Породы собак до и после селекции. Селекция собак: основные методы, особенности разведения

Меч во все времена завораживал как знатоков холодного оружия, так и простых любителей. Он ценился как оружие, украшение, реликвия или просто предмет искусства. Однако сегодня использование меча сделалось ещё шире – он стал неотъемлемой частью костюма, косплея, просто фан-атрибутикой. Настоящий меч – вещь дорогая и не всегда доступная. Плюс ко всему, использовать настоящий меч как часть костюма может быть проблематично из-за его тяжёлого веса или несоответствия аутентичности. На этот случай существует множество схем и учебных пособий (туториалов) о том, как сделать меч из бумаги.

Оригами: простота и красота

Одной из самых популярных, но вместе с тем и сложных техник по изготовлению бумажного меча является искусство оригами. Данный гайд взял лишь азы оригами, чтобы слишком сильно не усложнять процесс творения. В зависимости от размера желаемого оружия, выберите лист нужный бумаги. Данный гайд ориентирован на А4 как на стандартный формат бумаги. Обрежьте лист до квадрата – у вас должен получиться правильным прямоугольник с равными сторонами. Разноцветные стороны бумаги позволят лучше ориентироваться. В нашем случае розовый – лицо, а лиловый – изнанка.

В итоге получается не традиционный для оригами азиатский клинок, а вполне приближенный к нынешним веяниям меч.

Можно использовать чёрно-серебристую бумагу для придания мечу большей реалистичности.

Чтобы меч-оригами, предполагающий большое количество заломов и исключающий ошибку (иначе он будет выглядеть неэстетично), был более плотным и надёжным, советуем воспользоваться уплотнённой бумагой или декоративным картоном. Потренируйтесь на простых листах, прежде чем создавать окончательный вариант.

Для лучшего понимания искусства оригами следует обращаться не только к схематичным гайдам, но и к видео. Так можно лучше понять, в каких местах и как заламывать бумагу.

Minecraft: легендарный клинок своими руками

Мир Minecraft являет собой не только оригинальное, но и весьма привлекательное для глаз игровое пространство. Многие косплееры или просто фанаты желают заполучить себе какую-то вещицу из этой игры – своеобразный артефакт, который станет частью фанатского образа. Все мечи Minecraft по своему виду однотипны, однако именно алмазный слегка выбивается из общего ряда своей яркой расцветкой. Он является самым востребованным фан-стафом среди любителей игры. Но вместо того, чтобы тратить деньги на покупку и мучительно ждать доставку заветной игрушки, можно сотворить такой меч самому.

Данный туториал рассчитан на полуметровую длину (45 см) меча, отчего он будет казаться весьма каноничным и реалистичным. Такой клинок легко ляжет в руку, им можно будет размахивать. Здесь не понадобится особых умений или мастерства. Достаточно немного аккуратности и терпения. Распечатайте каждое приведённое изображение на глянцевой фотобумаге в формате портрета, т. е. 20 х 30. Это стандартный размер альбомного листа.

Для ясности обозначим, какую часть представляет каждая картинка:

  • Сам клинок.
  • Боковые края клинка.
  • Первая часть рукоятки.
  • Вторая часть рукоятки.
  • Боковина рукоятки.
  • Готовый алмазный клинок.

Полученные картинки вы можете распечатать, нарезав их в Photoshop, но если вам требуется размер больше, то аккуратно перерисуйте их в программе с большим масштабом.

Данные листы с изображениями следует осторожно вырезать и загнуть так, как на них показано. Обе части и заломы нужно склеить крепким клеем, который предназначен для работы с фотобумагой или плотным картоном.

Другие мечи: более простые гайды

Если вы только начинаете упражняться в столь своеобразном рукоделии, то вам будет полезно ознакомиться с работами тех блогеров, которые на этом деле уже не одну собаку съели. Например, знаменитый Matita имеет свой канал на известном видеоресурсе, где показывает, как мастерить коллажи различного рода оружия из подручных материалов. Там этот весьма своеобразный изобретатель демонстрирует, как сотворить меч из палочки от эскимо и многое другое. Любителям полезно будет ознакомиться с тем, какое необычное применение могут найти самые обычные вещи или даже мусор.

