Пасхальная трапеза в россии. Пасха: История и традиции - Irzeis

Окрашенные пасхальные яйца имеют свои названия в зависимости от того, как осуществлялась покраска яиц. Крашенки – однотонные яйца, крапанки – это яйца, покрытые разноцветными пятнышками, которые получают при помощи капелек воска. А если покрасить яйца и выцарапать рисунок, то получается драпанка. Писанки – это расписное яйцо и это часто не просто пасхальный атрибут, а произведение искусства! Рисунки на яйцах делаются специальным инструментом – писачком.
Несколько секретов с чего надо начать покраску яиц.
1. Никогда не приступайте к варке яиц, предварительно не достав их из холодильника хотя бы за час-два до окраски. Яйца должны быть как минимум комнатной температуры, чтобы во время варки они не полопались. Предупредить взрыв яиц можно и другим способом. Их нужно проколоть тонкой острой иглой
2. При варке добавить 1 ст. л. поваренной соли на 1,5-2 литра воды. Соль не даст белку вытечь и образовать белые «наросты», если вдруг скорлупа треснет.
3. Яйца следует тщательно промыть. Это делается для того, чтобы краска легла ровнее.
4. Красить яйца на Пасху можно не только куриные, но и перепелиные. Получается очень интересно и необычно! Их так же предварительно держим при комнатной температуре, промываем и варим 4-5 минут.
5. Для того, чтобы краска лучше держалась, в процессе окрашивания добавляют уксус (9%), в среднем 1 ст. л. на 1,5 л. воды.
Ну, и последний совет о том, как придать уже окрашенным яйцам праздничный вид. Натрите их, предварительно насухо вытерев, растительным маслом.
Тандем шелухи с зеленкой . Интересное сочетание – бордово-зеленые или коричнево-бриллиантовые яйца. Для этого нужна будет луковая шелуха, зеленка, капроновый чулок (или марля), перчатки (для защиты от окраски кожи рук). Разомните на мелкие кусочки шелуху. Промытые яйца, пока они еще мокрые, обваляйте в шелухе так, чтобы ее кусочки прилепились к ним. Плотно зафиксируйте шелуху на яйцах капроновым чулком. Положите их в воду для варки. Добавьте в воду зеленку (10 мл на 1,5 л.). Сварите яйца «вкрутую» (12-15 минут). После этого обдайте ледяной водой и освободите от капрона.

Тканевые переводилки . Перевести красивый узор с ткани вполне возможно. Только нужно серьезно отнестись к выбору ткани. Ткань окрашенная химическим способом, не подойдет. Лучше взять павлопосадский платок или шелковый галстук с интересным рисунком. Выбранную ткань лицевой стороной оберните на яйцо. Закрепите ее, прошив по контуру. Сверху дополнительно можно зафиксировать, обернув яйцо капроновым чулком или белой хлопковой тканью. Далее варите как обычно. Слейте воду и остудите яйца, освободите их от ткани. Рисунок должен проступить нежными контурами на скорлупе.

Восковые мелки. Работать придется с горячим, только что сваренным яйцом. Отварите яйца обычным способом. Достаньте из кастрюли, обсушите, установите яйцо на подставку. Начинайте наносить восковыми карандашами рисунок. Воск будет расходиться от тепла и создавать причудливые переходы, переливы. Раскрашивать таким способом яйца можно не только карандашами, но и с помощью посыпки восковой крошкой. Для ее получения мелки трут на мелкой терке. А потом высыпают на горячее, только что сваренное яйцо. А еще один способ декорирования восковыми мелками – растопить их и окунать в цветные жидкие краски яйцо.

Перманентный узор. Пасха, хоть и религиозный праздник, но в настоящее время она стала более светской. Поэтому яйца можно красить не только традиционно в красный цвет или наносить праздничный узор, но и подходить к этому занятию более креативно. Например, яйца получатся стильными, если нанести на них узор перманентным маркером. Раскраску можно придумать самому или почерпнуть идеи из интернета. Отварить яйца, обязательно вкрутую, установить на подставки и нанесити выбранный узор перманентным маркером. После окончания работы дайте высохнуть.

Работа с трафаретом. Выберете рисунок для трафарета. Нанесите его на кальку. Смочите бумагу настолько, чтобы она стала пластичной и легко могла быть приложена к яйцу. Приложенный трафарет крепко зафиксируйте на яйце капроновым чулком или бинтом (марлей). Когда подготовка к окраске яиц завершена, покрасьте его любым способом: луковой шелухой, пищевым красителем. Только если яйца красятся луковой шелухой, их не нужно предварительно варить. А если выбирается способ окраски пищевым красителем - то они должны быть предварительно сварены "вкрутую"

Эффект мрамора. Художественное чутье понадобится тем, кто решил раскрасить яйца в мраморный цвет. Сделать это не сложно. Главное – красиво подобрать цвета и приобрести качественные красители. Отварите яйца. Окрасьте их в краситель светлого тона: желтый, оранжевый, голубой. Дайте высохнуть. Разведите в глубокой узкой емкости краситель темного тона: фиолетовый, коричневый, темно-синий. Добавьте в каждую чашку с темным раствором по 1 ч. л. растительного масла. Размешайте, чтобы ложка масла разошлась на много маленьких масляных капелек. Окуните в темный краситель светлые крашенки один раз. Дайте высохнуть. Яйца мраморного цвета готовы!

Декор 3D. Он достаточно трудоемкий, но стоящий того. Для декорирования яиц понадобится восковая или парафиновая свеча, а также разнообразная крупа, мелкие макароны, кондитерская посыпка и что еще душе угодно. Возьмите готовую крашенку. Зажгите свечу и расплавленным воском (парафином) нанесите на нее узор. Делайте это очень аккуратно. Пламя не должно касаться скорлупы, иначе может остаться серый след от копоти. Затем обваляйте яйцо в выбранном для декора материале. Также можно руками насадить на клеющую основу декоративные элементы. Когда работа высохнет, можно смазать поверхность растительным маслом для лучшего вида.

Сахарные кружева. Яйца в объемных кружевах – это очень стильно, празднично и прекрасно сочетается с любым традиционным рисунком на крашенке. Чтобы их сделать, потребуется сахарная пудра (около стакана) и вода. В сахарную пудру медленно влейте воду так, чтобы получилась белая масса густой консистенции. Декоративную сахарную массу поместите в кондитерский шприц. Возьмите готовую крашенку и нанесите на нее узор. Дайте высохнуть.

Декупаж. Чтобы на крашенке появилась картинка, не обязательно наносить на нее термонаклейку или переводить узор с ткани. Для этого нам понадобится красивая салфетката и ее элементы, а так же желатиновый клей. Для приготовления клея желатин замачивают согласно инструкции на упаковке. Затем сливают лишнюю влагу и нагревают, не доводя до кипения, пока гранулы не растворятся. Возьмите красивую салфетку. Вырвите руками (без использования ножниц) интересный фрагмент. Снимите верхний слой – его и будем использовать. Приготовьте желатиновый клей. Наложите выбранный фрагмент на крашенку. Нанесите поверх салфетки желатиновый клей при помощи кисточки. Делать это нужно от цента к краям. Дайте высохнуть. Можно приклеить сверху дополнительный декор.

