Глухой - не значит изгой. Факторы риска у детской с тугоухостью

Слух — важная составляющая в развитии ребёнка. В том числе от него зависит, сумеет ли малыш усвоить необходимые для жизни знания, умения, навыки, созреет ли абстрактно-логическое мышление. Полная глухота у детей встречается редко. Как правило, сохраняется остаточный слух. Чаще возникает тугоухость , при которой возможно распознание громкой речи: слух утрачивается частично.

Если вы обнаружили проблемы со слуховым восприятием у ребёнка, незамедлительно обратитесь к врачу. Доктор определит причины и подберёт подходящее лечение.

Признаки глухоты заметны без каких-либо специальных приборов, начиная с рождения ребёнка. Обратите внимание на тревожные симптомы:

  • новорождённый не пугается, не вздрагивает от внезапного громкого шума, не замирает, когда слышит голос;
  • до полугодовалого возраста ребёнок не открывает широко глаза при неожиданном громком звуке;
  • ребёнок в возрасте 4 месяцев не находит источник шума, не поворачивает голову в сторону звука, не появляется гуление;
  • до 5 месяцев не возникает лепет;
  • не реагирует на своё имя после 5 месяцев;
  • к 8 — 10 месяцем малыш не произносит слоги;
  • не говорит простые слова к годовалому возрасту;
  • ребёнок часто переспрашивает, подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать (к телевизору, радио, игрушке).

Причины

Причины можно разделить на три группы:

  • наследственные . Глухота возникает из-за нарушения в хромосомах, передающихся с генами от родителя к ребёнку;
  • врождённые . Врождённая глухота появляется при воздействии неблагоприятных факторов на плод во время беременности матери (принятие алкоголя, наркотиков, определённых медикаментов, курение, недостаток веса плода, инфекционные болезни беременной) или повреждения при родах (наложение щипцов, гипоксия);
  • приобретённые . Сюда относят травмы (механические, долгое воздействие шума) и болезни ушей (корь , менингит , паротит, отит), перенесённые после рождения.

Многие родители не задумываются о том, почему рождаются дети со слуховыми нарушениями, и что делать во избежание проблем. Учитывайте причины глухоты. Откажитесь от вредных привычек и самолечения, наблюдайтесь у акушера-гинеколога во время беременности.

Степени снижение слуха

Человек теряет слух частично (тугоухость) или полностью (глухота). В первом случае он распознаёт громкую разговорную речь. При глухоте усиление звука не влияет на разборчивость сказанного. Выделяют 4 степени тугоухости. Они различаются расстоянием, на котором человек слышит обычную и шёпотную речь.

  1. Для первой степени это 3 — 6 и 1 — 3 метра соответственно. Расстройство проявляется в том, что ребёнок часто переспрашивает, не понимает сказанного в шумной обстановке.
  2. Для второй — 4 метра. Человек понимает шёпотную речь, произнесённую возле уха. Родители замечают, что малыш избегает контакта, на вопросы и просьбы отвечает односложно. Речевое развитие запаздывает, словарный запас бедный, слова произносятся с ошибками.
  3. Для третьей — 1 метр. Шёпот не распознаётся. Малыш не пытается говорить, игнорирует обращения.
  4. Для четвёртой — крик у уха. Собственной речи нет. Данное состояние граничит с глухотой. Однако, в отличие от последней, тугоухость 4 степени поддаётся лечению.

При глухоте человек слышит звуковые колебания силой свыше 91 децибела при норме от 0 до 25 дБ. Степеней глухоты не выделяют.

Глухонемота

Следует различать понятия «глухие» и «глухонемые». Глухота не предполагает немоту. Отсутствие речи при глухонемоте обусловлено нарушениями слухового восприятия и речевого аппарата (поражения голосовых связок, нёба, языка и другое). В специальных детских садах и школах глухих людей учат пользоваться голосом и чтением по губам для общения, помимо изучения языка жестов. При этом глухонемота бывает:

  • врождённая . Если малыш родился глухим, то без специального обучения он останется немым;
  • приобретённая . При потере слуха после обретения речи ребёнок постепенно перестаёт разговаривать.

Диагностика

Для диагностики детей раннего возраста применяют аудиометрию, предложенную малышу в виде игры (игрушки и картинки со звуком). Наблюдают за фиксацией на источниках звука, находящихся на определённом расстоянии друг от друга. Отмечают, вырабатывается ли условный рефлекс на звук при предъявлении определённых изображений. Используют аппаратные методы, регистрирующие вызванные слуховые потенциалы.

Лечение

Вылечить глухоту невозможно. При остаточном слухе применяют:

  • препараты для улучшения кровоснабжения, обмена веществ, проведения нервных импульсов в ухе и головном мозге;
  • звукоусиливающие аппараты;
  • установку кохлеарного импланта. Операцию необходимо делать, если ребёнок воспринимает звуки громкостью ниже 80 дБ.

Тугоухость у любого ребенка — не повод сдаваться. Полную потерю слуха при повреждении или недоразвитии слухового анализатора вылечить невозможно. Обратите внимание на признаки поражения и обратитесь к врачу при их наличии. Доктор выявит причины нарушения и назначит индивидуальное лечение. Сурдопедагоги в детском саду и школе для глухих и слабослышащих научат ребёнка использовать голос и чтение по губам для общения.

Введение

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого - главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в школе как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.

Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. В связи с изложенным возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха.

В дефектологии есть такой раздел, как сурдопедагогика (от лат. Surdo — глухой) - наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Сурдопедагогика развивается на основе принципов общей педагогики. Исходя из психофизиологических и педагогических особенностей детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает систему специального воспитания и обучения, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений. Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих. Сурдопедагогика тесно связана со смежными науками: психологией, отоларингологией, логопедией, физиологической акустикой, языкознанием, а также с электроникой и радиотехникой в связи с развитием и использованием остаточной слуховой функции учащихся. Сурдопедагогика включает в себя теорию воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста, история сурдопедагогики, частные методики по общеобразовательным предметам, сурдопсихологию. В Украине дети дошкольного и школьного возраста с недостатками слуха воспитываются и обучаются в государственных учреждениях, включенных в общую систему народного образования.

Следует сказать, что проблема комплексного подхода к воспитанию и обучению глухих детей (мы будем в дальнейшем рассматривать только эту категорию детей с недостатками слуха) в теории сурдопедагогики специально еще не рассматривалась. Нами была предпринята попытка осветить эту актуальную проблему, но она скорее всего отражала методически-рекомендательный характер. Однако было бы большой ошибкой и несправедливостью утверждать, что комплексный подход к проблемам сурдопедагогики возникла буквально сегодня. Специальное воспитание и обучение глухих детей как особые виды деятельности немыслимы без существования комплексного подхода к ним.

Прежде всего следует определиться, что означает само понятие « комплексный подход». Буквально слово « комплекс» (лат.) означает связь, сочетание. Есть еще несколько иное толкование слова, « комплекс» — это « совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое». Считаем целесообразным дать толкование понятия « комплекс» в науке, имеющей прямое отношение к нашей проблеме, в психологии - « Комплекс в психологии -»определенное объединение отдельных психических процессов в одно целое» или « … группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом». Таким образом, под комплексом понимается совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.

В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.

Философское положение о целостном подходе к изучаемому явлению, о всесторонности его изучения через установление взаимозависимостей и взаимосвязей отдельных составляющих его частей, сторон, о том, что в каждом отдельном имманентно присутствует особенность, сущность общего и наоборот - каждое отдельное, органически сплетаясь в общее, одновременно и приобретает сущностные свойства общего, и обогащает его качественно своими характеристиками, — это диалектическое положение и составляет мотодологическую основу целостного, т.е. комплексного подхода к воспитанию, к проблеме всестороннего развития личности в процессе воспитания.

Воспитание как явление, объект познания, вид деятельности, отношения, искусство само может выступать и как общее, и как отдельное, и как часть, структурный элемент целостной системы высшего порядка, организации - общества. В этом смысле сущность комплексного подхода к воспитанию будет составлять обеспечение единства, целостности таких комплексов:

1. Единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания;

2. Структура личности воспитуемого;

3. Воспитание как вид деятельности субъекта воспитания;

4. Воспитание как наука.

Как видим, комплексный подход - истинно научный подход познания такого многосложного феномена, каким является воспитание. Он применим и эффективно срабатывает при рассмотрении явлений, объектов действительности, отношений, деятельности и т.д. всех систем и уровней. В этом смысле комплексных подход срабатывает как всеобщее требование, как закон. При рассмотрении комплексного подхода к воспитанию, он приобретает ранг основополагающего принципа, отражающего главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат - всесторонне гармоническое развитие личности.

Изложенное выше понимание сущности комплексного подхода к воспитанию целиком и полностью применимо при рассмотрении проблем воспитания глухих детей в условиях специальной школы. Более того, требование осуществления комплексного подхода к специально организованному воспитанию глухих детей еще в большей мере обязательно, чем в общеобразовательной массовой школе. Для справедливости сказанного рассмотрим ряд, естественно, условно выделенных нами выше комплексов, в действительности же тесно взаимосвязанных и тем самым обуславливающих необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию глухих детей.

Комплекс первый - единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания. К ним относятся, во-первых те обстоятельства, которые отражают устройство общества, его жизненные процессы - материальные, политические, духовные. Наше общество - общество, в котором пока еще преобладает общенародная собственность на средства производства, где всем его членам, в том числе и глухим, гарантированы конституционные свободы и права, где покончено с неграмотностью. И экономика, и политика, и идеология, и образование, и воспитание, и духовная жизнь общества --все направлено на развитие производительных сил и производственных отношений, характерных для поистине демократического общества.

К объективным обстоятельствам, во-первых, относится также и непосредственное окружение человека. Для глухих детей это прежде всего семью и школа. Как уже отмечалось, система специального обучения и воспитания глухих детей включена в общеобразовательную систему образования. В стране осуществляется всеобщее дифференцированное обучение глухих детей, обеспечение их работой по окончании школы, а в случае особых успехов в учебе предоставляется возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования.

Таким образом, объективные обстоятельства специально организованного процесса воспитания глухих детей, в широком смысле среда в структурном и функциональном отношении чрезвычайно сложны и многообразны. Каждый их компонент может быть при отдельном рассмотрении представлен цепью систем, подсистем, составляющих частей и элементов, оказывающих соответствующее влияние на результат воспитания. Но как бы ни были различны по своей структуре, природе, функциям объективные обстоятельства, все они по сути своей являются гуманистическими, демократическими. В этом смысле они объективно предполагают именно воспроизводство самих себя и адекватного человека в процессе воспитания. Именно это обстоятельство и является чрезвычайно важной предпосылкой для успешного осуществления комплексного подхода к воспитанию в условиях спецшколы глухих. Сурдопедагог в своей работе может и должен максимально использовать в целостном единстве широкие воспитательные возможности среды для организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью всестороннего развития глухого школьника.

Комплекс второй - структура личности воспитуемого. В структурном отношении личность представляет собой совокупность, целостное единство биологического, психологического и социального. В основе понимания биологической сущности глухого человека заключено философское положение о человеке как непосредственно природном существе.

Природные особенности (определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система) являются важнейшими предпосылками психического развития. Движущими силами, факторами развития глухого являются не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отношений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное, школьное воспитание, обучение и воспитание в спецшколе, общественно полезная трудовая деятельность).

Основоположник современной отечественной психологии и дефектологии Л.С. Выготский внес большой вклад в изучение личности аномального ребенка, в обоснование проблемы компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. « Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация». Именно поэтому « говорящий глухонемой, трудящийся слепой, участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать неполноценности и не дадут для этого повода другим. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезает и самое это слово, верный знак нашего собственного дефекта». Положение Л. С.Выготского о том, что « ребенок с дефектом - еще не дефективный ребенок», « что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным», « что „замещение и компенсация“ как закон, возникают в виде стремлений там, где есть дефект» сыграло большую роль в развитии теории и практики современной сурдопедагогики. Оно служит основой неиссякаемого гуманизма и оптимизма отечественных дефектологов. Свидетельством тому служит тот факт, что в условиях современной действительности возможно неограниченное всестороннее развитие глухих детей.

Глухой от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер. Развитие компенсаторных сил организма глухого без обучения языку слов очень и очень ограничено. Глухой без языка остается немым. Здоровые силы организма, интеллектуальные духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Это и определяет социальный статус глухого. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг - глухоту и ее следствие - немоту возможно лишь при обучении глухого языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального воспитания и обучения глухих детей.

Обучения языку глухих детей - это в высшей степени комплексная проблема! Это предмет особого рассмотрения. Однако без принципиальных положений мы не сможем дать истинную картину личности глухого. Ибо язык слов, словесная речь для глухого играет решающую роль в развитии его биологической, психической и социальной сущности, способствует его всестороннему развитию как социальной личности.

Если речь идет об овладении языком слышащим ребенком, различают устную и письменную формы словесной речи. В таком же порядке и происходит овладение языком слов в норме - слышащим ребенком. Слышащий ребенок воспринимает на слух обращенную к нему речь, воспроизводит ее по подражанию. Вступая в разнообразные отношения со старшими и себе подобными, он практически усваивает язык слов, познает окружающий мир, развивается и биологически, и социально. Биологическое и социальное представляет собой не сумму двух слагаемых, а взаимосвязанное, взаимообусловленное, неделимое, целостное единство -комплекс.

Глухой ребенок по отношению к слышащему находиться в иных условиях. На слух он не может воспринимать устную речь. Следовательно, нужно для него создать соответствующие его природе условия. Нужны обходные пути для овладения языком слов. В современной дидактической системе обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения (С.А.Зыков) различают три формы словесной речи: дактильная, устная и письменная. В качестве исходной формы речи, наиболее полно отвечающей природе глухого ребенка, используется пальцевая, воспринимаемая зрением форма словесной речи - дактильная форма. Каждой дактилеме соответствует определенная буква алфавита. Сурдопедагог, используя звукоусиливающую аппаратуру, внятно проговаривает слово при максимально четкой его артикуляции, одновременно и сопряженно « проговаривает» (дактилирует) его пальцами руки, предъявляет глухому карточку с данным словом. Глухой по подражанию воспроизводит слово дактильно и устно путем проговаривания. Данное слово соотносится с предметом, его свойством или действием, которое оно обозначает. Таков наиболее общий, схематический путь обучения словесной речи глухого ребенка. Он приведен нами с тем, чтобы продемонстрировать действие механизма компенсации недостающего слуха в условиях специального обучения глухих языку.