Меч из картона и скотча

Простые туториалы могут научить вас менее запутанным способам создания бумажного меча. Следующий клинок делается лишь из бумажных трубок. Для этого вам необходимо скрутить 2 трубки из двустороннего цветного картона и закрепить их в таком положении. Маленькую и более узкую трубку положите перпендикулярно первому в том месте, где должна быть рукоятка.

Скрепите трубки в таком положении чёрным или другим скотчем под цвет картона, но только не прозрачным – с ним меч потеряет монолитность. Заострите конец трубки-клинка, отрезав с обеих сторон по кусочку так, чтобы кончик напоминал треугольник. Скрепите скотчем. Готово!

Меч из «Властелина колец»

Для изготовления данного оружия вам потребуется не только стандартный набор из картона, ножниц и клея, но ещё и фосфоресцирующая краска вместе с куском пластика. Сначала найдите схему формы меча или используйте любую, которая вам нравится. Распечатайте её и вырежьте по контуру на картоне. То же самое повторите и с пластиком: обведите на нём контур меча и вырежьте. Для работы вам понадобится поликарбонатный пластик.

Все края залейте герметиком, а после, когда он возьмётся, сделайте небольшое отверстие в мече под рукояткой – туда заливается фосфоресцирующая краска. Канонично будет использовать синюю, но вы можете выбрать любой цвет, который окажется вам по душе. Шприцом или через трубочку залейте краску. Следите, чтобы она растеклась по всему периметру клинка. Когда краска будет залита, закройте дырочку скотчем или каплей герметика. Подержите меч на свету. Готово! В темноте он восхитительно светится и имеет весьма мистический вид. Не забудьте покрасить рукоятку для большей реалистичности.

Важно убедиться перед залитием светящейся краски, что весь герметик высох. В противном случае краска выльется и меч будет испорчен.

Компьютерную игру Майнкрафт разработал программист из Швеции Маркус Перссон. Жанр ее определяют обычно как песочница, однако можно также играть в режиме выживания. Интересно то, что мир игры открыт, а не закрыт, что делает ее намного увлекательнее.

Майнкрафт — описание игры

Игровой в майнкрафе представлен различными блоками, текстура которых имеет довольно низкое разрешение. Из них состоит игрок, ландшафт, а также необходимые для действий предметы и мобы.

В Майнкрафте можно действовать в 4-ех режимах. Первый, самый демократический – это творческий. Игроку предлагается неограниченное количество природных ресурсов и иных предметов, которые нужно мгновенно уничтожать или где-то размещать. Основная цель этого режим — дать игроку возможность строить любые пришедшие в голову объекту, поэтому игроку не страшны существующие в игре монстры. А кроме того, он может еще и летать.

Кардинально отличается от творческого режим выживания, где игрок вынужден самостоятельно искать или добывать природные ресурсы. Их, кстати, представляют вполне привычные дерево, камень и прочие элементы окружающей среды. Они служат сырьем для строительства необходимых впоследствии блоков, строений и инструментов. Осложняют действия выдуманные и реальные существа, которые появляются на игровом поле смоделированной ночью и мешают строительству. Так игрок может столкнуться со скелетом, с зомби, пауками, криперами или эндеременами. Их количество зависит от уровня сложности, установленного предварительно, так как существа могут принести смерть, от них необходимо где-то укрыться. Для этого, первым, что нужно построить, должна стать землянка или хижина. В отличие от творческого режима, где игрок не страдает от внешних и внутренних факторов, в режиме выживания необходимо следить уровнем здоровья героя. Полоска становится короче, если он голоден, пострадал от нападения монстров или падения в лаву или воду. Что касается голода, то он обозначен специальной шкалой. Уровень сытости постепенно уменьшается, и чтобы не допустить голодной смерти, нужно обеспечить, чтобы герой питался. В Майнкрафте для этого используются различные найденные продукты. Кстати, если герой сыт, то его здоровье постепенно улучшатся. Происходит это также в то время, когда на игрока никто не нападает.

