Обойдешь весь мир вокруг. Стихотворения о маме

На уроках живописи мы часто рисуем акварелью и гуашью, и однажды перед нами возник вопрос, чем же рисовали раньше, когда ещё не было таких замечательных ярких красок? Захотелось попробовать своими руками сделать краски и создать рисунок, но, прежде всего, предстояло узнать, как раньше создавали, сохраняли и восстанавливали живописные произведения.

В Краеведческом музее г. Красноярска нам рассказали о том, как русские иконописцы создавали сами не только иконы, но и краски, которыми они нарисованы. Прошло больше 600 лет, а некоторые иконы (например «Троица» Андрея Рублева, которая хранится в Третьяковской галерее в Москве) продолжают сиять всеми цветами. Люди берегут и сохраняют в музеях своё прошлое, свою культуру. А без знания того, как наши предки жили раньше, не будет будущего. Люди не имели возможности пользоваться библиотекой и Интернетом, но то, что они создали, до сих пор интересует и волнует людские сердца. Мы решили попробовать по старинным рецептам создать краски, чтобы понять, как это делали великие мастера.

Материал для изготовления красок человек первоначально брал из того, что его окружало,- это были натуральные пигменты и другие красящие вещества природного происхождения. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры - первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен.

Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее). Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Мы решили получить консультацию художников-иконописцев, но в Енисейской епархии нам сообщили, что в Красноярске нет иконописных мастерских. Поэтому весь последующий материал был изучен с помощью Интернета и справочной литературы.

Мы решили выяснить, кто из мастеров-иконописцев представлял Средневековье на Руси. Оказалось, что на рубеже XIV-XV вв. в Москве творил величайший из мастеров Древней Руси Андрей Рублев - основатель московской художественной школы. Именно его репродукция поразила нас. Краски Андрея Рублева интенсивные, но легкие и светлые. Широкую известность мастеру принесла работа в Троице - Сергиевой Лавре. Именно здесь предположительно в 1412-1427 гг. Андрей Рублев написал икону «Троица».

Для своего шедевра Рублев использовал ляпис-лазурь - краску, которая ценилась дороже золота. Природный ультрамарин использовался только в самой тонкой работе из-за его дороговизны. Краску изготавливали сложным способом, извлекая из минерала незначительное количество чистейшего синего пигмента. Этот цвет можно увидеть на плаще центрального ангела на иконе.

2. Темперная живопись

Из книг мы узнали, что средневековые иконописцы применяли темперные краски. Благодаря иконописи темперная живопись развивалась и распространялась.

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов. Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила желтковая темпера.

Нам стало интересно, почему этот вид техники имеет такое название? Так как до начала 18 века масляные краски не были известны, художники пытались найти вещество, которое бы равномерно растворяло пигменты и позволяло им прилипать к различным поверхностям, сохранять свои истинные цвета. И они нашли такое вещество – желток сырого яйца. Яичная темпера оставалась основным материалом художников на протяжении почти 800 лет.

2. 1. Основа для составления красок – эмульсия.

Оказалось, что для получения этой краски яйцо разбивают с тупого конца (со стороны воздушного мешка). Отверстие скорлупы выравнивают и из нее выкатывают мешочек с желтком на руку, а скорлупу промывают водой от оставшегося на ней белка. Мешочек с желтком перекатывают с ладони на ладонь и этим очищают его от остатков белка. Затем прокалывают мешочек и выливают желток в промытую скорлупу, в которую до края наливают двухпроцентный раствор уксусной кислоты - с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объёму желтка.

Для приготовления эмульсии древние живописцы пользовались вместо раствора уксуса хлебным квасом в тех же пропорциях. Они считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся «мягче» и по высыхании становятся более «звучными».

После добавления к желтку раствора уксусной кислоты состав размешивался деревянной лопаточкой. В приготовленную эмульсию добавляли пигмент и перетирали ее с пигментом. Сейчас смешивают эмульсию с пигментом в блюдцах или в пластмассовых стаканчиках.

