Вы творческая натура? Значит, вам необходимы песочные часы. Творческая натура

Это не простой вопрос при всей очевидности, что творческие люди, как говорят, «не такие как все». Они выделяются не только особым складом ума, но и вообще своими жизненными историями. Именно поэтому и существует серия книг ЖЗЛ, в которых нам интересны эти необычные жизненные истории. Но эти люди выделяются не только на фоне людей обычных, с обычными целями выживания или улучшения качества жизни.

Даже среди людей с развитым интеллектом и обширными знаниями в той или иной области, тоже можно выделить людей творческих и нет. Кроме этого, в описании творческой личности не избежать парадоксов. Например, творческой личности свойственна способность к игре, но в тоже время это не исключает строгость и ответственность в работе.

ТЧ (творческий человек) может уметь феноменально расслабляться, но в тоже время демонстрировать необыкновенное упорство и трудолюбие в работе.
М.Чиксентмихайи

Поэтому далее мы будем говорить об эксклюзивных свойствах творческой личности, присущих только ей. (Например, способность к длительной концентрации, высокая самоорганизация, развитый интеллект присущи и энциклопедисту тоже, а не только ТЧ, поэтому мы о них не говорим).

Итак, что же все - таки выделяет творческую личность?

Во-первых, следующие свойства мышления:

  • Любознательность и инициативность (активность мышления, широта воззрений, быстрый старт к увлеченности объектом исследований, цепкость мышления, способность к генерации множества идей).
  • Гибкость и оригинальность мышления (уклонение от норм, апатия ко всему автоматическому, схематическому, заранее предвиденному в отношении результата, высокая мотивация к творческим поискам).
  • Черты детскости (способность полностью поглощаться процессом работы, наличие фантазии, выдумки, наивность, доверчивость, преданность своему делу, способность к игре).

Во-вторых, качества личностные:

  • Личностный антицентризм (при всех своих успехах не ставит себя в центр мироздания, простота в общении, допускает возможность ошибочности своих некоторых взглядов, отказывается от любых искусственных способов придания значимости своему «Я», способность к полному «забыванию» своего личностного «Я» в моменты творчества).
  • Нонконформизм (не придает материальному аспекту первостепенное значение, независимость в суждениях, смелость взглядов, способность сопротивляться «общей атмосфере»).
  • Перфекционизм (желание доводить результаты работы до уровня совершенства, высокая эстетическая чувствительность, чувство стиля, чувство формы, тяга к «прекрасному»).
  • Развитое чувство юмора (способность посмеяться над собой - самоирония).

В-третьих, качества душевные:

  • Впечатлительность
  • Восприимчивость
  • Влюбчивость

Эти вышеперечисленные свойства помогут определить творческую натуру. Если человек открыт к новому, если он не боится изменений, если он обладает способностями к творческому мышлению и не переоценивает себя, если он показывает средние результаты в работе шаблонной и стремится к работе творческой, знайте, что вы имеете дело с потенциально творческой личностью.

Многое нам дано с детства, от природы. Наверное, поэтому, так часто людей творческих, гениев сравнивают с детьми, находя в них черты, которые «не умерли» с годами.

Воздействие системы образования и воспитания на креативность - отдельная тема. В этой связи только хочется сказать, что постепенно доверие к интеллекту, как к единственному значимому фактору развития личности, становится не таким уж высоким, как раньше. В своей книге «Будущее за правым полушарием » Д. Пинк пишет о новом времени, которое уже набирает ход, где важность интуиции, эмоционального интеллекта, творческого подхода при решении задач, не уступают важности высокого IQ.

Те качества, которыми мы пренебрегали раньше, которые считали чем-то легкомысленным: умение изобретать, сопереживать, веселиться, искать смысл жизни- все сильнее будут влиять на то, кто станет победителем, в новых условиях концептуального века .

Удачи и творческих успехов!

