Процесс плавления серебра в домашних условиях. Плавка серебра в домашних условиях: способы и описание

Хорошие физические и химические свойства серебра определили его распространение не только в ювелирном деле, но и в промышленности. Одним из наиболее важных показателей считается температура плавления.

Сегодня серебро встречается в различных микросхемах, аккумуляторах, резисторах и реле. Плавка серебра в домашних условиях возможна с учетом всех особенностей прохождения этого процесса.

Основные свойства серебра

При рассмотрении этого металла следует уделить внимание его главным недостаткам - материал может окисляться и вступать в химические реакции с различными компонентами. Именно эти недостатки определяют то, что столовые приборы из серебра со временем теряют свой вид и требуют чистки.

Основными свойствами назовем нижеприведенные моменты:

Переплавка серебра может проходить и в домашних условиях с учетом всех рекомендаций, касающихся проведения подобной процедуры.

Температура плавления

При какой температуре плавится серебро? Этот показатель зависит от пробы, которая указывает на количество примесей. Рассматривая зависимости концентрации примесей в металле и температуры плавления, отметим нижеприведенные моменты:

  1. Проба 925 указывает на то, что в составе 92,5% чистого драгметалла. Остальной состав приходится на различные примеси.
  2. Если в составе не более 90% драгметалла, то температура плавления не будет выше 770 градусов Цельсия.

Процесс плавления основан на изменении агрегатного состояния металла по причине воздействия высокой температуры и перестроения кристаллической решетки. Сырье, используемое при плавлении, называют шихтой. Нагрев шихты для плавления следует проводить с учетом ряда рекомендаций, а также соблюдая технику безопасности.

Плавка в домашних условиях

Температура плавления серебра в домашних условиях (видео по проведению плавки позволит разобраться со всеми тонкостями процесса) достигается при использовании горелки или печи, плавка проводится по форме отливки.

Этапы процесса

Инструкция выглядит следующим образом:

Довольно высокая вязкость драгметалла в жидкой форме определяет то, что он медленно заполняет форму. Поэтому для заполнения сложных форм следует время от времени проводить помешивание расплавленного металла. Если этого не делать, что он быстро начнет твердеть и не заполнит все впадины.

Рассматривая то, как расплавить серебро в домашних условиях отметим, что получить качественное изделия довольно сложно. Не стоит забывать о том, что слишком большое количество примесей в используемом сырье становится причиной существенного усложнения прохождения процесса плавки. Очистка сырья проводится до его плавки и заключается в применении азотной кислоты. Стоит учитывать, что при вступлении металла в реакцию с азотной кислотой выделяется тепло и неприятный запах. Для отделения некоторых примесей после добавляется солевой раствор. Повторив процедуру несколько раз, можно существенно снизить концентрацию примесей в составе шихты.

Благородный металл серебро является одним из древнейших металлов, освоенных человечеством. Нахождение в природе в самородном виде, а также невысокая температура плавления- 962 °C дало нашим далеким предкам возможность использовать этот металл в IV -III тысячелетии до н.э.

Серебро — мягкий, пластичный металл, отлично подходящий для производства украшений, ритуальных предметов, зеркал и для чеканки монет.

Серебро обладает наилучшей среди металлов электропроводностью и применяется в наиболее ответственных электроприборах и компонентах. Отличная теплопроводность дает возможность применения и в теплотехнике.

Благородный металл в 19-20 веке широко использовался в фотографии.

Издавна было замечено еще одно важное свойство — бактерицидность. Сосуды и фильтры из серебра применяются для обеззараживания воды. В христианстве и некоторых других религиях в серебряных сосудах приготовляется т.н. «святая вода», помогающая при соответствующей молитве от всех недугов.

Технология литья серебра

Литье серебра в заводских условиях осуществляется с применением индустриальных технологий, требующих дорогостоящего оборудования, значительных энергозатрат и использования редких и опасных компонентов. Традиционные технологии, проверенные тысячелетиями больше подходят для литья серебра на дому или в мастерской.

Наиболее распространенные из них — это литье по выплавляемым моделям. Популярно также применение специального воска для моделирования в качестве материала модели. В качестве материала для создания формы используется гипс или глиняно-песчаные смеси.

Серебро для литья можно приобрести в сбербанке или в ювелирном магазине в виде слитков. В этом случае состав его точно известен и выбит в качестве пробы. Если вы решили использовать бабушкины ложки или лом изделий из серебра — будьте готовы к тому, что придется провести операцию по очистке лома от примесей. Например, от примесей неблагородных металлов, таких, как свинец, медь и других, серебро очищается путем переплавки в тигле с добавлением селитры, буры и соды. Селитра связывает неблагородные металлы, окисляя их. Сода и бура переводят эти окислы в раствор, образуя жидкий шлак. Серебро остается на дне тигля в виде слитка.

Литье по выплавляемым моделям. Эта технология литья из серебра наиболее доступна для освоения начинающими мастерами. Модель изготавливается из материала, температура плавления которого ниже, чем у заливаемого расплава. Вокруг модели заливается или формуется форма из гипса или песчано-глиняной смеси.

Наиболее распространенными материалами для выплавляемых моделей являются воск и парафин. Когда расплав заливается в форму, материал модели плавится и вытесняется из формы через специально предусмотренное отверстие. Место модели постепенно занимает серебро. Есть вари ант этого метода, при котором восковая модель выжигается путем нагрева формы до высокой температуры, а серебро для литья заливают в уже пустую форму.

Инструменты для формовки и приспособления для литья по моделям

Для литья изделий из благородного металла в домашних условиях потребуются

  • Тигель для расплавления или очистки металла.
  • Муфельная печь или газовая горелка.
  • Стальные щипцы.
  • Огнеупорная подставка.
  • Воск для моделирования. Свечной воск не подойдет.
  • Формовочные смеси
  • Емкость для разведения смеси
  • Скальпель, ножи и надфили для обработки модели и для доводки готового изделия.
  • Форма для литья
  • Молоток для разбивания опоки.
  • Защитные рукавицы, очки и фартук.
  • Огнетушитель.
  • Дремель (мини — бормашина)
  • Тиски, Ригели и оправки

На изготовлении формы для литья серебра стоит остановиться чуть подробнее. Сначала из воска путем лепки и вырезания скальпелем мелких деталей создается модель будущего изделия, полностью повторяющая его форму, но имеющая тонкий выступ в виде круглого прутка.

Это литник, по которому расплавленный металл попадет в форму. Далее в опоку помещается модель и заливается формовочная смесь.

Если используется сухая формовочная смесь, то для формовки применяется метод виброуплотнения. Далее воск модели выжигается, и форма готова к заливке расплава.

Литье по моделям в земляные формы

Литье в так называемые земляные формы — старейший метод, проверенный тысячелетиями. Формовочные смеси на самом деле состоят не из чернозема, а представляют собой смесь тонкозернистого кварцевого песка и пластичной глины в определенных пропорциях. Для отливки мелких изделий с тонким рельефом и большим количеством деталей применяют смеси, содержащие 12-15% глины, для крупных отливок — до 25%. Газы, образующиеся при литье, должны свободно выходить через стенки формы.

Модель для литья в земляные формы делается абсолютно точно повторяющей оригинал, но чуть больше по размеру. Это припуск на усадку и последующую обработку изделия. Модели традиционно делали из дерева, воска и гипса. Сегодня все большую популярность приобретают модели из пластмасс. Пластик хорошо держит форму и легко обрабатывается.

Технология литья по выплавляемым моделям

Оборудование для литья серебра по выплавляемым моделям относительно несложно и доступно для использования на дому. Суть метода заключается в том, что модель, изготовленная из легкоплавкого материала, при контакте с заливаемым жидким металлом плавится и вытесняется из формы по специально предусмотренным отверстиям. Металл занимает пустоту, образовавшуюся на месте модели и точно повторяет ее пространственную форму.

Заливать металл необходимо тонкой струйкой, чтобы дать возможность материалу выплавляемой модели покинуть форму, во избежание образования брызг расплавленного металла.

Литье из серебра в домашних условиях

Важно! Литье серебра своими руками — сложный и пожароопасный процесс. В вашей мастерской должны иметься огнеупорными подставками и огнетушителями, предназначенными для тушения электрооборудования под напряжением. Обязательно пользуйтесь огнеупорными перчатками, фартуком и очками.

Для литья серебра в домашних условиях начинающие мастера обычно выбирают следующие технологии

  • моделирование из воска
  • литье в земляные формы
  • нагрев тигля газовой горелкой.

Разумеется, если у вас есть муфельная печь с регулировкой и поддержанием заданной температуры, вибростол и центрифуга — ваши отливки станут только лучше.

Литье серебра в домашних условиях — сложный, но вполне осуществимый при должной подготовке и настойчивости процесс. Успехов вам в освоении этого раздела металлургии!

Тысячелетиями люди используют драгоценный белый металл для производства украшений, посуды, декоративных предметов интерьера, чеканки монет. Он красив, лёгок в добыче и обработке, но на этом список достоинств не заканчивается.

Серебро имеет белый блестящий цвет, который придаёт ему потрясающие отражающие свойства - коэффициент отражения составляет 95% - поэтому его применяют при производстве сверхкачественных зеркал вместо алюминия.

Свойства серебра

Серебро имеет высокую плотность, что делает его тяжёлым и позволяет изготавливать тонкую фольгу и проволоку.

Ещё одним неоспоримым достоинством является его исключительная тепло- и электропроводимость - лучшая среди всех металлов - что сделало его практически незаменимым в химической промышленности и при изготовлении высокотехнологичных приборов.

  1. Области применения и свойства.
  2. Температура плавления.
  3. Переплавка в домашних условиях.

С древнейших времён людям известны обеззараживающие свойства этого металла, что также поспособствовало его широкому распространению. Ещё в Древнем Египте серебряные пластины прикладывали к ранам, а в Персии до нашей эры воду для сражающейся армии хранили в серебряных сосудах.

В наши дни, это свойство тоже успешно используется человечеством - всевозможные фильтры для воды и воздуха, детали в холодильниках , стиральных машинах, медицинском оборудовании изготавливаются с использованием ионов серебра.

Удивительно, но серебро нашло своё место и в пищевой промышленности - оно зарегистрировано как пищевая добавка Е174 и входит в состав многих биологически активных веществ, хотя полезность их употребления спорна.

Коллоидному серебру часто приписывают благотворное воздействие при профилактике простуды и гриппа, а также на способность исцелять от диабета, рака, синдрома хронической усталости, ВИЧ/СПИДа, туберкулёза, и других по-настоящему серьёзных заболеваний.

Однако такая чудодейственность - это скорее мечта маркетологов, так как нет никаких медицинских исследований, подтверждающих, что коллоидное серебро эффективно при лечении какого-либо из указанных заболеваний.

Тем не менее области применения этого металла постоянно расширяются, сплавы и химические соединения можно найти как практически в любой квартире, так и в космосе в составе деталей для спутников и космических кораблей.

Из «минусов» можно выделить свойство серебряных изделий тускнеть и темнеть со временем под воздействием влажного воздуха. На поверхности образуется малорастворимый налёт, но и это поправимо - чистка позволяет вернуть былой блеск.

Что касается благотворного воздействия на здоровье человека, то во всём нужно знать меру и помнить, что это тяжёлый металл, сверхсодержание которого в питьевой воде опасно для здоровья.

Применяют его в основном не в чистом виде, потому что серебро без примесей - это довольно мягкий, пластичный материал. Чаще всего в сплаве серебра встречаются кадмий, никель, цинк и медь. Эти компоненты облегчают работу с металлом и делают конечные изделия прочнее.

Существует множество причин , по которым возникает необходимость расплавить серебро. Это может быть желание сделать металл чище, а значит, дороже, освободив его от примесей.

А может быть, решено переплавить перстень или столовые приборы, доставшиеся в наследство от нелюбимой тётушки и создать новое современное украшение собственного дизайна. В любом случае первым делом необходимо узнать, при какой температуре плавится серебро.

Температура плавления

Серебро без добавок плавится при температуре 961,9° C , а закипает, когда отметка достигает 2210˚C. Расплавить сплав серебра проще, чем слиток чистого металла, так как примеси снижают температуру плавления.

Этот материал настолько удобен в обработке , что его небольшое количество возможно расплавить даже дома на кухне, используя газовую горелку.

Однако процесс достаточно опасен , нарушение техники безопасности может привести к ожогам и пожарам, поэтому плавить этот металл в квартире не рекомендуется. Если же избежать этой процедуры нельзя, необходимо неукоснительно следовать правилам техники безопасности.

Переплавка в домашних условиях

Для плавки понадобится:

Прежде всего нужно разогреть докрасна подготовленную ёмкость. Когда этот шаг выполнен, внутрь помещается серебро, лучше, если оно будет заранее порезано на кусочки приблизительно одинакового размера, которое постепенно начинает терять чёткую форму, как будто бы таять.

Когда металл достаточно прогреется, при необходимости очистки, добавляются реагенты , такие как селитра. Далее, нужно дождаться, когда металл полностью расплавится и начнёт «сиять» красноватым цветом.

Вообще, любая плавка - процесс, в результате которого металл под воздействием высокой температуры переходит из твердого состояния в жидкое. Этот процесс неразрывно связан с другим, обратным по действию, процессом - переходом из расплавленного состояния, предварительно отлитого в заданную форму, в твердое.

Ваша задача сводится к тому, чтобы расплавить серебро, а потом отлить его в готовую форму - ингус. Любой металл, подвергающийся плавке, называется шихтой.

Порядок работы: подготовка плавильни-ложки; обработка плавильни флюсом; загрузка шихты в плавильню-ложку;.

нагревание шихты до перехода ее в жидкое состояние;.

отливка расплавленного металла в ингус.

Отрежьте от листа асбеста (если у вас картон, то необходимо прежде расщепить его на тонкие пластины) несколько прямоугольников: один - больше размера ложки, другой - в размер, третий - вполовину меньше второго, последний - совсем маленький. Намочите пластины, чтобы они стали мягкими. Ими вы выложите плавильню-ложку в следующем порядке: на дно ложки положите самую маленькую пластину, поверху - пластину побольше и так дальше, разглаживая подушечками больших пальцев каждую. Последней, самой большой пластиной оберните края ложки по периметру, включая основание ручки (чтобы исключить ее нагревание), и хорошенько обожмите асбест (рис. 40).

Ложе должно быть лишь слегка вогнутым. Это важно, потому что в глубоком ложе плавка может затянуться надолго, а при слишком плоском вы рискуете пролить сплав куда угодно при малейшем наклоне домашнего тигля (плавление серебра происходит при 960°!).

С одной стороны ложки (если

вы левша, то с правой, и наоборот) сформируйте небольшую бороздочку, чтобы расплавленный металл более уверенно выливался. Подготовив таким образом плавильню-ложку, положите ее сушить. Лучше это делать рядом с несильно горящей конфоркой, перевернув ее ложем вниз.

Пока ложка сохнет, займитесь сортировкой и развесом шихты. Подготовьте к работе ювелирные весы.

Отдельно взвесьте и положите кучками по 18-20 г серебряный лом 916-й и 925-й проб. Из этого сплава вы будете заготавливать толстую гладь для контура будущих украшений, который должен быть достаточно крепким.

