Логоритмика для детей 3 4 лет темы. Логомаг

Рада приветствовать вас, дорогие друзья!

В младшем дошкольном возрасте происходит стремительное развитие речи, значительно пополняется словарный запас, ребёнок говорит достаточно длинными предложениями.

К сожалению, не редкостью становятся и проблемы с речью. Одним из путей решения большого количества речевых проблем становятся занятия логоритмикой. Занятия исправляют существующие проблемы и, конечно, приносят огромное количество положительных эмоций.

Ведь упражнения динамичны, разнообразны и включают в себя разные педагогические приёмы. Логоритмика для детей 2-3 лет полезна и в целом, для общего гармоничного развития.

Что такое логоритмика?

Логоритмика – метод активной коррекционной педагогики, действие которого происходит за счёт совокупности трёх элементов – движение, музыка и речь (слово/звук).

Подходит ли этот метод вам?

Безусловно, коррекционные занятия разработаны для детей имеющих определённые проблемы. Логоритмика подходит для малышей, которые столкнулись с такими трудностями как:

1. Задержка речевого развития

2. Проблемы с артикуляцией, произнесением и темпом речи

3. Плохая координация движений, недостаточное развитие мелкой и крупной моторики

4. Заикание

Это основные показания для занятия логопедической ритмикой. Конечно, логоритмика имеет не только медицинские показания, хотя и призвана решать вышеперечисленные проблемы, она является отличным педагогическим способом для обучения и всестороннего развития малыша.

Возможно, что многие мамы неосознанно используют некоторые приёмы дома, тем самым не только разнообразят досуг ребёнка, но и проводят полноценное занятие.

Что можно делать в домашних условиях?

Занятия дома для ребёнка абсолютно комфортны, особенно если они проходят в непринуждённой игровой форме. Помимо специализированных занятий в центре, каждая мама с лёгкостью может провести «урок» дома.

Для этого не понадобятся специальные снаряды или знания, лишь желание и положительный настрой крохи и его родителей. Если в данный момент ребёнок отказывается, приступить к занятию лучше отложить на другое время.

Начать можно с простых упражнений, при этом используя или книжки. Для начала вы можете разучивать стихотворение или песню, при этом изображать слова наглядно.

Дует ветер – дуете, летит бабочка – руками имитируете движения бабочки или птички, маршируете, прыгаете и т.д. Полезные стишки и потешки, которые включают в себя пальчиковую гимнастику, например всем известная «Сорока-белобока».

Простые весёлые стишки помогут не только речевому развитию, но и сделают бытовые действия интереснее. Во время того, как проговариваете слова, образно показывайте движения.


Авторские разработки

На помощь родителям и педагогам приходят авторские методики, приёмы из которых могут применять в домашних условиях и организованно в детских садах.

Довольно известна и распространена. Предлагаемые упражнения с удовольствием выполняются детьми, данная методика хороша и тем, что подходит для детей до года.

На занятиях предлагается петь и танцевать. Коротенькие песенки помогают малышу научиться правильно произносить звуки, слова, контролировать дыхание, улучшить координацию.

Подобные занятия являются отличной физической нагрузкой для ребёнка. В комплекс входит массаж, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и многое другое. Для проведения занятий дома понадобится само музыкальное сопровождение, которое можно легко приобрести, а так же подручные средства и игрушки.

Так же широко известна методика М.Ю. Картушиной. В её пособиях представлены различные занятия, которые помогут улучшить координацию, чувство ритма, познакомят ребёнка с такими важными понятиями как – величина, форма, цвет.

Во время упражнений задействуется мелкая и крупная моторика. Занятия могут проводиться как в подвижной форме, так и за более спокойным видом деятельности, например, рисованием. В методике описываются разные способы проведение массажа и самомассажа. Дома можно выполнять дыхательные упражнения.


Вместо заключения

Для того, чтобы усилия увенчались успехом занятия должны проходить регулярно. В большинстве случаев дети с удовольствием занимаются, так как весь процесс проходит в понятной и интересной для ребёнка игровой форме.

Существуют разные пособия и методики, которые помогают организовать сюжетно-игровые занятия, вызывающие положительные эмоции у детей. Применять их можно как в домашних условиях, так и в детских дошкольных учреждениях.

С помощью логоритмики эффективно развиваются: речь, исправляются речевые проблемы, чувство ритма, актёрские задатки, малыши становятся более уверенными и организованными.

Всего доброго, до новых встреч!

Пишите в комментариях, как занимаетесь дома логоритмикой.

С уважением, Юлия Полонская

Для гармоничного развития ребенка от рождения до школы важны очень многие факторы: режим, питание, двигательная активность, игры и занятия, развивающие мышление, память, внимание, речь, эмоции, координацию, творческие способности, навыки самообслуживания, чтения, счета, письма…
Задача любого родителя – помочь малышу развиваться гармонично и всесторонне. На помощь придет логоритмика для детей, достигших 2-3 лет, которая в дальнейшем перерастет в усложненные занятия с 4–6-летними дошкольниками. Подобные тренировки проводятся в игровой форме, поэтому они интересны детям и помогают улучшать ключевые навыки.

Краткое знакомство с термином

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.

Занятия по логоритмике – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.

То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории.
Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков. С ее помощью можно избавить кроху от таких речевых проблем, как заикание, нарушение произношения, слишком медленная или слишком быстрая речь. При этом любая логопедическая игра развивает сразу несколько процессов.

Роль и значения

Логоритмика включает три основных элемента:

  • слово (звук);
  • ритм;
  • движение.

Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:

  • повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;
  • ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;
  • улучшаются мимика, интонация и темп речи;
  • развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;
  • слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми;
  • улучшается осанка малышей;
  • раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;
  • детки становятся более сильными, выносливыми.

Из сказанного понятно, что особенно показаны логоритмические игры в следующих случаях:

  • в возрасте от 2,5 до 4 лет, когда идет активное формирование речи;
  • при общем недоразвитии речи;
  • при заикании, а также при предрасположенности к нему;
  • деткам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим;
  • при нарушениях звукопроизношения, а также детям со слишком быстрой, слишком медленной или прерывистой речью, с плохой интонацией;
  • детям, отстающим в развитии моторики и координации движений.

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3,5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи.

Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Особенности и средства

Такая методика включает в себя следующие аспекты.

  • Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания. Они формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия.
  • Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов.
  • Игры по коррекции речи (например, для развития фонематического слуха). Способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах.
  • Пение. Улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие.
  • Упражнения на счет. Позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов.
  • Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи.
  • Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой. Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов.
  • Игры на внимание, развитие памяти. Развивают навыки быстрого переключения между действиями.
  • Упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц речевого аппарата. Требуются деткам с дефектами речи, в частности заиканием.
  • Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей.
  • Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.
  • Релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы, когда накопленная энергия выплескивается с трудом.

На начальном этапе занятий ребенок может просто повторять за взрослым движения, затем – отдельные слова или окончания фраз. А когда сможет запомнить весь текст – пусть повторяет его от начала до конца.


При этом занятие по логоритмике может и не выглядеть как таковое. Например, обыграть с помощью движений и мимики можно практически любые сказки, потешки, которые мама читает ребенку.
  • На прогулке можно имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений).
  • В ванной легко получается поиграть в шторм, в отважных капитанов, изобразить плавающих рыбок, разыграть рассказ или сказку на морскую или речную тематику.
  • Занимаясь гимнастикой, можно включить подходящую музыку и выполнять упражнения, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра).

Возможностей вовлечь малыша в логоритмические занятия много, фантазия взрослых может подсказать и другие варианты.

Организуя дома такие занятия, корректируйте их в зависимости от потребностей вашего ребенка: можно делать упор как на отработку звуков или узнавание их в речи, так и на внимание, развитие слуха, координации, если это больше требуется для вашего малыша.

К числу средств, которые можно использовать для логоритмики, относятся:

  • игры;
  • упражнения;
  • песенки;
  • стишки.

Сама тренировка проводится в увлекательной для малышей игровой форме, поэтому они не только проводят время с пользой для себя, но и получают удовольствие. Для того чтобы ребенку было интересно, следует включать в занятия логоритмикой кукол, игрушки. Для развития навыков работы рук потребуются деревянные ложки или палочки; кубики, кольца от пирамидок или аналогичные предметы. А взрослый может вооружиться куклами-рукавичками, которые придадут занятию особое настроение.

Если у вашего малыша что-то пока не получается – не ругайте его. Это не только отобьет желание заниматься, но и внушит ребенку чувство собственной неполноценности. Постарайтесь разбить сложное задание на более простые или вовсе пока оставьте его в покое. Через некоторое время ребенок, поощряемый вашей похвалой, сможет выполнить его правильно.

Правила проведения логоритмических занятий

Главное – руководствоваться теми проблемами, которые имеются у конкретного малыша, чтобы основной упор в занятиях сделать на упражнения по их коррекции – нужно лишь найти подходящие.

Каждое такое занятие – это веселая игра, которая принесет малышу море положительных эмоций. Основаны эти игры на подражании: при их проведении малыш повторяет то, что делает взрослый, а взрослый имитирует что-то (или кого-то).

При проведении занятий важно придерживаться простых рекомендаций.

  • Детям с заиканием заниматься следует не менее 4 раз в неделю, делая основной упор на упражнения по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, отработке темпа речи. Остальным малышам не стоит устраивать занятия чаще 2 раз в неделю.
  • Для того чтобы заметить результаты, придется подождать минимум полгода (в тяжелых случаях и год) – при условии регулярности тренировок и позитивного настроя во время их проведения.
  • Чтобы игра вызывала у ребенка интерес и ощущение именно игры, можно использовать его любимые мелодии, картинки, игрушки, книжки, одежду, а также все, что способно его порадовать и развеселить.
  • Каждое упражнение надо повторять многократно (сначала в медленном темпе, а по мере освоения его малышом – в более быстром) до тех пор, пока ребенок с ним не справится отлично.
  • Особого внимания требует музыка. Она должна соответствовать текстовой и двигательной части упражнений: для медленных, спокойных нужны минорные мотивы, для подвижных, живых – более динамичные. Музыка должна отражать переживаемые эмоции, настроение и все, что воспроизводится в игре. Музыка, движения и речь должны создавать неделимое единство.
  • Не стоит расстраиваться, а тем более – демонстрировать малышу свое разочарование результатом работы. Он может замкнуться в себе и наотрез отказаться от игры при подобной «мотивации».

Занятия с детьми 2-3 лет

Итак, после 2 лет у детей начинает активно развиваться речь. Поэтому основная цель логоритмических игр – стимуляция речевой активности, мыслительных процессов, формирование связной речи. Хотя подвижные игры, танцы в них тоже можно включать.
Отличный способ развить артикуляционный аппарат двух- и трехлетних детишек – звукоподражание. Это может быть имитация разных звуков, посильная в этом возрасте: животных, птиц, цоканье, звуки ударов, природных явлений (ветер, дождь, гром), стук, звуки транспорта. После освоения простейших подражаний можно добавлять все более сложные и развернутые.

Никогда не заменяйте в таких играх слова их условными обозначениями («бибика» вместо «машина», «кис-кис» вместо «кошка»). Дети должны всегда слышать вокруг себя только грамотную, правильную речь, чтобы не усваивать упрощенные варианты, а потом не переучиваться.

Познакомимся с несколькими вариантами проведения тренировки по логоритмике с самыми маленькими.

Музыкальная логоритмика

Чтобы сделать занятия более интересными для малышей, можно воспользоваться видео Железновой Екатерины, благодаря которому родители узнают, как развить у детей чувство музыкального ритма и улучшить речевые навыки. Каждое упражнение содержит возгласы для повторения, которые помогут ребенку научиться петь и говорить, а также определенную совокупность движений, направленных для развития мелкой и крупной моторики.

Приведем примеры упражнений.

  • «Наши ручки». Взрослый поет песенку, малыш вслед за родителем начинает тереть одну ладонь о другую, словно стараясь их вымыть. Потом руки поднимают вверх, пальцы разводят в стороны и совершают вращательные движения кистями. Далее – руки опускают, вновь вращают кистями. И, наконец, убирают руки за спину.
  • «Паровозик». Малыши 2-3 лет могут выполнять это упражнение при помощи родителей, которые будут «руководить» движениями согнутых в локтях рук, имитирующих движение колес паровоза. Чтобы ребенку было интереснее, можно включить в занятие игрушечный поезд. Обязательно поется песенка и повторяются слова «чух-чух-чух».
  • Занятия с кубиками. Песенка очень проста: «Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет. Уронила кубик, ой (взрослый роняет кубик). Принеси теперь другой». Задача ребенка – бросить кубик в тот момент, когда звучат соответствующие слова песенки.

В первое время родитель может помогать малышу, подсказывать ему, когда именно необходимо бросить кубик.

  • «Лошадка». Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади. Родители, придерживая руки ребенка, помогают ему при необходимости.
  • «Ножки». Малыши при помощи родителей совершают прыжки и приседания, напевая песенку про ножки.

Подобных упражнений много, поэтому периодически можно обновлять программу тренировок, но не стоит делать это слишком часто, иначе малыши не смогут запомнить сами песенки и упражнения.

Животные

Дети в 2-3 года любят животных и активно ими интересуются, поэтому для развития речи и координации движений можно этим воспользоваться.


Вариантов заданий, которые понятны и доступны самым маленьким, множество.

  • – малыш пробует повторить «мяу», а также вертит в руках игрушечную кошку, развивая кисть.
  • «Му» – подражание корове. Задача ребенка не только издать звук, но и повторять движения животного.
  • «Ослик» – дети подпевают возглас «и-а» и подражают движениями осла: топают ногами, размахивают руками, словно хвостом.

Малышам интересно повторять движения животных, при этом они развивают свои речевые навыки и моторику.


Для развития мелкой моторики используют пальчиковую гимнастику, рисование пальчиками по манной крупе, песку, муке.

Занятия в 3-4 года

В этом возрасте у дошкольников совершенствуются двигательные навыки, дети учатся общаться, развивают речевые навыки. Это и нужно поддерживать в первую очередь. Логоритмические упражнения можно немного усложнить, включить стихи, которые ребенок будет повторять за взрослым.

Основными заданиями для этого возраста являются:

  • ходьба с различными формами усложнения – на месте, как медведь (косолапо), как лиса (на цыпочках), на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы;
  • артикуляционная и дыхательная гимнастика;
  • пение;
  • упражнения для развития внимательности;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Каждое из них выполняет сразу несколько функций и помогает развить ряд навыков.

  • Движения можно отрабатывать, к примеру, с помощью такого упражнения, как «Земля-вода-воздух». При слове «земля» ребенок активно топает ногами (можно в такт подобранной мелодии), при слове «вода» имитирует плавание. А услышав «воздух», он должен показать полет птицы.
  • Для развития дикции полезно имитировать игру на музыкальных инструментах (это уже сложнее, чем просто вой ветра или капание дождика): на трубе, балалайке, трещотках, бубне, барабане. Можно взять детские инструменты, чтобы точнее «снять подражание».
  • Речевое дыхание тренируется с помощью таких веселых игр, как сдувание ватки с ладошки, «волейбол» перышком с помощью дыхания, пускание мыльных пузырей. Весело ребенку дуть на бумажный кораблик в ванной, устраивать «бурю» в стакане воды с помощью трубочки для коктейля.

Особенности проведения тренировки

Решив заняться логоритмикой с ребенком 3-4 лет, родителям важно учитывать следующие моменты.

  • Поскольку малыш повторяет за родителем все движения, взрослый должен быть уверен, что показывает их правильно, поэтому каждое упражнение следует делать перед зеркалом или отрепетировать.
  • Не нужно принуждать ребенка запоминать слова или движения. Регулярное повторение – и они запомнятся сами собой.
  • Частота тренировок – дважды в неделю. Однако если малыш отстает в развитии, заикается или невнятно произносит большинство звуков, количество тренировок возрастает на одну-две.

На первых этапах может потребоваться помощь родителя, поэтому нужно поддержать ручки малыша, помочь ему выполнить задание, направить. От мам и пап требуется терпение, поскольку очень многое может не получаться с первого раза. Ругать ребенка нельзя, иначе у него сформируется стойкое отвращение к тренировкам и полезные для дальнейшей жизни навыки останутся несформированными.

Положительное влияние

Через пару месяцев регулярных занятий можно заметить у дошкольника положительные изменения:

  • его движения станут более разнообразными, плавными и аккуратными;
  • речь – понятнее и выразительнее, произнесение многих звуков будет получаться лучше;
  • ребенок приобретет ловкость, улучшит крупную и мелкую моторику.

Поэтому родителям не стоит недооценивать важность таких занятий, особенно в период становления речи.

Упражнения довольно многочисленны, приведем несколько примеров.

Примеры упражнений

Тренировку лучше всего начинать с дыхательной гимнастики. Дети в 3-4 года хорошо справляются со следующими упражнениями:

  • подуть на ладонь, на которой лежит воображаемая снежинка;
  • сдуть бумажку с кончика носа;
  • подуть на воображаемый одуванчик.

В различных картотеках подобных упражнений представлено множество.

Улучшить общую координацию движений помогут следующие задания.

  • Имитация игры на музыкальных инструментах. Ребенок вслед за взрослым воспроизводит и само движение, и получающийся звук.
  • «Земля, воздух, вода». Родитель произносит слово «земля». Задача малыша – повторить его и потопать ногами – он ходит по земле. Далее взрослый говорит «воздух», ребенок повторяет слово и поднимает руки вверх – поднимается в воздух. Теперь звучит слово «вода», ребенок, повторив его, делает махи руками, имитируя движения пловца. Упражнение следует выполнить несколько раз, начать можно с 5-6 повторов, постепенно увеличивая их число. Движения малыш должен быстро запомнить.
  • Взрослый произносит знакомое малышу слово (например, из тематики овощей) по слогам: о-гу-рец. Ребенок повторяет и хлопает на каждом слоге: о (хлопок в ладоши) – гу (хлопок в ладоши) – рец (хлопок в ладоши). Затем аналогично «прохлапываются» другие овощи: капуста, морковь, перец. Чтобы ребенку было интересно, можно демонстрировать ему продукты, о которых идет речь.
  • Упражнение «Пятка и носок»: дети ставят руки на пояс (родителям важно помочь им в этом). Теперь одна нога выдвигается вперед, ставится на носок, возвращается обратно, затем повторяется с другой ногой. Следующий момент – по очереди поставить обе ноги на пятку. Потом родитель просит ребенка повернуться вокруг своей оси, сделать несколько хлопков.
  • Следует обязательно включать в тренировку ходьбу на месте, это поможет улучшить координацию движений в целом.

Если какое-либо упражнение не дается ребенку, не получается, то его временно можно вычеркнуть из структуры тренировки и вернуть не ранее чем через пару месяцев.


Очень хорошее упражнение на развитие общей моторики «Гуси». Выполняется оно так: взрослый читает текст и показывает движения. Задача ребенка – воспроизводить эти действия:

Гуси серые летели (малыши, размахивая руками, будто крыльями, встают на носочки и бегают).

На лужайке тихо сели (дети приседают).

Походили (встают, ходят на носочках по кругу).

Поклевали (стоя, наклоняют голову вниз).

Потом быстро побежали (малыши бегут, садятся на заранее подготовленный стульчик).

«Гуси» могут выполнятся как при групповых занятиях, так и дома с одним малышом. Если родитель будет артистичен, станет использовать игрушки, то ребенок не заскучает, а будет выполнять упражнение с удовольствием.

Не стоит ждать быстрых результатов, особенно если занятия проводятся с отстающими малышами. Нередки случаи, когда положительный эффект можно обнаружить лишь спустя год регулярных занятий. Чтобы ребенок не утратил интерес, важно не забывать подготавливать музыкальное сопровождение для каждого тренировки (это могут быть веселые детские песенки).


После 4 лет дети уже достаточно хорошо говорят, могут повторить практически все, что показывают им взрослые. Поэтому полезно проигрывать сюжетные сценки, проговаривать с малышом тексты каждой игры (это тренирует речь и память, учит строить сложные предложения).

5-6 лет: продолжение работы

Когда малышу исполнилось 5-6 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. В картотеке логоритмических занятий для детей этого возраста должны быть активные, подвижные игры, упражнения, требующие большой физической отдачи. Ходьба теперь происходит со сменой направлений, сложными перестроениями; полезно совмещать ее с другими действиями (идти и петь или считать).
Теперь логарифмика выполняет следующие задачи:

  • помогают пополнить запас известных слов;
  • совершенствуют мелкую моторику;
  • стимулируют развитие творческих способностей;
  • улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков;
  • помогают сформировать правильную осанку.

В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.


Для подготовки к письму важно включать в занятия упражнения на развитие мелкой моторики, а также самомассаж (поглаживания, растирания ладошек и пальцев).

Например, можно обыгрывать стихотворение Ф. Тютчева:

Зима недаром злится (ребенок хмурится и грозит указательным пальцем),

Прошла ее пора (довольно потирает ладошки),

Весна в окно стучится (нужно постучать указательным пальцем по другой ладошке)

И гонит со двора (ребенок активно машет руками, жестами и мимикой прогоняя зиму).

Также сейчас важно развивать чувство ритма, правильное интонирование, плавность речи, учить ребенка речевой эмоциональности, продолжать работу над дыханием. Для этого полезно играть на детских музыкальных инструментах, пропевать звуки, слоги, отстукивать ритм стихотворений ногами, пальцами или ладошками, изображать различные эмоции, чувства.

При подготовке к школе также необходимо развивать внимание и концентрацию. Для этого можно, к примеру, запутывать ребенка в играх, где он должен повторять движения за взрослым (который периодически называет одно действие, а делает другое).

Овощи

Дошкольник 5-6 лет уже имеет представление об овощах, поэтому без проблем справится со следующими упражнениями.

  • «Мы капусточку порубили!» – говорит взрослый, показывает ребенку движение: согнуть руки в локтях, двигать ими верх и вниз попеременно, словно рубите капусту. Малыш повторяет.
  • «Мы капусточку посолили!» – движение: свести пальцы в горсть и имитировать движение соления, перебирая пальцами.
  • «Мы капусточку потерли!» – согнуть руки в локтях, прижать кулаки один к другому и потереть ими друг о друга.
  • «Мы капусточку отжали!» – согнув руки в локтях, малыш вслед за взрослым начинает поочередно сжимать и разжимать кулаки.
  • «Мы славно потрудились!» – похлопаем себе.

Чтобы ребенку было легче, можно предварительно показать ему на кухне, как проводится работа с шинкованием капусты.

Вместо капусты можно испечь оладушки: произнести веселое стихотворение, делая руками движения и хлопая в такт.

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух — тух! (задача малыша – разжимать и сжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (теперь совещаются круговые движения двумя руками: ладони движутся по кругу по 2-3 раза в каждом направлении) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печь оладушки» надо так: хлопать в ладоши, держа их параллельно полу, каждый раз меняя «верхнюю» руку) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады — лады, ладушки, горячи оладушки! (ладони расположены перед лицом, необходимо «нарисовать» ими воображаемый полукруг влево и вправо, подуть на них).

Животные

Эти упражнения для дошкольников не только помогут улучшить координацию движений, мелкую моторику и речевые навыки, но и будут способствовать запоминанию названий представителей животного мира и особенностей их поведения.

Малыши вслед за взрослым повторяют простые стишки про жуков, зайку, мишку и делают необходимые движения.

«Как танцуют жуки?»

Топ-топ правой ножкой (дети дважды топают одной ногой).

Топ-топ левой ножкой (то же самое — другой).

Вверх, вверх наши лапки (дети поднимают руки вверх).

Кто же выше всех? (встают на носочки, стараются потянуться как можно выше, не теряя равновесие).


Малыши вслед за взрослым повторяют слова стишка и выполняют движения:

Крошка-зайка сидит (дети приседают),

Шевелит ушами (малыши прикладывают руки к голове и делают движение, имитирующее шевеление длинных ушек).

Хвостик беленький дрожит,

Сам стучит зубами.

Засиделся – и замерз (дети потирают себя ладонями по рукам, словно пытаясь согреться),

Надо бы согреться:

Лапками похлопаем (малыши хлопают в ладоши),

Ножками потопаем (топают на месте).

Вот и хорошо!

Можно воспользоваться и хорошо знакомым стишком про медведя «Мишка косолапый по лесу идет». Тогда малышам предстоит выполнить несколько упражнений:

  • имитировать походку медведя;
  • нагибаться, словно за шишкой;
  • захватить ладонью воображаемую шишку и поместить ее в карман.

Постепенно ребята выучат стишки и будут их рассказывать без помощи родителя.

Все звуки в стихотворении должны произноситься четко, чтобы у ребенка был положительный пример. Поэтому родителям следует потренироваться.

Продолжительность занятия – около 30 минут дважды в неделю. При наличии проблем по согласованию с логопедом число тренировок может быть увеличено.

Новые задания

Постепенно можно усложнить задания: прочесть детям стишок простого содержания (например, «Слон» или «Козленок» Агнии Барто) и предложить им самим придумать подходящие по смыслу движения. При возникновении трудностей родитель может подсказать, направить в нужное русло.

Занятия логоритмикой должны войти в полезную привычку, ведь, помимо своей очевидной полезности, они способны доставить ребенку подлинное удовольствие, помочь ему весело и с пользой провести время. Родителям следует помнить, что единой программы тренировок, которая подойдет каждому, нет – занятие выстраивается индивидуально, в зависимости от уровня развития малыша. Логоритмические занятия дают положительный результат только после долгого периода, но зато достигнутый эффект может удивить даже самых скептически настроенных родителей.

Чистота речи влияет на будущие успехи в школе, и на процесс социальной адаптации. Логоритмика для детей 2-3 лет признана во всем мире универсальным методом улучшения речевых навыков.

В основе логоритмики лежат комплексы упражнений на улучшение артикуляции и дыхания, физической формы, чувства ритма. В результате занятий повышается и умение ориентироваться в окружающем огромном мире, и понимание смысла и порядка выполнения предлагаемых заданий. Маленький человек начинает проявлять себя как творческая личность.

Что это такое

В учреждениях дошкольного образования логоритмика для малышей и детей 2-3 лет применяется в качестве одного из средств коррекционной педагогики. Интегрированная методика, название которой состоит из двух слов – логопедия и ритмика, необходима для улучшения речи, развития музыкального слуха и координации.

Метод успешно применяется российскими специалистами по коррекционной педагогике, особую роль сыграла в его популяризации Екатерина Железнова. Полный комплекс занятий, использующий различные типы игр и тренировок, включает в себя:

  • ходьбу со сменой направления;
  • упражнения на развитие дыхания;
  • гимнастику, улучшающую тонус мышц;
  • артикуляцию стихов;
  • пение.

На каждом уроке малыш сталкивается с музыкой, словом и движением, регулярные тренировки приучают его к режиму, они благотворно влияют на формирование опорно-двигательной, речевой и других систем организма.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Родители не всегда готовы признать необходимость коррекционной педагогики для своих наследников, они развиваются с разной скоростью, и то, что доступно одному в 2 года, второй освоит в 3. Индивидуальность предопределяет систему воспитания. Но в детском развитии до 2-3 лет логоритмика окажется неизбежной, если малыш:

  • заикается;
  • не справляется с нормальным темпом речи;
  • болен дизартрией или ему поставлен диагноз ЗРР;
  • плохо ориентируется в пространстве;
  • не очень быстро осваивает двигательные навыки.

Обратите внимание! Регулярные занятия музыкой и пением, игры, движение быстро решат проблемы с временным замедлением познания окружающего мира и ощущения себя в нем, подтянут и улучшат физическую подготовку

Логоритмика для детей 2-3 лет

На раннем этапе развития образовательное учреждение возьмет на себя организацию обучения. Игровая форма и общество других воспитанников, помогающих друг другу, ускорят усвоение речевых навыков. Но родители не должны полностью перекладывать ответственность на педагогов, чтобы не потерять темп и закрепить достигнутый результат. Игры и упражнения не займут много времени и доставят радость всей семье. Система призвана достичь таких целей, как:

  • тренировка речевых навыков или их коррекция;
  • оздоровление организма;
  • развитие дыхания;
  • совершенствование координации;
  • эстетическое воспитание;
  • улучшение чувства ритма.

В домашних занятиях комплекс базовых упражнений окажется несложен для семьи, игры и скороговорки легко выучить и повторить. Два наиболее популярных цикла занятий основаны на знакомых образов растений и животных, они усилят вовлеченность в процесс и сделают каждый урок не только полезным, но и занимательным.

Дома можно выбирать время и наиболее понравившиеся песни и стихи, настраиваться на внутренние ритмы малыша. Для более старшего возраста добавляются дыхательная гимнастика, пальчиковые упражнения. Занятия следует проводить 2 раза в неделю, ближе к вечернему времени. Родителям придется выделить время на подготовку.

Овощи и фрукты

Фауна и флора традиционно используется в обучении. Упражнения и правила, как заниматься с ребенком, предложены в пособиях и видеоуроках. Они основаны на подражании действиям, происходящим в процессе взаимодействия с пришедшими из сада и огорода растениями.

Малыш вслед за родителями повторяет стихи и выполняет шаги, жесты, приседания, танцевальные элементы. Предлагаются различные задания. Например, во время “соления капусты” малыш читает текст и выполняет движения, имитирующие сбор и рубку кочана, трение моркови, смешивание и посол.

При путешествии в сад или на ферму используются визуальные изображение даров природы, педагог рассказывает о том, как растут фрукты, ягоды, корнеплоды. Далее за родителем или преподавателем повторяются движения, имитирующие сбор фруктов. Допускается прятать в комнате схожие игрушки. Каждое действие сопровождается артикулированным произношением текста.

Животные

Путешествие в мир фауны совмещает стихи и подражательные движения. Ребята танцуют, держа руки на поясе, как жуки, тянут руки вверх, топают. Встретив медведя, начинают косолапить и ходить, переваливаясь с ноги на ногу. Имитируя зайца, начинают вытягивать уши или приседать.

Упражнения наиболее эффективны в группе, когда дети видят движения друг друга. Но в домашних условиях родители могут стать наглядным примером, заранее разучив стихи и движения по видеоурокам. Комплекс быстр и энергичен, хорошо развивает двигательные навыки и умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать в группе.

Логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 лет

Музыка станет существенной частью тренировок, если использовать специально разработанный комплекс. Систему коррекционной педагогики развивали многие отечественные ученые, но особенно популярна среди родителей логоритмика Железновой для детей 2-3 лет.

Она включает в себя музыкальное сопровождение, необходимо использовать записи-минусовки, дополнительным результатом применения методики окажется развитие фонетического слуха. Простые песни про автобус, мишку, паучка построены таким образом, чтобы максимально содействовать тренировке мускулов, отвечающих за артикуляцию.

Наиболее полезным комплекс окажется для возрастной группы до четырех лет, на этом этапе жизни хорошо формируется слух и склонность к музыке. Логопедическая логоритмика Железновой для детей 2-3 лет станет универсальным способом гармонизировать личность малыша, помочь ему духовно вырасти, но она не должна стать единственным методом.

Дополнительные тренировки и игры, такие как «Почтальон» или «Ветер и деревья» познакомят маленького человека с людьми и явлениями окружающего мира. В них также совмещается комплекс стихов и движений.

Системное использование логоритмики, совмещение занятий с воспитателями и родителями, контроль и коррекция результатов быстро повлияют на развитие малыша и качество его речи. Достигнутые им успехи принесут радость и родителям, стимулируя их продолжать занятия.

Наталья Шутова
«Логоритмика для малышей 2–3 лет»

Многочисленные исследования психологов и лингвистов показывают, что темпы развития речи в начале жизни ребенка намного выше, чем во все последующие периоды жизни. Так, примерно, к 12 месяцам словарный запас малыша составляет в среднем 8 - 10 слов, а в 3 года он расширяется до 1000 слов! На третьем году жизни речевое развитие становится ведущей тенденцией. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учится строить предложения.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии. Именно поэтому с ними рекомендуется проводить занятия по логоритмике .

Что такое логоритмика ?

Это - коктейль из движений, речи и музыки.

Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только-только начинают говорить, то есть детям ясельного возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи :

1. Создать на занятиях атмосферу праздника, радости. Формировать у детей положительное эмоциональное настроение.

2. Развивать музыкальные способности. Обучать детей несложным танцам, игре на детских музыкальных инструментах.

3. Разучивать пальчиковые и подвижные игры. Знакомить детей с элементами самомассажа. Развивать мелкую и общую моторику.

4. Разучивать с детьми песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательными упражнениями.

5. Развивать внимание и зрительную память, координацию движений.

6. Развивать чувство ритма в процессе различных видов деятельности : музыкального, физкультурного занятия, развития речи, а также в ходе подвижных игр, малоподвижных, хороводных, дидактических.

Публикации по теме:

Программа «Логоритмика для малышей» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительных занятий «Логоритмика для малышей» для детей младшей группы Ритм есть движение материи, логически и.

Логоритмика в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

Конспект ООД Логоритмика «Теремок» по лексической теме «Дикие животные» для детей 5–7 лет Конспект ООД Логоритмика «Теремок» Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Лексическая тема «Дикие животные».

Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

«Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развития мл дошк возр, в ДОУ компенсир вида» Авторы проекта: Затяева.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Музыкальное развитие в жизни ребенка должно обязательно присутствовать. Это в первую очередь очень нравится детям и в процессе музыкальных игр можно развивать фантазию, воображение, чувство ритма и такта, слух и сообразительность, стимулировать .

Посредством танцевальных движений детки укрепляют мышечный корсет, координацию движений, а простые песенки помогут ребенку развить речь, приобрести первые вокальные и коммуникативные навыки.

Методика Железнова раннее развитие ребенка, рассмотрим поподробнее.

Об авторах

Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна Железновы (отец с дочерью) разработали свою авторскую методику раннего развития детишек.

Сергей Станиславович Железнов — опытный педагог (пианист и композитор) детских музыкальных школ г. Москвы, организовал студию раннего р азвития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна Железнова является последователем своего отца, закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру повышения квалификации, сейчас является педагогом и методистом — руководителем авторской школы своего отца.

Изначально это программа была подготовительным курсом деток 4-6 лет к поступлению в музыкальные школы, где они знакомились с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах.

Позже методика стала расширять свои позиции и решено было углубить ее. В середине 90- х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей, младше 3 лет.

Тогда Железновы начали самостоятельно писать маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.

Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.

А в возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, постарше могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.

Состав методики

Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках и дидактические пособия.

Данная методика включает такие сборники:

  • песенки с движениями (скачать) — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.
  • пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.
  • сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.
  • веселая логоритмика
  • подвижные уроки
  • аэробика для малышей (скачать), игровая гимнастика — взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет. укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.
  • сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.
  • игровой массаж (скачать)
  • песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов
  • колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.

Плюсы методики

Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.

Главным отличием и преимуществом является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких.

Минусы методики

Особых недостатков у данной методики нет, есть лишь индивидуальные расхождения во вкусах. Например, моему Данилке нравятся не все песенки (да и мне тоже), не все он понимает и не хочет повторять эти движения.