Наполеон боялся кошек. Фобии известных людей

Был обвинён в безбожии, однако последствия этого обвинения неизвестны.

Работы

«О величинах и расстояниях Солнца и Луны»

Схема взаимного расположения Солнца, Луны и Земли во время квадратуры

Из всех сочинений Аристарха Самосского до нас дошло только одно, «О величинах и расстояниях Солнца и Луны» , где он впервые в истории науки пытается установить расстояния до этих небесных тел и их размеры. Древнегреческие учёные предшествующей эпохи неоднократно высказывались на эти темы: так, Анаксагор из Клазомен считал, что Солнце по размерам больше Пелопоннеса. Но все эти суждения не имели под собой какого-либо научного обоснования: расстояния и размеры Солнца и Луны не вычислялись на основании каких-либо астрономических наблюдений, а просто измышлялись . В отличие от них, Аристарх использовал научный метод, основанный на наблюдении лунных фаз и солнечных и лунных затмений . Его построения основаны на предположении, что Луна имеет форму шара и заимствует свет от Солнца. Следовательно, если Луна находится в квадратуре, то есть выглядит рассечённой пополам, то угол Земля -Луна-Солнце является прямым.

Теперь достаточно измерить угол между Луной и Солнцем α и, «решая» прямоугольный треугольник, установить отношение расстояний от Земли до Луны и от Луны до Солнца : . По измерениям Аристарха, α=87°, отсюда получаем, что Солнце примерно в 19 раз дальше, чем Луна. Правда, во времена Аристарха ещё не было тригонометрических функций (собственно, он сам в том же самом сочинении «О величинах и расстояниях Солнца и Луны» закладывал основы тригонометрии ). Поэтому для вычисления этого расстояния ему приходилось использовать довольно сложные выкладки, подробно описанные в упомянутом трактате.

Далее Аристарх привлёк некоторые сведения о солнечных затмениях : чётко представляя себе, что они происходят тогда, когда Луна загораживает от нас Солнце, Аристарх указал, что угловые размеры обоих светил на небе примерно одинаковы. Следовательно, Солнце во столько же раз больше Луны, во сколько раз дальше, то есть (по данным Аристарха), отношение радиусов Солнца и Луны примерно составляет 20.

Следующим шагом было измерение отношения размеров Солнца и Луны к размеру Земли. На этот раз Аристарх привлекает анализ лунных затмений . Причина затмений ему совершенно ясна: они происходят тогда, когда Луна попадает в конус земной тени. По его оценкам, в районе лунной орбиты ширина этого конуса в 2 раза больше диаметра Луны. Зная это значение, Аристарх с помощью довольно остроумных построений и выведенного ранее отношения размеров Солнца и Луны заключает, что отношение радиусов Солнца и Земли составляет больше чем 19 к 3, но меньше, чем 43 к 6. Был оценён также радиус Луны: по Аристарху, он примерно в три раза меньше радиуса Земли, что не так уж и далеко от правильного значения (3/11 радиуса Земли, всего на 6 % меньше значения Аристарха).

Расстояние до Солнца Аристарх недооценил примерно в 20 раз. Причина ошибки заключалась в том, что момент лунной квадратуры может быть установлен только с очень большой неопределённостью, которая ведёт к неопределённости значения угла α и, следовательно, к неопределённости расстояния до Солнца. Таким образом, метод Аристарха был достаточно несовершенным, неустойчивым к ошибкам. Но это был единственный метод, доступный в древности.

Вопреки названию своего труда, Аристарх не вычисляет расстояние до Луны и Солнца, хотя он, конечно, легко мог бы это сделать, зная их угловые и линейные размеры. В трактате указано, что угловой диаметр Луны составляет 1/15 часть знака зодиака, то есть 2°, что в 4 раза больше истинного значения. Отсюда следует, что расстояние до Луны составляет примерно 19 радиусов Земли. Любопытно, что Архимед в своём труде «Исчисление песчинок » («Псаммит ») отмечает, что именно Аристарх впервые получил правильное значение 1/2°. В связи с этим современный историк науки Деннис Роулинз (Dennis Rawlins) полагает автором трактата «О величинах и расстояниях Солнца и Луны» не самого Аристарха, но одного из его последователей, и значение 1/15 часть зодиака возникшим по ошибке этого ученика, неправильно переписавшего соответствующее значение из оригинального сочинения своего учителя . Если произвести соответствующие вычисления со значением 1/2°, получаем значение расстояния до Луны примерно в 80 радиусов Земли, что больше правильного значения примерно на 20 радиусов Земли. Это в конечном итоге связано с тем, что аристархова оценка ширины земной тени в районе лунной орбиты (в 2 раза больше диаметра Луны) является недооценённой. Правильное значение составляет примерно 2,6. Эта величина была использована полтора столетия спустя Гиппархом Никейским (и, возможно, младшим современником Аристарха Архимедом ), благодаря чему было установлено, что расстояние до Луны составляет около 60 радиусов Земли, в согласии с современными оценками.