Самым первым режимом в Майнкрафте стал приключенческий. По сути он очень похож на режим выживания, однако есть отличительные особенности. Во-первых, игроки получают возможность самостоятельно создать карту. Во-вторых, есть определенные ограничение на использование тех или иных инструментов с теми или иными элементами. И, в-третьих, только в этом режиме доступна возможность игры в команде, для чего можно связаться с другими участниками по серверу.

Еще один напоминающий режим выживания – это «Хардкор». Однако здесь герой имеет единственную жизнь, и ее потеря означает конец игры. Сложность выставляется предварительно и в процессе игры ее сменить нельзя, однако можно контролировать, с какой скоростью на лагерь будут нападать монстры – это напрямую зависит от того, включен или выключен в настройках мирный режим.

Недавно в иге появилось и два переходных дополнительных уровня. Это «Творческий Хардкор» и «Хардкор Приключения». В обновленных версиях монстры тоже стали более продвинутыми. Так зомби получили возможность выламывать двери, однако в последней версии разработчики сделали так, что этой способностью монстры пользуются редко.

И последний, существующий в игре режим – это «Наблюдатель». Действуя в нем, игрок не имеет возможности предпринять какие-либо действия, зато может видеть сквозь предметы или посмотреть глазами любого из монстров. Этот режим используется, в основном, теми игроками, которые самостоятельно создают карты.

Также в Майнкрафте можно выбирать тот или иной тип мира.

Например, обычный представляет собой обыкновенную поверхность земли со всеми сопутствующими элементами природной среды. Так, если включить автоматический генератор мира, то в обычном режиме на поверхности земли есть горы, подземелья, воды, руда, деревни и прочее.

Мир можно создать самостоятельно в индивидуальном режиме.

Также есть суперплоский тип мира, который представляет собой плоскость. Там можно настраивать разнообразные слои, а также всевозможные структуры и биомы.

Еще одна из разновидностей – это тип мира «Большие биомы», который в целом похож на обычный, однако биомы имеют гипертрофированно большой размер.

Растянутый тип отличается высотой гор, которые заканчиваются у верхней границы мира.

Отредактировать составляющие можно в режиме отладки, при его включении, автоматически игрок становится наблюдателем. Чтобы включить его, нужно, выбирая тип мира, зажать левый шифт. Однако, им редко пользуется кто-то, кроме разработчиков текстур.

В игровом мире, как уже было отмечено, существуют монстры. Они бывают пяти видов. Одни настроены к игроку резко отрицательно, другие положительно, но есть еще и те, отношение которых можно расценить как нейтральное. Но некоторые существа в игре можно приручить или даже создать. Примечательно, что в Майнкрафте наличие монстров и место их пребывания обусловлены наличием и месторасположением героя, поскольку они генерируются исключительно поблизости от него в темное время игровых суток. Причем от времени суток зависит и поведение многих монстров. Например, пауки нападают, только, чтобы не напали на них и делают это исключительно ночью. В деревнях появляются големы, но им безразличен герой, пока тот не попытается напасть на деревню. После уничтожения мобов, на их месте появляются ресурсы, которые можно собрать.

Многие поклонники Майнкрафта захотели бы, чтобы герои любимого приключения окружали их и во время, когда не выходит сесть за компьютер и заняться сражениями и строительством. Поэтому героев любимой игры можно изготовить из бумаги. Это может быть крипер, Стив или любой другой герой, вплоть до главного. Стоит сказать, что моделирование дело не простое, особенно если это касается персонажей майнкрафт из бумаги. Схемы отличаются детализированностью и для изготовления фигурок из бумаги Майнкрафт понадобится много терпения и усидчивости. Кроме того, необходимо успокоиться, даже если что-то не выходит, ведь нервы только усугубят ситуацию.

В последнее время игроки все чаще обращаются к оригами. Майнкрафт из бумаги стал новой реальностью и сферой приложения сил поклонников компьютерной забавы. Многие украшают с их помощью полки, ставят фигурки на стол или прикроватные тумбочки. Это словно новая реальность, прорвавшаяся наружу из компьютерной реальности Майнкрафт. Поделки из бумаги могут быть не только героями, но и предметами, которые можно найти в игре. Для этого необходимо распечатать специальные схемы, по которым и будут изготовлены оригами.

Увеличить удовольствие от игры поможет Майнкрафт из бумаги. Скины для поделок можно найти под спойлерами. По ним будет понятно, что и как соединять. Что касается клея, то можно использовать любой достаточно быстро сохнущий.

Видео майнкрафт из бумаги

Майнкрафт из бумаги блоки





























Майнкрафт из бумаги фигурки








По мнению современных психологов, ум человека находится на кончике его пальца. Поэтому делать разные поделки полезно и детям, и взрослым. Это развивает мелкую моторику, фантазию и просто очень интересно и увлекательно. Но последнее время все большее число людей увлекается компьютерными играми, в том числе Minecraft. Объединим приятное с еще более приятным и посмотрим, как сделать из бумаги меч из "Майнкрафта". У нас получится очень оригинальная трехмерная поделка, которую можно использовать как аксессуар к маскарадному костюму или просто как сувенир.

Что такое Minecraft

Прежде чем разбираться, как легко сделать из бумаги меч из "Майнкрафта", нужно уточнить, что вообще представляет из себя эта компьютерная игра. Minecraft переводится как "шахтерское ремесло". Это игра с открытым миром от первого лица с несколько странной упрощенной графикой, отдаленно напоминающей нам конструкторы Lego. Даже цель у игры аналогичная, и состоит в том, чтобы создавать из кубиков самые различные вещи. Если вы совсем незнакомы с игрой, то можете зарегистрироваться на сайте и попробовать себя в самой простой версии, где вам предлагается неограниченное количество блоков для строительства, и нельзя умереть. Но не стоит слишком увлекаться компьютерными играми, ведь реальная жизнь гораздо интереснее.

Как сделать из бумаги меч из "Майнкрафта"

Изготовление поделок из бумаги в стиле игры "Майнкрафт" - очень увлекательное занятие, которое поможет приятно провести вечер вместе с детьми. Особенность таких поделок состоит в том, что они выглядят трехмерными, объемными. Такие игрушки способствуют развитию логики и пространственного мышления, помогают проявить творческие способности у ребенка и отвлекают от настоящей компьютерной игры. Благодаря таким занятиям дети становятся более внимательными, усидчивыми и аккуратными.

Отметим, что в игре главный герой все время строит, добывает, защищает свои творения. Поэтому самыми необходимыми инструментами стали кирка и меч. Конечно, сейчас в магазине можно найти множество пластиковых игрушек в стиле данной игры, но мы научимся, как сделать из бумаги меч из "Майнкрафта" быстро и без особых затрат. И, как правило, покупные игрушки дети не ценят и быстро их ломают или убирают подальше, а вот меч, сделанный своими руками, может стать самой любимой игрушкой, и он совершенно безопасен.

Материалы

Чтобы сделать меч, нам потребуются:

  1. Гофрированный картон или старая коробка.
  2. Ножницы.
  3. Карандаши либо цветной принтер.
  4. Обычный картон или бумага.
  5. Клей ПВА.

Главная изюминка поделок в стиле "Майнкрафта" - "квадратность". Вырежьте из плотного картона несколько квадратов 5х5 см и, используя их в качестве лекала, нарисуйте меч на гофрированном картоне. Сделайте еще одну аналогичную деталь, вырежьте и склейте между собой клеем, чтобы он получился более крепким. Еще две детали нужно вырезать из белой бумаги или картона. Наклеиваем их сверху и снизу меча. Теперь осталось дать ребенку цветные карандаши и позволить ему лично украсить свой меч. Аналогичным образом можно сделать кирку и другие инструменты. Вот, как сделать из бумаги меч из "Майнкрафта".

Меч можно сделать из дерева, если глава вашего семейства умеет вырезать из ДСП различные формы. Просто переносим заготовку меча с помощью карандаша на лист ДСП, вырезаем и украшаем акриловыми красками. Сверху меч нужно покрыть лаком.

