Патриотическое воспитание детей в школе. Важность патриотического воспитания в школе

Бретанчук Ольга Ильинична
Конспект занятия «Военно-патриотическое воспитание в школе»

«Военно-патриотическое воспитание в школе »

Есть в славном городе Севастополе прекрасная школа ,в которой как нигде отражена тематика патриотического воспитания .

Тема патриотического воспитания подрастающего поколения являлась актуальной во все времена. Еще В. Г. Белинский в своих трудах отмечал, что всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому. По мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина патриотизм более, нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания .

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Принята к действию государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", в которой конкретизированы цели и задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно :

Активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

Обеспечение формирования у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени , высокой гражданской ответственности;

Формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи .

В национальной доктрине образования в РФ, утверждённой федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом, обозначены пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования в этом направлении на период до 2025 года.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества , является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание , как ее компонент, во все времена была и остается школа . Формирование и развитие патриотических чувств - важнейшая составляющая процесса воспитания . С младшего школьного возраста воспитывается доброта , ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну, уважительное отношение к истории России. Эта систематическая и целенаправленная работа объединяет усилия педагогов, семьи и общественности.

В Программе патриотического воспитания учащихся нашей школы такое взаимодействие осуществляется по следующим основным направлениям :

Духовно-нравственное. Целью его является осознание обучающимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, руководство ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Представлено мероприятиями, направленными на осознание историко-культурного наследия Отечества, Севастополя, как малой Родины, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в родном городе и обществе.

Гражданско-патриотическое. Связано с формированием правовой культуры, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга .

Социально-патриотическое. Нацелено на формирование активной жизненной позиции, проявление благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое . Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его защите, изучение русской военной истории , воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы , ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности служения Отечеству и защите Родины.

Духовно нравственное,историческо-краевеческое,героическо-патриотическое, и др.

Одно из немаловажных направлений деятельности школы спортивно-патриотическое, где формируется морально-волевые качества : выносливость, ловкость, спокойствие, сила физическая и духовная, мужество,дисциплинированность, умение побеждать, желание заниматься физической культурой и спортом.

Школьная система героико-патриотического воспитания воспитания школьников в военно -спортивных соревнованиях, повышается уровень толерантности, мотивации, готовности к защите Отечества. Создаются благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.

Во всей системе образовательно-воспитательной деятельности школы девизом являются слова из Гимна школы :

Мы учимся в школе как в мире нам жить ,

Трудиться на совесть, мечтать и дружить.

Прекрасный и гордый девиз у нас есть :

Быть смелым, отважным, хранить свою честь.

Главное дело школы – растить достойных граждан великой страны – России.

На уроках дети учатся анализировать явления, утверждают свое "Я", формируют самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности. Учитель организует проведение разнообразных подвижных игр и способствует воспитанию ловкости , смелости, настойчивости. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, точном выполнении правил. Развиваются волевые качества : настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др. В наибольшей степени этому способствуют строевая подготовка и физические упражнения, требующие проявления смелости : лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, комплексные силовые упражнения, силовая подготовка, подтягивание, подъем переворотом и выход силой на перекладине и т. д. Необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают школьников преодолевать боязнь , проявлять выдержку, совершенствовать физические показатели.

Еще больший спектр возможностей обучающихся предоставляет внеурочная деятельность. Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, всестороннее развитие личности, пропаганда здорового образа, выявление лучших спортсменов школы , формирование сборных команд для участия в городских и областных соревнованиях способствует формированию гражданской и патриотической позиций школьников . Спортсмены-школьники стремятся прославить свой коллектив, свою школу новыми спортивными достижениями.

Особую значимость для севастопольских школьников , детей военнослужащих ЧФ , приобретает воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил РФ. Учащиеся школы принимают участие в следующих мероприятиях :

1. Всероссийский детско-юношеский литературно – художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!» . (С 2009 по 2012 призерами конкурсов стали 132 учащихся 5 -10 классов) . Данный конкурс проводится с 1 октября по 28 февраля,посвященный тематике Великой Отечественной войне. и включает в себя ответы на 15 вопросов викторины, написание сочинения или эссе по одной из 8 предложенных тем. По этой теме нужно было сделать рисунок,коллажи, плакаты и поделки по выбранной теме. Вопросы викторины были разбиты на 3 возрастные группы. Победители и лауреаты приглашаются в Москву для подведения итогов, вручения наград во время празднования Дня Победы за счет МО РФ.

