Причины возникновения трудных детей. Основные причины возникновения трудного поведения

Советские психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

Здесь мы не будем указывать всех причин, вызывающих трудности в воспитании. Полезнее конкретизировать сказанное выше при анализе определенных категорий «трудных» учащихся.

Кто такие трудные дети? Независимые, грубые и циничные подростки, которые не хотят учиться, не уважают взрослых и негативно влияют на сверстников, или чувствительные и ранимые личности, которые ощущают свою неполноценность, несостоятельность и ущемленность, остро нуждаясь в поддержке и понимании? В каком возрасте возникают первые трудности в воспитании детей, и как с ними справиться? Со всеми этими вопросам мы с Вами постараемся разобраться.

Трудные дети действительно характеризуются плохим поведением и неумением контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, зачастую совершая необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, довольно трудно идут на контакт со взрослыми, не признавая даже явных авторитетов. Кроме того, трудные дети нередко отличаются своей дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они часто провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Работа психолога с трудными детьми

Понятие «трудные дети» обсуждается педагогами и в особенности психологами. Считается, что трудные дети – это дети с нарушенной психикой. Малыши рождаются здоровыми. Но в силу обстоятельств, связанных с условиями жизни и неправильным воспитанием, в начальных классах школы они начинают замыкаться в себе, отдаляются от родителей и учителей. Нередко у таких детей начинает развиваться синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождающийся невнимательностью, импульсивностью, неспособностью концентрироваться, а также периодически повторяющимися истериками и приступами гнева. Все это приводит к появлению проблем в школе, непониманию со стороны родителей, и конфликтам с педагогами. Поэтому работа психолога с трудными детьми очень важна.

Трудные дети могут иметь различные сложности, некоторые испытывают проблемы в общении, некоторые характеризуются повышенной возбудимостью и даже агрессивностью, некоторые, наоборот, являются слишком пассивными, слабохарактерными и безвольными. Некоторые же отстают от сверстников в умственном развитии.

Воспитание трудных детей отличается от обычных. Так как сами подростки своим грубым поведением препятствуют полноценному образованию. Такие дети резко выделяются своими индивидуальными особенности, учесть которые зачастую может только спецшкола для трудных детей. Преподаватели обычной школы, как правило, не справляются с неуважительным отношением к себе, открытой ненавистью к учебе, а также постоянными конфликтами в классе, которые провоцируют бесшабашные невоспитанные дети. И в результате многие из таких детей впоследствии становятся на путь правонарушений, алкоголизма или наркомании, ломая собственную жизнь. Кроме всего прочего, трудные дети зачастую не отличаются особыми умственными способностями, имеют проблемы с освоением даже самых элементарных понятий и правил.

Помощь трудным детям

Ошибочно полагать, что одно лишь воспитание и особое внимание со стороны родителей может помочь в данной ситуации. Очень часто психические отклонения у детей в переходном возрасте являются последствием перенесенных травм головы, тяжелых нейроинфекций, которые значительно ослабляют , или минимальной мозговой дисфункции. Ранее на нашем сайте мы уже писали о последствиях алкогольной интоксикации плода во время беременности. Так вот одним из таких возможных последствий безответственного поведения будущей мамы, которая , будучи в положении, как раз и является умственная отсталость ребенка и проблемы с психикой, которые начинают проявляться в подростковом возрасте на фоне гормональной перестройки организма. Поэтому, если родители начинают замечать признаки психического расстройства у ребенка, меняется его поведение, он перестает контролировать собственные эмоции и все это сопровождается понижением успеваемости в школе, стоит обратиться к психоневрологу, невропатологу или детскому психиатру. Помощь трудным детям должна быть своевременной. После тщательного обследования специалист сможет либо подтвердить, либо опровергнуть опасения родителей. Он же назначит лечение, без которого все педагогические методики влияния на такого ребенка не дадут никакого результата.

Трудные дети или трудные родители

Так что же все-таки, трудные дети или трудные родители? Нередко после обследования оказывается, что никакой патологии у ребенка нет, а его плохое поведение – лишь результат неправильного воспитания и недостаточного внимания со стороны родителей. Чаще всего одной из главных причин является неблагоприятный микроклимат в семье, постоянные ссоры родителей, которые не могут договориться по вопросам воспитания ребенка, выдвигая ему абсолютно противоположные требования. Мама хочет вырастить математика, а папа футболиста, и за постоянной руганью никому даже в голову не приходит, что ребенок увлекается музыкой, но не может реализовать свой талант, и вдобавок чувствует себя виноватым во всех бедах. На его глазах рушится его собственная семья, ломается его личная жизнь, и естественно, все это отражается на его поведении и успеваемости.

Иногда причиной плохого поведения являются учителя, которые изначально выдвигают завышенные требования к ребенку, постоянно ставят плохие оценки, и тем самым отбивают всю тягу к учебе. Некоторых детей это подзадоривает и бывает полезно, но для некоторых особо чувствительных детей такой провал в самом начале учебы оказывается фатальным. Ребенок начинает искать другие сферы применения своей энергии. Хорошо, если он ударяется в , но нередко такие дети попадают в дурные компании, начинают курить, пропадать из дому. И все из-за неправильных действий взрослых, не сумевших вовремя найти подход к тонкой и ранимой детской душе.

В следующей статье мы постараемся разобраться, как же родители могут помочь трудному ребенку, и какую роль в этом должна играть школа.

· экологических (неблагоприятная обитания)

· медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.)

· психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации)

· криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение- это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное поведение – это , выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, т. е. нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося в общеобразовательной школе.

Антиобщественное поведение – 3 вида:

· аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения;

· противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение;

· преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Ранней профилактике подлежат первых два вида.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, учебных программ и социальных норм.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ»

Отечественные психологи выделяют такие особенности личности трудных подростков как лживость, аффективность, конфликтность, слабоволие, грубость, безответственность, агрессивность и т. п. Результаты изучения мотивационной сферы трудных подростков свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением ценой добиться определенного, удовлетворяющего подростка положения в микрогруппе, показать перед товарищами свою смелость, решительность и т. д.

Сопротивляемость педагогическим воздействиям, свойственная трудным подросткам, может быть обусловлена не только особенностями личности подростка, но и может быть связана с учителем как субъектом педагогического воздействия, с особенностями его взаимодействия с учащимися.

Обычно педагог, стремясь найти наиболее эффективные методы воздействия на учащегося, собирает обширную информацию о нем, включающую разнообразные сведения, зачастую не отражающие те , которые являются причиной существующих отклонений. Педагогическое на ученика осуществляется по методу проб и ошибок, что приводит к излишней затрате сил, а иногда и к прямо противоположному эффекту.

Существуют типичные педагогические ошибке в работе с трудными подростками:

· грубость, проявляющиеся в поведении ученика, могут быть ложными. На самом деле эти черты характера на присущи ребенку. Это похоже на те проявления поведения , которые являются реакцией на неумелые воспитательные воздействия. Кроме того, эти формы поведения могут быть лишь маской, за которой скрывается истинное отношение ученика.

· Специфика труда педагога такова, что учитель довольно часто склоняется к признанию «нормальным» поведение ученика, который ничем не выделяется из общего фона. Яркое проявление индивидуальности подростка может иногда вызвать конфликтные отношения с учителем. Учителю нельзя также забывать, что многие так называемые шалости подростка часто свидетельствуют не об укоренившейся в нем недисциплинированности, а являются выражением его активных попыток самопроверки и самовоспитания.

· Очень часто отрицательное поведение подростка является следствием игнорирования воспитателем такой его возрастной особенности как чувство взрослости, которое выражается в стремлении подростка к признанию его самостоятельности, к удовлетворению потребности в самоутверждении, к попыткам негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.

· Субъективизм учителя, пристрастное отношение к ученику. Оценки учителя оказывают существенное влияние на формирование личности ученика, влияют на взаимоотношения детей в классе, на их взаимооценку. Выражающую степень популярности ученика в коллективе. Особенно остро переживают несправедливую оценку, предвзятое отношение к себе учителя. Позиция «трудного», которая закрепилась за учащимся, с которой он почти примирился, распространяется на все ситуации, с которыми он встречается, а главное мешает ему определить свои действительные возможности. Чрезвычайно опасно для развития личности, соглашается с отведенной ему в коллективе позицией неполноценного, второсортного, если он этому не сопротивляется, если эта позиция оказывается для приемлемой и привычной. Основная роль в возникновении и становлении этой позиции принадлежит внушающим воздействиям взрослых. Когда ребенку из дня в день говорят, что он ленивый, . Он постепенно начинает привыкать к тому, что он такой и есть.

· Причиной сопротивления педагогическим воздействиям могут быть также противоречия, возникающие в системе «учитель- » в ходе УВП. Между учителем и учеником в связи с этим возникает «смысловой барьер». Это такое явление, когда ребенок хорошо понимая и умея то, что требует от него учитель, не принимает эти требования и упорно их не выполняет. Характерным признаком всякого смыслового барьера является требования. Причины возникновения смыслового барьера могут быть следующие:

Непонимание взрослыми истинных мотивов поведения ребенка, реагирование на результат его деятельности. В результате учитель неадекватно реагирует на действия ученика, что вызывает протест и неудовольствие последнего.

