Куклы наших бабушек в детском саду. Детский исследовательский проект "куклы наших бабушек"

Берегиня (Столбушка). В основе этой куколки столбик из бересты. Береза - дерево, почитаемое на Руси с древних времен. Русские люди издревле считали, что березка обладает особой целительной силой. Считается, что эта кукла - помощница в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказывать все, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее, как жить дальше.

Это кукла-кормилица, ведущая перед собой младенца, отсюда и название "Ведучка". Кукла говорит о том, что ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки. Она его ведет или выводит в жизнь, поддерживает, если он пошатнулся, оберегает своего ребенка.

Кукла "На счастье". Волосы издревле считались знаком женской силы, лишиться косы считалось позором. Поэтому главное в традиционной куколке "На счастье" - это ее толстая закрученная коса, кроме всего прочего, именно с ее помощью она твердо стоит на ногах. Если такую куколку дарят молодым супругам, то она словно маленькое семейное счастье, которое предстоит умножить и сохранить. Как свое счастье, так и эту куклу не выставляют на показ. Берегут от постороннего взора.

Кувадка. В Орловской, Костромской губерниях существовал обряд кувады, связанный с таинством рождения ребенка, во время которого присутствующий отец будущего ребенка совершал определенные действия, являющиеся защитой от нечистых сил. К этому обряду и делались кувадки - куклы, в которые должны были вселиться злые духи, оберегая тем самым мать и дитя. Они являлись оберегом вплоть до таинства крещения - примерно две недели. Затем их сжигали. Обряд забыт, а куклы остались.

Кукла с детьми пеленашками считалась берегиней семейного очага и помощницей женщине в материнстве.
Делается она на основе верхушки сосны.

Верхушка ствола дерева с отходящими в стороны ветками - это каркас куклы. Специально для куклы ломать дерево, конечно не нужно; если походить по лесу, можно найти упавшую сосну и взять ее верхушку.

Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: "Сонница - бессоница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой".

Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу - заменителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в основном мужчины и молодые парни, поэтому кукла Крестец символизировал мужчину.

Пеленашка - это кукла оберег, и первая игрушка новорожденного. Пеленашка делается такого размера, чтобы поместилась в ручку малыша, тогда она сможет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.

Кукла День и Ночь - оберег жилища. Хозяева разговаривали с этой куклой. Утром обращались к светлой кукле с пожеланиями, чтобы день был благополучным. Вечером перед сном обращались к темной куколке - чтобы ночь прошла спокойно. Кукла оберегала всех домочадцев - охраняла их душевный настрой.

Зайчик на пальчик делали или дарили ребенку от трех лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребенка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем играть, ему делали такого зайку (оберег от одиночества и страха). Зайчик выполнен в двух вариантах (один легко одевается на пальчик, у другого есть лапки и хвостик).

Куклу оберег- Веснянку на Руси делали молодые девушки когда наступала весна и дарили этих кукол друг другу. Кукла отличается веселым и задорным характером. Традиционно у нее яркие волосы необычного цвета. Кукла Веснянка оберег молодости и красоты. Даря эту куклу вы желаете долгой молодости и привлекательности, оптимизма и жизнерадостности.

Кукла на ложке. Перед сном на глазах у малыша мама брала в руки деревянную ложку и пару цветных тряпочек- и все это превращала в куклу, с которой ребенок засыпал. Наутро тряпочки снимались и ложка опять использовалась в хозяйстве. Ну видно, потому, что не богачи ж люди были, ложки для дела использовали.

Десятиручка - это обрядовая кукла. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Её делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое.

Колокольчик - кукла Добрых Вестей. Родина куклы - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Эта кукла приносит в дом Радость и Веселье, она оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Региональный конкурс

«Руководство детскими исследовательскими проектами в ДОО и семьи»

Познавательно-творческий проект

«Куклы моей бабушки»

Приходько София, 6 лет

Воспитанница

Подготовительной группы

МАДОУ «Золушка»

Г. Когалыма ХМАО-Югра

Руководитель:

Семенищева Ульяна

Валерьевна

воспитатель

г. Когалым, 2017

Познавательно-творческий проект «Куклы моей бабушки»

Актуальность проекта:

К нам в гости приехала мамина мама, моя бабушка. Я очень люблю проводить с ней время, потому что она рассказывает разные истории, учит выпекать вкусные пироги, поет песни, с бабушкой очень интересно.

Скоро у меня день рождения, я у родителей прошу в подарок куклу. Но мама сказала, что вместо куклы они купили другой подарок. Я очень расстроилась, бабушка стала меня успокаивать, и рассказал, что в её детстве были самодельные куклы. Мне стало интересно, как можно самому сделать куклу? С этим вопросом я обратилась к бабушке, она с удовольствием стала рассказывать, из чего можно сделать куклу.

На следующий день мы с бабушкой нашли у мамы разную ткань, тесьму, нитки, и принялись за работу. Бабушка рассказывала, какие куклы были в старину, и для чего их делали. Оказывается, раньше не только играли в куклы, они были как оберег.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель данного проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами.
  2. Изучить корни возникновения куклы.
  3. Собрать материал о куклах наших бабушек.
  4. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки.
  5. Как с ними играли.
  6. Почему раньше у кукол на лице не было глаз и рта.
  7. Сделать фотографии.

Задачи педагогические:

Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах;

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки;

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность;

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям;

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Задачи работы с родителями:

  1. Привлечь родителей к совместной творческо–исследовательской деятельности с детьми и педагогами.
  2. Организовать работу с родителями по развитию творческой деятельности дошкольников.
  3. Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.
  4. С помощью родителей совершенствовать уровень творческо-исследовательской деятельности детей.
  5. Формирование партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.

Проект : познавательно-творческий

Сроки реализации проекта: 2 месяца (5декабря по 10 февраля 2017г.)

Постановка проблемы

Современных детей играют игрушками, куклами которые, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

Определение предстоящей деятельности: как найти ответы на вопросы.

Планирование деятельности детей совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Подбор методической литературы (узнать из чего делали кукол);

Собрать материал о куклах (картинки, иллюстрации, презентации);

Подобрать настольно – печатные игры;

Подготовить материал для художественного творчества;

Подобрать детскую литературу по тематике проекта;

Разработать консультации по проекту для родителей.

Основной

(Домашнее задание)

Совместно с педагогом

Беседы с детьми «Куклы наших бабушек»; «Как появились куклы»; «Моя любимая кукла»;

Чтение художественной литературы, загадывание загадок; (Приложение 1)

Продуктивная деятельность: изготовление кукол из ниток.

Узнать из разных источников:

Как появились куклы?

Из какого материала раньше делали кукол?

Всеми куклами можно было играть?

Совместно с родителями, изготовить кукол.

Заключительный

Определение новых знаний о куклах:

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые, обрядовые и игровые. Безликими были обрядовые и куклы – обереги. Обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь эти традиционные тряпичные куклы без лица. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным . Например: кукла «Крупеничка» делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой (чаще всего гречкой), наряжали и ставили в Красный угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куколки. Она отвечает за достаток в семье, следит, чтобы в доме было сыто и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра. Изготовлены куклы-пеленашки. Люди считали что эта кукла оберегает ребенка от злых духов. Такую куклу изготавливали перед рождением младенца и подкладывали её в колыбельку.

Также мы изготовили современные куклы, тоже из ткани, только их мы шили.

Оформление материала материалов по проекту, презентация. Мини-музей тряпичных кукол.

Результаты проектной деятельности

Сформированы устойчивые знания и интерес к творческо-исследовательской деятельности.

Расширили свои знания о происхождении куклы.

Попробовали изготовить разные куклы из ткани, бумаги;

Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Продукт проектной деятельности

Сшиты куклы: «Крупеничка», Пеленашки, «Колокольчик», современные куклы, бумажные куклы.

Изготовление альбома с загадками, стихами. Презентация по проекту.

Обеспечение проекта

1.Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г.

2.Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г.

3.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.

4.Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.

Системная паутинка исследовательского проекта «Загадочные снежинки»

Образовательная область

Непосредственно образовательная область

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры «Наряди матрешку», «Угадай, из чего матрешка сделана», «Одень Машеньку».

Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке».

Словарные игры «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот».

Речевое развитие

Альбом «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

Составление творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка»

Произведения малых форм в виде загадок.

Подбор русских народных сказок.

Познавательное развитие

Беседа «Как появились куклы?»

«Куклы наших бабушек»

«Какие куклы бывают»

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление кукол, создание моделей изготовления.

Украшение для куклы.

Физическое развитие

Подвижная игра «Плетень»; «Волк во рву»; «Горелки с платочком»; «Заря»; «Солнышко».

Приложение № 1

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран и овца)

Не прядет и не ткёт, а людей одевает. (Овца)

В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Плод с семенами)

Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Игла)

Еду, еду-нету следу. (Лодка)

Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)

Стоит копна среди двора, спереди-вила, сзади-метла. (Корова)

Что за шустрый старичок, восьмидесят восьми ног. Все по полу шаркает за работой жаркою? (Веник)

Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. (Глаза)

Маленькое, круглое, а за хвост не поднять. (Клубок)

Есть голова, да нет волос.

Есть глаза, да нет бровей.

Есть крылья, да не летает. (Рыба)

Растет, да не цветок.

Висит, да не фартук.

Похож на нитку, но живой.

Один выпадает, другой тут же вырастает. (Волос)

Бежала-шумела,

Заснула-заблестела. (Река)

Что на всех языках мира звучит одинаково? (Смех и плач)

Галина Сапунова
Проект «Куклы наших бабушек»

Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.

Вид проекта : краткосрочный (2 недели) .

Участники проекта : девочки старше-подготовительной группы (8 человек, родители детей, воспитатель.

Цель : воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле .

Задачи :

образовательная : закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле (обрядовая, обереговая и игровая) ; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

развивающая : развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.

воспитательная : воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами , дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки , они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему : народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек » .

Я считаю, что данный проект актуален , потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный

На этом этапе проведены следующие мероприятия :

Уточнение знаний родителей детей по теме проекта ;

Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды) ;

Расширение образовательного пространства в группе : пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичной куклы ;

Изучение истории народной тряпичной игрушки.

2. Практический

Были проведены занятия :

Изготовление куклы-закрутки ;

Изготовление куклы-оберега ;

Изготовление куклы-пеленашки ;

- Беседы : «Куклы наших бабушек » , истории создания обрядовых кукол.

3. Заключительный

Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта , и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек » ; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек » и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки» . Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток. Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта .

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.

вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами. И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук. А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек». Я считаю, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Российской гимназии при ГРМ

ПРОЕКТ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»

в средней группе детского сада

воспитателя Паукам О.Н.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

На семинаре-практикуме «Результаты проектной деятельности»

  1. Планирование работы
  2. Планируемые результаты
  3. Консультация для воспитателей «Русская тряпичная кукла»
  4. Консультация для родителей «Куклы наших бабушек»
  5. Представление фотоальбома «Куклы наших бабушек»
  6. Мастер-класс по изготовлению кукол
  7. Спортивное развлечение «Мамины помощники»

Литература:

  1. ФГТ в ДОУ Перспективное планирование. Под ред. М.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Изд-во «Учитель», 2012г.
  2. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г.
  3. Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г.
  4. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.
  5. Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.

Подборка детской литературы для чтения детям.

  1. Александрова З. «Мой мишка».
  2. Бородницкая М. «На кого же он похож?».
  3. Воронько П. «Обновки».
  4. Воронкова Л. «Маша-растеряша».
  5. Вересаев В. «Братишка».
  6. Гарей Ю. «Колыбельная для куколки».
  7. Галиев Ш «Баю-баю», «Братик плачет».
  8. Женская одежда. Пособие.
  9. Заходер Б. «Портниха».
  10. Кукла и её любимые наряды.
  11. Ладоншиков Г. «Кукольная колыбельная», «Кукла и Катя».
  12. Лермонтов Ю. «Спи, младенец мой прекрасный».
  13. Маршак С. «Усатый- полосатый», «Вот какой рассеянный».
  14. Михалков С. «Дядя Степа».
  15. Никонова Е.А. «Я открою вам секрет».
  16. Носов Н, «Заплатка».
  17. Осеева В. «Волшебная палочка».
  18. Образцов Б. «Лечу куклу».
  19. Перро Ш. «Красная шапочка».
  20. Рюмина И. «Куклы наших бабушек».
  21. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Крошечка-хаврошечка», «Баба-Яга» и другие.
  23. Сказочная азбука.
  24. Токмакова И. «Купите лук»
  25. Чуковский К «Телефон», «Федорино горе», «Путаница».

ПРОЕКТ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»

В средней группе детского сада.

1.Планирование работы.

ВИД: среднесрочный

ВРЕМЯ проведения: март – апрель 2014 года

УЧАСТНИКИ: дети средней группы, родители, воспитатели.

Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ»

ЦЕЛЬ: Ознакомление с культурой русского народа; история изготовления

Русской тряпичной куклы.

ЗАДАЧИ: Дать детям представление о кукле как игрушке, её использование

В семье, быту, детском саду. Закрепление образа куклы в различных видах

Деятельности детей и взрослых. Слушание русских народных песен.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

1.Передача образа ребёнка – младенца через различные виды изобрази-

Тельной деятельности: лепка кукол – пеленашек, рисование матрёшек,

Изготовление обережных кукол из бумаги и тряпок;

2.Организовать в группе выставку кукол из различных материалов – бумаги,

Соломы, тряпок, дерева и фарфора.

3.Заучивание колыбельных песенок, потешек, дразнилок, считалок, стихов,

Слушание детских русских народных песен, детских песенок, колыбельных.

4.Вместе с родителями собрать альбом фотографий»Куклы наших бабушек».

5.Провести спортивное развлечение «Мамины помощники».

6.Организовать мастер – класс для детей и родителей «Мастерская по

Изготовлению кукол».

7.Провести консультации для родителей и воспитателей.

2.Планируемые результаты работы интегративных качеств проекта.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ.

1) Формирование целостной картины мира: игрушки- семья- детский сад- культура. Расширение кругозора – разнообразие предметов, деятельность детей.

2) Развитие познавательно – исследовательской деятельности в игре,

Изобразительной деятельности, словотворчество.

3) Развитие игровых умений детей – разнообразные манипуляции с игрушками, игровые действия, простые сюжеты, сотрудничество между ролевыми партнёрами, имитация характера героев, активизация словаря.

4) Укрепление связей между детским садом и семьёй, между детьми и

Взрослыми- родителями и педагогами.

ПЕРВЫЙ ЭТАП-март.

ЦЕЛЬ: Расширение представления детей об окружающем мире, культурной

Жизни и традициях русского народа.

ЗАДАЧА: Сравнение кукол по сенсорным качествам(цвет, форма, величина);

Уточнение и углубление знаний о материалах, из которых сделаны куклы;

Развитие интереса к народным традициям;

Создание игровых ситуаций для общения.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности входит

В область «ПОЗНАНИЕ». Исследовательская деятельность развивает позна-

Вательную активность, подталкивает детей к самостоятельным действиям,

Помогает планировать и заканчивать работу, проявлять инициативу и

Творчество.

ВТОРОЙ ЭТАП-апрель.

ЦЕЛЬ: Формирование потребности в исследовательской деятельности,

Желание изготавливать кукол из различных материалов.

ЗАДАЧА: 1) Оформление и презентация результатов работы;

2) Привлечение детей и родителей к участию в исследовательской

Деятельности – изготовление фотоальбома «Куклы наших бабушек».

3) Самостоятельные игры детей с самодельными куклами, куклами обере-

Гами, народными игрушками, изготовленными из разных материалов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА».

Тряпичная кукла- неотъемлемая часть русской культуры. В сегодняшней

России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная

Фигурка выполняет теперь новую функцию: она становиться живым средством

Общения и приобщения к народному культурному опыту.

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых,

Обрядовых, игровых. Самые интересные из них – куватки, кубышки, капустки,

Зерновые, а также «вепсская», «бессонница», «коляда».

1.Кукла- это знак человека, его игровой образ-символ. Она отражает историю

Страны и народа, историю культуры.

2.Тряпичная кукла- традиционная игрушка русского народа, сопровождала

Человека с рождения, была атрибутом любых праздников.

3.Обереговые куклы выполняются из природных материалов (дерево, лоза,

Трава- лугава, солома). Потому что лес- среда обитания русского человека.

Куклы из берёзы, осины- часто без лица. Куклы из поленца, щепочки, веток.

4.Куклы- простейшие изображения женских фигурок, они несут в себе ценности

Преемственности поколений, отражают природу и жизнь человека и семьи.

(7-«я» - семья).

5.Девочки учились шить и познавали искусство одевания. Кукол берегли,

Дарили, с ними играли, хранили в сундуках с приданым.

Осмотр выставки- коллекции кукол из разных материалов:

  • КУВАДКА (КУВАТКА) – из бумажных салфеток
  • КУБЫШКА – из тряпичных лоскутков
  • КРЕСТУШКА – из соломы, тряпок и ниточек
  • СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА – из дерева
  • ДОМОВЁНОК – из соломы и мешковины
  • АНГЕЛ – фарфоровая куколка
  • АЛЁНУШКА – пластмассовая куколка

Выставку готовили родители с детьми, воспитатели.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».

ЦЕЛЬ: знакомство с культурой русского народа; изготовление

Тряпичной куклы.

«РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА: культура, традиции, технология».

1.Кукла- знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли кукла

Отражает время, историю культуры, историю страны и народа, его

Движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности

Обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести

До потомков её драгоценные крупицы.

2.С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского

Народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была

Непременным атрибутом любых праздников, в том числе игры в куклы.

3.Большинство кукол были оберегами и ведут свою историю с древних

Языческих времён. Они изготавливаются из природных материалов,

Которые приносят из леса- дерево, лоза, солома. И это не случайно.

Потому что лес- это среда обитания русского человека. Куклы из берёзы,

Осины, часто без лица, куклы – обереги.

4.Куклы – простейшие изображения женских фигурок. Куклы разных

Народов, игровые, из обрядовых сохраняют и передают ценности

Преемственности поколений.

5.Разнообразие тряпичных кукол: русская тряпичная кукла включает

Несколько архетипов (см. фотоальбом).

  • Столбушка
  • Крестушка
  • Кукла на палочке
  • Узловая(узелковая) кукла
  • Пеленашка (куватка)
  • Закрутка (скрутка, скатка)
  • Кубышка – набивная кукла – мешочек

6.Кукла являлась мифологической формулой мироустройства, отражая

Cамую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека.

7.Потребность в общении чётко выражалась в игрушке(действие-речь).

Плюс девочки учились шить и познавали искусство одевания.

8.Из чего шили? Из ситца, сатина, кумача и коленкора. Берегли, под-

Бирали лоскутки по цвету. Красный цвет – оберег, дарили к празднику,

К свадьбе, на именины.

9.Кукла не просто девчачья забава. Иногда рисовали лицо. Берегли в

Коробах. В кукольных забавах проигрывались деревенские обряды.

10.В настоящее время известно более 90 видов различных кукол:

Обереговых, игровых, обрядовых (см. фотоальбом).