Из нашей школе победителями стали такие ребята, как Иванов Максим уч-ся 10-Г класса, Ковальская Оксана уч-ся 7-Б класса, Фомина Дарья 2-Б класс, уч-ся 2-В класса - Халяпина Елизавета, Ивашев Владимир, Литвинюк София и многие другие.

2. Участие в международных викторинах «Дорогами подвига и славы» .

3. Участие в межрегиональном военно -патриотическом лагере «Честь имею» (Октябрь - ноябрь 2014 г.)

На протяжении этих двух лет, после исторического воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, ВПЦ «Вымпел» ведет активную работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Крымском федеральном округе.

Лагерь «Честь имею!» - Севастополь-2014

В октябре 2014 г. прошел Межрегиональный молодёжный лагерь «Честь имею! - Севастополь2014» . В лагере приняли участие более 50 детей из Севастополя, Крыма и других регионов России, в том числе и учащиеся нашей школы Ишутин Сергей , Шаипов Т., Ермишко М, Мяктинов Е, Сурайкин Е.

Участие севастопольской молодёжи в Межрегиональной программе патриотического воспитания молодежи «Честь имею!» стало темой встречи в Доме Правительства Севастополя, где губернатор Севастополя Сергей Меняйло вручил сертификаты десяти севастопольским школьникам , направленным в этот лагерь.

В Севастополе на площади имени Нахимова васильковые береты Президентского полка были торжественно вручены воспитанникам этого лагеря . «Севастопольский рубеж» - так называлось это событие, объединившее ребят из нескольких регионов России и посвящённое 230летию Черноморского флота России.

По окончании лагеря прошел семинар для инструкторов и преподавателей военно -патриотических клубов Севастополя и Симферополя.

4. Участие в литературно-художественном конкурсе «Юность, опаленная войной» (2014 г.) .

Целью литературно-художественного конкурса является приобщение учащихся школы к героическому прошлому нашего города, к подвигу его освободителей. Развитие патриотизма и исторического сознания.

На конкурсе были представлены стихотворения и рисунки, фотографии участников боёв за Севастополь. Стихотворения были посвящены Великой Отечественной войне и освобождению Севастополя. Рисунки – иллюстрации к литературным произведениям или иллюстрации к рассказам о детях-героях, фотографии участников боёв за Севастополь.

5. Участие в международных слетов постов № 1 (Ставрополь -2007 г., Минск -2009 г. ,Брест -2012г.)

Наши ученики постоянно участвуют в международных слетах постов №1. Состав караула проявляют высокие патриотические качества, ответственность при несении Вахты Памяти.

6. Конкурс фотографий памятников, посвященных ВОВ (два1-х места, два 2-х места и одно 3-е место, Донецк)

7. За все годы существования школы в военные учебные заведения поступили 401 ученик, еще 32 выпускника выбрали службу по контракту.

До сих пор приходят письма на адрес нашей школы благодарности от руководителей высших военных заведений за хорошее воспитание , высокий уровень подготовки –патриотического воспитания наших выпускников школы .

8. Участие в мероприятиях «Знамена победы» на Сапун горе, г. Севастополь.

9. Ежегодно юноши 10 класса участвуют в 5 – дневных сборах на Водно-спортивной базе.

10. В школе на протяжении 5 лет существуют военно-морские классы .

Центром военно -патриотической работы в школе является образцовый кабинет ОБЖ, при котором военруком школы , Игнатенковым В. И, капитан 1 ранга в отставке, образование высшее, работает заместителем директора Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №8 » .его усилиями создан музей Боевой Славы, где помещены материалы поисковой работы, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.

Школьная система военно-патриотического воспитания позволяет решать задачи патриотического воспитания обучающихся и прививает интерес к истории Отечества, истории Вооруженных Сил РФ, способствует укреплению физического и духовного здоровья учащихся. Активизируется участие школьников в военно -спортивных соревнованиях, повышается уровень толерантности, мотивации готовности к защите Отечества. Создаются благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.