Любови Андреевне Арсентьевой посвящается

Жила была на свете Ручка. Самая обыкновенная шариковая Ручка со сменными стерженьками. Появилась она на свет со своими сестрами ручками на пластмассовом заводе, лежала с ними вместе в коробке. То ли звезды как-то выстроились в особый астрологический ряд, то ли сменщица Любаша, легкомысленно улыбнувшись, подумала об электрике Петьке, проходившем мимо, но наша Ручка выплавилась из общей формы с романтической душой и творческой натурой.
- Ах, - подумала новорожденная, - как прекрасен этот мир и я прекрасна! Мне так хочется написать своим тоненьким стерженьком что-то необыкновенно воздушное и творчески талантливое. Я способна на это!
- Там, за окном нашего завода существует огромный мир, - рассказывала новорожденным ручка учетчицы Лизы. Хозяйка часто забирала ее с собой, унося в дамской сумочке, и лизина ручка видела много интересного в той, другой жизни. – У вас у всех будут свои хозяева и свои записи. Кто-то оставит о себе большой след, кто-то испишется на мелочи. У каждой своя судьба.
- У меня будет самое интересное будущее, - подумала наша романтическая натура, и с большим чувством уснула в коробке среди своих подружек.
Проснулась она оттого, что в коробку попал яркий свет, и она увидела огромный магазин, освещенный большими люстрами на лепном потолке. Все ручки выложили на большой красивый белый прилавок. Рядом с ними лежали легкомысленные записные книжки, солидные дневники и трепетные тетради. Это был магазин «Детский мир». Наступал новый учебный год, и школьники раскупали новенькие ручки и засовывали их в новенькие ранцы. И наша Ручка готовилась поменять скучный прилавок на веселый и яркий портфель, но судьба приготовила ей неожиданный сюрприз. Нашу ручку купила толстая и строгая покупательница. Каково было разочарование нашей романтической натуры, когда она оказалась на столе своей хозяйки, главного бухгалтера большого предприятия. Ежедневно ее маленький трепетный стержень писал нескончаемые столбики цифр, уравнивал дебет и кредит, и сотню раз, не меньше, подписывал бумаги твердым и непреклонным почерком своей хозяйки. Ручка не раз принималась плакать, испытывая тоску от своего невыраженного творческого потенциала, и не знала, что же делать. Все предметы на столе бухгалтера лежали в строгом и молчаливом порядке, никто не поддерживал новую соседку, а прямолинейная стопка бумаги даже осуждала ее.
- Ах, так, - подумала Ручка, - ну задам я вам всем! – И однажды ранним весенним утром на бухгалтерском отчете вместо непреклонной подписи своей хозяйки она написала легкомысленный стих о любви. Что тут началось! Хозяйку вызвал к себе в кабинет директор. Пришла она оттуда красная и, сердито сопя, выбросила нашу Ручку в мусорную корзину.
- Ну, все-таки перемена жизни, - подумала Ручка. - Я просто так сдаваться не собираюсь. – И она выкатилась из корзины на пол.
- Какая красивая ручка, - подумала уборщица, убирая вечером мусор. – У моей дочки как раз закончился стержень, а зарплата еще нескоро. На столе еще много ручек. Отнесу эту своей Иринке, будет ей с чем в школу ходить.
Так наша ручка поменяла свой дом, но не очень-то обрадовалась этому. Ее новая хозяйка девчонка Иринка была капризным ребенком, учиться не хотела, писать в тетрадках не любила, все время хныкала и требовала конфеты. Новой ручке она совсем не обрадовалась, но в школу взяла.
- Боже мой, в какой дурдом я попала, - подумала Ручка, испуганно высовывая свой тоненький кончик из иринкиного портфеля. По коридорам огромного дома, который назывался «Школа», носились толпы оголтелых ребятишек, швыряли друг в друга бумажки, резинки, и, что самое страшное, обломки таких же, как она, ручек. – Я не хочу такой судьбы, я творческая и нервная натура! Мне «Школа» противопоказана!
Когда Иринка вечером возвращалась домой, наша Ручка выпрыгнула на асфальт и осталась лежать, с творческим нетерпением ожидая что же будет. Нет, она уже не такая дурочка! Она теперь сама выберет себе хозяйку! Наша Ручка стала разглядывать проходящих мимо людей. Для прохожих со злыми лицами и капризных детей Ручка старалась быть незаметной, для улыбающихся и веселых прохожих она выкатывалась на мостовую. Вот уже стало темнеть, пошел дождь, Ручке стало холодно.
- Неужели я так и умру на улице! А как же моя творческая натура?
Ручка снова заплакала от такой безысходности. Она вспомнила своих сестер, уютную коробку и улыбнулась так, как улыбалась сменщица Любаша, глядя на электрика Петьку. Тут звезды снова встали в необычный астрологический ряд, и в этот момент рядом с ручкой что-то громко звякнуло. Из дамской сумки выпала связка ключей, и над ручкой наклонилась уставшая женщина.
- Каждый раз, когда я, смертельно уставшая, иду домой, ключи стараются выпасть из сумки и мне приходится их искать в темноте, – проворчала женщина и вместе с ключами подобрала с земли и нашу ручку.
- Что это? Ручка! Я как раз забыла свою на работе, а мне еще нужно за ночь написать два сценария. – Женщина положила ручку вместе с ключами в сумочку и пошла домой.
- Она все время ворчит, когда мы падаем на землю, - проворчали старые квартирные ключи. – Мы уже много лет живем с Любовью Андреевной и видим, как мало она бывает на свежем воздухе, все время работает и работает. Мы специально задерживаем ее на улице, чтобы она чуть подольше подышала кислородом, а то здоровье у нее уже ослабло от бесконечной работы.
- Если даже ключи заботятся о своей хозяйке, то кто же она такая? – подумала Ручка, но тут вместе с ключами ее вынули из сумки и положили на письменный стол. На столе лежали горы исписанных бумаг.
- Неужели снова бухгалтерша? Нет, я этого не вынесу, - наша творческая натура была готова снова заплакать. Но тут хозяйка села за стол и начала писать. Маленький тоненький стерженек Ручки выводил сценарий концерта, следом за ним на бумаге появился порядок выступления артистов на площади города. На маленьких записочках выписывались стихи и реплики для будущих задумок и мероприятий. Всю ночь они трудились вдвоем, а под утро хозяйка уснула, положив голову на стол и нашу Ручку. Ручка старалась не шевелиться, чтобы не потревожить сон своей новой хозяйки. Она нашла свою судьбу и, счастливая, улыбалась, думая о новых творческих планах. Все предметы, лежащие на столе и находящиеся в комнате, одобряли ее поступок. Стопки бумаги, старенькая настольная лампа, стакан с недопитым чаем, карандаши и ластики приняли новую подружку в свою семью и все вместе с нетерпением ожидали, когда хозяйка проснется, и они с радостью будут помогать Любови Андреевне в ее творческих планах!

Нет, не любить их можно и просто из зависти - талантливые люди зачастую успешны в карьере. Однако с талантом обычно ассоциируют положительные черты характера - чуткость к другим, способность понимать, желание сделать жизнь окружающих ярче. Увы, креативным натурам свойственно не только хорошее: исследования психологов показали, что есть ряд неприятных качеств, которыми одаренные индивиды обладают чаще, чем среднестатистический человек.

1. Творческие люди лгут охотнее и изощреннее

2. При этом они еще и недоверчивы!

Парадокс: при том, что творческие люди сами любят лгать и прекрасно распознают ложь других, они отличаются повышенной недоверчивостью. Психологи, установившие этот факт, считают, что недоверчивость не является случайным спутником талантливой натуры: она - ее суть. Дело в том, что в основе креативного мышления лежит способность подвергать сомнению то, что кажется другим людям давно решенным вопросом, имеющим один-единственный ответ. Одаренные люди мыслят по принципу «а что, если...» - они способны нестандартным образом использовать обыденные предметы, находить неожиданные черты у явлений, которые считаются хорошо изученными, смотреть на ситуацию с неожиданных точек зрения. Впрочем, исследователи установили, что недоверчивостью отличаются в основном те из творческих людей, которые не являются публичными фигурами, - а вот те, кто по своему роду занятий вынужден постоянно прибегать к самопрезентации, не могут позволить себе такой роскоши, как недоверие к другим, - напротив, они должны увлекать окружающих своими идеями и инициативами, а без веры в окружающих это невозможно**.

3. Одаренные натуры зачастую нахальны

С характерным для талантливых личностей моральным релятивизмом связано еще одно неприятное качество - нахальство. Исследователи анализировали характеры 1304 добровольцев по шестимерной личностной модели HEXACO, одна из шкал которого посвящена оценке таких качеств, как искренность, справедливость, щедрость и скромность. После этого все добровольцы должны были решить несколько тестов, позволяющих оценить их креативность. Выяснилось, что у самых одаренных были минимальные показатели по всем из упомянутых качеств. Особенно не хватало им скромности - как утверждают исследователи, одаренные люди лучше других осведомлены о своих талантах и, как правило, необычайно высокого мнения о себе. Другим любопытным результатом исследования стало то, что между креативными и обычными людьми не оказалось существенной разницы в проявлениях ряда качеств, традиционно ассоциируемых с одаренностью, - терпимости, готовности к диалогу, мягкости, доброты и т. п. Зато талантливые обнаружили куда более высокие показатели по уровню открытости для новых впечатлений и экспериментов***.

4. Творческие личности чаще страдают от клинической депрессии

Одаренный человек - не слишком хороший товарищ не только потому, что склонен ко лжи: у него вдобавок часто бывает плохое настроение. Более того, талантливые легко впадают в депрессию и выходят из нее куда тяжелее. Каждый образованный человек без труда вспомнит имена писателей и художников, в чьем творчестве легко обнаружить панические нотки, но с большим удивлением узнает о том, что современный психолог обнаружил бы повышенную склонность к депрессии не только у таких авторов, как Эрнест Хемингуэй или Вирджиния Вульф, но даже и у тех, чье творчество отмечено верой в Бога и надеждой на лучшее, - например, у Чарльза Диккенса и Льва Толстого. Подвержены творческие люди и большому числу различных фобий: например, Эдгар По и Николай Гоголь страдали одинаковым страхом - быть похороненными заживо. Шведские психологи решили проверить, не является ли связь между талантом и депрессивностью всего лишь расхожим стереотипом, и воспользовались для этого данными 1,2 миллионов пациентов психиатрических клиник и их родственников. Карточки пациентов включали упоминание их профессий, и психологи без труда составили статистику по распространенности среди представителей того или иного рода занятий различных психических недугов. Выяснилось, что работники творческих профессий - в частности, писатели, фотографы и танцоры, гораздо чаще страдают тяжелыми заболеваниями - так, у них на 8% чаще, чем у других людей, диагностировалось биполярное аффективное расстройство личности. Кроме того, например, писатели на целых 121% чаще страдают от условий своей жизни, чем рядовые обыватели, и почти на 50% сильнее склонны к самоубийству. Тот факт, что и среди родственников представителей творческих профессий психические недуги (шизофрения, аутизм, биполярное расстройство и даже анорексия) встречались чаще, чем среди прочих людей, позволил ученым сделать еще один важный вывод: и способность к творчеству, и упомянутые расстройства во многом обусловлены генетикой.

*J. Walczyka et al. «The Creativity of Lying: Divergent Thinking and Ideational Correlates of the Resolution of Social Dilemmas». Creativity Research Journal, 2008.

** J. Mayer, T. Mussweiler «Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity». Journal of Personality and Social Psychology, 2011.

*** P. Silvia et al. «Cantankerous creativity: Honesty–Humility, Agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement». Personality and Individual Differences, 2011.

**** S. Kyaga et al. «Mental illness, suicide and creativity: 40-year prospective total population study». Journal of Psychiatric Research. 2013.

Встречались ли в вашей жизни люди творческой натуры, очень хрупкой, ранимой и такой хрустальной, которая может разбиться от одного прикасания этого странного, страшного мира? Скорее всего, встречались. Ну и как вам? Вы анализировали их? Всматривались в глаза? Пытались узнать, что творится у них в голове? Да, несомненно. Хочу рассказать вам про одну такую девушку.

Несколько лет назад я встретил одну девушку. Она была очень странной и уставшей. Кожа была сера, глаза красны и опухши с синяками, которые оставила бессонница, но они были ярко-зеленого цвета, как листики березки под лучами солнца, губы такие… Кровавые, обкусанные. Она была, довольно, росла, но худа, и было заметно, что ей не очень просто передвигаться. Ее сковывала боль, причем очень сильная. Одежда была черна, будто, она едет на чьи-то похороны или поминки. Я увидел ее в грязном автобусе, в котором и сам ехал по делам, она сидела на самом последнем месте и, смотря в окно, что-то рисовала в небольшом блокнотике на пружине. Как только я взглянул на нее, у меня появилось огромное желание обнять ее и чем-то помочь, ведь вид у нее был очень плачевен и вот, будто, она сейчас расплачется. Так я разглядывал ее несколько десятков минут, пока водитель не остановил автобус на нужной остановке и она, быстро собравшись, вышла. Я еще долго проигрывал в своей голове ее образ и не мог остановиться. Она вызывала у меня неподдельный интерес. Ее притяжение и аура была очень сильна для меня.

С того момента прошел месяц-полтора, и я, было уж, забыл ее, но жизнь заставила напомнить…

Придя на одну из выставок картин какого-то малоизвестного художника я вновь увидел ее. Все тот же взгляд, те же губы, та кожа и тело, на котором черная, как пустота космоса, одежда. Я подошел к ней и очень стеснительно познакомился. Не люблю эти натянутые и изъезженные вопросы, типа: «как дела? », «как самочувствие? », ведь было и так видно, что дела идут не очень, а самочувствие оставляет желать лучшего, поэтому я пригласил ее погулять в один из многочисленных зеленых парков нашего городка. Встреча была назначена где-то в шесть вечера, но я пришел пораньше, все боялся опоздать. Прогуливаясь по парку, мы о многом разговаривали. Я многое узнал о ней. Ее основной деятельностью была- писательская. Она писала небольшие депрессивные рассказы, как раз по ее состоянию, выпустила несколько книг. Я до сих пор помню ее голос и легкую улыбку, которая проступала непринужденно во время нашего разговора. Так как я был очень чувствителен к настроениям других людей, я заметил, она была в депрессии. Да, может прозвучать очень громко и преждевременно, но все же, ее состояние простым плохим настроением назвать было нельзя. Узнав ее лучше, я понял, у нее очень ранимая и восприимчивая душа, которая может рассыпаться на кусочки при одном необдуманном прикосновении человека. Если представлять ее душу в виде картины, то можно описать примерно так:

«Все туманно и незначительно, но тут же присутствуют очень яркие цвета и живут бок о бок с темнотой и небытием, которые подкрепляются тоской, которая растет и растет с каждым днем. Представьте огромное пространство, поле, с зеленой травой и очень красными маками, его огораживают высочайшие березки, ивы и дубы, а рядом находится небольшое черное озеро, которое с каждым дождем из ее слез растет. » Она с легкостью переносит физическую боль. Часто, моральную превращает в физическую. Ей так проще. Было.

Недавно я узнал, что ее не стало. Она находилась в депрессии несколько лет и не выдержала. Говорят, что на ее похороны практически никто не пришел, и это грустно, ведь она была поистине замечательным, добрым и открытым человеком.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.