Лом 875-й пробы нужно смешать с чистым серебром из расчета: на 1 часть пробного серебра 2 части чистого. При емкости ингуса около 20 г сплава вам понадобится на каждую плавку 6 г пробного и 12 г чистого серебра.

Исходя из общего веса металла, определите количество плавок. Разложите шихту в доступном месте кучками на небольших листках бумаги (плавка должна быть непрерывной, иначе вам придется снова разогревать ложку, начиная плавку практически сначала). Всю шихту необходимо очистить магнитом, чтобы удалить возможные частицы железа и стали.

Не забудьте подготовить металл для припоя. Для филигранных работ не годятся припои, содержащие цинк. Существуют стандартные припои, содержащие 70-72% серебра (остальное медь). Можно изготовить из серебра 875-й пробы с медью в соотношении 4:1. Если у вас остались старого образца копейки, то можно изготовить припой из расчета три монетки на один серебряный полтинник. Но лучше всего такой рецепт: на один серебряный полтинник добавляется 2,7 г чистой меди (если у вас николаевский рубль, то весу в нем ровно в два раза больше, и меди понадобится 5,4 г). Припой такого состава идеально подходит для пайки филигранных изделий. Не слушайте тех, кто утверждает, что другие припои очень хороши, повторяю: для пайки филиграни этот - самый лучший. Однажды моя знакомая-немка, которой я делала браслет, обратилась к местному ювелиру, чтобы он подправил ей замочек. Ювелир воскликнул: “Какая старинная работа!” “Нет, - ответила немка, - я приобрела его недавно”. “Наверное, это очень старый ювелир, - предположил мастер. - Не могли бы вы, когда будете снова в Москве, узнать, каким припоем он пользовался?” Так вот, заодно отвечу и этому ювелиру: полтинник и 2,7 г чистейшей меди, уважаемый!.

Продолжим. Следующий этап - обработка плавильни флюсом. Он необходим для растворения различных окислов и удаления их из расплава, а также для защиты от проникновения в него кислорода, который образует в нем полости и раковины. Флюсом послужит бура. Количество ее зависит от веса шихты. Соотношение таково: 1 часть буры на 10 частей заготовленной шихты для одной плавки металла. Если плавок у вас несколько, то при последующих плавках буры подается гораздо меньше. Итак, считаем: если шихты 18 г, буры потребуется 1,8 г.

Проверьте горелку. Если у вас газовый аппарат, убедитесь что нет утечки газа: протрите губкой, смоченной в мыльном растворе, штуцера, - если на их поверхности не появится пузырьков, все в порядке. У бензинового аппарата прежде всего следует проверить правильность присоединения шлангов и количество бензина в бачке. Всегда перед работой с паяльным аппаратом проверяйте его устройство.

Теперь отрегулируйте пламя. Сейчас оно должно быть достаточно мягким, чтобы бура, положенная в ложку, под его напором не разлетелась, как снежинки в метель. Как правило, пользуются прокаленной бурой.

Ложка к этому времени должна просохнуть. Установите ее.

так, чтобы ложе находилось в горизонтальном положении, и положите туда необходимое количество буры. Теперь включайте горелку и, направив огонь в ложе, равномерно прогревайте буру, пока она не превратится в глазурь (зеленоватую массу густоты меда, покрывающую дно ложки).

Снова отрегулируйте пламя: передвиньте хомутик, открыв доступ воздуха (или регулятором смесителя на бензиновой горелке), - оно станет жестким и мощным.

Загружайте шихту (лучше начинать с высокопробного серебра) для плавки и, не давая расплавленной буре остывать, нагревайте шихту. Серебро постепенно будет краснеть, потом оплавляться, стекая на дно. Ваша задача - следить, чтобы металл понемногу плавился (он должен блестеть, бликовать). Если серебро в процессе плавки покрыто мутной оксидной пленкой, значит, оплавления не наступает. В этом случае следует отрегулировать пламя горелки, перемещать ее по вертикали, добиваясь, чтобы серебро опять заблестело и плавилось.