Эта эмульсия являлась только основанием для составления различных темперных красок. Для получения различных цветов художники использовали пигменты. После растирания минерала полученный порошок разводился в разбавленном яичном желтке и краска, называемая «яичная темпера», была готова. Использовать её следовало сразу после приготовления, так как в жидком виде она не подлежала долгому хранению и могла быстро испортиться, а также при неумелом использовании, (при введении в краску в чистом виде или большом количестве), способствовала образованию трещин.

В практической части мы проведем эксперимент по составлению эмульсии для яичной темперы.

2. 2. Пигменты темперы.

Пигменты – красящие вещества – могут быть минерального, органического происхождения или приготовленные химическим путем из природных материалов, главным образом глин, содержащих окислы или соли металлов. Также в живописи использовались красители растительного происхождения, полученные из листьев, коры и корней растений (шафран, индиго и др.), а также пигменты, получаемые обжигом виноградных, персиковых косточек и костей животных.

В иконописи широко применялись:

Природные земляные краски (различные оттенки охры, умбры, зеленая земля),

Краски, приготовляемые из природных минералов (малахит, азурит, лазурит),

Пигменты животного происхождения (из кошенили),

Неорганические пигменты, получаемые искусственным путем или добываемые из природных месторождений (киноварь, сурик, свинцовые белила, ярь-медянка и др.).

Средневековые художники, иконописцы были практикующими химиками и часто использовали ядовитые компоненты для создания ярких красок. Например, мышьяк для желтого цвета, ляпис-лазурь для голубого, сульфид ртути для красного. Эти компоненты были опасными и труднодоступными, их тайно собирали и хранили. По мнению средневековых авторов, самой древней краской были свинцовые белила, которые получали искусственным путем, окисляя уксусом свинцовые стружки. Особая потребность была в зеленых пигментах. Распространенной краской в те времена была ярь-медянка, цвет которой мог иметь оттенки от зеленого до голубого.

При изучении красочного слоя древнерусских икон было установлено, что палитра красок того времени была крайне невелика. . Несмотря на небольшое количество основных красок, древнерусские художники путем умелого смешения, а так же виртуозного наложения одной краски на другую достигали необычайно богатой цветовой гаммы. (илл. 6) Обязательным компонентом сложных смесей были белила или уголь. Для достижения незаметного перехода от одного цвета к другому иконописцы наносили слои тонко, иногда в виде мелких мазков, работая маленькой беличьей кистью. Иногда художники использовали крупные кристаллы пигмента – это объединяло цветовой строй нижних и верхних слоев, создавая ощущение гармонии. Большинство удачных рецептов смешивания цветов строго охранялись. Поэтому произведения той поры отличались самобытностью каждого автора. Также важно отметить, что все краски того времени несли особую смысловую нагрузку.

Большинство пигментов, применявшихся средневековыми художниками, прочны, стойки и применимы в современных росписях. Яичная темпера используется и в наше время иконописцами.

В следующей главе мы выясним, какая основа была необходима древнерусским мастерам для нанесения темперы.

2. 3. Основа для нанесения темперы. Грунты.

Темперные краски наносят на разные виды основы: дерево, ткань, металл, пергамент и бумагу.

Яичная темпера была предназначена главным образом для живописи на твердых основаниях, так как отличалась хрупкостью, склонностью к растрескиванию, которое может происходить даже от вибрации холста.

Поэтому работы яичной темперой почти всегда выполнялись на досках (иконы). Древнерусские иконописцы использовали в основном липу, реже бук, а также другие лиственные породы. Современные живописцы, работающие яичной темперой, применяют доски из выдержанной и сухой древесины.

Другим важным материалом, применявшимся как основа для живописи, была бумага (в Европе появилась в 1154г.). Известно также, что некоторые художники пользовались бумагой как основой для живописи, предварительно наклеивая её на доску.

В древнерусской живописи также использовали ткань – её наклеивали на доску и покрывали многослойным грунтом из мела или гипса. Эта наклеенная ткань называлась поволокой. Такой способ подготовки основания, распространенный в иконописи, увеличивал сохранность доски. Тканью для наклеивания служил льняной холст или холст, вытканный из пеньки. Следует отметить, что древнерусские мастера пользовались иногда и просто склеенным холстом, покрытым с двух сторон грунтом. Для живописи на холсте применялся особый грунт, представляющий собой смесь из муки и орехового масла, в которую вводили свинцовые белила. Данный способ использовать невозможно, так как свинцовые белила являются ядовитым компонентом.

2. 4. Покрытие лаком

В главе 2. 2. мы писали о том, что работы, выполненные темперными красками, имели свойство растрескиваться. Поэтому покрытие лаком картин, написанных темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение:

Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски.

Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных компонентов, находящихся в воздухе.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений и т. п.

Из исследования живописи разных эпох известно, что до XVI века лаки приготовляли на основе смол янтаря, камеди и др. Русские живописцы применяли главным образом льняное масло, в котором растворяли янтарь. Иногда покрывали картины яичным белком (в XVIII веке).

Выводы по теоретической главе

Теперь мы знаем, что средневековые художники, иконописцы и иллюстраторы книг были практикующими химиками и часто использовали ядовитые компоненты для создания ярких красок. Мы не можем использовать такие краски в своей работе, поэтому будем искать им замену растительного происхождения.

Большинство красочных пигментов, применявшихся средневековыми художниками, безусловно, прочны, стойки к внешним воздействиям и вполне применимы в современных росписях. Яичная темпера используется и в наше время иконописцами. Эту технику мы будем использовать в своей работе.

В своей работе на первом этапе в качестве основы мы будем использовать бумагу. Поэтому отпадает необходимость в покрытии грунтом и лаком. Исполнять работу будем беличьими кистями, т. к. мы узнали, что в Средневековье художники использовали именно этот инструмент.

II глава. Практическая часть.

Для создания красок нам понадобились:

Лоток для смешивания акварели;

Несколько сырых яиц;

Ступка с пестиком;

Несколько пластиковых пакетов;

Деревянная доска;

Молоток;

Напильник;

Ситечко;

Маленькая банка с крышкой;

Несколько листов бумаги;

Чайная ложка;

Деревянная круглая лопаточка;

Нож для резки бумаги;

Чашка и блюдце;

Беличьи кисти.

Для пигментов: медная полоска, 2-х процентный раствор уксуса, древесный уголь, белый мел, голубой аквариумный гравий, красный сухой перец, сухая горчица, пакетик чая, железные опилки, металлическая мочалка.

2. 1. Изготовление пигментов:

1. Зеленый (ярь-медянка): мы потерли медную полоску металлической мочалкой, пока она не засверкала. Положили полоску на блюдце и смочили обе стороны раствором уксуса. Дали уксусу подсохнуть и еще раз смочили полоску уксусом. Когда полоска подсохла, увлажнили её небольшим количеством воды. Через 24 часа полоска покрылась зеленоватой коркой. Когда корка затвердела, мы взяли нож для резки бумаги и соскоблили образовавшийся слой ярь - медянки на лист бумаги.

2. Желтый (сафлоровая охра): 1 чайную ложку сухой горчицы завернули в бумагу и сохранили.

3. Синий (ляпис-лазурь): положили 1 чайную ложку голубого аквариумного гравия в два пластиковых пакета. На деревянной доске побили молотком по пакетам, пока гравий не превратился в мелкий песок. Растерли получившийся песок молотком, чтоб он стал еще мельче. Перетерли через ситечко, получился порошок голубого цвета (ляпис-лазурь).

4. Красный (лакмус): 1 чайную ложку сухого красного перца завернули в бумагу и сохранили.

5. Чёрный (сажа): Чтобы получить черный пигмент, мы взяли кусок древесного угля, положили его в два пакета и разбили молотком на мелкие кусочки на твердой поверхности. Растерли получившийся песок молотком, чтоб он стал еще мельче. С помощью ситечка отбросили более крупные частички. Получившийся порошок чёрного цвета пересыпали в бумажный пакет.

6. Белый (квасцово-белый): растерли кусок белого мела напильником, пока не получился мелкий порошок. Завернули порошок в бумагу и сохранили.

7. Коричневый чернила (сепия): положили чайный пакетик в банку и залили его кипятком так, чтобы вода полностью закрыла пакетик. Добавили половину чайной ложки железных опилок и 3 капли раствора уксуса. Дали смеси настояться в течение 6-7 дней. Получившийся порошок коричневого цвета растолкли.

2. 2. Смешивание и применение разных веществ:

1. Мы растерли в ступке получившиеся пигменты, чтобы они были похожи на порошок.

2. Приготовили яичную эмульсию. Яйцо разбили с тупого конца. Выкатили мешочек с желтком на руку, а скорлупу промыли водой от оставшегося на ней белка. Мешочек с желтком перекатывали с ладони на ладонь, тем самым, очищая его от остатков белка. Затем прокололи мешочек и вылили желток в промытую скорлупу, в которую до края налили 2-процентный раствор уксуса. Все вместе аккуратно перемешали.

3. Положили примерно половину чайной ложки желтка в каждую чашу лотка для смешивания. Одну из оставшихся чаш лотка заполнили сепией.

4. Затем аккуратно насыпали немного сухого пигмента в каждую чашу, перемешивая пигмент с яичной эмульсией при помощи деревянной лопатки. Полученный результат сфотографировали.

5. Существует несколько секретов нанесения подобной краски. Если надо получить более насыщенный цвет, то необходимо насыпать больше пигмента. Для получения полутонов к цветному пигменту надо добавить белый пигмент. А средневековые художники наносили краску таким способом: начинали со слоя светлой краски, давали ему затвердеть, потом наносили следующий слой. Так решили поступить и мы.

6. После того как рисунок высох, мы закончили свои рисунки, нанеся тени и контуры сепией.

Работа над данными произведениями заняла у нас примерно две недели. На создание подобных рисунков с помощью акварельных красок и гуаши ушло несколько часов. Не все получилось сразу, но это было увлекательно. В результате усердной и терпеливой работы мы написали картины, по оттенку похожие на те, что создавали средневековые художники.

1. Для получения красок средневековые художники использовали природные материалы и минералы.

2. Применяя современные безопасные материалы, можно создать краски средневекового художника и выполнить с их помощью рисунок.

3. Технологии создания красок в Средневековье были связаны с ядовитыми веществами, а краски на растительной основе имели приглушенный оттенок.

Цвет Минералы Происхождение Символ, смысловая нагрузка в Иллюстрации.

иконописи

Красный Натуральная или искусственная Минеральная искусственная краска на основе сульфида Царский цвет, символ власти и киноварь; красная охра; сурик; ртути. В переводе с арабского означает «драконова могущества, в других случаях – символИл. 1. Красная киноварь - велум в иконе «Благовещение» (начало XV

красная органика кровь». Ядовита. искупительной крови, мученичества. в.) из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора

Московского Кремля. Натуральная киноварь. Фотосъемка через бинокулярный микроскоп, увеличено в 10 раз.

Желтый Охра светлая; сиена; Минеральная естественная краска. Не ядовита. Желтая Желтый цвет символизировал сияние свинцово-оловянистая жёлтая; охра – природный земляной пигмент, состоящий в Божественной славы, цвет высшей аурипигмент основном из глины. Светлые оттенки приобретают власти ангелов. Ил. 2. Желтая и коричневая охры - горки в иконе «Рождество красный тон при нагревании. Золотой цвет символизировал сияние Христово» (начало XV в.) из Праздничного ряда иконостаса

Относилась к самым дешевым краскам. Божественной славы, в котором Благовещенского собора Московского Кремля. Охра светлая и пребывают святые. Золотой фон иконы, коричневая, свинцовые белила. Фотосъемка через бинокулярный нимбы святых, золотое сияние вокруг микроскоп, увеличено в 6 раз.

фигуры Христа, золотые одежды

Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей.

Синий Натуральный ультрамарин, Минеральная естественная краска или органическая Голубой – цвет Богородицы, означал полученный из лазурита; (индиго). также чистоту и праведность. Синий ультрамарин - вода в клейме «Всемирный потоп» иконы натуральный или искусственный Не ядовит. Синий – цвет величия, символизировал «Архангел Михаил с деяниями ангелов» (90-е гг. XIV в.) из азурит; индиго божественное, небесное, Архангельского собора Московского Кремля. Натуральный ультрамарин непостижимость тайны и глубину из минерала лазурит. Фотосъемка через бинокулярный микроскоп, откровения. увеличено в 40 раз.

Зеленый Глауконит; малахит натуральный Минеральная естественная (измельченный малахит) или Символизировал вечную жизнь, вечное или искусственный; ярь-медянка искусственная краска (ярь-медянка). Использовалась с цветение, цвет Духа Святого. Зеленый - позём на иконе «Благовещение» (начало XV в.) из античных времен. Получается при окислении меди парами Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского уксуса или вина или кваса, которую потом Кремля. Натуральный малахит, уголь, свинцовые белила. Фотосъемка соскабливали, сушили, размалывали. Русские живописцы, через бинокулярный микроскоп, увеличено в 25 раз.

не имея хорошего и дешевого уксуса, заменяли его кислым молоком.

Ярь – медянка не ядовита.

Коричневый Железо – и марганцевосодержащие охры; умбра; гематит Ил. 5. Коричневая охра - розовая стена в клейме «Давид и Урия или

Обличение Навуходоносора» иконы «Архангел Михаил с деяниями ангелов» (90-е гг. XIV в.) из Архангельского собора Московского

Кремля. Смесь натуральной киновари, коричневой охры, белил и угля.

Фотосъемка через бинокулярный микроскоп, увеличено в 40 раз.

Чёрный Древесный уголь Черный – цвет символизировал в одних случаях ад, максимальную удаленность Изображение древесного угля.

от Бога, в других – знак печали и смирения.

Белый Свинцовые белила Минеральная искусственная краска. Ядовита. Белый – цвет символизировал чистоту

Свинцовые полоски помещали в горшок с уксусом на 4 и непорочность. Основной карбонат свинца (свинцовые белила).

недели и подвергали действию уксусных паров, после божественному миру.

чего промывали и сушили.

Учебный проект

«История краски»

Выполнила: учащаяся 4 “Г” класса Павлючёнок Полина

Научный руководитель: учитель начальных классов

Москва 2012

1. Введение. Обоснование выбора темы. ........................................................ 3

2. Теоретическая часть. ................................................................................... 4

2.1. История краски......................................................................................... 4

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно. .. 7

2.3. Какие бывают краски. ............................................................................... 9

2.4. Выводы................................................................................................... 11

3. Практическая часть. .................................................................................. 12

4. Источники................................................................................................. 15

5. Приложение. ............................................................................................. 16

1. Введение. Обоснование выбора темы.

Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Возникает вопрос: как же люди разукрашивали себя и свое окружение? Конечно, с помощью краски. Я уже четвертый год рисую в кружке разными красками: акварелью , гуашью, пастелью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Но откуда люди брали краски много лет назад, когда еще не было магазинов и лако-красочной промышленности? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я поставила цель: изучить краски, используемые в живописи (с древних времен и до наших дней), и попробовать сделать краску самостоятельно.

Задачи исследования

* по литературным источникам изучить историю возникновения красок;

* изучить виды красок и способы их получения;

* попробовать изготовить краски в домашних условиях;

* полученными красками сделать рисунки;

* сравнить краски, изготовленные самостоятельно и купленные в магазине;

* получить растительный краситель и окрасить им шерсть.

Гипотеза - я предполагаю, что краски для рисования и окрашивания шерсти можно сделать самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от фабричных.

2. Теоретическая часть.

2.1. История краски

Краски существуют так давно, что с точностью нельзя сказать, где и кем конкретно они были изобретены. Несмотря на это, мы можем быть уверенными что первыми, кто стал пользоваться красками, были наши древние предки. Они, за тысячи лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже!(Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)Как правило, в своих рисунках они изображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящая магия. И если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача! Поэтому самыми распространенными рисунками в древние времена, были картины изображающие процесс охоты. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.

Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Одной из первых краской была глина. Глина удивительный материал. Она может быть самых разнообразных расцветок – желтая, красная, зеленоватая и белая. Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекали на стене пещеры рисунок и только потом раскрашивали его. Они втирали разноцветную глину в углубления контуров рисунков и покрывали их специальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Именно благодаря их находчивости и умению мы до сих пор находим старинные рисунки и можем заглянуть в прошлое.

Время шло, и человек становился все сообразительнее. В арсенале у древних художников появилась черная краска – ее добывали из древесного угля и сажи. Синюю краску получали из лазурита - минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Шкала цветовых оттенков лазурита - от светло-голубого до темно-фиолетового. Эта краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Большой популярностью у древних художников пользовалась охра – природная смесь желтых, коричневых и красноватых минералов. Зеленый цвет давали соединения меди, прежде всего малахит. Также зеленые краски можно получить смешиванием желтых пигментов с синими, например желтой охры и берлинской лазури. Находили наши предки и киноварь (ртутный минерал), дающую ярко-красную краску малинового оттенка. Киноварь и некоторые другие минералы, содержат ядовитые вещества, которые вредят здоровью.

Для того чтобы можно было бы разрисовывать выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани, потребовались другие краски. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица - жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны - коричневую. Для получения красного цвета (краплак - распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка) использовались корни марены красильной. Синий цвет подарили индигоносные растения.

Также природные красители получались при переработке мелких существ. Красивого, светло-коричневого тона красящее вещество получали из чернил каракатиц - морских головоногих моллюсков рода "сепия".Пурпурную краску получали из особого морского моллюска - пурпурной улитки. Чтобы получить грамм краски, надо было переработать более 10 тысяч раковин. Производство было очень сложное, очень вонючее. Обычно работником этой отрасли селили на выселках, потому что это все перегнивало. Зато получался королевский пурпур для одежд императоров в Древнем мире. Красная краска кармин добывалась из кошенили – насекомых семейства червецов. Отсюда в русском языке пошло слово «червонный» - красный, красивый.

Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Но краски использовались все шире - к XIX веку краски применялись в ткацкой промышленности, в строительстве и в полиграфии (размножение печатной продукции), на бумажных денежных знаках присутствует краска. Наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению красочных смесей. Так в начале XIX столетия зародилась лакокрасочная промышленность.

До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов. Только в последние двести лет картина существенно изменилась. Химики создали целую гамму синтетических красок, и тем самым они положили начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Теперь продукты и товары могли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит на месте. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры. В наше время все, о чем бы вы ни подумали, доступно вам в самых разнообразных цветах.

Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Полученные из угля и нефти вещества для изготовления лаков и красок становились как товар массового спроса все дешевле и дешевле. Кроме этого, химико-синтетические лаки и краски обладали качествами, которых никогда не было прежде (быстрое время сушки, большая прочность, а также разнообразие). Таким образом, натуральные краски, за исключением немногих случаев, все больше и больше забывались.

С развитием промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с красителями синтетическими и в основном утратили былое практическое значение. В небольших количествах природные красители используют в реставрационных работах. Их применяют также в пищевой и парфюмерной промышленностях и как лекарственные средства.

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно.

Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал. Основа любой краски - пигмент, т. е. краситель.

Все пигменты, а соответственно, и краски по их происхождению можно разделить на две основные группы: искусственные и природные (естественного происхождения), а последние в свою очередь разделяются на органические (полученные из растений и животных) и минеральные (земли и камни).

Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения. Для того чтобы сделать краску сначала надо найти сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит и др. Сырье нужно очистить от посторонних примесей и измельчить до порошка.

Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью бисерные и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит - очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Раньше художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок - и есть красящее вещество или пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом, которое склеивает, связывает между собой частички красителя в единую цветную краску-массу. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд, молоко, известь, древесные смолы. Эту массу нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Растительные (органические) красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности, поэтому они применяются в основном для окраски тканей. Народный способ окраски растениями известен издавна.

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. Только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые, цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета. Высушенные растения можно хранить в закрытой посуде, в амбаре под потолком или в сухом месте, в жилом помещении.

Луковую шелуху хорошая хозяйка никогда не выбрасывала, а каждый раз, как только приходилось чистить луковицу, собирала ее в специальный мешочек либо в корзину. Знала, что пригодится, и еще не раз: весной, чтобы яйца пасхальные покрасить, а осенью кое-какую пряжу.

Для приготовления красящего раствора листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору или семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят. Затем дают отстояться и фильтруют через сито, на которое положен кусочек полотна.

Окрашиваемый материал надо предварительно очистить, - плохо выстиранная пряжа или ткань окрашиваются неравномерно. Материал опускают в красящий настой и кипятят на медленном огне.

Для закрепления красящего вещества на материале используют закрепители (протраву). Без протравки окрашенная пряжа приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет.

2.3. Какие бывают краски.

Я уже несколько лет рисую в кружке разными красками и мне стало очень интересно разобраться, чем отличаются те краски, которыми я рисую.

Разные связующие вещества, которые склеивают между собой частички пигмента в однородную красочную массу, дают краски с разными названиями. Различают водяные (водно-клеевые) и масляные краски. К водяным краскам, в которых связующим веществом является вода с некоторым количеством клея, принадлежат темпера, акварель, гуашь. Соответственно, эти краски разводятся водой.

Акварельные краски - замешивают на основе растительных смол, с добавлением меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке. Акварель - это один из видов живописи водяными красками. Темпера также принадлежат к водяным краскам, но между этими видами красок есть существенное различие: в состав связующего вещества акварели входит клей преимущественно растительного происхождения, в состав темперы – преимущественно животного происхождения. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии(несмешиваемые жидкости, когда например, капельки жира распределены в водной среде), тогда как в связующем веществе акварели эмульсия не является обязательной. С древности до XVI-XVII столетий была распространена яичная темпера (в состав связующего вещества входит яйцо).В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии и некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке. Яичный порошок, введенный в краски в большом количестве, способствует образованию трещин и скоро портится, особенно в южном климате. Для предупреждения этих нежелательных явлений принимали соответствующие меры: в Италии примешивали к желтку сок

фигового дерева, в Германии использовали пиво, русские иконописцы прибавляли к желтку кислый хлебный квас.

Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но они очень прочные.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Но самой большой любовью у живописцев пользуются масляные краски. Само название говорит о том, какое связующее вещество используют при их изготовлении - их замешивают на сохнущих маслах, алкидных смолах и растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать. Масляные краски известны уже с X века, были усовершенствованы в XV веке фламандским живописцем Яном ван Эйком. Но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Большинство современных художников пользуется масляными красками фабричного производства, начало которому положено уже в XIX столетии, но и в настоящее время имеются художники, которые трут для себя краски, причем вручную, подобно прославленным старым мастерам.

Водяными красками в основном пишут на бумаге (акварель, гуашь), водяные клеевые краски служат также для живописи на штукатуренных или особо приготовленных стенах (темпера). Масляными красками пишут на холсте, дереве, металле.

Также пигменты употребляется в сухой живописи – в пастели или для изготовления цветных карандашей.

2.4. Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Древнейшая живопись располагала простейшими материалами. Красками ей служили окрашенные земли, соки растений и другие продукты натурального происхождения.

* Современная лакокрасочная промышленность появилась в XIX веке. Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Началась эра создания искусственных, придуманных человеком цветов.

* Чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину и т. д.) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, воск, клей, меди пр.). Такая краска образует красочный слой и в основном используется для живописи.

* Для окрашивания тканей и шерсти в основном используется краска растительного (органического) происхождения, т. к. эти красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности.

* В зависимости от связующих веществ, краски делятся на водяные (акварель, гуашь, темперные краски) и масляные.

3. Практическая часть.

Узнав, как наши предки добывали красители, я попробовала самостоятельно приготовить краски на основе красителей из растений и минералов, а потом полученными красками сделать рисунки. Также я попробовала покрасить шерсть растительным красителем (луковой шелухой). Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь.

Эксперимент 1 . Цель - получить краску путем смешивания минеральных пигментов со связующим веществом (яйцом).

1. Очистить минеральное сырье (мел, уголь, глина) от посторонних примесей (руками).

2. Измельчить сырье в ступке – получить красящий пигмент.

3. Смешать пигмент со связующим веществом (желток куриного яйца).

Эксперимент 2 . Цель - получить краску путем смешивания красящих растительных отваров со связующим веществом(медом и глицерином).

1. Взять сырье растительного происхождения (луковая шелуха, свекла, листья бузины), очистить от посторонних примесей.

2. Приготовить отвар.

3. Смешать отвар с медом и глицерином.

4. Полученной краской нарисовать рисунок.

5. Сравнить рисунки, нарисованные самодельными и магазинными красками.

Результаты экспериментов.

Эксперименты прошли успешно, я получила черную, коричневую и белую краски путем смешивания минеральных пигментов с яйцом. Также я получила коричневую, зеленоватую и малиновую краски путем смешивания лукового и свекольного отвара и отвара бузины с медом и глицерином. Полученными красками я нарисовала несколько рисунков. Полученные краски отличались по качеству:

* краски, разведенные яйцом - густые, быстро высыхали, легко набирались на кисточку, оставляли на бумаге густой след.

* краски, разведенные медом - прозрачные, легкие, долго сохли, блестели, оставляли яркий след и растекались по бумаге. При высыхании оставляли на бумаге тонкий слой.

* сравнивая рисунки, сделанные самодельными и фабричными красками, я убедилась, что фабричные краски более яркие, у них богатая палитра всевозможных, даже неестественных оттенков.

* кроме того, синтетические краски можно долго хранить, а домашние краски быстро испортились.

Эксперимент 3 . Цель – окрасить пряжу с помощью луковой шелухи.

1. Получить красящий настой. Для этого залить шелуху водой на несколько часов (с вечера) и настаивать до утра, потом прокипятить в этой же воде и процедить через марлю.

2. Покрасить образец пряжи в темный цвет – кипятить шерсть в отваре красителя 1 час.

3. Покрасить образец пряжи в светлый цвет – кипятить шерсть в отваре красиминут.

В результате эксперимента белая шерсть окрасилась. При длительном кипячении цвет получился ярким, насыщенно коричневым. При кипячении в течение 15 минут шерсть окрасилась в более светлый рыжий цвет. Таким образом, в зависимости от длительности кипячения можно получить разные по насыщенности оттенки цвета.

Вывод: натуральные растительные краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Моя гипотеза подтвердилась. Некоторые краски можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Полученные мной краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

4. Источники

1. Интернет-ресурсы:

1.1. Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия (http://ru. wikipedia. org) 1.2. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия (http://www.) 1.3. Секреты изобразительного искусства (http://) 1.4. Иконы. Техника иконописи (http://www.)

1.5. https:///pages/studio

2. Техника живописи. и К», 1999 г.

3. Энциклопедический словарь и. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши...

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).


Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи . Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.

С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

Черный

Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.

Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.

Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано