Конспект нод по аппликации на тему масленица. Тематическая неделя "масленица" в подготовительной к школе группе детского сада

Конспект НОД "Лакомка" для детского сада. Старшая группа

Автор : Жабина Ирина Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 28", г. Новомосковск, Тульской области.

Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста "Лакомка".

Описание : Данный материал предложен воспитателям ДОУ, работающим по теме "Приобщение детей к русской народной культуре".
Цель : формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.
Задачи :
- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;
- выявить знания детей об основном занятии русских крестьян - земледелии, видах полевых работ;
- продолжать формировать навыки работы с солёным тестом, соломой;
- развивать связную речь, память, внимание, воображение;
- воспитывать доброжелательность;
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
Предварительная работа :
беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство со старинными орудиями труда, видами полевых работ; проведение опытов по проращиванию зерновых культур; лепка поделок из солёного теста, знакомство с изготовлением куклы из соломы.
Оборудование :
интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).
1.Организационный момент
Воспитатель : Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "здравствуйте"?
Дети : Говоря по обычаю "здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.
"Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго".
Воспитатель : На этой неделе слово "здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему?
Дети : Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.
Воспитатель : Какой сегодня день недели? Что он означает?
Дети : Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной.
Воспитатель : Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.
Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают :
"Ой, ты печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси."
2.Беседа
Воспитатель : Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком, вспомним как люди в старину жили (дети садятся на лавки перед печкой ). Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут". Расскажите, когда начинали пахать землю.
Дети : Ранней весной, когда снег растает.
Воспитатель : А чем пахали, покажите картинку.
Дети : Землю пахали сохой, а помогала лошадь. (ребёнок ищет картинку с изображением сохи и кладёт на ковёр ).
Воспитатель : Давайте мальчики выберут землю для посевов (мальчики пробуют землю в ящиках на ощупь из трёх ящиков, выбирают, моют руки )
Воспитатель : Почему выбрали эту землю?(потому что она и не рассыпается в пыль, и не очень влажная ) Вспахали землю, а можно ли сеять?
Дети : Нет, ещё рано, надо бороной пройти по полю несколько раз (показывают картинку )
Воспитатель : Пусть девочки помогут измельчить землю (девочки рыхлят землю палочками ).
Землю подготовили, пора и сеять. Какое зерно сеяли на Руси?
Дети : Чаще всего сеяли рожь, гречиху, горох. Сеял отец или дедушка, выходил в поле с лукошком (ищут картинку с лукошком ).
Воспитатель : Посмотрите внимательно, что я для посевов припасла? (дети называют культуры ). Давайте выберем зёрна ржи и посеем (сеют рожь в ящик с землёй ). Посеяли. Что теперь делать? Ждать. Маленькие дети всегда старались помочь взрослым вырастить урожай. Что необходимо для роста растений, их роста? (тепло, свет, вода ).Если целыми днями светит жаркое солнце, это хорошо или плохо для растений и почему? (плохо, потому что солнце высушивает землю, урожай может погибнуть ). Давайте попрыгаем и позовём дождик.
Закличка
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться.
Запись "шум дождя"
Воспитатель :
Но, когда всё время идёт дождь, тоже плохо, почему? (загниют корни у растений ) Что поможет? (солнышко).
Хоровод-закличка "Солнышко"
"Солнышко, высвети! Красное,выблесни!
Мы на нивку идём, мы серпочки несём.
Будем жито жать, тебя в гости ждать."
Воспитатель : Вот и дождь закончился, слышите, птицы запели.
Запись "пение птиц"
Выросла рожь, какие орудия труда были нужны, чтобы собрать урожай и муку намолоть (нужны серп, цеп, жернова ).
Дети ищут картинки.
Давайте песню заведём, урожай весь соберём.
Песня-хоровод "А кто с нами?"
Воспитатель : Как много сил надо приложить,чтобы вырастить хлеб. Что-то мы с вами заговорились, пора и за дело приниматься, к "лакомке" готовиться. Девочки мне помогут каравай украшать, а мальчики всем на потеху масленицу из соломы свяжут.
3.Продуктивная деятельность
Девочки украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. Мальчики делают чучело Масленицы, девочки помогают её нарядить. Каравай "ставят" в печь, соломенную Масленицу сажают у печи.
4.Итог
Воспитатель : Пока печётся каравай, Масленице нашей дорогой песню весёлую споём.
Песня "Маслена- маслёна"
Воспитатель держит карусель, дети - за ленточки, ходят по кругу и поют.
Воспитатель: По обычаю на Масленицу все просили прощения друг у друга, возьмёмся крепко за руки, посмотрим ласково друг на друга и скажем " Бог прощает и мы простим" (дети говорят хором ).
Ой, как вкусно пахнет, наш каравай поспел, угощайтесь! (воспитатель достаёт из печки угощение для детей - каравай ).

Используемая литература:
Российский Этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.-192с., ил.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.- 3-е изд., перераб. и дополн.- СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.- 400 с., ил.

Конспект занятия

по адаптационной образовательной программе: « Живая глина»,

срок реализации программы – два года.

Объединение: «Калейдоскоп»

Возраст детей от 8 до 15 лет

Дата 27.02.2014г.

Раздел программы: «Декоративный рельеф» (14 часов)

Тема занятия: « Изготовление солнца – символа масленицы».(2часа)

Цели занятия: закрепление навыков лепки декоративного рельефа

Задачи занятия:

Обучающие:

Формировать правильные приёмы лепки;

Закрепить навыки и умения лепки декоративного рельефа при помощи стека и «налепа»;

Учить применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке.

Развивающие:

Развивать интерес к лепке;

Развивать креативность мышления, мелкую моторику кистей рук;

Развивать умение создавать образ по указанной теме.

Воспитательные:

Приобщать детей к русским традициям через знакомство с праздником масленица;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

Вырабатывать соблюдение правил безопасности при работе.

Методы обучения:

Словесный метод (беседа);

Наглядный метод (демонстрационный материал);

Практический метод (индивидуальная практическая работа)

Используемые технологии:

Элементы игровой технологии (дидактическая игра);

Личностно-ориентированные (индивидуальная работа);

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

Фронтальная;

Работа по подгруппам;

Индивидуальная практическая работа.

Реальный результат:

- научились выполнять декоративный рельеф при помощи налепного узора;

Познакомились с традициями празднования масленицы;

Проявят умение планировать совместную деятельность;

Смогут воплотить художественный замысел;

Оценить свою работу и работу других.

Материалы к занятию:

Предварительная работа:

Просмотр презентации о масленице;

Дидактическая игра;

Повторение правил техники безопасности;

Обсуждение этапов работы по технологической карте.

Демонстрационный материал:

Образец;

Презентация;

Символические изображения солнца.

Раздаточный материал:

Технологические карты;

Соленое тесто 3-ех цветов: красное, оранжевое, желтое;

Фольга;

Стеки, кисть;

Стаканчики с водой;

Штампы.

Ход занятия:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала занятия – тема, цель занятия;

2. Подготовка к основному этапу занятия – объяснение, рассказ педагога;

3.Усвоение знаний и способов действий – показ приёмов

изображения.

4.Проверка домашнего задания.

5.Техника безопасности на занятии для обучающихся.

Динамическая пауза.

6. Первичная проверка знаний:

Опрос детей;

Закрепление знаний и способов действий;

7.Пальчиковая гимнастика.

8.Практическая деятельность обучающихся

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; индивидуальный подход к каждому обучающимся на занятии.

9. Подведение итогов занятия-

Анализ деятельности детей педагогом, самими обучающимися; возможна выставка работ.

1 0. Рефлексия.

2мин.

8мин.

6мин.

4мин.

3 мин.

7мин.

3мин.

45мин.

8мин.

4мин.

1) Приветствует всех присутствующих. Для сообщения темы занятия, привлечения внимания детей загадывает загадку про масленицу.

-Как вы думаете, о каком празднике идет речь?

Всю неделю отдыхаем, Слайд №1
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем

Правильно! Это Масленица.

2) Предлагаю вашему вниманию презентацию, из которой вы узнаете подробнее об этом народном празднике.

-Демонстрация презентации.

Масленица справляется за семь недель до Пасхи

Самым главным на Руси был Бог солнца – Ярило.

От света и тепла зависела жизнь людей на земле.

Всю длинную, холодную зиму люди мечтали о тёплом летнем солнышке, зелёной травке.

И вот к концу зимы они просили поскорее растопить снег и лёд, согреть землю Бога солнца- Ярило.

Сайт №3

В каждом доме пекли румяные блины, похожие на солнышко, ели их с маслом, угощали соседей.

Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус.

А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! Слайд№4

Вопросы для закрепления: Слайд№13

-Назовите традиционное угощение на праздничном столе?

-Почему выбрано это угощение?

-Каким ритуальным обрядом заканчивается празднование Масленицы?

Тема занятия: Изготовление солнца-символа Масленицы Слайд№14

Дидактическая игра «Солнечный наряд»Слайд№15

1. Обсуждение эскизов, символических изображений солнца . Конструирование модели солнышка. Сравнение двух моделей.

-Какая геометрическая фигура лежит в основе всех представленных изображений солнца?

- Какой формы можно изобразить лучики солнца?

-Какие дополнительными деталями украшены изображения солнца?

-Какие цвета были использованы при изображении солнца?

Повторение понятий: рельеф, барельеф, горельеф, декоративный рельеф.

Вопросы для проверки знаний по изученному материалу:

-Что такое рельеф?

-Что означает словосочетание « декоративный рельеф»?

Инструкция по техники безопасности с элементами игры . Слайд№18

Игра-разминка «Правда или нет?»

1.Правда или нет?

-что материалы и инструменты должны быть разбросаны на рабочем столе? (Нет!)

2. Правда или нет?

-при лепке из солёного теста надо надевать специальную одежду? (Да!)

3.Правда или нет?

-Что во время работы можно вертеться и мешать соседу по парте? (Нет!)

4. Правда или нет?

-Что нельзя допускать попадание солёного теста в глаза? (Да!)

5. Правда или нет?

-Что если у вас есть ранки на пальцах рук, то не надо их заклеивать их пластырем? (Нет!)

6. Правда или нет?

- Что нужно убирать свое рабочее место после окончания работы?

1. Анализ технологии выполнения декоративного рельефа: Анализ образца

-Какой способ выполнения рельефа использовался при выполнении представленного образца?

-Этапы выполнения декоративного рельефа:

(Презентация, технологическая карта.)

Необходимые материалы и инструменты: Слайд№19

1.Из кусочка теста формируем шарик. Слайд№20

2.Расплющиваем шарик так, чтобы получился круг толщиной 1 см. Слайд№21

3. Полученный круг приклеиваем на тестовую основу при помощи воды. Слайд№22

4. Возьмём тесто другого цвета и разделим его на равные части по количеству лучиков. Слайд№23

5. Из полученных заготовок формируем лучики и приклеиваем по контуру солнышка. Слайд№24

6.Используя технику «налепа» декорируем солнышко деталями: глазками, носиком, щечками, и ротиком. Слайд№25

7.Добавляем необходимые декоративные детали: украшаем лучики, добавляем челку, кудряшки, веснушки. Слайд№26

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» . Слайд№27

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Выполнение декоративного рельефа

1. лепка рельефа, поэтапная работа;
2. деталировка;
3. завершающий этап

Текущий инструктаж
коррекция работ учащихся, демонстрация правильных вариантов выполнения операций, поощрение.

а) просмотр и анализ работ б) оценивание работы

Заключительный инструктаж. Слайд№28

-Какие чувства вы испытываете, глядя на свои солнышки?

-В чем были затруднения?

- Как их исправить?

- Предлагаю ребятам выбрать солнышко (весёлое, безразличное, грустное) и оценить своё впечатление от сегодняшнего занятия .

1) Разгадывают загадку.

Это Масленица

2) Чтение слайдов.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.Слайд№5
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!Слайд№6
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!Слайд№7
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.Слайд№8

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.Слайд№9
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!Слайд№10
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...Слайд№11
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!Слайд№12

Просматривают презентацию и отвечают на поставленные вопросы.

Блины.

Блин – символ солнца.

Сжиганием обрядовой куклы на костре.

Выполняют задание по группам. Собирают модель солнышка из предложенных деталей.

Анализируют получившиеся модели, отвечая на

вопросы.

Круг.

Завитки, жгутики, лепестки, кружки.

Чёлки различной формы, веснушки.

Желтый, оранжевый, красный.

1.Отвечают на поставленные вопросы.

Рельеф - это один из основных видов скульптуры, в котором объемное изображение располагается на плоскости и составляет с этой плоскостью единое целое. Слайд№16

Декоративный рельеф это выпуклое изображение на плоскости, служащее для украшения Слайд№17

Встают из-за парт, отвечают на поставленные вопросы. При положительном ответе машут руками, а при отрицательном – топают ногами.

Просмотр презентации.

Анализируют образец и технологическую карту.

При выполнении работы используется способ налепного узора – «налепа».

Выполняют разминку.

Поэтапное выполнение работы.

Самостоятельное творчество по отделке и украшению изделия.

Обмениваются работами и оценивают работы друг друга.

Отмечают положительные моменты в работе.

Высказываются по поводу допущенных ошибок.

Отвечают на поставленные вопросы, подводят итог занятия.

Выбирают солнышко соответственно своему настроению.

Задачи: расширять представление детей о русских народных обычаях; формировать умение передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы; умение работать аккуратно; вызвать желание делать что-то для других.

Материалы: пластилин, доски для лепки, иллюстрации по теме «Масленичная неделя», кукла –Катя.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Воспитатель: (рассказ сопровождается показам иллюстраций в альбоме «Масленица»)

Совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.

Как в пословице говорится:

"Без блинов не Масленица".

"Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Воспитатель: -Ребята, а теперь поиграем.

Подвижная игра «Яблочко»

2. Стук в дверь.

Воспитатель: -Кто то к нам пришел. (воспитатель вносит в группу куклу –Катю)

Кукла-Катя: -Здравствуйте ребята! Меня зовут Катя. Вы знаете какой сейчас праздник? Правильно, Масленица. Чем в этот праздник угощают гостей хорошие хозяйки? Правильно блинами, ватрушками, пирогами, кренделями. Вы меня угостите?(ответы детей)

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и приступить к изготовлению угощений.(сопровождающая музыка)

4.Анализ.

Воспитатель:-Сколько много угощений вы приготовили для нашей гостьи, пойдемте угощать её. (Предложить каждому ребенку рассказать, что он приготовил для куклы). Молодцы ребята, вы сегодня все постарались, кукле – Кате очень понравились ваши лакомства.(Кукла прощается с детьми)

Конспект занятия по рисованию в средней группе.(воспитатель Бусуек Т.И.)

Тема: «Масленица»

Задачи: познакомить детей с традицией проведения старинного праздника; закреплять приемы рисования кистью и красками; развивать творческие способности у детей.

Материалы: Иллюстрации с изображением Масленицы, альбомный лист, акварельные краски, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Воспитатель: ребята, а вы знаете как делают Масленицу? Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы. А вот как можно нарисовать Масленицу.(дети рассматривают иллюстрации с изображением Масленицы)

Наша Масленица годовая,

Она гостинка дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комоньях разъезжает,

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Про Масленицу говорили:

Душа ты наша Масленица!

Сахарны твои уста,

Сладка твоя речь!

Приезжай к нам в блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

2. Предложить детям нарисовать Масленицу.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Анализ. Выставка работ детей.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье - бытье, а Масленица.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Госпожа Масленица.


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.

Ход занятия:

Воспитатель переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т.п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.


- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, салома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.


Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель: Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.


Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.


Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!

Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.

Привет, друзья и случайные читатели моего блога! С вами Сухих Татьяна у меня сегодня блинный день. Представляю вам мои мысли на тему: «Аппликация. Масленица». Это традиционный сюжет для занятий по изобразительному искусству в детсаду. Масленицу мы рисуем, лепим, вырезаем, мастерим и, конечно, празднуем.

Интересно, как в ваших краях проходит этот веселый и длительный праздник? Печете блины? Возможно, в вашем городе или деревне организовывают народные гулянья? Расскажите, это безумно интересно!

Почему я заговорила о масленице летом??? Вопрос конечно интересный, да просто, купила молоко, а оно скисло. Напекла блинчиков и мысль пришла, а почему бы не написать статью на эту тему.

Итак, чтобы провести интересное и познавательное занятие по аппликации «Масленица», требуется подготовка. А для этого нам нужно иметь на вооружении тематические пособия.

«УчМаг» подготовил удобный электронный календарь, посвященный главным зимним праздникам: Рождеству, Новому году и Масленице. Здесь есть увлекательные сценарии и музыкальное сопровождение. Если хотите устроить для деток необычное зимнее развлечение, этот компакт-диск поможет вам.

Чтобы веселье принесло пользу, нужно подготовить немного познавательного материала, чтобы дети знали наши обычаи и понимали смысл праздников.

«OZON.RU»предлагает несколько отличных книжечек, например: «Детям о Масленице» – это сборник притч, рассказов, стихотворений об этом зимнем «вкусном» празднике.Тематическая аппликация в саду «Масленица» пройдет очень интересно, если развлечь деток какой-то занимательной историей.

Для семейного празднования пригодится книга «Широкая Масленица. Обычаи, православные традиции, рецепты» – это целое руководство о том, как правильно отмечать дни праздничной недели, подаются интересные сведения о верованиях, а также разнообразные рецепты вкуснейших блинов.

А какие могут быть праздники без музыки? Сборник веселой народной музыки «Русский фольклор для малышей. Праздники» сделает ваши мероприятия незабываемыми и поистине волшебными.

Как провести занятие по аппликации в разных возрастных группах?

Хотите, чтобы аппликация на тему: «Масленица» прошла весело и увлекательно, нужно учитывать возможности ребенка. Поскольку я вижу, что мой блог в основном читают родители, то советы я даю, прежде всего, исходя из своего опыта педагога.

Итак, младшая группа только-только знакомится с возможностями этого вида творчества, ножницы пока деткам не даем, они могут лишь приклеить одну-две детали на заготовку. Например, без чего не обходится Масленица? Без блинов! Берем шаблоны небольших сковородок, обводим по контуру, вырезаем из бумаги и предлагаем детям приклеить к сковороде «блинчики» тоже из бумаги. Аппликации можно дополнить, дорисовав на «блинах» смайлик.


Средняя группа осилит более тонкую работу, но пока еще тоже без ножниц: один из символов праздника – солнце, которое мы делаем с детьми. Берется желтый круг и к нему приклеиваются лучики – полоски бумаги. Если просто приклеить полоски сможет и младшая группа, то «среднячки» должны сделать так: сначала приклеиваем полоски по окружности с одной стороны, потом заготовку переворачиваем на обратную сторону и полоски другим концом приклеиваем к обратной стороне. Получаются петельки.

Можно еще приклеивать нитки, ленты. Будет очень красиво! В принципе, малыши этого возраста могут наклеить детали в любом количестве, если показать им образец. Так что, пусть дети сделают простую фигурку чучела масленицы из полосок бумаги – это платье, круг – лицо, треугольник – платок.

Аппликация на тему «Масленица» в старшей группе может быть сложнее. Так, дети уже умеют работать ножницами и способны вырезать детали самостоятельно. Для солнышка они нарезают полоски сами, чтобы сделать круг, можно использовать шаблон. Но наряду с простыми фигурками, детям под силу более сложная аппликация – кукла Масленица. Ребята этого возраста отлично знают все простые геометрические фигуры, но пока не умеют вырезать сложные детали. Поэтому можно сделать символичное чучело из треугольников, квадратов, круга, прямоугольников.

При этом дети могут сами выбирать цвет деталей, получается очень красочная и забавная кукла!

Старшая и подготовительная группы — усложняем задачу!

Старшая группа может использовать разные материалы для аппликации. Так, лучи солнышка можно сделать из зубочисток. Их приклеиваем на одну сторону бумажного круга по окружности, а сверху приклеиваем еще один круг.

Куклу можно частично сделать из ткани, гофрированной бумаги, ленточек. Для сюжетно-ролевой игры «Приглашаем гостей на блины» детки могут вырезать много-много блинчиков и раскрасить их под цвет «начинки».

Подготовительная группа – это дети вполне самостоятельные. Они мастерски владеют ножницами, кисточкой для клея и способны создавать сложные композиции. Для них воспитатели устраивают целые костюмированные представления с песнями, ритуалами и угощением. Воодушевленные таким образом ребята, с большим запалом делают интересные творческие поделки.


Конспект занятия по аппликации «Масленица» для старших детей должен включать обязательную предысторию о том, что это за праздник, каков его смысл. Не стоит, однако, углубляться в историю возникновения, тем более, что это очень древняя языческая традиция. Если почитать исторические сведения, то иногда волосы дыбом встают, что вытворяли наши предки, провожая зиму! Ребятам достаточно знать, что народные гулянья по поводу проводов зимы продолжались неделю, и каждый день что-то символизировал.

Подготовительная работа со стороны воспитателя заключается в том, что он должен так подать информацию, чтобы она уложилась у ребят в голове и закрепилась. Не стоит запутывать дошкольников ненужными подробностями, им достаточно общих сведений.