Как пережить расставание. Наука расставания

Она ушла, когда болели и один за другим умерли отец и брат. Мне и сегодня до омерзения стыдно, что ее уход ударил по мне больнее их смертей.

Давно было ясно, что мы не пара. Отношения были не то чтобы конфликтными или холодными, они были никакими и тем более тягостными. Но когда он заявил, что уходит, это было как обухом по голове.

Не понимаю, что я такого сделал, что она не может со мной жить?!

Как он может ложиться в постель с другой и делать то, что когда-то делал со мной?! Ну да, я сказала, что мы давно не спим вместе, но какое это имеет значение?

Сравнительно редко люди расстаются по взаимному спокойному согласию и потом способны сохранять дружеские и поддерживающие отношения. Чаще травма разрыва выводит пару на тропу войны, втягивающей в себя детей, родственников, друзей и выжигающей все вокруг почище новейших систем залпового огня. Ни у какой науки нет правильной для всех формулы расставания. Но есть некоторые вещи, напоминание о которых может помочь отказаться от тактики выжженной земли и реализовать ресурсы кризиса отношений.

Сейчас я даже благодарен ей. Да, это было больно. Но если бы не это вскрытие нарыва, жизнь, наверное, так и тянулась бы изнурительной тягомотиной, как хроническая инфекция.

Я тогда чуть не покончила с собой. Оглядываюсь и думаю, какой дурехой была. Мы недавно случайно пересеклись в одной компании: он с женой и я с мужем. Никаких напрягов. Подумала, что мы оба хорошие, просто не надо нам быть в одном букете, как лилиям с маками.

Не отношения сломаны тем, что у партнера появился кто-то на стороне. Этот кто-то появился потому, что они уже сломаны

Нетрудно заметить: обычно расставания проходят в том же ключе, что и развивались сами отношения. Это в общем вроде бы понятно и иначе быть не может, но... если отношения в этом ключе зашли в тупик, какой смысл строить в этом же ключе расставание, не зайдет ли в тупик и оно? Отношения так или иначе были сотрудничеством, бытием хоть и тягостным, но вместе.

Расставание - разрыв «вместе», самоопределение, самостояние. Возможно ли сотрудничество в расставании? Оно начинается с сотрудничества с самим собой, с попыток задать себе обыкновенные нелепые вопросы и найти (свои) ответы на них.

Самый непродуктивный вопрос: почему? Каждый чувствует себя правым, и, уж будьте спокойны, оба найдут ворох причин, побуждающих переделывать друг друга, когда один и другой будут защищать свою правоту, переделке сопротивляясь. Или «А! У тебя кто-то завелся?!» с агрессией к «вору». Мимо: не отношения сломаны тем, что кто-то завелся, а кто-то завелся потому, что они уже сломаны.

Для уходящего важен вопрос, зачем, для чего он уходит, и как можно более конкретный ответ от себя самого. Без этого уход - попытка вырваться из капкана с очень высокой вероятностью тут же попасть в следующий: «Не могу больше под ее каблуком» - и тут же юрк под другой.

Расставание - кризис, выйдя из которого каждый пойдет теперь уже своей дорогой

Тому, кого оставили, труднее уже тем, что разрыв для него неожиданен и руль выскальзывает из рук. Возмущенный разум закипает на огне эмоций. Несколько сбавить накал страстей может попытка разобраться, что именно пугает, напрягает, вызывает протест. Всех проблем это не разрешит, но, по крайней мере, обозначит реальные цели и способы поведения. Защищать свою любовь или нажитые вместе имущество и деньги - две большие разницы.

Совершенно разрушительны попытки «чтения мыслей» другого. В период влюбленности, медового месяца они были знаком близости, любви, заботы, но теперь они - знак опасности, принимаются в штыки и мешают и без того трудным переговорам.

Допустим, удалось не отпустить уходящего, приковать к домашней печке, надев пояс верности... Вас устроит жизнь с этим несчастным домашним животным?

Иногда пара не может ни расстаться, ни быть вместе. Семейный психолог не поп, не секретарь парткома - готовых решений у него нет. Но с ним можно прояснить себя, «прозвонить» мешающие принятию решения блоки. Расставание - кризис, выйдя из которого каждый пойдет теперь уже своей дорогой. Не переломать ноги себе и другому - то, что мы можем сделать. И это очень немало.

Мелочей не бывает. Некоторые пары то и дело ссорятся из-за мелочей: кому сегодня мыть посуду, чья очередь гулять с собакой, какой телеканал включать. Но эти микроконфликты моментально угасают - без всяких серьезных последствий. А у кого-то из мелких разногласий выстраивается непреодолимый барьер: обе стороны стоят на своем и не желают идти на разумный компромисс. Такое упорство - тревожный знак, сигнал о том, что один из партнеров выплескивает в мелких бытовых стычках накопившуюся глобальную неудовлетворенность. Если не найти способов договориться, то дискомфорт приведет к глубокому разочарованию, и тогда кризис неизбежен. Проявляться он может в разных формах. Вот самые типичные.

