Где учиться на офицера морской пехоты. Альма-матер для «черных беретов

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, дислоцированное в городе Благовещенск Амурской области, - одно из старейших военно-учебных заведений страны, отметившее в 2016 году свое 76-летие со дня образования.

Его история берет свое начало от Владивостокского пехотного училища, созданного 11 февраля 1940 года.

Первый выпуск офицеров в количестве 790 человек состоялся 16 июня 1941 года, и уже через месяц его выпускники защищали свою Родину в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Выпускники училища внесли весомый вклад в приближение Победы в ходе Великой Отечественной войны, проявляя отвагу и самоотверженность на полях сражений, особенно при обороне Москвы и в Сталинградской битве.

11 февраля 1944 года училищу было вручено Боевое Красное Знамя и грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Признанием заслуг училища в подготовке военных кадров стало присвоение ему 13 января 1969 года имени выдающегося советского военачальника, дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.

В послевоенные годы выпускники училища с честью выполняли свой воинский долг в Афганистане, Северо-Кавказском регионе, других «горячих точках».

За мужество и героизм, проявленные при защите Отечества, выполнении интернационального долга, 37 выпускников удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. С марта 1993 по ноябрь 2002 года училище возглавлял Герой Советского Союза генерал-майор Кузнецов Юрий Викторович, выпускник училища, ветеран войны в Афганистане, почетный гражданин города Благовещенска.

С 1940 по 2016 год училище произвело 104 выпуска (подготовлено 26437 офицеров). С 1961 по 2016 год окончили училище с золотой медалью 279 выпускников. Более ста выпускников училища стали военачальниками, имеющими звания высших офицеров. Среди них генерал армии Самсонов Виктор Николаевич 1964 года выпуска, генерал армии Михайлов Владлен Михайлович 1944 года выпуска, генерал армии Бакин Владимир Юрьевич 1975 года выпуска, генерал-полковник Львов Александр Григорьевич 1973 года выпуска, генерал-полковник Беляев Валерий Николаевич 1963 года выпуска и другие.

Выпускники училища - мотострелки - благодаря своей высокой военно-профессиональной подготовке, стойкости духа, способности уверенно действовать в любых климатических условиях, востребованы не только в Сухопутных войсках, но и в других видах и родах войск. Подтверждением высокого качества теоретических знаний и практических навыков курсантов являются победы во всероссийских соревнованиях «Суворовский натиск» и «Снайперский рубеж» в 2016 году.

Морские пехотинцы проходят военную службу в подразделениях и соединениях (частях) морской пехоты, добросовестно выполняют свой воинский долг и в настоящее время составляют основной костяк командного состава морской пехоты Вооруженных Сил РФ. Курсанты и профессорско-преподавательский состав неоднократно участвовали в дальних морских походах вокруг Европы, к берегам Южной Кореи, осуществляли обеспечение безопасности морского судоходства в Аденском заливе. 2016 году команда училища с большим отрывом заняла 1 место во Всероссийских соревнованиях «Балтийские дерби».

Сегодня в ДВОКУ ведется обучение курсантов по военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (горных)» в целях комплектования горных бригад офицерами, имеющими специальную подготовку. Будущие офицеры проходят альпинистскую подготовку в лагерях «Безенги», «Джантуган», «Уллу-тау», «Терскол», на Восточном Саяне и полигоне «Дарьял». Специалисты училища посещали с дружеским визитом горные части Индии, горные школы Германии и Швейцарии. Подготовлено 164 значкиста «Альпинист России», 78 спортсменов-разрядников и 57 инструкторов по горной подготовке.

С 2013 года проводится обучение курсантов по новой военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)». В настоящее время ведется работа над совершенствованием необходимой учебно-материальной базы, изучением опыта подготовки специалистов такого профиля. С 2013 года по настоящее время были организованы и направлены: группа офицеров-преподавателей для ознакомления и получения практики по организации боевой подготовки в 200 мсбр (п.Печенга) и 61-ой бригаде морской пехоты (п. Спутник), в сентябре 2013 и 2015 годов 3 группы офицеров участвовали в стратегическом учении «Запад- 2013» и в боевой работе соединений и воинских частей береговых войск Северного флота «Подготовка специальных операций по усилению важных государственных объектов - 2015». Рабочие группы подготовки арктических подразделений участвовали в учениях Северного флота, изучали условия службы и жизни в Арктике на острове Котельный (аэродром Темп) и в п.Тикси с целью изучения географических, метеорологических, гидрометеорологических условий Заполярья, основ выживаемости и практической апробации учебных программ.

С 2010 года училище осуществляет подготовку прапорщиков со средним профессиональным образованием.

Командно-преподавательский состав только в последние три года участвовал в учениях «Запад-2013», «Восток-2014», российско-китайских учениях «Мирная миссия-2014», российско-монгольских антитерро-ристических учениях «Селенга-2015», российско-индийских учениях «Индра-2015».

Училище тесно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями Амурской области и города Благовещенска. В 2013 году личный состав училища принимал непосредственное участие в ликвидации последствий наводнения в Амурской области в условиях чрезвычайной ситуации.

По итогам 2013 года Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского признано лучшим военно-учебным заведением Сухопутных войск, заняв 1 место среди ВВУЗов, и было награждено переходящим кубком главнокомандующего Сухопутными войсками, в 2014 и в 2015 годах - второе место.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 768-р от 28 апреля 2015 года филиал выведен из состава ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» и переименован в федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» Министерства обороны Российской Федерации (г. Благовещенск).