Наши достижения

Литература

1. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации . – 2004. - №5. 7.

2. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

3. Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова. Часть IV Санкт-Петербург. В тип. Ильи Глазунова и Комп. 1844 В 12-ю д. л. 192 стр.

4. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений. В двадцати томах. Т. VII. [Произведения] 1864-1871. М., 1969. Из очерка «Сила событий» С. 180-181

ДОЛГ нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица. По своему общечеловеческому содержанию понятие долг включает в себя выполнение ряда исторически установленных «простейших правил человеческого общежития». Каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального долга. Если в моральном требовании выражается отношение общества к отдельным его членам, то долг – это отношение личности к обществу. Требования общества к поведению личности, требования людей друг к другу в совместной жизни в обществе наполняют долг. конкретным содержанием, превращают его в долг гражданина, труженика, семьянина, долг дружбы, товарищества, долг человека перед самим собой.

Задача родителей – воспитать не только гражданина, общественника, но и хорошего семьянина, правильно понимающего дочерний, сыновний долг, родительский долг по отношению к своим будущим детям.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ – это совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, которые содержат как общие для всех людей, независимо от пола, нравственные качества, формы поведения.

Родителям при воспитании мальчиков необходимо обращать их внимание на то, что прежние представления о мужестве не устарели, они просто видоизменились в современных условиях, и такие качества, как решительность, выдержка и настойчивость, ответственность и трудолюбие, – все это сохраняет свою актуальность и в настоящее время, с точки зрения и мужчин и женщин.

Сравнительно редко при характеристике мужчин мальчики употребляют такое качество, как «ответственность». Между тем ответственность – это не только знание своих обязанностей по отношению к обществу, коллективу, близким людям, но и готовность осуществлять эти обязанности в повседневной жизни. Это показатель нравственной воспитанности. Мужчина должен быть, по мнению мальчиков, защитником и опорой слабых, женщин, детей, но когда речь заходит о содержании роли мужчины как мужа, отца, то эти качества часто забываются, а функции ограничиваются более или менее добросовестным исполнением поручений по хозяйству. В результате мальчики не выделяют специфический круг обязанностей мужчины в семье и его особую, отличную от женщины, роль. Хорошие отцы, мужья, как и хорошие жены, матери, не рождаются сами собой, они – результат большой и очень нелегкой работы и родителей, и школы, и общества в целом.

П АТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ . В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но все же патриотом всегда называли лишь того, в ком все эти прекрасные качества освящены любовью к Роди не, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний. Сегодня границы патриотизма неизмеримо расширились. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. В наши дни подлинный патриот тот, кто борется за мир и сохранение жизни на Земле, вносит практический вклад в решение общечеловеческих проблем.

И все же первая иглавная среди задач патриотического воспитания – это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма: с ранних лет в ребенке должна закладываться готовность бороться и выстоять, преодолеть любые трудности во имя долга, во имя идейных завоеваний нашего народа. Столь важные "качества невозможно сформировать только на уроках в школе. Они прививаются и дома – в семье, в обычной обстановке каждодневного бытия. Пушкинская строка, народная песня, родная природа, отчий дом, воспоминания дед ветерана, семейные реликвии... Именно эти источники нравственной силы обычно помогают нам в трудный час. Молодые родители иногда считают, что в их будничной жизни нет ничего героического, такого, что помогало бы формировать патриотические чувства у детей. Так ли это? Отечественная война, например, оставила след в прошлом и настоящем каждой советской семьи: рассказы о вкладе родных и близких в дело Победы – наглядный урок мужества и гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день – пример уважения к славе предков. Обсуждение книги о героях – знакомство с доблестью. Посещение исторических и военных музеев, поездки и экскурсии в памятные места – осознание величия подвига. В образе жизни советской семьи, в преемственности ее поколений заложены принципы мужества, самоотверженности, гуманизма, верности долгу. Но патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители.

Для того чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия всех взрослых членов семьи. Ведь прочнее и легче всего ребенок усваивает взгляды, суждения и привычки от самых близких ему людей. И не надо опасаться, что высокие понятия превышают возможности детской мысли. Следует говорить с детьми о Родине, ее неповторимой красоте, о преданности, служении ей, защите. Говорить без резонерства, голых поучений, упреков в незнании. Дети полнее всего приемлют слово, обращенное к ним в минуты душевной «распахнутости» взрослого. Надо находить и использовать эти минуты. Тогда патриотическая струна долго звучит в сердце ребенка, оставляя в нем глубокий след.

ЧЕСТЬ 1) как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе; 2) внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему; 3) понятие морали и категория этики, признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности. Формируются через самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности (чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через внимание и оценку окружающих. Честь человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: «по достоинству и честь» – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у человека есть внутреннее право сохранять свое достоинство в любых обстоятельствах.

Как воспитать патриота?

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский

В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории родных мест, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботится о своей Родине, защищать её. Это результат длительного, целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Чтобы сейчас вернуться к этому, надо возрождать забытые традиции, национальные и общественные ценности.

Одним из важных аспектов приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе, своём государстве, чувстве долга и ответственности за происходящее.

Учёными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Важными составляющими патриотизма являются единство знаний, отношения, поведения.

Рассматривая патриотизм как чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, перед воспитывающими ребенка взрослыми стоит задача еще в дошкольном возрасте «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, её красотой, природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Поэтому очень важно, гуляя во дворе, по улицам родного города, рассказывать о событиях, памятных для конкретной семьи, жителей района, города и т.д., чтобы данное конкретное место ассоциировалось в памяти ребенка с впечатлениями, полученными от описываемого события.

Не секрет, что яркие позитивные воспоминания детства связаны именно с эмоциональными переживаниями: удивлением, восторгом, восхищением, радостью. Научить видеть достопримечательности родных мест, замечать красоту природы родного края в разные сезоны, отмечать характерные особенности улиц, зданий – это повседневная работа нас, педагогов и родителей, не забывающих выражать свое отношение к увиденному, как некий образец, эталон гражданских чувств.

Если взрослые любят свою Родину, преданы ей, умеют показывать ребенку привлекательные стороны, можно быть уверенным, что они смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Как привить национальные ценности?

Каждая семья является корнем нации. Для того, чтобы привить молодому поколению национальное сознание, традиции и обычаи, все семьи и родители должны со всей ответственностью подходить к своим обязанностям. Так как на протяжении многих лет национальному воспитанию не уделялось должного внимания, оно осталось за бортом. Единая советская система воспитания оказала давление на сознание народа и национальные чувства были подавлены под ее гнетом. Современные родители воспитывались в рамках такой подавляющей системы. Поэтому они чужды национальному воспитанию. А без традиций и обычаев нет и воспитания. Это показал жизненный опыт. Традиции, неоснованные на национальных чувствах, не оказывают должного влияния на сознание людей. Только в том случае, когда примеры через проникновение в сознание и мысли людей на протяжении многих веков становятся традициями, можно говорить о развитии национального воспитания. Потому воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с семьи. Только тогда уменьшится количество молодых, которые уходят из родного дома, и они начнут прислушиваться к советам родителей. Как ни крути, а воспитание начинается с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.

В настоящее время в современном государстве необходимо уделять должное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения в казахских семьях, а также продумать, каким образом нужно сформировать их специфические направления и национальные особенности. Так как язык, религия, традиции и обычаи казахов под влиянием насилия и произвола над казахским народом утеряли свой национальный облик, остановились в развитии, семейное воспитание отклонилось от своего истока и несется в общем потоке. Под влиянием всего этого казахское воспитание стали воспринимать в качестве пережитков прошлого, и как известно, пропаганда подавления казахского воспитания привела к тому, что в каждом доме поселился страх воспитывать детей по традициям предков.

Но как гласит казахская народная мудрость «если время, в котором ты живешь, словно лиса, то будь гончей, чтобы ее подсечь», последующее поколение не отличилось особым мужеством. Потому что после того, как были подвергнуты публичному наказанию глубокомыслящие и осведомленные казахи, наивный народ был растерт словно зерно в мельнице.