  • Измена. Вы застали любимого с другой. Он уверяет вас, что раскаивается, что это первый и последний раз. Постарайтесь простить его и никогда больше не вспоминать об этом. Но если после всех обещаний и извинений вновь последует измена - вам придется хорошенько все обдумать и принять кардинальное решение. У вас всегда есть выбор - смириться с ситуацией, постараться ее изменить, или же все-таки уйти. Но уходить стоит лишь после того, как все уже обговорено, и не осталось надежды.
  • Новое чувство. Серьезная влюбленность, в отличие от эпизодической измены, свидетельствует о том, что партнеры глубоко разочарованы теперешними отношениями. Но как определить, безнадежен ваш случай или нет? Известны примеры, когда расстаются люди, казалось бы, созданные друг для друга. А пары, которые постоянно ссорились, неожиданно обретают гармонию. Поэтому не делайте резких движений: постарайтесь расслабиться и какое-то время просто плыть по течению.
  • Страхи. Иногда мысль о расставании возникает из-за неуверенности в себе, порождающей тревогу и опасения. Если женщина склонна к мнительности, она начинает страшиться будущего, подсознательно настраивая себя на "плохой конец". Бытовые неурядицы, материальные проблемы, дальние поездки мужа, разница в возрасте (он моложе), страх, что он начнет изменять - все это может привести к тому, что женщина, не дожидаясь худшего, поспешит уйти первой. Прежде чем решаться на разрыв отношений, постарайтесь понять: а не бежите ли вы от себя, от нежелания преодолеть собственную нетерпимость, обидчивость, ревность и другие слабости? Если не разобраться в этом сейчас, шлейф проблем потянется за вами по жизни, разрушая все будущие связи.
  • Самопожертвование. Женщина может воспринимать существующие препятствия как непреодолимые - все ту же разницу в возрасте, образовании, в социальном положении. Она отчетливо понимает, что никогда не сможет дать партнеру то, в чем он так нуждается. И вроде бы ничего другого не остается, как уйти, бесповоротно и навсегда.

Но если вы все еще сомневаетесь, то не обвиняйте себя и партнера. Откровенно обсудите все, что вас волнует, сделайте все возможное, чтобы наладить отношения. Поговорите о причинах вашего охлаждения: может быть, дело не в нем и не в вас, а в объективных обстоятельствах? Расскажите друг другу, как вы представляете себе идеальную модель партнерства, и постарайтесь перенести ее в реальную жизнь, договориться о взаимных компромиссах. Говорите не о любви, а о линии поведения каждого. И, наконец, попробуйте заглянуть в будущее. Подумайте, что ждет вас и вашу половину лет через десять, если ваши отношения сохранятся. И только после этого принимайте окончательное решение. Если вы все же решили уйти, то приготовьтесь к трудностям.

  • Эмоциональная "ломка". Сразу после расставания (даже если это было единственно возможным выходом), человек вступает в полосу беспокойства, сомнений и даже сожалений о своем поступке. Вас могут одолевать терзания, размышления о собственной вине, боязнь новых отношений, страх перед обманом и болью. Острая фаза "ломки" обычно длится около шести недель, но иногда растягивается и на несколько месяцев. В этот сложный период ваша главная задача - вновь пробудить в себе интерес к жизни. Вспомните, что вас больше всего занимало до знакомства с экспартнером? О чем вы мечтали, к чему стремились? Подумайте, в чем ваша сила, и как вы можете проявить ее сейчас, в этот самый момент?
  • Долгое прощание. Вы пытаетесь уйти, но никак не можете. Получается нечто вроде качелей: последнее свидание, возвращение, снова последнее свидание, снова возвращение. И в точности так же поступает ваш партнер. Но, воссоединяясь, вы оба каждый раз чувствуете: все вернулось на круги своя, и перспектив у вас нет. Лучший способ разорвать этот порочный круг - окончательно прекратить отношения. Вернуться в прошлое нельзя, как бы нам этого не хотелось. Надо смотреть в будущее!
  • "Останемся друзьями". Тот, кто был инициатором разрыва отношений, иногда старается сменить амплуа: сыграть роль "хорошего друга". А вот тот, кого "бросили", такую перемену роли воспринимает с трудом, если вообще воспринимает. Он может попытаться сыграть новую роль, но мифическая "дружба" для него - подсознательная надежда на возвращение. И рано или поздно эти чувства могут вырваться наружу. Если романтические отношения действительно закончились, то необходимо некоторое время побыть вдали друг от друга, не превращая бывшего партнера в эмоциональный "костыль". Может быть, когда-то вы еще и станете друзьями... Но не сразу после расставания.
  • Злость. Это естественная реакция на боль, которую вам причинили. Или на себя - за то, что "была такой дурой", и столько времени потратила впустую. Злоба - чувство стойкое и душу бередит очень долго. Не позволяйте себе сводить счеты, распускать гадкие слухи про "бывшего", не пытайтесь делать его жизнь невыносимой. В конечном счете, это может обернуться против вас. Наоборот, постарайтесь направить свою злость в мирное русло. Эту энергию лучше использовать конструктивно - для завоевания новых высот, в том числе и в личной жизни.
  • Сомнения. Некоторые считают, что есть "правильные" и "неправильные" способы расставания. "Правильные" якобы приведут к новому счастливому союзу, а "неправильные" - к бесконечному страданию. На самом деле это не так: по большому счету, правил здесь не существует. Надо просто положиться на свою интуицию и во всем себе доверять. Самый счастливый человек - тот, кто самостоятельно делает свой выбор, умеет радоваться своим победам, справляться с потерями и двигаться по жизни дальше.

Как сделать разрыв отношений не таким болезненным для нас и наших "бывших", как сохранить самоуважение и не мучиться потом от чувства вины в том случае, если вы являетесь инициатором разрыва?

