Положение женщин в пакистане. Жизнь пакистанских женщин

Пакистанцы имеет свою древнюю историю, несмотря на то, что это довольно молодой народ. Здесь воедино слились очень разные и самобытные традиции буддизма, ислама и индуизма. А также элементы общественного и цивилизованного союза, которым более пяти тысяч лет.

Большинство жителей Пакистана исповедуют ислам. Он играет главную роль в политике и жизни общества. Мусульмане с самого детства учат своих детей старинным традициям пакистанского народа. Это отражается в их поведении и образе жизни. Государственные законы основаны на шариате, а Коран является основой всех отношений общества, которые существуют у мусульман.

Система образования в Пакистане основана на ценностях ислама, и теология является таким же важным предметом, как языки и другие академические дисциплины. Поступить в специализированные школы, которые находятся, как правило, в крупных городах и населенных пунктах, можно после окончания средней школы.

Официальным языком пакистанцев является хинди урду, но довольно широко используются в повседневной жизни пакту, пенджаби, белуджи, хинди, пушту, фарси и другие языки востока. Англоговорящих жителей Пакистана более 20%, но, как правило, это образованные и грамотные слои населения, живущие в крупных городах.

В малонаселенных городах на английском языке практически не разговаривают. Но все вывески и дорожные указатели дублируются именно на этом языке. В международной торговле, деловой и правительственной переписке, а также туризме используется английский язык.


Люди

Пакистанцы весьма религиозный народ, проезжая по городу можно видеть как молятся люди. Даже водители городского транспорта останавливаются и выходят, чтобы со всеми, в том числе и пассажирами, совершить намаз.

Жители Пакистана дружелюбный и приветливый народ, они умеют встретить гостей, даже если их дом не очень богат. Хорошо относятся и к многочисленным иностранным гражданам.

У пакистанцев хорошее отношение к гостям, если они не нарушают их традиций и обычаев. Но если все-таки кто-то из гостей совершил ошибку, то к ним относятся с пониманием и достаточно просто соблюсти правила приличия.

Если вас пригласили в гости, то не нужно отказываться или вмешиваться в подготовку к банкету. Будет хорошо, если вы подарите хозяевам дома небольшие подарки, например, цветы, различные сувениры или сладости, можно даже табак, но, ни в коем случае не спиртные напитки.

Очень важное место занимает в этике и культуре пакистанцев уважение к старшим. Со всеми серьезными вопросами обращаются к старейшему мужчине, особенно если это касается интересов семьи. Самые уважаемые и почитаемые люди в Пакистане являются кади и мулла. Мнения старших учитывается наравне с ними.

Пожилые родители, как правило, живут со своими взрослыми детьми. Женщины и мужчины преклонного возраста пользуются авторитетом у своих детей в равной степени. У мусульман очень важно праздновать все значимые события в кругу семьи. Зачастую приглашаются все друзья и родственники. Празднования проходят по всем обычаям и традициям этикета, которые устанавливают старейшины.

Семья и брак

Браки устраиваются по родственным связям в пределах одного клана (общины). В пакистанских семьях дети считаются подарком Аллаха, поэтому родственники относятся к ним очень терпимо и трепетно. Обычно сыновей балуют больше всего, а дочерей воспитывают в строгости. Потому что, когда дочерей выдают замуж, требуется большое приданное. И родители, чтобы все прошлом по всем правилам и обычаям, надолго влезают в огромные долги.

В Пакистане положение женщин в обществе довольно своеобразное. С одной стороны, эта страна является самой европейской страной в мире ислама, где многие представительницы женского пола могут свободно получать образование и имеют доступ к политике и общественной деятельности. Но с другой стороны, в пределах своей семьи или общины статус женщин определяется исламскими традициями и ценностями, которые находятся на высшем уровне, и имеют необыкновенную силу.

На юге Пакистана в большинстве районах влияние индуизма очень велико. И положение женщин там ничем не отличается от Юго-Восточной Азии, но в горных районах и провинциях северо-запада нормы весьма суровые.

Одежда

Пакистанские женщины в общество выходят в парандже. Это довольно редкостный предмет, он представляет собой большое покрывало и в обиходе называется «чадр». Его одевают, когда собираются в мечеть или в другие культовые места. Национальное платье в Пакистане носят мужчины и женщины, называется оно «шальвар-камиз». Это свободные штаны, собранные на талии и лодыжках в сочетании с длинной рубахой. Такая одежда для женщин более яркая и красочная, оформленная всевозможными длинными шарфами и платками.