Слишком однообразное и длительное применение одних и тех же воспитательных приемов и средств. Особенно часто это бывает при назойливых словесных воздействиях: нотациях, выговорах, внушениях.

В связи с отрицательной эмоциональной реакцией ученика на неправильное, по его мнению, поведение учителя по отношению к нему: заниженную оценку его успеваемости, незаслуженное наказание, а тем более оскорбление и его достоинства.

В связи со сложившемся у сверстников негативного мнения об этом

педагоге.

Во многом смысловой барьер возникает из-за недостаточного понимания ученика и непродуманных педагогических воздействий. Это требует изменения поведения учителя по отношению к данному ученику, изменения методов и приемов УВР.

Наряду с педагогическими ошибками, оказывающими влияние на формирование личности трудных , необходимо указывать на недостатки семейного воспитания. (это тема следующего семинара).

Факторы появления трудных подростков:

1. Важным фактором формирования асоциальной личности является господствующая система норм и ценностей общества, когда личные достоинства человека измеряются количеством имеющихся у него денег. Презрение молодежи к таким социальным ценностям как , справедливость, честность, становится фактором, провоцирующим правонарушение.

2. Акселерация, причиной которой является диспропорция между физическим развитием и некоторыми сторонами физического созревании. Процесс акселерации, с одной стороны, и недостатки школьного и семейного воспитания, с другой, приводят к неблагоприятным изменениям сфер общения подростка. Свободное общение приобретает доминирующую роль, возникают социально опасные связи. В связи с этим обостряется актуальность рациональной организации свободного времени подростка.

3. Снижение значимости классного коллектива и учителей.

4. Позиция взрослых на возможные неизбежные ошибки подростков в поведении. В большинстве случаев такая ошибочна и неадекватна. Дело в том, что подростки ищут свою дорогу в жизни методом проб и ошибок. Они экспериментируют вне зависимости от того, позитивен такой опыт или негативен. Взрослые не признают за подростком права на ошибку. Любые действия подростка признаются как окончательно принятая им . Изменение подростком линии поведения характеризуется излишне категорично: либо как исправление, либо как хулиганство, а не как . Тем самым подросток лишается права выбора вариантов собственного поведения. Эта грубая часто приводит к тому, что подросток, раз начав реализовывать какую-либо негативную форму поведения, чувствует обязанным продолжать ее реализацию, поскольку взрослые из его микросоциального окружения признали эту форму окончательной.

Синонимы аномального поведения: девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное.

В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МБК-10) аномальное поведение рассматривается современной клинической психиатрией как болезнь – поведенческое и эмоциональное расстройство, начинающееся в детском и подростковом возрасте.

Разработанная под эгидой ВОЗ диагностическая система кодирования психических болезней детского и подросткового возраста рассматривает 5 групп факторов, способствующих формированию болезни:

1) клинический психиатрический синдром (н-р, синдром гиперкинезии);

2) отставания в развитии (н-р, ЗПР, ЗРР);

3) уровень интеллекта;

4) органические заболевания (МДМ);

5) аномальные психосоциальные условия (н-р, наличие психически больных членов семьи).

Среди психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию обострений того или иного заболевания. По шкале тяжести можно разделить на следующие группы:

отсутствие стресса. Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, способный вызвать заболевания. стресс: переход в другую школу, с другом; хронический – в условиях перенаселения (

Как часто приходится слышать «Мой сын не выносим..», «Моя дочь вымотала мне все нервы…». В отчаянии родители мечутся от детского психиатра к местным бабушкам для снятия порчи и сглаза. Вконец вымотав себя, они оставляют все как есть, надеясь, что со временем их дети перерастут и изменяться. Но, к сожалению, пассивность, которая усыпляет их, дает возможность более грозным врагам захватить психику ребенка и сделать их полностью бесконтрольными, разрушая и их самих и жизнь их родителей.

Причины появления в семье трудного ребенка

«За что мне все это???» - вопрос, который задают себе все родители в порыве отчаяния, когда их чадо совершило очередной неразумный поступок. Конечно, для того чтобы выдержать все это и найти выход, в первую очередь им необходимо понять почему их ребенок ведет себя таким образом и какова их собственная роль во всем происходящем. С точки зрения психологии появление в семье трудного ребенка возможно по двум причинам.