Драпанки. Цветные яйца с белым узором можно сделать и не только наложением трафарета, рисунок можно выцарапать на поверхности окрашенного шелухой яйца при помощи канцелярского ножа или толстой острой иголки. Сделайте крашенку при помощи луковой шелухи. Нанесите на нее узор простым карандашом. Если рука набита, можно и без карандаша. По проведенной карандашом линии пройдитесь канцелярским ножом, процарапывая контур.

Пасхальный рецепты.

Первой пасхальной выпечкой была маца - тонкие сухие лепешки из пшеничной муки. С приходом христианства традиции изменились, Пасха стала символизировать победу Христа над смертью. И пресные лепешки на праздничном столе заменил квасной (дрожжевой) хлеб, так как Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской – дрожжами и, по греческому тексту Евангелия, во время Тайной вечери благословил именно квасной хлеб.

Кулич пасхальный
Для этого нам понадобятся: Мука - 300 г., молоко - 75 мл, яйцо - 3 шт, сливочное масло - 80 г., сахар - 0.5 стакана, дрожжи - 20 г, соль – щепотка, изюм, цукаты, орешки - по вкусу, ванилин - 1/2 ч.л., душистые приправы
Приготовление опары. Нагреть молоко до комнатной температуры. Добавить 1/2 ст.л. сахара и дрожжи. Затем добавить муку около 100 г. Все тщательно перемешать. Накрыть полотенцем, оставить в теплом месте на 30 мин. Белки отделить от желтков. Белки убрать в холодильник. Растереть яичные желтки с сахаром, солью и душистыми приправами (пять орешков кардамона или же капля розового масла). Масло растопить и охладить до комнатной температуры. По истечению времени опара должна увеличиться в объеме. Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, растопленное масло, соль, ванилин. Замесить тесто. Охлажденные белки взбить в пену. К тесту добавить оставшуюся муку и взбитые белки. Перемешать, накрыть полотенцем и убрать в теплое место для подъема. Тесто должно подняться в два раза. Добавить в тесто изюм, цукаты, орешки. Перемешать и оставить еще на несколько минут под полотенцем. Заполнить форму тестом. Через 15 мин поставить формочки в разогретую до 170 градусов духовку на 40-60 мин.


Кулич заварной
Ингредиенты : 6 стаканов муки, 1/4 стакана распущенного масла, одно яйцо, четверть стакана сахара, полстакана молока, 25 г дрожжей, один стакан жидкого чая, одна четверть стакана очищенного изюма, соль.
Вечером залить дрожжи половиной стакана теплой воды, дать дрожжам подняться. Заварить полстакана муки полстаканом кипящего молока, хорошенько размешать. Если плохо заварилось, то прогреть немного, постоянно помешивая. Когда дрожжи подойдут, смешать их с тестом, добавить остывшего кипяченого молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оставить для подмазки), подсыпать муки, чтобы получилось густое тесто, размешать его до гладкости и поставить до утра в теплое место подходить, хорошенько укрыв. Утром влить в тесто полстакана подогретого, но не горячего, масла и влить понемногу два стакана некрепкого теплого чая, размешанного с тремя четвертями стакана сахара. Всыпать, непрерывно помешивая, почти всю оставшуюся муку. Вывалить тесто на стол или доску и бить его хорошенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выложить тесто в заранее вымытую и обмазанную изнутри маслом посуду, накрыть посуду чем-нибудь теплым и оставить тесто подходить. Через час тесто выложить на доску, вмесить в него изюм, еще побить, но осторожно, и дать подойти в той же посуде еще полчаса. Теперь тесто можно разложить в обмазанные маслом формы, дать тесту подойти, смазать верх кулича яйцом и ставить в духовку.


Кулич царский
Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них опару на 600 г пшеничной муки, два стакана сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, сушеный изюм. Хорошо выбить тесто, и оставить подниматься на полтора-два часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром.
Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.

Пасха вареная
Ингредиенты: 1,2 кг творога, три стакана сливок, 100 г сливочного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.
Все ингредиенты замешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с плиты, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.

Пасха с шоколадом
Ингредиенты: два килограмма свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сливочного масла, два стакана сметаны, один стакан цукатов.
Шоколад натереть на терке, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через сито, смешать со сливочным маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать. Масса должна иметь равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу.

Ванильная пасха
Ингредиенты: 600 г творога, три стакана сливок, один стакан сахара и полпалочки ванили.
Хорошо спрессованный творог протирают сквозь сито, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в тонкую ткань (марлю), ткань связать узлами и подвесить, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают стакан сахара, ваниль (толченую) и все как следует перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на полчаса под гнет. Через полчаса пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают по желанию. Такой пасхи должно хватить на шесть-восемь человек.

Греческий пасхальный пирог
Ингредиенты: 60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных яркой красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня.
Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте, вытащить яйца. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов.


Калицуния - греческие пирожки к Пасхе
Греческие пирожки калицуния традиционно используются во время Пасхальных празднований.
Чтобы приготовить такую выпечку нужно смешать в миске сахар (0,5 стакана), разрыхлитель (1 ч. ложку) и муку (2,75 стакана). Добавляем оливковое масло (0,5 стакана), яйца (2 шт) и творог (0,5 стакана). Вливаем бренди и замешиваем тесто в течение 10 мин. Начинку готовим из мягкого творога (700 г), муки (1 ст. ложка), сахара (2 ст. ложки), молотой корицы (1 ч. ложка), желтка и тертой цедры лимона (1 ч. ложка). Перемешиваем ингредиенты до однородной массы. Раскатываем тесто и вырезаем из него кружки 8-10 см в диаметре. В середину каждого кружка кладем начинку (1 ч. ложку). Слегка приминаем ее и загибаем края пирожка и защепляем их. Перед выпеканием пирожки смазывают взбитым яйцом.

Итальянский Пасхальный пирог
Тесто замешиваем из 300 г муки, 1,5 ч. ложки разрыхлителя, 120 г коричневого сахара, соли и порезанного кусочками сливочного масла (80 г). Замешиваем ингредиенты и добавляем к ним 3 желтка и 2 ст. ложки воды. Охлаждаем готовое тесто в течение часа.
Готовим заварной крем. Для этого 7 желтков растираем с ванильным сахаром (3 ст. ложки) и мукой (130 г). Кипятим 250 мл молока и вливаем в будущий крем. Перемешиваем, остужаем и смешиваем с рикоттой (600 г). Итальянский сыр можно заменить творогом
С двух апельсинов на терке стирается цедра, вырезаются внутренности и добавляются вместе с цукатами в рикотту
Две трети теста раскатывается в круг диаметром 34-37 см. В форму 24-27 см выкладывается тесто. Форму нужно предварительно обмазать маслом. Сверху выкладывается масса из рикотты. Края теста заворачиваются на начинку.
Из оставшегося теста нужно сделать полоски шириной 1,5 см. Их нужно положить крест-накрест на верхнюю часть пирога. Смазать маслом и выпекать при температуре 180 градусов 35-40 минут. Затем накрыть фольгой и выпекать еще 15-20 минут.
Пока пирог остужается, нужно взбить холодные сливки (300 мл) в пену, постепенно засыпая сахарную пудру (1 ст. ложка). Такой пирог подается на стол после охлаждения до комнатной температуры. Сверху выкладываются холодные сливки.


Буженина
Нам понадобиться: Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.
Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп, горчицу.

Гусь или утка с яблоками
Нужна 1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.
Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духову. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

Наступает главный праздник в году - Христово Воскресение. К этому дню хозяйке хочется приготовить самое-самое вкусное. Возникает желание порадовать родных и близких простыми и «неизбитыми» блюдами. После длительного поста - конечно, мясными. Однако рыбные и сладкие блюда тоже будут в радость.

Итак, рецепты. Но для начала — два необходимых правила, о которых каждая хозяйка не имеет права забыть. Правило первое: все продукты должны быть по возможности очень свежими и качественными. Наши прабабушки заранее собирали домашние яйца, забивали к празднику поросенка и коптили колбасы. У нас такой возможности нет, но обязанность все самое лучшее припасти для светлого дня осталась. Правило второе: приступая к готовке, вы должны оставаться в светлом, приподнятом настроении. Такое правило очень важно, поскольку ваши нервы неизбежно отразятся на качестве приготовляемых вами блюд. Спокойствие, только спокойствие! Можно петь, улыбаться, молиться, ожидая главную радость. Ни в коем случае не кричите и не проявляйте плохое настроение. Лучше отказаться от готовки вообще и приобрести готовые блюда, чем самому готовить в непозволительном состоянии духа. Приступим.

Кулич пасхальн ый

Понадобится: 750 г муки, 8 желтков, 1 ст. молока, 100 г свежих дрожжей, 150 г сливочного масла, 150 г сахара, ½ ч.л. соли, ванилин, цедра лимона, изюм, орехи по вкусу.

Приготовление: Молоко подогреть, добавить чайную ложку сахара, раскрошить дрожжи и поставить опару. Изюм нужно перебрать, промыть и обсушить, орехи нарезать. Изюм лучше брать темный. Можно добавить цукаты и специи: мускатный орех, корицу, кардамон. Когда дрожжи хорошо запенятся, добавить остальные компоненты и замесить тесто. Поставить тесто подходить в теплое место, накрыть чистой полотняной салфеткой или чистым полотенцем. Два раза обмять.

Подготовить формы. Можно использовать формы от консервов, небольшие кастрюльки, чашки, одноразовые формы для выпечки. Можно приготовить формы самим. Для этого понадобится фольга, бумага для выпечки и подходящая по размеру посуда для копирования, например, банка. Банку обворачиваем фольгой в несколько слоев, формируем необходимую высоту и устойчивое дно. Внутри бока получившейся формы выстилаем бумагой для выпечки, для чего пользуемся ножницами и глазомером. Я также дополнительно смазываю бумагу маслом. Можно смазывать растительным маслом без запаха, можно размягченным сливочным.

Укладываем тесто, в среднем наполняя форму чуть меньше половины, тогда тесту будет куда расти и еще останется место для формирования симпатичной шапочки. Затем наполненные тестом формы ставим в теплое место и ждем, когда тесто подойдет минимум в два раза. Я ставлю наполненные формы сразу в духовку и включаю ее на минимум — 50 градусов. Затем, не тревожа тесто, включаю на 180 градусов и наблюдаю. С одной стороны, нельзя допустить того, чтобы тесто перепеклось и подгорело, с другой стороны, существует опасность вытащить его раньше времени. Верхушки должны быть приятного коричневого цвета, почти как у грибов. В среднем кулич печется минут сорок, но все зависит от величины выбранной вами формы. Маленькие формочки испекутся намного раньше, чем большие. Следите за цветом. Если верхушка начала уже припекаться, а середина еще явно сыровата, убавьте температуру и накройте верхушку фольгой, чтоб она не сгорела окончательно. Можете отключить верхний нагрев, оставив только нижний. Пасха любит внимание. У вас все получится! А какой запах начинает плыть по квартире… М-м-м-м. Укладываем готовые куличи остывать по прабабушкиному рецепту в подушки.

Из данного количества теста получается три средних кулича или же два маленьких и два средних.

Глазурь: 1 яичный белок, 1 ст. л. лимонного сока, ½ стакана сахарной пудры.

Белок взбить в крутую пену, постепенно добавляя пудру и лимонный сок. Без лимонного сока глазурь не загустеет. Покрывать кулич глазурью можно только когда он полностью остынет. С теплого кулича глазурь поплывет. Сверху на глазурь можно посыпать разноцветные сахарные шарики. Кулич должен хорошо подсохнуть. Если вы собираетесь освящать кулич, то лучше взять с собой кулич без свежей глазури, чтобы не испачкать ею остальную снедь.

Сырная пасха

Понадобится: 1 кг творога (9-20%), 200 г сливочного масла, 5 яиц, 200 г сахара, палочка ванили или 1 ч.л. ванильного сахара, 400 мл сливок (10-20%), 100 г орехов (любых по вкусу), 100 г изюма, 100 г цукатов.

Приготовление: Творог протереть через сито либо пропустить через мясорубку. Добавить размягченное, не топленое масло, перемешать. Палочку ванили разрезать. Вынуть семена. Добавить семена ванили или, если вы используете ванильный сахар, яйца взбить с сахаром, добавить сливки, перемешать. Поставить массу на средний огонь, довести до кипения и варить, при постоянном помешивании, до тех пор, пока масса не начнет густеть, – в среднем 3 минуты после закипания. Затем массу немного остудить. Орехи мелко порубить. Если цукаты крупные, их надо нарезать. Смешать творог, цукаты, орехи, изюм. Изюм предварительно вымыть и высушить. В творог добавить яичную массу, перемешать. Пасочницу застелить марлей, сложенной в 2-3 слоя. Края марли должны свисать. Выложить творожную массу в пасочницу, края завернуть. Форму поставить в тарелку или миску, так как будет стекать сыворотка. Поставить груз, например, несколько слоев плотных пакетов наполненных водой. Форму вместе с грузом поставить в холодильник на 12 часов. Затем края марли убрать, форму перевернуть, убрать марлю. Получаются 2 пасхи, высотой 10 см, диаметром 12 см. Сверху украсить по желанию. Традиционно выкладывают буквы ХВ (Христос Воскресе) и украшают цукатами, орехами или фигурками из шоколада.

Яйца-крашенки

Понадобится: Яйца, луковая шелуха, вода, кастрюля.

Приготовление: В кастрюле равномерно переложить яйца луковой шелухой и залить сверху водой. Варить минут 10 до приобретения яйцами густого красно-коричневого цвета. Потом поставить в холодную воду. Сухие яйца натереть постным маслом для блеска.

Шоколадный кекс

Данный рецепт родился самостоятельно для того, чтобы белки от яиц, используемых на кулич, не пропадали и тоже пошли в дело. Итак.

Понадобится: 8 белков, 1 стакан сахара, 1 стакан муки, 4 ст. л. какао, ½ пачки разрыхлителя для теста.

Приготовление: Белки взбиваем в крутую пену, постепенно добавляя понемногу сахар. Муку и какао просеиваем через сито. Добавляем разрыхлитель. Затем вводим их по одной ложке, аккуратно размешивая тесто. Форму для кекса выкладываем бумагой для выпекания или смазываем маслом. Выливаем тесто в форму и выпекаем в среднем минут 30-40. Даем остыть и покрываем сверху глазурью.

Глазурь: 150 г сахара, 4 ст. л. какао, 4 ст. л. молока, 50 г сливочного масла. На огне растворяем сахар и молоко, добавляем просеянное какао. Когда масса станет однородной и начнет закипать, снимаем с огня и добавляем масло.

Мясо запеченное (шинка)

Понадобится: орех мускатный – щепотка, соль – по вкусу, чеснок – 6 зубчиков, черный перец – 10 горошин, лавровый лист – 3 шт., свинина (окорок) – 1 кг, базилик сушеный – щепотка

Приготовление: Горошины черного перца слегка растолочь в ступке. Лавровые листья измельчить, смешать с мускатным орехом, базиликом, солью и перцем. Мясо вымыть, обсушить и обсыпать со всех сторон подготовленной смесью.

Чеснок очистить, зубчики разрезать вдоль на 3-4 части. Сделать глубокие надрезы по всей поверхности мяса и нашпиговать его чесноком. Завернуть мясо в фольгу и убрать в холодильник на 1,5 суток.

Разогреть духовку до 200 °С. Положить свинину в фольге в жаропрочную форму и запекать в духовке 1 ч. Затем вынуть и дать остыть. Подавать как холодную закуску.

Ягненок, тушеный с горькими травами

Понадобится: 1 нога ягненка (примерно 3 кг), 3 головки измельченного чеснока, соль и перец, ½ чашки сливочного масла, ½ чашки свежих листьев розмарина, ½ чашки измельченных листьев сельдерея, 4 небольших побега розмарина, ¼ чашки сока горького красного апельсина.

Приготовление: Чтобы блюдо получилось вкуснее, мясо должно быть комнатной температуры.

Разогреть духовку до 200 градусов. Натереть мясо чесноком, посыпать солью и перцем. Выложить на решетку в глубокую сковороду. Полить сверху маслом и разбросать сверху листья розмарина; по краям разложить листья сельдерея и зеленый перец. Поверх зелени положить побеги розмарина. Добавить полчашки воды или сока. Запекать 1-1,5 часа, пока мясо не станет мягким. Выложить мясо со сковороды и остудить минут 10.

Салат «Яичный»

Данный рецепт позаимствован из пасхальной кухни европейцев и по вкусу очень близок к полюбившемуся нам и порядком уже надоевшему салату «Оливье». Салат «Яичный» примечателен тем, что в него можно употребить треснувшие и невостребованные столом вареные яйца.

Понадобится: 5 вареных яиц, 80 г копченой шинки или ветчины, 80 г неострого твердого сыра типа «Гауда», 3-4 соленых (не маринованных) огурца, много зелени, сметана.

Приготовление: яйца, с ыр, огурцы, шинку нарезать соломкой, а зелень — мелко. Заправить салат сметаной или натуральным йогуртом. Не солить, т.к. соли достаточно в компонентах.

Салат «Свекольный»

Понадобится: 2 средних яблока, 2 средних свеклы. Свекла должна быть темно-бордового цвета и круглой формы, сладкой на вкус.

Приготовление: Свеклу отварить, охладить. Яблоки очистить от кожуры. Натереть на крупной терке свеклу и яблоки. Заправить салат постным маслом. Не солить и не перчить. Вкус салата должен быть натуральный.

Салат «Свежий»

Понадобится: 1 головка свежей капусты, 1 свежий огурец, 1 пучок зелени укропа.

Приготовление: Пошинковать капусту, немного обмять. Огурец нарезать тонкими пластинками. Укроп мелко порубить. Добавить совсем немного соли и заправить салат на выбор сметаной, постным маслом или натуральным йогуртом.

Рататуй

(фр. ratatouille; от «rata» - еда в просторечии и гл. «touiller» - мешать, помешивать).

Понадобится: 1 баклажан, 2 небольших цуккини или молодых кабачка, 2 паприки, 5 средних помидоров, 1 луковица, зубчик чеснока, оливковое или постное масло, соль, прованские травы: фенхель, розмарин, тмин, мята, базилик.

Приготовление: овощи помыть, обсушить и порезать довольно крупными кубиками. На сковороде разогреть масло, слегка обжарить нарезанный полукольцами лук. Добавлять постепенно сначала паприку, затем через 3 минуты кабачки, затем баклажан, затем помидоры. Овощи помешивать, чтобы не подгорели. В конце посолить, добавить травы, выдавить чеснок и накрыть крышкой. Дать постоять минут 10 и можно подавать к столу.

Соус «Сацики»

Понадобится: 1 кг натурального греческого йогурта 10% жирности или любого натурального йогурта без добавок, 1 большой свежий огурец или 2 небольших, 2-3 ст.л. оливкового масла или 2-3 ст. л. маринада от оливок, 1 ч.л. сухого гранулированого чеснока или 1 зубчик чеснока, 1 ч.л. соли.

Приготовление: йогурт размешать снизу вверх. Огурец помыть, обсушить и нарезать тонкой соломкой. Чеснок выдавить через чеснокодавку. Добавить соль, чеснок и маринад в йогурт. Перемешать. Дать постоять 2-3 часа.

Данный соус очень вкусен и полезен. Подается на стол в отдельной посуде. Соус приготовлен правильно, если ложка в нем стоит. Его можно использовать с мясными и овощными блюдами, можно использовать также как заправку для салатов. Хранится в холодильнике в закрытой посуде неделю.

Светлого праздника и приятного аппетита!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

9 Comment threads

11 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Каждая литургия в храмах православных свята, божественна. В каждой Господь является в Своих Пречистых Теле и Крови. Но перед нами три особенно величественныя Литургии в настоящие дни Страстной недели и Пасхи. Три – исключительныя по воспоминаниям и особенно действующия на душу через эти воспоминания. Литургия Великого четверга, Страстной субботы и первого дня Пасхи.

Литургия Великого четверга – предпасхальная. Но она в известном смысле тоже может быть названа пасхальной. В этот день Господь со Своими учениками совершил пасху ветхозаветную и установил Пасху Нового Завета, причащение святого и великого таинства Тела Его и Крови. «И сотвориша ученицы, якоже повеле им Иисус, и уготоваша пасху». К участию в этой, первой в жизни христианства, Литургии Тайной Вечери зовет всех нас . «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся». Сколько духовного содержания в одном этом призыве! Христос – всегда на земле Странник – в эти предпасхальные дни был вдвойне Странником без крова. Уже искали убить Его. Как замечает евангелист, днем Он учил в церкви, «нощию же, исходя, водворяшеся в горе, нарицаемей Елеон». Поэтому и трапеза последняя была Тайной Вечерей. Слова: «Странствия Владычня» вызывают в памяти и призывают применить к себе слова Спасителя в беседе о Страшном Суде, одни слова – укоряющия: «Странен бех и не введосте мене»; и другия – благословляющия: «Странен бех и введосте мене».

Как же нам не отозваться на этот призыв: принять к себе, принять в себя странника Христа, в свою тайную горницу душевную. Как не приложить старание, чтобы быть не только на службе Страстей Господних, но и на Литургии в этот великий день – участвовать в Трапезе, причаститься Святых Таин. Как не присоединить себя к тем, от чьего имени молится: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем»... И если кто обязан неизбежно и в этот день отправляться на свою ежедневную работу, то с какой грустью, сожалением и покаянным чувством должен он это делать... Можно ли христианину равнодушно сделать этот день обычным будничным и не думать о том, какое значение этого дня в христианстве?

Вторая великая Трапеза Христова предлагается нам в Великую субботу. Эта Литургия уже может быть названа пасхальной в нашем обычном понимании. Правда, Великая суббота есть день великого покоя; она требует, «да молчит всякая плоть человеча», как мы это слышим в песнопении вместо Херувимской. Но на Литургии субботней молчание у предлежащей Плащеницы переходит в молчание ожидаемого ликования. Здесь есть трепетный момент перехода от скорби к радости. Это тот момент, когда запоют прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», и когда за сим читается евангелие о воскресении Христовом – первая весть о воскресении, принесенная мироносицами. Вторая, главная часть Литургии совершается в белых облачениях, и все одеяния на предметах храма белыя. Радостная Литургия! Не только в евангельском чтении, но и в самых песнопениях Великой субботы слышна первая весть победы над и весть воскресения: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: «мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чуждь"».

Суббота – день свободный почти всюду от хождения на обычную работу, на службу. Но как часто в этот день в наших христианских семьях отказываемся мы от трапезы Господней за чечевичную, в переносном смысле, похлебку. Иначе говоря, пропускаем радость священных и возвышающих нас переживаний великого дня в храме, пропускаем, из года в год ради приготовления яств пасхального стола и вообще из за разной предпраздничной суеты...

Третья Литургия, Литургия полная ликования, утром в первый день праздника Пасхи:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Ныне вся исполнишася Света» исполнены божественного света не только ночь пасхальной Заутрени, но и утро Божественной Литургии. Если назовем Заутреню победною вестью о воскресении Христовом, то Литургию должно назвать самой встречей с Воскресшим. Таинство причащения на Литургии дня Воскресения Христова уже представляется не как Вечеря в тайной горнице, а как Трапеза в чертогах «Христа блистающася». «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости».

Но... как часто пропускается и эта третья великая Литургия... Как часто бывает – спешат люди разговляться, побывав на Заутрени, удовлетворенные, что услышали «Христос воскресе», спешат домой и, забыв о храме и о том, что в данный момент идет Литургия и что христиане призываются в этот день участвовать в Господней Трапезе Тела и Крови Христовых, с нетерпением принимаются за трапезу своего пасхального стола. Но ведь домашния розговены не уйдут. А Литургии первого дня Пасхи дождемся ли мы в будущем году? В Монастыре и в некоторых приходских храмах установился обычай, что все православные, пришедшие в храм прославить воскресшего Христа, после говения на Страстной седмице, вновь на Литургии первого дня Пасхи, после краткой исповеди, принимают Святыя Тайны. И радость пасхальная тогда полна. И когда выйдут из храма и повернут взор на восток, их особенно весело приветствует восходящее солнце. Но и далее, во всю пасхальную неделю, открыты в храмах Царския врата алтаря. Это говорит, что Трапеза Господня продолжает быть открытой: приидите, насладитеся вси!

Так не будем же отказываться от святых призывов! Три названныя величественныя Трапезы предлагаются нам. В предстоящие дни Страстной недели и Пасхи постараемся не пропустить великих Литургий и причаститься хотя бы на одной из них, чтобы иметь право со всею Церковию воззвать к Воскресшему: «О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте, и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Пасха, или Светлое Христово Воскресение - самый большой православный праздник и главное событие года для христиан. В настоящее время Пасха - переходящий праздник, и в каждый конкретный год ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными.

Согласно христианской традиции, день Воскресения Иисуса Христа празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния. В 2012 году православную Пасху отмечают 15 апреля. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность.
Древние иудеи праздновали Пасху (Пе́сах ) в честь Исхода из Египта. Христиане же вложили в этот праздник иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Великий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста.

Итак, как же происходит само празднование?

Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник (более подробно читайте Страсти Христовы ). Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга , в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать Генеральную Уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу.
Субботу на Страстной неделе называют красильной: в Страстную субботу красят яйца. Ну, а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. Затем освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. А после того, как окончится служба, верующие христосуются — приветствуют друг друга словами "Христос воскресе" - "Воистину воскресе" и обмениваются троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.
Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного Воскресения Христова.

Перед Пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Когда положено святить куличи по правилам?

Перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом - рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе. После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино - вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей . Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты. Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Пасхальная трапеза

Затем после службы, народ спешит домой. Считается: чем быстрее придешь - тем быстрее будет спориться хозяйство. Если в доме есть невеста или парень, который хочет жениться, они стараются попасть домой быстрее всех, кто с ними живет. Согласно поверью, кто первый будет дома, тот в этом году найдет себе пару и женится.

Вернувшись из церкви домой, семья готовится к праздничной трапезе.Символом Пасхи считаются яйца, кролики, птицы, гнезда, зелень, цветы и тема природы, возрождения, пробуждения и весны. Все эти символы или хотя бы часть из них должны присутствовать на вашем пасхальном столе в качестве сервировки.Пасхальный кролик может находиться на столе в виде статуэтки, шоколадной фигурки или рисунка. Также можно сложить салфетку в виде кролика. Птицы на столе будут символизировать приход весны, а цветы и зелень создадут праздничное настроение.
Стол застилают праздничной скатертью.
На праздник Пасхи для пасхального завтрака стол накрывают в светлой радостной гамме. Скатерть, салфетки, посуда должны сочетаться гармонично, радовать и глаз, и душу.

В центре стола ставят блюдо с молодой зеленью, в которой утопают яркие пасхальные яйца. Если вы не сумели заранее вырастить зелень (пшеницу или кресс-салат), яйца можно просто выложить на большую красивую тарелку. Обычная тарелка, украшенная вырезанными кружевами бумажными салфетками, тоже приобретет нарядный вид. Можно заполнить неглубокую тарелку красной чечевицей, разложить в ней крашеные пасхальные яйца, украсить цветами и поставить на кружевную салфетку.
На другой тарелке возвышается нарядный пышный кулич, подают также печенье, коврижку, горячие булочки. Рядом ставят тарелку с пасхой.

Не забыты и холодные закуски: здесь и непременный жареный молочный поросенок, и буженина, и запеченная птица, и различные колбасы, гарнировать специально приготовленными овощными блюдами, и другие лакомства.

На пасхальный стол выставляют также различные наливки, настойки и все, чем богат дом. Лучшие вина для пасхального стола - кагор, красное вино. Из напитков можно подать чай, кофе, какао, а к ним - подогретые сливки и молоко.

Непременное дополнение к пасхальному столу — цветы. Традиционными цветами считаются гиацинты, аромат которых, смешиваясь с запахами куличей, создает неповторимый пасхальный дух, но подойдёт и букет тюльпанов, нарциссов. Если живых цветов нет - не беда, весьма оригинально будет смотреться букет из веточек вербы.

Бытует традиция, согласно которой хозяин зажигает на столе свечу. Свет, тепло и уют, которое дарят нам свечи, станут последним штрихом сервировки пасхального стола и помогут создать праздничную атмосферу. Свечи можно использовать самые разнообразные, начиная от освященных тонких церковных свечей и заканчивая целыми парафиновыми скульптурами. Производители в преддверии Пасхи выпускают свечи в виде птиц, кроликов и яиц, которые не просто украсят, но и оживят праздничный стол.

Собравшись вокруг стола, семья поздравляет друг друга словами «Христос Воскрес!»

Пасхальная трапеза начинается с того, что хозяин очищает освященное яйцо, разрезает на столько частей, сколько человек собралось за столом и все собравшиеся съедают по кусочку. Далее все пробуют паску и приступают к трапезе.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Пасха исхода.

Название праздника.

За словом «пасха» в оригинале Ветхого Завета стоит слово [пéсах] (русская форма заимствована из греческой Септуагинты — πασχα). Древнееврейское слово [пéсах] буквально означает — «перескочить через что-то», «миновать, обойти что-то», «оставить нетронутым». Таким образом, пасха — это прохождение мимо и пощада. В Библии это слово означает, с одной стороны — праздник (Пасху) установленный в память об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства, а с другой — праздничную жертву , (пасхального) агнца . Это связано с тем, что когда Ангел смерти в Египте поражал первенцев (от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота»), он не затронул дома евреев (прошел мимо, песах), двери которых был окроплены кровью жертвенного агнца (Исх.12:13). Смерть прошла мимо их. И защитила Израильтян от смерти кровь пасхального агнца. Тем самым путь для исхода был открыт. И они освободились от египетского плена. Об этом событии и должна была напоминать евреям ежегодно празднуемая Пасха.

История праздника.

Египетский фараон не пожелал отпустить порабощенный народ израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх.11:4-6). Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст.8).

Конечно, читая о десяти египетских казнях, невольно думаешь, а не было бы проще и разумней и гуманней убить фараона, чем посылать на египтян столь ужасные казни. Но здесь нужно помнить, что Бог видит и знает больше нас, Он мудрее нас. Он видит и знает все и поступает безошибочно. Все эти казни имели огромное спасительное значение. Казни египетские были как бы нападением на богов Египта. «Над всеми богами Египетскими Я произведу суд» — говорит Господь (Исх.12:12). Бог показал евреям и египтянам Свою силу, но главное бессилие и ничтожество египетских богов. Эти казни показывают Кто на самом деле Бог, которому должны служить народы (ср. Исх. 6:7; 7:5, 17; 8:22; 10:2; 14:4, 18). «Вы покланяетесь Нилу, вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, делая воду красной как кровь. «Вы покланяетесь Ра (солнцу), вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, превращая день в ночь. Все эти казни низвергают с пьедесталов египетских богов.

И вот наступает самое страшное десятое наказание. К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евp.11:28). Начиная с 10-го дня месяца авива (первый месяц еврейского календаря (Исх.12:2), соответствующий марту/апрелю, означающий месяц колосьев т.к. в этом месяце начинает колоситься хлеб; впоследствии (после вавилонского плена) названный нисан — месяц цветов ), каждый глава дома должен был позаботиться об агнце — годовалом, без изъянов, ягненке (детёныш овцы) или козленке — для своей семьи (Исх.12:3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным, не меньше десяти (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Исх.12:6; Лев.23:5; Чис.9:3,5,11; сp. Втоp.16:6). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца оба косяка и перекладину дверей каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх.12:7,22).

Агнца следовало запечь (зажарить) целиком (на вертеле) — с головой, ногами и внутренностями (сердцем, почками, печенью, легкими; всё несъедобное естественно вынималось); нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (Исх.12:8,9; ср. Втоp.16:7 и 2 Паp.35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме (во дворе дома). Мясо агнца надо было съесть в ту же ночь с опресноками (мацой) и горькими травами (лук, чеснок, хрен, петрушка и т.д.) (Исх.12:8). Кроме того, все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь, поэтому пасхального агнца надо было есть стоя с «препоясанными чреслами, обутыми, с посохом в руках и с поспешностью» (ст. 11). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10).

И вот ночью каждый дом в Египте не отмеченный знаком крови агнца, от фараона до последнего раба, постигло страшное горе – смерть первенцев от человека до скота. Перворожденный сын был у египтян в особой чести – он считался принадлежащим богу и священником в семье. Но больше всего этот удар поразил фараона. Ведь он считался воплощением бога, сыном бога Ра, а его старший сын был наследник престола, и тоже почитался богом. И вот в девятой казни был побежден «отец» фараона, солнечный бог, а теперь его сын наследник престола. После этого фараон не то что отпускает евреев, он их прогоняет из Египта.

Пасха эпохи Иисуса Христа.

Праздник Пасхи, именуемый также праздник опресноков ; а в настоящее время у иудеев еще и праздник свободы; праздник весны; имел историческое значение. Он напоминал об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства. Пасха была одним из трех великих и заповеданных в Исх.34:23, обязательных для всех иудеев праздников. К ней относились также как к субботе. Кроме Пасхи обязательными были также Пятидесятница (евр. Шавуот – установлен в память о заключении с Богом Завета) и праздник Кущей (евр. Суккот – установлен в память 40-а летнего странствия по пустыни). Первоначально в Библии название «Песах» относилось только к вечеру с 14-го на 15-е нисан. Остальные 7 дней составляли праздник опресноков (Исх.34:18). Но на практике оба праздника слились, и в позднейшем употреблении (в I в. по Р.Х.) название «Песах» было распространено на все 8 дней от вечера 14-го до 21-го числа месяца нисана (Иосиф Флавий Древн. II, 15, 1). А «днем опресноков» стали называть не только день Пасхи, но и канун её, т.е. 14 нисан (Мк.14:12), когда в доме уже не должно было быть ничего квасного, и положено было готовить опресноки (следовательно, дней праздника опресноков было не 8, а 9).

Пасху (то есть пасхального агнца) можно было есть только на святом месте (Втоp 16:5-7). Во времена царя Иосии (639-609 гг. до Р.Х.) пасхальная трапеза совершалась во дворе храма. Позднее, когда народ перестал вмещаться там, её разрешено было вкушать в пределах Иерусалима, а в I веке и в близлежащих к нему городах и деревнях, в том числе в Вифании и в Виффагии. На праздник Пасхи в Иерусалим обязаны были приходить все взрослые иудеи мужского пола, жившие в радиусе 25 км от Иерусалима, но приходило намного больше людей. Число паломников в Иерусалиме могло составлять около трех миллионов. Все остальные иудеи, жившие далеко от Иерусалима мечтали вкусить хотя бы раз в своей жизни Пасху.

На время Пасхи паломники получали бесплатно кров и пищу. Местные жители обязаны были предоставить паломникам свободные комнаты или хотя бы позволить проводить пасхальную трапезу во дворе или на крыше дома. Часто в одной комнате собиралось по нескольку групп. Деньги за помещение брать не разрешалось, но хозяевам в виде компенсации обычно оставлялись шкуры убитых животных и сосуды от трапезы. Бедняки, у которых не было денег, получали специальную помощь на приобретение всего необходимого. Кроме того, считалось очень богоугодным пригласить к себе на праздник неимущих.

В период Пасхи во время Иисуса люди были очень разгорячены. Воспоминания об избавлении из египетского плена вызывали у людей мысли и желания о новом избавлении от Рима. Поэтому на время Пасхи в Иерусалим из Кесарии вводили особые отряды и размещали их в крепости Антония, возвышавшейся над храмом. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и они не хотели допустить этого.

Еврейский священный календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Поэтому по отношению к Григорианскому календарю он плавает. Месяцы начинаются только в новолуние, как и Еврейский Новый год. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих событиях и составляет содержание священного еврейского календаря. И так как первое из благодеяний — изведение из Египта падает на месяц авив названный впоследствии ниссан, то он и считается первым месяцем в году. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны с 14 на 15 нисан. По иудейскому священному календарю день начинается с вечера, поэтому праздник Пасхи начинался с заходом солнца (это в 6 часов вечера), перед первым полнолунием после дня весеннего равноденствия (время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова (20-21 марта по Григорианскому календарю)).

В продолжение же всех дней Песах запрещено было не только есть квашеное, называемое по-еврейки [хамéц] (бук. заквашенное, квасное), но и держать таковое в своих домах. Поэтому к Пасхи (к полудню 14 нисан) иудеи удаляли все заквашенные продукты. К ним относится любое мучное блюдо (из любой муки), при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Этот процесс происходит естественным образом, если тесто долго выдерживается, или с помощью дрожжей и закваски (евр. [сеор] – основательно скисшееся тесто). Сюда относятся и напитки содержащие солод (продукт сделанный из проросших и смолотых злаков) — пшеничная водка, пиво, виски, квас. В настоящее время, хотя Талмуд требует ликвидации кусков хамец размером крупнее оливы, многие вычищают хамец до последней крошки. Поэтому религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамец. После наступления темноты с 13 на 14 нисана, т.е. в вечер предшествующий кануну Пасхи проводился обряд – поиск квасного (евр. [бдикат хамец]). Глава семьи читает специальное благословение «о ликвидации хамец», берет зажженную свечу (иногда еще и ложку с пером) и обыскивает дом в поисках закваски. Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку хамец чтобы формальный поиск стал действительным отыскиванием. После полудня 14 нисан (время начала принесения пасхальной жертвы в храме) и до 21 нисан из мучного разрешено есть только пресный хлеб, мацу (из муки, тщательно охраняемой от влаги), да и то только ту на приготовление которой ушло не более 18 минут. Если канун праздника приходится на субботу, то все квасное следует уничтожить до наступления субботы, оставляя лишь самое необходимое для субботних трапез. За употребление в пищу хамец и за присутствие его в доме (превышающего размер оливы) в пасхальные дни закон угрожает строгим наказанием.

После полудня 14 нисан совершалось жертвоприношение пасхального агнца. Все собирались к храму, и каждый глава семьи (или тот, кому он это поручал) участвовавший в богослужении, приносил в жертву своего собственного агнца, совершая как бы свое жертвоприношение (Заклание пасхальной жертвы поручалось обыкновенному простому израильтянину, не священнику. Это объясняется тем, что, ввиду огромного количества пасхальных жертв, священники не могли бы справиться со своей работой. Иосиф Флавий говорит ο количестве свыше 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день. ). Пасхальный агнец должен был быть без недостатков, поскольку он являлся прообразом безгрешного Иисуса Христа. Заклание было обставлено большой торжественностью. Народ по очереди входил в храмовый двор и как только его наполнял, двери закрывались, об этом извещали тремя трубными звуками. Священники становились рядами, имея в руках серебряные и золотые блюда; у одного ряда исключительно серебряные, а у другого — золотые. Израильтянин резал, а священник принимал кровь и передавал ее соседу, а тот — рядом стоящему и т. д. Кровь выливали к подножию жертвенника всесожжения. Первая группа выходила, и входила следующая. При этом левиты пели Халлель (псалмы 112-117). Агнца уносили домой, и лишь только смеркалось его жарили на открытом огне на вертеле из гранатового дерева. После разрушения Храма и по настоящее время жертвы уже не приносятся, поэтому на центральном блюде современного пасхального ужина иудея агнца символически представляет зро́а — жареная баранья голень или куриное крыло или ножка, и сваренное яйцо, которые не употребляются в пищу.

Итак, пасхальная трапеза должна была напомнить евреям последнюю ночь их в Египте перед исходом из него. Символика пасхального обряда была следующая.

  1. Во-первых агнец напоминал иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови агнца, когда ангел смерти проходил по Египту. И через это они освободились от египетского рабства.
  2. Во-вторых, опресноки напоминали им о хлебе, который они ели в спешке, когда уходили из египетского рабства. Тогда израильтянам пришлось бежать из Египта так поспешно, что у них не было времени испечь хлеб из квашенного теста (Исх. 12,34). Также это символически напоминает очиститься от египетской примеси, «закваски».
  3. Чаша соленой воды напоминала им о слезах, пролитых в Египте и о водах Красного моря, через которое они чудом прошли от опасности.
  4. Горькие травы (евр. [маро́р]) – лук, чеснок, тертый хрен, петрушка, листовой салат и т.д. В течение Cедера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень. Марор напоминает горечь рабства в Египте.
  5. Паста или мастика (по-еврейски [харосет] или [харошеф]) из яблок, фиников, гранатов и орехов (к которой прибавляют немножко вина и обсыпают имбирем), этот густой фруктовый соус напоминал иудеям о глине, из которой они делали кирпичи в Египте.
  6. Четыре чаши вина (смешанных с водой) или виноградного сока (для детей и недомогающих), которые выпивали на определенных этапах праздника, должны были напоминать им о четырех великих обетованиях в Исх.6:6-7

«Я выведу вас из-под ига Египтян,

И избавлю вас от рабства их,

И спасу вас мышцею простертою и судами великими.

И приму вас к Себе в народ и буду вам Богом» .

Итак, центральным моментом Песах был пасхальный ужин, называемый по-еврейски [се́дер-песах], или просто [се́дер] (бук. — порядок, чин, потому что совершался по особому чину). Ее участниками могли быть только здоровые, обрезанные и ритуально чистые. Первую Пасху времени Исхода ели стоя (Исх.12:11), что было признаком спешки, знаком того, что они, иудеи, были рабами, бежавшими из рабства. В эпоху Иисуса Христа Пасху уже вкушали лёжа за столом – это было признаком свободного человека, имевшего свой дом и свою страну. В настоящее время её едят сидя за столом. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. Все происходило в таком порядке:

1 . В начале трапезы читали молитву Киддуш (освящение, посвящение), освящавшую праздник — это выделяло пасхальную трапезу из прочих обычных трапез. Затем наливали первый бокал вина, называвшийся чашей Киддуш. Глава семьи (или трапезы, если несколько семей) поднимал чашу и читал положенное благословение (евр. [берахот] — молитва прославляющая Бога) над вином. Евангелисты не уточняют эти молитвы, но ученые предполагают, что они не отличаются особенно от обычных еврейских застольных благословений. B Мишне даны такие молитвы, например, благословение праздника: «Благословен … избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…» ; благословение над вином: «Благословен Ты,Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…». На эти молитвы присутствовавшие должны были ответить «Аминь!» (это знак того, что благословение произнесено также от их имени и при их полном согласии). И все пить это вино. Но не из одной чаши, у каждого была своя. Правда, глава застолья, хозяин, мог свою чашу, над которой было произнесено благословение, предложить какому-нибудь одному участнику вечери, тому, которого он хотел особенно почтить.

2 . После этого следовало первое омовение рук (оно совершалось трижды и в разные моменты).

3 . Глава семейства брал ветки петрушки или листы салата или перышка лука, опускал в чашу с соленой водой и подавал их прочим членам семейства. Положено хоть немножко этой зелени съесть. Лист зелени символизировал иссоп, которым в Египте мазали кровью косяки дверей, а соленая вода, как мы уже упоминали прежде, символизировала слезы, пролитые в Египте, и воды Чермного моря, через которые безопасно прошел Израиль.

4 . Далее шло преломление хлеба . На столе лежали три пресных хлеба (один на другом). Глава вечери брал средний, разламывал на две части, половину его отлагали до конца вечери (эта половина называлась афигомон), а остальной хлеб (без афигомона) на блюде поднимал и произносил два благословения : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий производящий все из земли…» и «Благословлен будь Ты, Отец наш небесный, дающий нам хлеб насущный днесь… ». Потом хлебпреломлялся на маленькие кусочки и раздавался присутствующим со словами: «Это горький хлеб, который праотцы наши ели в земле египетской. Пусть каждый, кто голоден, приходит и ест. Пусть нуждающиеся приходят и проводят с нами Пасху» (Сегодня при праздновании в иных землях и странах добавляется знаменитая молитва: «Ныне мы проводим его здесь, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные» ). Этот кусочек положено было съесть. И это должно было напомнить иудеям о горьком хлебе, который они ели в Египте, и то, что рабы никогда не могли съесть целый каравай хлеба, а лишь краюшку. Ритуал Седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Заповедь предписывает съесть на Седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.

5 . Затем следовал пересказ истории избавления , называемой Хаггада (объяснение). Наливали второй бокал вина, и младший из присутствующих должен был спросить, почему этот день так отличается от других и для чего все это делается, после чего глава семьи и дома должен был рассказать или прочитать всю историю Израиля вплоть до избавления из Египетского рабства, в память чего и праздновалась Пасха. Потом поднимается вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Чаша опускалась и вновь поднималась, но еще не пилась.

6 . Затем пели так называемые Аллилуйные псалмы 112 и 113. Псалмы 112–117 у евреев всегда назывались Халлел – песни восхваления Бога. Эти псалмы в Православном Богослужении поются за праздничным полиелеем:

«Аллилуия.

Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа.

Да будет имя Господне благословенно

отныне и вовек.

От восхода солнца до запада

Славно имя Господне».

7 . После этого выпивали вторую чашу вина . Она называлась чашей Хаггада.

8 . Все присутствующие второй раз омывали руки и готовились к трапезе.

9 . Произносили благословение : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий все из земли. Благословлен Ты, о Боже, освятивший нас заповедями и позволивший нам есть опресноки». После этого участникам давались маленькие кусочки опресноков. Между кусками опресноков клали горькие травы (напр., хрен), обмакивали все это в харосет и ели. Это называлось сои и было напоминание о рабстве и о кирпичах, которые когда-то заставляли делать иудеев.

10 . Теперь начиналась собственно трапеза. Агнец должен был быть съеден весь до полуночи. Все остатки нужно было сжечь и не употреблять в обычной трапезе. Пасха не раздавалась порционно каждому члену в отдельности, ее ели сообща, и каждый брал себе, сколько хотел, но должен был съесть кусок величиной не меньше оливы.

11 . Руки омывали еще раз .

12 . Разделялся и съедался оставшийся хлеб — афигомон.

13 . Произносили благодарственную молитву с просьбой о пришествии Илии, вестника Мессии, после чего выпивали третью чашу вина, называвшуюся чашею благословения . Чашу эту благословляли следующими словами: «Благословен Ты, Бог наш, Царь вселенной, создавший плод вина».

14 . Пели вторую часть Псалмов Халлел – Псалмы 114-117.

15 . Выпивали четвертую чашу вина и пели Пс.135, известный как великий Халлел .

16 . Возносились две короткие молитвы. И на этом заканчивался пасхальный Седер.