Историческое значение труда Аристарха огромно: именно с него начинается наступление астрономов на «третью координату», в ходе которого были установлены масштабы Солнечной системы , Млечного Пути , Вселенной .

Первая гелиоцентрическая система мира

Аристарх впервые (во всяком случае, публично) высказал гипотезу, что все планеты вращаются вокруг Солнца, причём Земля является одной из них, совершая оборот вокруг дневного светила за один год, вращаясь при этом вокруг оси с периодом в одни сутки (гелиоцентрическая система мира). Сочинения самого Аристарха на эту тему не дошли до нас, но мы знаем о них из трудов других авторов: Аэция (псевдо-Плутарха), Плутарха , Секста Эмпирика и, самое главное, Архимеда . Так, Плутарх в своём сочинении «О лике видимом на диске Луны» отмечает, что «сей муж [Аристарх Самосский] пытался объяснять небесные явления предположением, что небо неподвижно, а земля движется по наклонной окружности [эклиптике], вращаясь вместе с тем вокруг своей оси». А вот что пишет в своём сочинении «Исчисление песчинок » («Псаммит ») Архимед: «Аристарх Самосский в своих „Предположениях“… полагает, что неподвижные звёзды и Солнце не меняют своего места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре, и что центр сферы неподвижных звёзд совпадает с центром Солнца» .

Причины, заставившие Аристарха выдвинуть гелиоцентрическую систему, неясны. Возможно, установив, что Солнце гораздо больше Земли, Аристарх пришёл к выводу, что неразумно считать большее тело (Солнце) двигающимся вокруг меньшего (Земли), как считали его великие предшественники Евдокс Книдский , Каллипп и Аристотель . Неясно также, насколько подробно им и его учениками была обоснована гелиоцентрическая гипотеза, объяснял ли он с её помощью попятные движения планет, соотношения между сидерическими и синодическими планетными периодами. Впрочем, благодаря Архимеду мы знаем об одном важнейшем выводе Аристарха: «размер этой сферы [сферы неподвижных звёзд] таков, что окружность, описываемая, по его предположению, Землёй, находится к расстоянию неподвижных звёзд в таком же отношении, в каком центр шара находится к его поверхности» . Таким образом, Аристарх сделал вывод, что из его теории следует огромная удалённость звёзд (очевидно, по причине ненаблюдаемости их годичных параллаксов). Сам по себе этот вывод необходимо признать ещё одним выдающимся достижением Аристарха Самосского.

Трудно сказать, насколько широко были распространены эти взгляды. Ряд авторов (в их числе Птолемей в «Альмагесте ») упоминают школу Аристарха, не приводя, правда, никаких подробностей . Среди последователей Аристарха Плутарх указывает вавилонянина Селевка . Некоторые историки астрономии приводят свидетельства о широком распространении гелиоцентризма среди древнегреческих учёных , однако большинство исследователей не разделяют это мнение.

Гелиоцентрическая система мира (изображение из книги 1573 г.)

Причины, по которым гелиоцентризм так и не стал базисом для дальнейшего развития древнегреческой науки, до конца не ясны. По свидетельству Плутарха , «Клеанф полагал, что греки должны привлечь [Аристарха Самосского] к суду за то, что он будто двигает с места Очаг мира», имея в виду Землю ; Диоген Лаэрций указывает среди сочинений Клеанфа книгу «Против Аристарха». Этот Клеанф был философом-стоиком , представителем религиозного направления античной философии . Последовали ли власти призыву Клеанфа, неясно, однако образованным грекам были известны судьбы Анаксагора и Сократа , подвергшихся гонениям в значительной мере по религиозным основаниям: Анаксагора изгнали из Афин , Сократ был вынужден выпить яд . Поэтому обвинения того рода, что были предъявлены Клеанфом Аристарху, отнюдь не были пустым звуком, и астрономы и физики, даже если и были сторонниками гелиоцентризма, старались воздерживаться от публичного обнародования своих взглядов, что и могло привести к их забвению.

Гелиоцентрическая система получила развитие лишь по прошествии почти 1800 лет в трудах Коперника и его последователей. В рукописи своей книги «О вращениях небесных сфер» Коперник упоминал об Аристархе как о стороннике «подвижности Земли», но в окончательной редакции книги эта ссылка исчезла . Знал ли Коперник в период создания своей теории о гелиоцентрической системе древнегреческого астронома, остаётся неизвестным . Приоритет Аристарха в создании гелиоцентрической системы признавали коперниканцы Галилей и Кеплер .

Работа по усовершенствованию календаря

Аристарх оказал существенное влияние на развитие календаря . Писатель III века н. э. Цензорин указывает, что Аристарх определил продолжительность года в дней.