У казахского народа так же, как у большинства народов сын – это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня, зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения. Потому наши предки говорили «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения. С большим вдохновением возвышает положительные качества человека великий поэт-мыслитель, творивший на казахской земле, Жусуп Хас Баласагуни: «Хороший сын – брат, плохой сын – враг, отзывчивый стражник лучше сына с каменным сердцем».

Всем известно, в настоящее время в обществе можно встретить большое количество неблаговоспитанных детей. Бездумье, бесцельность таких детей приводит к лени. Народная мудрость «Ленивый джигит словно дерево, а несмышленый джигит словно скотина» также связана с понятием национального воспитания в духе традиций народа. В казахском воспитании в духе обычаев предков каждый человек старается воспитать в своих детях чувство ответственности за семью. Этому опорой должно послужить национальное самосознание. Только в этом случае национальные обычаи станут тесно связаны с родственными чувствами и пустят свои корни. Понятие «родственный, близкий» у казахов также тесно связано с обычаями. Признаками как хорошего, так и плохого в общении является система воспитания и назидания.

У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием «изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители прививают своим детям. Уважение к родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения, почета к близким родственникам. Этой идеей и насыщается сознание людей.

Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. Те люди, которые довольствуются одним ребенком, думают только о своем благе, не поддерживают национальную идею. По традициям у казахов отец – это покровитель потомства, а мать – опора семьи. Как говорится в пословице «Когда светит луна – это не значит, что наступил день», как бы люди этого не хотели, но жизнь словно луч света промелькнет и погаснет. На сегодняшний день в нашем обществе можно встретить множество одиноких, пожилых людей, оставшихся без внимания и опеки, которые вынуждены влачить свое существование в доме престарелых. Это беда возникла в результате нарушения правил семейных традиций. Вместе с тем судьба брошенных детей является результатом бесстыдства, бесчестия, предательства людей. Бесчестные действия со стороны невежественных невоспитанных людей привели к унижению традиций.

Для любого человека счастье, когда не угасает домашний очаг. Это самая заветная мечта для каждого казаха. Каждый сын казахского народа, построивший свою семью, должен строго соблюдать и возвышать данную традицию. Значит для преобразования современного казахского общества функции обычаев и традиций, основанных на национальных чувствах и сознании, имеют большое значение. Как справедливо заметил один восточный мыслитель «Если хочешь познать внутренний мир человека – подумай о его действиях. Его действия раскроют вам его внутренний мир». Сформированный национальный характер казахского народа также определяет его национальный образ. Если рассматривать поведение модников с этого ракурса, то нам многое становится понятно. Изменив это, мы сможем совершенствовать и будущее национальных традиций.

Каждый гражданин, болеющий душой за будущее казахского народа, который получил независимость и самостоятельность, должен уделять особое внимание проблемам совершенствования воспитания в духе патриотизма в семье. Это его долг. Только благодаря таким действиям, звездочки, угасшие в самосознании нашего народа, снова засверкают. И это является главной целью нашей нации.

Практические советы родителям

· Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

· Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

· Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

· Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Статья «Патриотическое воспитание в школе»

«Что значит быть патриотом сегодня?» Как воспитывать у детей чувство патриотизма, как научить их любить свою Родину? Ученик должен уметь ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки, осознанно любить и гордится своей страной, сопереживать за деяния и достижения своей родины, своего народа. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили – это важно. Уважать и соблюдать свои традиции и обычаи. Быть патриотом - трудится и социально быть активным, строить свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Патриот своей родины сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Это - настоящий патриотизм. Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, поиски лучшей жизни за рубежом и т.д. Сейчас много говорят о воспитании казахстанского патриотизма, о том, в чем смысл этого понятия, каковы его главные принципы. Но само понятие патриотизма имеет очень глубокое, трудно оценимое значение. Чувство родины - это святое чувство. Наше поколение, выросшее и воспитанное на советском патриотизме, переживает эпохальные преобразования, которые коснулись буквально всех республик бывшего СССР. Появились новые государства со своей государственной программой. Не исключение и наша молодая республика - наш Казахстан. У Президента РК Н. А. Назарбаева есть прекрасные слова: «Изменились мы сами, наше мышление и мировоззрение. Мы без особых подсказок поняли, что только собственный труд станет источником благосостояния, а государство должно создать для этого должные условия». Сегодня Казахстанцы сами хозяева своей судьбы. Не случайно об этом говорит Глава государства в своей книге "Казахстанский путь". Не секрет, что многие успехи современного Казахстана мы связываем с именем нашего Президента, его политической волей, мудрой прозорливостью, высокой патриотичностью и огромным желанием сделать Казахстан экономически сильным, демократическим государством, способным войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

Заглянем в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (40; 494). Прекрасное дополнение находим у Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь» (31; 14). Поскольку и в первом и во втором случае ключевым является слово «любовь», то можно говорить о патриотизме, как о чувстве.

Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?»

Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Таковой может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя, с точки зрения психологии, следующие параметры:

Знание фактов культуры, истории, воспринимаемые как события своей истории, культуры (на языке «внутреннего голоса» это звучит как: «Я знаю, что это наше, мое»);

Положительное отношение к «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») – непосредственно патриотическое чувство;

Готовность участвовать в развитии культуры, жизни в нашей стране (позиция «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»)

Попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этим понятиям. Нынешнее поколение детей очень независимо. Нам, взрослым, надо осознать это и, не заискивая перед ними, постараться завоевать их доверие. Тут нужна работа ума и сердца…

Настойчиво и последовательно формировать у молодежи готовность к служению Отечеству, вырабатывать важнейшие качества гражданина-патриота – преданность Родине, честность, целеустремленность, мужество, решительность, доброту и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, – эти задачи предстоит решать, прежде всего, педагогам и воспитателям

Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины.

Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое трактуется как «чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешает жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что, так или иначе, мешало и мешает своим и чужим»

Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию.

Воспитание патриотического чувства весьма сложно. В одном случае нравственные переживания захватывают человека и, не встречая препятствий в других его побуждениях, свободно и легко проявляются по отношению к тому или другому событию, человеку, поступку.

Когда нравственное переживание не сразу овладевает человеком, встречает сопротивление в его эгоистических побуждениях, желаниях, – возникает негативное отношение к требованиям нравственности. В процессе развития нравственного переживания в результате борьбы мотивов побеждает лучшая сторона личности человека, негативное отношение исчезает. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что мешает ему следовать этим требованиям. То, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность, вызывает нравственное удовлетворение.

Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются следующие:

Последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где они могли бы совершать патриотические дела и поступки.

Единство в воспитании патриотических убеждений, чувств, поведения. Любое дело, проводимое с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало в деятельность.

Единство воспитания патриотизма с формирование потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.

Воспитание патриотизма достигается всей многообразностью учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, семьей, общественностью. Наряду с этим есть специальные средства и формы, специфичные для воспитания именно этого качества. Большие возможности для воспитания патриотизма, формирования навыков и привычек патриотического поведения имеет внеклассная работа.

Политическое просвещение – один из путей воспитания патриотических суждений, оценок, чувств, а также средство воспитания действенного отношения к окружающей жизни, стремления активно участвовать в политической жизни страны. Политическое просвещение осуществляется в разных формах: политические информации, беседы, работа с периодической печатью, лекции, доклады, конференции на политические темы, экскурсии, турпоходы, обсуждение книг, спектаклей и т.д.

Политическая беседа чаще всего проводится в связи с юбилеями, знаменательными событиями. Воспитательная ценность беседы в том, что в ней проявляются активность и самостоятельность мышления учащихся, оценка ими событий.

Знания, необходимые для беседы, ученики получают из СМИ, книг, на уроках, экскурсиях, из наблюдений. Среди вопросов беседы должны быть и требующие воспроизведения фактического материала, и направленные на проверку понимания факта или события и формирующие умения находить параллели и связывать события общественной жизни с повседневными делами учащихся. Беседа обязательно заканчивается обобщением.

