Исправляем сценарий жизни. Причины низкой эффективности психотехник

, Возрастные ограничения: +

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Переписать сценарий
Kак изменить свою судьбу и начать радоваться жизни
Марина Осборн

Бог – творческая личность, он всегда находит самые необычные способы разговора. Переписать сценарий собственной жизни – один из таких способов.


© Марина Осборн, 2017


ISBN 978-5-4485-4328-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

Эта небольшая книга о том, как можно изменить отношение к собственной жизни, перепросматривая и переосмысливая ее события и тем самым изменить всю свою жизнь кардинально. Нет готовых рецептов для решения личных проблем, потому что судьба и личный опыт каждого уникальны. Однако есть общие принципы отношения к себе, к событиям собственной жизни.

Эти принципы основаны на тонком чувствовании текущего момента, принятии своего прошлого как бесценного источника опыта и скрытых ресурсов жизненной энергии, заблокированной в болезненных воспоминаниях.

Освобождая свои негативные воспоминания из плена страхов, мы переживаем боль, но вместе с тем и очищение. Это меняет нас и окружающую нас реальность.

Эту книгу я начала писать в 2004 году на пике безысходности в состоянии утерянного счастья, агонизирующих отношений, когда моё психоэмоциональное состояние находилось на самом дне.

Я постоянно жаловалась кому-то из близких на то, как мне плохо, обидно, как становится лишь хуже и хуже. Я словно потеряла связь с тем хорошим, что у меня, несомненно было даже в те трудные времена. Сейчас мне трудно поверить в то, что это была я, и что мне действительно мир казался серой пеленой безысходности и душевной боли.

И однажды я вместо того, чтобы лечь спать, ушла на кухню, забралась на стул с ногами, и стала писать… стала переписывать сценарий своей жизни, по которому развивались тогдашние сюжет и события. Вскоре это стало моей привычкой.

Читая первую главу вы побываете в моей голове тринадцатилетней давности.

2004

Однажды понимаешь, что старый сценарий, по которому шла вся твоя жизнь, исчерпал себя. Близкий человек, с которым ты делишь кров и кровать, отворачивается, когда ты тянешься к нему как умирающий к последнему глотку воздуха. Дети выросли и начали жить своей жизнью. Бизнес в очередной раз переживает кризис, из которого ты уже не видишь выхода.

Что делать? Стиснув зубы, продолжать тернистый путь сомнений и страданий, поисков новых выходов в бизнесе и поисков новых слов для человека, которого ты еще любишь, но уже не знаешь, как с ним общаться, как вести себя, чтобы не слышать обидных разрушительных слов, упреков в холодности, когда ты просто на грани от усталости. Чтобы не слышать его уничижительных слов в свой адрес, которые вызывают у тебя болезненное чувство вины.

И ты начинаешь переписывать сценарий своей жизни. Как?

Старый, неудачный сценарий моей жизни как заезженная пластинка повторял одни и те же переживания: бессилие, уныние, усталость, безденежье, нехватка любви.

К этому добавлялись годы, которые неумолимо прибавлялись к той цифре, при которой я еще чувствовала себя молодой и красивой, энергичной и бодрой. И вдруг… я слышу, что меня не хотят…

Это старый сценарий вызывает эти мысли и эти строки. Как их переписать? Просто взять и написать, просто взять и подумать: «я еще достаточно молодая, чтобы любить и быть любимой (любовь не знает возраста), я еще достаточно энергичная и бодрая (подрабатываю тренером в фитнес-центре), я ещё… o-го-го!»

Пишу, ощущая опущенные уголки своих губ, уставшие от недавних слез веки… не то… Хочется плакать, срабатывает старый сценарий – ныть и жаловаться.

Как изменить старый сценарий, который набил оскомину? Бросить всё, и уехать в китайский монастырь, года на полтора-два, изучать там буддизм, йогу, различные виды восточных единоборств?

И тут же внутренний критик надрывно орет: ты не знаешь китайского языка, на тебе висят кредиты за то и сё, пятое-десятое, ты должна содержать своих детей, ты не имеешь права покинуть их так надолго, ты нужна им.

И ты соглашаешься с этим, последним аргументом. Дети. Я действительно нужна им, не только и не столько ради того, чтобы их прокормить, – взрослые уже, способны сами заработать. Просто ещё не настало время, когда я могу уверенно сказать: я дала им всё, что смогла.

Увы! Я не дала им самого главного – правильный сценарий их собственной жизни. А если еще точнее – я не показала им свою силу, свой свет, своё счастье, свою любовь, своё богатство, которого я достойна.

Я ещё не показала им своим личным примером, что можно выпрыгнуть из петли повторяющихся переживаний и событий, не убегая от реальности, но меняя её, вернее, отношение к ней. А пока… меняется контекст, а суть остается.

Несчастная мать, не способная создать новую семью после развода, не способная заработать на своем бизнесе денег, достаточных на нов

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.

С чего начать, если вы твердо решили переписать сценарий своей жизни? то есть изменить свой взгляд на прошлое и с большей уверенностью смотреть в будущее? Вот 4 практические рекомендации.

1. Главы жизни

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

Ключевые события сценария жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Моменты взлета…

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

…и падения

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотный момент

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты в сценарии жизни могут затронуть разные стороны жизни – отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

2. Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? где все происходило?

…сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. Опять-таки будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Неужели существует личность, которая прописала это все? Да. Ты лично записала отсель досель. И даже в каком месте будешь плакать, и как именно поджимать губки, и что говорить мужу, когда он будет задерживаться на работе, и по каким именно признакам будешь этого самого мужа выбирать.

Слово в слово записала, когда стояла в мокрых ползунках в кроватке и смотрела, как папа что-то говорит маме, а она обижено отворачивается и задирает подбородок вверх, чтобы нахлынувшие слезы так и остались на глазах. Но все равно два предательских ручейка потекли по щекам. И вот мама вытирает их рукавом и отворачивается к окну, на пути встречаясь с тобой глазами: «Запомни, дочь. Мужики — сволочи. Они никогда нас не поймут. Не оценят. Поэтому просто терпи». И не говорила она в этот момент ничего. Даже если бы и сказала, не поняла бы ты ни слова. Но она передала всю свою боль и донесла суть.

Или вот: мама красится, смеется, кружится по комнате в новых демисезонных сапогах — красота, да и только, можно с подружками на танцы пойти. Зашел дед: «А куда это ты собралась? У тебя же дети, а на уме танцульки?!» И обреченный мамин вздох и покаянный взгляд: «Запомни, дочь, с появлением детей жизнь заканчивается. Если ты мать, то ты автоматически перестаешь быть красивой и желанной».

Ночь. Мама стирает. Во дворе полощет белье и вешает, подпирая веревку длинной рогатиной. Папа спит. Все спят. Мама пришла с работы, приготовила, помыла полы, на стирку осталась только ночь. За окном слышен гулкий звук набирающейся в тазик воды и плеск — раз-два-три-остановка-раз-два-три-остановка-раз-два-три-отжим. Встряхнуть и повесить. «Женская доля — это работать, не покладая рук. Все могут отдыхать, мужчина может спать, а женщина должна мыть, стирать и готовить. А завтра с утра снова бежать на работу».

Но она ведь тоже была маленькой, твоя мама. И получила свои уроки судьбы. Как бабушка относилась с деду. Как она считала, что он «не ее ума». И замуж надо выходить именно за такого, за доброго, но глупее тебя. Поскольку уже понятно, как с таким жить.

«Мужик должен… Женщина должна… Настоящая матьХорошая дочьУмная девочкаВоспитанный ребенок…» Как жить, кого любить. Что можно, что нельзя. Все прописано и передано в полной сохранности по наследству от матери к дочери, от отца к сыну.

Мы выбираем себе« половинку», подходящую нам по нашему жизненному сценарию. Именно такую, как надо, чтобы страдать, как мама, и жить, как бабушка. Иначе — как по‑другому? Вы знаете как?

У каждого из нас свой набор убеждений, в виде мифического талмуда — свода правил, жизненных принципов, как надо жить. Бережно, в холщовой тряпице, он передается из поколение в поколение женщинам по женской линии, мужчинам — по мужской. Этот талмуд в «оцифрованном» виде впитывается нами с молоком матери и передается нами нашим детям: «Учись, девочка, так надо жить», «Смотри, сын: вот она, мужская доля».

И мало кто из нас в своей жизни задумывается — а почему так? Почему я выбираю именно таких мужчин? Почему строю именно так свою жизнь? Почему для одних все просто — и деньги, и победы, - а мне надо пострадать и всю жизнь себе поисковеркать. Кто мне дал такую установку?

Никто не давал. Сами взяли. Что было, то и взяли.
Но если для бабушки в послевоенные годы было важно детей подымать, за мужика двумя руками держаться и во всем себе отказывать, то нам уже вроде незачем…

Но программа прописана.

И первый шаг — это понять, что, собственно, тебе передали по наследству.

Я приведу в пример три жизненных сценария — возможно, среди них ты узнаешь свой.

Идеальная семья

« Все должно быть идеально». Важно, что скажут соседи. Семья, растящая медалистов и перфекционистов. При любом раскладе« сохранить лицо». При этом нельзя, чтобы кто-то догадался, каким трудом все это дается. «Чтобы все было, как у людей», «чтобы не хуже других». Высокий уровень показушничества и работы на публику. «У нас хорошая семья. Мы просто обожаем друг друга. Мы идеальная пара. У нас прекрасные дети», «Сюси-пуси-лапатуси, котечка, дорогой…».
Конфликты сглаживаются, лишь бы сохранить видимость« прекрасной семьи».

Цена такого сценария: постоянная необходимость держать марку, оправдывать чужие ожидания, задвигание личных интересов и собственных нужд, бесконечная ложь себе и другим. Сжирание себя изнутри« внутренним критиком». Чтобы ни сделала — все плохо, всегда есть к чему прикопаться, всегда« недостаточно хорошо». Как следствие — развитие зависимостей и психосоматических болезней. Куда-то же надо сливать всю ту гамму чувств, которая удерживается внутри за маской правильности и благополучия?

Если ты узнала в этом сценарии семью, в которой воспитывалась в детстве и по чьим установкам неосознанно стала строить свою жизнь, то можно задать себе пару вопросов для осознания и видения всей картины: почему необходимо было постоянно доказывать свою« достойность»? Что там было такого постыдного, что нужно было скрывать? От чего пыталась« отмыться» бабушка, прабабушка или мама? Почему тебе лично сейчас так важно признание и уважение общества?

Очень редко мы помним весь контекст, до нас доходят только отголоски, обрывки воспоминаний и ощущений: «Такое ощущение, что они всегда чего-то боялись… Что-то пытались скрыть… Мы были какие-то неполноценные, не такие. Нам надо было доказывать, что мы достойны, что мы такие, как все».

Отчужденная, разъединенная семья

Где два человека живут каждый своей жизнью: «Мой муж для меня — закрытая книга», «Я никогда его не понимала».

Каждый из супругов в глубине души считает, что делает другому большое одолжение, находясь рядом с ним. И этот другой должен быть очень благодарен, что, несмотря на все, он еще рядом и, вообще, согласился на этот брак.

У супругов есть большой счет к друг другу и внушительный список претензий и глубоко укорененных обид. Два человека, как два корабля, каждый из которых плывет своим курсом и развивается в своем направлении, а по большому счету — живет своей жизнью.

Конфликты не разрешаются, дабы не поубивать друг друга, претензии и обиды замалчиваются: «Он сам должен все понимать», «Это же и так ясно».

Людям кажется, что они живут вместе ради детей или еще ради каких-то глобальных целей. На самом же деле они просто не знают, как по‑другому.

В их понимании именно он должен быть другим, и тогда я смогу быть счастливой. Все их мысли в отношениях направлены на то, как он должен измениться, чтобы я могла быть удовлетворена.
Ведь именно у него так много изъянов, а я по своей глупости, благородству или из чувства долга согласилась с ним жить. И эти мысли направлены друг к другу с обеих сторон.
Изначально брак воспринимается как неравный, а партнер — как недостойный. А я как снизошедший(ая) до него.

Люди избегают близости и открытости. Говорить честно очень уязвимо. В этом случае надо будет впервые обращать свое внимание на себя и подставляться под нападки партнера. А это очень не по себе. Там много стыда и личной боли. Глубокой боли уязвленного ребенка. И боли от неоправданных ожиданий, несбывшихся надежд и потерянного времени.

Лучшая стратегия, которую выбирают партнеры, — это уход и избегание. Уход в детей, в работу, в увлечения. Избегание близости, разговоров, необходимости что-то ворошить и что-то решать. Временами просто выпускают пар, что ни к чему не приводит. До глубины люди так и не доходят, дальше каждый прячется в свою норку из обид и личных дел.

Цена такого сценария: жизнь с чужим человеком. С тем, кто не понимает тебя, а ты не понимаешь его. В таких отношениях можно прожить и 20, и 40 лет. В холодности, непонимании и обидах. Люди пытаются убежать в навязчивые хобби и зависимости. И так как невозможно удовлетворять свои потребности открыто, часто выбирают психосоматический способ решения проблем.

Вопросы к себе: Если ты узнала в этом описании свою родительскую семью, и твои отношения похожи на это, то первый шаг ты уже сделала — ты задумалась. Посмотрела на совершенно привычное и обыденное с другой стороны. А значит, есть шанс выйти из отчуждения.

Жестокая, закрытая семья

Семья« за высоким забором». Мужчина, как правило, в таких семьях пьет. Часто в такой семье роли распределены следующим образом: муж — «агрессор"-садист, жена — «жертва» и старший ребенок-«спасатель».
Но может быть иначе, в зависимости от того, кто в «доме хозяин». Агрессором может быть и садистка-бабушка. К глубокому сожалению, приходиться осознавать, что девочка, выросшая в такой семье, как и в предыдущих сценариях, моделирует ту же систему в своей жизни, становясь« жертвой-спасателем».

Если в предыдущих сценариях агрессия задвигается и часто считается недопустимой в отношениях, то в этом случае она проявляется со всей своей мощью и яростью.

Семья находит и внешних врагов, и внутренних. Она существует в каком-то бесконечно враждебном мире, где необходимо выживать любой ценой. «Кругом уроды и козлы!» Находятся виноватые во всех смертных грехах.
Внутренним врагом, как правило, становится ребенок. На него безнаказанно сливается вся ненависть и ярость за «испоганенную» родительскую жизнь. И именно этот ребенок всю свою детскую и подростковую жизнь спасает своих обезумевших родителей.

А пара — мужчина с женщиной — танцует свой танец« агрессора и жертвы», где женщина каждый раз бессознательно провоцирует мужчину на новый круг насилия.

Круг насилия: инцидент, садистская вспышка, «раскаяние», просьбы о прощении, подарки, «медовый месяц», нарастание недовольства, «щелчок" — провокация жертвы… И новый круг.

Цена такого сценария: побои, замкнутость, необходимость постоянно врать, развитие зависимостей и заболеваний как у детей, так и у взрослых, как способа хоть как-то удовлетворить свои потребности.

Вопросы к себе: как и все остальные сценарии, этот способ отношений закладывается в детстве. И для двоих это может стать единственно« правильным» способом взаимоотношений мужчины и женщины. Где женщина вымогает, потом получает последствия, потом свои откупные — и следом опять по кругу.
Если ты осознала, что живешь в такой семье, то первым шагом может стать осознание и принятие того, что именно ты получаешь в таких отношениях. А вторым — решение рискнуть этими выгодами, чтобы получить свободу.

Каждый из этих сценариев может перекликаться и совмещаться с другим, но во всех этих сценариях есть общее — в них отсутствует близость.

Быть в близких и искренних отношенияхбольшой риск. Но только так можно почувствовать другого человека и испытать счастье предъявить живую себя.