Праздник отдание пасхи в. Почему отдание Пасхи происходит до Вознесения Господня? С чем связана традиция освящения хлеба - артоса


Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских.

Сщмч. Моки́я. Сщмч. Ио́сифа, митр. Астраха́нского. Свт. Никоди́ма, архиеп. Се́рбского.

Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских, в соединении со службой Триоди .

Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду пред Вознесе́нием, во отда́ние Па́схи».

Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Сла́ва Святе́й…», поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем поется 103-й псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...». («Прииди́те, поклони́мся» не поется.) Совершается каждение всего храма.

По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й – 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На литии стихира храма. «Слава» – святых, глас 8-й: «Яко учи́телие нело́жнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Ра́дуйся, дво́ице свяще́нная…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу…», и прочее.

Календарные заметки:

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
При соединении служб отдания Пасхи и равноапостольных Мефодия и Кирилла можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова… во отдание Пасхи».

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Тро́ице Живонача́льней...», и глас 5-й: «Да ра́дуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, просвети́тели…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. «Пое́м же во вся́кой пе́сни тропа́рь о слепо́м по два́жды. Сла́ва – Тро́ичен, И ны́не – Богоро́дичен... Предпра́зднства же [Вознесения Господня] кано́н зде оставля́ется; и пое́м его́ во вто́рник напреди́» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе).

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просвети́телей на́ших…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...».

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно.

На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви...»; и святых, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем...».

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; и святых, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду...».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и святых: «В па́мять ве́чную...».

Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый...» (с поминовением святых равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 153–155; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 110–111.

Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

Подвижные и неподвижные праздники

Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» – это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Рождество Христово – 7 января
Богоявление или Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Церковные многодневные посты в 2017 году

Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
Петров пост или Апостольский пост: 12 июня – 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
«Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)

Красота пасхального быта

…Пасха прошла… уже «отдание»…

Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание… Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена ша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…

Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего… Но милость Божия – как бывает это нередко – дана была неожиданно, не по заслугам… Благодать есть «благодать», то есть не заслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать… Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов.. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней…

Попразднество Пасхи

«Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день «отдания» Пасхи) и, сверх того, вспоминает воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы». У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.

До «отдания» каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне «стихиры Пасхи» («Дa воскреснет Бог… Пасха красная…»), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон («Воскресения день…»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: «Христос воскресе…»

«Воскресение Христово…» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный «Плотию уснув» потом уже – празднуемой недели.

Так ясно празднуется «попразднество» воскресения Христова – тридцать девять дней! Это – совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней.

Потом, накануне Вознесения, совершается «отдaние» Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием.

Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии – прокимен «Сей дeнь…»; но «Апостол и Евангелие – дня».

А конец – «якоже указася и на самую Пасху…», «И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова воскресения».

Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, совершается,- в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.

И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…».

Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй – уже кресту и воскресению.

Верующие должны участвовать на службах.

По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».

И этот день отводится также делам милосердия.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя», – согласно повелению апостола Павла – и сберегает, сколько позволит ему состояние… (1 Кор. 16, 2-3).

Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, – с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению.

И почему этот день – способнее побудит нас к милостыне?

Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего – гораздо большего – благородства. Святой Златоуст – великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!

Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары…

Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним,- если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?

Не думаю! Слово Христово – истина!.. И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это – глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот – Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce» (Т. 2. С. 327).

«Бедные – врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою» (т. 3. С. 308).

«…Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… (Мф. 25, 34)» (Т. 4. С. 33).

«… Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами – и даже прежде них – творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше – милостыню. <…> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» (т. 7. С. 522).

Милостыня – важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). – Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста).

Господи! Дай нам не забыть это!

Митрополит Вениамин Федченков – Пасха. О праздниках и богослужениях православной церкви, Москва 2007


Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских.

Сщмч. Моки́я. Сщмч. Ио́сифа, митр. Астраха́нского. Свт. Никоди́ма, архиеп. Се́рбского.

Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских, в соединении со службой Триоди .

Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду пред Вознесе́нием, во отда́ние Па́схи».

Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Сла́ва Святе́й…», поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем поется 103-й псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...». («Прииди́те, поклони́мся» не поется.) Совершается каждение всего храма.

По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й – 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На литии стихира храма. «Слава» – святых, глас 8-й: «Яко учи́телие нело́жнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Ра́дуйся, дво́ице свяще́нная…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу…», и прочее.

Календарные заметки:

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
При соединении служб отдания Пасхи и равноапостольных Мефодия и Кирилла можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова… во отдание Пасхи».

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Тро́ице Живонача́льней...», и глас 5-й: «Да ра́дуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, просвети́тели…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя…» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. «Пое́м же во вся́кой пе́сни тропа́рь о слепо́м по два́жды. Сла́ва – Тро́ичен, И ны́не – Богоро́дичен... Предпра́зднства же [Вознесения Господня] кано́н зде оставля́ется; и пое́м его́ во вто́рник напреди́» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе).

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просвети́телей на́ших…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...».

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно.

На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви...»; и святых, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем...».

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; и святых, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду...».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и святых: «В па́мять ве́чную...».

Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый...» (с поминовением святых равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 153–155; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 110–111.

Вознесение Господне — один из двенадцати праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.

У праздника так называемая "плавающая" дата: она зависит от даты празднования Пасхи. В 2017 году Вознесение Господне приходится на четверг 25 мая.

История Вознесения Господня

Вознесение Иисуса Христа подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов, а также в окончании Евангелия от Марка.

В День Вознесения православные христиане вспоминают события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Христос не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения он собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил учеников и — как был, во плоти — вознесся на небо.

Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. Это событие имеет для верующих глубокое символическое значение: искупив страданиями и крестной смертью человеческие грехи, Иисус Христос в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и "предуготовил естество человека к принятию Святаго Духа".

© Sputnik / Олег Игнатович

Икона "Вознесение Господне"

Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После этого настанет жизнь будущего века — другая вечная жизнь.

Как отмечают Вознесение Господне

Вознесением завершается празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также "отданием Пасхи"- верующие перестают обмениваться при встрече пасхальными приветствиями "Христос воскресе! — Воистину воскресе!".

Праздник продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднества. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой недели по Пасхе.

© Sputnik / Виктор Чернов

За века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника. В сорок дней между Пасхой и Вознесением особо привечали нищих и больных людей. Люди верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада.

Что можно и что нельзя в Вознесение

На Вознесение пекли особые блины, которые называли "Божья окутка", "онучки", "Христовы лапотки". Их стряпали "Христу на дорожку". Во многих местах был обычай ходить в Вознесеньев день в гости по родным и знакомым — это в старину называлось "ходить на перепутье".

Гости дарили хозяевам лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами. Эти традиции вполне соотносятся с церковным смыслом праздника.
На Вознесение надо воздержаться от уборки по дому, лучше отложить и другую работу и провести день в спокойствии, среди членов семьи. Будьте добры к своим близким, постарайтесь не ссориться с ними.

В Вознесение Господне нельзя думать о плохом, лучше вспомните умерших родственников.

Приметы

Если на Вознесение идет дождь, впереди всех ждет неурожайный год.

Если же дождь пойдет в течение трех дней после Вознесения, то убытки будут немного меньше. Но богатого урожая все равно не стоит ждать.

Роса на Вознесение обладает чудодейственной силой. Девушкам помогает сохранить красоту и молодость, а старикам дарует силы.

Материал составлен по открытым источникам.