  • Всему свое время. Очень важно выбрать подходящий момент для ответственного разговора. Оцените не только собственное эмоциональное состояние, но и состояние партнера. Подготовьтесь к разговору, продумайте, что и как вы будете говорить, чтобы не задеть самолюбие партнера. Не торопитесь, но и не затягивайте разговор, ведь каждая минута может причинить дополнительную боль. Нельзя начинать беседу, когда навалилось множество других серьезных проблем, требующих неотложного решения.
  • Каждому свое. Учитывайте особенности характера партнера. Нельзя резко "обрушивать" свое решение на нервного, вспыльчивого человека. Такой "заход" может трагически кончиться не только для него, но и для вас. Если вы имеете дело с человеком слабым и зависимым, не поддавайтесь его манипуляциям и "давлению на совесть". Сохраняйте невозмутимый вид, если вас упрекнут в черствости и безжалостности. Не верьте слезам, обморокам, угрозам самоубийства и расправы. Постарайтесь успокоить партнера, но не позволяйте себя "загипнотизировать". Можно заранее подготовить почву для ухода: например, познакомить партнера с потенциальной возлюбленной, или создать ему условия для занятия новым интересным делом.
  • Четко и ясно. Решающую беседу ведите спокойно, доверительно и откровенно, чтобы не оставалось неясностей. Четко дайте понять, что пути назад нет. Не бойтесь быть твердой, иначе вы никогда не выберетесь из недомолвок и лжи. Телефонный разговор возможен, если отношения выяснены и практически все уже сказано, а лишняя встреча только добавит огорчений. Доверьтесь своим чувствам и поберегите себя. Однако с навязчивым человеком одного телефонного разговора будет недостаточно. Приготовьтесь "держать оборону"! И учтите самое главное: чем лучше контролируете ситуацию, тем легче перенесете расставание.

Если инициатором расставания явился ваш партнер, для того чтобы не терзать себя бесконечными надеждами и не сидеть, уставившись на дно рюмки, уясни себе, что все происшедшее - свершившийся факт. Да, он ушел. Повторенная раз сто, вперемешку со слезами, на сто первый эта ужасная фраза вдруг перестанет иметь власть над тобой. Это очень важно и уже очень много. Это как первая маленькая победа в твоем сражении за себя. Ведь признайся, кем тебе в глубине души хочется быть: тряпкой или настоящей сильной женщиной, способной пережить расставание, подняться и идти дальше вопреки всему?

  • Поделись своей неприятностью как можно с большим числом людей. В психоанализе это называется методом рассеивания горя. В результате в скором времени ты ощутишь, что на душе не так тяжело.
  • Сядь перед зеркалом и расскажи себе о своем горе. А лучше - не удивляйся - пропой! Психологи утверждают, что подобная терапия довольно эффективно снимает стресс. Кроме того, тебя так увлечет попытка взять высокую или, напротив, низкую ноту, что еще до конца своей сольной исповеди ты можешь забыть о ее первоисточнике. Кстати, тренировки перед зеркалом лучше закончить упражнениями в искусстве мимики. Пара хороших рожиц перед зеркалом повысит тебе настроение. Твоя задача - доказать себе всю несерьезность проблемы.
  • Дневник. Это прекрасный способ избавиться от навязчивых воспоминаний, обид, снять с себя всю тяжесть наступившего момента. Все твои мучения, попытки разобраться в происшедшем, оскорбленные чувства, хотя бы раз поверенные бумаге, становятся прошлым. Прожитые и описанные эмоции перестают давить на душу тяжелым бременем и постепенно отпускают. Ты как бы освобождаешься и вновь обретаешь способность контролировать себя и свои переживания.
  • Трудись. Изведи себя. В прямом смысле. Неважно, что это будет: бег, аэробика, перестановка в комнате, яростная стирка (забудь о стиральной машине), остервенелое мытье полов. Мы почему-то забываем о неизбежной связи нашей души с телом и о том, что иногда надо загнать последнее, чтобы освободить первую.
  • Дай выход эмоциям. Отхлестан себя как следует веником в парной, нырни после этого в холодный бассейн; выберись куда-нибудь, например поближе к железной дороге, но не с намерениями Анны Карениной, а с целью прокричаться, как Лайза Минелли в "Кабаре", проораться и прореветься без опасений быть сданной в сумасшедший дом перепуганными соседями. Дай волю эмоциям, их необходимо выпустить наружу, чтобы они не разрушили тебя изнутри.
  • Посвятить все силы карьере. Если твоя личная жизнь временно разрушена, это еще не повод пускать под откос все остальное. Пусть тебя вдохновляет мысль, что хотя бы на работе успех зависит в основном от тебя самой, а не от постороннего человека, которого ты по глупости пустила в свою жизнь. К тому же, чем больше будут твои собственные достижения и - соответственно - уверенность в себе, тем легче найдется действительно достойный кандидат на место рядом с тобой. Ведь успех - мощный фактор сексуальной привлекательности.
  • Чаще устраивай себе праздники. К примеру, посмотри любимый фильм, перечитай любимую книгу. Одевайся нарядно, если даже намерена провести вечер дома. Проводи больше времени в кругу друзей, посещай различные вечеринки, займись спортом. Сделай так, чтобы твоя жизнь была насыщена событиями.
  • Диета. Да-да. Банальная диета. Не стоит излишне драматизировать все происшедшее, кусать кружевные платки и собирать слезы в серебряный бокал. В твоей борьбе против депрессии все средства хороши. И если хочешь распрощаться с ней как можно быстрее, откажись (на время) от бифштексов, креветок, всякого рода пряностей и сладостей. Этим ты питаешь не только свое тело, но и невроз, поэтому нечего баловать его всякой всячиной. Соки, минеральные воды, овощи, разнообразные фрукты - все это необходимо тебе, а вот неврозу долго не протянуть без красного вина и устриц.
  • Медитация. Только не надо заламывать руки и стенать о том, что вся жизнь рушится, а тебе предлагают равномерно дышать и концентрировать внимание на области пупка или между бровями, в области третьего глаза. Помочь тебе могут не бесконечные потоки слез, а состояние расслабленного покоя и умиротворенности, когда восстановительные процессы протекают в 2-3 раза быстрее, чем во время сна. Не стоит бесконечно оплакивать прошлое.
  • "Руби концы". Не надо доставлять себе мазохистское удовольствие, перебирая его письма и фотографии. Поверь, самое лучшее - это собрать все и, не глядя, выбросить. Эти "священные реликвии", разбросанные по всей квартире, после расставания будут доводить тебя до исступления, напоминая о прекрасных временах былого счастья, погружая затем в состояние настоящей агонии. Оставь только одну, причем самую неудачную фотографию и вот ее-то повесь на самое видное место. Разглядывай как можно чаще и безжалостно ищи в его лице неприятные черточки, изъяны, на которые раньше ты не обращала внимания. Неудивительно, что через какое-то время ты обнаружишь, что твой бывший красавец скорее похож на большую хищную птицу, чем на Алена Делона. Вспомни о самых незначительных недостатках своего мучителя и раздуй их до размеров немыслимых пороков. "Как, он не очень любил наведываться в гости к моей маме? Но ведь свою-то он просто требовал обожать! Это даже не эгоист, это чудовище какое-то..."