  • Разрешение проблем в психологии родителей
    В противоположность первому, во втором случае трудные дети приходят, чтобы помочь своим родителям разрешить проблемы в их собственной психологии. Возможно, такая ситуация более заметна. Часто можно наблюдать состоятельные семьи, в которых ребенок ни в чем не нуждается, но его поведение отличается нетерпимостью, властностью и необъяснимой жестокостью. Все это – внешний сигнал для родителей, которые полностью сосредоточили свою жизнь вокруг материальных ценностей. Для них человек становиться синонимом существа, обладающего определенной суммой денег. Все остальные с бюджетом ниже установленного уже автоматически становиться ниже людей. Еще одним ярким примером являются родители, обладающие скандальным характером и истерическим поведением. Придя к такой матери или отцу, ребенок со сложной психологией призван помочь им остановиться и перестать обвинять во всех своих проблемах других, а начать самим принимать ответственность за свою собственную жизнь.

Работа с трудным ребенком

Рассмотрев причины прихода трудных детей, нам теперь будет легче выбрать дальнейшее направление в работе над улучшением ситуации. Когда Вы чувствуете сильные внутренние обязательства перед своим сыном или дочерью, тогда Вам необходимо принять, что Вам нельзя пассивно присутствовать в его или ее жизни. Ваша задача сделать все возможное, чтобы Ваш ребенок научился доверять Вам и прислушиваться к тому, что Вы говорите. Здесь необходимо работать и с детским психологом и проделать большую самостоятельную работу. Ваш фокус должен быть на гуманном отношении ко всему живому, уважению к другим людям и культуре поведения. Нужно помнить, что такие дети способны учиться в основном только на последствиях своих поступков. Поэтому каждую большую проблему нужно анализировать и рассматривать вместе с ребенком, чтобы он мог понять, что на нем лежит ответственность за последствия этой проблемы. Трудные дети отличаются сильной внутренней запуганностью и уверенностью в том, что они никому не нужны. Особенно им не хватает женской энергии в своем существе, чем и объясняется их хладнокровное поведение. Мамина любовь – это самое ценное лекарство, которое может оказать поистине чудесное воздействие на психику такого ребенка. Для таких детей мама становиться тем мостиком, который соединяет их и с папой и со всем остальным миром.


Когда Ваш ребенок приходит, чтобы помочь Вам, то здесь основной становиться работа над собой. Меняя что-то в себе, Вы становитесь настоящим примером для своего ребенка, зацикленного только на своих потребностях. Пример того, что мама или папа избавились от старой привычки обвинять всех вокруг в своих проблемах или снизили ценность денег в своей жизни, станет началом переворота и в жизни их ребенка. Такая работа является лучшим доказательством того, что меняя себя, мы помогаем меняться и другим. Научившись общаться с другими без истерик и скандалов, Вы также откроете своему ребенку новый мир, где решение проблемы достигается спокойным обсуждением и рассматриванием точек зрения всех сторон, а не сфокусировано только на потребностях и желаниях одного человека.


Как бы не сложилась Ваша ситуация, всегда нужно помнить о тонкой грани в отношениях со своими детьми. Вы не сможете прожить за них их жизнь или принимать на себя все удары их судьбы. Нужно избегать фанатичной жертвенности. Нужно помнить, что Вы объединились в этой семье для каких-то общих целей. Но, несмотря на это, у каждого из Вас свое направление в жизни. Дайте своему ребенку учиться пользоваться своей свободной волей и принимать решения. В свою очередь учитесь чему-то новому сами. В Вашей жизни существует еще много задач, которые Вам предстоит выполнить. И для того, чтобы Вы это сделали на должном уровне, Вам нужны и силы и время. Сделайте все зависящее от Вас. Но если Вам так и не удалось помочь своему ребенку, не стоит винить себя, а принять это как его собственный выбор.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры

Кафедра психологии

Трудные дети: кто они, причины появления

(Курсовая работа)

Выполнил студент

________________

(подпись)

Научный руководитель

____________________

(подпись)

Барнаул 2006

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.

ГЛАВА II . Особенности работы с детьми трудного поведения.

2.1. « Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

2.2. «Трудные дети» в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества . В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

Однако всегда ли это будет единственное и правильное решение?

Объектом исследования в данной работе станет современное общество, а именно дети и подростки современного общества.

Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут рассмотрены исследовательские работы разных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

Работа строится по проблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия «трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфы посвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причины появления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвящены причинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-я глава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержит некоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и дает вывод о еёрезультатах.


ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения .

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику .

Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников .

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.