Когда шихта полностью расплавится, то есть превратится в лужицу, по виду напоминающую ртуть, нужно подвинуть поближе к пламени ингус, чтобы он хорошенько прогрелся. Промежуточная операция при прогревании ингуса - смазывание его воском. По вертикальному экрану проведите несколько раз кусочком воска, он стечет в ложе ингуса. Поставьте ингус так, чтобы было удобно прогревать (рук, конечно, не хватает!). Закрепите его, чтобы при отливке сплава случайно не опрокинуть. Расположите сзади экрана что-нибудь не-воспламеняющееся (на тот случай, если некому помочь). При этом процесс плавки ни в коем случае не должен останавливаться. Горелка при всех манипуляциях должна быть направлена на расплав, который не должен терять температуру и блестеть. Дайте расплаву отстояться, чтобы бура отшлаковала ненужные оксиды и примеси.

Теперь - главное. Как только расплавленный металл вот-вот “побежит” (в точности этого тропа вы убедитесь при первой же плавке: он станет каким-то особенно жидким и заволнуется), его нужно отливать в разогретый ингус под неусыпным пламенем горелки (температура расплава в момент отливки не должна меняться!). Ингус в этот момент обязательно должен быть равномерно и хорошо прогрет, иначе нормально отливка не пойдет.

Отливать расплав надо уверенным движением, но не резко, чтобы он, ударившись о стенки или экран ингуса, не разбился на несколько частей. Но и не медленно - он может чуть остыть и вообще не вылиться (или частично вылиться) из плавильни-ложки. Если плавка у вас не получилась, не отчаивайтесь, а быстро, пока не остыла ложка, повторите ее. Приобретенный опыт поможет вам успешнее справиться с этой сложной операцией. Если же все удалось (отливка полностью залила ложе ингуса, не имеет больших оплывов через его край), благодарите всех Святых, поскорее ставьте ингус под струю воды и начинайте новую плавку. Отлитый брусок остынет, и, когда вам снова понадобится ингус, вы его освободите, просто перевернув.

Сделайте столько плавок, сколько нужно, не забывая подсыпать понемногу буры, только не переборщите, так как большое количество буры будет препятствовать плавке. Если это все же произошло, возьмите стальную спицу или нечто подобное и удалите лишнее, отодвигая ее к краю ложа. Если плавок много (обычно асбестовое покрытие выдерживает 3-5 плавок), то лучше сделать между плавками паузу и, дав остыть ложке, сменить асбестовое покрытие.

Плавка припоя всегда должна быть последней, если вы не хотите испортить пробу серебра, так тщательно вами составленную. Несколько подробнее о его плавке. Не загружайте одновременно серебряный полтинник и медь. Медь за время плавки частично выгорит, повысив процентное содержание серебра. Полученный припой будет иметь более высокую температуру плавления, и вы с трудом осуществите пайку элементов узора, появится риск их оплавить. Медь следует класть в тот момент, когда полтинник расплавится полностью. Она будет оплавляться и как бы растворяться в расплаве. Отливку припоя ведут обычным порядком. Иногда, чтобы увеличить площадь опиливания, припой отливают на плоскость леткала. В результате получается лепешка, которую нетрудно закрепить в ювелирных тисках.

Отлитый брусок припоя будет разительно отличаться от других по цвету: он будет темно-серым с красновато-коричневым или темно-коричневым налетом. Сплав же из смеси пробного и чистого серебра должен быть от почти белого до светло-серого цвета. Брусок, отлитый из пробного серебра будет серым. В условиях домашней плавки трудно добиться абсолютно точного соотношения серебра и меди. Поэтому, даже если у вас получились бруски предположительно одинаковой пробы, но немного отличающиеся по цвету, не пугайтесь, что вам придется переплавлять металл. Нужно разумно распре-.

делить, какой брусок пойдет на изготовление тонкой проволоки, для которой нужна более высокая проба, какой - на проволоку средней толщины, какой - на проволоку для контура будущих изделий.