиланда, — удлинять шею женщин с помощью металлических обручей для создания «эстетического наслаждения» у местных мужчин – экстаз под местным названием «шея жирафа»! Если потом, через несколько лет ношения таких «украшений» у женщины снять эти «бусы», её шея просто сломается, так как атрофировавшиеся к тому времени мышцы будут не в состоянии поддерживать на весу такую длинную шею.

Как итог всего вышесказанного, хотелось бы сказать следующее. И женщины, и мужчины всегда и в любом обществе стремились быть сексуально и матримониально привлекательными друг для друга. Думаю, что и для современных западных женщин ношение шпилек, обтягивающих юбок и тесных лифчиков не является апофеозом комфорта и наслаждения, иначе они бы и дома, в одиночестве, носили бы то же самое. Никто не спорит, что обычай бинтования ног в Китае был не самым гуманным. Однако для того чтобы делать выводы о чем -либо, нужно посмотреть на проблему с разных сторон. Уметь учитывать аргументы и контраргументы. В отношении исторического явления бинтования ног, важно взглянуть на вопрос с точки зрения женщин, и женщин не современных, а живших в те времена и с теми реалиями. Нельзя к одной эпохе и культуре применять стандарты других и судить иную культуру через призму своей. Судить и делать выводы о культуре может только носитель этой культуры, но никак не аутсайдер и чужак, ибо он не видит всей картины и не в силах ее осознать. Так и тут, важно понимать и уважать точку зрения, что, возможно, женщины Китая того времени не рассматривали акт бинтования как нечто варварское и унизительное, нацеленное на то, чтобы покалечить их. Имеет смысл пересмотреть привычное, пренебрежительное, отношение к практике бинтования ног, и взглянуть на это явление под другим углом, для более детального анализа и суждения.

Дороти Ко заканчивает свою книгу фразой: «Я абсолютно убеждена в том, что нам следует воспринимать бинтование ног не как бессмысленный акт нанесения увечий, а осознанную практику, преследующую ясные цели в глазах самих женщин.»