Кроме того, Аристарх ввёл в употребление календарный промежуток продолжительностью в 2434 года. Ряд историков указывают, что этот промежуток был производным в два раза большего периода, 4868 лет, так называемый «Великий Год Аристарха». Если принять продолжительность года, лежащего в основе этого периода, в 365,25 дней (каллиппов год), то Великий Год Аристарха равен 270 саросам , или синодических месяцев , или 1778037 дней. Вышеупомянутое значение аристархова года (по Цензорину) составляет в точности дней.

Одним из наиболее точных определений синодического месяца (среднего периода смены лунных фаз) в древности было значение (в шестидесятеричной системе счисления , использовавшейся древними астрономами) дней . Это число было положено в основу одной из теорий движений Луны, созданной древневавилонскими астрономами (так называемой Системы B). Д. Роулинз привёл убедительные аргументы в пользу того, что это значение длины месяца также было вычислено Аристархом по схеме

Дней, где 1778037 - это Великий Год Аристарха, 270 - количество саросов в Великом Году, 223 - количество месяцев в саросе. «Вавилонское» значение получается, если предположить, что Аристарх сначала разделил 1778037 на 233, получив 7973 дня 06 часов 14.6 минут, и округлил результат до минут, далее разделил 7973 дня 06 часов 15 минут на 270. В итоге такой процедуры как раз и получается в точности величина дней .

Измерение продолжительности года Аристархом упоминается в одном из документов ватиканской коллекции древнегреческих манускриптов . В этом документе имеется два списка измерений длины года древними астрономами, в одном из которых Аристарху приписано значение продолжительности года в дней, в другом - дней. Сами по себе эти записи, как и другие записи этих списков, выглядят бессмысленными. Видимо, древний переписчик допустил ошибки при копировании более древних документов. Д. Роулинз предположил, что эти числа в конечном итоге являются результатом разложения неких величин в непрерывную дробь . Тогда первое из этих значений оказывается равным

Появление в величине значения продолжительности Великого Года Аристарха свидетельствует в пользу правильности этой реконструкции. Число 152 также связывается с Аристархом: его наблюдение солнцестояния (280 г. до н. э.) имело место ровно 152 года после аналогичного наблюдения афинского астронома Метона . Величина примерно равна продолжительности тропического года (периоду смены времён года, основе солнечного календаря). Величина очень близка к продолжительности сидерического (звёздного) года - периоду вращения Земли вокруг Солнца. В ватиканских списках Аристарх оказывается хронологически первым астрономом, для которого приведено два различных значения продолжительности года. Эти два вида года, тропический и сидерический, не равны друг другу ввиду прецессии земной оси, согласно традиционному мнению открытой Гиппархом примерно через полтора столетия после Аристарха. Если реконструкция ватиканских списков по Роулинзу правильна, то различие между тропическим и сидерическим годами было впервые установлено Аристархом, которого и следует в этом случае считать первооткрывателем прецессии .

Другие работы

Аристарх является одним из основоположников тригонометрии . В сочинении «О размерах и расстояниях…» он доказывает, в современных терминах, неравенство . По Витрувию , он усовершенствовал солнечные часы (в том числе изобрёл плоские солнечные часы) . Аристарх занимался также оптикой , полагая, что цвет предметов возникает при падении на них света , то есть что краски в темноте не имеют цвета . Полагают, что он ставил опыты по определению разрешающей способности человеческого глаза .

Лунный кратер Аристарх (в центре)

Современники осознавали выдающееся значение трудов Аристарха Самосского: его имя неизменно называлось в числе ведущих математиков Эллады, сочинение «О величинах и расстояниях Солнца и Луны», написанное им или одним из его учеников, попало в обязательный список произведений, которые должны были изучать начинающие астрономы в Древней Греции, его труды широко цитировались Архимедом , по всеобщему мнению, величайшим учёным Эллады (в дошедших до нас трактатах Архимеда имя Аристарха упоминается чаще, чем имя какого-либо другого учёного ).

Память

См. также

Примечания

Меня всегда интересовали философы, математики, астрономы и тому подобное. По большей мере, все значимые личности были лучшими не только в одном направлении. Аристарх Самосский был именно таким.

Астроном Аристарх Самосский

Аристарх был астрономом. Достоверных сведений о том, когда он жил, нет, но в большинстве источников указывается период с 320 по 250 годы до нашей эры. Также он был учеником философа, который являлся представителем перипатетической школы Стратона из Лампаска. Также есть предположения, что он работал в Александрии в научном эллинистическом центре.

Наверное, главным достижением Аристарха считается предположение о гелиоцентрической системе мира, за что его обвинили в атеизме. Данная система показывала, что Земля и Луна вращаются вокруг неподвижного Солнца. Можно считать, что это одно из самых великих достижений человечества. Люди не сразу пришли к пониманию строения Солнечной системы и думали, что планета плоская, стоит на трех слонах и черепахе.


Мироустройство с точки зрения Аристарха Самосского

Вместе с Аристотелем Аристарх считал, что планета имеет сферическую форму. Но в отличие от древнегреческого философа в центр системы поставил не Землю, а Солнце. Но в то время люди этого не понимали и не принимали, считая это бредом. Аристарх первым приблизился к пониманию реального строения Солнечной системы.


Также следует отметить другие его свершения.

  1. Аристарх написал сочинение «О расстояниях и величинах Луны и Солнца». Он пытался вычислить дистанцию от Земли к этим небесным телам, а также их параметры. В то время все античные астрономы выдумывали такие показатели, а Аристарх применял научный подход. Его подход базировался на наблюдениях солнечных затмений, лунных затмений и фаз.
  2. Смог усовершенствовать календарь. С его помощью была установлена длительность одного года, которая равна 365 дням. Об этом писал Цензорин в далеком III веке до нашей эры.
  3. Является создателем тригонометрии. Смог модернизировать солнечные часы, а также изучал оптику.

Аристарх Самосский был значимой персоной не только в развитии астрономии и математики, но и в общей истории человечества.

«Псаммит» содержатся сведения о гелиоцентрической системе Аристарха Самосского.

О жизни и личности Аристарха мы почти ничего не знаем. Аристарх Самосский был, по-видимому, старшим современником Архимеда, который написал о нем не позднее 216 г. до н. э. Единственно точная дата, связанная с Аристархом, 281/280 гг. до н.э., когда Аристарх мог наблюдать описанное им солнечное затмение. Как и Пифагор, и Эпикур, Аристарх происходил с ионийского острова Самос. Он мог быть учеником перипатетика Стратона то ли в самих Афинах, то ли во время пребывания Стратона в Александрии, когда тот помогал Птолемею II Филадельфу основывать александрийский Музей .

Аристарх Самосский развил пифагорейский негеоцентризм философа Филолая в гелиоцентризм. Если Филолай преодолел геоцентристский предрассудок из аксиологическо-ценностных соображений (огонь лучше земли, и огню, а не земле, полагается быть в центре Вселенной), то Аристарх – из космологических вычислений.

Памятник Аристарху Самосскому в Салониках

Аристарх пытался установить некоторые основные параметры того, что мы теперь называем Солнечной системой. Он пытался вычислить, во сколько раз Солнце отстоит дальше от Земли, чем Луна, во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Луны, во сколько раз радиус лунной орбиты больше радиуса Луны, во сколько раз диаметр Земли больше диаметра Луны, во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли и во сколько раз Солнце больше Земли по объему.

Хотя Аристарх Самосский использовал превосходный метод наблюдения, полученные им результаты далеко отстояли от истинных. Но это отличие было все же количественным, а не качественным: как бы там ни было, но было ясно, что Солнце настолько больше Земли, что – нелепо думать, что оно может вокруг нее вращаться: ведь меньшее вращается вокруг большего, а не большее вокруг меньшего.

Однако самих этих выводов как раз и нет в сохранившейся работе Аристарха Самосского, которая называлась «О размерах и отстояниях Солнца и Луны», что объясняется, по-видимому, тем, что это была ранняя работа великого ученого, когда он еще не смог сделать слишком смелые для того времени мировоззренческие выводы из результатов своих вычислений. Об этих выводах мы узнаем лишь из вышеназванного сочинения Архимеда, который, обращаясь к Гелону II – сиракузскому тирану, писал: «Вы знаете, что Вселенная – имя, данное большинством астрономов сфере, чей центр – Земля и чей радиус равен расстоянию между центром Солнца и центром Земли. Это, как вы слышали от астрономов, общепринято. Но Аристарх Самосский выпустил книгу, в которой содержится ряд гипотез, из них следует, что Вселенная во много раз больше, чем было сказано выше. Его гипотезы состоят в том, что звезды и Солнце неподвижны, а Земля вращается вокруг Солнца по окружности, что Солнце лежит в середине орбиты, что сфера неподвижных звезд, расположенная вокруг того же центра, т. е. Солнца, так велика, что круг, по которому, как он думает, движется Земля, находится в такой же пропорции к расстоянию до неподвижных звезд, как центр сферы относится к ее поверхности».

Таким образом, Аристарх пришел не только к гелиоцентризму, но и к допущению почти, что бесконечной по величине Вселенной: ведь радиус сферы бесконечно больше точечного центра окружности или сферы! Допущение почти, что бесконечно малой величины орбиты, по которой движется Земля вокруг Солнца, было необходимо для того, чтобы избежать уже тогда бытующего возражения против допущения движения Земли: если Земля движется в космическом пространстве, то почему не наблюдается перемещения звезд на небе? Иначе говоря, почему нет параллакса? Как известно, параллакс есть, но он мал и невооруженным взглядом незаметен именно потому, что орбита Земли почти бесконечно мала по сравнению уже с той сферой, на поверхности которой лежит даже ближайшая к нам звезда.

