Маленький ребенок обиделся. Обидчивый ребенок

Добрый день, дорогие друзья! С вами психолог Ирина Иванова. Сегодня мы с вами обсудим, как быть, если ваш ребенок часто обижается.

Непросто жить бок о бок с маленьким «букой» и изо дня в день чувствовать на себе укоризненный взгляд. При этом родителей не покидает чувство, что если они и стараются устранить причины этих обид, недовольство малыша множится в геометрической прогрессии. Почему в семье, члены которой веселы и жизнерадостны, появляется такая проблема? Как лучше поступать окружающим, чтобы бесконечные обиды наконец-то закончились?

Причины повышенной чувствительности

Потребность в признании – одна из базовых потребностей человека. Нам постоянно нужны моральные и физические «поглаживания», чтобы увереннее чувствовать себя на плаву в волнах житейского моря.

Даже маленькая кроха нуждается во внимании и уважении со стороны взрослых и сверстников. Но не все дети владеют способами того, как можно заполучить желаемое признание, и пытаются его получить тем методом, который однажды сработал со стопроцентной точностью.

По каким же поводам чаще всего обижаются дети?

  • Игнорируют сверстники – не берут в игру, не делятся секретами, не дают роль ведущего;
  • Дети обижаются на родителей или близких, потому что им не удается получить от них желаемое – подарок, сладости, угощение;
  • Сверстники дразнят, обзываются, могут толкнуть, подставить подножку;
  • Не удается сравняться по уровню достижений с ровесниками, друзьями, сестрами;
  • Родные скупы на похвалу, не замечают достижения.

Дальнейшее поведение малыша зависит от типа его темперамента. Маленькие философы пытаются решить все миром, агрессивные крепыши бунтуют активно и впечатляюще, а наши буки всем своим видом демонстрируют вселенскую грусть, одним глазком поглядывая на других детей, не пора ли обидчику прийти к ним с повинной головой.


Почему он такой?!

Существует несколько причин, по которым дети становятся обидчивыми и постоянно обижаются на окружающих:

  • Врожденная особенность нервной системы – есть категория детей, обладающих повышенной чувствительностью, нередко эти реакции передаются по наследству от одного из родителей.
  • Подсознательное неприятие своего ребенка – существуют родители, любовь, которых обусловлена тем, соответствует ли поведение малыша тому идеалу, который они создали. Критика и упреки, наказания и ограничения могут вызвать или агрессию, или обиду.
  • Окружающая действительность постоянно поворачивается к ребенку не самой лучшей своей стороной – родители придерживаются авторитарного стиля воспитания, или ведут аморальный образ жизни, в семье появился , родители развелись. Огромная нагрузка на психику находит выход в частых обидах.
  • Гиперопека – слишком заботящиеся о своем ребенке родители, не ведают, что творят. Малейшие трудности, встретившиеся у него на пути, приведет к тому, что обида на весь мир будет расти и крепнуть.
  • Вседозволенность – выполнение всех желаний малыша формирует убеждение, что он — центр своей маленькой вселенной. Рано или поздно ему придется столкнуться с действительностью, которая не оправдает его ожидания. В таком случае, сбитый с толку малыш не знает, как на это реагировать. Обида – это та эмоция, которая ему знакома больше всего, реакция закрепляется.

Совсем маленькие дети не способы надолго обижаться. В 3-4 года им хватает внимания окружающих, они забывают негативные переживания, не запоминают обиды. Проблемы появляются, когда ребенок стремится подтвердить свою значимость, но не знает, как лучше это сделать. Это происходит, в среднем, в 5 лет, когда дети уже эмоционально зависят от оценок взрослого, стараются получить от него похвалу и одобрение.


Решаем проблему

Неравнодушным родителям трудно смотреть, как их ребенок плачет, испытывая обиду. А вам не кажется, что он вами манипулирует? Постарайтесь контролировать эмоции и помочь своему малышу адекватно оценить ситуацию.

Что делать в первую очередь?

  • Будьте , это спокойствие передается детям, впрочем так же, как и ваши неадекватные реакции.
  • Тактильный контакт – лучшее средство, чтобы успокоить малыша. Обнимите, погладьте пальчики, голову, посадите рядом с собой.
  • Предложите альтернативу, частичную замену желаемого.
  • Подскажите, как бы вы решили ситуацию, если бы были на месте малыша, можно использовать мультики и произведения детских писателей, сказки, и объяснить все это на примере героев.

Как научить ребенка не копить обиду, смотреть на ситуацию проще? Чаще беседуйте с ним, учите делиться эмоциями, повышайте самооценку. Для этого надо чаще хвалить малыша, не пропуская без внимания его достижения.

Найдите золотую средину – хвалить «за каждый чих» тоже не годится. Найдите смешные стороны ситуации, а так же все ее плюсы. Умение позитивно мыслить, смотреть на жизнь с юмором пригодится человеку до седых волос.

Все это невозможно сделать за месяц или два, требуется достаточно продолжительное время. Внимательные и думающие родители обязательно найдут причину чрезмерной обидчивости и помогут ребенку от нее избавиться.

Марина Таргакова отвечает на вопрос: что делать, если ребенок обижается на запреты?

Мой маленький обиженный ребенок. Мой зайчик, который надувает свои губки, если у мамы появляются дела. Не поиграла с ним – обиделся. Не купила любимую конфету – опять надулся, как пузырь. Папа не разрешил поиграть на компьютере – сел в углу, скрестив руки на груди и хмуря брови. Смешной.

Смешной сейчас. Ведь это еще ненастоящая, детская обида, которая частенько случается у детей в возрасте до 4-5 лет. Малыши могут жаловаться друг на друга, «ябедничать», требовать внимания от родителей, расстраиваться, если что-то идет не так, как им хотелось бы.

Если ребенок не зациклится на своей обиде, это ерунда. Опасно, если обида будет его самым сильным чувством, мешающим развитию и счастливой жизни. Не вынесенная наружу, обида станет накапливаться и усиливаться, отравляя жизнь и в детские, и во взрослые годы. Она сделает из вашего ребенка угрюмого нытика (а то и кого похлеще) – вместо довольного жизнью и реализованного человека.

Что такое детская обида

Обида – чувство деструктивное. В общем его можно описать как весьма болезненное переживание, которое связано с тем, что человека проигнорировали, отвергли, сказали о нем нечто нелицеприятное, поступили несправедливо. Чего-то недодали.

У маленьких детей обиду могут вызвать какие-то действия мамы или сверстников. Это чувство появляется, если мама забыла похвалить своего ребенка, когда он очень старался. Если его одного (как ему кажется) сверстники не пригласили поиграть. Если ему не дают угощение или игрушку, которых, по его мнению, он заслуживает.

По-настоящему обиженный малыш, вопреки расхожему мнению, не станет идти на конфликт, проявлять гнев, кричать и топать ногами. Он просто обидится. Тяжело, с чувством личного ущемления . Окружающие, конечно, заметят и скажут, что он привлекает к себе внимание: всем поведением показывает обидчику, что тот виноват, что ему стоит извиниться и так далее.

Но почему взрослые упорно твердят, что дети, отворачиваясь от обидевшего их человека, таким образом хотят привлечь к себе внимание? А может быть, они действительно ощущают острую обиду и не в состоянии даже заговорить с обидчиком – так тяжело им это дается? В этом зачастую нет никакой демонстрации переживаний, нет нарочного подчеркивания вины обидевшего человека, если, конечно, речь не идет о маленьком манипуляторе-актере.

Была ли детская обида на самом деле? Не путаете ли вы ее с ревностью малыша? Или проявлением злости, раздражения?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана проливает свет на все, что касается детских обид. Кто на самом деле обижается, а кто просто манипулирует другими, надувая губы и становясь в картинную позу. Кто ревнует и злится, а кто действительно ощущает серьезную несправедливость, проявленную по отношению к себе. И самое главное – почему. Почему некоторые дети так сильно обижаются и переносят это состояние во взрослую жизнь. А также чем чревата тяжелая обида и как от нее избавиться.

Психологические особенности обидчивых детей

Действительно, обижаться способны далеко не все дети. Какие-то просто махнут рукой и через минуту забудут о чужих попытках себя обидеть, какие-то попытаются из ситуации сделать показательное «шоу» (но тоже быстро остынут), а вот некоторые дети действительно будут дуться, помнить об обиде и всячески пытаться восстановить справедливость.

По-настоящему обиженный ребенок может быть только малышом с анальным вектором. Очень послушные, тихие, спокойные, дети с анальным вектором – любимцы матерей, воспитателей и учителей. Им в радость выполнить поручения взрослых, они никогда просто так не нарушат дисциплину, не возьмут без спроса чужую вещь. Это по-настоящему золотые дети, если их правильно воспитывать.

Впрочем, не только воспитывать, но и чувствовать. Ведь они ранимые и обидчивые. Их детские обиды не легкие и быстро проходящие, а тяжелые и вязкие, отравляющие жизнь и самому ребенку, и всем окружающим.

Вы знаете, что такое тяжелая обида? Это затягивающее состояние, из которого ребенок не может выбраться сам. Это состояние, которое рождается из-за того, что малышу, по его мнению, чего-то не додали. Например – внимания, еды, тепла.

Связь с мамой важна для любого ребенка, но для нашего обиженного мальчика – особенно. Малыши, еще не умеющие жить в этом мире, цепляются за маму как за свой путеводитель, ориентир, гарант безопасности. И если остальные дети, с возрастом научившись выживать в современном обществе, легко выпускают подол маминой юбки из рук, то малышей с анальным вектором еще долго от нее не «отцепишь».

Почему? Особенности психики детей с анальным вектором таковы, что они склонны жить прошлым – это и чувства, и состояния, и воспоминания. Такая склонность связана с выполнением их видовой роли – накоплением информации из прошлого. Она позволяет качественно выполнять эту самую роль, ведь для того чтобы суметь проанализировать и передать информацию, необходимо захотеть в нее углубиться, суметь ее запомнить и «обработать».

В общем, всем развитым представителям анального вектора это умение идет только на пользу. А вот при недостаточном развитии из-за него появляются проблемы – зацикленность на своем негативном опыте, на тяжелых воспоминаниях, обидах и так далее.

Малышам же из-за такой ретроградности мышления по малости лет особенно боязно смотреть вперед, в будущее. У них нет ощущения, что в этом будущем им будет безопасно. Разве что рядом с мамой… С ней так тепло, хорошо, уютно. Особенно если она подскажет, направит, покажет, что к чему в этой жизни.

Детская обида (как, впрочем, и взрослая) в анальном векторе – это своеобразное торможение, отсутствие развития. Остро ощущая несправедливость, маленький «анальник» будет ждать, когда же эта самая справедливость восстановится. Когда же, наконец, мама/воспитатель/учитель сбалансирует его внутреннее ощущение справедливости и собственной правоты (а у него оно особенно чутко работает). И само собой для него ничего не пройдет: тот, кто обидел маленького человека с анальным вектором, должен будет исправить ситуацию.

Как помочь обиженному ребенку

Увы, в жизни так почти никогда не происходит. Нередко мама, увидев свою обиженную девочку, делает вид, что ничего не случилось: «А, само пройдет! У нее нет причин дуться. А буду заострять на этом внимание – станет манипулятором».

Затем на анальную обидку никто не обращает внимания – ни в садике, ни в школе, ни в университете… Обиды растут, крепнут, множатся. Ребенок становится слишком требовательным к окружающим, но как только они перестают оправдывать его ожиданий – появляются обиды. И маленький человек, который может использовать свое умение заглядывать в прошлое для собственного блага, останавливается в развитии.

Вынесенная во взрослую жизнь, детская обида отравляет жизнь. Управляет жизненным сценарием малыша, программируя его на неудачу. Неуверенность в себе, страх будущего, чувство какой-то личной ущербности, взгляд на мир сквозь призму негатива – все это порождения нашей маленькой детской обидки.

Знаете, кто такой на самом деле инфантильный «мальчик» 30 лет, который не умеет построить свою жизнь без помощи родителей? Кто такой на самом деле вечно сомневающийся взрослый мужчина, который постоянно перекладывает ответственность на чужие плечи? А кто такой домашний садист, который для окружающих прикидывается примерным семьянином, а дома изводит всех по очереди своей жестокостью и безмерным упрямством?

Это все он – наш пока еще маленький, милый обиженный мальчик, который уже начал обижаться, а мы не обращаем внимания.

Не хотите такого будущего для своего ребенка? И я тоже.

Так что же делать? Воспитывать соответственно его потребностям и векторным особенностям.

Всегда помнить о том, что ваш маленький «анальник» – немного медлительный, делает все с чувством, с толком, с расстановкой. Ни в коем случае не стоит его подгонять – быстрее от этого он делать ничего не станет, а вот обидеться, или, что еще хуже, впасть в ступор, может.

Давать малышу столько любви и внимания, сколько ему требуется. Вам не придется это делать вечно. Почувствовав, что на маму можно положиться, что мама всегда рядом, он станет более уверенным в себе и в будущем. А значит, уже не будет постоянно нуждаться в вашей опеке.

Не сердиться и не раздражаться на малыша за то, что он не умеет придумать себе занятия. Это не признак скудости ума – таковы маленькие «анальники». Терпеливо придумывать для ребенка какие-то дела – он с удовольствием их будет выполнять. , если малыш успешно справился с задачей (но только если она ему в новинку). Все это также развивает природные свойства ребенка с анальным вектором.

Никогда не проходить мимо обиженного ребенка. Избавляться от его обиды вместе с ним: узнавать, кто обидел, за что и почему, а затем восстанавливать справедливость. Ребенку с анальным вектором нельзя фиксироваться на этом состоянии – лучше выплеснуть эмоции наружу, потопать ногами, покричать или поплакать, наконец. Нет долгой фиксации – нет накопления деструктивной обиды.

Наконец, учить малыша обращаться в прошлое для его развития, а не «торможения»: тренировать память, изучать интересующие ребенка науки (историю, например), развивать аналитическое мышление.

Замечательно помогают понять своего обиженного ребенка тренинги по анальному вектору. Кстати, этот тренинг можно пройти бесплатно. Записывайтесь на ближайшие бесплатные лекции – и учитесь предупреждать и искоренять детские обиды.

Обиженный ребенок полон чувств и эмоций, справиться с которыми он не в состоянии. Вместо того, чтобы высказать свое недовольство, ребенок зачастую замыкается в себе, у него резко падает настроение. Если окружающие не смогли выполнить желание ребенка, которое он, кстати, не озвучил, также возникает безмолвная обида. Но хуже всего, когда самый близкий взрослый человек обижает малыша, а сделать он это может совершенно непроизвольно.

Когда родители воспитывают свое чадо, то невольно могут сказать не те фразы и слова, которые могут обидеть и пагубно отразиться на его дальнейшем развитии. Взрослые должны знать, что можно сказать ребенку, а что говорить нельзя. Тогда они не навредят, а помогут малышу расти психологически здоровым и крепким человеком.

Слова, которые могут обидеть ребенка

Обиженный ребенок всегда думает, что его не любят. Поэтому, в первую очередь, вы должны обнять малыша и сказать, что он любим. А дальше уже попытаться вывести его на контакт и рассказать о причине своей обиды. Вы, как ответственный взрослый человек, должны научить малыша находить выход из «замкнутого круга» собственных обид и злости. И сделать это можно только через любовь!

Как, вообще может повернуться язык у родителя, который говорит своему чаду о том, что не любит его. В каком безрассудстве нужно быть! А каково ребенку? Он чувствует себя ненужным, отвергнутым. И малыш думает, что если сейчас он что-то сделал не так, значит, любовь от родителей он получит только тогда, когда сделает правильное действие. У маленького человека складывается неверное утверждение. Ведь, он должен знать, что родители любят его всегда, даже если он неправильно себя ведет.

Зачастую, если отпрыск перестает слушаться родителей, они принимают меры в виде угроз и говорят так: «Если не будешь собирать свои игрушки, то и в жизни, ты, будешь всегда несобранным» или «Ты, еще наплачешься». Ни в коем случае, нельзя так говорить. Ведь, таким образом, родители сами, как бы, предполагают его дальнейшую судьбу. И, такие фразы, могут не просто обидеть ребенка, они могут кардинально повлиять на его самооценку. Маленький человек должен быть уверен в себе и справляться с трудностями сам, а неразумные слова родителей пророчат его на неудачу.

Вы помогли малышу собрать игрушки и вдруг заметили, что обиженный ребенок сидит нахмурившись. В чем дело? Обратите внимание, на те слова, которые вы сказали малышу, прежде чем ему помочь. «Видишь, ты, не справляешься. Лучше я сделаю это сама», «Все у тебя из рук валится», «Как всегда, делаешь «медвежью услугу» и т.д. Такая забота, принесет ребенку только неприятности и обиды. Пусть, он, что-то делает неумело, но у него всегда есть возможность научиться этому. А, научится малыш только тогда, когда сделает хоть раз, но сам.

Обиженным ребенок бывает из -за частых запретов. «Все нельзя!» — кричит он. А вы обратите на это внимание. Чрезмерная опека ведет к тому, что мешает полноценному развитию ребенка как физического, так и психологического. Родители ограничивают ребенка в их открытиях и самостоятельности. «Нельзя» должно быть только то, что угрожает жизни и здоровью. Во всех других случаях с малышом нужно разговаривать и пояснять, почему то или иное поведение неприемлемо. Если родители хотят воспитать целостную личность, запретов должно быть меньше.

Обиженный ребенок, сквозь слезы говорит вам — «Ты Сашу любишь больше меня». Обратите внимание на этот тревожный звоночек! Как любят некоторые родители сравнивать своего ребенка с другими детьми. А, ведь, это очень мучительно переживает ваше чадо. Зачем говорить: «Коля хороший, а ты плохой мальчик!» Ведь, родители даже не подозревают, что ребенок начинает сомневаться в их любви. «Если Коля лучше меня, значит, я им не нужен» — думает малыш. Тем самым, он испытывает ревностное чувство и нездоровую конкуренцию с теми, кто лучше его, по мнению родителей. Не обижайте своего ребенка, никогда не сравнивайте его с другими детьми!

Не оскорбляйте детей! Здесь, особо, объяснять и нечего. Оскорблять кого-либо недопустимо, а тем более, маленьких и ранимых. Такие слова, как: дурак, неряха, идиот очень обижают ребенка и занижают его самооценку. Если, родители, не будут поддерживать свое чадо в каких-либо начинаниях, то его дела также будут неудачно складываться, а что еще хуже – он может, просто, замкнуться в себе.

А если еще учитывать тот факт, что дети часто копируют своих родителей и хотят быть похожими на них, то неудивительно, если такими же словами ребенок будет отвечать в ответ родителям.

Объясните цель своего задания. Если папа утверждает, что он здесь самый главный, и его во всем надо слушаться, то это не так. Малыш должен понять, почему ему нужно это делать. Даже взрослый не возьмется за дело, если не будет точно знать, для чего он это делает. Объясните ребенку подробно, какая цель преследуется по завершению этого занятия. Он все поймет. Но, если родители не будут объяснять, то и пользы, тогда, не будет. Конечно, при папе, он также, возможно, будет беспрекословно слушаться и выполнять все, что он скажет, но обиженным ребенок будет глубоко внутри. И, когда взрослого не будет рядом, он с легкостью переступит все требования.

Не требуйте слишком многого. Иногда родители бывают очень требовательны к своим детям. То ли они хотят из ребенка вундеркинда сделать, то ли ученого. Но, их сильно может расстроить, если отпрыск получил не «5», а «4». И, начинается критика. Обиженный ребенок снова ощущает свою неполноценность, все больше убеждаясь в том, что недостаточно хорош.

Главное, чтобы малыш старался. В конце концов, не двойку же он получил. Он, уже, молодец! Похвалите его. А, если уж так стремитесь к совершенству, то не критика ему нужна, а родительская поддержка. Ведь, только родители смогут помочь ему проявить себя лучше в следующий раз.

Уделяйте внимание детским проблемам! Если, допустим, ребенок строил большой дом из кубиков, а потом он развалился, и обиженный ребенок сидит в слезах. То, еще больше его расстроит, если родители не относятся к этому серьезно. И, обычно говорят: «Другой построишь дом, еще лучше!». Или такой случай, когда у ребенка не получился рисунок, а мама смяла и сказала: «Нарисуешь новый рисунок». То, что для взрослых кажется такой мелочью, для ребенка может быть очень ценным. Ведь, он старался и возможно хотел порадовать свою любимую мамочку. И, вместо того, чтобы сказать, что у ребенка получился неплохой рисунок, родители порой просто не обращают внимания.

Разве сами родители не были в детстве такими же? Конечно же, были, только не все это помнят. Когда родитель не проявляет интереса к детской проблеме, то уже потом, когда у ребенка, действительно, будут серьезные проблемы, он уже не обратится. Таким образом, родители теряют доверие ребенка.

Обиженный ребенок или метод манипулирования

Иногда регулярные детские обиды – это всего лишь метод добиться желаемого. До трехлетнего возраста дети вообще не обижаются, они просто добиваются своего при помощи крика и плача. Повзрослев, многие ребятишки берут на вооружение другую методику – обиженное личико, надутые щечки, слезки на глазах.

Выясните истинную причину, почему ваш ребенок обижен. И если вы видите, что это лишь способ манипуляции – не поддавайтесь. Не получив желаемого один два три раза, ребенок перестанет так себя вести и будет придумывать другой «хитрый способ». Это нормальный процесс социальной адаптации.

Однако, если причина обиды адекватна, вы должны помочь своему малышу и ни в коем случае не игнорировать его проблему, пусть даже она кажется незначительной.

Уважайте своего ребенка и прислушивайтесь к его проблемам. Любите его бесконечно и ни с кем не сравнивайте. Дайте ему возможность быть собой, не выслушивая критику. Если родители понимают свое чадо, не озвучивают безрассудных мыслей, то они воспитают умную и уверенную в себе личность.

Эмоциональная реакция человека на ситуацию, когда его игнорируют, отвергают либо несправедливо к нему относятся, выражается переживанием в виде обиды. Сегодня мы поговорим о детской обиде. Обиженные дети ведут себя по-разному: одни отворачиваются и удаляются, другие плачут или пытаются бить обидчика, некоторые хотят убежать. Для борьбы с обидой нужно исследовать причины, провоцирующие ее появление.

Причины детской обидчивости

Детской обидчивостью выражается степень уязвимости и ранимости в вопросах представления ребенка о себе. Каковы же причины, по которым дети огорчаются и обижаются:

  • Ребенок чувствителен от рождения. Бывают дети, которые чувствительны по своей природе, поэтому привязаны к родителям, нуждаются в их любви и принятии;
  • Родители не могут принять особенности ребенка. Часто поведение родителей направлено на то, что они готовы принять малыша, если тот выполняет их требования. Родители пытаются воспитывать, переделав характер ребенка, зачастую стыдят его, многого лишают, нарушая его внутренний комфорт. Регулярная критика разрушает уверенность в своих силах, малыш начинает думать, что он нелюбим и никому не нужен;
  • Ощущение враждебности мира вызывает у ребенка неадекватное отношение. Систематическое ограничение поведения создает у малыша состояние, когда он чувствует, что не в силах противостоять этим ограничителям, которые унижают его достоинство. У малыша проявляется замкнутость и обида;
  • Несоответствие ожиданиям окружающих. Такое понимание вещей приводит к тому, что малыш становится агрессивным или обидчивым;
  • Проявление гиперопеки. Боясь того, что малыш не сможет самостоятельно справиться с трудностями, родители все время его опекают. У ребенка создается ощущение, что он не должен справляться со сложными ситуациями, что все выполнят за него. Оказавшись лицом к лицу с трудностью, малыш начинает обижаться на весь окружающий мир;
  • Потакание детским желаниям. Неукоснительное исполнение всех желаний малыша создает у него мнение, будто ему все в мире должны, что он главный и может вести себя так, как хочет. Жалобы о поведении такого малыша будут вызывать у него обиду;
  • Несбывшиеся ожидания. Если ребенок ожидает от родителей каких-либо действий, но по каким-то причинам его ожидания не оправдываются, то он обижается либо выражает протест.

Как вести себя с обидчивыми детьми

Какой подход нужен в ситуации, когда ребенок обижен? Как помочь ему преодолеть обиду?

  • Контроль над эмоциями. Обиженный ребенок может устроить истерику. Остановить плач ребенка, не сорвавшись, довольно сложно. Но необходимо контролировать эмоции и сохранять спокойствие. Хотя бы внешняя уравновешенность может успокоить кроху;
  • Помощь малышу. Ласково поговорите с ребенком, присев так, чтобы ваши лица находились на одинаковом уровне. При объяснении можно держать малыша за руку, ласково поглаживая голову. Так вы поможете ему освободиться от негативных эмоций;
  • Сочувствие. Постарайтесь озвучить невыраженные чувства ребенка, сказав, что вы его понимаете. Малыш успокоится, почувствовав, что мама разделяет его переживания и готова помочь;
  • Смягчение безоговорочного «нет». Чтобы одержать победу над истериками, можно заменить строгие запреты на возможность исполнить желание малыша. Например, ребенок хочет мороженое в зимнюю погоду. Отказываем в покупке мороженого, но взамен предлагаем сок и пирожное. Этот прием смягчит запрет и не сформирует чувство обиды.

Как помочь ребенку

Разбирая ситуацию с обидчивым ребенком, можно заметить, что дети часто не знают, какие виды реакций на обиду существуют. Взрослый должен раскрыть для ребенка возможности иного реагирования на обиду. Каким образом?

  • Помочь отказаться от обобщений. Обиженный ребенок говорит, что его все обижают. Необходимо расшифровать, разобрать ситуацию на конкретные случаи нанесения обиды. Когда ребенок думает, что обижают все, у него не остается выхода из ситуации обиды. Он может замкнуться и перестать общаться. Поэтому стоит выяснить, кто именно нанес обиду;
  • Посоветовать прямо обратиться к обидчику. Это один из важных видов реакций на обиду, когда малыш прямо заявляет обидчику, что ему неприятно определенное действие, слово или отношение. Такой подход помогает защититься от обиды и сохранить дальнейшие доброжелательные отношения;
  • Можно проигнорировать. В некоторых случаях обидчивый ребенок становится своеобразной мишенью для злых на язык детей. Поэтому какое-либо объяснение бессмысленно, наоборот, именно такую реакцию ожидает обидчик. Можно проигнорировать обидные слова, представив, что обидчика нет рядом, хотя это требует выдержанности и эмоциональной устойчивости, что доступно более взрослым детям;
  • Использование отговорок. Некоторые автоматические ответы на обидные слова помогут построить защиту. Например, на прямые обзывательства наподобие «Неумеха» можно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться, меня Сергеем зовут». Подобная манера реагирования удобна для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • Развивать интерес к другим детям. У обидчивых детей слишком большая сконцентрированность на себе и своих недостатках. Им кажется, что их все критикуют. У таких детей необходимо формировать неподдельный интерес к другим ребятам. Для этого нужно, чтобы дети больше общались, узнавали личные качества, интересы, способности сверстников. Увидев в другом ребенке личность, малыш перестанет копить обиды;
  • Самостоятельная оценка собственных достижений. Обычно обидчивый ребенок сильно зависим от чужого мнения. Если его похвалили, то он доволен и рад, не заметили его работу или хороший поступок, он обижается. Таких детей нужно учить замечать свои достоинства и ценить их. Можно начать с самого малого: при письме пусть выделит наиболее удачно написанные буквы. Оформил объемную работу, пусть гордится своими достижениями и т.д. Следует научить ребенка находить внутренние опоры, чтобы чужое мнение не давлело над его личностью;
  • Совместный поиск способов защиты от обид. Обсудите с ребенком, какие еще способы реакции на обиду он представляет, что можно было бы сказать, сделать. Запишите на листочке его предложения, допишите свои варианты. Предложите малышу выбрать из списка наиболее удачный вариант, обыграйте его с помощью ролевой игры. Это поможет ребенку в будущем правильно реагировать на обиду.

Помощь детям по преодолению обид должна строиться в соответствии со следующими условиями:

  • для осуществления психологической помощи детям должна проводиться предварительная диагностическая работа по выявлению уровня подготовленности детей к преодолению обид;
  • у ребенка должна быть создана психологическая база для работы со специалистом;
  • работа по избавлению от обид выстраивается поэтапно при постепенном взаимодействии родителей и педагогов.

Отдельно нужно поговорить о роли родителей в помощи обидчивым детям. В основе проблемы лежит стиль воспитания в семье. Если между родителями царит взаимопонимание, то вопросы обидчивости ребенка решаются безболезненно и эффективно. Следующие советы помогут родителям в этой нелегкой работе:

  • Больше общения и проявления доброжелательности для того, чтобы ребенок не был вынужден напоминать вам об этом;
  • Детям не нравится, когда в их присутствии хвалят других. Здесь необходимо своевременное объяснение ребенку того, что хвалить тех, кто заслуживает, нормально, и надо к этому стремиться;
  • Много времени и усилий нужно уделять эмоциональному воспитанию, уча детей правильному реагированию в той или иной ситуации;
  • Постарайтесь научить дитя понимать других людей, ставить себя на их место;
  • Ребенок должен привыкнуть к тому, что поступки людей многообразны. Это нужно осознать и принять;
  • Хорошая книга или умело подобранный мультфильм помогут на примере героев более эффективно объяснить крохе, как лучше выбраться из ситуации без обид;
  • Разъясните ребенку, в каком случае обида адекватна, в каком — не имело смысла обижаться;
  • Откажитесь от упреков относительно привычки малыша обижаться. Это непродуктивно. Лучше найдите такую воспитательную тактику, при которой возможно будет смягчить обиду;
  • Важно, чтобы дитя не накапливало негативное чувство. Пусть ребенок своевременно делится эмоциями и освобождается от переживаний;
  • Сравнение с другими детьми может нанести вред психике малыша. Не стоит говорить с ним о его превосходстве или отставании в чем-то по сравнению с другими детьми;
  • Всегда смотрите в суть проблемы, находите реальные причины обид;
  • В объяснении вещей и ситуаций в жизни опирайтесь на юмор и учите малыша воспринимать все с улыбкой.

Немного о профилактике обидчивости у ребенка

Любую проблему легче предупредить, чем решить. Воспитание — это не только целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков. Это обширная систематическая работа, которая требует постоянного внимания, терпения, настойчивости, мудрости. На чем основан этот сложный процесс? Базовой категорией воспитательной деятельности является родительская безусловная любовь и постоянная забота.

Если малыш вырос в атмосфере любви и внимания со стороны родителей, его реакции на окружающий мир вполне адаптированы, и любая проблема поддается скорейшему анализу и легко разрешима.

Не будем останавливаться на банально-грубых способах и, тем более, на тех, которые упомянуты в уголовном кодексе. Нет-нет-нет, ничего подобного! Речь пойдет о тех мелочах, о которых взрослые забывают через пять минут, а дети… детей они травмируют глубоко, всерьез и надолго.

Покопайтесь в своей памяти, и в ее глубине вы наверняка найдете застарелый комочек обиды, на котором расцвел пышный куст комплексов! Стоит ли поступать так с собственными детьми?

Пообещать и не выполнить

Помните рассказ Виктора Драгунского «Старый мореход»?

И вот мама стала меня посылать спать, и, когда я не хотел ложиться, эта Марья Петровна вдруг говорит:

— Будь умницей, ложись спать, а в следующее воскресенье я тебя на дачу возьму, на Клязьму. Мы на электричке поедем. Там речка есть и собака, и мы на лодке покатаемся все втроем.

И я сразу лег, и укрылся с головой, и стал думать о следующем воскресенье, как я поеду на дачу, и пробегусь босиком по траве, и увижу речку, и, может быть, мне дадут погрести, и уключины будут звенеть, и вода будет булькать, и с весел в воду будут стекать капли, прозрачные, как стекло. И я подружусь там с собачонкой, Жучкой или Тузиком, и буду смотреть в его желтые глаза, и потрогаю его язык, когда он его высунет от жары...

Ни на какую Клязьму Марья Петровна Дениску на взяла, она даже и не думала выполнять свое обещание. И что ей с того, что ребенок ждал поездку целую неделю и многим пожертвовал ради нее? Ведь можно не думая дать новое обещание, ребенок тут же забудет о старом! Но дети не забывают опыт такого острого разочарования.

Конечно, жизнь несколько сложнее, чем представления о ней трех- или пятилетнего ребенка. Поэтому, если вы случайно дали обещание, которое не смогли выполнить, обязательно объясните ребенку, почему так вышло, и как вы планируете все исправить. Говорить с ребенком в этой ситуации надо так же, как если бы вы говорили со взрослым - это важно!

Не разобраться и обвинить

Разбираться в детских ссорах - что может быть хуже после полноразмерного рабочего дня, покупки продуктов, приготовления ужина и мытья посуды? А знаете, что хуже? «Раздать всем сестрам по серьгам», наказать всех скопом за сам факт возникновения проблемы и спокойно сесть перед телевизором.

Во-первых, суть конфликта останется за кадром, а значит, он возникнет и на следующий вечер, и через неделю. Но ведь по какой-то причине в вашей семье дух соперничества возобладал над духом сотрудничества!

Во-вторых, обидчик уверится в своей неприкосновенности (и в следующий раз будет еще решительнее), а обиженный - в своей беззащитности. Утраченное доверие потом будет очень непросто завоевать!

В-третьих, вы проигнорируете намерения ребенка. Он разбил вашу любимую чашку, потому что был обижен и хотел позлить вас, потому что слишком активно играл и не заметил ее, или потому что хотел ее помыть и порадовать вас? Согласитесь, это три разные ситуации, на них нельзя реагировать одинаково!

Запретить и не объяснить

Ограничений в быту в жизни ребенка больше, чем у взрослых. «Ложись спать» (а мы будем смотреть интересный фильм), «Не трогай, горячо» (я сама достану пирог из духовки), «Не бери, порежешься» (овощи почистит бабушка)… Почему всем можно, а мне нельзя, недоумевает ребенок, особенно если чувствует себя уже вполне готовым к новому опыту. Запреты, установленные для него лично, сути которых он не понимает, воспринимаются как вопиющая несправедливость. Каждый запрет должен быть обоснован, аргументирован понятным для ребенка образом, а главное - должен иметь перспективы отмены либо открывать альтернативную возможность.

Пусть ребенок режет в салат такие продукты, что не сможет пораниться. Боитесь? Дайте ему терку. Одним запретом меньше, одним шагом по направлению к всеобщему домашнему равенству - больше!

Проигнорировать и не похвалить

Похвала - это топливо для развития ребенка. Довольно избитая истина, но как часто мы забывает «подзаправить» наших малышей! Не ограничивайтесь формальными фразами, когда ребенок рассказывает о своих достижениях. «Молодец, красиво» - это явно недостаточно, если он показывает вам свой рисунок. Найдите пару минут, возьмите его в руки, внимательно рассмотрите. Хвалите конкретно: «Какой нарядный яркий цвет ты выбрал для домика!», «Какой пушистый хвостик у кошки!»

В похвале нельзя фальшивить - что толку называть ребенка чемпионом, если он видит, что в соревновании прибежал к финишу последним. Но во всем можно найти хороший момент, свидетельство прогресса, повод для ободрения.

Ну а победы малыша точно нельзя оставлять без внимания! Это вам кажется, что призовое место на конкурсе осенних поделок - сущая ерунда. На самом деле, это главное событие недели!

Вспоминать трогательные, но неловкие моменты

Среди легионов маленьких «котиков», «зайчиков» и «рыбок» нет-нет, да и промелькнет «толстопопик» и «тугопузик». Слепая родительская любовь готова превозносить младенца до небес целиком и по частям - это вполне понятно и объяснимо. Да и младенцу, по большому счету, все равно, что мама зовет его «маленьким рыгунчиком», лишь бы делала это весело и нежно. Но как только вы отметите первый день рождения ребенка - лучше оставить тугопузика в недрах семейного фотоальбома.

Милые домашние прозвища не должны доживать до детского сада - иначе толстопопик будет преследовать ваше чадо вплоть до институтской скамьи. И уж точно, нет промаха хуже, чем предаться интимным семейным воспоминаниям в компании новообретенных друзей малыша.

Они точно не должны узнать милую историю, как ваш ребенок где-то застрял, что-то перепутал, а уж информация, что он боялся Серого Волчка, который «ухватит за бочок» - это полное табу. Зашифровать и шифровальную машинку выкинуть в море!

Воспитание детей чем-то похоже на сказку об Алисе в Стране Чудес. Маленькие проблемы внезапно разрастаются до гигантских размеров, а огромные проблемы сами собой тают, оставляя на память улыбку. Чувствовать себя в их странном мире, как дома - непросто, но… но ведь вы там действительно дома! Просто вспомните, как вы были ребенком. Вы согласны быть принцессой-толстопяткой? Нет? И правильно!