Что делать когда ребёнок впадает в истерику? Почему ребенок впадает в истерику? Признаки патологии родничка.

Ступор у детей – это психопатологический синдром, который выражается в полной неподвижности, снижении гипертонуса мышц и психической активности, молчании, угнетении рефлекторных реакций, негативизме и характеризуется отсутствием контактов с окружающими людьми. Проявления ступора у детей зачастую отмечают не в двигательном оцепенении, а в резком замедлении и скованности произвольных движений. Ступор является кратковременным, постоянно перемежающимся с рудиментарными проявлениями кататоническим возбуждением.

Признаки ступора у ребенка

Ступор у ребенка в детском саду или яслях иногда наблюдают психологи у вновь поступивших малышей. Его возникновение связывают с адаптацией ребенка к детскому саду.

Признаки ступора у детей дошкольного возраста включают следующие проявления:

  • малыши крайне медленно во время еды жуют;
  • медленно одеваются с большими паузами;
  • отрывисто и замедленно говорят;
  • активно сопротивляются действиям и требованиям окружающих: стискивают зубы на просьбу открыть рот или низко опускают голову, если им пытаются заглянуть в лицо и т. п.

У детей младшего школьного и подросткового возраста проявления кататонического ступора приближаются к типичным признакам взрослого протекания болезни: явно выражается пассивный и активный негативизм, больные не реагируют на просьбы произвести какое-либо действие.

При кататоническом психопатологическом синдроме (в момент застывания в страхе или испуге) дети, как младшего, так и школьного возраста зачастую кратковременно отказываются от пищи. У детей наблюдается задержка дефекации и мочеиспускания.

Другими признаками заболевания и возрастными особенностями у малышей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста выступают изменчивость мышечного тонуса, а также отсутствие мышечного напряжения.

При кататоническом психопатологическом синдроме у подростков наблюдаются выраженные явления каталепсии, сохранение «эмбриональной позы», симптом «воздушной подушки», мутизм, выраженный активный негативизм, стойкий отказ от еды. Зачастую отмечаются выраженные вегетативные расстройства: гиперсаливация, сальность лица, акроцианоз. Задержка дефекации и мочеиспускания способна чередоваться с диареей, энурезом. Во время психопатологического синдрома ребенок может следить взглядом за происходящим, по окончанию приступа имеет воспоминания о событиях, происходивших во время ступора.

Причины ступора у детей

Это состояние возникает зачастую из-за эмоциональных переживаний (посещение новых мест малышом), душевных потрясений (ужас, горе, разочарование). Состояние оцепенения может развиться вследствие чьих, то страданий, свидетельств катастроф, аварий, во время сдачи экзаменов, выступлений на праздниках. При этом у детей происходит блокировка аффективной и двигательной активности, замедляется мыслительная деятельность. Данное состояние в одних случаях заканчивается быстро и легко без определенного лечения и без последствий, а в других возникает , которое в последствии приводит к .

Ступор у ребенка в детском саду нередко обескураживает обеспокоенных родителей, и они не знают, как правильно реагировать на такое поведение крох. Нередко малыши входят в ступор на праздниках в детском саду. Данное состояние происходит у тех малышей, которые недавно начали посещать дошкольные учреждения. Это временное явление, связанное с тяжелой адаптацией к детскому саду. На адаптацию к детскому саду в тяжелых случаях необходимо до одного года. Имеется ввиду не только привыкание к новым условиям (чужие взрослые, незнакомая обстановка, множество сверстников, подчинение новым правилам, но и полное раскрытие личного творческого потенциала, которое позволит малышу чувствовать себя полностью счастливым в детском садике).

Как вывести ребенка из ступора? Для этого необходимо со стороны взрослых терпеливое, доброжелательное отношение к малышу, принятие темпов его развития, похвала относительно мелких достижений и успехов. Увещевания, упрёки, уговоры, лишь только будут понижать и способствовать полнейшему закрытию от взрослых в виде ступора.

Ступор у ребенка в 5 лет отмечается при встрече с серьезными трудностями и проявляется в некотором отупении и растерянности, снижении адекватности. Малышу трудно ответить на простые вопросы, у него отсутствует воля и концентрация внимания, он не знает, что ему делать. Иногда у малыша трясутся руки, часто появляется беспомощность при выполнении самых несложных действий.

Как развивается ступор у детей? Детская растерянность предшествует развитию ступора. Растерянность в отличие от ступора относят к естественной выученной эмоции. Большинство родителей непроизвольно участвуют в формировании, а также укреплении у ребенка поведения и состояния растерянности. Зачастую мамы, видя, что малыш растерян, начинают его жалеть, проявляя к нему повышенное внимание и защищая от трудной ситуации. Родители пытаются что-то за ребенка сделать, тем самым подкрепляют его беспомощность. Если на малыша, вошедшего в ступор, взрослый недовольно кричит, то в этой ситуации только усиливается данное состояние, поэтому кричать является малоэффективным в устранении психопатологического синдрома.

Ступор у ребенка лечение

Необходимо приучать малышей слушаться и не давать им возможности по незначительным поводам входить в психопатологической синдром. Если малыш чувствует и видит, что ступор ему взрослые разрешают, то он идет по пути самонаучения от растерянности до беспомощности по жизни. Взрослым следует относиться к этому состоянию спокойно. Не надо паниковать, винить ребенка — это не поможет.

Как вывести из ступора ребенка? Ребенка быстрее всего выведет из данного состояния спокойная уверенность взрослого, убедительная похвала, не сложные вопросы, четкая инструкция, что делать.

Существуют некоторые способы, которые позволят снять это состояние. Массаж специальных точек, расположенных над зрачками глаз. Область массажа находится ровно посредине, и равноудалена от начала линии роста волос и бровей. Массировать следует подушечками пальцев: большого и указательного. Можно попытаться у больного вызвать любые сильные эмоции, вплоть до негативных и общаться с ребенком уверенным и четким голосом.

Помощь при ступоре у ребенка включает предупреждение опасных действий и обеспечение мер по безопасности больного.

При депрессивном психопатологическом синдроме предупреждают возможность внезапного развития депрессивного эмоционального возбуждения, стремления к суициду и отказу от приема пищи.

При кататоническом психопатологическом синдроме предупреждают купирование импульсивного внезапного возбуждения. Следует учитывать, что на смену психогенному ступору приходит психогенное возбуждение.

Прогноз благоприятный, поскольку по истечении определенного отрезка времени, возможно, самокупирование ступора. При интенсивном своевременном лечении можно достичь положительных результатов.

Лечением ступоров занимаются психологи, психотерапевты, психиатры.

Истерики являются частью нормального развития ребёнка, особенно в возрасте 1 года, когда он начинает учиться ходить. Существует 3 основные причины возникновения истерик:

    Ребёнок может быть перегружен своими эмоциями или чувством жажды, голода, недомогания, непонимания, беспомощности, разочарования, гнева или даже ужаса. Иногда малыш, чей словарный запас еще ограничен, выражает то, что он чувствует капризами или истериками. Он может начать капризничать, когда ему не дают делать что-то, как ему заблагорассудится. Ваш отказ может вызвать истерику.

    У ребёнка имеется предыдущий опыт, когда такое поведение было вознаграждено. Если в прошлом, он получил то, что хотел после такого порыва ярости и крика, малыш может начать все заново: закатить истерику, чтобы опять добиться своего.

    Ребёнок хочет привлечь ваше внимание. Это может происходить потому, что он чувствуют себя обделённым и одиноким, или же, наоборот, привык к вашему вниманию и не хочет вас отпускать ни на минуту.

Как бороться с истериками у ребёнка?

Какими бы ни были причины истерики вашего ребёнка, вот несколько рекомендаций, которые могут помочь вам справиться с ними:

    Попытайтесь успокоиться и успокоить вашего ребёнка, попробуйте поговорить с ним. Если это не работает, потому что он слишком взволнован, отведите его в тихое, спокойное место и дайте ему поплакать. Будьте рядом с ним, но обязательно обсудите возникшую ситуацию чуть позже.

    После того, как он позволит, обнимите его нежно и успокойте. Помогите ему выговориться о том, что случилось, что он чувствовал, и какова была причина его истерики.

    Помните очень важно не поддаться ему, когда он находится в истерике, даже если это очень хочется сделать, например, когда он топает ногами и кричит в общественных местах . Даже если в крайних случаях вы пойдете на уступку, он узнает, что его истерики — это эффективный способ получить то, что он хочет.

    Проявите терпение и постарайтесь дать ему хороший пример, контролируя свой гнев и эмоции. Избегайте каких-либо негативных слов и действий против ребёнка, это только ухудшит положение дел. Иногда, достаточно удалиться на несколько минут, чтобы успокоиться .

    Не волнуйтесь о том, что люди вокруг подумают о вас. На каждого критикующего человека найдется другой, который понимает и искренне сочувствует. Сконцентрируйтесь на том, как лучше справиться с возникшей ситуацией и помните, идеальных родителей не существует.

Если вы заметили, что истерики становятся все более частыми, или ему очень трудно успокоиться, поговорите со своим педиатром.

Как предотвратить детские истерики?

Вот несколько советов, чтобы избежать капризов вашего малыша:

  • Пытайтесь избегать тех моментов, когда ваш малыш утомлён или голоден. Когда вы собираетесь в общественное место, примите меры "предосторожности", возьмите с собой что-нибудь перекусить и любимую игрушку малыша.
  • Если вы знаете, что место, в которое вы собираетесь будет скучными для ребёнка, обязательно возьмите с собой вещи, которые могут развлечь его.
  • Когда вы собираетесь куда-то вместе с малышом, расскажите ему, что его ожидает. Если вы идете в продуктовый магазин, объясните ребёнку, что вы не будете покупать ему сладости, зато вы разрешите ему самому что-нибудь выбрать, например, йогурты.
  • Если вы видите, что он начинает проявлять беспокойство, поговорите с ним о его чувствах: Он устал? Хочет есть или пить? или хочет в туалет? Призовите его к тому, чтобы он объяснял свои чувства. Вы сможете помочь ему контролировать свои эмоции и не позволите себя подчинить им, впасть в истерику.

После того, как вы еще лучше узнаете вашего ребёнка, и вы будете знать, какие ситуации могут вызвать у него истерику, вы сможете избежать многих вспышек эмоций. Но помните, что ни один родитель не может предотвратить все истерики. Они являются составной частью развития ребёнка, особенно в возрасте 1 года.

Ребенок ноет и плачет, воет и кричит так громко, что по интенсивности звука не уступает пожарной сирене, падает, бьет все, что попадается ему под руку, — очевидно, он в истерике. Так ?

Стоит отметить, в большей степени эмоциональную нестабильность демонстрируют дети в возрасте до 3-х лет. Половая принадлежность роли не играет – одинаково часто закатывают истерики как девочки, так и мальчики.

Многое зависит от типа темперамента: в зависимости от него одни дети впадают в это состояние до нескольких раз за день, другие же – не чаще раза в неделю (а то и реже). Прежде чем пытаться выяснить, почему ребенок впадает в истерику , поймите – для маленьких детей совершенно нормальны эмоциональные взрывы. Не единственной, но самой основной причиной истерики является то, что ребенок банально не умеет себя контролировать и проявляет свои чувства самым бурным образом.

Другие причины кроются в недостатке внимания, усталости, голоде или дискомфорте, которые испытывает ребенок. Также истерика зачастую становится следствием разочарования от окружающего мира – ребенок не получает, что хочет.

Кроме того, истерики – неизбежный элемент взросления двухлетнего ребенка. Именно в этот период дети учатся говорить. Ребенок зачастую гораздо больше понимает, нежели может выразить. Это вызывает все нарастающее раздражение, и малыш впадает в истерику. Попробуйте представить себя на его месте: например, вы должны объяснить что-то жизненно важное иностранцу, и у вас ничего не получается, раз за разом вы словно бьетесь об стену непонимания. Очевидно, это расстроит вас и вызовет достаточно сильные негативные эмоции. В свою очередь, как ребенок постепенно учится говорить и выражать свои эмоции словами – капризов становится меньше, и проявляются они не только бурно.

Перед маленьким ребенком встает еще одна немаловажная проблема – все возрастающая потребность в независимости. Уже в первые годы жизни ребенок стремится к автономии, ищет ощущения контроля над окружающим его миром и не осознает, что еще не в силах справиться с этим контролем. Вот еще одна причина, почему ребенок впадает в истерику : в таких условиях формируются предпосылки для чувства противоречия и как следствие – противостояния родителям. Ребенок решает: «Я способен делать это сам», «Дайте это мне, я хочу, хочу!», — и, встречаясь с запретами со стороны родителей, пытается решить проблему единственным доступным ему образом. Малыш начинает капризничать и закатывать истерику.

Хоть истерики и являются неотъемлемой частью взросления ребенка, это не значит, что с ними не надо бороться. Еще как надо. Но прежде чем предпринимать какие-либо действия, постарайтесь понять, что вывело ребенка из состояния равновесия. Так вы сможете действовать гораздо эффективнее. В статье « » описаны несколько полезных советов, которые помогут вам успокоить вашего любимого малыша во время истерики.


Дети любят удивлять, и к разным сюрпризам в их поведении мы даже привыкаем. Но иногда то, что они делают, совершенно невероятно, непонятно и необъяснимо. Это только на первый взгляд – на самом деле у любых, даже самых странных поступков есть причина.

Ребенок делает то, что заведомо наказуемо

Теория обучения гласит: если кто-либо в результате своей деятельности получает что-то для себя хорошее, то он это действие будет стремиться повторить. Если же он получает что-то плохое, то и делать так больше не будет. Вполне логично. Но почему же тогда по квартире опять ходит кошка с макияжем на всю ее кошачью... (нет, слово «морда» и стоимость потраченной на нее косметики абсолютно несозвучны!).

Почему в ванной плавают папины запонки, имитируя глубоководные мины? Почему через полчаса после тщательно наведенного вами порядка все вещи в комнате лежат одним большим шаром? Разве вашего повышенного тона было мало? Разве стояние в углу не послужило уроком того, что так делать нельзя? Нет, иногда такое чувство, что он делает все специально и просто ждет наказания. Да, это так – есть дети, которые хотят наказания. И это можно признать… абсолютно нормальным. Потому что это те дети, которые поняли: иным путем внимания они получить не могут. Они не брошены, не остаются без присмотра, и родители делают все, чтобы развитие и шло, как положено.

Но все-таки по отношению к ребенку чего-то не хватает. Искренних эмоций, настоящей привязанности и любви. Дети очень чувствительны, и они легко улавливают отстраненность, прохладу в отношениях. И они согласны быть «проблемой семьи» – лишь бы чувствовать неравнодушие (пусть даже такое!) родителей, испытывать живую эмоциональную связь. Впоследствии такое поведение может сгладиться – когда ребенок научится со своим чувством «нелюбимости» жить, замещая реальность своими фантазиями или книгами. Но лучше, если оно изменится другим путем. Дайте ребенку то, что принадлежит ему по праву возраста, – нежность, заботу, ласку и ваш искренний интерес.

Ребенок впадает в детство

В еще более раннее детство. Буквально недавно уверял вас, что будет Звездным Мегатроном, когда вырастет, и спрашивал, где нужно для этого учиться, а тут вдруг начал говорить таким корявым языком, что даже название этой своей профессии не выговаривает. А еще – нарисовал красками круг и размазал его руками, пояснив, что это «каляка-маляка», хотя уже давно представлял вашему вниманию и натюрморты, и портреты, и полноценные пейзажи. Родителей такие выходки сначала смешат и забавляют. Но потом радость сменяется удивлением и самым настоящим страхом. И если те родители, у которых есть еще и младший ребенок, какое-то объяснение найти могут (известно же, что ревность старшего вызывает у него желание оставаться маленьким как можно дольше), то все остальные просто не понимают – что происходит? И, главное, насколько это опасно?

Временные откаты в развитии даже являются свидетельством более осознанного поведения. Это своего рода эксперимент. Ребенок как бы пробует все модели поведения, которые он на данный момент освоил, и выбирает среди них лучшие. Вполне вероятно, что в какой-то момент исполнять роль маленького ему очень понравится. Ничего страшного! Очень скоро он убедится, что взрослеть еще интереснее. А вы ему помогите.

Во-первых, постарайтесь, чтобы фраза «Ты такой большой!» как можно чаще произносилась в качестве похвалы, позитивного удивления или восхищения. Ведь если она звучит как недовольство и возмущение, то вряд ли вызовет желание расти. Ребенок, который каждый день слышит: «Ты такой большой, убери все сам!», «Ты такой большой, прекрати просить конфеты!», «Ты такой большой…», наверняка захочет стать маленьким. И даже попытается.

Во-вторых, сделайте взрослость привлекательной, ненавязчиво рассказывая о ее перспективах. «Эта игрушка для детей постарше», «Когда подрастешь, тебя тоже возьмут в эту спортивную группу». Форма убеждения не имеет особого значения, главное – сохранить естественное стремление к росту и развитию.

В-третьих, относитесь к экспериментам ребенка спокойно. Не показывайте раздражения, но и не особенно умиляйтесь, не ругайте, но и не позволяйте делать все, что хочет, из соображений «лишь бы угомонился». Во всех этих случаях привлекательность идеи стать маленьким будет еще сильнее, а впоследствии может укрепиться и стать чертой характера.

Ребенок сам провоцирует скандалы

– Сейчас мы зайдем к моей знакомой, а потом пойдем в магазин игрушек, – сообщаете вы ребенку, ожидая увидеть радость.

– Да, но мне очень нужно отдать ей важные документы... – вы делаете ударение на слове «важные».
– А я хочу сначала в магазин игрушек, – отвечает он.
– Это необходимо для моей работы, – вы все еще пытаетесь сохранять спокойствие.
– А я хочу сначала в магазин игрушек!

Такие диалоги могут продолжаться часами, но, конечно, уже не так ровно и спокойно. Слезы, крики, агрессивные нападения и совсем неадекватные поступки (например, ребенок в приступе отчаяния может лечь в лужу, что называется, во всю длину). Бывает, что в своем упрямстве он даже забывает, что для него было так важно, и ведет себя так, как будто у него настоящая истерика. Заканчивается обычно тем, что ребенок, приведенный домой, засыпает, всхлипывая и вздрагивая во сне, а мама, выпив успокоительного, решает записать его к врачу. А могли бы сейчас новой игрушкой играть…

Ну почему он так делает?! Неужели не понимает, что иногда лучше уступить? Понимает, но согласиться с такой несправедливостью не может. Чувство собственной значимости и взрослости в какой-то момент буквально лишает здравого смысла, борьба за свои права и свободы становится важной независимо от результатов. «Я достаточно самостоятелен, чтобы самому знать, что лучше, и взрослым придется это учесть. Я приучу их к порядку!» – примерно так обосновал бы свою позицию ребенок, если бы был старше. Но в том-то и дело, что такое поведение встречается в возрасте от трех до четырех лет, и словарный запас еще не настолько велик, чтобы выразить все свои соображения по поводу детско-родительских отношений. Поэтому он плачет и кричит.

Самое правильное – набраться терпения и просто подождать, пережить как что-то неизбежное. Кстати, если вы ради эксперимента (или желая предотвратить скандал) вдруг внезапно согласитесь с требованием ребенка, то увидите, что никакого удовлетворения он от этого не испытывает. Скорее всего, через минуту он придумает что-то новое – такое, что вы точно не сможете позволить, – и свою потребность в открытом бунте все равно реализует. Так что не стоит тратить силы, вовлекаясь в его скандалы эмоционально. Ваше спокойствие, уверенность в том, что все происходящее в рамках нормы, помогут и ребенку сохранить ощущение стабильности. Ведь для него это тоже сложный период.

Стремление избегать трудностей, добиваться своего через жалость окружающих - черты инфантилизма, которые во взрослой жизни будут совершенно лишними.

Ребенок играет одной и той же игрушкой

Игрушек много не бывает. Малыш в любое время дня и ночи с радостью посетит магазин и выберет себе десяток-другой самых-самых. Конечно, отношение к игрушкам может быть разное, буквально от любви до ненависти, но все же иногда чувства выглядят очень странно. Это даже не на любовь похоже, а на зависимость – с теми же чертами, что бывают у взрослых людей. С этой игрушкой он ест, спит, купается, ходит гулять и вообще не расстается ни на минуту, а при любой угрозе потери (даже если его просто уговаривают оставить ее дома) испытывает страх.

Иногда такое же отношение бывает и к книгам – ребенок не просто просит ежедневно читать одно и то же, но и старается, чтобы книга всегда была на виду. Все это кажется тем более странным, что внешне эти предметы совсем не представляют никакой ценности.

Более того, иногда они до такой степени потрепанны, обкусаны и обшарпанны, что родителям хочется избавиться от них из эстетических соображений. «Выброшу я это… Смотри, сколько у тебя прекрасных новых игрушек. Ну зачем тебе этот выцветший медведь с дыркой на спине?» Ребенок и сам не понимает, почему именно этого медведя ему нравится держать в руках и почему только с ним ему приятно засыпать. Возможно, с игрушкой связаны какие-то приятные эмоции, возможно, память бессознательно хранит очень хорошие детские воспоминания, а может быть, у медведя такие добрые глаза, что он ассоциирует (тоже, конечно, бессознательно) его с вами.

Чтобы понять, чем дорог тот или иной предмет, иногда требуются годы психоанализа. Пусть он займется этим сам во взрослом возрасте – если захочет. А пока важно другое. Первое – то, что подобная привязанность к предметам является одним из проявлений тревоги. Дети, испытывающие страх, повышенное волнение, трудности с адаптацией, – именно они склонны к тому, чтобы заводить себе любимцев среди игрушек. Они выполняют охранительную роль, а игра (хотя чаще этой игрушкой ребенок не играет, она просто находится все время при нем) выполняет роль ритуала. Ребенку спокойно с этим предметом, он чувствует себя защищенным от неприятностей.

Не случайно потребность в игрушечном друге возрастает у детей, находящихся в больнице или живущих в отрыве от родителей. Второй важный момент – то, что разлучать ребенка с предметом его привязанности насильственным путем нельзя. Это слишком жестоко и иногда может привести даже к нервным срывам. Не переживайте: сломанный заяц не будет спутником сына до выпускных экзаменов (хотя вполне возможно, что где-нибудь на полке он дождется еще и рождения ваших внуков), ведь с возрастом у ребенка появляются новые возможности для обретения уверенности, а многие детские страхи уходят сами по себе.

Любимая игрушка, которую малыш не выпускает из рук, книга, которую он просит читать снова и снова - все это ориентиры, помогающие ему чувствовать себя уверенно.

Ребенок придумывает невероятные истории

Машина мама удивилась, когда воспитательница попросила ее о личной беседе. И даже заволновалась, когда поняла, что тема будет трудной – воспитательница сама смущалась и говорила сбивчиво. «Конечно, я понимаю, это личное дело, но… видите ли… мы просто обязаны… ведь это все-таки ребенок… то, что происходит в семье, очень важно». Тут уж мама испугалась не на шутку. Что же такое происходит в ее семье? И, главное, почему об этом знает воспитательница, но не знает она сама?

Оказывается, происходит следующее: папа с мамой дерутся, приезжает милиция, но папа ее прогоняет, потому что у него есть оружие – настоящий пистолет.

Как нормальный ребенок может придумать такое про свою семью? Для ребенка с развитой фантазией это пара пустяков. В большей или меньшей степени к вымыслу склонны все маленькие дети. Но обычно это не бывает проблемой. Ну, рассказывает ребенок про то, что его тетя – волшебница, а дома живет маленький динозавр, – всем понятно, что это просто безобидные фантазии. Они даже полезны – развивают креативность мышления.

Но о чем мечтает девочка, рассказывающая семейные триллеры? Скорее всего, о том, чтобы вызвать интерес – никаких криминальных замыслов у нее нет. Наоборот, такие истории чаще рассказывают дети, которые даже не понимают, что такое родительские ссоры и уж тем более – с чем бывают связаны визиты милиции. Их реальность от этого так далека, а отношения в семье настолько хорошие, что приходится серьезно подумать, чем бы таким удивить в садике. А пример можно позаимствовать из телепередач или рассказов взрослых – подобные истории, к сожалению, во многих случаях самая что ни на есть реальность. Как реагировать? Иронично. Можно вообще не обсуждать эту тему с ребенком (особенно если воспитательнице он рассказал историю своей тяжелой жизни по секрету), можно просто спросить, зачем он это придумал. Но не обвиняйте в том, что он вас опозорил, и сами не думайте так. Взрослые люди на то ведь и взрослые, чтобы уметь разобраться, где правда, где вымысел, и правильно все расценить.

В этой статье:

Если у грудничка впал родничок, то наиболее вероятной причиной является обезвоживание. Но есть и другие факторы, которые приводят к западанию теменной мембраны. Новорожденного нужно показать педиатру.

Родничок – это неокостеневший участок на голове каждого младенца, который со временем зарастает. Он является индикатором самочувствия ребенка. Если у грудничка впал родничок, то нужно показать его педиатру. Такая патология может свидетельствовать о серьезных проблемах со здоровьем крохи.

Чтобы понять, что с родничком что-то не так, нужно знать, как он выглядит в норме и каковы особенности его строения. Тогда можно самостоятельно распознать наличие отклонений и своевременно обратиться за медицинской помощью.

Нормальное состояние родничка

Родничок у новорожденных представляет собой мягкий участок черепа. Он необходим для того, чтобы в процессе родов могла меняться форма головы, и малыш не получил опасные для жизни травмы.

Всего у новорожденного 6 родничков, но в первые дни жизни 4 из них закрываются. Остаются неокостеневшие участки на затылке и темечке. Первый зарастает костной тканью к 2-3 месяцам, а вот последний твердеет лишь к 1-2 годам и именно по его состоянию судят о развитии крохи.

У мальчиков родничок зарастает быстрее, нежели у девочек.

В норме является ромбовидным пульсирующим участком на темечке головы. Его размеры от 0,5х0,5 см до 3х3 см. Величина этого участка зависит от генетики и количества кальция в организме крохи.

Родничок на ощупь эластичный. Мягкая теменная мембрана находится на одном уровне с костями черепа. Ее поверхность не обязательно должна быть ровной, может быть незначительное выпячивание или западание.

Признаки патологии родничка:

  • сильное западание или выпячивание;
  • слишком быстрое (в возрасте до 3-х месяцев) или медленное (в возрасте свыше 2-х лет) зарастание;
  • припухлость.

Любое существенное изменение внешнего вида мембраны является поводом для обращения к врачу.

Причины западания

Не стоит быть тревогу при незначительном западении, а вот сильно впавший родничок является поводом для беспокойства.

Почему западает родничок? Причины следующие:

  • Обезвоживание. Это основная причина. Впасть родничок может из-за нехватки жидкости в организме. При грудном и искусственном вскармливании, особенно, если в помещении жарко, младенца нужно допаивать.
  • Инфекционные заболевания или расстройство пищеварения. Такие проблемы также вызывают обезвоживание.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Нервные заболевания.

Есть и другие причины, которые не указывают на патологию. Например, у переношенных детей впалый родничок является нормой. Со временем он приобретает нормальную форму.

Во время крика и сильного плача, когда новорожденный испытывает стресс, родничок может западать и выпячиваться. В состоянии покоя такого не должно происходить.

Признаки западания

Впалый родничок у грудничка можно распознать по следующим признакам:

  • визуально заметен вдавленный участок в теменной области головы;
  • выраженная пульсация родничка, которая превышает нормальные показатели - в норме пульс должен быть не более 130 ударов за минуту;
  • в состоянии покоя родничок сильно пульсирует, он проваливается, а затем выпячивается.

Сопутствующими признаками, которые свидетельствуют о западании мембраны, является изменение цвета мочи, она темнеет и неприятно пахнет. Происходит это из-за малого количества мочеиспусканий. Новорожденный должен мочиться минимум 10 раз в сутки. Подсчитать количество мочеиспусканий можно по мокрым пеленкам.

При дефиците жидкости ребенок становится вялым, сонливым. Он постоянно капризничает, во время плача нет слез, поскольку слизистые сухие. Глаза становятся мутными. Кожный покров сухой и краснеет, он горячий, поскольку расширяются кровеносные сосуды. Если прижать кожу, то она медленно восстанавливает цвет и возвращается в прежнее состояние.

Необходимо срочно предоставить малышу помощь. Такое состояние угрожает жизни крохи.

К какому врачу обратиться, если у ребенка впал родничок?

Если у грудничка сильно впал родничок, то нужно обратиться к педиатру. Он осмотрит ребенка. Если у новорожденного мембрана действительно впадает, то педиатр даст направление к эндокринологу или неврологу. В некоторых случаях требуется помощь ортопеда.

Если причиной западания стали генетические патологии, то потребуется консультация генетика.

Что делать при впавшем родничке?

Предпринимать какие-либо действия нужно только после посещения врача. Если причина запавшего родничка в обезвоживании, то нужно восполнить дефицит жидкости.

Обязательно нужно допаивать грудничков в следующих случаях:

  • высокая температура воздуха в помещении;
  • перегрев младенца;
  • сухой воздух в комнате;
  • жаркая погода;
  • жар у крохи;
  • искусственное вскармливание.

Новорожденному нужно давать чистую кипяченую воду.

Чтобы не случилось обезвоживания, кормите младенца по требованию, а не по режиму.

Грудничок должен получать необходимое количество жидкости в сутки. Нормы в таблице.

При инфекционных заболеваниях, если родничок у грудничка запал на фоне высокой температуры, рвоты или , кроме обильного питья ребенку нужна медикаментозная терапия. До консультации с педиатром необходимо давать новорожденному Регидрон. Он поможет восстановить водно-солевой баланс. Каждые 15 мин. нужно давать по 1 ч. л.

Кроме установления правильного режима питья, нужно обеспечить ребенку комфортные условия:

  • температура воздуха в помещении 22-25˚С;
  • высокая влажность воздуха в комнате, до 60-70%;
  • отсутствие пыли и грязи, домашних животных в помещении, где находится ребенок.

Нужно регулярно проводить влажную уборку и проветривать комнату. В это время перенесите новорожденного в комнату, где нет сквозняков.

Для предотвращения перегрева крохи, не нужно надевать ему шапку в помещении. Выбирайте для него легкую одежду из натуральной ткани, не укутывайте в жаркую погоду. Не ставьте коляску на солнце. Прямые солнечные лучи могут спровоцировать солнечный удар. Лучше гуляйте на улице до обеда и после 16:00.

Прежде чем самостоятельно ставить плохие диагнозы, определите степень западания родничка. Если она небольшая, а ребенок чувствует себя хорошо, он активный, у него хороший аппетит, то никаких отклонений нет. При появлении симптомов обезвоживания нужно вызвать врача.

Полезное видео про роднички у ребенка