Необходимо сказать, каким образом Аристарх Самосский измерял относительные параметры. Его метод, как было уже сказано, был превосходен, но он допустил грубые ошибки при наблюдении. Аристарх производил измерения в момент наблюдаемого, так сказать, полулуния, когда темная часть обращенной к Земле половины лунной поверхности равна светлой, освещенной Солнцем. В это время Аристарху надо было определить угол между направлением от Земли к Луне и направлением от Земли к Солнцу, угол же между направлением от Луны к Солнцу и от Земли к Луне, поскольку в это время Солнце освещало половину видимой поверхности Луны, был прямым. Кроме того, необходимо было определить, какую часть зодиака заслоняет Луна. Аристарх Самосский в обоих случаях грубо ошибся. Он определил искомый угол между направлением на Луну и направлением на Солнце с Земли в 87°, размер Луны на зодиаке (окружности) – в 2°, тогда как первое число равно почти, что прямому углу (89° 50"). Луна же занимает всего 30" на зодиаке (что Аристарх, согласно тому же Архимеду, принял позднее, что говорит о том, что сочинение Аристарха «О размерах "и отстояниях Солнца и Луны» было далеко не последним его трудом). Из этих двух ошибок следовало колоссальное расхождение между результатами измерений Аристарха и действительными параметрами Солнечной системы: Солнце оказалось у него дальше отстоящим от Земли, чем Луна, не в 400, а в 19 раз, во столько же раз, а не в те же 400, оказался больше диаметр Солнца диаметра Луны, объем Солнца оказался больше объема Луны приблизительно в 7 тыс. раз, а не в 106 млн., радиус лунной орбиты получился больше радиуса самой Луны в 26,25, а не в 110,5 раза, диаметр Солнца получился больше диаметра Земли в 6,75 раза, а не в 109 раз.

Однако даже эти неточные данные делали нелепыми геоцентрические предрассудки! Аристарх, кроме того, учил о вращении Земли вокруг своей оси, чем он объяснял суточное движение небосвода.

Гелиоцентризм Аристарха Самосского не был принят ни в античности, ни в средневековье. Если в те времена и отходили от геоцентризма, то в форме геогелиоцентризма Гераклида Понтийского, согласно которому Солнце вращается вокруг Земли, но ближайшие к Солнцу планеты – Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца. Преобладала же аристотелевская геоцентристская космология. Стоик Клеанф обвинил Аристарха в безбожии. Единственным, кто поддержал Аристарха, был Селевк из Вавилонии (первая половина II в. до н. э.). Считавшийся великим астроном Гиппарх из Никеи (вторая половина II в. до н. э.) своим авторитетом раздавил Аристарха. Гиппарх объяснял смену сезонов и их неравность во времени тем, что Солнце вращается неравномерно, да и не вокруг Земли, а вокруг некоторой отстоящей от Земли точки (которую латинские ученые назвали эксцентром), оттого оно то ближе к Земле, то дальше от нее, а на Земле то жарче, то холоднее.

Через два-три века после Гиппарха Птолемей утвердил геоцентризм на четырнадцать с лишним веков. Птолемей даже не упомянул Аристарха.

Только через восемнадцать веков после Аристарха Самосского его гелиоцентризм был подтвержден Коперником, но так как Коперник думал по-прежнему, что планеты движутся вокруг Солнца по круговым орбитам, то гелиоцентризм Коперника расходился с наблюдениями, отчего Тихо Браге смог принять и развивать компромиссную гипотезу Гераклида. Только открытие Кеплером того факта, что планеты движутся вокруг Солнца не по окружностям, а по слегка вытянутым эллипсам и неравномерно, утвердило гелиоцентризм в 1609 г. (только через 66 лет после выхода в свет книги Коперника «Об обращении небесных кругов»).

Невероятные факты

Практически у каждого из нас есть страх чего-либо, начиная от страха пауков – арахнофобии до более серьезной фобии людей – социофобии.

Многие знаменитые люди и исторические личности тоже страдали от фобий .

Некоторые из них вполне обычные, как боязнь авиаперелетов, другие же откровенно странные, например боязнь комнатных растений.


Известные люди и их фобии

Известный голливудский режиссер Альфред Хичкок , известный по фильмам "Психо" и "Головокуржение", страдал от овофобии – фобии яиц, которых он считал отвратительными. За всю свою жизнь он не попробовал ни одного яйца, так как его отталкивал один лишь вид белка с вытекающим оттуда желтком.


Как это ни иронично, но Уолт Дисней , который подарил миру Микки Мауса, боялся мышей.

Мэрилин Монро страдала от агорафобии - боязни открытого пространства и мест скопления людей. Такая же фобия была у Барбары Стрейзанд и Ким Бесcинджер.

Известный футболист Дэвид Бекхэм признался, что боится беспорядка. Его фобия – атаксофобия похожа на синдром навязчивых состояний. Он с трудом переносит, когда вещи лежат неорганизованно, не выстроены в линию или не в паре.

Памела Андерсон боится зеркал, а именно своего отражения в зеркале. Она не смотрит на себя, когда ее показывают по телевизору, а если это происходит, она тут же отключает его и выходит из комнаты.

Американская телеведущая Опра Уинфри призналась в фобии жевательной резинки. Ее бабушка часто жевала жвачку и крепила ее к шкафу, где образовывались длинные ряды из жевательных резинок. Ведущая также запретила жевательные резинки на телевизионной студии.

Стивен Кинг боится полета на самолете, кошек и цифру 13. При написании книги он никогда не останавливается на 13-й странице или кратных 13-ти. Кроме того, он боится темноты и засыпает только с включенным светом.


Кинорежиссер Вуди Аллен лечился у психоаналитика в течение 40 лет и страдает от множества фобий и страхов. Кроме страха пауков, он боится высоты, закрытого пространства.

Среди более странных его страхов есть страх ярких цветов, лифта, животных, сцены, детей, рака и других болезней и даже арахисового масла, которое может прилипнуть к небу. Кроме того, он боится купаться в душе, если отверстие слива находится посередине, и всегда нарезает банан ровно на 7 частей, перед тем как положить его к утренним хлопьям.

Исторические личности: боязни и фобии

Густав Эйфель создатель знаменитой Эйфелевой башни страдал от дислексии и панически боялся высоты.

Зигмунд Фрейд боялся оружия и папоротника. Сам он утверждал, что боязнь оружия является признаком недостаточной сексуальной и эмоциональной зрелости. По поводу папоротников он не сильно распространялся, однако есть версия, что он пережил травматический опыт, связанный с папоротниками в детстве.

Никола Тесла – известный изобретатель был гермафобом, и избегал касаться людей и любых предметов, на которых были микробы. Он очень часто мы руки. Кроме того, он боялся украшений, особенно его пугали серьги с жемчугом, которые вызывали у него отвращение.

Наполеон Бонапарт император Франции боялся кошек, которые вызывали у него панику. Интересно, что многие лидеры, включая Гитлера, Муссолини, Николая II, Александра Великого и Юлия Цезаря страдали от айлурофобии – боязни кошек.

Сальвадор Дали боялся кузнечиков до такой степени, если бы кузнечик прыгнул ему на лицо, он предпочел бы прыгнуть в пропасть. Энтомофобия - страх насекомых, довольно распространенная фобия, особенно боязнь пауков, от которой страдает Брэд Питт, Том Круз и Скарлетт Йохансон .

Писатель Николай Гоголь боялся быть погребенным заживо. В юности он перенес малярийный энцефалит и всю жизнь страдал от полной потери сознания, за которой следовал глубокий сон. Он боялся, что люди подумают, что он умер, и закопают его. В старости он даже не хотел спать лежа, и предпочитал сидячую позу.

Композитор Фредерик Шопен и сказочник Ганс Христиан Андерсен тоже страдали от этой фобии. Андерсен всегда оставлял записку, в которой было написано, что он не мертв, хотя может так выглядит, но на самом деле спит.

Поэт Владимир Маяковский также боялся загрязнения и микробов и старался не касаться дверных ручек, используя для этого платок. После рукопожатия, он всегда мыл руки с мылом, и носил с собой йод.


Сергей Есенин панически боялся заразиться сифилисом. Как рассказывал его друг Анатолий Мариенгоф, любой прыщик он принимал за признак болезни и подолгу рассматривал себя в зеркале.


Личность Иосифа Сталина пытались анализировать многие психологи и психотерапевты. Среди страхов советского вождя был страх быть отравленным, боязнь перелета на самолете, а также страх ложиться спать.

Голливудские звезды: странные фобии

Меган Фокс ненавидит бумагу, а именно сухую бумагу и пользуется стаканчиком, куда обмакивает пальцы, чтобы перевернуть страницу в книге или сценарии. Кроме того, она призналась в том, что ее пугают микробы и потому она не пользуется общественными туалетами и приборами в ресторане. Актриса, известная по фильму "Трансформеры", боится смотреть на себя на фотографиях и в видео фильмах. Она рассказала, что однажды выпила шампанское, чтобы собраться с духом и все же посмотреть на себя.

Мэтью Макконахи боится вращающихся дверей, и не будет заходить в место, где есть такие двери. Кроме того у него есть страх туннелей. Но он не боится того, что окажется в туннеле, а опасается самого входа в туннель.

Джонни Депп пугается клоунов. Как рассказывает сам Джонни: "Что-то есть пугающее в раскрашенном лице и искусственной улыбке. Все время кажется, что под поверхностью скрывается темнота, настоящее зло".

Страх - одна из основных человеческих эмоций, которую испытывают все, и великие лидеры прошлого не были исключением. Эти исторические фигуры и просто известные люди современности, страдали от странных и специфических страхов, которые часто вступают в противоречие с тем образом бесстрашия, который эти личности вызывают в массовом сознании.

1. Пётр I - тараканы. Пётр был храбрым воином. В Полтавской битве, в Прутском походе не отсиживался в царском шатре, а был на поле битвы. Не боялся ни пули шведской, ни ятагана турецкого. Однако наводили на него страх… тараканы. Российский герой не входил в дом, пока один из его служителей не осмотрит все покои и не уверит его, что там нет гнусных насекомых. А сделалось это после такого случая. Однажды угощал царя в деревенском своём доме некий офицер. Когда сели за стол и начали трапезу, Пётр подозрительно спросил у хозяина: «Чист ли твой дом от тараканов?» «Почти что, - ответил хозяин, - а дабы мне совсем от них избавиться, приколотил я здесь одного живьём». Он указал на стену, где и впрямь перебирал лапками и шевелил усами прибитый гвоздём таракан. Царь ужаснулся, увидев эту мерзость. Вскочил из-за стола, дал хозяину хорошую затрещину и удалился.

2. Франклин Рузвельт - огонь.
Хотя Рузвельт и произнёс свою знаменитую фразу «единственное, чего мы должны бояться, это самого страха», сам он панически боялся огня. Корни его страха произрастали из самого детства, когда в 1899 году, будучи маленьким мальчиком, будущий великий политик стал свидетелем страшного пожара. В годы президентства страх перед огнём даже перевешивал страх убийства, поэтому Рузвельт никогда не запирал дверь в спальню на ночь, заставляя агентов Секретной службы патрулировать коридоры каждую ночь. Интересно, что при такой панической боязни огня, Рузвельт всегда настаивал на том, чтобы рождественская ёлка в его доме непременно была украшена настоящими свечами, а не электрическими гирляндами.

3. Чингисхан - собаки.
Согласно «Сокровенному сказанию», Чингисхан боялся в жизни только трёх вещей: матери, жены, и собак. Когда Чингисхан был маленьким восьмилетним мальчиком по имени Темучин, его отец Есугей встретил в степи человека по имени Дэй-сечена. У Дэй-сечена была дочь по имени Бортэ, которая была на два года старше будущего Хана. Два отца согласились на брак между детьми и Есугей оставил сына «в зятьях», предупредив их: «…мой сын боится собак. Мой родственник, не позволяйте моему мальчику пугаться собак!» Многие критиковали Чингисхана за его страх перед собаками, но, вполне возможно, что это была не паническая боязнь, а вполне разумная предосторожность. Дело в том, что Бурят-монгольский волкодав, который по сути является потомком тех самых собак, и посей день остаётся очень сильной и грозной породой. В монгольских преданиях сохранились рассказы о том, как неосторожные путники в степи были растерзаны в клочья стаями таких собак.

4. Зигмунд Фрейд - оружие и папоротники.
Всемирно известный невролог, психоаналитик и создатель школы психиатрии Зигмунд Фрейд боялся оружия и папоротников. Он выявил, что страх перед оружием являлся признаком недостатка сексуальной и эмоциональной зрелости. Что касается боязни папоротников, то это не очень распространенная фобия и о ней практически ничего не известно. Возможно, в детстве Зигмунда был неприятный инцидент с участием папоротника. Современники Фрейда утверждают, что иногда он говорил о своей боязни.

5. Ким Чен Ир - полёты.
Бывший северокорейский диктатор Ким Чен Ир был известен своим болезненным страхом перед воздушными полётами. Он настолько боялся летать, что почти всегда выбирал наземные виды транспорта. даже во время длительных путешествий по Советскому Союзу и Восточной Европе он передвигался на бронированном поезде. Его отец Ким Ир Сен регулярно летал в Советский Союз с рабочими визитами, но и у отца и у сына со временем развился страх полётов из-за целого ряда инцидентов. В частности, в 1982 году Северная Корея приобрела пять самолётов Ил-62 для использования в качестве эксклюзивного транспорта правительственной верхушки страны. Во время просмотра Ким Ир Сеном испытательного полёта, самолёт внезапно взорвался в воздухе. Жертвами трагедии стали 17 человек, в том числе его личный пилот.

6. Генрих VIII - болезни.
Один из самых известных Тюдоров, король Генрих VIII жутко боялся болезней, в частности чумы и английской потливой горячки, преследующих Англии во времена его правления. Тюдоры славились традицией путешествия по своим землям. Они посещали усадьбы и монастыри, чтобы завоевать любовь своих подданных. Со временем эта традиция пошла на убыль, но даже не смотря на свои страхи, Генрих VIII продолжал объезжать свои владения каждое лето.

7. Октавиан Август - гроза.
По мнению римского историка Светония, основатель Римской империи боялся грома и молнии. Однажды ночью во время Бискайской кампании, Август Цезарь едва избежал удара молнии, которая сверкнула рядом, подожгла кучу мусора и убила раба, который шел впереди с факелом. В страхе суеверный Август распорядился в самое кратчайшее время построить храм Юпитера Громовержца, чтобы успокоить бога, но это не помогло и его страх остался с ним на протяжении всей его жизни. Светоний утверждал, что Август всегда носил с собой кусок кожи тюленя в качестве амулета для защиты. При каждой грозе впоследствии он укрывался в подземном хранилище.

8. Альфред Хичкок - яйца.
Известный голливудский режиссёр и продюсер, создатель фильмов «Птицы» и «Психо» Альфред Хичкок боялся яиц. Более того, яйца были ему отвратительны. Хичкок утверждал, что не пробовал яйца ни разу в жизни и отказывался даже смотреть на них. Он говорил, что нет ничего более мерзкого, чем эти белые кругляши без отверстий с желтой субстанцией внутри.

9. Ираклий I - вода.
Византийский император Ираклий одержал много великих побед против персов, но череда военных неудач и поражений от рук расширяющейся мусульманской армии так повлияли на императора, что он приобрёл несколько заболеваний на нервной почве, в том числе и страх воды. Отступая со своей армией после сокрушительного поражения от арабов в Сирии, он задержал решающую фазу тактическое отступление из Малой Азии через Босфор потому что никак не мог решиться пересечь пролив. По воспоминаниям историков, страх Ираклия перед водой был связан так же с предсказанием влиятельного астролога Стефаноса Александрийского, который предрёк императору смерть от утопления.

10. Муаммар Каддафи - высокие и длительные полёты.
Бывший ливийский диктатор был человеком весьма неординарным и такими же странными были его страхи. Как следует из секретных дипломатических депеш, утёкших в сеть через небезызвестный сайт Wikileaks, диктатор не мог летать над открытой водой более восьми часов подряд. Эта фобия оборачивалась настоящей головной болью для его сотрудников, когда им нужно было спланировать длительный перелёт через океан. Им приходилось останавливаться в Португалии во время поездки в США, чтобы Каддафи смог немного успокоить нервы. А так же, возвращаясь из Венесуэлы в Ливию, они делали остановку в Ньюфандленде.

11. Ричард Никсон - больницы.
34-й президент США Ричард Никсон, известный в основном по Уотергейтскому скандалу, чрезвычайно боялся больниц. Он считал, что если когда-либо попадет в больницу, то уже не выйдет оттуда живым. В 1974 году у Никсона обнаружили тромб и настояли на госпитализации, лишь под угрозой смерти он вынужден был согласиться. Известно, что боязнь больниц или нозокомефобия встречается достаточно часто.

12. Уинстон Черчилль - публичные выступления.
Хотя в настоящее время бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль известен как один из величайших ораторов 20-го века, он долгое время боролся с заиканием, из-за которого сорвались несколько его ранних попыток публичных выступлений. В 29 лет Черчилль собирался произнести речь в Палате общин. Когда он встал, то замер в ужасе на целые три минуты, после чего вернулся на свое место и закрыл лицо руками. Он решил никогда более испытывать подобного унижения и начал практиковаться в произнесении речей и бороться с заиканием.

13. Адольф Гитлер - дантисты.
Гитлер боялся посещать стоматологов настолько, что предпочитал страдать от боли. Фюрер часто жаловался на зубную боль, у него был ужасный запах изо рта, пожелтевшие зубы, абсцессы и заболевания десен. Некоторые ученые полагают, что ряд стоматологических проблем способствовали сильному ухудшению здоровья фюрера под конец войны. Еще одним нацистом, который боялся стоматологов, был глава Люфтваффе Герман Геринг.

14. Наполеон - кошки и белые лошади.
Наполеон сражался во многих войнах, был прекрасным солдатом и мог бы одолеть льва, но боялся кошек. Когда Наполеон был маленьким ребенком, ему было около шесть месяцев, няня, которая заботилась о нём, оставила его в саду и пошла за чем-то в дом, и на ребёнка прыгнула бездомная кошка. Наверное в тот момент для шестимесячного ребёнка кошка и показалась огромным львом. Кошка просто играла, но ребёнок был так потрясен, и этот шок проник очень глубоко и остался на всю жизнь. Кроме того Наполеон боялся белых лошадей. Картины, где император восседает на белом скакуне, - всего лишь фантазия автора. Впрочем, к коням и кобылам других мастей император тоже не питал особой любви. Современники свидетельствуют, что полководец был весьма посредственным кавалеристом. Он неоднократно падал с лошади и как-то раз, взявшись собственноручно править каретой, чуть не убил свою дочь и супругу, сидевших в экипаже.

15. Вуди Аллен - практически всё.
У всех есть свои страхи. Однако, Вуди Аллен дошёл в этом плане до крайности. 74-летний актер и сценарист боится практически всего. Среди его «нормальных» страхов такие, как боязнь высоты, замкнутого пространства и насекомых. К более «ненормальным» можно отнести боязнь ярких цветов, животных, лифтов и того, что арахисовое масло прилипнет к его гортани. Помимо фобий у Аллена есть также несколько невротических потребностей. Так, например, ему необходимо, чтобы душ всегда находился в углу, а банан на завтрак был разрезан ровно на семь частей.