Закон о прописке животных. Налог на домашних животных принимает госдума

В Госдуму могут внести законопроект о ветеринарной безопасности, который обяжет россиян платно регистрировать своих домашних животных. Об этом заявил зампред комитета по экологии и охране окружающей среды российского парламента Владимир Панов.

Создание самой системы учета кошек и собак предусмотрено принятым в 2015 году законом «О ветеринарии». По словам Панова,

за процесс регистрации предполагается ввести плату, однако конкретную сумму он не назвал. Разработанный законопроект также предусматривает чипирование кошек и собак на добровольной основе.

Идею обязательной регистрации питомцев поддерживают и зоозащитники, которые убеждены, что нынешняя ситуация «создает возможность для недобросовестных владельцев отказываться от своих животных и уходить от ответственности в случае, если это животное совершило какой-либо ущерб имуществу или здоровью других граждан», резюмировал Панов.

Зоозащитники, опрошенные «Газетой.Ru», положительно восприняли возможную реформу парламента. «Платно или бесплатно — всех животных необходимо регистрировать. Однако

нужно учитывать социальный статус человека: если это бабушка, у которой две-три кошечки и одна собачка, должны быть какие-то льготы. Многодетным семьям также должны предоставить бонусы.

Регистрацию необходимо закрепить на федеральном уровне, чтобы избежать тех случаев, когда, например, собака «бойцовой» породы укусила ребенка, и следователям сложно выяснить, кто являлся хозяином животного», — считает зоозащитник Владислав Рогимов.

Президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова уверена, что чипирование и регистрация животных помогут решить проблему бездомных животных. «В первую очередь, нужно перекрывать разведение и вводить механизм ограничения деятельности двух типов заводчиков — тех, кто разводит ради бизнеса и тех, кто не стерилизуют животных. Без этого шага все остальные реформы будут неэффективны», — рассказала зоозащитница.

Эксперт возмутилась тем фактом, что власти предлагают сделать регистрацию обязательной, а чипирование — по желанию. «В таком случае им не удастся внести в реестр всех животных. Нужно вводить генетическую паспортизацию: она более достоверна. Чип же можно переставить или вовсе удалить», — отметила Новожилова. Спорным, по мнению эксперта, выглядит и сам факт платной регистрации:

«В России людям приходится спасать животных за свои деньги: давать им приют в своих квартирах, стерилизовать их. Тем временем такая услуга стоит около 2 тыс. рублей, а власти предлагают бабушкам с маленькой пенсий платить еще и за регистрацию».

Что касается стоимости регистрации питомца, то сумма, уверен Владислав Рогимов, будет зависеть от федерального округа. «Важно помнить, что есть и дикие животные, которые находятся на содержании у людей: их и беспризорных животных также необходимо посчитать. Нужно провести реальную перепись населения — только среди животных», — убежден специалист.

Чипирование, отметил зоозащитник, обойдется кошатникам и собачникам гораздо дороже. «Тут тоже должны иметь место льготы. Нынешняя стоимость этой процедуры зависит от региона и ветклиники: она может колебаться от тысячи до 4 тыс. рублей», — считает Рогимов.

Опыт по регистрации домашних питомцев в России уже есть. Так, с 1 января 2017 года эта норма действует в Крыму. Стоимость процедуры на полуострове составляет 52 рубля: за эти деньги специалист осматривает животное, при необходимости делает прививку от бешенства и вносит питомца в базу данных.

«Если животное дорогостоящее, и гражданин не желает, чтобы жетон или бирка были закреплены на ухе животного, может быть применена дополнительная услуга — вживление электронного чипа под кожу животного. Это будет стоить дороже», — рассказал в интервью местной радиостанции зампредседателя комитета по ветеринарии Крыма Энвер Умеров. При этом, после гибели животного горожане должны сообщить о факте в ветеринарную службу, чтобы специалисты сняли животное с учета.

По разным оценкам, в России насчитывают около 25-30 млн домашних кошек и около 20 млн собак. Даже без затрат на чипирование россияне в среднем тратят 4,5 тыс. рублей в месяц на содержание питомцев: большая часть суммы уходит на корм, остальные расходы приходятся на походы к ветеринару и уход за животным.

Даже если брать в качестве ориентира крымские 52 рубля за регистрацию животного, то, по подсчетам «Газеты.Ru», за примерно 45-50 млн зарегистрированных кошек и собак государства может получить 2,6 млрд рублей в госбюджет. Зоозащитник Владислав Рогимов уверен, что не все деньги уйдут в государственную казну. «Не надо забывать о том, что каждого животного надо занести в базу. Для того, чтобы это сделать, в каждом регионе нужно нанимать специалистов, которые будут курировать отправку средств и делать всю бумажную или электронную работу», — рассказал он.

Эксперт также отметил, что база данных животных должна быть закрытой, так как по кошке или собаке можно будет «пробить» любого человека: его адрес, контакты и паспортные данные. «ФСБ и МВД должны контролировать процесс так, чтобы эти базы не ушли в интернет. Главное, чтобы база была недоступна мошенникам. Ее должны контролировать спецслужбы, а не районные сельскохозяйственные министерства, ведь у нас у 70% населения есть домашнее животное», — подчеркнул зоозащитник. Рогимов убежден, что

большинство людей не будет регистрировать своих животных. «Зачем это надо, если животное реально не покидает четырех стен и не представляет опасности?»,

— заявил специалист, отметив, что, к примеру, в США введено обязательное чипирование животных.

«Когда собака потерялась, она попадает в приют, где сотрудники через базу моментально находят контакты хозяина и созваниваются с ним. В любой ветклинике можно просканировать чип, чтобы определить хозяина собаки или кошки», — рассказал Рогимов.

Напомним, что на данным момент на рассмотрении в Госдуме лежит еще один закон, касающихся питомцев: «Об ответственном обращении с животными». Документ, предложенный Министерством природы закрепит основные понятия и принципы защиты прав животных. Закон предусматривает усиление борьбы с жестоким обращением с животными и планирует усилить контроль за содержанием домашних, служебных и цирковых животных.

В случае принятия законопроекта власти закрепят запрет на уничтожение бездомных питомцев. Однако второе чтение законопроекта неоднократно переносили, эта волокита вызывает постоянные протесты в зоозащитной среде.

А совсем недавно, 8 октября 2017 года, стало известно, что Госдума в течение нескольких месяцев рассмотрит закон о запрете содержания диких животных в квартирах и закрытии контактных зоопарков.

По данным австралийской организации по страхованию животных Pet secure, Россия входит в первую пятерку стран по количеству кошек и собак. На первых же местах по числу домашних животных и в случае с собаками, и в случае с кошками находятся США. При этом в Америке, как и в большинстве других стран, есть налог на стерилизацию животных. «В Лондоне людям, отказавшимся от этой процедуры, будут постоянно названивать специалисты из ветклиники. В случае дальнейшего отказа на горожан наложат штраф», — отметила Ирина Новожилова.

Граждан России взволновала весть о скором введении (начало 2018 года) налога на домашних животных. Некоторые новостные издания и интернет-ресурсы активно подключились к горячей теме, рассказывая о «беспрецедентном законе», который якобы уже вступил в силу (или вот-вот вступит) и грозит немыслимыми поборами всем, у кого дома живёт котик или собачка.

Народ всполошился и даже запаниковал, и среди негодующих голосов затерялись отдельные здравые призывы не спешить и во всём спокойно разобраться.

Как оказалось, закон только обсуждается в Госдуме, и ему ещё предстоит претерпеть кардинальные изменения — после анализа мнений всех заинтересованных сторон, любителей животных, ветеринаров, зоозащитников, производителей и остального неравнодушного населения.

На самом деле, тема эта далеко не нова, законами о домашних животных в Госдуме начали вплотную заниматься ещё в 2010 году, но никак не могут закончить.

Зоозащитники давно уже призывают законодателей довести законодательство о животных до удобоваримого состояния. Предлагали и собственные варианты, но безуспешно.

Дело дошло до того, что президент лично потребовал «оформить цивилизованный порядок обращения с животными». Сделал он это в 2016 году, акцентировав внимание на проблеме бездомных животных и призвав парламентариев ускорить работу по этому резонансному вопросу.

Суть вопроса

Не прошло и года, как парламентарии откликнулись на требование президента. В законе, рассматриваемом в Госдуме, предлагается формализовать отношения человека с домашними животными и привнести в них финансовую составляющую. Это может быть налог, регистрация и чипирование.

Сначала регистрировать придётся только собак и кошек. Данные внесут в базу данных, с указанием характеристик животного и сведений о хозяине.


Ветеринары и зоозащитники настаивают на платной регистрации. С ними солидарны жители многоквартирных домов, особенно те, в чьём подъезде живут агрессивные собаки или с десяток кошек в одной квартире.

Пока парламентарии размышляют, кое-где всё это уже работает — например, в Крыму.

Зарегистрировать собаку здесь стоит 52 руб., в процедуру входит осмотр животного ветеринаром, прививка от бешенства и внесение данных в единый для Крыма реестр.

Владельцу вручают ветеринарный паспорт собаки (надо заплатить 109 руб.), а пёс может получить, по желанию хозяина, металлический жетон или чип (764 руб.).

Самые последовательные сторонники чипирования – зоозащитники, ветеринары и заводчики. Они считают, что собака в обязательном порядке должна иметь чип. Только в этом случае затея имеет смысл и позволит защитить животное.

Если собака потеряется или пострадает, то её легко найти и вернуть хозяину. Если же она набедокурит, то владельцу придётся ответить за то, что плохо за ней присматривал или не воспитывал должным образом.

Что особенно важно, чипированную собаку не выбросишь за дверь, потому что хозяин будет найден и наказан.

Добровольное чипирование практикуется и сегодня, делают его в ветклиниках, при этом данные вносятся в международную сеть.

Мысль о налоге вызывает у российских собаководов и владельцев животных стойкое возмущение, несмотря на то, что во многих странах налоги на собак давно введены и приносят пользу.

В Европе

Немцы платят налог в размере 150-300 евро в год. Если собак несколько, то плата за следующую возрастает. Больше приходится платить и за бойцовских собак – 600 евро в год.

Такой же «прогрессивный» характер имеет налог на собак в Голландии. Если пёс у Вас один, Вы платите в год 57 евро, но каждый последующий обходится уже в 85.

Шведы платят меньше, годовой налог на собаку составляет 50 евро, у швейцарцев – 100.

Для испанцев обычная собака обходится в смешную сумму — 15 евро в год, а потенциально опасная – в 35. Если же Вы взяли её из приюта, то платить налог вообще не нужно. Он не взимается и в том случае, если Ваша собака выполняет социальную функцию, например, работает поводырем.

В Штатах налога на домашних животных нет, эта обязанность возложена на производителей кормов.


Зато практикуется платное лицензирование собак, правда, в некоторых штатах – добровольное. Здесь считается, что владение собакой – не только право, но и привилегия, поэтому бесплатным это удовольствие быть не может.

Расценки по разным штатам разные, но совсем не маленькие, причём оплачивается буквально всё. Для пожилых владельцев обычно применяется скидка.

В Канаде охвачены этим порядком и собаки, и кошки, для всех животных регистрация является обязательной. Если владелец отказывается, то его наказывают штрафом от $240 до $5000, смотря по обстоятельствам.

У соседей

Вопрос упорядочения отношений с животными, видимо, настолько созрел, что даже соседи зашевелились.

Например, белорусы ввели ежегодный налог на собак, поставив его в зависимость от роста пса.

На Украине по улицам городов бегают собачки, украшенные жетонами на ухе, такие замечены в Днепропетровске и в Херсоне. Чипирование ещё не обязательно, но вот-вот станет таковым. Однако налога на животных пока нет.

В России держать рядом с собой животных любят многие, собак насчитывается около 20 млн, а кошек и того больше, 25-30 млн.


Теперь представьте, что все эти особи охвачены платной регистрацией, пусть даже по мизерной крымской цене – 52 руб. Более, чем 2,5 млрд руб. поступят в бюджет! Правда, разово.

Есть ещё и чипирование, которое обойдётся владельцам значительно дороже. Сегодня стоимость процедуры колеблется от 1000 до 4000 руб. , смотря о каком регионе идёт речь (зависит и от статуса ветклиники).

Пока делают его далеко не все владельцы, но ведь можно обязать всех, у кого есть собачки! Получится солидный взнос в государственную казну.

Финансовые службы наверняка оценили и возможные поступления от налога на животных, но эти оценки пребывают только в теории. В ближайшее время, видимо, там они и останутся.

Спекуляции на резонансной теме, петиции

Фейковые новости о налоге на животных взбудоражили граждан, тем более, что тема болезненная. В результате на международной платформе https://www.change.org появилась петиция, призывающая к запрету закона о введении налога на животных в России.

Вообще весь процесс злоключений законов о животных сопровождается бурным обсуждением в обществе. В соцсетях постоянно рождаются новые инициативы, часто они выливаются в петиции. Направление у них разное, оно диктуется интересами авторов.

Зоозащитники, к примеру, уже давно добиваются введения регистрации и чипизации животных. От их имени на change.org размещена петиция с требованием принять, наконец, законы, которые буксуют уже 20 лет.

Слово «налог» всегда вызывает однозначную реакцию – резкий протест. В комментариях и на форумах жители РФ высказывают своё мнение напрямую, безо всякой дипломатии: «О, опять вводят налог по многочисленным просьбам трудящихся!».


И тут же достаётся на орехи депутатам и чиновникам, их склоняют традиционно, независимо от того, о каком налоге заходит разговор.

Что касается непосредственно налога на собак и кошек, то в комментариях нередки слова в его поддержку. Его рассматривают как действенный регуляторный механизм в отношениях между людьми и животными. При условии, конечно, что собранные деньги действительно пойдут на создание приютов, специальных площадок, стерилизацию бездомных собак и прочие меры в этом направлении.

Многие не приветствуют идею налога, но солидарны с ветеринарами и зоозащитниками в том, что регистрация домашних животных должна быть платной. Однако делать это надо в разумных пределах, с учётом социального статуса владельца.

То есть, налог как способ изъятия денег у населения, конечно, вызывает единодушное отторжение. При этом, конкретный вид налога на домашних животных граждане согласны обсуждать, а некоторыми он воспринимается как вещь, вполне полезная.

Депутаты Госдумы после всех согласований примут основной документ, закон «О ветеринарной безопасности домашних животных», и подзаконный акт, «Правила по учёту и регистрации домашних животных». Также рассмотрения ждёт законопроект «Об ответственном обращении с животными».

О налоге на животных речи пока нет вообще. Хотя зоозащитники введение налога для владельцев собак по-прежнему считают необходимой мерой. Они также возражают против добровольности чипирования, настаивают на том, что за регистрацию питомца владелец обязан платить — это позволит разбудить в нём чувство ответственности за свои действия.

В настоящий момент в обсуждаемом законе не указываются никакие суммы, может быть, регистрация даже будет бесплатной. Что касается чипирования, то оно останется платным и, судя по всему, пока добровольным.

Все новшества будут внедрены не одномоментно, для этого предусмотрен переходный период. Здесь резкие движения вредны, поскольку затрагиваются глубинные связи, многосторонние отношения. Но и тянуть нечего, перемены давно назрели.

Животные и люди вынуждены сосуществовать в одном общем пространстве, и его необходимо приспособить к тому, чтобы всем было удобно. Нам без кошки или собаки чего-то не хватает в жизни. Вероятно, тепла, преданности, ласки и просто любви.

Со своей стороны, необходимо руководствоваться напутствием Сент-Экзпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этом случае его следует понимать абсолютно буквально, и не роптать, если ответственность эта принимает денежное выражение. Например, форму налога на домашних животных.

Легкая паника обуяла владельцев кошек и собак в начале июля, после того как отдельные СМИ опубликовали информацию о том, что Минсельхоз планирует по-новому проводить учет домашних животных.

Он и нас посчитал?

После публикации минсельхозовского приказа № 161 от 22 апреля 2016 года и озвученных в отдельных изданиях комментариях, владельцы кошек и собак слегка приуныли. С 5 июля список четвероногих, крылатых и чешуйчатых, подлежащих обязательной постановке на учет, якобы расширялся.

Новая редакция ФЗ «О ветеринарии» от 14.05.1993 подразумевает идентификацию:

  • крупного и мелкого рогатого скота (в том числе зебр, яков, буйволов) и свиней;
  • лошадей, ослов и мулов;
  • оленей и верблюдов;
  • кроликов и прочих пушных зверьков;
  • птицы (от традиционных кур, уток и гусей до экзотических страусов, цесарок и перепелов).

В список также вошли пчелы, рыбы и «иные водные животные». Речь идет исключительно о домашних тварях, поэтому новые правила не распространяются на зверей, «находящихся в состоянии естественной свободы».

Панические настроения возникли по причине того, что в одном из пунктов списка были указаны кошки и собаки (без конкретики), поэтому владельцы хвостатых-полосатых автоматически забеспокоилось. Как посчитать всех «ходячих мышеловок» в частном доме, количество которых регулярно меняется? Это что же, придется для каждой Мурки, которая, порой, живет на несколько домов, документы выправлять?

Позже были даны разъяснения – учет домашних животных Россельхознадзором предполагает контроль только за выставочными породами, а также собаками и кошками, которых содержат кинологические армейские подразделения, таможня и полиция . Поэтому Васьки и Полканы могут по-прежнему проживать в квартирах и домах обычных граждан неучтенными. Вот только так и осталось непонятно, как посчитать пчел и рыбок, если их зачастую и идентифицировать-то проблематично. Хочется надеяться, что у главных ветеринаров страны ответы на эти вопросы есть.

Теория и практика

Несмотря на то что учет домашних животных с 5 июня должен проходить по новым правилам, конкретные даты реализации регламентированных положений неизвестны. Проблема заключается в том, что при наличии списка не установлен порядок проведения процедур учета и идентификации, поэтому при всем желании Минсельхоз не сможет начать их практическую реализацию. На данный момент ведомство разрабатывает правила, по которым будут считать домашних животных, чтобы в дальнейшем вносить их в специальные реестры. Только после утверждения правил начнется «работа в полях».

Впрочем, за чипирование четвероногих активно выступают власти во многих регионах. Так, на Ямале депутаты пока безрезультатно пытаются лоббировать законопроект, который позволит дисциплинировать любителей живности, уменьшить количество беспризорных собак и кошек и как следствие, сократить бюджетные расходы на их отлов и уничтожение.

А проблема брошенных питомцев, многие из которых больны, в том числе и бешенством, актуальна для всех регионов страны. В том же Ямале вопрос был поставлен ребром после случая, когда собачья стая насмерть загрызла девочку из школы-интерната, а в год за медицинской помощью стало обращаться более полутора тысяч пострадавших. Местные депутаты предлагают регистрировать приобретенных кошек и собак в течение двух недель, а рожденных – в течение месяца. Специальные чипы позволят легко отслеживать питомца, и его будет проще найти в случае пропажи. При этом власти обещают, что стоимость чипирования будет дотироваться из бюджета, чтобы каждый владелец имел возможность следовать букве закона.

А ведь по всей стране общественники, неравнодушные к судьбе животных, практикуют различные способы, помогающие гуманно решать проблему, и часто – более-менее успешно. Правда, ни на какие дотации им рассчитывать не приходится. Благое дело основано исключительно на инициативе. Вместо эвтаназии используется стерилизация, открываются приюты. Часто речь заходит и о создании единого реестра домашних животных. Но пока все эти действия не находят должной поддержки на федеральном уровне, потому что бороться со свиной чумой или птичьим гриппом, конечно же, важнее.

Правительство РФ разработало и вскоре внесёт в Госдуму законопроект «Правила по учёту и регистрации домашних животных». Предполагается, что участковые получат право требовать у собственников животных предъявления на них документов и в случае их отсутствия накладывать штраф. Однако его размер, а также сумма сборов за каждое животное пока не определены. Более того, нет 100-процентной уверенности, что сборы вообще будут введены. Обязательная регистрация домашних животных, так же как и налоги на них, существует во многих странах мира. В РФ же из-за отсутствия регистрации недобросовестные владельцы отказываются от своих питомцев или уходят от ответственности, если животное кому-то навредило.

Даже если законопроект примут быстро, он будет предполагать переходный период. «Вводя новые правила, нельзя сказать: «Уважаемые владельцы животных, за 2 дня зарегистрируйте вашего питомца», - считает зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов.

Налог на животных в России 2017 год, комментарии экспертов

Заслуженный артист России Аскольд Запашный, рассуждая о новой законодательной инициативе, в целом положительно оценил реформу. Однако, по его словам, здесь не избежать конфликта, и в вопросе обязательно появятся две стороны. «Платность абсолютно точно сразу создает противоречие. Я видел людей, за 100 рублей удавятся», - прокомментировал Запашный.

Вторят его словам и в центре по защите прав животных. Президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова считает инициативу неоправданной.

«Если эти люди и так пожертвовали своим благополучием, тратя деньги, им государство спасибо должно сказать, а не взымать средства», - сказала Новожилова.

Налог на животных. Владельцев собак и кошек могут обязать их регистрировать

То, что всех собак и кошек нужно "знать в лицо", или, вернее, "в морду", было решено еще два года назад. Тогда в Законе "О ветеринарии" были введены положения об учете и идентификации домашних животных. Теперь речь идет уже о механизме регистрации - кто и каким образом будет это делать. Но у самой идеи по-прежнему хватает и сторонников, и противников.

Заводчики, ветеринары, владельцы породных питомцев, не говоря уже о зоозащитниках, выступают "за". Более того, многие считают, что и чипирование должно быть обязательным. Такая "метка" - по сути собачий или кошачий паспорт, позволит отличить животное, защитить в случае потери, ведь по цифровому коду чипа можно узнать координаты владельца. А вот выкинуть собаку на улицу "просто так" будет не просто - найдут, вычислят, накажут. Труднее будет уйти от ответственности и в случае, если собака вдруг кого-то покусает. К слову, застраховать собаку тоже можно, только точно установив ее "личность". Ну и еще аргумент "за" - если регистрация станет обязательной и платной, легче будет бороться с любителями содержать в тесной квартире по несколько десятков кошек.

"Чипировать собаку или кошку можно сегодня во многих ветклиниках - процедура простая, безболезненная для животного и относительно недорогая, - пояснил "РГ" руководитель проекта Animal-id.ru Борис Гусаров. - Сам чип стоит 100-200 рублей, процедура в зависимости от аппетитов клиники - 200-500 рублей. Владельцам редких пород, участникам выставок ничего про чипы объяснять не надо, для них это само собой разумеется. Как, например, отличить бретонского эпаньоля от британи? Породы очень похожи. Именно чипирование помогает идентифицировать собаку, подтвердить ее происхождение. Уже несколько лет мы сотрудничаем с ветклиниками, и при имплантировании чипа врач обязательно вносит данные о собаке и владельце в единую для всей страны базу данных, которая входит и в международную сеть. Так что, если, допустим, собака потерялась где-то в зарубежной поездке, ее можно будет найти в любом случае. Такие базы должны быть открытыми, чтобы ими было несложно пользоваться. В нашей сейчас содержатся сведения уже о 300 тыс. собак".

Налог на животных. Регистрация затронет только владельцев кошек и собак


Регистрация затронет только владельцев кошек и собак. Хомячков, кроликов и хорьков пока пересчитывать не будут. Для хозяев собак по желанию предусмотрено чипирование питомцев, опять же за их счет. Один из инициаторов поправок к действующему законопроекту о ветеринарии депутат Владимир Панов рассказал РЕН, что эта мера нужна для того, чтобы призвать к ответственности безответственных владельцев кошек и собак. Создание единой базы позволит вычислить хозяина, если животное потерялось или кому-то навредило.

По действующему законодательству всех животных должны были поставить на учет еще в 2015 году. Именно тогда был принят закон о ветеринарии, поправки к которому сейчас активно обсуждаются в думе. Однако норма не работает: в документе не прописано, кто, как и где должен осуществлять эту процедуру, как нет и ответственности за отсутствие регистрации.

Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 23.09.2014 N 05-14-308/4

В целях определения порядка выполнения работ по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве и в рамках полномочий, определенных п. 4.2.8 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 739-ПП):

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2015 года одобренные на Научно-техническом совете Департамента:

1.1. Регламент на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве (приложение 1).

1.2. Технологические карты на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве (приложение 2).

2. Признать утратившим силу распоряжение Департамента от 19.12.2013 N 05-14-401/3 "Об утверждении Регламента содержания безнадзорных и бесхозяйных животных в приютах, работающих по временной схеме".

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента Кораблину Н.В.


Руководитель Департамента А.В. Цыбин


РЕГЛАМЕНТ НА РАБОТЫ ПО ОТЛОВУ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ, СТЕРИЛИЗАЦИИ, СОДЕРЖАНИЮ, УЧЕТУ И РЕГИСТРАЦИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ И БЕСХОЗЯЙНЫХ СОБАК И КОШЕК В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Общие положения


1.1. Регламент на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве (далее по тексту - Регламент) разработан в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. N 1030-ПП (с изменениями и дополнениями).

1.2. Положения настоящего Регламента распространяются на работы по отлову, транспортировке, стерилизации (кастрации), содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек, выполняемые в рамках закупок работ, услуг или государственного задания.

1.3. Настоящий Регламент устанавливает требования к работам по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек, а также определяет составы этих работ.

1.4. Настоящий Регламент обязателен к исполнению всеми организациями независимо от форм собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющими выполнение работ по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек.


2. Обозначения и сокращения


В настоящем Регламенте использованы общепринятые обозначения и сокращения, а также:

АО - административный округ;

АСУ ЕИРЦ - Автоматизированная система управления "Информационное обеспечение деятельности единых информационно-расчетных центров";

ГБУ "Мосветобъединение" - Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московское объединение ветеринарии";

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГОСТ Р - национальный стандарт Российской Федерации;

ГОСТ - межгосударственный стандарт стран Содружества Независимых Государств;

Дирекция ЖКХиБ АО - Государственное казенное учреждение "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административного округа";

ДЖКХиБ - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;

ОДС - Объединенная диспетчерская служба, являющаяся структурным подразделением организаций, управляющих жилищным фондом, в управах района города Москвы;

СББЖ АО - Станция по борьбе с болезнями животных административного округа.


3. Термины и определения


3.1. Безнадзорные и бесхозяйные собаки и кошки - животные, оставшиеся без попечения людей и не имеющие непосредственного надзора со стороны собственника (владельца), находящиеся на улице или в иных общественных местах без сопровождающего лица, и животные, не имеющие признаков собственности (далее - животные).

3.2. Волонтер - добровольный помощник, оказывающий на безвозмездных условиях помощь и содействие в учете, содержании и социализации животных, поиске новых владельцев.

3.3. Выгул собак - временное нахождение собак на открытом воздухе вне мест их постоянного содержания в присутствии работника приюта или волонтера в целях удовлетворения их физиологических потребностей и гармоничного развития.

3.4. Городская организация по учету и регистрации животных - государственная организация, в установленном порядке уполномоченная на ведение учета и регистрации животных в городе Москве.

3.5. Жестокое обращение с животными - побои, истязания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил, иное действие (бездействие), влекущее увечье, травму, истощение от длительного голодания или гибель животных, жестокое умерщвление животных, а также иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным.

3.6. Жестокое умерщвление животных - лишение жизни животных без применения предназначенных для этого ветеринарных препаратов (в том числе наркотических), зарегистрированных в Российской Федерации, иными физическими или химическими способами, не предотвращающими страх и боль.

3.7. Государственный заказчик (Заказчик) - государственная организация, уполномоченная Правительством Москвы на осуществление закупок или выполнение государственного задания на работы (услуги) по отлову, транспортировке, стерилизации и содержанию животных в приюте.

3.8. Изолятор (блок изолятора) - специально отведенное изолированное помещение в пункте стерилизации или приюте для содержания больного или подозреваемого в заболевании животного.

3.9. Карантин - это система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни, обеспечение локализации эпизоотического очага и последующую его ликвидацию (по ГОСТ Р 22.0.04-95).

3.10. Карантинное помещение (блок карантина) - специально отведенное изолированное помещение для содержания в течение карантинного периода животного, поступившего в стационар пункта стерилизации или приют.

3.11. Микрочип (чип) - это приемопередающее устройство для идентификации животных в виде интегральной микросхемы, где считывание данных происходит бесконтактным способом. Имеет в своем составе приемник, передатчик и блок памяти для хранения кода, находится в стеклянной или керамической оболочке вместе с многовитковой антенной.

3.12. Отлов животных - комплекс мероприятий по поимке и транспортировке животных в пункт стерилизации или приют.

3.13. Подрядная организация - юридическое лицо, заключившее по результатам закупок государственный контракт (договор) на выполнение работ, услуг или обеспечивающее выполнение государственного задания.

3.14. Признаки собственности на животное - приметы (знаки), указывающие на наличие у животного владельца, - ошейник, данные регистрации, жетон с адресом, медальон, клеймо, электронный чип, ухоженный вид.

3.15. Приют для содержания безнадзорных и бесхозяйных животных - имущественный комплекс, специально предназначенный и оборудованный для содержания животных, найденных, отловленных и переданных из пункта стерилизации, изъятых или иным образом отчужденных у владельцев по решению суда (далее - приют).

3.16. Приют, работающий по временной схеме, - это не завершенный строительством объект для содержания животных, на территории которого отсутствуют объекты капитального строительства и постоянное подключение ко всем централизованным системам водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения, наружного освещения.

3.17. Пункт стерилизации - имущественный комплекс, специально предназначенный и оборудованный для стерилизации животных, их электронного мечения, вакцинации и временного содержания (передержки и карантина) до отправки в приют, оказания животным ветеринарной помощи.

3.18. Собственник (владелец) животного - физическое или юридическое лицо, которому животное принадлежит на праве собственности или ином вещном праве.

3.20. Специалист по фауне административного округа - сотрудник префектуры административного округа или государственного учреждения города Москвы, в обязанности которого входят вопросы по работе с безнадзорными и бесхозяйными животными на территории административного округа (вне зависимости от наименования должности).

3.21. Специалист по фауне района - сотрудник управы района города Москвы или государственного учреждения города Москвы, в обязанности которого входят вопросы по работе с безнадзорными и бесхозяйными животными на территории района (вне зависимости от наименования должности).

3.22. Стационар пункта стерилизации - специально оборудованные в пункте стерилизации помещения для ухода за животными после стерилизации (кастрации) до момента их отправки в приют.

3.23. Стерилизация (кастрация) животных - лишение самок (самцов) возможности к выполнению функции репродукции.

3.24. Управляющая организация приюта - юридическое лицо, заключившее по результатам закупок государственный контракт (договор) на выполнение работ, услуг или обеспечивающее выполнение государственного задания по содержанию животных в приюте.

3.25. Подозреваемые в заражении бешенством животные - животные, контактировавшие с подозрительным в заболевании или больным бешенством животным.

3.26. Подозрительные по заболеванию животные - животные, имеющие клинические симптомы бешенства.


4. Нормативные источники


При разработке Регламента использованы следующие нормативные акты и документы:

4.1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4.3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

4.4. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

4.5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

4.6. Постановление Совмина РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР".

4.7. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг".

4.8. Типовое положение о городской ветеринарно-санитарной станции, утвержденное Минсельхозом СССР 20 мая 1971 г.

4.9. Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 19 декабря 2011 г. N 476.

4.10. Перечень заразных и иных болезней животных, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 9 марта 2011 г. N 62.

4.11. Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденные Минсельхозом РФ 15 июля 2002 г. N 13-5-2/0525.

4.12. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 2008 г. N 3.

4.13. "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения. Санитарные правила. СП 3.1.084-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.4.1100-96", утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 18 июня 1996 г. и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 г.

4.14. Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденная Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 г., Минсельхозом РСФСР 24 июня 1981 г., Минздравом РСФСР 24 июня 1981 г., Минюстом РСФСР 7 июля 1981 г.

4.15. Приказ Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований".

4.16. Санитарные правила по устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 6 апреля 1973 г. N 1045-73.

4.17. Ветеринарно-санитарные нормы и требования к качеству кормов для непродуктивных животных, утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 15 июля 1997 г. N 13-7-2/1010.

4.18. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469.

4.19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. N 126.

4.20. Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. СП 3.5.3.1129-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 июля 2002 г. N 24.

4.21. Приказ МВД РФ от 19 апреля 2010 г. N 292 "О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обеспечения кормами (продуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время".

4.22. ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения".

4.23. ГОСТ 25957-83 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения".

4.24. ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования".

4.25. ГОСТ Р 55634-2013 "Услуги для непродуктивных животных. Общие требования к объектам ветеринарной деятельности".

4.26. Закон города Москвы от 24 апреля 1996 г. N 12 "О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в городе Москве".

4.27. Постановление Правительства Москвы от 8 февраля 1994 г. N 101 "Об утверждении Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве и Временного положения по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в г. Москве".

4.28. Постановление Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. N 819-ПП "О формировании системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охране животных в городе Москве".

4.29. Распоряжение Правительства Москвы от 6 ноября 2007 г. N 2460-РП "О проектировании и строительстве приютов для бесхозяйных и безнадзорных животных на территории города Москвы".

4.30. Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 7 декабря 2000 г. N 1022-РЗП "Об утверждении Методики и порядка городского учета и регистрации собак".


5. Цели, задачи и принципы работы с безнадзорными и бесхозяйными животными


5.1. Основной целью работы с безнадзорными и бесхозяйными животными на территории города является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

5.2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения города достигается решением следующих задач:

Регулирование численности безнадзорных и бесхозяйных животных на территории города;

Устранение угрозы для жизни и здоровья человека, предупреждение возникновения опасных для человека и животных болезней, передаваемых безнадзорными и бесхозяйными животными;

Социализация безнадзорных и бесхозяйных животных и передача их новым владельцам.

5.3. Регулирование численности безнадзорных и бесхозяйных животных на территории города должно осуществляться следующими способами:

Учет безнадзорных и бесхозяйных животных на территории города;

Отлов и транспортировка отловленных животных в пункт стерилизации;

Электронное мечение и регистрация животных;

Стерилизация отловленных животных;

Размещение зарегистрированных и стерилизованных животных в приюте или передача их под опеку физических и юридических лиц.

5.4. Устранение угрозы для жизни и здоровья человека и предупреждение возникновения опасных для человека и животных болезней, передаваемых безнадзорными и бесхозяйными животными, достигается с помощью экстренного удаления с территорий города непосредственно угрожающих жизни и здоровью граждан животных с признаками бешенства и других заразных болезней.

5.5. Работа с безнадзорными и бесхозяйными животными должна выполняться с соблюдением принципов гуманного отношения к животным, исключая жестокое обращение с животными.


6. Формирование заявок на отлов безнадзорных и бесхозяйных животных


6.1. Заявки на отлов животных от физических и юридических лиц оформляются письменно или в электронном виде на сайте управы района или сайте префектуры административного округа. Заявка должна заполняться по установленной форме (приложение 1 к настоящему Регламенту). Физические лица вправе подать заявку в ОДС по телефону, сообщив данные, необходимые для заполнения заявки по установленной форме. Поступившие заявки от физических и юридических лиц, в том числе и в ОДС, оформляются и передаются в ежедневном режиме специалистам по фауне района.

6.2. Специалист по фауне района обязан рассмотреть поступившие заявки в течение одного дня. Данные о заявках фиксируются в специальном Журнале учета заявок на отлов безнадзорных и бесхозяйных животных (приложение 2 к настоящему Регламенту). Номер заявки формируется при ее занесении в Журнал учета заявок на отлов безнадзорных и бродячих животных. Нумерация в Журнале учета заявок на отлов безнадзорных и бесхозных животных ведется последовательно с 1 января по 31 декабря включительно, начиная с номера первого со сквозной нумерацией и отражением через дробь порядкового номера района города Москвы по классификатору АСУ ЕИРЦ.

6.4. На основании заявок на отлов животных от физических и юридических лиц и по результатам ежедневных осмотров и ежегодного мониторинга территории района (см. раздел 15 настоящего Регламента) специалист по фауне района должен не реже двух раз в неделю формировать пакеты заявок на отлов безнадзорных и бесхозяйных животных и передавать их Заказчику. Допускается передача по электронной почте специалистом по фауне района Заказчику отсканированных копий заявок с последующей доставкой оригиналов в течение 3 дней.

6.5. В случае если животное характеризуется заявителем наличием конфликтного или агрессивного поведения, к заявке на отлов специалист по фауне района прилагает жалобы жителей в письменной форме с обязательным указанием их адресов и контактных телефонов, а также фотографию животного (при наличии).

6.6. Специалист по фауне района обязан контролировать исполнение заявок, переданных Заказчику, внося соответствующие записи в Журнал учета заявок на отлов безнадзорных и бесхозяйных животных (приложение 2 к настоящему Регламенту) на основании информации от Заказчика.

6.7. Если Заказчик не обеспечил в полном объеме отлов животных по поступившим заявкам, то специалист по фауне района после выяснения причин и подтверждения необходимости отлова животных повторно направляет заявки Заказчику.

6.8. В случае выявления на территории административного округа животного, подозрительного по заболеванию или подозреваемого в заражении бешенством, специалисты СББЖ АО вправе подать заявку в ОДС по телефону, сообщив данные, необходимые для заполнения заявки по установленной форме. Кроме того, в нерабочее время специалистов по фауне заявка передается также непосредственно Заказчику. Заявка на отлов подозрительного по заболеванию или подозреваемого в заражении животного выполняется в течение 7 часов с момента передачи ее специалисту по фауне района (округа) и не позднее 6 часов с момента передачи ее Заказчику.


7. Отлов безнадзорных и бесхозяйных животных


7.1. Общие положения.

7.1.1. Отлову подлежат все безнадзорные и бесхозяйные животные, признаки которых указаны в п. 3.1 настоящего Регламента.

7.1.2. В первую очередь отлову подлежат животные, проявляющие агрессию к людям и другим животным, создающие опасность для дорожного движения, а также находящиеся на территориях учреждений образования, здравоохранения, спортивных сооружений, предприятий торговли, детских и спортивных дворовых площадок, зон отдыха, народных парков, памятных мест.

7.1.3. Отлов осуществляют подрядные организации только на основании заказа-наряда на отлов безнадзорных и бесхозяйных животных (далее - заказ-наряд), выданного Заказчиком (приложение 3 к настоящему Регламенту). Заказчик ведет учет заказов-нарядов в Журнале выданных заказов-нарядов (приложение 4 к настоящему Регламенту). Представитель подрядной организации получает заказы-наряды у Заказчика по доверенности, заверенной руководителем и главным бухгалтером подрядной организации.

7.1.4. Подрядные организации не имеют права самостоятельно регулировать численность животных на территориях города и вести отлов животных без заказов-нарядов Заказчика.

7.1.5. Подрядным организациям и их бригадам по отлову безнадзорных и бесхозяйных животных запрещается:

Принимать заявки напрямую от физических и юридических лиц;

Проводить отлов безнадзорных животных в присутствии детей, в местах массового скопления людей, за исключением случаев, когда животное представляет общественную опасность (например, имеет явные признаки заболевания бешенством и иными заразными, в том числе особо опасными, болезнями животных);

Изымать животных из квартир, с территории частных владений без решения суда;

Снимать собак с привязи у магазинов, аптек, предприятий коммунально-бытового назначения и в иных общественных местах;

Присваивать себе отловленных животных, а также продавать (передавать) их физическим или юридическим лицам;

Использовать запрещенные методы отлова, фармакологические препараты и вещества, не зарегистрированные в Российской Федерации.

7.1.6. В случае обнаружения животных с признаками бешенства подрядная организация обязана незамедлительно поставить в известность СББЖ АО, а также Заказчика. По согласованному с Заказчиком решению уполномоченного представителя СББЖ АО о направлении животных на карантин по заболеванию подрядная организация производит отлов таких животных и их доставку на карантинную базу ГБУ "Мосветстанция".

7.1.7. Ловцы обязаны соблюдать нормы гуманного обращения с животными при их отлове и транспортировке.

7.2. Организация работы по отлову животных.

7.2.1. Для отлова безнадзорных и бесхозяйных животных подрядными организациями должны быть сформированы одна или несколько бригад, каждая в следующем составе:

водитель-ловец - 1 чел.;

ловец-ветеринар - 1 чел.

7.2.2. К работе ловца допускаются лица, не состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, прошедшие вводный инструктаж в подрядной организации.

7.2.3. Бригада по отлову безнадзорных и бесхозяйных животных должна быть укомплектована следующими средствами для отлова безнадзорных и бесхозяйных животных:

Комплект для обездвиживания животных в городских условиях (пневмотрубка с "летающим инъекционным шприцем");

Ветеринарное устройство, стреляющее "летающим инъекционным дротиком";

Захватывающее устройство для собак;

Комплект средств, сковывающих движения;

Клетки для собак;

Клетки для кошек;

Котоловка и тому подобное.

Кроме того, бригада должна быть обеспечена сканером для определения наличия у животного чипа.

7.2.4. Средства для отлова безнадзорных и бесхозяйных животных должны соответствовать требованиям стандартов и другой технической документации.

7.2.5. Работы по отлову безнадзорных и бесхозяйных животных должны производиться в специальной одежде:

Костюм хлопчатобумажный;

Рукавицы кожаные с крагами;

Куртка хлопчатобумажная на утепленной подкладке (для зимнего периода);

Брюки хлопчатобумажные на утепленной подкладке (для зимнего периода).

На брюки должна быть нанесена светоотражающая полоска. На костюм и куртку на спину должна быть нанесена надпись с ясно читаемым названием и телефонным номером организации, осуществляющей отлов животных.

7.2.6. Состав работ бригады по отлову безнадзорных и бесхозяйных животных включает в себя:

Получение заявок-нарядов и уточнение маршрута;

Подготовительные работы, включая заправку спецавтомобиля и подготовку снаряжения ловцов-кинологов;

Встреча с заинтересованными лицами: представителями Заказчика, специалистом по фауне района и др.;

Выезд на место отлова;

Отлов безнадзорного или бесхозяйного животного, при необходимости с обездвиживанием животного;

Проверка животного на наличие электронного чипа;

Погрузка отловленного животного в спецавтомобиль;

Сверка соответствия отловленных животных заказам-нарядам, подписание документов уполномоченными лицами;

Транспортировка в стационар для стерилизации или в приют;

Передача животного в стационар для стерилизации или в приют.

7.2.7. При обнаружении на месте отлова животных, не предусмотренных заказом-нарядом, но имеющих признаки, свидетельствующие о необходимости отлова (п. 3.1 настоящего Регламента), бригада подрядной организации доводит до сведения специалиста по фауне района информацию об этих животных. Специалист по фауне района проверяет полученную информацию в ходе ежедневного осмотра территории района и предпринимает действия, предусмотренные пп. 6.2, 6.4, 6.5 настоящего Регламента.

7.2.8. Работа бригады по отлову животных должна характеризоваться следующими результатами:

Количество отловленных безнадзорных и бесхозяйных собак в среднем в течение рабочей смены - 6-9 голов;

Количество отловленных безнадзорных и бесхозяйных кошек в среднем в течение рабочей смены - 8-13 голов.

7.3. Требования к обездвиживанию животного при отлове.

7.3.1. Применяемые для обездвиживания животных средства должны быть безопасны для человека и животных и разрешены к применению законодательством Российской Федерации. Запрещено применение курареподобных препаратов при отлове животных.

7.3.2. Обездвиживание животного при отлове достигается за счет применения "летающего инъекционного шприца", выпускаемого из пневмотрубки (пневмооружия), или "летающего инъекционного дротика", выпускаемого из специального ветеринарного устройства.

7.3.3. После каждого использования указанные шприцы и дротики должны быть стерилизованы.

7.3.4. Примерный расход "летающих шприцев" или "летающих дротиков" на обездвиживание одного животного - 1,5 шт. с учетом промахов, потерь и др.

7.3.5. Период использования одного "летающего шприца" или одного "летающего дротика" охватывает процедуры обездвиживания для 8-10 животных.

7.3.6. С целью более быстрого вхождения животного в наркоз и снижения концентрации компонентов целесообразно применять сочетанный наркоз в дозах, соответствующих весу животного. Применение сочетанного наркоза позволяет уменьшить токсичность и снижает риск возникновения побочных явлений.

7.3.7. В случае необходимости при отлове безнадзорных и бесхозяйных животных водитель-ловец и ловец-ветеринар обязаны оказывать животным первую ветеринарную помощь.

7.3.8. Для планирования подрядной организацией расходов на препараты для обездвиживания животных можно исходить из среднего веса собаки 20-25 кг, кошки - 3,0-3,5 кг. Дозировка препарата принимается по рекомендациям фирмы - изготовителя препарата. Расход медикаментов планируется по показателям технологических карт на отлов животных.

7.4. Транспортировка отловленных животных.

7.4.1. Отловленные животные должны транспортироваться: - при отсутствии у животного микрочипа и других признаков мечения - в пункт стерилизации; - при наличии у животного микрочипа и других признаков мечения бригада с помощью средств телефонной связи обращается к сотрудникам Городской организации по учету и регистрации животных за информацией о наличии владельца отловленного животного, после чего: - в случае подтверждения в Общегородской базе данных животных факта стерилизации животного и отсутствия владельца - животное транспортируется в приют; - в случае отсутствия в Общегородской базе данных животных информации о стерилизации животного и подтверждении отсутствия владельца - животное транспортируется в пункт стерилизации; - в случае наличия у животного владельца, а также установления бригадой подрядной организации с помощью средств телефонной связи факта отсутствия с ним связи или нежелания владельца забрать животное - животное транспортируется в приют.

7.4.2. Транспортировка отловленных безнадзорных и бесхозяйных животных должна осуществляться на специально оборудованных для размещения животных автомобилях.

7.4.3. Для транспортировки отловленных животных в стационар для стерилизации или в приют должны применяться дооборудованные автомобили типа ГАЗ-33031 "Газель" или аналогичные, обеспечивающие людей и животных достаточным уровнем комфортности и безопасности, а также обладающие высокой маневренностью.

7.4.4. Спецавтомобиль должен быть в технически исправном состоянии.

7.4.5. Спецавтомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных и бесхозяйных животных должен быть укомплектован набором переносных клеток для кошек и собак, набором ошейников, поводков, намордников и т.п. для применения в случае необходимости.

7.4.6. При погрузке, транспортировке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.

7.4.7. Спецавтомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных и бесхозяйных животных должен обеспечивать безопасность, защиту животных от погодных условий, оборудован естественной или принудительной вентиляцией, иметь логотипы организации и номер телефона.

7.4.8. При транспортировке более 3 часов и температуре воздуха более +25 °C отловленные животные должны быть обеспечены питьевой водой.

7.4.9. Спецавтомобиль для транспортировки отловленных животных должен иметь набор ветеринарных средств для оказания экстренной помощи пострадавшим в процессе отлова и транспортировки животным. Лекарственные средства, входящие в набор ветеринарных средств для оказания экстренной ветеринарной помощи, должны быть разрешены для применения на территории Российской Федерации.

7.4.10. Не допускается эвтаназия животных в спецавтомобиле. В случае когда животное страдает до такой степени, что нужно принести ему облегчение, транспортировка в стационар или приют осуществляется под наркозом, где ветеринарный врач принимает решение об усыплении нежизнеспособных животных.

7.4.11. Ежедневно по окончании работ по отлову и транспортировке безнадзорных и бесхозяйных животных кузов спецавтомобиля, приспособления, оборудование, переносные клетки должны быть вымыты и подвергнуты дезинфекции.

7.5. Оформление документов по факту отлова и транспортировки животных.

7.5.1. Факт отлова животных по заказу-наряду подтверждается Актом отлова безнадзорных и бесхозяйных животных (приложение 5 к настоящему Регламенту), оформляемым подрядной организацией, специалистом по фауне района, специалистом по фауне округа, и который передается в дальнейшем Заказчику.

7.5.2. В случае смерти животного в процессе его отлова или транспортировки подрядная организация составляет в электронном виде Акт смерти безнадзорного и бесхозяйного животного (приложение 6 к настоящему Регламенту) и направляет его Заказчику.

Труп животного подрядная организация должна направить в Городскую ветеринарную лабораторию ГБУ "Мосветобъединение" для патологоанатомического исследования на основании договора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898.

7.5.3. Заказ-наряд по отлову в случае смерти животного в процессе отлова или транспортировки считается невыполненным, и оплата Заказчиком работы по отлову животного не производится.

7.5.4. Передача отловленных животных непосредственно в приют в случаях, предусмотренных в п. 7.4.1, подрядной организацией осуществляется по Акту приема-передачи безнадзорных и бесхозяйных животных из пункта стерилизации или отлова для транспортировки и передачи в приют (приложение 12 к настоящему Регламенту), который оформляется в 2 экземплярах и подписывается на месте отлова, реквизиты по пункту стерилизации не заполняются.


8. Стерилизация безнадзорных и бесхозяйных животных в пунктах стерилизации


8.1. Поступление животных в пункт стерилизации.

8.1.1. При передаче подрядной организацией отловленных животных в пункт стерилизации оформляется Акт приема-передачи безнадзорных и бесхозяйных животных в пункт стерилизации (приложение 7 к настоящему Регламенту).

8.1.2. Запись о поступлении животного в пункт стерилизации заносится в специальный Журнал учета поступления и движения безнадзорных и бесхозяйных животных в пункте стерилизации (приложение 8 к настоящему Регламенту).

8.1.3. Каждое животное, поступившее в пункт стерилизации, в течение 20-30 минут должно быть осмотрено ветеринарным врачом.

8.1.4. Перед осмотром животное с целью обеспечения безопасности человека и животного должно быть зафиксировано. Выбор способа фиксации зависит от вида, пола, возраста, темперамента животного и определяется ветеринарным врачом на месте.

8.1.5. По результатам первичного осмотра больное животное должно быть изолировано.

8.1.6. По результатам первичного ветеринарного осмотра на каждое животное оформляется в электронном виде Карточка учета безнадзорного и бесхозяйного животного (приложение 9 к настоящему Регламенту). В карточку учета в предназначенное для фотографии место вкладывается фотография животного (изображение животного в электронном виде в формате pdf или jpeg), соответствующая следующим требованиям:

На фотографии должно быть только одно животное;

Животное должно занимать примерно 80% площади фотографии;

На фотографии должны быть видны особые приметы животного;

Фотография должна быть выполнена в цветном варианте;

Размер фотографии должен быть 37 x 47 +/- 5 мм, разрешение изображения - не менее 540 x 360 пикселей;

Изображение должно быть четким.

8.2. Требования к пункту стерилизации.

8.2.1. Пункт стерилизации должен размещаться в строении, отдельно стоящем от жилых зданий.

8.2.2. Устройство и оборудование пункта стерилизации должно соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям законодательства Российской Федерации и города Москвы.

8.2.3. Помещения для послеоперационной передержки животных должны быть изолированы от других помещений пункта стерилизации.

8.2.4. Помещения, где содержатся животные, должны иметь отопление, естественное или искусственное освещение, вентиляцию, обеспечивающие комфортные условия микроклимата.

8.2.5. Секции для содержания собак, кошек, больных животных, операционная, кормокухня, дезинфекционно-моечное отделение, санитарный блок, бытовые помещения для обслуживающего персонала, диагностический кабинет должны иметь подводку горячей и холодной воды и быть подсоединены к канализации.

8.2.6. Естественное и искусственное освещение помещений должно соответствовать требованиям Свода правил "Естественное и искусственное освещение" СП-52.13330-2011.

8.2.7. Светильники должны быть доступны для влажной уборки.

8.2.8. Установка в помещениях ветеринарного и санитарно-технического оборудования должна обеспечивать свободный подход персонала и удобство для работы, уборки, дезинфекции помещений.

8.2.9. Пункт стерилизации должен быть укомплектован набором поводков, намордников и ошейников для собак, шлей для кошек.

8.3. Размещение и содержание животных в пункте стерилизации.

8.3.1. Собаки должны размещаться в отдельных секциях (боксах). Собаки должны содержаться в ошейниках.

8.3.2. Размеры бокса для собак должны соответствовать длине и росту животных. Минимальный размер бокса для размещения мелкой собаки - 1,5 кв. м, для крупной собаки - 2,4 кв. м.

8.3.3. Кошки могут размещаться в отдельных клетках, отсеках или вольерах (боксах). Минимальный размер бокса - 1 кв. м на одну кошку.

8.3.4. Недопустимо размещение кошек и собак в пределах видимости друг друга.

8.3.5. При содержании животного сведения о нем должны быть на бирке, прикрепленной к отсеку (боксу, клетке), и включать в себя порядковый номер и другую информацию из журнала регистрации.

8.3.6. В секциях для кошек и собак в каждом отсеке (боксе) должны находиться подстилки и поилки для животных. Во время кормления каждому животному выдается индивидуальная миска.

8.3.7. Вода в поилке должна находиться постоянно. Обязателен постоянный доступ животного к водопроводной воде.

8.3.8. Рацион питания кошек и собак устанавливается в зависимости от возраста, веса животного и вида применяемого корма. Раздача кормов животным должна производиться не реже 2 раз в сутки.

8.3.9. При кормлении сухим кормом расход составляет до 35 г корма на 1 кг веса животного в день.

8.3.10. Недопустима раздача кошкам корма, предназначенного для собак, и наоборот.

8.3.11. Ветеринарный врач может назначать диетическое или дополнительное питание больным и ослабленным животным.

8.3.12. Очистка лотков должна производиться не реже 1 раза в сутки.

8.3.13. Выгул собак допускается в зависимости от состояния здоровья животных.

8.3.14. Чистка клеток, отсеков (боксов) производится с помощью инвентаря, строго закрепленного за каждой секцией.

8.3.15. Не реже одного раза в неделю кормушки, поилки (миски), подстилки и поддоны должны подвергаться дезинфекции.

8.3.16. Влажная уборка клеток, вольеров, кабин (боксов) должна производиться ежедневно.

8.3.17. Мыть и дезинфицировать кормушки, подстилки и поилки непосредственно в секциях запрещается.

8.3.18. Контроль за эффективностью чистки и обеззараживания инвентаря возлагается на ветеринарного врача пункта стерилизации.

8.3.19. Сбор, хранение, вывоз (утилизация) отходов (подстилок, фекалий, остатков корма, послеоперационного материала, биологических отходов, шприцов и т.д.) должны осуществляться с соблюдением ветеринарно-санитарных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных требований.

8.4. Состав работ с животными в пункте стерилизации.

Состав работ с каждым животным в пункте стерилизации включает в себя:

Нанесение животному идентификационной метки;

Клинический осмотр животного;

Вакцинация животного против инфекционных заболеваний и бешенства с применением моно- или ассоциированных вакцин;

Стерилизация животного;

Послеоперационный уход за животным.

8.5. Идентификация животных.

8.5.1. Каждая кошка и собака, поступившие в пункт стерилизации, должны быть идентифицированы.

8.5.2. Для идентификации каждого животного применяется метод электронного мечения с подкожным введением микрочипа. Электронное мечение должно быть осуществлено после первичного осмотра поступившего в пункт стерилизации животного, не дожидаясь стерилизации животного. Данные электронного мечения вносятся в карточку учета животного и журнал учета поступления животных в пункт стерилизации.

8.6. Стерилизация животных.

8.6.1. Стерилизация безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек допускается начиная с пятимесячного возраста животного.

8.6.2. Перед стерилизацией животного ветеринарный врач проводит клинический осмотр животного, по результатам которого определяет способ стерилизации и условия проведения операции.

8.6.3. При проведении стерилизации животного недопустимо жестокое обращение с животным.

8.6.4. Примерный расход медикаментов и материалов для проведения регламентных работ по стерилизации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек среднего размера приведен в приложении 10 к настоящему Регламенту.

8.6.5. В период содержания животного после стерилизации ветеринарный врач должен осуществлять ежедневный врачебный осмотр животного. Уход за животными должен осуществляться круглосуточно.

8.6.6. Оплачиваемый за счет средств городского бюджета период реабилитации животных после стерилизации не должен превышать 10 дней.

8.6.7. В период нахождения в стационаре пункта стерилизации животное должно быть вакцинировано ассоциированной вакциной, содержащей компоненты против основных инфекционных болезней данного вида животных и обязательно против бешенства.

8.6.8. После стерилизации животных оформляется Акт стерилизации животных в пункте стерилизации (приложение 11 к настоящему Регламенту).

8.6.9. Данные согласно акту стерилизации животных в пункте стерилизации вносятся в карточку учета животного и в журнал учета поступления животных в стационар.

8.6.10. Карточка учета животного передается в приют при транспортировке безнадзорных и бесхозяйных животных после стерилизации, а также передается в электронном виде (по электронным адресам, предоставленным Заказчиком) в приют и Городскую организацию по учету и регистрации животных.


9. Транспортировка безнадзорных и бесхозяйных кошек и собак после стерилизации


9.1. После стерилизации проводится транспортировка безнадзорных и бесхозяйных животных в приют.

9.2. Передача животных подрядной организации для транспортировки в приют осуществляется по Акту приема-передачи безнадзорных и бесхозяйных животных из пункта стерилизации или места отлова для транспортировки и передачи в приют (приложение 12 к настоящему Регламенту), который предварительно оформляется в пункте стерилизации.

9.3. Транспортировка животного после стерилизации должна осуществляться водителем-ловцом и при необходимости ловцом-ветеринаром подрядной организации, отловившей данное животное по заказу-наряду.

9.4. Транспортировка животных из пункта стерилизации в приют должна осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего Регламента.



10.1. Общие требования к обустройству и оснащению приюта.

10.1.1. Приют должен располагать следующими помещениями, строениями, оборудованием и территориями:

Вольеры для содержания собак;

Помещения для содержания кошек;

Площадки для выгула собак;

Блок изолятора;

Блок карантина;

Ветеринарный пункт;

Санитарный блок;

Дезинфекционно-моечное помещение;

Бытовое помещение для обслуживающего персонала;

Хозяйственные помещения для хранения кормов, опилок, сена, инвентаря;

Морозильные камеры для хранения биологических отходов;

Контейнеры для твердых бытовых отходов и контейнеры для биологических отходов;

Иные помещения и оборудование, необходимые для обеспечения условий содержания животных в приюте.

10.1.2. Въезды на территорию приюта должны быть оборудованы дезинфекционными барьерами. При наличии отдельных входов на территорию приюта для персонала (посетителей) входы должны быть оборудованы дезинфекционными ковриками.

10.1.3. Приют должен иметь обеспечение централизованными, децентрализованными или иными системами водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения, наружного освещения.

10.2. Требования к вольерам для собак и помещениям для кошек.

10.2.1. Все животные в приюте содержатся в вольерах и помещениях, полы в которых должны иметь гладкую поверхность, удобную для уборки и дезинфекции, с уклоном в сторону стока. Материал полов должен быть устойчив к воздействию дезинфицирующих средств.

10.2.2. Животные в приюте могут содержаться как в индивидуальных, так и групповых вольерах. Размещение животных в групповых вольерах осуществляется в составе сложившейся стаи и с учетом указанных в настоящем разделе норм обеспеченности.

10.2.3. В приюте кошки и собаки должны содержаться раздельно. При наличии рекомендаций ветеринарного врача и/или сотрудника по социализации животных конкретных кошек и собак размещают вне зоны видимости друг друга.

10.2.4. Вольеры для содержания основного поголовья собак и помещения для содержания основного поголовья кошек должны быть отделены от блока изолятора и блока карантина.


Вольеры для содержания собак


10.2.5. Вольер для собак должен состоять из крытой утепленной части - будки (кабины) и открытой огороженной - выгула, необходимого для обеспечения минимальных потребностей животного в движении.

10.2.6. Минимальная площадь вольера для каждой собаки - 1 кв. м крытого вольера (будка, кабина) для отдыха и 2 кв. м пространства для движения (открытый вольер).

10.2.7. Будка (кабина) должна защищать животное от холода, осадков, жары и других погодных явлений. Устройство будки (кабины) должно обеспечивать температуру воздуха при нахождении в ней собаки не ниже +7 °C (многослойные стенки с утеплителем и т.д.).

10.2.8. Приют должен располагать огороженной площадкой (площадками) для свободного выгула животных, удовлетворяющей потребностям собак в движении, а также в общении друг с другом.

10.2.9. Размеры площадки для выгула собак должны быть достаточными для выгула в течение суток всех животных, размещенных в приюте. Численность одновременно выгуливаемых собак определяется из расчета 8 кв. м площади на 1 собаку. Высота ограждения площадки должна составлять не менее 2 м.

10.2.10. При отсутствии или недостаточности размеров площадок для выгула собак в приюте выгул собак может осуществляться на тех территориях, расположенных рядом с приютом, на которых не запрещен выгул собак с учетом требований Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве.


Помещения для содержания кошек


10.2.11. Помещение для кошек должно состоять из крытой утепленной части, необходимой для обеспечения минимальных потребностей животного в движении, и примыкающей к ней выгульной площадки. Минимальная площадь помещения, приходящаяся на одну кошку, составляет 1 кв. м. Утепленная часть должна защищать кошек от холода, осадков, жары и других погодных явлений и обеспечивать температуру воздуха при нахождении кошек не ниже +15 °C.

10.2.12. Перед входом в помещения для кошек должен быть оборудован сетчатый тамбур.

10.2.13. Площадка для выгула кошек должна примыкать к помещению, где содержатся кошки, и быть огорожена со всех сторон, в том числе сверху. Размеры площадки для выгула кошек должны быть достаточными для выгула в течение суток всех животных, размещенных в приюте. Численность одновременно выгуливаемых кошек определяется из расчета 1 кв. м площади на 1 кошку. На площадке должны быть размещены игровые устройства для кошек.

10.4.2. Конструкция индивидуальных боксов должна исключать возможность контакта животных друг с другом.

10.5. Требования к прочим строениям и помещениям приюта.

10.5.1. Дезинфекционно-моечное помещение в приюте организуется в соответствии с ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства РФ и города Москвы.

10.5.2. Ветеринарный пункт и санитарный блок, размещаемые на территории приюта, содержатся в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями законодательства РФ и города Москвы. Наличие оборудования и инвентаря должно соответствовать Перечню специального оборудования и инвентаря в ветеринарном пункте приюта (приложение 13 к настоящему Регламенту).

10.5.3. Помещения для хранения кормов должны обеспечивать условия их хранения, определенные изготовителем кормов.

10.5.4. Бытовые помещения для обслуживающего персонала и хозяйственные помещения, помещения для хранения подстилки (опилок, сена, соломы и др.) должны соответствовать строительным нормам и правилам, правилам противопожарной защиты.

10.6. Прием, движение и выбытие животных в приюте.


Прием животных в приют


10.6.1. В приют должны доставляться для размещения: - из пункта стерилизации безнадзорные и бесхозяйные животные, отловленные на территории города Москвы; - с места отлова: - безнадзорные и бесхозяйные животные, отловленные на территории города Москвы и имеющие микрочип и другие признаки мечения, в случае подтверждения в Общегородской электронной базе данных животных факта стерилизации животного и отсутствия владельца; - безнадзорные животные, отловленные на территории города Москвы и имеющие микрочип и другие признаки мечения, в случае наличия у животного владельца и установления бригадой подрядной организации с помощью средств телефонной связи факта отсутствия с ним связи или нежелания владельца забрать животное; - на основании решений судов о помещении в приют животных, оставшихся без владельца и попечения.

10.6.2. При передаче животных в приют из пункта стерилизации или с места отлова, представителем подрядной организации и управляющим приюта должен быть составлен акт приема-передачи животного в приют (приложение 12 к настоящему Регламенту). Для животных, поступивших из пункта стерилизации, к акту приема-передачи животного прилагается карточка учета животного. Для животных, поступивших с места отлова, на каждое животное оформляется в электронном виде Карточка учета (приложение 9 к настоящему Регламенту).

10.6.3. В случае обнаружения животного, оставленного без надзора около приюта, составляется Акт приема животного в приют, оставленного без надзора (приложение 14 к настоящему Регламенту), подписываемый руководителем управляющей организации приюта и двумя сотрудниками. Не позднее чем в течение 3 дней о данном животном необходимо поставить в известность органы местного самоуправления или полицию в соответствии с п. 2 ст. 230 ГК РФ.

10.6.4. Все животные, поступившие в приют, должны быть незамедлительно осмотрены ветеринарным врачом с составлением Акта первичного ветеринарного осмотра животного, поступившего в приют (приложение 15 к настоящему Регламенту). Животное помещается в блок карантина на срок от 10 до 30 дней с момента поступления в приют.

10.6.5. Запись о поступлении животного в приют заносится в Журнал движения животных в приюте (приложение 16 к настоящему Регламенту) в течение суток с момента поступления животного.

10.6.6. При поступлении животного в приют в карточку учета животного вносятся соответствующие записи, а отсканированная копия карточки учета направляется с помощью электронных средств связи в Городскую организацию по учету и регистрации животных.

В дальнейшем при изменении характеристик животного, указанных в карточке учета, Управляющей организацией приюта в карточку учета животного вносятся соответствующие изменения, а отсканированная копия измененной карточки учета направляется с помощью электронных средств связи в Городскую организацию по учету и регистрации животных.

10.6.7. Обо всех случаях поступления в приют животных не из пунктов стерилизации в течение суток необходимо информировать территориальное подразделение ГБУ "Мосветобъединение".

10.6.8. Все животные, поступающие в приют не из пунктов стерилизации, подлежат обязательному обследованию (сканированию) на предмет обнаружения ранее установленного электронного чипа или других индивидуальных идентификационных меток. Обследование (сканирование) проводится в день поступления животного в приют. При отсутствии у животного идентификационной метки (микрочипа) ему устанавливается микрочип с занесением записи о дате идентификационного мечения и номере микрочипа в Журнал движения собак/кошек в приюте (приложение 16 к настоящему Регламенту).

10.6.13. По каждому случаю смерти животных, содержащихся в приюте, незамедлительно информируются территориальные подразделения ГБУ "Мосветобъединение" - СББЖ АО. Управляющая организация приюта обеспечивает хранение трупов павших животных и других биологических отходов до момента их утилизации в специальных морозильных камерах. Утилизация биологических отходов приютов осуществляется в соответствии с нормами ветеринарного законодательства Российской Федерации. Об упорядочении содержания домашних и отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования "Город Подольск Московской области" "Правилами содержания собак и кошек в городе Подольске", "Положением по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в городе Подольске")

  • Постановление главы Можайского района МО от 29.12.2005 N 4059-П О неотложных мерах по предупреждению заболеваемости бешенством людей и животных в Можайском районе на 2006-2010 годы" "Временными правилами содержания собак и кошек в г. Можайске и Можайском районе", "Временным положением по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в Можайском районе", "Временным положением о функционировании мест для выгула собак")
  • Распоряжение ДЭПиР г. Москвы от 26.10.2007 N 57-Р О предельных тарифах на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию в стационаре пункта стерилизации и в приюте, эвтаназии безнадзорных и бродячих животных, подбору мертвых животных
  • Распоряжение ДЭПиР г. Москвы от 27.04.2006 N 14-Р О предельных тарифах на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию в стационаре пункта стерилизации и приюте, эвтаназии безнадзорных и бродячих животных, подбору мертвых животных
  • Постановление главы администрации г. Калининграда МО от 02.07.1996 N 1308 Об усилении мероприятий по содержанию животных и отлову безнадзорных кошек и собак в Калининграде Московской области и прилегающих поселках" "Положением по отлову и уничтожению безнадзорных животных)
  • Постановление главы городского округа Лыткарино МО от 08.02.2008 N 21-п О неотложных мерах по предупреждению заболеваемости бешенством людей и животных на территории городского округа Лыткарино Московской области" "Правилами содержания собак и кошек в городе Лыткарино Московской области", "Положением по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в городе Лыткарино Московской области")
  • Решение городской Думы г. Дзержинский МО от 24.06.1998 N 4/7 Об упорядочении содержания собак и кошек в городе Дзержинском Московской области" "Положением по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в городе Дзержинском Московской области)