Правда, я совершенно не исключаю, что в корзину полетят не фотографии любимого, а все эти советы. Может быть, тебе необходимо что-то совсем другое: послать ко всем чертям диету и медитацию и отправиться с шумной компанией куда-нибудь на Канары или просто махнуть в ресторан и попытаться забыть обо всем за вином и танцами. Может, тебе покажется, что надо сразу завести любовника, и не одного. На самом деле все это неважно, главное - что-то делать, не ставить крест на себе и своей жизни только потому, что кому-то пришло в голову тебя оставить.

[Науку расставания приходится изучать тем, кто постоянно наступает на одни и те же грабли. Неразборчивому и неумелому человеку часто придется переживать расставания. Если вы хотите лучшего для себя, на практических пикап - тренингах Академии Знакомств вы научитесь выбирать и соблазнять достойных мужчин, которые будут относиться к вам как к истинной женщине. Вашим привычным настроение станет ощущение счастья, а не ощущение предстоящего расставания.]

Природа не обделила тебя внутренней силой, и ты сможешь обратить поражение в победу, перестроить свою жизнь и суметь начать все сначала. И, возможно, через пару лет удивишься, что так страдала из-за расставания с человеком, который отравлял тебе жизнь, а может быть, и внутренне поблагодаришь его за неожиданное освобождение.

Дорогие Друзья! Сегодня мы рады представить вам новую рубрику, на сайте Centr-CRM - сайте о саморазвитии, успехе и жизни. Рубрику под названием "Отношения", рубрика будет в основном пополняться статьями на тему межличностных отношений, следите за обновлениями и спасибо что вы с нами!!!

Тема первой статьи: Расставание

Расставание - это процесс, который может длиться и неделю. и несколько месяцев, и год. Он имеет свои этапы или стадии, каждая из которых требует времени и определенных шагов.

Расставания бывают разными. Иногда это происходит само по себе, когда чувства остыли, словно сгоревший костер. Но чаще мы переживаем это как трагедию и тратим много сил на то, чтобы справиться со своими эмоциями. Как пережить этот сложный период?

ЭТАП ОЧИЩЕНИЯ
Самая трудная и эмоционально насыщенная часть процесса. Желание вернуть человека или отомстить ему перемежается приступами тоски и одиночества. Это время, когда необходимо пережить боль, разочарование и смириться с потерей.

Переждите время, избегайте контактов с этим человеком и уберите все предметы, которые напоминают вам о нем.

Позвольте себе погоревать: поплачьте, выговоритесь подруге Ч или психологу, расставьте все точки, уберите все «если». Выплесните свои эмоции, но не застревайте в негативном состоянии надолго.

Проведите ритуалы прощания с прошлым. Например, возьмите камешек и расскажите ему свои горести. а затем бросьте его в воду. Или вы можете написать прощальное письмо, затем сжечь его и избавиться от пепла.

Сосредоточьте все внимание на себе. Где мысли, там и энергия, а вы сейчас в ней очень нуждаетесь. Следите за тем. о чем вы думаете, и анализируйте. принесет ли это вам пользу.

Вам необходимо движение, и обязательно позитивное - походы. танцы, йога и т. п.

Помогите кому-нибудь другому пережить трудности. Оказывая поддержку нуждающемуся. мы находим пути решения собственных задач.

Скажите тому, с кем вы расстались, или хотя бы его изображению: «Спасибо тебе за все. что было, прости за все. что не получилось, я тебя отпускаю, прощай. Что сумело быть, то и произошло».

Как только вы осознали и смирились с тем, что отношения полностью закончились и возврата назад не будет, начинается следующий этап в вашей жизни.

ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ

Это «нулевая фаза», или время, когда мы переучиваемся, привыкаем к своему новому положению, получаем новые навыки.

Начните делать привычные вещи по-другому, особенно если вы делали это вместе (например, измените маршрут, по которому вы вместе прогуливались, слушайте другую музыку, и т. п.). Ваша жизнь должна теперь войти в другую колею.

Пришло время из лимона сделать лимонад, то есть найти в негативе позитив. Что хорошего вы можете обнаружить в своем нынешнем положении? Больше времени для себя? Потратьте его с пользой!

ЭТАП НАПОЛНЕНИЯ

Последняя фаза этапа наступает, когда возникает душевное спокойствие, состояние «я в порядке», «я свободен, я смогу жить без тебя».

Трудно идти вперед, если голова повернута назад. Поэтому оставьте мысли о прошлом и сосредоточьтесь на будущем. Составьте планы, поставьте себе новые цели, займитесь любимым хобби.

Проявите интерес к другим людям - знакомьтесь, общайтесь просто так. слушайте их истории. Вам понадобятся новые знакомства, новые лица, поэтому будьте открыты для общения.

Когда мы с собой в ладу, нам не нужно заполнять внутреннюю пустоту другими людьми. Даже если ушедший человек любим и очень важен, мы в глубине души понимаем: с ним или без него - жизнь продолжается.

И исключительно от нас зависит ответ на вопрос «Как я буду жить дальше?». Если выберем страдание - будем страдать, если захотим быть счастливыми - будем счастливыми и в одиночестве, и в паре с кем-нибудь другим...

О ТВОРЧЕСТВЕ КАВЕРИНА

В самом начале 20-х годов, когда В. Каверин только еще входил в литературу, Алексея Максимовича Горького привлекла в молодом писателе «озорная, затейливая фантастика». Он писал тогда в одном из писем к В. Каверину, что на почве литературы русской впервые распускается цветок такой «оригинальной красоты и формы». Со временем раскрылась хорошая реалистическая основа прозы В. Каверина и проявилась романтическая настроенность его дарования. Лучшие книги Каверина столь же правдивы, как и романтичны.
О Каверине говорят, как о мастере сюжета. Но если бы книги Каверина не были в такой же степени психологичны, как и остросюжетны, едва ли мы говорили бы о нем, как о большом писателе. Читатель любит Каверина не только за фантастику и захватывающий сюжет, он любит его за честность и искренность, за светлые идеи его книг, за увлекательные рассказы о мужественных людях науки, за романтику научных открытий, дерзаний и подвига.
Вениамин Александрович Каверин родился в 1902 году в семье музыканта. Его родина - Псков. В этом старинном русском городе прошло его детство. В 1918 году В. Каверин приехал в Москву, окончил здесь среднюю школу и поступил в Московский университет, а в 1920 году переехал в Петроград, перевелся в Петроградский университет и одновременно поступил в Институт восточных языков.
Еще в Псковской гимназии Каверин начал писать стихи, а в Москве он даже вошел в один из многочисленных поэтических кружков «Зеленое кольцо». Бросил он писать стихи только после того, как услышал однажды от В. Шкловского небрежное: «Элементарно». Стихи были только первым робким прикосновением к литературе и литературной среде. Зато первый рассказ В. Каверина сразу обратил на себя внимание. Он был написан в 1920 году, послан на конкурс начинающих писателей и получил премию. А через год произошло еще одно знаменательное для Каверина событие. Он познакомился с Алексеем Максимовичем Горьким. Знакомство состоялось на квартире Горького, куда он впервые пригласил к себе только что родившихся «Серапионовых братьев», самым младшим из которых был В. Каверин. После отъезда Горького в Италию между ним и Кавериным завязалась переписка. Эта переписка была для начинающего писателя полезнее всех опубликованных в то время рецензий. Письма Горького поражают тонким пониманием своеобразия таланта Каверина, в них звучит большая вера в писателя.
Литературная юность Каверина прошла в группе «Серапионовы братья», в которую, кроме него, входили К. Федин, В. Иванов, М. Слонимский, И. Тихонов, М. Зощенко и другие. В близком общении с этими писателями и формировались литературные взгляды Каверина. Спустя сорок лет очень трудно себе представить содружество писателей, столь не похожих по биографиям, характерам, литературным вкусам и наклонностям.
Прав был К. Федин, когда писал, что «каждый из нас пришел со своим вкусом, более или менее выраженным и затем формировавшимся под воздействием противоречий. Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы».
Непохожим ни на одного из «серапионов» был и В. Каверин, испытавший на себе огромное влияние формалистического искусства. Никто из писателей не был так последователен и упорен в своем увлечении формализмом, как он. Возможно, это произошло потому, что он был молод, его литературные взгляды еще только формировались и он поддался формализму со всей пылкостью молодости.
Первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» Каверин написал под лозунгом: «Искусство должно строиться на формулах точных наук». И он действительно построил его по принципу одиннадцатой аксиомы Лобачевского о пересечении в пространстве двух параллельных прямых. Каверин взял два параллельных сюжета, один из жизни средневекового монаха, другой, из жизни современного студента, и свел их не только в пространстве, но и во времени.
Ранняя проза В. Каверина, собранная в книгу «Мастера и подмастерья», - это формалистическая литература, в которой, по словам самого Каверина, полное отсутствие жизненного опыта возмещалось «стилистической игрой и острыми поворотами сюжета».
Убежденный в том, что той формой, которая принесет обновление литературе, явится сюжетная проза, он в течение нескольких лет упорно работал над остросюжетными рассказами и повестями. Но так как сюжет был для Каверина самоцелью, его ранние рассказы представляют собой лишь сюжетную конструкцию. Усвоив от формалистов убеждение в самоценности и самозначимости приемов, он откровенно играл с литературой и в литературу, обнажая литературные приемы.
В ранних рассказах В. Каверина часто действуют куклы, статуэтки, тени или деревянные люди. Причем он никогда не скрывал своих намерений. Он был очень откровенен, когда писал в «Пятом страннике», что хочет слепить человека из глины. Герои этой книги действительно как бы слеплены из глины и живут в каком-то странном, нереальном мире. В конце концов он сам признает в рассказе «Друг Микадо»: «Не все ли равно, где произошло то, что произошло с Като Садао? Важно, что с ним произошло нечто необычное, фантастическое».
Фантастики в ранних рассказах В. Каверина было много, но фантастика эта была очень странной, подчас забавной! Так, в рассказе «Бочка» (1923) писатель упрятал в винную бочку Лондон, и вот он катится и спотыкается вместе с бочкой, от толчков которой зависит победа «правых» или «левых» в английском парламенте. Но больше всего Каверина поражала фантастика Э.-Т.-А. Гофмана, его волшебное мастерство в умении переводить реальный мир в фантастический, чему Каверин и пытался учиться в «Мастерах и подмастерьях». Легковесность фантастики Каверина очень беспокоила М. Горького, он часто советовал ему перенести внимание из стран неведомых в «русский, современный, достаточно фантастический быт». Впоследствии Каверин с успехом сделал это в сказках.
Формализм глубоко пустил свои корни в творчестве В. Каверина. Поэтому так мучительно и трудно проходило освобождение писателя от формализма. Впервые он попытался вырваться из власти литературных схем и создать произведение на реальном жизненном материале в повести «Конец хазы» (1923). Но единственное, что вошло из жизни в эту повесть о ленинградских налетчиках, был язык. Автор так увлекся блатным жаргоном, что пришлось в конце повести давать словарь воровских выражений.
Тема революции в 20-х годах была пробным камнем для писателей самых различных направлений.
В середине 20-х годов к этой теме обращается и В. Каверин. В 1926 г. выходит его роман «Девять десятых судьбы». Почти неизвестный современному читателю, в свое время он сыграл большую роль и в истории литературы и в творческой эволюции писателя. Он доказал полную несовместимость формализма с революционной действительностью и с новым революционным искусством. Именно на этом романе разбились иллюзии и формалистов и самого Каверина о том, что будущее русской литературы решит новая литературная форма, в данном случае авантюрный роман.
Судя по эпиграфу - «Но вот в чем дело: как организовать мир?», автор делал заявку на серьезную проблемную книгу об интеллигенции и революции. Но авантюрный сюжет увел его от исторической правды, лишний раз доказав, что в жертву сюжету нельзя приносить то, чему он должен служить, - раскрытие внутреннего мира героя, отражение жизненного конфликта.
Долго в книгах Каверина правдивость не уживалась с сюжетом. Только впоследствии эти качества предстанут как единое целое, и в результате появится такой замечательный роман, как «Два капитана».
Впервые жизненная правда восторжествовала в книгах Каверина только тогда, когда он попробовал свои силы в спокойной психологической прозе. Это произошло в романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1927). Работа над этим романом, как признается В. Каверин, впервые заставила его увидеть еще «вдалеке смутные очертания реалистической прозы. Никогда еще желание овладеть реалистическим письмом не было так сильно».
Роман «Скандалист» очень не похож на то, что было написано В. Кавериным раньше. Отказавшись от выдуманных героев, писатель создал книгу о людях, с которыми жил и которых хорошо знал, то есть впервые обратился к своему, пусть небольшому, жизненному опыту. Его героями стали писатели, литераторы, лингвисты.
Работая над этим романом, Каверин ходил с записной книжкой за своими героями, Люди, знакомые с литературной средой Ленинграда тех лет, легко узнавали прототипов романа. Речь идет по только о внешнем портретном сходстве. Важно другое. Каверину удалось создать правдивую картину жизни той интеллигенции, которая скандалила и бунтовала против старых норм жизни, но осталась глуха и к тем переменам, которые принесла революция.
В 1931 году в печати появился роман В. Каверина «Художник неизвестен». Это была последняя книга, в которой автор отдал дань своим иллюзиям насчет искусства интуитивного, отрешенного от жизни. А что это так, убеждает вышедшая в том же 1931 году книга путевых рассказов «Пролог».
Она была написана после поездки писателя по стране и довольно длительного пребывания его в совхозе «Гигант» Сальской области.
Для человека кабинетного, погруженного в книги, эта поездка была, как говорит автор, «открытием новых людей в новых, еще не бывалых обстоятельствах и открытием собственной возможности писать об этих людях». С «Пролога» начинался новый Каверин, писатель современной темы и современного человека. Он увидел тяжелую жизнь «тех, кто отважился идти в наступление на косный, скифский мир», но люди, с поразительным упорством делавшие свое дело, изумляли и восхищали его.
Пусть пока в степи стояло только три дома, пусть не было воды, но автор видел, как по ночам строили дома и как «длинный, нескладный садовник уже вбивал колышки в грязь и бранил трактористов, невзначай наехавших на его воображаемый парк».
Тракторист, бывший кочевник, Чечевица молча запахивает кладбище, где был похоронен его отец. «Я думал о мужестве, - пишет В. Каверин, - с которым этот человек, сидевший подле меня, положив на руль доверчивые грязные руки, начинал биографию не только свою - своего поколения, - не только поколения - рода. Я думал о страшной простоте, с которой этот человек, сидевший подле меня в нерусских штанах и соломенной шляпе скотовода, отрекался - не за одного себя - от того, чем жил его отец и дед, и дед отца и дед деда».
Пусть увиденная автором жизнь была еще «не такой, какой она должна быть», но она оценивалась автором как пролог к большим свершениям нового человека.
В середине 30-х годов Каверин написал роман «Исполнение желаний». Это одна из первых в нашей литературе книг о советской интеллигенции, о рождении нового типа ученого, тесно связанного с народом, о науке, ее величии и силе.
Роман «Исполнение желаний» автобиографичен. Хотя в нем и нет автобиографического героя, тем не менее в этом романе много собственного, личного, авторского. И это личное, собственное, авторское воплощено в поисках, сомнениях, дерзаниях, переживаниях героев, которых Каверин искренне любит.
В «Исполнении желаний» Каверин честно, откровенно переосмысливал свою биографию и биографию своего поколения. Он выносил решительный приговор героям «Скандалиста», чего не в состоянии был сделать несколько лет назад. Наконец-то он нашел героев, которые не скандалили с историей и не отшучивались от времени, а искали и находили свое место в общем деле строительства нового общества. Книга Каверина утверждала творческие возможности, открывавшиеся перед каждым человеком в нашей стране, если он не замыкался в узком кругу эгоистического «я», не отравлял себя ядом честолюбия и славы.
В «Исполнении желаний» создано два замечательных образа молодых советских ученых - историка Трубачевского и медика Карташихина. Несмотря на заблуждения, ошибки героев, автор вручает им обоим «одинаковые билеты дальнего следования», оба они талантливы, честны, оба совершают большие открытия в науке.
В 30-е годы в творчестве Каверина шла упорная борьба за реализм, за живое современное искусство. После книг, где такие понятия, как время, эпоха, история, или целиком отсутствовали, или были очень условны и ни в коей мере не влияли на судьбы героев, в «Исполнении желаний» появилось удивительно верное ощущение времени. Оно проявляется в той точности, с какой определено в романе время и место действия, в конкретности примет и деталей быта, а главное в том, что автор сумел отразить время и эпоху в судьбах героев, их характерах и в логике развития событий.
Образы Карташихина и Трубачевского - это большая удача писателя. Они взяты автором из жизни, они реальны, конкретны, они ощутимы и осязаемы, они утверждают победу Каверина-реалиста.
Правда, рядом с Трубачевским и Карташихиным - Неворожин, профессор Щепкин, Варенька - образы, на которых лежит явная печать условности и литературности. Очевидно, нелегко было Каверину целиком преодолеть книжность и замкнутость, и внутренняя противоречивость еще ощутима в «Исполнении желаний».
После «Скандалиста» в течение нескольких лет В. Каверин писал произведения, в которых сюжет не был главным средством раскрытия замысла. «Художник неизвестен» представляет собой монтаж сцен и диалогов. Нет единого сюжета и в «Прологе». В «Исполнении желаний» Каверин вернулся к остросюжетному роману.
В сущности это была первая его книга, в которой принципиально изменились функции сюжета. Он перестал быть самоцелью, исчезла пропасть между сюжетом и материалом, сюжетом и замыслом. То глубокое и тонкое изображение человека, которое мы видим в романе, было достигнуто, помимо всего прочего, и благодаря тому, что Каверин сумел подчинить сюжет психологической задаче. По существу интрига с похищением рукописей из архива Бауэра, составляющая основу сюжета, явилась историей характера Трубачевского и отчасти Карташихина. Возможно, что роман был бы гораздо значительнее, если бы сюжет помогал раскрытию основного жизненно важного конфликта. Сам В. Каверин признавался, да это и очевидно, что главная мысль романа заложена в сопоставлении двух основных героев - Трубачевского и Карташихина, то есть в сопоставлении двух миров: узкого академического, комнатного мира Трубачевского и широкого мира Карташихина. И очевидно, где-то здесь должен был завязаться основной, имеющий общественное значение конфликт. Но Каверин, к сожалению, перенес действие на довольно маленькую площадку квартиры Бауэра, развернув острый сюжет с похищением ценных рукописей из архива, с несправедливым обвинением в краже Трубачевского, с запутанными отношениями Трубачевского с семьей Бауэра, с Неворожиным, Варенькой и т. д. В этом «частном» сюжете романа много традиционного. Тем не менее приходится поражаться умению Каверина, нашедшего возможность через литературность сюжета пробиться к большой теме - теме науки и жизни в науке «по большому счету».
Нельзя не обратить внимания на язык романа. В ранних книгах Каверина фраза или нарочито лаконична, суха, даже афористична, или вычурна, трудно воспринимаема. Реальное видение мира, людей, событий потребовало и реальных, живых красок. Слово ожило. В «Исполнении желаний» писатель приходит к утверждению той простой, ясной фразы, над которой несколько лет назад иронизировал. Фраза «Снег был белый и пушистый» уже не кажется ему банальной.
Роман «Исполнение желаний» был для нас открытием нового Каверина, психолога и тонкого стилиста.
Во второй половине 30-х годов В. Каверин написал несколько сказок. С тех пор время от времени он обращается к этому жанру. Это не случайно. «Затейливая, озорная фантастика» должна была привести его к сказке. Интерес к Гофману в начале 20-х годов сменился интересом к русскому фольклору и к сказкам Андерсена, у которого он учился легкости и изяществу выдумки.
Большой любовью пользуется у детей его политическая и антифашистская «Сказка о Мите и Маше, о веселом трубочисте и мастере „Золотые руки“». В 1943 году группа писателей выпустила для детей книжку «Новый год». Каверин написал для нее «Песочные часы». Это изящная сказка о мальчике, которого фея Вежливости и Точности наказала за грубость, превратив его в песочные часы. Мораль подается без скучных нравоучений, тонко и остроумно.
Во время Отечественной войны В. Каверин находился на фронте, он был корреспондентом газеты «Известия». Написанные им небольшие рассказы составили сборники «Мы стали другими», «Школа мужества», «Русский мальчик», выдержавшие много изданий.
Каверин написал много книг. Но самым любимым и популярным произведением стал его роман «Два капитана» (1939–1945).
«Два капитана» - это одна из лучших книг нашей советской литературы. Велико ее значение и в развитии детской литературы.
Десятки книг начинались с того, что в руки героя попадали полуразмытые водой письма, хранящие в себе тайну чужой жизни. Десятки книг написаны о необыкновенных приключениях героя, решившего посвятить свою жизнь разгадке тайны. Но не многим удалось написать роман большого воспитательного звучания. В романе все казалось бы на первый взгляд традиционное превратилось в наше, современное. Вся история поисков экспедиции капитана Татаринова стала одновременно историей становления характера Сани Григорьева, и на протяжении всего романа раскрываются замечательные качества советского человека, воспитанного новым обществом.
«Два капитана» - это самая романтическая книга В. Каверина. И в то же время правдивая. Она раскрывает перед читателем романтику подвига и суровой борьбы, романтику мужества и чистой, верной любви. Автор увидел яркое, интересное, романтическое в самом главном в нашей жизни, в новой, социалистической морали, в новых отношениях, возникающих в советской школе и советском коллективе, в новом отношении к друзьям, любимому человеку, ко всему окружающему миру.
В «Двух капитанах» реальная жизнь не уступает самому занимательному приключенческому роману. Саня Григорьев не утрачивает своих детских иллюзий при столкновении с жизнью, которая оказалась не менее интересной, чем книги, которые он читал, и те удивительные истории, которые ему рассказывал Петька Сковородников.
В этой книге наиболее ярко раскрылся талант писателя, его сила и обаяние. В ней видна рука мастера сюжета, раскрывается его тонкое мастерство психолога. Сочетание сюжетности с тонким психологическим рисунком и отличает роман «Два капитана» от многих наших приключенческих и не только приключенческих книг.
В романе «Два капитана» произошло сближение приключенческого романа с романом социально-психологическим. Переключив внимание с действия на моральные, этические и общественные вопросы, писатель подчинил сюжет раскрытию высоких нравственных качеств советского человека.
Через всю жизнь пронес Каверин интерес и любовь к творческому труду ученых, их открытиям и изобретениям. Он не раз признавался, что «не знает более сильных и загадочных людей», чем люди науки. Он писал о них в «Скандалисте» и «Исполнении желаний», в пьесе «Укрощение Робинзона, или Потерянный рай», в 30-х годах он вынашивал мысль написать роман о великом русском математике Лобачевском. Пафос научных открытий звучит и в «Двух капитанах». Но нигде тема научного творчества не ставилась Кавериным так широко и объемно, как в трилогии «Открытая книга» (1945–1956 гг.). Каверин попытался осмыслить в ней судьбу нашей интеллигенции почти за сорок лет, тесно связав ее с историей нашей страны и не обходя молчанием трагические ее страницы.
За последние годы тема науки отчетливо вырисовывается среди всего идейно-тематического многообразия нашей литературы. Сбываются слова А. М. Горького, который в 1933 году писал: «Романисты будущего - и, я думаю, близкого будущего - должны ввести в круг своих тем героизм научной работы…» Тема эта выдвинута и подсказана самой жизнью, уровнем общественного и научного прогресса. И литература смело борется за изображение героических будней наших ученых.
Особенность «Открытой книги» - в органическом слиянии познавательности произведения, его научной достоверности с высокой художественностью. Интересно, что Каверин отказался в свое время от романа о Лобачевском только потому, что не очень хорошо сам знал математику. А «без ясного понимания того, чему отдана жизнь ученого, написать о нем невозможно», - говорит В. Каверин. В «Открытую книгу» писатель смело вводит научный материал, стремясь донести предмет науки до читателя и сделать научное открытие понятным для него.
Возможность введения в ткань художественного произведения научного материала доказана практикой мирового искусства. Прекрасное целое науки, поэзии, философии мы находим в произведениях античной литературы. Некогда В. И. Ленин мечтал о художественном романе об электрификации страны. Великий русский критик Д. И. Писарев красноречиво и убедительно доказывал, что одним из средств популяризации научных знаний должна стать художественная литература.
Сделать научный материал доступным для читателя можно, только проникнув в самый процесс научного творчества. Каверина интересовала не просто история характера Татьяны Власенковой, ему было важно нарисовать рост характера советского человека в связи с ростом его научного сознания. А это дало возможность раскрыть не только характер, но и силу человеческой мысли, способной познать тайны природы и поставить их на службу человеку. Литература о науке, таким образом, осваивает наиболее сложную сферу деятельности человека - мысль и делает ее предметом искусства. Быт, любовь, социальные и общественные отношения людей уже давно завоеваны им. Советская литература опоэтизировала труд, открыв в нем большое эстетическое содержание. И по мере того, как наука начинает играть все большую и большую роль в общественном прогрессе, перед литературой встает задача - воспеть всесилие человеческой мысли. А. М. Горький в письме к А. Д. Сперанскому в 1933 году писал: «Давняя мечта моя - включение художника слова в область научной мысли, - область неизмеримо более значительную - и более мучительную - чем быт», а в дневнике великого мастера человеческих характеров Л. Н. Толстого есть такая интересная запись: «Сейчас простился и уехал Стасов. Образцовый тип ума. Как хотелось изобразить это. Это совсем ново».
Все эти мысли близки тем, которые рождаются после прочтения «Открытой книги». Правда, это вовсе не значит, что все сказанное в полной мере осуществлено в трилогии Каверина.
Несколько лет назад вышла небольшая книжка автобиографических рассказов Каверина «Неизвестный друг». Есть что-то символическое в том, что многие наши писатели обратились в последнее время к истории собственной жизни. В этом, конечно, есть прежде всего исторические причины. Они побудили переосмыслить свою жизнь, заново понять события, свидетелями которых они были. Эта художественно-мемуарная литература очень разнообразна.
Книга В. Каверина «Неизвестный друг» не претендует на обобщение и освещение больших исторических событий. Это лирические, подчас юмористические картины детства и юности автора. Книга, может быть, излишне интимна, но она человечна.
Из последних произведений В. Каверина в однотомник вошла повесть «Семь пар нечистых». Действие повести происходит в первые дни войны на небольшом судне, которое везет в военный порт оружие и партию заключенных. Среди заключенных находятся люди, которые мечтают о захвате судна и бегстве за границу. Но война круто поворачивает их планы. Перед бедой, в которой оказалась Родина, померкли собственные, личные обиды. Любовь к Родине оказалась самым сильным и неистребимым чувством этих людей.
Хотя в повести рассказывается о событиях, происшедших более двадцати лет назад, повесть Каверина очень современна. Никогда еще не было у него такой строго реалистической вещи, никогда не было у него такого точного психологического рисунка, таких ясных социальных и моральных оценок. Писатель, который, казалось, был так хорошо знаком, вдруг раскрывается здесь с новой стороны. Это значит, что большая творческая работа продолжается, что талант Каверина еще полон сил…