Лесбийские семейные связи 5. Лесбийские семьи Великой Страны

За масками люди прячут не только лица, но и тайны. С ними связаны разные мистически-таинственные ассоциации. За маской может скрываться все, что угодно...

Но еще маски - это великолепный аксессуар для карнавала. Именно в такой роли они чаще всего встречаются, исключая ритуальные традиции различных племён. Красивая маска для карнавала - настоящее произведение искусства. В данной статье мы поговорим об этом аксессуаре, вспомним его историю и некоторые разновидности.

Так, в давние времена маски служили способом скрыть свою личность тем, кто имел предосудительные интимные связи, участвовал в противозаконных действиях. Первые такие аксессуары появились в Венеции несколько столетий назад.

Украшению масок придавали огромное значение. Роскошь и красота, которой они блистали, вызывали благоговейный трепет.

Для декора использовался мех, дорогие ткани, драгоценные камни, птичьи перья. Основа изготавливалась из папье-маше. Непосредственно привязка к Венецианскому карнавалу (Карневале) появилась чуть позже. Как атрибуты богатства и всяческого самовосхваления, маски отлично вписались в эти процессии, переливаясь всеми оттенками жизненных наслаждений.

Карнавальные маски

Если обсуждать карнавальные маски, то стоит сказать, что появились они некоторое время назад в Венеции. Носить эти аксессуары начали давно, и поводов для этого было множество.

Маски надевали и забавы ради, и чтобы скрыть свое лицо, совершая некий грех. Случалось, что лица некоторых жителей Венеции были скрыты большую часть года.

В 18 веке слава о венецианских карнавалах стала распространяться по Европе. В них мог принять участие любой желающий, независимо от социального статуса, происхождения. Маски для такого разношерстного сборища носили некую сглаживающую функцию: скрывая персоны своих носителей, они позволяли людям чувствовать себя свободнее.

Разнообразные маски изготовлялись в специальных мастерских. Украшению придавали большое значение: богатые люди могли себе позволить заказать уникальный аксессуар для празднования. Делались маски для карнавала своими руками, и от этого их оригинальность нисколько не страдала.

Баута - самая популярная маска для карнавала

Этот вид маски встречался на чаще всего, и со временем становился все популярнее. Баута служила для того, чтобы носитель не афишировал свое Использовали маску не только в карнавальных шествиях.

Баута, прежде всего, давала своему владельцу свободно себя чувствовать в любом окружении. Влияние социальных норм не столь тяготило, и это было желанным для большей части населения. Маска давала свободу в романтических похождениях, а часто и криминальных.

Баута имеет необычную форму, угловатую и жесткую. Несколько смягчает впечатление декор, а также сочетание маски и традиционной треугольной шляпы. Именно в ансамбле со шляпой, плащом, большим атласным капюшоном обычно носили Бауту в Венеции. Данный тип маски также называют Казанова или Ларва.

Коты в Венеции и маска Гатто

Появлению маски Гатто способствовала красочная история. В то давнее время в городе пышных карнавалов было крайне сложно встретить кота. Бытовала легенда о старом китайском бедняке, пришедшем в Венецию. Кроме столь же старого кота у человека ничего не было. Но животное умудрилось избавить от мышей за что старик был щедро вознагражден.

У истории было продолжение: по возвращению домой, сосед старого китайца вознамерился выручить в Венеции за роскошные китайские шелка много больше, чем за какого-то дряхлого кота. И дож радостно согласился обменять самое дорогое в своем дворце на ткани. Этой ценностью оказался кот, который таким образом вернулся в родную страну.

Маска кота, Гатто, - милая и озорная. Ею охотно пользовались на карнавале.

Шут и Жоли

Известная маска для карнавала, изображающая шута в остроконечном колпаке - один из самых популярных аксессуаров. Ее часто можно увидеть в качестве декоративного элемента благодаря необычной форме, и авантюрному образу.

Эта маска для карнавала изображает характерный тип шутов, существовавший в Европе во времена Средних Веков. Сначала она активно использовалась в театрах Испании, Германии, Голландии, Англии и других стран. К шутам относились тогда по-особенному: их считали владельцами необычного дара ребячества, носителями смеси безумия и смелости. Им охотно подавали деньги взамен на их забавные выходки.

Маска Шута всегда выполнена в ярких тонах. На концах его колпака обычно прикреплялись маленькие бубенчики. Другие названия: Джокер, Буффон. Женский вариант маски назывался Жоли.

Зловещий Дотторе Песте

Пожалуй, одна из мрачнейших масок современного карнавала. История ее появления связана с временами, когда Европа страдала от эпидемии чумы. Маска Доктора Чумы имеет большой, загнутый вниз клюв, похожий на тот, что был на масках, используемых врачами Средневековья для защиты от инфекции.

В целом, наряд Доктора Чумы вместе с Дотторе Песте мрачен и зловещ. Глядя на этот атрибут, можно забыть, что карнавал - это маски, улыбки, веселье, озорство.

Маски своими руками

На современном празднике очень уместна Новогодние карнавалы стремительно приобретают популярность на постсоветском пространстве. Дети и взрослые охотно примеряют разные маски: загадочных амазонок, отчаянных флибустьеров, нежных фей, симпатичных зверюшек. Сегодня их можно не только приобрести, но и сделать самостоятельно, используя одну из многочисленных техник.

Так, маски для карнавала своими руками делают из традиционного папье-маше, отливают из тонкого слоя гипса. Интересны также методики с применением жидкого силикона: специальным пистолетом на бумажной заготовке изображается ажурный контур маски, а затем снимается после высыхания.

Элегантные маски получаются из тканей. Удачно сочетаются фетр, атлас, кружева, формируя причудливые формы, жонглируя цветом.

Заключение

Вот и завершился наш исторический экскурс во времена создания масок. Мы рассмотрели некоторые вариации данного праздничного атрибута, и выяснили, насколько многоликими могут быть маски. Для новогоднего карнавала, и любой другой праздник можно задействовать эти аксессуары, чтобы создать нужное настроение.

Надеемся, что статья была увлекательной и полезной.

И перья на лице. Именно на лице, а не около него, ведь речь идет об масках. Драгоценностями украшают образцы из Венеции. В частности, принято наносить позолоту на Коломбину, Даму, Смуглянку. Так называются разновидности венецианских масок.

Самые бюджетные варианты туристы приобретают за 15 евро. В эту сумму укладываются сувенирные образцы, то есть, совсем крохотные. Чтобы закрыть лицо, потребуется от 35 евро. Информация к месту, ведь карнавал стартует уже 15 февраля. Надо знать, к чему готовиться. Об истории праздника, масках и их особенностях, далее.

Венецианский карнавал — история в масках

Первый карнавал в Венеции состоялся в 1994-ом году. Цель празднества – на несколько дней стереть светские предрассудки. Глобальное расслоение общества на бедных и богатых мешало их непринужденному общению в обычной жизни.

Венецианские маски дали возможность не знать, кто именно пред тобой. Господа могли подносить вино слугам. Слуги получали возможность насладиться роскошной жизнью и общением с высшим обществом.

Изначально, маски венецианского карнавала копировали изображения языческих богов. Но, к 13-му веку их вытеснили с пантеона празднества. Люди стали использовать не отвлеченные образы, а реальные. Средневековье потрясали эпидемии чумы.

Дабы не заразиться от пациентов, доктора надевали во время приемов маски с закрытым, длинным носом. Вскоре, такие начали использовать и во время карнавала. Название атрибута – доктор Чума. Кроме него, существуют еще 3 реальных персонажа и несколько, взятых из литературы и карточный игр.

Основные виды венецианских масок

Венецианские маски фото Вольта Баутта и Кота. попало в список из-за особой пользы для итальянского общества. Ему докучали мыши и крысы, но уничтожить их было некому. По легенде, когда путешественники завезли в город кота, на него, как говорится, молились. Усатого поселили во дворце, ухаживали за ним, как за вельможей.

Карнавальные венецианские маски Вольта нейтральны. Перевод названия – горожанин. Изделие имитирует обычное лицо, обычного итальянца. Этакий среднестатистический персонаж.

Венецианская маска «Вольта»

Его лик раньше делали из папье-маше. В современности используют так же акрил, пластик. При оформлении обходятся простыми красками, ведь человек, изображаемый маской, простой.

Баутта – маска закрывающая все лицо. Вид у изделия устрашающий, черты неказистые, острые. Такие венецианские маски купить предлагают на палочке. В этом случае аксессуар держится в руке. Есть образцы на вязках, крепящиеся к голове.

Прообраз Баутта – итальянский бабай, которым пугали детей, если те шалили. Позже, когда маской стали прикрываться преступники для свершения темных делишек, модель стали ассоциировать с реальными злодеями.

Венецианская маска «Баутта»

Из карточных игр в венецианские маски из папье-маше попал Джокер. Поверх бумажной основы, зачастую, наносили чистое . 24-каратный металл дополняли драгоценными камнями или их имитацией – . Использовались дорогие ткани и кружева.

Современный вариант с позолотой, стразами, тесьмой и блестками предлагают в интернете за 5 350 рублей. Товар выставлен на сайте «Mirano class». Поставки обещают прямо из Италии, но не предлагают венецианские маски заготовки из категории «комедия дель арте». Это произведения народного творчества. Персонажи во всех историях повторяются:

Коломбина – живая, любопытная служанка, посвященная во все дела госпожи. За верность покровительница награждает Коломбину красивыми нарядами и драгоценностями.

Венецианская маска «Коломбина»

Поэтому, маску девушки принято оформлять кружевами, стразами. Такие венецианские маски купить в Москве предлагают не только в классическом виде, но и в качестве, к примеру, светильников. В наличии так же постельное белье с комедийными ликами.

Пьеро – наивный парень. Он добр, часто оказывается в дураках из-за исключительной честности и доверчивости. Пьеро – венецианские маски , роспись на которых выполняется, обычно, глазурью. Добавляют в образ и стекло. Оно отлично имитирует слезинки, стекающие по щекам одураченного героя.

Венецианская маска «Пьеро»

Панталоне – пожилой, но похотливый мужчина. Он обеспечен и жаден. Герой любит поесть и насладиться женским обществом. Дабы привлечь дам, старик не жалеет позолоты и серебра на свою маску. Девушек влечет богатство, вот его демонстрирует аксессуар.

Венецианская маска «Панталоне»

И в прошлом, и в современности, драгоценные металлы часто заменяют неблагородными двойниками. Так, образ богача становится доступен простым гражданам. На их лицах часто красуется венецианская маска своими руками сотворенная, а не купленная.

Дама – маска обеспеченной горожанки. У нее хорошие манеры, большие связи и, конечно, есть женские тайны. Аксессуар, как и у Коломбины, закрывает лишь глаза. Когда разрабатываются венецианские маски , мастер класс указывает, что атрибут дамы украшен максимально богато.

Венецианская маска «Дама-горожанка»

Крепятся , драгоценные , кружева, перья, наносятся серебро и золото. Сейчас их заменяют металлическими красками, блестками, стеклом, бусинами. В старину маски часто просили у господ. Позволить себе жемчуга бедняки не могли, но в дни карнавала было принято делиться.

Арлекин – слуга, как и Коломбина, но парень. Как сделать венецианскую маску героя? Аксессуар раскрашивается в красный цвет. Еще одна отличительная черта – прыщ, чири на лбу. Такой декор затрат не требует. Наверное, поэтому, Арлекин стал одним из самых популярных персонажей не только в итальянских комедиях, но и в масках.

Говоря о ценах на аксессуары, учитываются истинные венецианские маски . В Москве и не только, продаются и стилизованные , произведенные не в Италии. Такие образцы стоят от 200-от рублей. Средняя цена – около 500-от рублей.

Венецианская маска «Арлекин»

Венецианские маски в СПБ (Санкт-Петербурге) предлагает, к примеру, магазин «Mind-Art». За самое бюджетное изделие в подборке просят 320 рублей. Самая дорогая модель – 3 000 рублей. Венецианские маски купить в СПБ итальянского производства доступно минимум за 2 000 рублей.

Сделать венецианскую маску своими руками может не потребовать затрат вовсе, если исходные материалы под рукой. Основой может стать папье-маше, , , акрил. Декор – любые краски, камни, блески, ткани, ленты. Картинки маски венецианские доступны в интернете. Они помогут, если в голове не складывается конечный образ изделия.

История возникновения масок уходит в далекие времена. Еще издревле люди использовали маски, чтобы скрыть свое лицо, свою личность.

Нам всем известны именно венецианские маски. Их носили в Венеции с древних времен. Изначально маски изготавливали по технике папье-маше, украшали перьями, тканью, драгоценными камнями. Со временем Венецианская маска стала символом Карнавала в Венеции.

Сокрытие личности в Венеции стало обычным повседневным делом: люди не хотели, чтобы другие знали про их «делишки». В то же время маски играли социальную роль в обществе: они уравновешивали положение каждого, кто их носил. Ремесленника в маске могли принять за знатного дожа и наоборот. В результате такого массового сокрытия личности общество превратилось в хаос. Люди понимали, что о них никто не узнает и делали что хотели. Женщины стали одеваться более вульгарно, азартные игры проходили в каждом доме, даже монахи занимались тем же, что и их не религиозные соседи. Рим закрывал глаза на это, пока Венеция делала отчисления в казну. Меж тем общество погрузилось в праздность и морально разлагалось.

Со временем ношение масок в повседневной жизни запретили, кроме определенных месяцев в году. Этот период начинался с 26 декабря и длился 3 месяца. После 1100 года проведение маскарадов было под запретом католической церкви, однако по истечении времени церковь разрешила носить маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Так стали проводить Карнавал — 10-дневный праздник перед началом Великого поста, когда из рациона жителей изымалось мясо. В эпоху Просвещения празднование карнавала утратило свою силу, но он был возобновлен в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал вернул ремесло изготовления масок. Венецианские маски продолжают удивлять туристов, участников карнавала своим разнообразием и роскошью.

Все венецианские маски делятся на несколько видов.

Маски Дель Арте

Комедия Дель Арте зародилась в XVI веке и представляет собой театр импровизаций. В XVIII веке она была на пике популярности и существует до сих пор. Небольшая группа бродячих артистов развлекала жителей города на самодельной сцене акробатическими трюками, жонглированием, юмористическими сценками в роли узнаваемых персонажей в довольно грубой сюжетной линии, которая называется Кановаччо.

Маски Дель Арте представляют собой персонажей, профессии и этнические традиции различных городов Италии. Играют их актеры Театра масок.

Существуют несколько разновидностей масок Дель Арте:

Арлекин

— это комический персонаж-слуга, наиболее популярный из персонажей Дзанни. Костюм Арлекина шился из лоскутков, в наши дни он представляет костюм с ромбовидными узорами. Маска Арлекина черного цвета с огромным красным прыщиком на лбу.

Буратинно

— это второстепенный персонаж-маска итальянской комедии Дель Арте. Довольно часто выступает в роли слуги, но эта роль ему дается не легко. Бураттино обычно описывается как находчивый и прагматический персонаж, как, например, трактирщик или бакалейщик. Если он не выступает в роли слуги, то очень часто дружит с ними.

Капитан Скарамучча

— это либо молодой авантюрист, либо довольно взрослый моряк, хвастливый отчаянный вояка (чаще испанец), очень богатый костюм которого состоит из шляпы с перьями, накидки, высоких сапог и ремня со шпагой. Скарамучча — один из главных персонажей, любит рассказывать байки.

Коломбина

(голубка, итал.) — это комический персонаж-служанка из комедии Дель Арте. Ее платье обычно состояло из лоскутов и заплаток. Коломбина накладывала яркий макияж вокруг глаз и носила с собой тамбурин (старинный барабан цилиндрической формы).

Бригелла

— это комический персонаж комедии Дель Арте, корыстный злодей и подельщик Арлекина. Носит свободный костюм белого цвета, обшитый зелеными галунами. Сам персонаж держит в руках палку. Лицо Бригеллы закрыто зеленой полумаской, изображающей похоть и алчность.

Иль Дотторе

— доктор медицинских и юридических наук. Обычно представляется как болонский юрист. Помпезный персонаж, обожающий звук своего голоса. В пьесе обычно взаимодействует с Панталоне, как друг и наставник. Любит пошутить и думает, что знает все. Иль Дотторе описывается как пожилой мужчина, обожающий поесть и выпить, поэтому имеет лишний вес. Маска черного или телесного цвета закрывает только лоб и нос (нос маски всегда красный). Костюм персонажа обычно черный, иногда с белым воротником. Чаще всего носит шляпу и черную мантию.

Панталоне

— это маска скупого и похотливого лавочника из Вены. Поклонник женщин и гастрономических изысков. Персонаж очень разговорчивый, вспыльчивый и часто становится объектом насмешек. Состоит в деловых отношениях с Капитано или Дотторе. Панталоне традиционно носит большой гульфик, подчеркивая свою мужскую силу, короткий красный жилет, узкие штаны и чулки красного цвета, длинный черный плащ, колпак без полей и туфли. Маска персонажа имеет длинный крючковатый нос.

Пьеро

— обычно обаятельный и добрый молодой человек, винит себя за поступки, которые не совершал, часто остается обманутым. Наивность — главная отличительная черта Пьеро. Иногда этого персонажа называют лунатиком, который не понимает, что происходит вокруг, и только веселится и играет. Пьеро носит белую рубашку, иногда украшенную черными аксессуарами. На голове у него высокий колпак или остроконечная шапочка. Персонаж обычно не носит маску, поэтому актер должен обладать богатой мимикой. Редко на выбеленном лице Пьеро появляется слезинка.

Пульчинелла

— это горбун, вечно пристающий к женщинам. Персонаж обычно злобный, подлый и коварный. В качестве защиты он либо прикидывается дурачком, либо бьет людей. Носит длинную белую одежду, волосы его распущены и взъерошены. Маска черного цвета имеет очень длинный нос, похожий на клюв.

Дзанни

— это комический персонах слуги, предки которого приехали работать в Венецию из Бергамо. Персонаж обычно глуповат, примитивен и простоват. В городской среде изобретателен, пронырлив и назойлив. Костюм Дзанни состоит из белых широких рубах и штанов. Маска черного цвета похожа на маску Арлеккино.

Венецианская карнавальная маска — это символ Венецианского карнавала, в котором принимали участие все слои общества, отражая свою сущность в масках.

Маска Баута

— это самая распространенная карнавальная маска. В повседневной жизни маску использовали для сокрытия личности и социального положения. Она позволяла свободно общаться с разными слоями общества и достигать различных целей. Баута служила прикрытием для принцев и королей, гуляющим по городу. Маска просуществовала до тех пор, пока в Светлейшую Республику Венеция не пришли французы и австрийцы, считая ее символом сопротивления. Баута имела неприятный, жутковатый вид и поэтому ее носили с трикорно (распространенная в Венеции треугольная шляпа черного цвета), цендале (длинный капюшон из атласа и макраме) и длинным плащом.

Маска Дама

— самый популярный и самый красивый тип масок. Ее носили женщины со сложными прическами, обильно украшающие себя драгоценностями и дорогими тканями.

Маска Гатто

— это довольно распространенная маска кота. Эти животные были редки в Венеции и поэтому стали объектом Венецианского карнавала. Существует легенда, согласно которой как-то раз в Венецию прибыл бедняк из Китая, не имеющий ни гроша, но имеющий старого кота. Кот выловил всех мышей во дворце дожа, и тот в свою очередь озолотил хозяина. Разбогатевший бедняк вернулся домой, а его завистливый сосед отправился в Венецию с дорогими шелками, полагая, что выручит на них намного больше денег. Дож был в восторге от дорогих тканей и предложил торговцу самое дорогое, что у него есть. Тот согласился, не задумываясь. Так старый кот вернулся на родину в Китай.

Маска Шута и ее женский вариант Жоли

— это маски, представляющие определенный тип шутов Средневековья. Зародилась она в Италии и получила распространение во многих театрах Европы. Шутов и юродивых в Средневековье воспринимали как особую касту, награжденную Богом ребяческим безумием. Шуты зарабатывали себе тем, что дурачились. Они носили яркие костюмы из лоскутков. Особенно знаменитым был их головной убор — колпак из ткани с тремя концами, на каждом из которых висел бубенчик. Три конца олицетворяли уши и хвост осла. Отличительными чертами шута являются его непрерывный смех и фальшивый скипетр.

Маска Моретта

— эта маска, которую носили женщины круглый год. Родилась она во Франции и позже стала популярной в Венеции, благодаря своей способности подчеркивать женскую красоту. Маска имеет овальную форму и не прикрывает лицо полностью. Обычно Моретта увенчана вуалью.

Маска Вольто (маска Горожанина)

— это маска, которую носили обычные горожане во время праздников: день Святого Вита и Модеста, день Святого Марка, день Святого Стефано, фестиваль Сенса и др.

Маска Дотторе Песте

— это маска современного Венецианского карнавала. Ее история связана с постигшей некогда Венецию чумой. Костюм служил зажитой для доктора. Он состоял из навощенного с лицевой стороны халата, длинных сапог, кожаных перчаток и шляпы. У маски Дотторе застеклены глазницы для защиты глаз, а клюв был набит травами для очистки воздуха. Также Дотторе носил с собой палку, чтобы держать дистанцию с больными.

Маски Венеции. Маски комедии дель арте

Комедия дель арте (итал. la commedia dell"arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).

Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.

Мужские персонажи
Северный (венецианский) квартет масок:
- Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
- Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;
- Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
- Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга;

Южный (неаполитанский) квартет масок:
- Тарталья, судья-заика;
- Скарамучча, хвастливый вояка, трус;
- Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
- Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;

Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
- Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни.
- Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый;

Женские персонажи
- Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;
- Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.

ДЗАННИ (Zanni) - Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги. К сословию дзанни относятся такие персонажи, как Арлекино, Бригелла, Пьерино, появившиеся позже. Характерные черты безымянного дзанни - это ненасытный аппетит и невежество. Он живет исключительно сегодняшним днем и не думает о сложных материях. Обычно предан своему хозяину, но не любит дисциплину. В спектакле участвовало, как минимум, 2 таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, отличался лисьим умом и ловкостью. Одеты они были просто - в бесформенную светлую блузу и штаны, обычно сшитые из мешков от муки. Маска изначально закрывало все лицо, поэтому для общения с другими героями комедии дзанни приходилось поднимать нижнюю ее часть (что было неудобно). Впоследствии маску упростили, и она стала прикрывать только лоб, нос и щеки. Характерной чертой маски дзанни является вытянутый нос, причем его длина прямо пропорциональна глупости персонажа.


АРЛЕКИН (Arlecchino) - дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина - его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он - крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин - акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей.

Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем - просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» - Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.



КОЛОМБИНА (Columbina) - служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.


ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) - один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее - круглый рифленый воротник, на голове - шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.
Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свежо.



БРИГЕЛЛА (Brighella) - еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелла - это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла - большой любитель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции - первобытное вожделение и алчность - застыли на его зеленой полумаске. В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно - солдатом, моряком и даже вором.

Его костюм - это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.

Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги, недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.


ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati) - неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и других дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами. Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки. Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало. Основные черты Влюбленных - тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни. Даже их имена звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Орацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин - Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия).
Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядно. Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Кроме того, непременной принадлежностью их туалета были парики, мушки и всяческие украшения. Юноши нередко наряжались в красивую военную форму. По ходу действия костюмы Влюбленных могли меняться несколько раз.

Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии, влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспринимается с некоторой долей иронии.

ИЗАБЕЛЛА (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль


ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) - итальянский аналог русского Петрушки, английского мистера Панча и французского Полишинеля. Типичный представитель неаполитанского пролетариата со всеми его характерными чертами. Интересно, что Пульчинелла - образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой. Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой - большой клювообразный нос. Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие).



ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) - одна из самых известных венецианских масок. Панталоне - это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда - безрезультатно). Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность. Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.


КАПИТАН (Il Capitano) - один из древнейших персонажей комедии дель арте. Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит действие, а всегда приходит откуда-то издалека. Тип наглого и беспринципного вояки - бахвала и искателя приключений. В зависимости от политической ситуации, он мог походить на испанца или турка, хотя изначально этот образ - итальянский. Соответственно, менялся и его характер - в разные периоды Капитан мог представлять собой пародию различные национальные черты. Основные его особенности - это агрессивность, безудержное вранье о своих мнимых подвигах, отсутствие совести, стремление к обогащению и желание казаться щеголем и красавцем. Все это нашло отражение в его костюме, который мог быть разным, однако всегда отличался нелепой вычурностью и яркостью. Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляпу украшали перья крикливых расцветок, ноги утопали в высоких сапогах с большими подвязками, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами. Ее целью было обозначить контраст между истинной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает.


ДОКТОР (Il Dottore) - маска близкая по характеру к Панталоне, престарелый персонаж, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Внешние черты Доктора характеризовались тучностью (иногда этот герой поистине огромен), неповоротливостью на сцене и важными манерами человека ученого. Он представляет собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносит внешне многозначительные, но на самом деле абсурдные латинские фразы. Имеет склонность к обжорству и порнографическим шуткам, обычно оскорбительных для женского пола. Он небогат. Костюм Доктора - это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная маска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми - их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.
По сюжету Доктор часто выступал другом (или соперником) Панталоне и хозяином Педролино.


ШУТ (Jester, Jolly) -представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове - колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.


СКАРАМУЧЧО (Scaramuccia) - это авантюрист и вояка. В поздних комедиях часто совпадал с образом Капитана. Скарамуччо обычно слуга одному из старших персонажей. Чаще всего одет в во все черное и носит черную бархатную маску.


ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась.
Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона.
Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке.
Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п.
Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.
Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика,его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.
Наибольшей популярности маска достигает ко второй половине XVII в. В XVIII в. во фьябах Карло Гоцци эту роль играли актёры Агостино Фиорилли и Антонио Сакки, но у Гоцци эта маска уже не имеет столь ограниченных рамок, в его фьябах эту маску могут носить, например, министр (фьяба «Ворон») и королевский сын («Любовь к трём апельсинам»).


КОВЬЕЛЛО (итал. Coviello, фр. Covielle) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, первый дзанни, южный вариант Бригеллы. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Пульчинеллой.
Имя маски произошло от Iacoviello, неаполитанского призношения имени Giacomino, Яковьелло Джакометто - так звали одного из создателей этой маски.
Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Кавы или Ачерры (древних городов близ Неаполя), говорящий на ярком неаполитанском диалекте.Занятие: слуга.
Костюм: носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые панталоны и жилет; часто с мечом и палкой для колотушек за поясом; носит шляпу с перьями.
Маска: красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом; часто носит очки. Поведение: всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре).
Маска сформировалась к концу XVI в. и была типичной для Южной Италии. Попытка перенести её на север оказалась неудачной, т.к. потеряла свою узнаваемость и южный темперамент; сохранив лишь внешнюю форму маска стала бесстыдной и непристойной. Однако, неожиданное развитие она получила во Франции, где эту маску увидел Мольер и использовал в своей комедии «Мещанин во дворянстве»


Отсутствие близкой народу драматургии заставило актёров перерабатывать литературные сюжеты в сценарии и по ходу действия самим сочинять текст своих ролей, сохраняя при этом основной конфликт ренессанской комедии - борьбу между старым укладом жизни и новыми молодыми силами. Но над всем торжествовала Любовь, - во имя радостей любви строились самые хитрые интриги, самые дерзкие розыгрыши, подмены и переодевания.

Каждый персонаж говорит на своём диалекте: Панталоне - на венецианском; Доктор - на болонском (первый юридический университете построен именно в Болонии); Капитан - на неополитанском; Слуги - на бергамском; Влюблённые - на тосканском: литературном языке Италии.
Маска в комедии Дель-Арте имела двойное значение: во-первых, она была сценическим аксессуаром, а во-вторых, маска выражала определённый социальный тип, с раз и навсегда установленными психологическими чертами, неизменным обликом и соответствующим диалектом. Выбрав однажды такую маску, актёр не расставался с нею уже в течение всей своей сценической жизни.