Для результативности реализации Программы духовно – нравственного воспитания в системе образования нужно:

Возродить деятельность детских патриотических организаций;

Возродить патриотические военно-спортивные игры, олимпиады и конкурсы («Зарница», «Орленок» и т.д.);

Воспитывать уважение к государственным символам, атрибутике, геральдике (флагу, гимну, гербу);

Широко отмечать «Дни воинской славы Казахстана», воспитывать гордость за наш великий Казахстан;

Тесно сотрудничать с ветеранами и ветеранскими организациями;

Воспитывать у молодежи уважение к боевым и трудовым наградам Родины;

Использовать на уроках и классных часах наши патриотические фильмы;

Воспитывать уважение к Вооруженным силам РК, поднимать престиж военного труда.

Современное общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания школьников обладает система общего и дополнительного музыкального образования, которой в нашей школе уделяется особое внимание. Мы убеждены, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств. Эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Выстроенная линия музыкального образования отвечает запросам Государственного образовательного стандарта образования:

осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечивается духовно-нравственного развитие учащихся;

формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Полученные на уроках музыки знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

Идея патриотического воспитания находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1–6-х классах. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах. Перед учениками раскрываются страницы истории становления казахского народа, его музыкального творчества, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни казахских и современных композиторов их творчества. Кроме того, ребята слушают легенды, эпосы и предания о славных сынах и героях Отечества, узнают о истории создания того или иного казахского музыкального инструмента, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, возникновении и развитии жизни народа в прошлом.

Особое внимание уделяется изучению казахской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. На мой взгляд, народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красоту родной природы, запечатленные в произведениях искусства, раскрываются на уроках музыкально-художественного творчества. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаем основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду. С целью воспитания межнациональной толерантности, формирования общечеловеческих ценностей – дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, на уроках дети знакомятся с музыкальными традициями народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Опыт многих учителей музыки показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Школа активно принимает участие в конкурсах проектов, научно-практических конференциях, олимпиадах по музыке. Патриотическое воспитание продолжается и в ходе внеклассной работы. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники «День Независимости Республики Казахстан», «День Президента», «День языков», конкурс патриотической песни, спортивно-познавательные игры «Зарница», «Казакша курес», «Тоғыз кумалак», фестиваль дружбы народов “Казахстан – наш общий дом”, «День защитника Отечества», конкурсы строя и песни, стихов о Родине казахских поэтов, конкурсы ораторов, дебаты и многие другие. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. У нас создан хоровой коллектив учителей. Музыкальный репертуар хора широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения учителей: хор участвует в различных концертных программах, занимают призовые места в районных и городских конкурсах и фестивалях.

В процессе приобщения учащихся к миру прекрасного юные слушатели в сотрудничестве с преподавателем осмысливают музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. К сожалению, не все направления этой условной схемы на практике всегда вносят действенный вклад в воспитание патриотов. Нам есть над чем работать в этом направлении.

Что же может помочь в патриотическом воспитании:

Память о том, что истинный патриотизм содержателен, предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем истинных патриотов; системность и целостность работы.

Библиографическое описание: Матушевский И. В., Боярко И. В. К вопросу о патриотическом воспитании подростков в школе // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 205-206..02.2019).



С чего начинается любовь к Родине? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но я уверен, что многие согласятся, что нельзя не любить землю, на которой родился и вырос.

«Патриотизм, - говорил Алексей Толстой, - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней» .

Актуальность проблемы воспитания, возрождения гражданско-патриотических традиций обусловлена необходимостью преодоления последствий гуманитарного кризиса, обусловившего снижение воспитательного потенциала социума, рост ценностной дезориентации подростков. Актуальность данной темы очевидна, поскольку школьникам порой сложно ответить на вопрос, почему они должны быть патриотами своей страны.

Целью исследования является привлечение молодёжи к историческому наследию города, расширение знаний учащихся об истории Отечества; сохранение исторической памяти.

Идеалы патриотического сознания - служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга - ориентиры социальной и образовательной политики Российской Федерации .

Я убежден, что из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России.

В школе № 43 города Севастополя сложились свои традиции, воспитательная работа строится по разносторонним направлениям. Практика патриотизма и гражданского воспитания подростков очень значима, широка и разнообразна. Начинается патриотическое воспитание с первого класса. Это реализуется в рамках проведения классных часов, один из которых проводится на тему «С чего начинается Родина» на котором учителя рассказывают, что такое Родина, что значит любить Родину, как быть толерантным к окружающим и др. Кроме этого в рамках патриотического воспитания в начальной школе обязательно проводят экскурсии по исторически значимым местам города, местам героической славы, мемориалам и памятникам.

Особенно мне запомнилось и произвело очень сильное впечатление посещение с классом Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея», сыгравшего значительную роль в героической обороне города от немецко-фашистских захватчиков 1941–1942 гг. Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» создан на месте трагических событий окончания обороны города в июне-июле 1942 года. Согласно результатам послевоенных исследований, по показаниям очевидцев -участников этих событий, по документам и данным из немецких источников здесь были оставлены без боеприпасов, продовольствия, воды, медицинской помощи, пленены около 80–ти тысяч бойцов Приморской армии и Черноморского флота. На этом месте погибли и не были захоронены тысячи героических защитников Севастополя . Эти впечатления подвигли меня серьезно задуматься о значимости подвигов солдат и патриотизме в целом, а также на всю жизнь оставили неизгладимую память.

В рамках патриотического воспитания школьников в ГБОУ СОШ № 43 г. Севастополя создан музей «История войск ПВО страны». В музее проводятся встречи, беседы, часы общения, уроки мужества с участием ветеранов - почетных гостей нашей школы. Учащиеся узнают от живых свидетелей истории, как они на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный трудовой путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Ветераны приходят к поколению, которое не испытало ужасов войны и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов, рассматривая фотографии. Оставшиеся в живых помнят все, каждую подробность боя, имена однополчан, невероятно трудные военные дни. Они - ветераны допускают детей к своему прошлому, передавая от дедов к внукам хотя бы частичку восприятия тех незабываемых дней, да так чтобы зажгло, взбудоражило, взбунтовало воображение и сознание. А у школьников светятся глаза, и они делятся впоследствии незабываемыми подробностями танкового боя или атаки автоматчиков на вражеские позиции со своими друзьями, в семье, обсуждают в классе. Музей - это для школьника среда для диалога между прошлым и будущим, это клад народной мудрости и духовной ценности. Музей - центр воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Обязательным почетным ритуалом стало в школе № 43 г. Севастополя празднование Дня Победы. Лучшие учащиеся - старшеклассники получают право нести Вахту Памяти у Мемориальной стены, посвященной обороне Севастополя 1941–1942 гг. на Посту № 1. Также в школе проходят акции: «Поздравительная открытка» ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, учителям - ветеранам, труженикам -севастопольцам, посвященная ко Дню Победы и «Спешите делать добро». За каждым классом закрепляются ветераны и дети войны. Кроме поздравительной открытки ребята стараются на знаменательные дни принести угощения ветеранам или просто оказать посильную помощь.

В рамках патриотического воспитания молодежи в нашем городе ежегодно проходят военно-патриотические мероприятия, одним из которых является военно-патриотическая игра «Рубеж», проходящая уже на протяжении 49 лет. Лучшие команды школ города, которые прошли отборочные туры, и вышли в финал игры в сентябре месяце каждого года сражаются за право быть лучшими патриотами своего города. Выходя в финал, школы-финалисты, в том числе и школа № 43 на базе ДОЛ «Горный» соревнуются и показывают свои навыки в военной подготовке. Каждая школа, в рамках игры разбивает палаточный мини-лагерь, что соответствует военно-полевым условиям. Ребята соревнуются в течении трех дней. Победителям достается помимо славы и грамот призы от города в виде военного инвентаря для школы.

Таким образом, исходя из содержания понятия патриотизм, мы считаем, что формирование личности патриота основывается на воспитании следующих чувств: привязанности к родным местам, долга перед малой и большой Родиной, верности Родине и гордости за ее достижения, гуманизма, милосердия, ответственности за судьбу родного края. На уроках, во время внеурочной деятельности необходимо неустанно проводить работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», - писал А. С. Макаренко .

Литература:

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// government.ru /media/files/ f5Z8H9tg UK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

3. 35-я береговая батарея: Музеи Севастополя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sevastopolis.com/museum/2806.html

4. Мудрые мысли о воспитании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sovushka.ucoz.com/psiholog/mudrye_mysli_o_vospitanii.pdf

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Материал подготовлен при помощи Интернет-ресурсов: