Развлечение мир похож на цветной луг. Сценарий познавательного летнего развлечения «Последний месяц лета

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

5 (100%) 2 votes

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме - леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди - свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье - хоры птиц и их пляски, - как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья - проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошёл Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приёмной дочкой.

Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своём счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков - выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядёт перед домом, и зовёт её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в неё и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясённая Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорблённая Купава просит защиты у берендеев и шлёт проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближённым Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все своё горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать берендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылём и Бобылихой Снегурочку, царь поражён её красотой и нежностью, хочет найти для неё достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовёт Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснётся любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищённый пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живёт не любовь, а только гордость за то, что именно её поведёт Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовёт Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увёртывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца. Но Снегурочка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. Мать надевает на неё волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит первого же юношу, которого встретит. Снегурочка встречает Мизгиря и отвечает на его страсть. Безмерно счастливый Мизгирь не верит опасности и считает желание Снегурочки спрятаться от лучей Ярилы пустым страхом. Он торжественно приводит невесту на Ярилину гору, где собрались все берендеи. При первых лучах солнца Снегурочка тает, благословляя любовь, несущую ей смерть. Мизгирю кажется, что Снегурочка обманула его, что боги над ним насмеялись, и он в отчаянии бросается с Ярилиной горы в озеро. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», - говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь.

Пересказала Е. П. Сударева.

Основа сюжета сказки – история жизни Снегурочки, дочери Весны и Мороза. Девушке очень хотелось на волю к людям, поэтому родители разрешили ей жить у бездетных Бобылей. Снегурочка не знает любви. Она просит свою мать наградить ее этим чувством, несмотря на то, что может растаять от любви. Снегурочка влюбляется в Мизгиря, который тоже влюблен в нее, и тает с первыми лучами летнего солнца. Мизгирь от своего горя тоже погибает – кидается с горы в озеро.

Главная мысль произведения – это великое чувство любовь, за которое не жалко отдать жизнь. Оно абсолютно естественно и неизбежно для всех людей.

Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка

События данной сказки происходят в доисторические времена стране берендеев.

Начало весны, преддверие масленицы. Красная горка, вся покрыта снегом. В полночь, появляется Весна-Красна со своей свитой птиц. Сильный мороз, начинается вьюга.

Весна признает, сама виновата в том, что мерзнет она и птицы. Не надо было заигрывать со старым Дедом-Морозом шестнадцать лет назад. У них есть общая дочь – Снегурочка. Поэтому нельзя Весне ссориться с Морозом. А он этим пользуется – окутал холодом саму Весну и берендеев.

Солнце сердится на них за длительные холода.

Появляется Дед-Мороз.

Мирная беседа Мороза с Весной о дочери перерастает в спор. Весна считает, что ей скучно в лесу жить среди зверей. Снегурочке нужна свобода, общение с людьми, подружками и ребятами, любовь. Мороз категорически против. Он настаивает на том, что место девушки в лесу – с зайчатами, куницами и белками. В итоге они договариваются отдать Снегурочку бездетной семье Бобылей. Там работы у девушки будет много, да и парням нет корысти к ней приставать.

Ходит слух, что если Снегурочка полюбит кого-нибудь, то нет спасения ей – Солнце растопит ее.

Дед-Мороз зовет Снегурочку. Он интересуется, не хочет ли девушка пойти жить к людям. Снегурочка признается, что уже давно мечтала об этом. Ей нравятся песни пастуха Леля и хороводы. Мороза расстроил ответ дочери. Но он, скрепя сердцем, отпустил Снегурочку к людям, дав при этом наказанье – опасаться пастуха Леля и Солнца.

Мороз берет с леших обещанье защищать и оберегать Снегурочку от злых людей и уходит. Начинается весна.

Берендеи веселыми гуляньями встречают весну и празднуют Масленицу. Бобыль пошел в лес нарубить дров и встретил там Снегурочку. Он очень удивился и позвал свою жену Бобылиху. Познакомившись с ними, Снегурочка просит Бобылей взять ее к себе приемной дочерью. Забрали Бобыли девушку к себе, рассчитывая найти ей богатого жениха и нажиться на этом.

Нелегко приходится Снегурочке у Бобылей. Девушка излишне стыдлива и скромна, чем и вызвала недовольство названых родителей. Всем женихам отказала, не может она ни в кого влюбиться.

Многие парни в слободке сражены красотой Снегурочки, и перессорились они со своими девушками. Подружек поэтому у нее почти не было. Одна Купава, дочь Мураша, со Снегурочкой дружит.

Купава поделилась с подружкой своим счастьем, что у нее взаимная любовь с гостем из царского посада – Мизгирем. Девушка хочет познакомить Снегурочку со своим женихом.

Тут появляется Мизгирь с дорогими подарками и сватается к Купаве. Но как увидел он Снегурочку, так сразу про свою невесту и забыл. Обижена Купава на подругу и оскорблена, разбито ее сердце. Мизгирь несет свои подарки Бобылям и сватается к Снегурочке. Бобыли заставляют свою названую дочь принять Мизгиря. Снегурочка послушно выполняет их приказ.

А царь Берендей тем временем разговаривает со своим подданным о делах государства. Рассержен Ярило, Бог солнца, на берендеев. Уже пятнадцать лет холод и неурожай в царстве. Пропало тепло в сердцах у людей. И Берендей решает в Ярилин день принести жертву богу солнца – женить всех молодых. Только вот все парни да девушки переругались из-за какой-то Снегурочки.

Тут заходит Купава к Берендею и рассказывает о своем горе, просит наказать Мизгиря. Царь велит позвать преступника. Появляется Мизгирь и рассказывает о своей любви к Снегурочке. А также уверяет Берендея, что ему надо непременно увидеть эту девушку, чтобы все понять.

Появляется Снегурочка с Берендеями. Завидев ее, царь поражен такой красотой. Он решает, что тот, кто растопит сердце Снегурочки до рассвета, будет ее мужем.

Начинаются гулянья. В центре хоровода Лель и Снегурочка. На просьбу царя выбрать себе пару, Лель выбирает Купаву. Снегурочка очень обижена и в слезах убегает. В лесу ей встречается Мизгирь, начинает приставать. Девушка отталкивает его, и лешие водят парня всю ночь по лесу.

Снегурочка просит у Весны любви хоть на одно мгновенье. Мать наделяет свою дочь этим чувством и обещает, что Снегурочка влюбится в первого встречного, которым оказывается Мизгирь. Девушка влюбляется в него. Мизгирь безмерно счастлив и ведет Снегурочку к царю. Появляются первые лучи летнего солнца, и она тает на руках у любимого. Мизгирь от горя кидается с обрыва в озеро и погибает. Царь решает, что жертва Яриле принесена, и приказывает продолжать гулянья.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

  • Бедность не порок
  • Снегурочка
  • Таланты и поклонники

Снегурочка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Корзина с еловыми шишками Паустовского

    Однажды Дагни Педерсен собирала шишки в лесу и встретила известного композитора Эдварда Грига. Они начали разговаривать, и Григ пообещал ей через 10 лет сделать презент.

  • Краткое содержание Байрон Корсар

    Главным героем поэмы, является корсар Конрад. Он очень мужественный и храбрый, всем свои внешним видом, даёт понять противнику, что с ним лучше не связываться. Он живет в Средиземноморье.

  • Краткое содержание Бедные люди Толстого

    Безрадостен быт бедной рыбацкой семьи, где муж основной кормилец, а жена-хозяйка, которая создает уют, чистоту и тепло в семейном очаге. Поздний вечер, хозяйка-ее зовут Жанна перед огнем сидит и ждет мужа штопая старый парус.

  • Краткое содержание Сетон-Томпсон Домино

    Родные места нашего героя находились на холме. Здесь обитало лисье семейство. Солнце опустилось, кругом распространилась прохлада. Кругом было тихо и спокойно.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.