Где находится высшее училище морской пехоты в России

  1. халулай
    Тихоокеанский морской спецназ подразделение боевой разведки ТОФ создан более полувека назад для ведения диверсионной деятельности в тылу противника. Его цель - оглушить и ослепить врага, уничтожив его береговые приборы слежения за флотом. Если потребуется, заминировать и взорвать вражеские корабли и подлодки.

    Воинская часть на протяжении всей своей истории считается элитной. Относится к составу сил постоянной готовности, командир назначается Главкомом ВМФ СССР.

    В народе тихоокеанский спецназ зовется Халулаем, по имени одноименной бухты, где базируется. О халулаевцах, проходящих во время службы особую водолазную и парашютно-десантную подготовку, ходят легенды. Одни говорят: Они без шума могут захватить в море авианосец. Другие: Перережут горло листком бумаги...

    Считается, что потенциальному противнику проникнуть на территорию этой воинской части практически невозможно.

  2. как называется училище морской пехоты в питере если можно сайт
  3. Самое высшее училище мор. пехоты находиться в Питере, а второе по рейтингу во Владивостоке))) Удачно поступить)))
  4. Вот все военные вузы России:
    http://www.edu-all.ru/pages/eduvuz_vs.asp

    Такого училища там нет.
    Об этом пишут и здесь:
    http://www.morpeh.com/forum/index.php?showtopic=353
    В 1956г было ликвидировано Выборгское (может, и еще были) Училище Морской Пехоты. С тех пор подобные учебные заведения в СССР, России отсутствуют (училища, по окончании которых можно попасть в МП, - не совсем то) .
    Ещ там пишут:
    В Лен. Пехе начали готовить офицеров морской пехоты, с 1989 г, правда, его расформировали.
    В морскую пехоту реально попасть выпускнику любого военного училища. Спецальные роты курсантов есть В Питерском и Благовещенском ВОКУ. Главное во время распределения попасть в береговые войска. Да и после этого возможность попасть в МП существует для офицера любого рода войск.

    Вообще по профилю офицеров морской пехоты готовят два ВВУЗА - Коломенское артилерийское и Благовещенское общевойсковое. Сейчас Благовещенское училище называется Дальневосточный военный институт имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.
    Почтовый адрес:
    675021, Амурская область, г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 158 тел. 52-48-03
    ==========================
    Слова генерал-полковника Ивана Сидоровича Скуратова (выдержка из интервью на радио) :

    "Для того чтобы начать служить лейтенантом в морской пехоте, необходимо окончить Дальневосточное высшее войсковое командное училище в городе Благовещенске, где есть специальное подразделение по подготовке офицеров морской пехоты. Кроме того, можно поступить в Рязанское воздушно-десантное командное училище и после его окончания проходить службу в десантно-штурмовых подразделениях морской пехоты. Или Коломенское артиллерийское училище, чтобы служить в артиллерийских подразделениях морской пехоты.

    К сожалению, нет пока целевого училища морской пехоты, которое было почти создано в 1990 году, однако развал Советского Союза не дал реализовать задуманное. Неплохо было бы вернуться к этой идее, тем более, что такая практика была. Существовало училище морской пехоты в Выборге, которое было расформировано в 50-е годы прошлого века. Потребность в подобном училище есть".
    http://belostokskaya.ru/till1963/studyMP/
    ==============================
    Координаты того из училищ, о которых говорил Скуратов, которое подойдт тебе, найдшь сам; скорее всего, у него и сайт есть.
    Попрактикуйся в поиске в Интернете; это тебе и в училище пригодится.

  5. Специальные подразделения МП проходят обучение в РЯЗАНСКОМ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОМ Училище.
  6. Трудно найти истину, когда советы дают ученики 9 кл. Еще с1966 г офицеров-морпехов готовит только ДВОКУ в г. Благовещенске. Это базовые подразделения. Плюс спецы (саперы, артиллеристы, танкисты, химимки, связисты и т. д.), они идут из профильных ВУЗов по направлению. Выпускник 77 г., тем и горжусь

В этом году исполняется 50 лет со времени воссоздания на Черноморском флоте морской пехоты – рода сил ВМФ, упразднённого в 1955–1956 годах в ходе хрущёвских сокращений армии и флота. К 18 ноября 1966 года в Севастополе, в бухте Казачьей, был сформирован и вошёл в состав сил постоянной готовности флота отдельный батальон морской пехоты, который уже через год был преобразован в отдельный полк, а в 1979 году развёрнут в отдельную бригаду морской пехоты. Не лишним будет напомнить ещё об одной юбилейной дате этого года, относящейся к морской пехоте. 45 лет назад, 1 июня 1971 года, в той же Казачьей бухте был сформирован и начал функционировать учебный центр морской пехоты Военно-Морского Флота.

С самого начала возрождения морской пехоты перед этим родом сил встала проблема подготовки командных кадров. Существовавшее с 1945 года в Выборге училище морской пехоты ВМС и находившаяся там же школа младших специалистов морской пехоты с упразднением морской пехоты в ВМФ были расформированы. Офицеров для воссоздаваемой морской пехоты стали готовить в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище в Благовещенске. В течение четырёх лет курсанты, выделенные в специальное подразделение, обучались руководству взводом в морском десанте и в общевойсковом бою.

Подготовка же рядового и сержантского состава проходила в учебных центрах Сухопутных войск и специфику морской пехоты не учитывала. К тому же многие офицеры приходили в части и соединения морской пехоты по окончании других общевойсковых, танковых, артиллерийских, зенитно-ракетных и военно- инженерных училищ, в которых тактики действий морской пехоты они, естественно, не касались. С возрождением морской пехоты появилась потребность иметь на флоте свою специальную учебную часть для подготовки морских пехотинцев.

Идея эта в тогдашнем руководстве ВМФ, главнокомандующим которого был Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, вынашивалась несколько лет, но, как всегда, камнем преткновения становилось отсутствие финансирования этой статьи расходов. Наконец, в начале 1970-х годов представился благоприятный случай решить эту проблему. В 1971 году подлежал расформированию отдельный береговой ракетный дивизион Черноморского флота – в связи с устареванием стоявшего на его вооружении ракетного комплекса первого поколения «Сопка». Чтобы с упразднением этого дивизиона не потерять имевшуюся в ВМФ финансово-бюджетную единицу, было решено создать на его балансе учебную часть для подготовки специалистов морской пехоты.

Так на основании директивы Генштаба и в соответствии с приказом Главкома ВМФ № 056 от 16 марта 1971 года появилось Положение об учебном центре морской пехоты Военно-Морского Флота, которым было предписано сформировать к 1 июня того же года в Севастополе учебную часть для подготовки морских пехотинцев и приступить к обучению офицеров, прапорщиков, сержантов и матросов для частей и соединений четырёх флотов Советского Союза.

Учебный центр формировался в Казачьей бухте в военном городке, где до 1961 года размещалась береговая батарея береговой обороны главной базы, затем – дивизион химзащиты флота, а с 1967 года – зенитный ракетный дивизион с управлением начальника ПВО полка морской пехоты.

Организационно учебный центр состоял из командования, управления, учебного отдела, двух основных подразделений – цикла общевойсковой и тактической и цикла специальной подготовки, а также подразделений обслуживания – взвода учебно-боевых машин и хозяйственного отделения. Подчинялся учебный центр непосредственно начальнику морской пехоты ЧФ, а в специальных вопросах – Главному специалисту ракетных частей и морской пехоты ВМФ.

Задачами обучения в центре являлась подготовка матросов, сержантов, прапорщиков и офицеров к действиям в составе морского и воздушного десантов, а также к выполнению специальных (разведывательно-диверсионных) задач в тылу противника. Обучение проводилось методом учебных сборов с оставлением обучаемых на своих штатных должностях в частях и соединениях морской пехоты флотов.

При этом продолжительность учебных сборов составляла сначала 3 месяца, а с 1974 года – 4,5 месяца. Основными предметами обучения в учебном центре морской пехоты являлась тактическая, огневая, разведывательная, физическая, строевая и специальная подготовка. Последняя включала морскую десантную, воздушно-десантную, легководолазную и военно-инженерную подготовку.

Кроме того, курсантами и слушателями изучались военная топография, организация и вооружение иностранных армий и флотов, оружие массового поражения и защита от него. Занятия по специальным видам подготовки проводились с использованием военно-транс- портных самолётов и вертолётов, десантных кораблей, подводных лодок и ракетных катеров Черноморского флота. Использовались учебные поля и полигоны полка (бригады) морской пехоты, аварийно-спасательной школы и собственной базы учебного центра.

По завершении курса теоретической и наземной подготовки парашютистов (а для этого в центре имелся свой учебный воздушно-десантный комплекс) личный состав, допущенный к прыжкам с парашютом медицинской комиссией, выполнял практические прыжки из военно-транс- портных самолётов и вертолётов в Качинском авиагарнизоне ВВС флота.

Приказом Главкома ВМФ был назначен заместитель командира полка подполковник Николай Иванович Добрынин, окончивший в первом выпуске в 1947 году училище морской пехоты в Выборге и до 1956 года командовавший батальоном морской пехоты им. Куникова. Его заместителем, одновременно являвшимся начальником учебного отдела, был назначен командир батальона К. Никулин, начальниками циклов – командир батальона О. Колесников и начальник штаба батальона В. Панин. На остальные основные должности были также назначены офицеры из полка морской пехоты. Из других частей флота в учебный центр получили назначения: замполитом – майор В. Шалимов из политотдела спецчастей флота, старшим помощником начальника учебного отдела – майор Р. Иванов из берегового ракетного дивизиона и преподавателем воздушно-десантной подготовки – капитан А. Степанов из ВВС флота.

Надо отдать должное первому начальнику учебного центра полковнику Н. Добрынину и возглавляемому им воинскому коллективу. В короткие сроки они создали отличную учебно- материальную базу. Своими руками смонтировали и ввели в действие воздушно-десантный городок с комплексным тренажёром подготовки стоянного состава Карлен Калантарян, окончивший Ереванское художественно-промышленное училище). Организация учебного процесса и внутреннего порядка, уклад воинской службы и дисциплина личного состава в учебном центре были образцовыми.


Парашютисты учебного центра участвовали во всех учениях полка и бригады морской пехоты, на которых производилась высадка воздушного десанта. На всех контрольных и зачётных проверках всех уровней учебный центр морской пехоты неизменно оценивался хорошими и отличными оценками. Курсанты и слушатели учебного центра в каждом периоде обучения выполняли действия «за противника» при проведении тактико-специальных и зачётных учений береговыми ракетными полками. Каждому такому учению предшествовали тщательная подготовка с проведением рекогносцировок, тактических летучек и групповых упражнений на топографических картах и на местности. майоров Валерия Симонова, Виктора Колганова, Владимира Литовского, Александра Распутина, капитанов Геннадия Свирского, Ивана Сулацкого, капитан-лейтенанта Николая Чеботарёва, прапорщиков Владимира Измятинского, Николая Шишлова, Анатолия Охналёва.

24 января 1988 года. С принятием военной присяги бойца поздравляет автор этой статьи – полковник Геннадий Рыжонок



П.С. Шилов, В.Измятинский, Н. Чеботарёв и п-к Рыжонок

За четверть века (с 1971-го по 1996 год) на сборах в учебном центре морской пехоты ВМФ прошли подготовку тысячи сержантов и матросов и сотни офицеров и прапорщиков.

Героями Российской Федерации, особо отличившимися при проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, стали выпускники центра старший прапорщик Григорий Замышляк, гвардии майор Сергей Шейко и начальник штаба береговых войск ВМФ генерал-майор Евгений Кочешков.

Достигли высокого должностного положения и генеральских званий также и другие офицеры, служившие и обучавшиеся в учебном центре. Генерал-лейтенантами стали уже упоминавшиеся выше командир роты – старший преподаватель Павел Сергеевич Шилов, завершивший свой служебный путь в должности начальника береговых войск ВМФ, и слушатель первого набора Анатолий Фёдорович Домненко, который был заместителем командующего Тихоокеанским флотом по береговым и сухопутным войскам. Служивший начальником цикла общевойсковой и тактической подготовки подполковник Владимир Сергеевич Корнеев в звании генерал- майора командовал дивизией морской пехоты Тихоокеанского флота. Анатолий Николаевич Кочешков закончил военную службу генерал- майором в должности начальника береговых войск Черноморского флота. Генерал-майором стал и прошедший подготовку на учебных сборах в учебном центре морской пехоты Александр Евгеньевич Смоляк.

Я горжусь тем, что 15 лет своей офицерской службы посвятил учебному центру морской пехоты. Около семи лет был заместителем начальника – начальником учебного отдела, а в 1983–1991 годах имел честь командовать учебным центром морской пехоты ВМФ. В 1991–1996 гг. учебный центр возглавляли полковники В. Полосин, А. Маранчак, О. Росляков и подполковник О. Малиновский.

В июле 1996 года в ходе раздела Черноморского флота между Россией и Украиной учебный центр морской пехоты был расформирован – и перевёрнута ещё одна славная страница в истории советской и российской морской пехоты.

Полковник в отставке Геннадий Рыжёнок

ветеран береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты

ДВВОКУ. Выпуск 1994 года

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского — Альма-матер для «черных беретов»!

Вот и встретился я со своей юношеской мечтой! — Невольно вырвалось у меня, когда переступил порог КПП Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.

Четверть века назад, при выборе своей дороги в жизни, как и многие севастопольские ребята, мечтал стать офицером морской пехоты. Даже послал письмо в Благовещенск, где к тому времени уже почти двадцать лет из взвода морской пехоты ДВВОКУ выпускались «черноберетные» лейтенанты. Ответ пришел стандартный, на отпечатанном под копирку листе, где говорилось, «во взвод морской пехоты отбираются только лучшие по физической подготовке, воинской дисциплин и по знаниям курсанты». Без лишних слов поняв, пробиться в элиту флота будет практически невозможно, отправился в Ленинград, где и поступил в училище, выдержав конкурс 14 человек на место…

С полгода назад, в Интернете нашел официальный сайт Дальневосточного ВВОКУ. Направил сообщение модераторам, что в июле планирую наведаться в город на Амуре и по возможности посетить альма-матер легендарных наследников «полосатых дьяволов». Ответ был утвердительный, начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов даже порекомендовал примерную дату моего приезда. Ведь летом предстояло участие офицеров и курсантов в совместных российско-китайских военных учениях, да и отпуска, как говорят, также никто не отменял.

Для нашего училища взвод морской пехоты всегда был на особом положении. – Так начался наш разговор с генерал-майором В. Грызловым. – Отбор в «черные береты» проходил по высшим критериям. Для Благовещенска морские пехотинцы всегда были чем-то сродни морской душе Амура, всегда пользовались настоящей любовью. Ведь как говорят сами ребята: воздушный десант он только летает и прыгает с парашюта. А мы – в трех стихиях, в небе, на море и на земле. Даже выполняем в училище программу прыжков с парашютами. Нынешний выпускник-лейтенант ушел в морскую пехоту с восьмью прыжками в активе. Причем в плане подготовки наш ввуз способен к самому что ни на есть многопрофильному обучению, вплоть до горной подготовки. Кстати, сейчас на Кавказе группа офицеров и курсантов горного взвода совершает восхождения на высочайшие вершины России.

Морская форма поначалу выглядит здесь несколько непривычной. Но вскоре выясняется, те офицеры, такие как подполковник Евгений Сивоволов, кто пришел служить из частей морской пехоты, приказом начальника училища получили право продолжать носить флотскую форму.

Курсанты взвода морской пехоты даже внешне находятся на привилегированном положении. Ведь им разрешено носить знаменитый символ морской гвардии – легендарный черный берет. Причем, важно удержать свою привилегию блестящими, не ниже, достижениями в спорте, учебе, дисциплине. Ведь за малейшее нарушение для будущего офицера — морского десантника уже многие году действует самое жестокое наказание: запрет на право ношения черного берета. И единожды став на стезю службы Отечеству на море в подразделениях первого броска, юноше надо делом доказывать свою высочайшую профессиональную пригодность.

Военно-морская составляющая училищных традиций присутствует буквально на каждом шагу. Первокурсникам, при первом знакомстве со своей альма-матер, с гордостью говорят о том, что из восьми Героев России – пятеро выпускались из взвода морской пехоты. Возле березок, весь в цветах при входе в казарму находится посмертный памятный бюст Героя России выпускника, морского пехотинца, генерал-майора Евгения Кочешкова. Черноморец, Герой России подполковник Владимир Карпушенко также закачивал эту известную на всех флотах кузницу кадров морских десантников.

Старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов с гордостью показывает в сторону нависшей над городом телевизионной вышке. Год назад один из курсантов – «черных беретов» на День Военно-морского флота забрался на высоту птичьего полета и водрузил на ней Андреевский флаг.

С недавних пор в программу обучения будущих офицеров морской пехоты ввели морскую практику в дальних походах. Так в прошлом году 20 курсантов на учебном корабле «Перекоп» совершили переход вокруг Европы из Новороссийска в город на Неве. Босфор и Дарданеллы, Гибралтар и Ламанш, Португалия и Норвегия, таков оказался моряцкий «ценз» для парней в тельняшках с берегов Амура. Для нынешних выпускников лейтенантов Юрия Борисова, Владимира, Безбородова, Олега Улина, Константина Скоробогатова, для младшего сержанта Александра Решетникова, курсантов Михаила Кравцова, Дмитрия Питещенко поход вокруг Европы стал незабываем, помог еще раз определить свое место на качающейся палубе корабля. Ведь на переходе морем десант живет по корабельным правилам. В Лиссабоне лихие русские «черные береты» показали португальцам, нет, не приснопамятную «кузькину мать», а выступление по рукопашному бою. Кстати, демонстрационная группа рукопашного боя – своеобразная визитная карточка командира части морской пехоты, выпускника ввуза на Дальне Востоке. Такова дань заложенным еще в стенах училище традициям.

Недавно мы с курсантами взвода побывали учебном центре морских пехотинцев Южной Кореи, – рассказывает старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов. – Понятно, там все создано по образцу и подобию «старшего брата», корпуса маринс США. Впрочем, на учебно-материальную базу и на полигоны нас не пустили, разговор ограничился посещением музея, экскурсией по столовой и жилым помещениям. Несомненно, было приятно почувствовать ту искреннюю любовь и уважение, которые испытывают корейцы к нам, русским. Они говорят так – ваши «Варяг» и «Кореец» погибли, сражаясь за нашу свободу против японских оккупантов. И подвиг русских моряков бережно хранится в сердцах простых жителей Страны Утренней Росы, как корейцы называют свою родину.

Вместе с тем, морская душа – «черные береты» — Амура, похоже, становятся частью его славной истории.

В нынешнем году состоялся первый набор курсантов в количестве 10 человек в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище для подготовки по специализации «морская пехота». Данное решение принято в соответствии с новой концепцией Мобильных Сил России. Вместе с тем насколько оправдан данный подход к подготовке офицеров, если рассмотреть его как с позиций традиций, опыта преподавания суровой морпеховской науки именно на базе Дальневосточного ВВОКУ. Начальник Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского генерал-майор Владимир Грызлов на вопрос корреспондента «Красной звезды» ответил, что не в его правилах обсуждать приказы вышестоящего командования.

Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо более тщательно еще раз взвесить все «за» и против подобного решения. Ведь речь идет не о механическом перемещении отдельно взятого учебного подразделения, пусть и выпестовавшего в своих рядах пять героев России. Речь идет о качестве подготовки офицерских кадров для рода сил Военно-морского флота России в условиях, когда интенсивность боевой подготовки и дальних походов в Мировом Океане нашего ВМФ в последние годы только возрастает. Морская пехота непременно участвует во всех флотских учениях, антитеррористические группы из числа «воинов трех стихий» находятся на всех кораблях и судах флота во время всех боевых служб. И, по мнению ряда военных специалистов, первый специализированный набор в нынешнем году курсантов для морской пехоты в Рязанском высшем воздушно-десантном командном дважды Краснознамённом училище (военном институте) имени генерала армии В. Ф. Маргелова может получить непрофильную подготовку.

Отдельный взвод морской пехоты в училище на каждом курсе был создан еще в середине 60-х годов прошлого века. В него отбирались только лучшие курсанты. Первый из сорока одного его официальных выпусков офицеров для морской пехоты состоялся в 1968 году. Всего же за почти полувековую историю существования специализированного взвода более тысячи его курсантов пополнили офицерский корпус элиты отечественного Военно-морского флота. Один лишь учебный взвод дал современной армии и флоту России, задумайтесь, пять Героев России.