Во-первых, глухой воспринимает устное слово зрительно. Его специально обучают чтению устной речи с лица. Во-вторых, он обучается дактильной речи. При дактилировании у ребенка развиваются мышечные кинестезии руки. Для глухого проговаривание рукой — это не просто движение пальцев руки. Одновременно происходит развитие высших психических и физиологических процессов коры головного мозга, функций центральной высшей и периферической нервной системы. При дактилировании у глухого образуются прочные нейродинамические связи между кинестезиями кисти руки, артикуляционного аппарата и корой головного мозга. В-третьих, ребенок артикулируя, развивает речедвигательный аппарат, голосообразование, речевое дыхание, происходит соответствующая рефлекторная деятельность. В-четвертых, благодаря звукоусиливающей аппаратуре, у ребенка развивается слуховое восприятие устного слова, его фонетический образ. В-пятых, глухой ребенок считывает слово с предъявленной сурдопедагогом карточки, усваивая при этом письменную форму речи. в процессе педагогически целесообразной деятельности глухие дети на одном и том же речевом материале усваивают комплексно дактильную письменную и устную формы речи. Язык слов усваивается глухими детьми в процессе живого непосредственного общения, т.е. при выполнении и основной социальной функции.

Компенсирующая роль языка огромна и всестороння. Развивая психическую деятельность, как функцию особой части материи, называемой мозгом человека, язык способствует преодолению последствий глухоты, развитию социальных и биологических параметров личности глухого, максимально полной интеграции и адаптации его в среде слышащих в качестве равноправного труженика общества.

Таким образом, при комплексном подходе к личности глухого в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.

Комплекс третий — воспитание как вид деятельности субъекта воспитания. В современной общеобразовательной спецшколе-интернате для глухих детей осуществляется социальное воспитание учащихся. По своим целям и задачам воспитание глухих школьников в основном совпадает с общими принципами педагогики. цель социального воспитания глухих детей включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и навыков в избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного поведения в коллективе. Эта цель предусматривает подготовку из глухонемых детей активных участников общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ.

Высокая цель социального воспитания глухих детей, ее достижение в реальном процессе воспитания предполагают высокое качество воспитания. Еще Л. С. Выготский горячо отстаивал необходимость социального специального воспитания аномальных детей, указывал на то, что специальное воспитание аномальных детей требует « специальной педагогической техники, особенных методов и приемов», а также на то, что « только высшее научное знание этой техники может создать настоящего педагога в этой области». Он подчеркивал, что « нельзя забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превратить ее в дефективную педагогику». В этих глубочайшего смысла мыслях Л.С. Выготского заключена квинтэссенция специально организованного воспитания глухих детей. Воспитатель должен быть дефектологом-сурдопедагогом с высшим суродопедагогическим образованием. На основании глубоких знаний общей и специальной педагогики и психологии он должен, ориентируясь на реальные возможности глухого, в соответствии с целью социального воспитания, спланировать работу. Суродопедагог должен действовать со знанием дела, применяя правильные, эффективные методы воспитательной работы. Он должен видеть в глухом воспитаннике прежде всего личность. Личность глухого воспитуемого должна стать своеобразным геометрическим местом точек специально организованного воспитания и обучения. Воспитатель как субъект воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств, настроений, переживаний воспитанников и своих собственных. Глухота, естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Великий гуманист, Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании он подчеркивал: « Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал — не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов».

Идеи Л. С.Выготского о путях развития специального воспитания и обучения глухих детей получили дальнейшее развитие в теории и практике отечественной сурдопедагоики (Н.Д.Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Н.Ф. Засенко С. А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова, М.И. Никитина, Ж.И. Шиф и т.д.). Вопрос о выборе правильных путей, соответствующего содержания эффективных форм и методов воспитательной работы в школе глухих является одной из центральных проблем комплексного подхода к воспитанию.

Комплекс четвертый — воспитание как наука. Социальное воспитание должно представлять собой строго научную систему. Фундаментом, методологической основой ее является диалектическая, научная философия. Общественное воспитание глухих детей является подлинно гуманистической системой. В нашем современном обществе впервые в истории человечества господствующая общегосударственная система специального воспитания ставит своей целью всестороннее и гармоническое развитие граждан, лишенных слуха. Благодаря единству объективных и субъективных факторов социальное воспитание действует как единая целостная комплексная система воспитания глухих детей. Это способствует максимально полной компенсации глухоты и всесторонней подготовке выпускников спецшколы глухих к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Как единая комплексная система — социальное воспитание управляется обществом с учетом его нужд и потребностей, в соответствии с его заказом на необходимый ему в конкретной исторической обстановке тип личности.

Как наука общественное воспитание имеет свой предмет, свое содержание. Она изучает законы, принципы, категории, направления воспитания, систему общечеловеческих и конкретных гуманистических ценностей, ценностные ориентации личности. Перечисленные категории составляют особый раздел науки -теорию социального воспитания.

Теория социального воспитания глухих детей опирается на диалектический и исторический материализм как на общую методологию. Теория воспитания глухих детей тесно связана с общей и специальной педагогикой и психологией, с медико-педагогическими основами дефектологии (общая невропатология, психопатология, анатомия, физиология и патология органов слуха и речи).

Отдельные аспекты воспитания глухих детей рассматриваются в сурдопедагогике, в сурдопсихологии в частных спецметодиках. Однако общие вопросы (методология, законы, принципы, содержание и т. д.) воспитания составляют предмет теории воспитания. В центре предмета науки воспитания стоит целостная личность глухого школьника. Она (личность глухого) служит центральной точкой, связывающей воедино комплекс сведений о себе, о перечисленных выше науках. Это обстоятельство и определяет комплексность науки и воспитании.

Воспитание — это не только наука, но и искусство. Если воспитание как наука дает нам ответы на вопросы — что? то на вопросы — как? каким образом? дает нам ответы методика воспитания, т. е. искусство воспитывать. Методика воспитания изучает разнообразие путей, форм, способов, методов, методических приемов, средств практического осуществления воспитательной работы. В раздел методики воспитания входят поиски оптимизации, повышение эффективности воспитания, а также планирование и управление воспитательным процессом. Теория и методика воспитания тесно связаны между собой, образуя единый комплекс — науку воспитания.

Рассмотрением выделенных нами четырех системообразующих единств, связей (комплексов) комплексного подхода к специально организованному воспитанию глухих детей далеко не исчерпывается его сущность. В специальной педагогике этот вопрос еще не рассматривался, а в общей педагогике, как правило, до недавнего времени преобладало одностороннее содержательное толкование сути комплексного подхода к воспитанию в духе широко известного тезиса XXV съезда КПСС как обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Не вызывает сомнения и сегодня актуальность и продуктивность самого подхода к комплексности в воспитании как к единству отмеченных выше основных направлений социального воспитания. Это тем более важно сегодня, в наши дни переустройства и становления экономических, политических, духовных сфер общества в период гуманизации, демократизации, гласности общественной жизни.

Для более полной характеристики комплексного подхода к воспитанию глухих школьников необходимо учитывать тот факт, что глухой ученик в реальном воспитательном процессе одновременно является и объектом и субъектом воспитания. Надо откровенно признать, что глубокое научное рассмотрение этого аспекта комплексного подхода к воспитанию глухих отсутствует. Трудность заключается в слабой научно-теоретической разработанности в сурдопсихологии того глубоко внутреннего сложнейшего психологического образования, именуемого направленностью личности. А это еще один комплекс, который, в конечном счете, является решающим для научного понимания процесса самовоспитания и самообразования личности глухого школьника.

Таким образом, в представленном нами анализа сущности комплексного подхода к специально организованному процессу воспитания и обучения глухих детей представлены следующие виды единств, связей (комплексов): 1) единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания; 2) структура личности глухого школьника; 3) воспитание как вид деятельности субъекта воспитания; 4) воспитание как наука и искусство. Рассматриваемый анализ комплексного подхода к воспитанию показывает исключительную важность этого пути повышения эффективности социального воспитания и степень его сложности как педагогического явления со всеми его связями и зависимостями. В комплексном подходе находит свое максимальное выражение совокупность организационных, содержательных и методических единств целостного специального процесса воспитания и обучения глухих школьников.

Воспитательная работа в школе для глухих детей требует серьезного переосмысления. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в выполнении домашних задании важно наполнить содержание работы таких специальных школ-интернатов занятиями по интересам, создавать атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Успешное решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования организационно-методической работы воспитателей.

Изучение состояния воспитательной работы в ряде специальных общеобразовательных школ-интернатов для глухих детей Украины позволило выявить ряд недостатков в работе воспитателей, среди которых наиболее типичными являются следующий:

— недостаточная осведомленность воспитателей с принципами организации ученического самоуправления и формирования у школьников гражданской зрелости;

— слабая взаимосвязь воспитателей и учителей в деле обеспечения единства учебно-воспитательной работы;

— слабое знание, а нередко и полное незнание специфических психолого-педагогических основ обучения и воспитания глухих детей, индивидуальных особенностей глухих воспитанников и учета их в учебно-воспитательной работе;

— отдельные тенденции формализма в воспитательной работе: механический перенос опыта воспитательной работы из общеобразовательной школы в школу для глухих детей, увлечение массовыми воспитательными мероприятиями, недооценка индивидуальной работы и т. д.

Сказанное свидетельствует о необходимости целесообразного планирования методической работы с целью максимального устранения отмеченных выше недостатков. Между тем вопросы, выносимые на обсуждение заседаний методических объединений воспитателей ряда спецшкол не всегда подчиняются конкретным задачам учебно-воспитательного процесса; в отдельных школах в методической работе с воспитанниками преобладает освещение теоретических вопросов без связи с практической жизнью общешкольного коллектива; недостаточное внимание уделяется проведению практических занятий, решению конкретных педагогических ситуаций, возникающих в работе воспитателей, анализу и самоанализу воспитательных мероприятий, внедрению в практику достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта; не стало органической частью методической работы самообразование воспитателей.

Как правило, в специальных школах-интернатах для глухих детей штат воспитателей довольно многочисленный. В отдельных школах-интернатах количество воспитателей от 40 до 60 человек

Вполне понятно, что идти по пути создания одного методобъединения при столь большом количестве воспитателей, нецелесообразно. Практически всю эту массу педагогов объединяет лишь должность, которую они занимают « воспитатель». Это воспитатели дошкольных групп, при наличии дошкольного отделения при школе, подготовительных, 1—4, 5—7, 8—12 классов. И цели, и задачи, и содержание, и организационные формы, и методы воспитательной работы с каждой из названных возрастных групп глухих детей во многом глубоко своеобразны и специфичны. В целях лучшей организации методической работы с воспитателями в спецшколах для глухих детей создают несколько методических объединений воспитателей. На наш взгляд, наиболее целесообразным соединением воспитателей в методические объединения может быть таким: а) дошкольные группы, 0—3 классы — одно метообъединение; б) 4—7 классы — второе методобъединение; в) 8—12 классы — третье методобъединение. Содержание работы методических объединений определяется задачами, стоящими перед методическим и педагогическим коллективом с учетом состояния учебно-воспитательной работы в данной школе.

Планы работы школьных методических объединений воспитателей составляются в соответствии с проблемной темой, над которой работает школьный коллектив в учебном году. Исходными положениями к планированию могут быть:

— задачи, определенные правительственными постановлениями о школе, директивными документами и инструктивно-методическими письмами Министерства просвещения Украины, органов народного образования;

— результаты учебно-воспитательной» работы за предшествующие годы;

— проблемные вопросы, над решением которых работает пед-коллектив школы.

Руководитель методобъединения, как правило, один из самых опытных воспитателей с высшим дефектологическим образованием, исходя из проблемных вопросов, стоящих перед коллективом школы, определяет главные направления воспитательной работы и планирует конкретные мероприятия для их реализации.

К первоочередным задачам методических объединений воспитателей школы относятся:

— изучение методических основ обучения и социального воспитания, документов правительства о школе;

— изучение и внедрение в практику работы достижений об- щей и специальной педагогики и психологии. передового педагогического опыта;

— овладение новыми методами и приемами воспитания, умениями и навыками организации внеклассной работы;

— систематическое изучение и. анализ методических разработок, инструкций, рекомендаций, касающихся содержания, форм и методов проведения внеклассной работы;

— методика изучения воспитанности учащихся для целесообразного воспитательного влияния на них и повышения эффективности воспитательного процесса в целом.

Решение данных задач прежде всего зависит от уровня организации и содержания работы методических объединений воспитателей школы глухих.

В большинстве школ для глухих детей воспитателями работают лица, имеющие общепедагогичсеское образование и познающие психолого-педагогические особенности глухого учащегося чисто практически. Данное обстоятельство диктует руководителю методобъединения воспитателей необходимость глубоко изучить качественный состав воспитателей: образование, стаж работы (общепедагогический и специальный), приобретенный практический опыт и т. д.

Перед планированием работы методического объединения руководителю необходимо провести с каждые членом объединения собеседование, суть которого сводится примерно к следующему:

1. Выяснить объективные данные (образование, предшествующая работа, планы на будущее и т. д.) пополнивших педколлектив школы;

2. Какие трудности испытываете в работе? В какой помощи нуждаетесь?

3. Что полезного Вы почерпнули для себя от работы методобъединения в прошлом учебном году?

5. Какие вопросы желаете обсудить на заседаниях методобъединения.

6. Ваши пожелания по улучшению работы методического объединения.

Полученные данные анализируются и учитываются при определении содержания работы метод объединения При этом учитываются также направления методической работы района, города. Только при соблюдении вышеизложенного составление плана работы методического объединения воспитателей будет максимально приближено к творческому процессу, конечной целью направленному на решение задач, стоящих перед коллективом школы в современных условиях.

Глухой или слабослышащий ребенок – большая ответственность для родителей. Тяжело осознавать, что твой малыш будет лишен возможности воспринимать богатый мир звуков. Кроме того, понятно, что такой дефект может привести к проблемам с общением, а значит, и социализации ребенка. Однако в силах родителей помочь ему адаптироваться к окружающему миру и найти свое место в жизни. Рассмотрим, какие существуют методы воспитания и обучения глухих детей.

Особенности глухого ребенка

Слух можно потерять в разном возрасте. Иногда малыш рождается глухим. Если нарушение слуха произошло до того, как ребенок овладел речью, он не сможет самостоятельно научиться разговаривать. В случае если малыш потерял слух, уже умея разговаривать, велика вероятность, что постепенно его речь будет утрачиваться.

Однако специалисты утверждают, что каким бы тяжелым не было поражение слуха, при создании специальных условий глухих детей можно обучить речи, а также дать им возможность слышать.

В первую очередь необходимо как можно раньше диагностировать у малыша проблемы со слухом, желательно до 12 месяцев жизни. Для этого не следует пренебрегать профилактическим осмотром у ЛОР-врача. Кроме того, если у родителей возникают малейшие подозрения по этому поводу, они должны срочного показать ребенка доктору.

Одним из эффективных способов решения диагностированной проблемы является слухопротезирование. Причем желательно не экономить, и приобрести два слуховых аппарата, для каждого ушка. Глухие и слабослышащие дети должны носить такие приспособления постоянно. Благодаря им у ребенка сможет развиваться слуховое восприятие и устная речь.

Речь глухого ребенка

Существует прямая зависимость состояния речи малыша от степени снижения слуха. Незначительное понижение слуха приводит к небольшим отклонениям в развитии речи. Чем хуже слышит ребенок, тем больше у него нарушений в фонетической, грамматической и лексической характеристиках речи. Полностью глухие дети не могут разговаривать, т. е. являются глухонемыми. Они могут овладеть речью только после специального обучения, которое проводится сурдопедагогом в коррекционных учреждениях. Посещение таких школ важно и для процесса воспитания глухого ребенка – он может встречаться и общаться со сверстниками, что очень важно для его развития.

Для глухих и слабослышащих детей необходимы разные условия формирования речи. Данный процесс у неслышащих детей основан на использовании всех сохранных анализаторов в условиях постоянного специального обучения. На занятиях с глухими детьми сурдопедагог показывает, как должен работать их речевой аппарат для формирования речи и контролирует правильность ее звучания. Одновременно с этим учитель обучает неслышащих письменной и дактильной (вспомогательная система жестового языка) речи. Таким образом, глухие дети осваивают устную, письменную и устно-дактильную речь.

Развитие речи слабослышащего ребенка довольно успешно проходит с применением слухового аппарата. Имея возможность хотя бы минимально воспринимать речь, он способен самостоятельно приобретать некоторый запас слов. Многие его слова искажены, фонетически неправильны, но с помощью специальной коррекции удается со временем добиться практически нормальной речи глухого ребенка.

Воспитание и обучение глухих детей

На сегодняшний день существует много методик обучения и воспитания глухого ребенка. Традиционно различают два основных метода обучения таких детей – жестовый и чистый устный. Жестовый метод предполагает обучение на основе таких способов:

  • Жестовый язык, когда определенный жест означает какое-то слово;
  • Дактилология – пальцевая азбука, в которой каждая буква алфавита соответствует определенному знаку пальцами.

При помощи чистого устного метода глухого учат общаться, применяя только устную и письменную речь, при этом абсолютно избегая языка жестов.

Большинство методик обучения глухих детей учитывает психофизические особенности развития и характер речи глухого ребенка, а также необходимость раннего обучения и формирование речевой среды.

Наиболее популярными методиками обучения и воспитания глухого ребенка являются:

  • Методика для детских садов компенсирующего вида. Этот способ применяется в большинстве специализированных детских садов России. В маленькие группы по 5-6 человек набираются глухие и слабослышащие малыши в возрасте 1,5-2 года. В течение недели дети находятся в таком учреждении, где с ними занимаются сурдопедагоги и другие специалисты, обучая дактильной и письменной речи.
  • Методика Э. И. Леонгард. Ее отличительная особенность – активное участие семьи в обучении и воспитании глухих детей. При этом ребенок посещает обычный детский сад либо коррекционные группы при них. Важно раннее начало работы над формированием речи ребенка, своевременное использование слуховых аппаратов. В детском саду с детьми работают сурдопедагоги, а в домашних условиях регулярно проводят занятия с глухими детьми родители. Данная методика предполагает большую ответственность и значительные затраты времени для родителей.
  • Билингвистический метод. Экспериментальным путем внедряется в России с 1992 года. Данный способ обучения основан на признании права глухого человека на реализацию себя в обществе как самодостаточной личности. Поэтому равный статус имеют национальный словесный язык и национальный жестовый язык. Специализированные детские сады имеют экспериментальные группы, где глухих деток обучают жестовой и устной речи.
  • Верботональная методика. Эта методика разработана хорватскими специалистами и основана на развитии тактильно-вибрационного и слухового восприятия звуков, использовании остаточного слуха и системы особых упражнений фонетической ритмики. Как правило, учреждения, которые работают по верботональной методике, являются экстернатами, поэтому у родителей есть возможность каждый день общаться и заниматься с детьми.

Глухие дети требуют к себе особого отношения. Им труднее адаптироваться в мире слышащих людей. Однако при своевременной и правильно организованной работе по коррекции слуха и речи вполне возможно добиться отличных результатов.

дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Если такое нарушение является врожденным или приобретенным до того, как сформировалась речь, то без спец. педагогического воздействия речь у Г, д. не развивается (см. Глухонемота). Если же нарушение слуха наступает после того, как речь вполне сформировалась, то она в той или иной мере сохраняется. Таких детей называют позднооглох-шими (см. Позднооглохшие дети).

Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребенка. Она лишает Г. д. возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира.что затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения(шумы, сопровождающие дыхание и прием пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т. п.). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого. Наибольший ущерб развитию Г. д. приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления.

Однако даже без спец. педагогического воздействия, не овладев речью, Г. д. все же могут компенсировать свой дефект. Нарушение функций слухового анализатора в значительной мере компенсируется у них за счет других, сохранных анализаторов, которые Г. д. используются для познания окружающего мира и ориентировки в нем. Не имея возможности общаться с окружающими с помощью речи, Г. д. прибегают к помощи предметов, действий, рисунков, а также мимико-жестикулятор-ных средств (см. Мимико-жестику-ляторная речь глухонемых). Если Г. д. лишены возможности мыслить на базе словесной речи, то в их распоряжении все же остаются наглядные образы, представления, связанные с восприятием внешнего мира посредством сохранных анализаторов. Эти образы и представления в сочетании с мимико-жестикуляторными средствами служат той основой, на которой развивается и осуществляется мышление глухих, не обученных словесной речи.

Без спец. педагогического воздействия возможности компенсации у Г. д. все же весьма ограниченны. Отсутствие словесной речи не возмещается в достаточной мере мимико-жести-куляторной речью, которая располагает ограниченными средствами и пригодна для общения лишь с узким кругом людей. Мимико-жестикуля-торная речь не может заменить словесную и в качестве базы мышления, которое у необученных глухих носит наглядно-образный характер. Более полная компенсация возможна лишь при условии спец. обучения и воспитания, которое помогает преодолеть последствия глухоты, прежде всего сформировать у Г. д. словесную речь и речевое мышление. Это достигается в результате опоры на потенциальные психофизиологические возможности глухого, в частности на сохранные анализаторы. Наиболее трудная и спец. задача - формирование у Г. д. словесной речи. Следует различать устную, письменную, а также специфическую для глухих дактильную разновидность словесной речи. Каждый вид словесной речи предполагает определенные способы ее восприятия и воспроизведения. Письменная и дактильная речь воспринимается зрительно и воспроизводится с помощью соответственных движений руки. Эти виды словесной речи наиболее доступны Г. д. Следует особо подчеркнуть компенсаторную роль дактилологии, ее доступность для восприятия Г. д. и воспроизведения.

Однако в целях более полного преодоления последствий дефекта Г. д. должны овладеть не только письменным и дактильным видами речи, но и устным словом, поскольку оно является наиболее употребительным средством общения.

Если воспроизведение устной речи осуществляется глухими так же, как и слышащими (говорение), то воспринимается она иначе. В то время как слышащие воспринимают устную речь на слух, глухие вынуждены прибегать к помощи зрения, к т. н. чтению с губ.

Возможность усвоения Г. д. устной речи, и в частности произносительной ее стороны, обусловлена сохранностью их зрительного, кожного и двигательного анализаторов. Большинство Г. д. обладают теми или иными остатками слуха, использование которых также может содействовать усвоению произношения. Компенсаторная роль анализаторов еще более возрастает благодаря применению различных пособий и технических средств, содействующих зрительному, тактильно-вибрационному, кинестетическому, а при остатках слуха и слуховому восприятию элементов речи (см. Вибратор, Виброскоп, «Видимая речь», Зонды логопедические, Микрофонный класс, Слуховые аппараты, Шпатель).

Овладение словесной речью - необходимое условие всестороннего развития глухого ребенка. Это главная задача всего учебно-воспитательногопроцесса. Словесная речь расширяет познавательные возможности глухого ребенка, обеспечивает постепенный его переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих.

Чем раньше начинается спец. педагогическая работа с Г. д., тем успешнее преодолеваются последствия глухоты. Поэтому в систему учебно-воспитательных учреждений для Г. д. включены не только спец. школы, но и детские сады и ясли. Если до школы глухой ребенок воспитывался в семье, то и здесь должны быть обеспечены особые условия для его развития (см. Семейное воспитание).

Практика показывает, что, овладев словесной речью, получив в школе общеобразовательную и трудовую подготовку, глухие располагают по существу неограниченными возможностями дальнейшего развития. Они успешно работают в промышленности и сельском хозяйстве, многие из них являются передовиками производства, имеют правительственные награды, а некоторые за свой самоотверженный труд удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Окончив школу, глухие имеют также возможность продолжать свое образование (см. Образование взрослых глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих в СССР).