Как заманить мужчину на встречу. Как привлечь мужчину в свою жизнь? Закон притяжения и как он работает

Есть знаменитая фраза “Всегда радуйтесь!” Но многих новоначальных смущает, что в храме не часто можно увидеть улыбки верующих, их лица скорее строгие, а то и хмурые. Словно верующие решили: раз я хожу в храм, то должен быть очень серьезным. Получается странное несоответствие, которое очень смущает неофитов.

О радости мнимой и настоящей и как ее достичь, мы решили поговорить со священником храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади Игорем ФОМИНЫМ.

Двое у окна

Свой ответ я бы хотел начать с примера. Два человека ночью смотрят в окно и видят на улице путника. Один говорит: “Наверняка это страшный разбойник. Грабил, убивал, пил, блудил и теперь еле тащит ноги”. Другой отвечает: “Нет, что ты! Это замечательный человек. Он наверняка весь день трудился на работе, вечером пошел в храм на службу. Потом кому-то еще помог, и теперь идет домой”. Так давайте будем изначально оправдывать людей, а не осуждать, договорились?

Если отвечать на вопрос, что такое радость, думаю – это внешнее проявление любви. Когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь так пообщаться, так заглянуть им в глаза, что и у них на душе станет светлее, чище. С радостным человеком приятно находиться рядом.

Мне вспоминается моя первая встреча со знаменитым старцем Кириллом (Павловым) из Троице-Сергиевой Лавры. Я тогда был еще студентом семинарии и шел к отцу Кириллу из-за эгоистических чувств: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности. …После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл пригласил меня в келью, усадил на стульчик, пошутил, подарил иконку. А я был словно не в себе, ошеломленно наблюдал за ним. И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я тогда не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь.

Золото тонет, мусор всплывает…

О неулыбчивых верующих могу сказать… Знаете, золото всегда тонет, а мусор всплывает и бросается в глаза. Если немного успокоить свое раздражение на других и приглядеться, обязательно увидишь эти сокровенные золотинки. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь. Господь дал четкое определение, кто Его ученики: их можно будет узнать по тому, что они будут любить друг друга. Тем не менее, наличие в храме людей со знаком “минус” не означает, что нет никого со знаком “плюс”. Если хочешь найти хорошее, обязательно найдешь.

Чтобы рутина не заслонила Христа

Узнать, настоящая твоя радость или нет, можно по плодам. Например, люди собрались на пикник за город, пожарили шашлычки, весело поговорили, выпили, разошлись за полночь. Вроде все хорошо. А с утра у одного с похмелья голова раскалывается, другой подсчитывает, сколько его посуды побили и потеряли, третий вообще с больной ногой: вчера полез купаться и поранился. Важны последствия.

Духовная же радость совсем другая. Каждый из вас наверняка испытывал такое. Приходите на концерт классической или народной музыки, не имеющий отношения к Православию. Например, в Москву каждый год приезжает Кубанский хор, я всегда хожу его слушать. И знаете, они начинают петь – и ты просто плачешь. Это показатель того, что радость духовна. И утром просыпаешься с легким сердцем, голова не болит и не сожалеешь о проведенном вечере. Сам Cпаситель, апостолы, пророки говорят, что радость – это один из основополагающих моментов бытия Божия. И очень важно, чтобы верующий человек, который образован духовно, исполняет внешние правила – не терял этой радости, не ходил с угрюмым, напыщенным лицом, как сегодня некоторые делают, считая, что это важный показатель их веры.

Бывает и так. Человеку легко, радостно в храме. Выходишь, как на крыльях: “Я готов обнять весь мир!”. Заходишь в метро – а тебе там наступили на ножку. Как у нас часто бывает, наступили немножко, а получили множко – и понеслось-поехало: “Ах, ты корова, смотри, куда лезешь!”. И благодать от тебя отлетела, а вместо нее пустота. Потом начинаются думы о земном: “Сейчас приду домой. Надо столько дел переделать…Обед приготовить, дать по уху старшему сыну – наверняка уроки не сделал, прибить полку…”. Как будто человек и не был в храме. То есть очень важно уметь сохранять эту хрупкую радость.

У английского писателя и богослова Клайва Льюиса есть рассказ “Расторжение брака”, который подходит к нашей теме. Сюжет его вкратце таков. Есть день, когда из ада приезжает поезд в рай, умершие грешники могут посмотреть, чего они лишились. И вот в раю встречаются двое. В земной жизни они вместе учились в университете на богословском факультете. Один стал епископом – и после смерти попал в ад. А другой стал богословом и попал в рай. Он говорит епископу: “Слушай, тебе надо успеть взойти на эту гору до рассвета. Тебя там встретит Христос – и тогда ты останешься здесь навсегда. Пойдем быстрее. Я тебе помогу”. А епископ отвечает: “Понимаешь, у нас там, в преисподней, на завтра назначен богословский кружок. Мне надо будет выступить с докладом как раз по теме Христа: какой бы Он был, если б дожил до 50-летнего возраста. Я бы с удовольствием поднялся, но не могу” – “Какой кружок! Вот гора, брось все и пойдем!” – “Скоро отправление поезда, я могу опоздать. И мой доклад…” И уезжает, так и не поднявшись на гору. А совсем рядышком был Христос. Надо было сбросить с себя всю эту рутину и просто пойти Ему навстречу. Эта напыщенность заслоняет от человека радость, заслоняет самого Господа. Это не значит, что надо перестать мыть посуду, пылесосить – нет, есть необходимые вещи – я говорю об отношении к ним.

“Радость моя”

Есть еще один момент, связанный с радостью. Это защитное средство от любых скандалов. Если ты все переводишь, скажем так, в смешную, улыбчивую плоскость, очень часто с тобой просто связываться не будут – все равно не разозлишься.

Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: “Здравствуй, радость моя!” Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему. Мне кажется слова “радость моя”, сказанные с любовью – это то, что может обезоружить грубияна в семье. Я специально ограничиваюсь семейными проблемами, потому что мы читаем: надо возлюбить ближнего. Но насколько же легче любить на расстоянии! Говорят, что любовь к ближнему измеряется километрами: чем дальше, тем крепче. Когда человек, живущий рядом с тобой, храпит, ругается, пьет… Возлюбить его, лежащего пластом на диване в нетрезвом состоянии или валяющегося около входной двери очень сложно. Позвать в нашу жизнь радость – это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: “Я вас люблю!”. И здесь Господь дает нам очень четкий ответ. В 15 главе Евангелия от Иоанна есть прямая речь Христа к нам. Он сравнивает Себя с лозой, нас с ветвями, а наши дела – с виноградной гроздью. И там есть слова о том, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды – добрые дела. Виноградная лоза получает двойное питание: из земли соки, воду и из воздуха – солнечный свет. То есть должна быть гармония нашего общения с миром небесным, духовным и с земным. И наш плод должен рождаться таким, чтобы с нами рядом легко жилось нашим ближним.

Бывает, близкий человек радуется, как тебе кажется, какой-то ерунде. У него выиграла любимая футбольная команда. Не надо портить ему настроение: “Ну что, закончился твой дурацкий футбол? Сходи, наконец, за молоком, козел!” Извините за грубость, внешне все может звучать гораздо мягче, но в душе-то мы ворчим, возмущаемся. А у человека убито хорошее настроение. Обрати ты его в мирное русло, порадуйся вместе с ним, посидите рядом. Может, он увидит, что ты его понимаешь – и перестанет пить или не замечать тебя, наоборот, вы по-новому сблизитесь.

И самое главное: радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам это понять. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: “Не смотри ты воплощением мирового горя. Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают? ” – толку не будет. Также, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Тот человек может над тобой смеяться. издеваться. А потом останется один и подумает: “Какой все-таки он хороший, ничего плохого мне не сделал. После него легко на душе”.

Безусловно, в поисках радости очень поможет Священное Писание. В нем столько мест, которые открывают человеку совершенно потрясающий мир, мир духовной радости. Мы каждое утро встаем и заглядываем в зеркало, чистим зубы, причесываемся, прихорашиваемся. Наводим марафет, чтобы выйти к людям в приличном виде. А Священное Писание – это зеркало нашей души. Заглянешь туда и скажешь себе: “О! Как тебя перекосило, дружок. Надо что-то менять, надо подтянуться”. Мы даже не представляем, что Господь нам подарил. Эту небольшую книжечку – Евангелие – человек может читать на протяжении всей жизни и каждый раз находить что-то новое, жить этим.

Господь дал нам прекрасный стартовый капитал: ум, сердце, душу. Нам нельзя все это расточить, как младший сын из знаменитой Притчи о блудном сыне. Но нельзя и, как старший сын, требовать от отца награду. Лучший путь – царский, посередине: покаяние и смирение от младшего сына и трудолюбие старшего. И получится замечательный, радостный человек.

Записала Елена Меркулова

Почему же, до сих пор, столько вопросов по поводу того, как именно называется та, или иная эмоция. Почему даже простая улыбка, так, по разному выглядит у представителей разных культур, даже не смотря на то, что в основе лежит все та же структура эмоции Радость.

Все дело в том, что эмоциям люди обучаются. Эмоции частично наследуются, но в остальном, человек всю жизнь обучается и переобучается эмоциям. И обучение той или иной эмоции происходит по разному в разных культурах. Наша культура - не исключение. Даже в одной, отдельно взятой культуре, обучение эмоциям зависят от того, в какой субкультурной среде растёт ребёнок. Ребёнок, который в процессе взросления, будет обучен только определённому спектру эмоций, необходимых для выживания в этой субкультуре. Так формируются индивидуальные различия в эмоциях, характеризующиеся появлением устойчивых взаимосвязей Радости с другими эмоциями. Так у эмоций появляются дополнительные эмоции-комментарии, регулирующие их выражение, отображение и дальнейшие предпринимаемые действия.


Например, у русских, эмоция Радость, устойчиво проявляется во взаимосвязи с эмоцией Печаль и\или Страх. Что легко можно обнаружить подобное отношение к Радости в пословицах, хранящих вековую мудрость: «Смеётся тот, кто смеётся последним», «Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд», «В чем живёт смех, в том и грех», «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», «Кто смешлив, тот и слезлив», «Смех без причины - признак дурачины», «Сильный смех приводит к несчастью», и т.д. Что касается других культур - у них, вполне может быть, что Радость входит в устойчивые взаимосвязи с другими эмоциями, что вполне закономерно, так как культуры и образ жизни отличается разительно.

Социальная функция Радости

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и младенцем, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радость и здоровье

Некоторые эмоции, при определенных условиях, способны привести к серьезным заболеваниям. Например Печаль - к депрессии, Отвращение к шизофрении и т.д. Радость, в отличии от остальных, не приводит к заболеваниям. Наоборот, часто именно Радость способствует ускорению процесса выздоровления. Ни одно из серьезных психических расстройств не вызывается непосредственно эмоцией Радости. Наверное, все мы совершали в детстве глупости, дурачились, заливались смехом на уроке. Такой смех, конечно, мешает учебному процессу, но вряд ли может служить поводом для особого беспокойства.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Бытует мнение, что мазохисты испытывают удовольствие от боли, что ощущение боли доставляет им радость, это не так . Мазохизм, несомненно, связан с нарушениями отдельных эмоций, но Радость не является одной из них. Возможно, мазохист причиняет себе боль, удовлетворяя потребность в самонаказании, порожденную эмоцией Вины. <Удовольствие>, получаемое мазохистом от ощущения боли, может быть не чем иным, как чувством облегчения, которое вызывается ослаблением чувства вины. Вполне вероятно, что именно эмоция Вины порождает у мазохиста потребность испытать боль при половом акте или искать иные способы навредить себе.

Целенаправленное обучение эмоции Радость

Как это ни удивительно, но эмоция Радость НЕ МОЖЕТ быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности. Т.е. Радость не может быть вызвана намеренно или запланированно. Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу, освоить новые навыки, повысить свое мастерство, завершить начатое дело. Мы работаем потому, что нам интересно работать, а радость выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Почему так происходит?
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у младенца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка - это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Процесс развития эмоции Радость, протекает у ребёнка несколько иначе, чем процесс развития других эмоций. Родители не могут непосредственно «обучить» ребёнка эмоции Радость, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущего его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребёнка, вовлекая его в игры, способствующие пробуждению у него эмоции Радость, одновременно показывая её собой, своим поведением, своей мимикой. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребёнка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. В дальнейшем, эти переживания радости и будут определять способность «противостоять» страхам и депрессиям и будут определять способность и желание обучаться.

Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Считается, что способность к эмоции Радость предопределена генетически. На эту тему существуют и противоположные мнения. Мы считаем, что обучение Радости возможно на любом периоде, в независимости от мнения некоторых учёных. Однако, заметим, что болезни, недомогания и плохая физическая форма являются значительным препятствием на пути к обучению эмоции Радость. Ну какая может быть Радость, если ты себя плохо чувствуешь или что-нибудь болит?!

Нужно признать, что различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания Радости. Экономические, социальные и культурные условия, порождающие у людей скуку, усталость и недовольство, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют не ресурсным эмоциональным переживаниям препятствующим развитию эмоции радость, и возникновению у неё устойчивой взаимосвязи с эмоциями, ведущими к НЕ ресурсу: сужению возможности дальнейшего выбора.

Перечислим препятствия на пути самореализации, подстерегающие человека буквально на каждом шагу, преграждающие путь к Радости:


  1. Одна из самых распространенных преград порождена способом организации социальных институтов. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека, поощряют посредственность и серость.

  2. Поверхностные, безличные, чрезмерно иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматичный подход к воспитанию детей, к вопросам секса и религии затрудняют процесс самопознания, мешают развитию самодоверия.

  4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей также препятствует самопознанию и самореализации.

  5. Помимо вышеперечисленных препятствий, относящихся к сфере личностного и социального функционирования, препятствием на пути самореализации и радости может стать плохое физическое состояние человека. Физически неполноценный человек ограничен в возможностях самореализации и в связанных с нею переживаниях.

  6. Недостаток сна или нарушение цикла бодрствования и сна. За чередование режимов бодрствования и сна отвечает эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Так, при свете дня она вырабатывает серотонин — вещество, называемое гормоном удовольствия, или гормоном счастья. Если серотонина достаточно — у нас хорошее настроение и жизнь нам в радость. А если недостаточно — возникает апатия, угнетенность и подавленность, депрессия или, наоборот, повышенная агрессивность, раздражительность, тревожность и беспокойство. А вот когда за окном темнеет, эпифиз начинает вырабатывать другой гормон — мелатонин, который и отвечает за здоровый полноценный сон. Темнота (желательно полная) и ночь — вот два важнейших условия для нормального сна. Вырабатываясь лишь в темное время суток, мелатонин не только обладает снотворным действием, но еще способствует восстановлению организма: приводит в норму нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему. А еще он обладает омолаживающим действием и помогает продлить нашу жизнь.

Но если радость не может быть запланирована и гарантирована, то что в таком случае можно предпринять, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания? Главное, что каждый из вас может и должен сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка, вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки, и эти достижения вызывают у него радость.

Обучение (социализация) Радости

Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одинаково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного переживания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удовольствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели то и обучение эмоции Радость выступает как неожиданный бонус к социальному развитию ребёнка. Ребёнок легко усваивает, чего бояться, что вызывает Гнев, Отвращение, Презрение, однако Радости так не возможно обучиться. Как же происходит обучение Радости?

Радость и Интерес

Часто, родители, развивают эмоцию Радость через развитие эмоции, сходной со структурой Радости - эмоции Интереса - показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя его с новыми людьми, привлекая его внимание к новым свойствам знакомых предметам, помогая по-новому увидеть их. Но этого бывает недостаточно для возникновения эмоции радость.

Так, например, часто родители берут детей в цирк, в надежде, что дрессированные звери, воздушные гимнасты и клоуны обрадуют ребёнка и когда такого не происходит, очень удивляются тому, что детям часто жалко зверей, над которыми издеваются на потеху толпе, а клоуны вообще способы напугать на всю жизнь, особенно, если люди, играющие по гримом сами не имеют доступа к эмоции Радость.

Но иногда, когда удаётся получить бонусом Радость, проявляя интерес, тогда образуется взаимосвязь «Радость - Интерес», при котором структура эмоции Интерес складывается со структурой эмоции Радость по правилам Математики Эмоций.

В любом случае, для того что бы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз её испытать, должен узнать, какой триггер лежит в основе этой эмоции. Если родители сами способны к переживанию Радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг триггеров Радости достаточно широк и разнообразен, то ребёнок легко и самостоятельно смоделирует способность радоваться и сформирует радостное мировосприятие.

Обучение Радости через Улыбку

Считается, что реакция улыбки является врождённой и универсальной. Наблюдения за младенцами, показали, что даже новорождённые спонтанно и рефлекторно способны изображать на лице сокращения мышц, морфологически напоминающие улыбку. Высокий женский голос вызывает у З-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на любое человеческое лицо, если лицо этого человека находится на расстоянии до полуметра от его лица и если этот человек кивает ему. К пятой неделе, сам по себе звук высокого тона перестаёт вызывать такую реакцию, но к тому времени малыш уже способен реагировать на него звуковым ответом и к этому возрасту, в качестве триггеров, способных вызвать ответную реакцию улыбки начинают выступать различные визуальные стимулы, в том числе, вид человеческие лица.

На ряду, с появлением на лице улыбки, можно наблюдать увеличение активности у ребёнка: появлением генерализованных движений с попеременным сгибанием, разгибанием конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и учащением моргания.
Подводя итоги:


  • взрослый может вызвать ресурсную реакцию у ребёнка, просто обеспечивая его визуальными и аудиальными стимулами и тем самым развивая у него способность к визуальной концентрации;

  • своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца создает условия для ресурсного эмоционального развития;

  • ресурсные поддерживающие младенца эмоции способствуют развитию длительной и устойчивой визуальной концентрации

Смех и Радость

Ребёнок начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. По крайней мере, большинство взрослых, расценивают голосовые реакции 5-недельных младенцев, записанные на магнитофон, как смех. Смех, как правило, связан с радостным переживанием, которое отлично от простого чувственного удовольствия так как удовольствие от сосания, само по себе не вызывает у ребёнка смеха. Для того, что бы вызвать смех у ребёнка, использовались различные стимулы, которые можно разбить на 4 категории:

  1. звуковые (например, высокий пронзительный голос)

  2. тактильные (например, целование ребёнка в животик)

  3. социальные (например, игра с ребёнком в прятки)

  4. визуальные (например, ползающая по полу мать)

Неоднократно наблюдалось, что младенец, когда плачет, откидывается назад и отворачивается от стимула, а когда смеётся - сохраняет ориентацию на стимул, тянется к нему, желая продления смешной ситуации и тогда, мать или воспитатель скорее склонны повторить ситуацию, тем самым давая ребёнку возможность исследовать ситуацию. Игры, вызывающие у ребёнка смех, выполняют две функции, способствуя развитию у него, общей системы ожидания и приобретению ребёнком опыта того, что человек, своими действиями, иногда экспрессивным поведением, влияет на действия других.

Плачущий ребёнок побуждает мать проявить заботу о нем, успокоить его точно так же как в прошлый раз, в то время, когда попытки матери рассмешить ребёнка, вовлечь его в игру, остаются безуспешными, ребёнок своей безучастностью прекращает игру, побуждая мать искать новые стимулы для возбуждения. Таким образом, именно ребёнок своим плачем или смехом инициирует поведение, связанное со взаимодействием матери и ребёнка, что является отличным способом обучения ребёнка эмоции Радости и прочно связывает с ней смех.

Юмор и Радость

Юмор, в лучших его проявлениях, связан с эмоцией Радость, но в тех случаях, когда его острие направленно в адрес других людей, он может сопровождаться Гневом, или Презрением, как при насмешке, или Отвращением, если направлен на другую культуру или субкультуру, так же возможно его сопровождение чувством вины.

Пробуждающие смех игры в младенческом возрасте создают предпосылки для развития чувства юмора; в конечном итоге способность к пониманию чувства юмора зависит от того, насколько гармоничным было ранее развитие человека, насколько свободно он мог выражать те внезапные вспышки радости, которыми сопровождаются некоторые когнитивно-аффективные процессы. Интересный факт, что следовое возбуждение как от положительных (в частности, сексуальных), так и от отрицательных (вызывающих страдание, страх) стимулов улучшает последующее понимание карикатур и шуток.

Мужчины и женщины по разному воспринимают юмор и то, над чем смеются люди. Женщины, при виде смеющихся людей становятся более экспрессивными и гораздо выше оценивают предложенные им карикатуры. У мужчин, же наблюдения за смеющимися людьми приводит к более чёткой дифференциации хороших и плохих карикатур.
Т.е. женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям, к «смеху людей на вечеринке» как к таковым, а мужчины - к содержанию и «больше смеются над шутками, сопровождающими учебный процесс».

Радость и когнитивные процессы

Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели чем в Печали или при переживании любой другой не ресурсной эмоции. В Радости розы - краснее, фиалки - голубее, солнце - ярче, даже дождь, который при других обстоятельствах стал бы помехой, бодрит или наоборот, успокаивает Вас. Именно в Радости, мы воспринимает мир «сквозь розовые очки»
Эти изменения в восприятии, вызванные эмоцией Радости, повышают порог возникновения не ресурсных состояний, делает человека уверенным, терпимым и великодушным. Тогда и любые проблемы отступают и становятся разрешимыми.

Однако, эмоция Радость во взаимосвязи с когнитивными процессами, вполне может привести к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком задачи требует усилий и упорного труда, то в Радости человек вполне может её просто забыть, так и оставив ее неразрешимой. Такой парадоксальный характер взаимосвязи «Радость - когнитивный процесс» проявляется в некоторых ситуациях, снижением мотивации и сказываясь на скорости достижения.

Радость и формирование зависимости

Взаимосвязь «Радость - когнитивный процесс» вполне может стать дезадаптивной сформировав зависимость получения ресурсных эмоций с каким-либо объектом, вызывающим сенсорное удовольствии, при условии, что этот объект становится единственным или основным источником получения ресурсных эмоций.
Зависимость сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.д. Однако, зависимость, в отличии от привычки, представляет собой гипертрофированную и сложно-обратимую привязанность. Кстати, этим ползьзуются в БНЛП при вербовке и формировании созависимостей.
Формирование психологической зависимости происходит при непосредственном участии эмоций Радость и Интереса.

Можно выделить два условия формирования зависимости:


  • Физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать у человека сильную Радость или Возбуждение;

  • Отсутствие объекта или возможное отсутствие объекта в будущем, должно вызывать у человека сильную не ресурсную эмоцию.

Кроме не ресурсных зависимостей, приводящих к нежелательным изменениям или к асоциальному поведению, существуют социально одобряемые зависимости; такие как, привычка постоянно учиться, путешествовать, заниматься саморазвитием, заниматься спортом, постоянным творчеством и т.д.

В следующей статье, я расскажу о "Логике эмоции Радость"
Т.е. о том, как думает, как принимает решения, как видит окружающий мир, как действует человек, испытывающий эмоцию Радость.


Даже при беглом взгляде на лицо, становится очевидным, что улыбка является сигналом эмоции удовольствия . Веселье, fiero, naches, удовлетворенность, возбуждение, сенсорные удовольствия, облегчение, изумление, schadenfreude (злорадство), экстаз и, возможно, elevation и благодарность - все эти эмоции подразумевают появление улыбки. Эти улыбки могут различаться по интенсивности, скорости появления, продолжительности сохранения на лице и по скорости их пропадания.

Анатомическое строение черепа головы у всех разное. Это и порождает многообразие лиц. Некоторые нам будут нравиться, некоторые нет. Это дает субъективное ощущение того, что каждый улыбается по своему. Отчасти это так, но лишь отчасти. В независимости от пола, возраста, рассы, национальности и физических особенностей, мышечное строение лица у всех одинаковое. Это, при визуальной калибровке, следует принимать в расчет. Т.е. искренняя улыбка, вызванная напряжением одних и тех же мыщц, на человеке, обладающим узким черепом будет субъективно восприниматься по другому, чем на человеке, обладающим широким черепом. Так же, как и улыбка, даже в пределах людей одной рассы и национальности, будет смотреться по разному в зависимости от возраста и пола. Но, об этом я напишу в статье, про то, как считать Нейтральное лицо .

И именно поэтому, отсутсвие или наличие явной улыбки на лице приводит к ошибочному суждению, о том, что человек в данный момент чувствует. Т.е. о эмоции Радость. Улыбка может сопровождать появление эмоции Радость, а может и не сопровождать. Наличие улыбки - не обязательный аттрибут эмоции. Улыбка возникает, когда интенсивность эмоции Радость переходит некий пороговый уровень. А пока, интенсивность не перешла, этот порог, мышцы лица расслаблены.

Что же, если не улыбка, максимально точно, указывает на наличие эмоции Радость?

Голос . Как, бы это не казалось непривычным, но именно голос, а не лицо подает сигналы, позволяющие отличить одну приятную эмоцию от другой

Лицо . Да. Лицо только на втором месте. Если говорить о визуальных признаках эмоции Радость - расслабление мышц лица и симметрия. Я понимаю, что лицо не обладает геометрической симметрией, но нам достаточно и видимой симметрии.

Улыбки могут вводить в заблуждение , но не только потому, что они возникают вместе с каждой из эмоций радости и наслаждения, но также и потому, что они могут появляются тогда, когда люди не испытывают никакого удовольствия, а улыбаются, к примеру, только из вежливости. Имеется одна особенность, позволяющая отличать искреность улыбки удовольствия от прочих улыбок. Это очень тонкая особенность, и большинство людей ее не замечают. Если вы не знаете, что искать, то вы можете оказаться введенным в заблуждение, сбитым с толку и неверно откалибровать эмоцию. Подробнее об этой особенности я расскажу в главе "Калибровка эмоции Радость".

Так же, ошибочным будет суждение о том, что улыбки не очень надежные сигналы эмоций. Это не так; если улыбка возникла, то улыбка однозначно, хотя и едва заметно, говорят нам о том, вызвана она получаемым наслаждением или нет.

Куда же тогда смотреть, и что искать в признаках искренней, настоящей улыбки?
Более ста лет тому назад великий французский невропатолог Дюшен де Булонь обнаружил, чем настоящая улыбка удовольствия отличается от всех прочих улыбок тем, что при настоящая улыбка-наслаждение полуличается напряжением только одной мимческой мыщцой. Она называется zygomatic major, т. е. большой скуловой мышцей (она идет от скулы вниз под углом к уголку губ, подтягивая его при улыбке по диагонали вверх).

Для сведенья. Анатомически, вокруг губ, насчитывается более 18 мышц, способных изменить форму губ. Сочетание работы этих мыщц и дает то многообразие улыбок, которые вы можете увидеть на лицах. Большинство из этих мыщц управляет артикуляционным аппаратом и может принимать участие в формировании так называемых социальных улыбок. Поэтому, так важно, отличать искреннюю улыбку от социальной.

Калибровка эмоции Радость

Улыбка, созданная напряжением скуловых мыщц (zygomatic major ) - это не единственный признак подлинности эмоции Радость. Этот признак, сопровождается, даже более важным, в верификации подлинности эмоции, признаком - расслаблением мышц, которые окружают глаза (orbicularis oculi , или круговая мышца глаза). Выражение искренней радости на лице - результат совместного сокращения мышцы zygomaticus major и orbicularis oculi . Первая подчиняется воле, но вторая приводится в действие только приятными эмоциями.
Когда интнсивность эмоции высока, то улыбка оказывается более широкой и явной, то имеется только один указатель на отличие улыбки, вызванной испытываемым удовольствием, от прочих улыбок. Широкая улыбка, подимает щеки кверху (так как мыщцы лица расслабленны), собирает в складки кожу под глазами, уменьшает степень открытия глаз и даже вызывает появление морщинок под названием «куриные лапки» - и все это без помощи мышц orbicularis oculi. Именно эти признаки указываю на большую интенсивность эмоции Радости. Если интенсивность низкая, то этих признаков, вы вполне можете и не увидеть.

Признаки искренности улыбки. Я упорядочил верификацию эмоции Радость по признакам, по их значимости.


  1. Лицо в общем . Мыщцы лица расслабленны и лицо симметричное.

  2. Глаза . Мышцы вокруг глаз расслаблены и чуть оттянуты к виску. От этого глаза имеют форму миндалины.

  3. Уголки губ. Уголки рта оттянуты назад и вверх к скулам.

  4. Губы . Губы расслаблены. Рот может быть приоткрыт.

  5. Если улыбка широкая.

  6. Щеки . Щеки расслаблены и приподняты.

  7. Веки : Верхнее веко расслабленно.

    Нижние веки подняты и расслаблены. Под ними видны морщинки. Иногда кожа собирается в "мешочек".


  8. Глаза . Морщинки в виде куриных лапок идут от внешних уголков глаз к вискам.




Признаки фальши . Видимая ассиметрия лица. Напряжение мышц вокруг глаз. Движение\напряжение бровей. Напряжение скул и мышц нижней челюсти.

Эмоция Радость с точки зрения модели НЛП

Что же могут нам рассказать появившиеся на лице признаки искренней Радости?
Наблюдая только лицевые признаки, мы не можем точно сказать, во-первых, какую именно эмоцию радости человек испытывает. Наличие вышеперечисленных признаков лимшь указывает на целый класс эмоций Радость. Это может быть любая эмоция - веселье, fiero, naches, удовлетворенность, возбуждение, сенсорные удовольствия, облегчение, изумление, schadenfreude (злорадство), экстаз, elevation, благодарность, восторг, ликование, блаженство, восхищение, счастье, удовольствие. А во-вторых, что именно вызвало эту эмоцию.Что же мы можем сказать точно?

Структура эмоции Радость

То, что эмоции имеют структуру - известно давно. Мы вполне можем описать эмоцию Радость по модели ТОТЕ и описать, что происходит во внутреннем мире, человека испытывающего эмоцию Радость.

Триггер . Основной пусковой механизм Радости - внезапное удовлетворение значимого для человека критерия .
Т.е. Радость возникает тогда, когда - неожиданно для человека - какой-то важный для него критерий удовлетворяется. Внимательное наблюдение, за человеком, позволит вам определить, действительно важный для человека критерий. Частой ошибкой для продавцов или консультантов является то, что последние, встречают проблемы клиентов с радостным выражением лица. Согласитесь, это не то, что хотел бы видеть клиент. Но об использовании эмоции Радости в статье про "Логика и Математика Радости "

Operate . Вот только на этом этапе и не раньше, появляются голосовые и мимические признки Радости. Не раньше! Радость является социально значимой эмоцией, указывающей - в первую очередь - Вам, что "Все Ок", и несущей вовне метасообщение - "Все в порядке" и "Я иду общаться".
Время . Радость - эмоция мгновения. Т.е. эмоция Радости не может длиться долго. И в этом, ее прелесть. Радость фиксирует внимание на текущем моменте. Т.е. фиксирует время настоящем, на "здесь и сейчас". Т.е. находясь в эмоции Радости, впринципе, невозможно планировать будущее и анализировать прошлое. Для этого более подходят другие эмоции.
Информация . Эмоция Радости, субмодально делает значимым фон. Т.е. фигура становиться неразличима на фоне. Отчасти, это связанно с тем, что мыщцы вокруг глаз расслабляются и как следствие - зрение расфокусируется. МИр становиться обобщенным, и частности, детали на нем становятся размытыми, но красочными. Находясь в эмоции Радости, очень сложно оперировать деталями. Но зато становиться просто оперировать обобщениями.
Порядок и организация . Никакого порядка и процедур. Сплошные возможности. Эта эмоция, для творчества, для общения, для коммуникации. Решать задачи, находясь в эмоции Радость, можно лишь творческие, и тогда решение будет креативным. Любая организация и последовательность разом убъет Радость.

Test . Сходство. Сходство и наличие простроенных высоких ЛУ. Пожалуй, подробнее об этом, в следующей редакции.

Exit . Стереотип поведения человека, находящегося в эмоции Радости - расслабление и коммуникация. Эмоции служат для программирования опредленных стереотипов поведения. Можно сказать, что эмоции сужают доступный выбор поведения до одного. Можно сказать, что эмоции диктуют логику мышления и логику поведения. Логика поведения, диктуемая эмоцией Радость - расслабиться и по возможности активно пообщаться.

Социальная (выученная) эмоция Радость

Кроме искренней эмоции Радости, имеет смысл научиться различать социальную,т.е. выученную эмоцию "Радости". Некую эмблему, смайлик, которую люди с детства обучаются демонстрировать другим, в том случае, когда не происходит удовлетворение критерия, но человек сознательно хочет общаться или показать вовне, что "Все Ок".

Часто в деловых переговорах необходимо отличать и видеть нюансы в отображении этой эмоции, даже если она фальсифицирована и неискренняя, она все равно несет оттенки искренних эмоций, комментирующей, как нужно читать это выражение лица.

В момент фальсификации эмоций, лицо отображает одновременно несколько сигналов. Ту эмоцию, которую человек хочет показать , и свои собственные, искренние эмоции, которые он чувствует в данный момент . В момент фальсификации эмоции мозг проверяет истинность этой эмоции, на небольшое время, он временно переходит в состояние транса и человек, испытывающий естественную эмоцию , практически ее не осознает, но мозг, проверив добавляет свой коментарий. поэтому, в момент фальсификации (конструирования) эмоции, человеком сознательно формируется лицевой паттерн , который как он думает, характерен этой эмоции с небольшими дополнениями. Ведь его никто не учил, как правильно отображать эмоции. Точнее, его обучало то общество, в котром он воспитывался.

В следующей статье, я расскажу:


  • Как происходит обучение эмоции Радость;

  • С какими другими эмоциями, Радость вступает в союзы и что из этого получается;

Июнь 18th, 2013 Людмила

Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,

Если вам не в радость солнечный денёк –

Быстро в тир несите, фотки злых знакомых,

А потом с улыбкой нежно жмите… на курок!!! (шутка)

Сегодня я расскажу ещё об одной жизненно важной базовой эмоции – радости. Эту эмоцию большинство людей, как правило, испытывают с самого раннего детства. Я помню моменты, когда всё вокруг меня было удивительно красивым и я непроизвольно улыбалась, чувствуя, что вокруг меня такая красота. Я радовалась, когда меня гладила по голове мама. Я радовалась, когда с другими детьми мне удавалось заварить какую-нибудь совместную радостную кашу-малашу, когда мы играли, «ходили на ушах», шутили, хохотали, вспоминали свои веселые приключения… Я радовалась путешествиям, которые любили мои родители и брали в них меня с собой. Я радовалась, когда видела что-то новое и удивительное для меня. Я радовалась, когда могла искупаться в детском саду в бассейне, покататься на качельке, велике. Я радовалась, когда получала подарки, которые мне нравились, о которых я мечтала или которые делались дорогими для меня людьми. Я радовалась, когда жила у бабушки летом на Дону, в казачьей среде. Это была простая и радостная жизнь на земле, когда я вставала с рассветом, рвала с бабушкой смородину и видела, как удивительно красиво восходит солнце, окрашивая облака в разные цвета. Я радовалась, когда можно было бежать на речку, поймать рыбку, посидеть с друзьями у реки. В полуденный зной я радовалась, когда собирались семьи на крестьянский обед, простой и удивительно вкусный. Я радовалась возможности попить чаю из блюдца с сухариками из русской печи и твердым кусковым сахарком… Даже, когда я сейчас, спустя много лет, пишу эти слова – я улыбаюсь. На душе становится очень тепло и как-то по-особенному хорошо от этих приятных воспоминаний. Эти переживания легкости, беззаботности, комфорта, свободы, благополучия могут быть знакомы многим людям. Они и составляют суть радостного переживания обычного беззаботного ребенка.

Эмоция радости имеет очень важное социальное значение. Когда родители или значимые для ребенка взрослые, общаясь с ним, видят его радость, сами проявляют её, так может формироваться взаимная эмоциональная привязанность, незаменимая в построении чувства безопасности в окружающем ребёнка мире. Если маленький человечек знает, что его мама где-то рядом, что она всегда может прийти ему на помощь, то он обретает собственную уверенность, которая позволит ему нормально развиваться в дальнейшем и делать следующие шаги по жизненному пути. Таким образом, удовлетворяется потребность в безопасности, базовое доверие к окружающему миру, а это очень важно для любого человека.

Конечно, мои детские радости вполне доступны мне и сейчас. Однако в моей взрослой жизни я знаю и другие виды радости: ощущение себя красивой и любимой женщиной, женой, матерью, бабушкой, подругой, творческим человеком, частью своей семьи, частью коллектива коллег, частью чего-то большего… Я радуюсь, что я есть и, что есть другие люди, к которым я чувствую свою принадлежность. Я радуюсь тому, что живу в крае, в который влюблена очень давно. Радуюсь, что у меня есть близкие и любимые люди, есть дело, которое я выбрала для себя, есть мои смыслы жить, радоваться, любить…

Итак, радость – это положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении, переживании удовольствия, удовлетворенности от переживания себя или окружающего мира. Радость – это эмоция, поддерживающая процесс передачи важной и ценной собственности от человека в среду. Это процесс выделения из нашего организма в среду позитивной энергии. Чувство радости помогает поддерживать контакты и укрепляет отношения, оно также расширяет наши границы.

Конечно, радость – максимально, хотя и необязательно постоянно, желаемая нами эмоция. Она, чаще всего, является скорее побочным продуктом событий или определенных условий, чем результатом прямого стремления получить ее. Хотя активное состояние радости характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим. У этого чувства очень широкий спектр переживания эмоции. Так, например, от переживания возбужденной радости (восторга и ликования) может существенно отличаться тихая и спокойная радость (растроганность, умиление), а также есть и более напряженная радость, исполненная некоторой устремленности (радость страстной надежды, радость трепетного ожидания). Переживание эмоции радости обостряет нашу восприимчивость к окружающему нас миру, позволяет переживать наслаждение и восхищение от нашего соприкосновения с ним. Когда мы рады, мы скорее всего просто получаем удовольствие от красоты и гармонии того, с чем соприкасаемся, мы не стараемся ничего критиковать и переделывать, а просто нечто воспринимаем с удовольствием. И это переживание содержит в себе очень много энергии и силы. Это – переживание своеобразного расширения нашего «Я» вовне – это связь человека и внешнего мира, переживаемая как наша сопричастность и принадлежность к нему.


Обычно радость противопоставляется печали. Радующийся человек чувствует себя легко и непринужденно. Это переживание, как правило, эмоционально и энергетически очень заряжено. Вспомните, как могут прыгать от радости, плясать, хохотать и хлопать в ладоши и даже кувыркаться дети. И любой взрослый человек, радуясь, чувствует усиленную потребность в движении, некоторую внутреннюю вибрацию, может живо и активно двигаться, сильно жестикулировать. Его глаза могут блестеть, сверкать, принимать какое-то особенно сияющее выражение, сопровождающееся улыбкой и даже смехом. Есть даже такое выражение как «гореть от радости», когда радующемуся человеку становится весело, жарко, его кожа краснеет, появляется ощущение наполненности удовольствием, буквально «слюнки текут», а иногда случаются даже и слезы радости на глазах. Физиологи утверждают, что когда человек переживает чувство радости, то даже его внутренние органы наслаждаются – они лучше снабжаются кислородом, обмен веществ в них становится интенсивнее, так в них пульсирует сама жизнь. Переживания радости всегда полезны и благотворны для хорошего самочувствия и здоровья человека. Все системы в этот момент функционируют легко и свободно. Тело и разум находятся в расслабленном состоянии, некотором физиологическом покое, который в свою очередь, позволяет нашему организму восстановить силы, наполниться животворящей энергией. Многие люди, перенесшие опыт тяжелых заболеваний, свидетельствуют, что им очень важны были в процессе выздоровления радостные эмоции.

Сегодня очень часто на прием приходят люди, утратившие радость жизни. Они хотят вернуть себе возможность переживать это чувство, снова обрести контакт с радостью окружающего мира, построить баланс и найти гармонию своего бытия.


Радость может переживаться нами при излучении любви, передаче знаний, осуществлении заботы и принятии благодарности за нее, а также творческой агрессии. При переживании радости контакта дистанция между контактирующими сокращается, а контактирование наполняется энергией, насыщается.

Радость, поддерживающая процесс выделения, может иногда совсем не учитывать возможности среды по усваиванию выделяемого организмом в неё. Всем известно, что эмоция радости характеризуется некоторым нетерпением. Иногда она может носить несколько агрессивный характер. Человек буквально не может стоять на месте, строит тысячу проектов, хватается предпринимать различные действия, которые тут же оставляет и т.д. Радость у человека может быть вызвана появлением объекта его желаний. Например, ему сообщат о том, что он выиграл значительную сумму, или что он вскоре увидит того, кого он любит, хочет видеть, но давно не видел, соскучился по нему. И хотя объект его желания как бы неминуем, но ещё не здесь, но ещё – не его, от него его ещё отделяет некоторое время… В этом контексте радость может выступать как своеобразное магическое поведение, которое стремится посредством некоторого колдовства обладать желаемым объектом, стремится к мгновенной целостности с ним. Это поведение, которое может сопровождаться полной уверенностью, что обладание рано или поздно будет реализовано, но существует некоторый доминантный фокус этого возбуждения, стремящийся предвосхитить это обладание. Так, например, мужчина, которому женщина только что сказала, что она его любит, может от радости пуститься танцевать и даже петь. Поступая так, он буквально забывает о том, что важно быть может что-то предпринять, чтобы заслужить эту любовь и увеличить её, чтобы реализовать обладание желаемым объектом не спеша, шаг за шагом, используя различные мелкие детали поведения (улыбки, небольшие знаки внимания и т.д.), медленно и верно следуя своей цели. Он на некоторое время может даже как бы отворачиваться даже от любимой женщины, которая как живая реальность как раз и представляет полюс всех этих деликатных усилий и поступков. Он дает себе на некоторое время отсрочку; он предпримет все эти свои усилия позднее. А пока он словно обладает желаемым объектом магически, его мысли, его фантазии, его телесный танец, выражение лица могут мистически представлять обладание им.


Всегда, когда мы получаем объект, который любим, мы находим в обладании им покой и восторг, и мы чувствуем прилив радости. Нам хорошо и приятно.

В противоположность радующемуся печальный человек со своими медленными движениями, сгорбленным видом, осунувшимся лицом получает своеобразный отпечаток старости. Тогда как весёлый и радостный кажется юным даже по своим быстрым и сильным движениям, по своему смеху и громкой речи. Я описываю эффект, когда радость буквально на глазах может «молодить».

Важно помнить, что радость может быть агрессивной, если теряется обратная связь организм-среда. Например, родители могут от радости сгрести свое чадо в охапку, но не факт, что ему это понравится. Важно сохранять чувствительность к реакциям другого человека.

Ещё хотела бы отметить, что причина радости – в избытке, в переполнении чувствами от чего-то очень приятного. Поэтому она как бы изливается из человека наружу в среду.

Но ещё бывает и токсичная радость – это эйфория. Такое переживание часто встречается, когда человек в аффекте уже не способен адекватно переживать реальность. Для него всё существует только в розовом цвете, яркое и прекрасное. Это – пребывание только в одном полюсе бытия, отрыв от реальности, взлет иллюзорного восторга, чреватый падением в другой, но уже совершенно безрадостный полюс.

В заключении статьи мне хотелось бы напомнить вам о простой радости – радости человеческого бытия. Радуйтесь, что вы можете дышать, мыслить, чувствовать, осознавать, любить, творить, верить, надеяться и многое другое. Важно находить в жизни свою радость, мечтать о ней и стремиться к ней всем своим существом. Я думаю, Создавший нас желал нам радости. Представьте себя родителем: какими бы вам хотелось видеть своих детей? Радуйтесь мелочам, это совсем не означает, что вы не желаете большего. Просто радость – это неотъемлемая часть любви. А в этой жизни к любви тянется всё живое. «Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель – радость – вполне достойна жизни», — писал Лев Николаевич Толстой.

Дейл Карнеги же в свою очередь отмечал, что наше душевное спокойствие и ощущение радости зависит не от того, где мы, что у нас есть, и кто мы есть, а целиком определяются нашим умственным настроением. Думаю, что для кого-то — это так, а для кого-то – всё может быть как-то иначе. Но в эти предпраздничные дни я хочу пожелать вам радости, любви, счастья. И привести слова из песни Авраама Руссо:

«В жизни радости нет без грусти.

Без разлук не бывает встречи.

Если утро вдруг не наступит —

Ни за что не наступит вечер».

С уважением, Лилия Семёнова.

18.06.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Желать, ощущать радость свойственно каждому человеку. Жизнь в целом хорошая штука, а если она ещё и наполнена субъективным благополучием, радостью - то мы счастливы. Стремление к счастью остается для большинства основной целью.

Часто какое-либо событие, предмет вызывает чувство радости, но она остается лишь на короткое время. Как сказал Данте Алигьери в "Божественной комедии" ("Ад"): "Тот страждет высшей мукой, кто радостные помнит времена в несчастии". Не бывает удовольствия без боли, как не бывает радости без печали.

Радость - чувство удовольствия, восторга, комфорта, релаксации, внутреннего удовлетворения и счастья.

Радость - положительная эмоция. Различают несколько видов положительных эмоций. Основному измерению положительных эмоциональных состояний соответствуют чувство радости и экзальтация (эйфория). Результатом комбинации возбуждения и радости является смех, а также состояния счастливого, радостного возбуждения(М.Аргайл).

" РАДОСТЬ - веселье, услада, наслаждение, утеха, противоположна скорби, грусти, горю, печали и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая"(Владимир Даль).

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» - с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость /Википедия/.

Радость овладения
Психоаналитик Роберт Уайт (White,1959) предположил, что, начиная с младенчества, внутренее мотивированы к овладению окружающей средой, чтобы успешно воздействовать на мир людей и объектов или справиться с ним. Дети активно ищут встречи с вызовами окружающей среды, чтобы испытать радость овладения ими.
До 2-летнего возраста дети получают удовольствие от овладения вызовами окружающей среды, демонстрируя мотивацию совершенствования, о которой писал Уфйт (White,1959). Но они не привлекают к своим триумфам внимание других людей, т.е. не ищут одобрения. Кроме того, вместо того, чтобы расстраиваться в случае неудачи, они просто меняют цели и стараются овладеть другими игрушками. Дети этого возраста еще не оценивают результаты своей деятельности в соответствии с определенными стандартами, определяющими успех и неудачу (1,с.636).
Радость общения - это свободное проявление чувств: гнева, ревности и одновременно выражать любовь и нежность по мере того как они существуют в каждом партнере. Необходимо ободрить партнера, чтобы он следовал собственной дорогой к своему развитию - вот радость общения и любви. Это трудно достижимо и только для самых удачных пар возможно. В отношениях с партнером не должно быть давления требований заслуг и необходима способность в искренности.
4 составляющие близких отношений
1. Постоянное выполнение обязательств,
2. Выражение чувств
3 Специфических ролей - без оправдания ожиданий другого, вместо того, чтобы определить наши собственные. Каждый имеет право хранить молчание иначе есть возможность использования информации против себя самого.
4. Способность участвовать во внутренней жизни партнера (с.379-380)
Если человек располагает мудростью, оптимизмом, эмпатией, творческими способностями и жизнестойкостью то он несомненно радуется своей жизни
Литература:
1. Шэффер Д. Дети и подростки. СПб.: Питер, 2003.

Приятные и хорошие чувства удержать долго невозможно. Они появляются как результат и освобождение от какого-то стесняющего напряжения.
Радость - редко выпадающий успех, свобода от вины.
Радость -ощущение большого душевного удовлетворения. Плодом душевного удовлетворения являются любовь, радость, мир в сердце человека и вера в счастливое будущее.
Человеческое представление о радости заключается в том, чтобы быть счастливым насколько это возможно.
Список самых распространенных источников радости. Это:
* прием пищи;
* межличностные взаимосвязи и любовные отношения;
* физические упражнения и занятия спортом;
* успех и социальное одобрение;
* применение умений;
* музыка, другие виды искусства и религия;
* погода и окружающая природа;
* отдых и релаксация.
Кроме того, радостное событие часто содержит не один из указанных факторов, а несколько.
Все мы радуемся, когда приходит конец скорбям и страданиям. Нам всем дорога неомрачаемая радость в общении с близким, совершенным и благословенным человеком.
Люди, дух которых сломлен и наполнен всевозможными страхами всегда находятся в напряженном состоянии и ощущении ужасающего унижения и отверженности. Хроническое напряжение, ригидность препятствует приятным и хорошим чувствам и ведет к отказу от позитивного самопознания и радости.
А.Лоуэн в своей книге "Радость" пишет, что радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость. Чувства подобны погоде, бываю изменчивы. В какой-то момент мы можем быть обозлены, потом полны любви, а ещё позже начать плакать. Подавление чувств влечет за собой снижение жизненной силы, положительного возбуждения.
Но, есть личности не испытывающие опыт переживания радости - это нарциссические индивиды.
Нарциссические индивиды отторгают чувства и не испытывают стыда или вины, они не способны также почувствовать и любовь. Эти индивиды кажутся лишенными всяких запретов и совершенно свободными в своем поведении, но вся эта их свобода - чисто внешняя, а не внутренняя, и она проявляется лишь в действиях и поступках, а не в чувствах. Они проживают жизнь полную коварства, манипулирования и самообмана.
Спасение этих личностей заключается в отказе от собственного эготизма, обязать себя вести моральную жизнь. Человеку предстоит открыть самого себя вместе с психологом-помощником и подвергнуться психологическому консультированию. Такой человек, если решится погрузится в этот темный мир отчаяния, мучения, мании - получит поддержку и поощрение от психолога.
Позитивные эмоции, удовлетворенность жизнью, душевный покой, интерес, восторг, увлеченность, довольство всё это составляющая счастья. Радость и счастье является субъективным показателем, который зависит от внутренних впечатлений, переживаний и ощущений, возникающих вследствие непосредственного знакомства с предметом внутренних изменений со своей жизнью, внутреннего мнения и сложившегося настроения в моменты обращения к данным предметам, людям, явлениям в окружающем мире и своей жизни (М.Аргайл,2003).
Без радости и счастья, интереса - жизнь не является полноценной, так как в них предполагается уверенность человека в достижении её смысла. Радостное эмоциональное состояние и наличие смысла существования рождает позитивную жизненную установку.
Литература:
Лоуэн А. Радость. Минск: "Попурри", 2009.

Радость

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Радость - одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.
Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» - с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.
Радость в культуре
В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия - вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» - «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» - первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten - «радоваться» и «хотеть»). С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием.
Радость в религии
В. М. Васнецов. Радость праведных о Господе
В Евангелиях радость упоминается в связи сблаговестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):
Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!
В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22
Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства.
Радость, как один из основных атрибутов божества и религиозного чувства, рассматривается и вне христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Александр Блок, 1905 год
Примечания

Чувство
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo
В широком смысле слова, чувства - это все то, что противопоставлено рациональному началу в человеке, все, что относится к аффективной сфере: чувства, эмоции, настроения, желания и потребности. Однако в более узком значении чувства отличают от эмоций, настроений, потребностей и пр., определяя чувства как эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.
Описать это трудно, но стоит попробовать...
Чувство - это жизнь тела. Чувства - живые и теплые, и внимание к чувствам - это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела - это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь - это движение, а чувство - это переживание энергии тела.
Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть... Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство - это тело. Это погружение в жизнь тела.
Если же переходить на более строгий язык, то чувство - целостный комплекс ощущений, в более узком значении - эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.
Впрочем, что только не называют чувствами! Почти все разновидности мышления, если только они выходят за рамки дискурсивного (осознанного, речевого, четко простроенного) мышления - все это относят к чувствам. К чувствам удивительным образом относят деятельность сценарийного мышления и мышление образно-ассоциативное, относят интуицию и просто смутное, малосвязное мышление, относят привычку действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к человеку мысли...
Виды чувств
К чувствам относят и физические ощущения (ощущение прикосновения или ощущение холода - так называемые внешние чувства), и эмоциональные, внутренние чувства(чувство радости или печали, чувство страха, чувство гордости или чувство любви).
В дальнейшем, по умолчанию, под "просто чувствами" мы будем иметь в виду внутренние, эмоциональные чувства.
Внешние чувства в академической психологии чаще называются восприятиями (первичными восприятиями) и изучаются в соответствующем разделе, разделе восприятия человеком окружающего мира. Внешние чувства рассказывают нам о внешнем мире, внутренние чувства - о состояниях нашего тела. Внутренние чувства в академической психологии исследованы мало, при этом они исключительно популярны в области практической психологии и еще более в человеческой жизни, где их называют просто - чувства.
Если вы где-то в книге читаете о чувствах, вы можете быть уверены - автор имеет в виду внутренние чувства. Если молодой человек рассказывают о своих чувствах девушке, он рассказывает ей не об особенностях своего восприятия внешнего мира, он рассказывает ей не о своих внешних, а о своих внутренних чувствах.
С точки зрения науки, внутренние чувства сообщают нам в первую очередь о готовности нашего организма к той или иной деятельности или взаимодействию. Для гуманитариев внутренние чувства - это язык, на котором говорит наша душа. См.→
Чувства и внимание
Чувства вызываются теми или иными событиями, но что мы увидим как события, во многом зависит от направленности нашего внимания. Направленность внимания, точнее - обращенность внимания вовне или в себя, - главный момент, определяющий возникновения внешних или внутренних чувств.
Чувство и знание
Чувства в сравнении с знанием являются первичной информацией. Чувства содержат в себе более полную и объемную информацию, чем знание, но то, что содержатся в чувствах - еще не переработано, не осмыслено, легко может потеряться и легко может неверно проинтерпретировано. Знание - это выжимка из чувств, готовый продукт из полуфабрикатов (чувств)
Не называйте чувствами то, что чувствами не является
Автор: Н.И. Козлов
Что только не называют чувствами! Почти все разновидности мышления, если только они выходят за рамки дискурсивного (осознанного, речевого, четко простроенного) мышления - все это относят к чувствам. К чувствам удивительным образом относят деятельность сценарийного мышления и мышление образно-ассоциативное, относят интуицию и просто смутное, малосвязное мышление, относят привычку действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к человеку мысли...
Человек с развитым сценарийным мышлением, просто глядя на ситуацию и представляя ее возможные развороты, знает заранее: "Так пойдет, а так нет". Сценарийное мышление основывается на богатом жизненном опыте и внимательности к людям, но на вопрос: "Откуда вы все это знаете?" - развернутых ответов обычно не бывает, чаще звучит: "Я это вижу, я это чувствую". Как обыденное словоупотребление, это простительно, но при внимательном отношении к терминологии говорить о чувствах здесь нельзя.
Опытный человек может придти к мгновенному решению, только взглянув на ситуацию. Ничего выходящего за рамки мыслительной деятельности здесь нет, это умение развивается у любого опытного и мыслящего человека. Достаточно общепринято подобное свернутое, бессознательное рассуждение называть интуицией. Но относить это к деятельности чувств, называть это "своим внутренним чувством" - также безосновательно.
Использование образно-ассоциативного мышления в обычном словоупотреблении также именуют не мышлением, а чувством. Участникам тренинга предлагается упражнение на ассоциативное мышление, задача сказать, какой человек напоминает какого животного. При этом на вопрос: "Почему вам кажется, что этот мужчина похож на медведя, а эта девушка на лису?" обычно следует ответ: "Я это чувствую".
Что здесь можно сказать? Люди склонны объяснять "своим чувством" все, действие чего в себе они не понимают. И чем меньше человек в себе не понимает, тем чаще он говорит о своих чувствах...
Особенно это характерно для девушек ровно в связи с тем, что им нравится находить в себе чувства и нравится о своих чувствах говорить.
Если девушка задумалась, если ей что-то показалось, то даже если четкой логики в своих рассуждениях она не видит, она всегда может сказать "Я чувствую". Признаваться в том, что толком не подумала и обосновать свои выводы нечем - не приятно, и многие люди свое смутное, малосвязаннное мышление называют своими "чувствами".
Это особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Если верить во-что приятно, тем более если человек находит в этом какую-то внутреннюю выгоду (это защищает от ненужных вопросов и дает внутреннее спокойствие), можно назвать своим чувством все что угодно и обосновать своими чувствами любое свое решение и склонность, свои капризы, слабости и глупости.
Человек опоздал на самолет, а позже узнал, что улетевший без него самолет - разбился. Традиционное объяснение: "Это мне подсказало сердце, именно поэтому я не торопился и опоздал".
Бывает, что люди действуют импульсивно: яркое событие привлекло внимание, в теле сработал рефлекс или эмоциональные якоря... Если кто-то разрешает себе действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к нему мысли или вообще без мыслей, то объясняя такие свои действии, люди склонны также ссылаться на пришедшее к ним чувство. Если подобная импульсивность привела к неприятностям, можно вздохнуть и назвать происшедшее своей импульсивностью. Если же импульсивная реакция оказалась кстати, приятнее увериться в том, что это «чувство подсказывает быстро и безошибочно», далее для обоснования вспоминая только уместные случаи...
Умный человек найдет подсказки во всем: и в действиях окружающих, и в состоянии своего тела, и в перемене погоды, но это действия его мышления, а не окружающих, тела или погоды. Верно или не верно, но человеку подсказывает только его мышление, хотя бы и в склейке с чувствами, в упаковке из чувств или сопровождаемое чувствами. О каких-либо важных "сообщениях", эксклюзивно находящихся именно в чувствах, передающихся именно с помощью чувств - похоже, оснований говорить нет.

Радость
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/radost
Радость - ресурсное развлечение. Радость - одна из главных ценностей для ребенка и важный расходный материал для деятеля. По затратам энергии: если стала привычкой - абсолютно незатратное и может быть естественным, фоновым эмоциональным состоянием.
Как узнается радость? Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе. Вы это умеете?
Как делается радость? Самое главное, что радость - делается. Конечно, бывает, что радость приходит к нам сама, и это здорово, но когда она сама прилетать не торопится, бодрые люди умеют создавать ее самостоятельно. Зачем? Потому что с радостью жить веселее. И для того, чтобы было чем порадовать тех, кого мы любим.
Радость, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими:
Внутренним текстом. "Рад видеть!".
Рисунком тела. Брови и лоб спокойные, Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки.
Картинкой-ситуацией. Встреча хороших знакомых. Милая беседа в кафешке обо всем на свете.
О радости и людях

Материалhttp://www.liveinternet.ru/community/2731268/post...
Радость - главная потребность. Если человек не позволяет себе радоваться, это все равно, как если бы он держал себя без сна или еды…Радость рождается от вовлеченности в интересный и непредсказуемый процесс: ух ты, что сейчас будет! Драйв! Адреналин! …Радость - это не «делу время - потехе час». Потеха - это важное дело. Она должна присутствовать в жизни человека, причем в большом количестве. Иначе он скуксится. Радость переживается в теле. Это ж физиология! …Жить без радости - не нормально. Патология это. Ты сейчас не радуешься? Значит, живешь не своей жизнью. И уже пора что-то с этим делать. Что-то менять! …Ощущение радости - это показатель правильности выбранной жизни.