Морской десант весьма многокомпонентный, или как стало модным говорить в последнее время, модульный, род сил Военно-морского флота России». В ее бригадах находится место артиллеристам и танкистам, связистам и специалистам инженерных войск. Ранее в течение десятилетий в частях морской пехоты сложился паритет между выпускниками Рязанского ВВДКУ и Дальневосточного ВОКУ. Лейтенантами воздушно-десантного училища комплектовали преимущественно десантно-штурмовые, парашютно-десантные, разведывательно-диверсионные подразделения. Выпускники ДВВОКУ направлялись же в отдельные батальоны морской пехоты (ОБМП) в составе полков и бригад морской пехоты.
Данное разделение в комплектовании офицерами парашютистами-десантниками и морскими пехотинцами различных подразделений морской пехоты было связано с особенностями вооружений и тактики боевого применения. Необходимость готовить офицеров для морской пехоты именно по профилю Дальневосточного ВОКУ, была связано с тем, что на вооружении батальонов морской пехоты находится весьма схожая с мотострелковыми частями техника и вооружение. Они более мощные по своим огневым возможностям и броневой защите, чем у воздушных десантников. А при высадке десанта на побережье именно батальоны морской пехоты взламывают глубоко эшелонированную противодесантную оборону противника, как это делают в условиях обычного сухопутного боя мотострелки. Оттого и в штате этих «тяжелых» подразделений весьма схожее вооружение с тем, что принято у мотострелков – боевые машины пехоты, бронетранспортеры.

Фактически первый набор курсантов для морской пехоты в Рязанском воздушно-десантном училище рискует быть обречен на непрофильную подготовку. Ведь необходимой базы для подготовки на ту технику и вооружение, на которой им предстоит служить, РВВДКУ пока не располагает. Впрочем, данный недостаток при соответствующих затратах материальных, денежных средств и времени вполне устраним. Только зачем огород городить? В Благовещенске же ведь за почти полвека подготовки морских пехотинцев сложилась необходимая база для их полноценного обучения. Даже обязательные по программе занятия с курсантами по устройству корабля и борьбе за живучесть есть возможность проводить в Благовещенске на катерах бригады пограничных кораблей на Амуре.

Плюс, немаловажен другой фактор, климатический. В Амурской области сезонные температурные перепады достигают амплитуды от минус 40 до плюс сорока по Цельсию. Причем, погода здесь по-настоящему дальневосточная, с высокой влажностью, постоянно меняющаяся, примерно с такой приходится сталкиваться военным морякам во время выполнения задач боевой службы. И для морских пехотинцев, постоянно несущих так называемые «верхние» вахты важно получить привычку переносить именно такой климат. Как пример, приведу опыт первого в истории современного российского флота выхода морского десанта на боевую службу в Средиземное море в октябре 2001 года на БДК «Цезарь Куников». Вначале, при переходе проливами Босфор и Дарданеллы, погода радовала не по-осеннему теплым солнцем. Но уже через две недели, по возвращению в базу, при прохождении тех же проливов зарядил мокрый снег с дождем. И нетрудно представить, с какими перепадами температур приходилось сталкиваться экипажам кораблей и, особенно, морпехам, во время недавних дальних походов в Южную Америку и Индийский океан.

Вообще, возникает некий логический парадокс. Отчего-то ни один здравомыслящий начальник не допускает даже мысли о том, что офицеров-мотострелков возможно качественно подготовить на базе воздушно-десантного училища. Но при этом считается допустимым учить морских пехотинцев для подразделений с весьма сходным по вооружению с мотострелками профилем во вне всяких сомнений славном РВВДКУ.

Мнение офицеров — морских пехотинце относительно обучения морских пехотинцев разделяет и командование Военно-морского флота. Как следует из официального письма заместителя командующего ВМФ России адмирала Александра Татаринова, «выпускники Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища хорошо зарекомендовали себя на флоте, полностью отвечают требованиям флота к офицерам морской пехоты. Но решение о продолжении подготовки офицеров для морской пехоты на базу ДВВОКУ не находится в компетенции Военно-морского флота России».

Хочется надеяться в данной ситуации, что почти полувековой опыт, традиции дальневосточной кузницы офицерских кадров в деле подготовки офицеров для «войск трех стихий» — так иногда называют морской десант – не окажутся забытыми и отправленными в архив. Все-таки немного в наших ввузах взводов, которые могут похвастаться пятью Героями России, своими выпускниками.



-Вот и встретился я со своей юношеской мечтой! - Невольно вырвалось у меня, когда переступил порог КПП Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.
Четверть века назад, при выборе своей дороги в жизни, как и многие севастопольские ребята, мечтал стать офицером морской пехоты. Даже послал письмо в Благовещенск, где к тому времени уже почти двадцать лет из взвода морской пехоты ДВВОКУ выпускались «черноберетные» лейтенанты. Ответ пришел стандартный, на отпечатанном под копирку листе, где говорилось, «во взвод морской пехоты отбираются только лучшие по физической подготовке, воинской дисциплин и по знаниям курсанты». Без лишних слов поняв, пробиться в элиту флота будет практически невозможно, отправился в Ленинград, где и поступил в училище, выдержав конкурс 14 человек на место…
С полгода назад, в Интернете нашел официальный сайт Дальневосточного ВВОКУ. Направил сообщение модераторам, что в июле планирую наведаться в город на Амуре и по возможности посетить альма-матер легендарных наследников «полосатых дьяволов». Ответ был утвердительный, начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов даже порекомендовал примерную дату моего приезда. Ведь летом предстояло участие офицеров и курсантов в совместных российско-китайских военных учениях, да и отпуска, как говорят, также никто не отменял.
-Для нашего училища взвод морской пехоты всегда был на особом положении. – Так начался наш разговор с генерал-майором В. Грызловым. – Отбор в «черные береты» проходил по высшим критериям. Для Благовещенска морские пехотинцы всегда были чем-то сродни морской душе Амура, всегда пользовались настоящей любовью. Ведь как говорят сами ребята: воздушный десант он только летает и прыгает с парашюта. А мы – в трех стихиях, в небе, на море и на земле. Даже выполняем в училище программу прыжков с парашютами. Нынешний выпускник-лейтенант ушел в морскую пехоту с восьмью прыжками в активе. Причем в плане подготовки наш ввуз способен к самому что ни на есть многопрофильному обучению, вплоть до горной подготовки. Кстати, сейчас на Кавказе группа офицеров и курсантов горного взвода совершает восхождения на высочайшие вершины России.
Морская форма поначалу выглядит здесь несколько непривычной. Но вскоре выясняется, те офицеры, такие как подполковник Евгений Сивоволов, кто пришел служить из частей морской пехоты, приказом начальника училища получили право продолжать носить флотскую форму.
Курсанты взвода морской пехоты даже внешне находятся на привилегированном положении. Ведь им разрешено носить знаменитый символ морской гвардии – легендарный черный берет. Причем, важно удержать свою привилегию блестящими, не ниже, достижениями в спорте, учебе, дисциплине. Ведь за малейшее нарушение для будущего офицера - морского десантника уже многие году действует самое жестокое наказание: запрет на право ношения черного берета. И единожды став на стезю службы Отечеству на море в подразделениях первого броска, юноше надо делом доказывать свою высочайшую профессиональную пригодность.
Военно-морская составляющая училищных традиций присутствует буквально на каждом шагу. Первокурсникам, при первом знакомстве со своей альма-матер, с гордостью говорят о том, что из восьми Героев России – пятеро выпускались из взвода морской пехоты. Возле березок, весь в цветах при входе в казарму находится посмертный памятный бюст Героя России выпускника, морского пехотинца, генерал-майора Евгения Кочешкова. Черноморец, Герой России подполковник Владимир Карпушенко также закачивал эту известную на всех флотах кузницу кадров морских десантников.
Старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов с гордостью показывает в сторону нависшей над городом телевизионной вышке. Год назад один из курсантов – «черных беретов» на День Военно-морского флота забрался на высоту птичьего полета и водрузил на ней Андреевский флаг.
С недавних пор в программу обучения будущих офицеров морской пехоты ввели морскую практику в дальних походах. Так в прошлом году 20 курсантов на учебном корабле «Перекоп» совершили переход вокруг Европы из Новороссийска в город на Неве. Босфор и Дарданеллы, Гибралтар и Ламанш, Португалия и Норвегия, таков оказался моряцкий «ценз» для парней в тельняшках с берегов Амура. Для нынешних выпускников лейтенантов Юрия Борисова, Владимира, Безбородова, Олега Улина, Константина Скоробогатова, для младшего сержанта Александра Решетникова, курсантов Михаила Кравцова, Дмитрия Питещенко поход вокруг Европы стал незабываем, помог еще раз определить свое место на качающейся палубе корабля. Ведь на переходе морем десант живет по корабельным правилам. В Лиссабоне лихие русские «черные береты» показали португальцам, нет, не приснопамятную «кузькину мать», а выступление по рукопашному бою. Кстати, демонстрационная группа рукопашного боя – своеобразная визитная карточка командира части морской пехоты, выпускника ввуза на Дальне Востоке. Такова дань заложенным еще в стенах училище традициям.
-Недавно мы с курсантами взвода побывали учебном центре морских пехотинцев Южной Кореи, – рассказывает старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов. – Понятно, там все создано по образцу и подобию «старшего брата», корпуса маринс США. Впрочем, на учебно-материальную базу и на полигоны нас не пустили, разговор ограничился посещением музея, экскурсией по столовой и жилым помещениям. Несомненно, было приятно почувствовать ту искреннюю любовь и уважение, которые испытывают корейцы к нам, русским. Они говорят так – ваши «Варяг» и «Кореец» погибли, сражаясь за нашу свободу против японских оккупантов. И подвиг русских моряков бережно хранится в сердцах простых жителей Страны Утренней Росы, как корейцы называют свою родину.
Вместе с тем, морская душа – «черные береты» - Амура, похоже, становятся частью его славной истории.
В нынешнем году состоялся первый набор курсантов в количестве 10 человек в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище для подготовки по специализации «морская пехота». Данное решение принято в соответствии с новой концепцией Мобильных Сил России. Вместе с тем насколько оправдан данный подход к подготовке офицеров, если рассмотреть его как с позиций традиций, опыта преподавания суровой морпеховской науки именно на базе Дальневосточного ВВОКУ. Начальник Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского генерал-майор Владимир Грызлов на вопрос корреспондента «Красной звезды» ответил, что не в его правилах обсуждать приказы вышестоящего командования.
Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо более тщательно еще раз взвесить все «за» и против подобного решения. Ведь речь идет не о механическом перемещении отдельно взятого учебного подразделения, пусть и выпестовавшего в своих рядах пять героев России. Речь идет о качестве подготовки офицерских кадров для рода сил Военно-морского флота России в условиях, когда интенсивность боевой подготовки и дальних походов в Мировом Океане нашего ВМФ в последние годы только возрастает. Морская пехота непременно участвует во всех флотских учениях, антитеррористические группы из числа «воинов трех стихий» находятся на всех кораблях и судах флота во время всех боевых служб. И, по мнению ряда военных специалистов, первый специализированный набор в нынешнем году курсантов для морской пехоты в Рязанском высшем воздушно-десантном командном дважды Краснознамённом училище (военном институте) имени генерала армии В. Ф. Маргелова может получить непрофильную подготовку.
Отдельный взвод морской пехоты в училище на каждом курсе был создан еще в середине 60-х годов прошлого века. В него отбирались только лучшие курсанты. Первый из сорока одного его официальных выпусков офицеров для морской пехоты состоялся в 1968 году. Всего же за почти полувековую историю существования специализированного взвода более тысячи его курсантов пополнили офицерский корпус элиты отечественного Военно-морского флота. Один лишь учебный взвод дал современной армии и флоту России, задумайтесь, пять Героев России.
Морской десант весьма многокомпонентный, или как стало модным говорить в последнее время, модульный, род сил Военно-морского флота России». В ее бригадах находится место артиллеристам и танкистам, связистам и специалистам инженерных войск. Ранее в течение десятилетий в частях морской пехоты сложился паритет между выпускниками Рязанского ВВДКУ и Дальневосточного ВОКУ. Лейтенантами воздушно-десантного училища комплектовали преимущественно десантно-штурмовые, парашютно-десантные, разведывательно-диверсионные подразделения. Выпускники ДВВОКУ направлялись же в отдельные батальоны морской пехоты (ОБМП) в составе полков и бригад морской пехоты.
Данное разделение в комплектовании офицерами парашютистами-десантниками и морскими пехотинцами различных подразделений морской пехоты было связано с особенностями вооружений и тактики боевого применения. Необходимость готовить офицеров для морской пехоты именно по профилю Дальневосточного ВОКУ, была связано с тем, что на вооружении батальонов морской пехоты находится весьма схожая с мотострелковыми частями техника и вооружение. Они более мощные по своим огневым возможностям и броневой защите, чем у воздушных десантников. А при высадке десанта на побережье именно батальоны морской пехоты взламывают глубоко эшелонированную противодесантную оборону противника, как это делают в условиях обычного сухопутного боя мотострелки. Оттого и в штате этих «тяжелых» подразделений весьма схожее вооружение с тем, что принято у мотострелков – боевые машины пехоты, бронетранспортеры.
Фактически первый набор курсантов для морской пехоты в Рязанском воздушно-десантном училище рискует быть обречен на непрофильную подготовку. Ведь необходимой базы для подготовки на ту технику и вооружение, на которой им предстоит служить, РВВДКУ пока не располагает. Впрочем, данный недостаток при соответствующих затратах материальных, денежных средств и времени вполне устраним. Только зачем огород городить? В Благовещенске же ведь за почти полвека подготовки морских пехотинцев сложилась необходимая база для их полноценного обучения. Даже обязательные по программе занятия с курсантами по устройству корабля и борьбе за живучесть есть возможность проводить в Благовещенске на катерах бригады пограничных кораблей на Амуре.
Плюс, немаловажен другой фактор, климатический. В Амурской области сезонные температурные перепады достигают амплитуды от минус 40 до плюс сорока по Цельсию. Причем, погода здесь по-настоящему дальневосточная, с высокой влажностью, постоянно меняющаяся, примерно с такой приходится сталкиваться военным морякам во время выполнения задач боевой службы. И для морских пехотинцев, постоянно несущих так называемые «верхние» вахты важно получить привычку переносить именно такой климат. Как пример, приведу опыт первого в истории современного российского флота выхода морского десанта на боевую службу в Средиземное море в октябре 2001 года на БДК «Цезарь Куников». Вначале, при переходе проливами Босфор и Дарданеллы, погода радовала не по-осеннему теплым солнцем. Но уже через две недели, по возвращению в базу, при прохождении тех же проливов зарядил мокрый снег с дождем. И нетрудно представить, с какими перепадами температур приходилось сталкиваться экипажам кораблей и, особенно, морпехам, во время недавних дальних походов в Южную Америку и Индийский океан.
Вообще, возникает некий логический парадокс. Отчего-то ни один здравомыслящий начальник не допускает даже мысли о том, что офицеров-мотострелков возможно качественно подготовить на базе воздушно-десантного училища. Но при этом считается допустимым учить морских пехотинцев для подразделений с весьма сходным по вооружению с мотострелками профилем во вне всяких сомнений славном РВВДКУ.
Мнение офицеров - морских пехотинце относительно обучения морских пехотинцев разделяет и командование Военно-морского флота. Как следует из официального письма заместителя командующего ВМФ России адмирала Александра Татаринова, «выпускники Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища хорошо зарекомендовали себя на флоте, полностью отвечают требованиям флота к офицерам морской пехоты. Но решение о продолжении подготовки офицеров для морской пехоты на базу ДВВОКУ не находится в компетенции Военно-морского флота России».
Хочется надеяться в данной ситуации, что почти полувековой опыт, традиции дальневосточной кузницы офицерских кадров в деле подготовки офицеров для «войск трех стихий» - так иногда называют морской десант – не окажутся забытыми и отправленными в архив. Все-таки немного в наших ввузах взводов, которые могут похвастаться пятью Героями России, своими выпускниками.
Александр Чеботарев, «Красная звезда»
Фото автора и Александра Григорьева