Богослужебные указания.

Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Прп. Феодо́сия, игумена Киево-Пече́рского.

Мчч. Тимоф е́ я и М а́ вры . Печ е́ рской-Нерукотворной и Св е́ нской-Печ е́ рской икон Божией Матери. Иконы Божией Матери, именуемой «Св е́ нская-Печ е́ рская» .

Прпп. Иулиан и́ и и Евпракс и́ и Московских.

Совершается служба отдания праздника Пасхи (А) .

Приводим также порядок совершения полиелейной службы п рп. Феод о́ сия, игумена Киево-Печ е́ рского, в соединении со службой Триоди (Б) . При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «… а́ ще случ и́ тся свят а́ го ап о́ стола Ио а́ нна Богосл о́ ва в ср е́ ду пред Вознес е́ нием, во отд а́ ние П а́ схи ».

А. Начало вседневной вечерни пасхального начала

По предначинательном псалме – великая ектения и кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаг о́ лет с и́ лы Тво я ́ …».

Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

е́ ннаго Сп а́ са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнач а́ е́ ре Господня…». Сугубая сокращенная ектения, и прочее по обычаю.

милуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (на амвоне при закрытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

Примечание.

На утрене пасхального начала

а́ льное Слово…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, дв е́ ре Господня…».

у ́ и Д у́ хови Собезнач а́

«Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: Пасхи на 6 (ирмосы по дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4.

Катавасия Вознесения: «Спас и́ телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален праздника Триоди, глас 1-й: «Вооч и́ л еси, Христ е ́ …» (). «Слава, и ныне» – предпразднства Вознесения, глас тот же: «Род и́ лся еси…».

Примечание. «К тропар е́ м же кан о́ нов слеп а́ го и предпр а́ зднства, глаг о́ лем стих и ́ п е́

о́ тию усн у́ в…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: « У́ мныя мо и ́ о́

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й – 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

а́ льное Слово…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, дв е́ ре Господня…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

а́ льное Слово…», и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душ е́ вныма оч и́ ма…».

На Литургии пасхальное начало

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный. «Слава» – кондак праздника Триоди (о слепом), «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, ег дуемся и возвесел и́ мся во-нь»; стих: «Испов е́ дайтеся Г о́ сподеви…».

Апостол и Евангелие – дня.

Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскр е́ с, ущ е́ дриши Си о́ на»; стих: «Господь с Небес е ́ на з е́ млю призр е ́ ».

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово…».

Окончание Литургии (после «Б у́ е́ ние Госп о́ е́ ы́ й из мертвых, см е́ ртию смерть попр

Примечание.

Б. Начало великой вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала : «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом.

По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и преподобного , глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Приид и́ те, стец е́ мся вси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Кто возглаг о́ лет с и́ лы Тво я ́ …».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3 . Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощ е́ ннаго Сп а́ са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мон а́ хов мн о́ жества…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь а́ ди…».

Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, по милуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (в открытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня).

На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.

На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнач а́ льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас р а́ ди…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отц у ́ и Д у́ хови Собезнач а́ льный…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом . Седальны преподобного по 1-м и 2-м стихословии (глас 4-й: « Зв а́ нию Г о́ спода …» , и глас 8-й: « Сл е́ зными теч е́ ньми …» ). «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: « От утр о́ бы освящ е́ н быв …» , «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отц у ́ и Д у́ хови Собезнач а́ льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й : «Честн а ́ пред Г о́ сподем смерть препод о́ бных Ег о ́ »; стих: «Что возд а́ м Г о́ сподеви о всех, я́ же воздад е ́ ми?». Евангелие – преподобного . «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго …». Стихира преподобного , глас 8-й: « На н е́ бо тек у́ щее возш е́ д …».

Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. «По е́ м же во вс я́ кой п е́ сни троп а́ рь о слеп о́ м по дв а́ жды. Сл а́ ва – Тр о́ ичен, И н ы́ не – Богор о́ дичен… Предпр а́ зднства же [Вознесения Господня] кан о́ н зде оставл я́ ется; и по е́ м ег о ́ во вт о́ рник напред и ́ » (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спас и́ телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного , глас 3-й ; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвар и́ вшия утро…». «Слава» – седален преподобного , глас тот же (по выбору) , «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Вооч и́ л еси, Христ е ́ …» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе ).

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. К тропарям канонов преподобного и Триоди (о слепом) «глаг о́ лем стих и ́ п е́ сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пл о́ тию усн у́ в…». «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника Триоди: « У́ мныя мо и ́ о́ чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры преподобного , глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Препод о́ бне о́ тче…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнач а́ льное Слово…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас р а́ ди…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнач а́ льное Слово…». «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки Пасхи и преподобного – попеременно.

На Литургии после возгласа «Благословено Царство…» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе: «Приид и́ те, поклон и́ мся… воскрес ы́ й из мертвых, по ю́ щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, ег о́ же сотвор и ́ Господь, возр а́ дуемся и возвесел и́ мся во-нь»; стих: «Испов е́ дайтеся Г о́ сподеви…»; и преподобного, глас 7-й: « Честн а ́ пред Г о́ сподем …».

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскр е́ с, ущ е́ дриши Си о́ на»; и преподобного, глас 2-й: « Свящ е́ нницы Тво и ́ облек у́ тся в пр а́ вду …».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и преподобного: «В п а́ мять в е́ чную…».

Окончание Литургии (после «Б у́ ди имя Господне…» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослов е́ ние Госп о́ дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гроб е́ х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскрес ы́ й из мертвых, см е́ ртию смерть попр а́ вый и с у́ щим во гроб е́ х жив о́ т даров а́ вый…» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.

Примечание. «На трап е́ зе быв а́ ет бр а́ тии утеш е́ ние вел и́ кое, с и́ речь: ел е́ ем, р ы́ бою и вин о́ м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Св е нская-Печ е рская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130.

«В греческой Цветной Триоди, помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое для вторника и среды настоящей седмицы, в котором во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду – отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой. На вечерне положены стихиры на «Господи, воззвах» воскресные, глас 1-й, на 6. «Слава, и ныне» – «Всемирную славу…». На стиховне – стихира 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе…», затем стихиры Пасхи. Отпуст вечерни пасхальный. Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные. О предпраздничном каноне Вознесения сказано, что он поется, когда изволит настоятель. Полагаем, что для приходских церквей допустимо принять это чинопоследование» [Из Православного календаря на 1929 год, изд. Митрополита Сергия (Страгородского)].

Ср.: Типикон, 23 апреля, 5-я Маркова глава; 21 мая, «зри». Настольная книга священнослужителя. М., 1992 2 . Т. 1. С. 110.

. Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского.

Поется 9-й час по пасхальному чину.

По окончании 9-го часа начинается великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.

На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Недосто́йно стоя́ще…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 3-й: «Стра́стию Твое́ю, Христе́…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресе́ния день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И трижды тропарь «Христос воскресе из мертвых…».

По исполнении стихир и тропаря Пасхи – обычный возглас: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…», и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).

Совершается последование пасхальных часов за малое повечерие.

Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая.

Канон Пасхи: «Воскресения день…» со ирмосом и с Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды) с припевом: «Христос воскресе из мертвых» (см. в понедельник, вариант А ).

По 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…».

По 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от Гроба…» – по трижды.

9-я песнь – см. в понедельник (вариант А ).

Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…» (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 4, и стихиры Пасхи, глас 5-й.

Отпуст пасхальный с Крестом и, по традиции, с трисвещником.

Часы Пасхи.

На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Вели́чит душа́ Моя Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Моем»; стих: «Яко призре́ на смирение Рабы́ Своея́, се бо отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди».

См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 397–407.

Материал этого раздела взят с Официального сайта Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Богослужебные указания за 15 марта 2019 года

Пятница 1-й седмицы. Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная». Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава).

Календарные заметки:

Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на субботу, 3 марта.
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – седален сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей…» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 3-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших…» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема…». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию…».

Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.

Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: «Му́ченицы Госпо́дни…» (дважды), «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» и «А́ще ка́я доброде́тель…») , и вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

чин молебного пения

Примечание.

Иерей читает молитву над коливом

Примечание.

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь…».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

В 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене в субботу 4-й седмицы будут петься не в великопостной редакции.

Данная рекомендация в текущем году относится также и к пятнице 4-й седмицы поста, поскольку в 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».

В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Му́ченицы Госпо́дни…».

См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш…» и «Прииди́те, поклони́мся…» (3).

Четверг 4-й седмицы по Пасхе. Прп. Фео́дора Трихи́ны.

Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского.

Служба прп. Фео́дора Трихи́ны не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Егда́ прише́л еси…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак преподобного, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Го́споди, пре́жде Честна́го Твоего́ Креста́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды).

На часах – тропарь Преполовения. Кондак только Преполовения.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Понедельник, 3 мая (ст.ст.) 16 мая 2019 (нов. ст.)

Понедельник 4-й седмицы по Пасхе. Мчч. Тимоф е́ я и М а́ вры. Прп. Феод о́ сия, игумена Киево-Печ е́ рского.

Печ е́ рской-Нерукотворной и Св е́ нской-Печ е́ рской икон Божией Матери.

Прпп. Иулиан и́ и и Евпракс и́ и Московских.

Служба мчч. Тимофе́ я и Ма́ вры не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди(А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Феодо́ сия Киево-Печерского в соединении со службой Триоди(Б) .

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 8-й - 3, и мучеников, глас 4-й - 3. «Слава, и ныне» - праздника Триоди, глас 5-й: «Прио́ вчей купе́ ли...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» - праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́ нию Пречи́ стою...».

На утрене на «Бог Господь» - тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́ тся небе́ сная...» (дважды). «Слава» - тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ ка...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́ вно, сла́ вно творя́ й чудеса́ ...» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и мучеников на 4.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях - ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни - кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» - седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́ л разсла́ бленнаго...» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни - кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́ бец...». «Слава, и ныне» - тот же светилен (см. в Неделю о расслабленном).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й - 4 (первая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́ н мертве́ ц...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» - праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́ де Иису́ с во Иерусали́ м...».

По Трисвятом - тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́ тся небе́ сная...». «Слава» - тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ ка...».

На часах - тропарь воскресный. «Слава» - тропарь мучеников. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я - 6 (со ирмосом).

По входе - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мучеников; кондак храма святого. «Слава» - кондак мучеников, «И ныне» - кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий - праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном).

Апостол и Евангелие - дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́ те...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» - 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й - 3, и преподобного, глас 5-й - 5 (первые две стихиры - дважды). «Слава» - преподобного, глас 8-й: «Прииди́ те, стеце́ мся вси...», «И ныне» - праздника Триоди, глас 5-й: «Прио́ вчей купе́ ли...».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного - 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 8-й (со своими припевами) . «Слава» - преподобного, глас тот же: «Мона́ хов мно́ жества...», «И ныне» - праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́ нию Пречи́ стою...» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом - тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́ тся небе́ сная...». «Слава» - тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ ди...».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143-144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» - тропарь святого, «И ныне» - Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см.его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» - тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́ тся небе́ сная...» (дважды). «Слава» - тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ ди...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии - седален преподобного, глас 4-й: «Зва́ нию Го́ спода...» (дважды). «Слава, и ныне» - седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ ние обрето́ ша...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) .

По 2-м стихословии - седален преподобного, глас 8-й: «Сле́ зными тече́ ньми...» (дважды). «Слава, и ныне» - седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ ние обрето́ ша...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «От утро́ бы освяще́ н быв...» (дважды). «Слава, и ныне» - седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ ние обрето́ ша...» (см. по 2-м стихословии). Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́ сподем смерть преподо́ бных Его́ »; стих: «Что возда́ м Го́ сподеви о всех,я́ же воздаде́ ми?». Евангелие - преподобного. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» - «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 8-й: «На не́ бо теку́ щее возше́ д...».

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́ вно, сла́ вно творя́ й чудеса́ ...» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни - кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален преподобного, глас 4-й. «Слава» - ин седален преподобного, глас тот же, «И ныне» - седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́ л разсла́ бленнаго...» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни - кондак и икос преподобного, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» - светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́ бец...» (см. в Неделю о расслабленном).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й - 3 (см. на стиховне утрени) , и преподобного, глас 2-й - 3. «Слава» - преподобного, глас 6-й: «Преподо́ бнео́ тче...», «И ныне» - праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́ н мертве́ ц...» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом - тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́ тся небе́ сная...». «Слава» - тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ ди...».

На часах - тропарь воскресный. «Слава» - тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я - 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я (или 6-я) - 4.

Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, 1-го канона песнь 3-я - 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я - 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (о расслабленном).

По входе - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» - кондак преподобного, «И ныне» - кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий - праздника Триоди (см. в Неделю о расслабленном) и преподобного.

Апостол и Евангелие - дня и преподобного.

Задостойник Пасхи.

Причастен - Пасхи: «Тело Христово приими́ те...», и преподобного: «В па́ мять ве́ чную...».