Конспект НОД «Зимушка-Зима» с использованием технологии проблемного обучения по познавательной деятельности в старшей группе. НОД с использованием современных педагогических технологий

Цели:

Образовательные: Дать представления о злаках (пшеница, рожь, ячмень). Закрепить знания о том, откуда берётся хлеб и хлебобулочные изделия (сажают зерно, вырастают колосья, убирают урожай, из зерна мелят муку, из муки делают тесто, пекут хлеб). Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе, опираясь на модели. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание). Закреплять умение работать с солёным тестом.

Развивающие: Развивать любознательность детей, внимание, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Развивать умение координировать речь с движением. Развивать общую моторику рук и моторику пальцев.

Воспитательные: Способствовать уважительному отношению к хлебу. Воспитывать уважение к труженикам полей.

Материал к НОД:

Колоски пшеницы, иллюстрации «Как хлеб на стол пришёл», «Хлебобулочные изделия», системный оператор, стакан с водой, соломина пшеницы, карточки — модели поговорок о хлебе, прозрачные мешочки с зерном, мукой, тестом, кусочком хлеба, гренками (по 2). Диск с записью «Расти, колосок» (муз. Ю. Чичкова), тарелки с цифрами 1-5 (2 комплекта). Солёное тесто, стеки, салфетки.

Ребята, сегодня девочки хотели поиграть на нашей кухне и обнаружили, что оттуда исчезли все хлебобулочные изделия. Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия были у нас на кухне и чего не стало. А поможет нам это сделать наш мячик. Я буду бросать вам мяч и тот, у кого он окажется, назовёт хлебобулочное изделие и скажет о том, что его не стало. Например, был хлеб — не стало хлеба.

Игра с мячом «Чего не стало»

(хлеб, батон, булочки, рогалик, крендель, пирог, печенье, сушки).

— Вот таких хлебобулочных изделий у нас не стало. Как же нам решить эту проблему? (поискать, куда они могли деться, купить, сделать самим).

Сегодня мы будем делать хлебобулочные изделия для нашей кухни сами, но сначала давайте вспомним, какой путь они проходят, прежде чем попадают к нам на стол. А поможет нам это сделать наш волшебный экран (системный оператор) и вот этот букет (колоски).

Посмотрите, что вы видите в букете? (пшеничные колоски)

Выберите из набора картинок картинку с пшеничным колоском. (дети выбирают из набора картинок картинку с пшеничным колосом)

О пшеничном колоске мы будем сегодня говорить, поэтому положим эту картинку в центральный кармашек.

Давайте посмотрим, что есть у нашего колоска.

Колосок держится на стебле, который называется соломина.

Стебель соломина отличается от стеблей других растений тем, что он внутри пустой. Подумайте, как мы можем доказать, что соломина внутри пустая? (подуть в неё).

Предлагаю одному из детей подуть через соломину в стакан с водой.

Что вы видите? (пузырьки). Это через соломину выходит воздух, который мы выдыхаем. Значит, соломина пустая.

В колоске много зёрен (предлагаю найти картинки: колосок с соломиной, зёрна пшеницы. Выставляем под рассматриваемым колоском)

— Растения, у которых есть стебель-соломина и зёрна, называются злаками. Злаки бывают разные. Давайте посмотрим, колоски каких злаков есть ещё на наших картинках. (Дети выбирают картинки с ржаным и ячменным колосом, рассматриваем, ставим в кармашек над пшеничным колоском).

А теперь поговорим о том, как наш колосок вырос. И помогут нам в этом картинки. Как вы думаете, из чего появился колосок? (из зернышка).

Поставьте картинку с зерном слева от колоска. (Дети выставляют картинку)

Ребята, а где сеют зёрна? (на поле)

Найдите картинку, на которой изображено незасеянное поле.

Что изображено на этой картинке? (поле)

(Ставим картинку с полем в кармашек под зерном)

А какой транспорт помогает хлеборобам сеять зёрна? (трактор)

Что делает трактор? (пашет землю)

Правильно, трактор пашет и боронует землю, чтобы не было комочков и она стала рыхлой. В рыхлую землю сеют зёрна.

(Ставим картинку с трактором рядом с полем)

Ребята, а что нужно для того, чтобы зерна проросли? (тепло, вода, свет).

Тепло и свет даёт солнце, а воду — дожди. Светит солнышко, идут дожди, и зёрна начинают прорастать.

Давайте с вами представим, что мы — маленькие зёрнышки и покажем, как прорастают зёрнышки.

Физминутка:

Мы маленькие зёрна (присели)

Сидим пока в земле (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает (встаём)

И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)

Боимся непогоды:

Грозы, дождя и вьюг (наклоны)

Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)

Колосья там и тут.

Вот и выросли из зёрнышек колоски. Когда колоски созревают, на поле выезжают комбайны. (Ставим картинку с комбайном справа от колоска)

Что делают комбайны? (Комбайн срезает колосья и выколачивает из них зёрна).

Зерно сушат, а потом из него получают муку. (Картинку с мукой ставим под комбайн)

Из муки делают тесто, а из теста выпекают разные хлебобулочные изделия (выставляем картинки).

— А теперь давайте попробуем рассказать о нашем колоске.

(составляем рассказ с использованием системного оператора):

«Ранней весной выходят в поле трактора. Они пашут и рыхлят землю. Потом в землю сеют зёрна. Зёрна прорастают и появляются колоски. Выезжают в поле комбайны. Они срезают колоски и выколачивают из них зёрна. Из зёрен мелят муку. Из муки делают тесто и пекут из него хлеб и хлебобулочные изделия».

А сейчас мы поиграем в игру «Что сначала, что потом» . У нас будет 2 команды. Каждой команде надо разложить по тарелочкам то, что лежит в пакетиках, по порядку.

(у каждой команды по 5 прозрачных пакетиков, в которых лежат зёрна, мука, тесто, кусочек хлеба, гренки. На столе – тарелочки с цифрами от 1 до 5)

Проверяем выполнение задания каждой командой.

Русские люди всегда с уважением относились к хлебу. Про хлеб придумано много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

«Хлеб – всему голова»

«Нет хлеба – нет обеда»

«Много света — много хлеба»

Мы с вами заранее сделали солёное тесто. Давайте покажем, как мы это делали.

Игра – имитация «Месим тесто»

Воду наливали,

Муку засыпали,

Потом посолили,

Тесто замесили.

А сейчас посмотрите на картинки. Что на них изображено? (хлебобулочные изделия). Подумайте, какие хлебобулочные изделия из теста вы будете лепить.

Напоминаю различные приёмы лепки.

Дети выполняют работы под муз. Ю. Чичкова «Расти, колосок»

В конце рассматриваем с детьми изделия и оставляем сушиться, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к солнышку» для детей младшего возраста.

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества;
-формировать у детей представления об особенностях образа жизни белки зимой;
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание;
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.
Способы: арт-терапия, проблемные вопросы,
здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, самомассаж, дыхательная игра, психогимнастика.
Средства : игрушка-бельчонок, искусственные ёлочки, шишки в корзинке, орехи фундук, ведёрки с изображением белочек, модель солнца, прищепки, поднос, пшено.
Словарная работа: бельчонок, пасмурная, снежная погода, массаж, ласковое, лучистое солнышко. Организационный момент:
Все собрались?
Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянись,
Не зевай и не ленись.
-Ребята, какое время года наступило? (зима)
-А какая погода на улице? (холодно, пасмурно, дует ветер, идёт снег)
-Вы хотите сегодня прогуляться? (да)
-Ребята, давайте позовём солнышко, чтобы было теплее и веселее.
Солнышко-вёдрышко
Выгляни в окошко
Согрей, обогрей
Телят, ягнят
Ещё маленьких ребят.
- Не слышит солнышко. Давайте ещё раз его позовём. Опять никакого результата.
- Вы хотите пойти в гости к солнышку? (да)
- Живёт оно за лесом, за болотом. По пути будем выполнять разные упражнения, которые помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (да)

- Пойдём по тропинке. Смотрите, ребята, сугробов-то сколько! Давайте их перешагнём (перешагивание через сугробы)
- Пойдём по узкой тропинке через сугробы. Ступайте осторожно, чтобы не оступиться. Руки в сторону, спинку держим ровно (ходьба по дорожке)
- А теперь по кочкам (прыжки с кочки на кочку)
- Вот мы и добрались до леса. В нашем зимнем лесу снегопад. Снежинки падают и кружатся. Давайте поможем ветерку поиграть со снежинками.

Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»

-Смотрите, ребята, кто-то притаился под ёлочкой. Вы хотите узнать, кто это? (да)
-Тогда пойдём, посмотрим
/ребята встречают бельчонка/
-Ребята, вы узнали, что это за зверёк? (бельчонок)
-Давайте поздороваемся с ним и узнаем, почему бельчонок такой грустный
/здороваются/
-Что случилось, бельчонок? Почему ты грустишь?
Бельчонок
-Я жду маму. Очень замёрз и проголодался.
-Ребята, что же делать, как помочь бельчонку? (поиграть с ним, чтоб он нагрелся, покормить его)
-Надо что-то придумать. Посмотрите под ёлочкой лежат шишки. Как бы научить бельчонка греть лапки с помощью шишек? (сделать массаж)

Самомассаж с использованием шишек:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сосновая шишка нам колет ладошки.
Мы покатаем шишку немножко.
/дети берут по шишке и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями и в последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмичными движениями дотрагиваться до другой ладошки/
-Ну, что нагрелись ручки, а у бельчонка лапки? Дотроньтесь ладошками до щёчек. Какие ладошки? (тёплые)
-Значит, порядок.
-Ребята, теперь бельчонка надо накормить. Чем питаются бельчата? (орехами, грибами)
-Давайте покормим бельчонка орехами.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Покорми бельчонка»
/на столе ведёрки с изображением бельчат, орехи фундук. Дети берут орехи по одному и кладут в рот бельчатам/
Бельчонок:
-Спасибо, ребята. А куда вы идёте? (мы ищем солнышко)
-А для чего оно вам? (солнышко нужно, чтоб было тепло и светло)
-Ребята, а давайте для бельчонка нарисуем солнышко.

Рисование с помощью пшена на подносе «Солнышко лучистое»
-Какого цвета солнышко? (жёлтое)
-Какой формы? (круглое)
/дети сгребают манку ребром ладоней в кучу, придавая круглую форму, разравнивают ладошками/
-Лучики какие должны быть? (прямые и длинные)
-Каждый из вас нарисует по лучику
-Вот, бельчонок, какое лучистое солнышко получилось.
-Ребята, пока мы с вами гуляли по лесу, на небе выглянуло солнце. Оно, оказывается, пряталось за тучами
/воспитатель показывает детям солнце без лучиков/
-Ребята, но что-то с солнышком не так? Вы заметили ошибку? (оно без лучиков)
-Как же нам исправить это? (сделать лучики)
-Из чего же мы сможем сделать лучики? (из прищепок)
-Какого цвета прищепки будем использовать? (жёлтого)
/дети прикрепляют прищепки к модели солнца/


-Вот и солнышко. Давайте вместе с солнышком сделаем гимнастику для глаз. И бельчонка научим.

Гимнастика для глаз: «Солнышко»
Солнышко вставало, солнышко тучки считало.
Посмотрело вверх, посмотрело вниз,
Вправо, влево, глазками поморгало,
И закрыло глазки, не хочется солнышку просыпаться!
Но просыпаться надо.
Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось.
(Дети гладят себя по щекам).
Лучиками провело и погладило, и погладило.
(Дети гладят себя по голове).
-Хотите с солнышком поиграть? (да)

Подвижная игра «Солнышко» (2 раза)
Гори солнце ярче,
Лето будет жарче
А зима теплее
А весна милее.
/дети идут по кругу, взявшись за руки/
Раз, два, три, гори.
(хлопают в ладоши и разбегаются, а солнышко ловит).

Ребята, нам нужно возвращаться с прогулки. Давайте попрощаемся с бельчонком (до свидания).
- Вам понравилось гулять? (да)
- Давайте вспомним, к кому мы сегодня ходили в гости (к солнышку)
- Кому помогли в пути? (бельчонку)
- Чем мы ему помогли? (накормили и помогли погреться)
- Какое настроение у нас было, когда солнышка не было в небе? (грустное)
- А когда солнышко засияло в небе, как изменилось наше настроение? (мы стали весёлыми)
- Что вам больше всего запомнилось? /дети делятся впечатлениями/
- Молодцы, ребята. Во время прогулки мы получили заряд бодрости, хорошее настроение и даже укрепили своё здоровье.
А сейчас мы пойдем с вами в группу и нарисуем солнышко красками.

Конспект (НОД) по развитию речи "Домашние животные. Путешествие в деревню"(старший дошкольный возраст)

Тема: "Домашние животные. Путешествие в деревню" (старший дошкольный возраст)
Тихоненко Наталья Александровна. воспитатель МАДОУ "Катюша" ЯНАО, г. Лабытнанги
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется: между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей.
Задачи:
1.Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
2.Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них; заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Словарная работа: работать над словами «трудиться», «трудолюбивые»,
«нужные», «полезные».
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
Оборудование: Фотографии дедушки и бабушки; иллюстрация «Деревня»; картинки с изображением домашних животных и их детенышей: иллюстрация «Ферма»; игры; «Картинки перепутались», «Что за зверь», «Чем животные помогают людям», «Чудесные вещи»; схема для обучения рассказывания о животных; загадка; лист; фломастер.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Деревня»; составление рассказа описательного характера с использованием элементов ТРИЗА.
Последующая работа: Придумывание рассказов с использованием схемы о других домашних животных, зарисовывание детьми чудесного домашнего животного, придумывание других чудесных вещей, используя игру «Чудесные вещи» (ТРИЗ).
Ход занятия
I.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
1.Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика. Сказка «В гостях у бабушки и дедушки»
(проговаривание гласных звуков).
Скороговорка «Кто хочет разговаривать»
(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)
Воспитатель: Так как же мы должны разговаривать?
Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
II. Новая тема.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправится в путешествие.
Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий. Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в), дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь едем на поезде (ч-ч-ч). Вот и добрались.(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку «Деревня».
Воспитатель: Куда же мы с вами попали?
Дети: в деревню (село…)

Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами, где живем?
Дети: Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: А чем отличаются город от деревни?
Дети: Размером, строением домов…
Воспитатель: А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: В деревне чистый и свежий воздух
Воспитатель: А кто живет в деревне?
Дети: В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: Трудолюбивые люди.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: выращивают овощи на огороде,
Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»


(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
III. Закрепление.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: А вы, ребята любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: А что растет на полянке?
Дети: Трава, цветы…
Воспитатель: А какая травка?
Дети: Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: А кто живет на траве?
Дети: Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Физминутка «Кузнечики»
Воспитатель: У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.
(прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных )
Воспитатель: Что вы сейчас слушали?
Дети: Голоса животных – коровы, козы и т.д.
Воспитатель: Как мы можем назвать всех этих животных?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: А каких домашних животных вы еще знаете?
Дети: кошки, собаки…
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?
Дети: Домашние животное приносят людям пользу…
Воспитатель: А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру «Польза»
Игра «Польза»
(с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, а с другой – картинки, отображающие какую пользу они приносят человеку. Детям нужно отобрать нужные картинки и объяснить свой выбор)
Воспитатель: Кто самый внимательный из вас – кто заметил лишнего из животных?
Дети: Лишний был – медведь, так как он живет в лесу. Он – дикий зверь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят – «кормилица, матушка наша»?
Дети: Так говорят про корову.
Воспитатель: Почему так называют корову?
Дети: Потому что она дает молоко, а из молока делают творог, сметану, кефир, мороженое, сыр …
Воспитатель: А давайте порадуем дедушку с бабушкой и расскажем про их любимую корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема – подсказка.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а у нас с вами даже есть уже готовое чудесное животное, помните, мы его придумали в прошлый раз, когда собирались в гости к дедушке с бабушкой. Давайте же вспомним и расскажем дедушке с бабушкой, чем же оно чудесно это животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного


Дети: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое; туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка из шерсти вязала теплые вещи; хвост у него будет, как у собаки, чтобы оно виляло им, и было доброе и весело; ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать. А еще у этого животного будет вымя, чтобы оно давало молока. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
Игра «Хорошо – плохо» (технология ТРИЗ)
(игра на развитие творческого воображения, логики)
Воспитатель: Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?
Дети: (Ответы детей)
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).

Мозговая Валентина Владимировна
МБДОУ детский сад №40 "Пчелка", п.Щепкин
воспитатель

Конспект НОД по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

СКАЧАТЬ (презентация)

Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.

Ход занятия:

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка - это неживой предмет.

Игра «Данетка»

Д: Это книга?

В.: Нет

Д: Это игрушка?

В. : Да

Д.: Может кукла?

В. : Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В.: Да

Воспитатель снимает ткань.

В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Д.: Да.

В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

Уши у кого - длинней?

В огороде ест морковку и капустную листву,

удирать умеет ловко,

Если встретит вдруг лису...

Сильно глазками косит,

всех боится и дрожит...

Д.: Заяц

В.: Правильно. Молодцы ребята. Как в сказках называют зайца? (косой, трусишка, зайка-попрыгайка) А теперь давайте попытаемся описать зайку. Что вы можете сказать о его шерстке? (мягкая, пушистая, серая). Расскажите мне о хвосте зайца? (короткий, мягкий, пушистый). А что можно сказать о характере зайца? Какой он в сказках? (трусливый)

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

В. : Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
В. : А что плохого в дожде?
Д.: Можно заболеть

В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …

В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

В. : А, что у нас еще есть в сундучке? плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что здесь изображенно.

В: А какие сказки перепутались? Назовите их.

В : Верно. А что перепутано на картине?

В.: Вот и еще одно окошко открылось. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Слово наоборот»

— Весёлый — грустный,

— добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

Старый — молодой,

Сильный — слабый,

Здоровый — больной,

Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Могучий — слабый,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

В: Молодцы, теперь посмотрите на доску - «тени» сказочных персонажей, нам необходимо их разгадать.
Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

В: Всех героев вы узнали молодцы.

Физминутка «Волшебные растения»

Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д).

В : Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Д.: Хорошее.

В.: Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)

В.: Посмотрите, еще одно окошко открылось.

В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

Не площадь, а лес.

И встретила она медведя.

Не медведя, а волка.

В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта(Золушка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор
Айболит

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Ему надоело

Сидеть на окошке

И он покатился

В лес по дорожке.

(Колобок.)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же девочку ту звали?(Снегурочка)

Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Ко мне — перед, к лесу — зад!»

Топнет костяной ногой.

Звать бабулечку.... (Яга)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? — Вот вопрос.(Буратино)

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)

В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса очень благодарна вам за помощь, за старание, за любовь к русским народным сказкам и дарит вам подарки, предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома.

На этом наша сказка закончилась. Спасибо Вам за внимание! Приходите к нам еще!

2. Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Здоровье».

3. Раздел: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности.

4. Планируемый результат:

Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды.

Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Проектировочный компонент.

Работа педагога:

Цель: Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире.

1. Образовательная задача: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Обобщение представлений детей о свойствах воды и ее применении человеком.

2. Развивающая задача:

  • Развивать навыки рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
  • Развивать наблюдательность у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
  • Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

3. Воспитывающая задача: Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к воде, коммуникативные навыки.

4. Оздоровительная задача: Профилактика нарушения осанки с помощью смены поз, профилактика зрения, создание психоэмоциональной, комфортной обстановки в виде адекватной похвалы, конструктивным взаимодействием с детьми.

Оборудование: (материалы, инструментарий):

Прозрачные стаканчики с чистой водой, стеклянные шарики, салфетки, карточки с моделями свойств воды, фишки.

Предварительная работа: (интеграция образовательных областей).

- Чтение: «Большая детская энциклопедия дошкольника», «Волшебница вода» Н. Рыжова, сказка «Путешествие Капельки», загадки и пословицы о воде; стихи «Алёшка и снежок» Е. Андреева, «Трудолюбивая вода» В. Иванова, «Речка зимой» В. Фетисов, «Моряк» Е. Стеквашова, Н. Николаенко «Дождик душ», рассказ «Как люди речку обидели»; знакомство с пословицами, поговорками, загадками по теме.

- Коммуникация: Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой, беседа «Волшебница вода», рассказ «Лечение водой»,

проведение занятий «Необычное в обычном», беседа «Что мы знаем о воде?»

- Художественное творчество: Выполнить индивидуальные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы».Рисование «Круговорот воды в природе», «Природные водоёмы: болото, река, водопад».

- Познание: Опыты: «Снег легче воды», «Превращение в воду», «Вода нужна всем», «Вода не имеет вкуса» «Животворное свойство воды». Просмотр слайд-шоу «Водопады», «Водолазы».

- Безопасность: - Знакомство с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.

- Социализация: Создание экспериментальной лаборатории в группе, «Освобождение камней из ледяного плена», подвижные игры «Ручейки и река», «Водонос», «Снежинки-пушинки», пальчиковая игра «Ветер на море», физкультурная минутка «Снеговик», дидактическая игра «Моделируем свойства воды» - составление модели «Как человек воду использует», построение запруд в песочнице.

- Здоровье: - Формирование культурно-гигиенических навыков, привычку мыть руки, умываться.

- Музыка: Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».

- Труд: Формирование трудовых навыков в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место, полив комнатных растений, стирка белья, купание кукол.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме.

Подготовка к занятию: для каждого ребенка подготовлено рабочее место.

Методические приемы:

1. В информационно – рецептивный метод.

2. Словесный метод.

3. Репродуктивный метод.

4. Эвристический метод.

5. Исследовательский метод.

6. Метод проблемного изложения.

Организационный компонент:

НОД составлена в соответствии с СанПиНом. Учтено время занятия в соответствии с возрастными особенностями (30 мин). Оборудование соответствует возрасту детей, выполнена влажная уборка помещения,

расстояние детей от экрана в соответствии с нормами, освещение искусственное.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Воспитатель: - Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории» и узнают много интересного.

Мотивационный компонент:

1 часть «Ребус»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем работать по теме, которая спряталась вот в этом ребусе. Помогите мне разобраться, что же это? Дети отгадывают ребус.

А как вы догадались?

Правильно, это вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы поговорим о воде и её значении в нашей жизни, а также закрепим ее свойства.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: - А что такое вода? Вода - это жидкость.

Воспитатель поочередно размещает на доске карточки. Дети следят и отмечают фишками ту картинку, о котором свойстве идет беседа.

Ребенок: Что такое вода? Это жидкость из крана,

Это волны и шторм на морях- океанах.

И в красивой бутылке напиток в руке

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

2 часть. «Вода это жизнь»

Ребенок. Вода - это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Полную версию работы можно .