Еще один вариант - распечатать на принтере представленные шаблоны.

Вырезаем шаблоны, приклеиваем их на картон и склеиваем детали между собой. Такой вариант гораздо проще и быстрее, но практически лишен творческой составляющей.

Теперь вы знаете два способа, из "Майнкрафта". Фантазируйте, делайте поделки, играйте вместе с детьми.

Поклонникам игрового мира Minecraft, особенно самым юным, хочется поиграть не только на компьютере, но и вживую, с такими же увлеченными сверстниками. Для этого можно из подручных средств создать меч, очень похожий на игровой вариант. Легче всего сделать бумажный меч.

Объемный меч с пикселями

Существует масса видео, подробно показывающих, как сделать меч. Но для начала нужно понять технику и суть работы.

Для такого творчества понадобится:

  • белый ватман;
  • тетрадь в клетку;
  • линейка;
  • карандаш;
  • краски;
  • клей;
  • ножницы.
Хотя на меч из Майнкрафта уйдет немало времени, результат будет того стоить.

Теперь следуем инструкции и создаем собственный меч из Майнкрафта:

  1. Берем лист бумаги в клеточку из обычной тетрадки.
  2. По косой линии рисуем небольшой меч, идя по клеточкам.
  3. Рукоятку и лезвие заштриховываем по краю.
  4. Обводим проект цветным (красным) фломастером.
  5. Берем лист ватмана, делаем чертеж и расчеты.
  6. Теперь все клеточки деталей (пиксели) в нужном количестве переносим на второй лист ватмана, увеличивая все в размере.
  7. Соединяем два листа скрепками и вырезаем лезвие меча со второго листа.
  8. Делаем угловые надрезы канцелярскими ножницами по краю – для сгиба.
  9. Вырезаем рукоятку и точно так же обрабатываем край.
  10. Загибаем края бумаги, создавая половину объема, и наносим на них клей.
  11. Теперь соединяем части деталей, получается объемный меч.
  12. На готовой конструкции по косой расчерчиваем клеточки и раскрашиваем каждую в нужный цвет.
  13. Ждем, когда изделие высохнет, и идем удивлять окружающих новеньким, красивым и абсолютно безопасным оружием.

Такое орудие можно использовать в ролевых играх, или подарить любителю Майнкрафта, или хранить на полочке под стеклом, создав собственный музей игрового мира.

Меч по шаблону

Есть и второй вариант, как сделать из бумаги меч из Майнкрафта. Использование шаблонов всегда было самым легким и доступным для поклонников игры.

Что может быть проще, чем найти нужную картинку и распечатать, используя цветной принтер? Готовые вырезанные детали следует наклеить на картонную основу.

Можно проявить творчество – подобрать хорошее сочетание цветов и оригинально раскрасить меч акриловыми красками или гуашью поверх распечатки. Металлический цвет можно имитировать фольгой. Хорошо будет смотреться позолоченный или деревянный меч.

Единственным минусом может быть разве что небольшой размер – А4. Тем, кто хочет игрушку поосновательнее, подойдет первый способ изготовления.

Видео: Бумажный меч из Майнкрафта с помощью распечатки.

Заключение

Бумажный меч, сделанный своими руками, приятно держать в руках. Этим не может отличиться магазинная пластмасса. Кроме того, изделие не вредит экологии, не причиняет вреда и приносит только удовольствие его создателю.

Процесс творчества не занимает так много времени, особенно вариант с шаблоном. Зато в итоге будет отличное дополнение игрового образа и новая игрушка.

Современные методы совершенствования пород

Забота человека о домашних животных постепенно приводила к определенным изменениям их внешнего вида, продуктивности и т. д. Подбирая для племенного использования животных с лучшими качествами, создавая для них оптимальные условия кормления и ухода, селекционер добивался глубоких изменений, как внутренних, так и внешних признаков животных и чем по меньшему числу признаков велся отбор, тем быстрее достигался успех.

Хотя кормление само по себе не является методом создания породы, однако без надлежащих условий кормления и содержания невозможно выявить генетические задатки животного. Благоприятные условия кормления и тренинг способствуют не только проявлению наследственных качеств животных, но и повышают генетическую изменчивость организма.

Основным и решающим условием совершенствования животных является отбор (селекция) производителей и самок в желательном для человека направлении. Под племенной работой следует понимать, в более широком смысле слова, совокупность всех мероприятий, направленных на улучшение хозяйственно ценных качеств животных.

В любой группе животных (популяции) действует в некоторой степени естественный отбор, в результате которого выживают жизнестойкие, приспособленные к данным конкретным условиям особи. Как правило, они отличаются и более высокой плодовитостью.

Для улучшения породы применяется искусственный отбор. Селекционеры-кинологи различают в основном аве формы отбора: направленный и стабилизирующий.

Направленный отбор предполагает оставление для дальнейшего использования в разведении животных, характеризующихся наилучшим развитием определенных признаков.

Стабилизирующий отбор не ставит задачу по увеличению количественной стороны признака (рост, масса, длина туловища, длина уха). Цель его состоит в сохранении одинакового среднего значения признака.

В зависимости от количества селекционируемых признаков различают последовательный (тандемный) отбор, отбор по независимым уровням и одновременный (симультативный) отбор. При одновременном отборе часто пользуются селекционными индексами, отражающими суммарную величину всех признаков, по которым намечается вести отбор.

При отборе животных используют следующие источники информации: родословную, данные о собственных качествах животного и качестве его потомства. Последний источник информации является наиболее важным.

Эффективность племенной работы измеряется реализованным генетическим сдвигом (трендом) в популяции по тому или иному признаку, интересующему селекционера. Реализованный генетический сдвиг за одно поколение, за год или какой-то определенный промежуток времени характеризует эффективность работы селекционера. Если сдвига в нужную сторону не происходит, то это свидетельствует о плохой селекции (неправильном отборе).

Генетический прогресс в популяции осуществляется через передачу генов от одного поколения другому четырьмя путями. В селекции различают четыре категории племенных животных: отцы сыновей (ОС), отцы дочерей (ОД), матери сыновей (МС) и матери дочерей (МД). Гены от каждого поколения передаются следующему через эти 4 группы племенных животных (рис. 1).

Наибольший вклад в генетический прогресс вносят те животные, которые подвержены более интенсивному отбору. Тщательно отбираются, как правило, племенные кобели - отцы каждого следующего поколения племенных самцов (ОК). Не менее строго отбираются племенные суки - матери племенных кобелей (МК). Отцами сук (ОС) должны быть породистые кобели, проверенные по экстерьеру, полевым качествам, а в лучшем случае - и по потомству. Матерями сук (МС) могут быть животные, оцененные по родословной и в ринге - по экстерьеру.

Высшей формой племенной работы с породой является крупномасштабная селекция, в основе которой лежит интенсивное использование производителей - лидеров породы, проявивших себя улучшателями при оценке их по качеству потомства.

На рис. 2 приводится общая схема крупномасштабной селекции, применяемой при работе с большой по численности породой.

В системе крупномасштабной селекции основная роль отводится тщательному отбору отцов и матерей кобелей каждого следующего поколения собак.

Чем от меньшего числа лучших отцов происходят производители, тем выше прогресс в породе. Однако для того чтобы интенсивно использовать лидеров породы в племенном улучшении популяции, нужна четко продуманная программа селекции. Разработка и точное выполнение каждого пункта программы улучшения породы являются непременным условием успеха.

Племенная работа в системе крупномасштабной селекции может осуществляться по методу работы с лидерами (микролинии) или по методу разведения по линиям.

Первый метод является наиболее прогрессивным. Совершенствование породы по методу работы с лидерами может использоваться в крупных регионах. Примерная схема такой работы приведена в табл. 2.

2. Примерная схема племенной работы с породой при интенсивном использовании лучших производителей (лидеров)
Регион Случной континент племенных сук Потребность в проверенных по потомству производителях Необходимо иметь кобелей, проверяемых по потомству (3:1) Необходимо иметь проверенных по потомству сук (3:1) Получить сук-улучшательниц (1:3) Производители - отцы следующего поколения кобелей Обмен производителями отцов между регионами
1988-1990 гг. 1990-1992 гг.
А 12 4 12 12 4 2 гр. А гр. F
В 12 4 12 12 4 2 гр. В гр. Е
С 12 4 12 12 4 2 гр. С гр. D
D 12 4 12 12 4 2 гр. D гр. С
Е 12 4 12 12 4 2 гр. Е гр. В
F 12 4 12 12 4 2 гр. F гр. А и т. д. по ротации
Итого 72 24 72 72 24 12 - -

(Племенными суками в данном случае считаются собаки, имеющие полевые дипломы и дипломированных потомков )

При такой системе работы необходим межрегиональный обмен через каждые 2 года лучшими животными, которые используются в качестве родителей следующего поколения племенных собак. Однако в собаководстве эта схема малоприемлема, так как животные находятся в личном пользовании владельцев и для межрегионального обмена не у каждого хозяина собаки найдутся время и средства для поездок в другие города страны.

Второй, традиционный, метод - разведение по линиям - позволяет хотя и в более долгие сроки улучшить популяцию в нужном кинологу направлении, избежав стихийного инбридинга в процессе разведения.

Разведение по линиям применялось в практике улучшения животных во второй половине XVIII века. Уже в то время, еще не зная законов изменчивости, человек подмечал, что некоторые животные хорошо передают свои качества потомству, и отбирал собак, обладающих нужными ему особенностями.

Линией принято называть группу животных, ведущих свое начало от выдающегося родоначальника, сохраняющих некоторые его отличительные качества в поколениях. Целью разведения по линиям являются развитие и закрепление в потомстве ценных особенностей лучших животных. Разведение по линиям было и еще долгие годы останется единственно доступным приемом совершенствования современных пород собак.

Племенные группы собак (активная часть популяции), сосредоточенные в различных городах страны, как правило, изолированы друг от друга, поэтому закладка и выведение новых линий, специфических по экстерьерным и рабочим качествам, обеспечивают формирование оптимальной генеалогической структуры породы, позволяя избегать непреднамеренного родственного спаривания в близких степенях инбридинга. Следует учитывать, что во всех кинологических центрах страны работа с породами проводится на основании единых стандартов, благодаря этому собак различных линий можно с успехом использовать в общей целенаправленной работе с породой.

В небольших популяциях собак селекционер-кинолог проводит не только отбор лучших животных, но и целенаправленный подбор пар.

Опасность сужения рамок генетической изменчивости и стихийного инбридинга заставляет селекционера идти по пути расчленения популяций на генетически обособленные линии, которые могут быть короткими и длинными. Сторонники коротких линий (к которым принадлежат и авторы) считают, что при внедрении в практику крупномасштабной селекции и селекционных программ линия существует лишь до тех пор, пока ее производители способны давать потомков, попадающих в число лидеров. Сторонники длинных линий считают, что они существуют до тех пор, пока путем отбора и подбора пар удается сохранять и развивать ценные качества у животных, относящихся к данной линии. За 4-5 поколений тип родоначальника теряется, и линия затухает.

В современных условиях развития собаководства значение линий (коротких и длинных) состоит, видимо, в расчленении популяции на отдельные родственные, генетически обособленные группы, позволяющие проводить работу по консолидации породы на основе целенаправленного отбора.

При разведении по линиям необходимо определить, сколько требуется иметь линий в породе для ее поддержания; сколько производителей должно быть в линии; сколько сыновей планировать на продолжателя линии и какими должны быть взаимосвязи и взаимоотношения между отдельными линиями.

В работе с породами охотничьих собак селекционер-кинолог имеет дело, как правило, с ограниченным числом животных, но все же надо иметь не менее 4-5 линий, чтобы избежать применения родственного спаривания. В каждой линии должно быть не менее 3-5 ветвей. Считая, что после проверки по потомству только 1/3 кобелей оказывается улучшателями, на первое время в каждой ветви должно быть не менее 3-6 кобелей.

При закладке линии и ее разветвлении очень сложно избежать инбридинга (родственного спаривания), но инбридинг сам по себе может играть как положительную, так и отрицательную роль. Нежелательно лишь бесконтрольное использование инбридинга. Инбридинг в сочетании с естественным отбором может служить и вариантом самоочищения популяции от нежелательных (рецессивных) генов. Он довольно широко распространен и в природе, что можно иллюстрировать следующими примерами:

каждый новый вид ведет свое начало от ограниченного числа родителей;

некоторые виды животных существуют, свободно размножаясь в закрытых популяциях;

ряд диких животных живут небольшими семейными кланами, стадами, в которых родственное спаривание неизбежно.

В природных популяциях родственное спаривание ведет к повышению частоты гомозигот и снижению гетерозиготности по сравнению с теоретически ожидаемой при случайном скрещивании; повышению частоты проявления вредных рецессивных аллелей, которые действием естественного отбора элиминируются. Селекционер же, применяющий на практике инбридинг, ставит перед собой определенную цель и имеет возможности сам осуществлять соответствующий отбор в нужном направлении. Если инбридинг сопровождается тщательным отбором наиболее плодовитых и жизнеспособных особей, то получается ценная группа потомков, гомозиготная по хозяйственно рабочим качествам.

С 1909 г. для определения степени инбридинга используется метод Шапоружа. При этом подсчитываются ряды родословной, в которых встречается общий предок, считая первым рядом родителей отца и мать. Запись ведется римскими цифрами, начиная с материнской стороны родословной. Цифры, показывающие ряды повторяющихся предков, в каждой стороне родословной разделяют запятыми, а повторение в обеих половинах родословной - знаком тире. Различают следующие степени инбридинга:

кровосмешение (очень тесный инбридинг) - II-II (сестра - брат), I-II (мать - сын), II-I (дочь -отец);

близкий инбридинг (тесное родственное спаривание) - I-III, III-I, II-III, III-II (бабушка - внук, внучка - дед и т. д.);

умеренный инбридинг - общий предок встречается в III-IV, IV-III, IV-IV поколениях;

отдаленный инбридинг - общий предок встречается в V-V, V-VI поколениях.

Если общий предок встречается в родословной дальше V поколения, животные считаются неродственными

Собака может быть получена в результате родственного подбора как на одного выдающегося предка (простой инбридинг), так и на нескольких предков (комплексный инбридинг). Внутрилинейный инбридинг используется при закреплении ценных качеств отдельных наиболее выдающихся представителей линии.

При простом (одиночном) инбридинге может применяться и множественный на одного и того же предка. Это, по мнению ряда селекционеров, позволяет в большей степени концентрировать наследственность ценного родоначальника или продолжателя линии.

(Большая золотая медаль )

В качестве примера удачного использования родственного спаривания можно рассмотреть родословную английского коккера Теми 651, полученного в 1984 г путем тесного родственного подбора типа II-I на чемпиона породы, обладателя наивысших оценок на ринге и в поле, производителя Геймкипера 1007/к, вывезенного щенком из Финляндии (табл. 3).

Кобель Теми 651 (рис. 3) родился в помете, состоявшем из четырех здоровых, жизнеспособных щенков, нормально развивался. На ринге им была получена оценка «отлично», а в возрасте 16 мес при проверке по полевым качествам ему был присужден диплом II степени.

Следует отметить, что три других однопометника Теми были тоже нормальными, жизнеспособными щенками. Две сестры этого кобеля на ринге и в поле имели высокие оценки. В группе животных, родившихся в данном помете, не отмечалось неправильных прикусов или каких-либо других нежелательных признаков. В этой связи можно считать, что линия Гейма проверена сегодня на отсутствие в ней летальных и других нежелательных генов.

Все сказанное нельзя рассматривать как призыв к любителям собак широко применять инбридинг для получения щенков; однако использование его на выдающихся предков, если таковые выявлены, можно считать вполне оправданным. С помощью родственного подбора на лидера породы можно получать ценных племенных животных, высококачественных охотничьих собак - продолжателей линий и родоначальниц новых семейств.

В пассивной части популяции собак целесообразнее избегать применения как кровосмешения, так и тесного родственного спаривания.