Украшения

Украшения на пакистанских женщинах говорят об их семейном положении. Если на девушке браслеты «чурийя» из пластмассы и стекла, значит, девушка не замужем. А у замужних женщин все украшения из дорогих металлов, сделанные умелыми мастерами, их форма и количество указывает на степень богатства хозяйки. Пакистанская национальная обувь называется «кхусса». Это туфли из натуральной кожи с загнутыми кверху носками.

Курение

Курение в Пакистане строго запрещено, особенно в общественных местах. Поэтому прежде чем закурить, принято вежливо спросить разрешение у других людей. Пакистанцы очень много курят, но стараются это делать так, чтобы их не видели жители.

Саира Лиакат делает макияж клиентке. Девушка благодарна, что в реабилитационном центре ей доверили работу косметолога, но волнуется, что ее может подвести ее плохое зрение. Я уже давно думала... выкладывать или не выкладывать этот материал, но в последнее время в блогах много подобных постов и я решилась. Но все же, еще одним толчком послужила книга, которую я начала читать на днях, Суад, «Сожжённая заживо» . Ее сожгли за то, что она полюбила. Молоденькая девушка Суад из маленькой палестинской деревушки влюбилась в соседа и забеременела от него. Это был страшный грех, за который она бьша сожжена собственной семьей. Но девушку спасла сотрудница гуманитарной организации. Суад вылечили и вывезли в Европу. Несколько лет назад книга Суад «Сожженная заживо» стала всеевропейским бестселлером, а так же вышла в России в издательстве «Рипол Классик» и очень скоро вошла в списки бестселлеров газеты «Книжное Обозрение». Это пост о девушках и женщинах живущих в Пакистане, пострадавших из-за своей красоты и непокорности. Не дай Бог никому такого! 26-летняя Саира Лиакат держит фотографию себя в 16-летнем возрасте. В 15 лет она вышла замуж за своего родственника, который в последствии изуродовал ее за отказ жить с ним. Чтобы попытаться избавиться от шрамов, Саира перенесла 9 операций. Теперь она работает косметологом в центре реабилитации для женщин, пострадавших от ожогов. 32-летняя Шаназ, жительница пакистанского города Джелум, была облита кислотой 19 лет назад своими родственниками. Ее родители отказались отдавать дочь замуж за парня из своей же семьи. Шаназ сделали 8 пластических операций. 16-летнюю Наджаф Султана в возрасте 5 лет поджег во время сна ее собственный отец. Он просто не хотел, чтобы в его семье была еще одна девочка. В результате поджога девочка ослепла, и родители ее бросили. Теперь она живет со своими родственниками. Наджаф перенесла 15 пластических операций. 28-летняя Уруж Акбар делает маникюр в пакистанском реабилитационном центре. Около трех лет назад разъяренный муж облил девушку керосином, пока она спала, и поджег. Вырученный от работы деньги Уруж тратит на поддержку своей дочери, которую она практически не видит после инцидента. 16-летнюю Атию Халил 3 года назад облили кислотой родственники соседского парня, после того, как девушка не захотела стать его женой. Атия ложилась под нож хирурга уже три раза. 30-летняя жительница Исламабада Ирум Саид пострадала 12 лет назад от парня, за которого она не захотела выходить замуж. Об облил ее лицо, плечи и спину прямо посреди улицы. Девушка перенесла 25 пластических операций. 30-летняя Сабира Султана накладывает макияж у себя дома в городе Джелум, Пакистан. Беременную женщину облил бензином и поджег ее муж за то, что ее родители отдали за дочь недостаточно приданного. Сабира перенесла 20 пластических операций. 18-летняя Шамим Ахтер позирует для фотографа у себя дома в городе Джанг, Пакистан. Три года назад ее изнасиловали трое парней, после чего облили ее кислотой. Она перенесла 10 операций в попытке вернуть себе былую внешность.

Сегодня я продолжаю серию интервью, сделанных по почте, в которых мои собеседники рассказывают о жизни в иных странах. Получаю на днях письмо: "…Здравствуйте, Сергей! Вы будете смеяться, но после трех лет я написала для Вас свою историю про Пакистан. Не помню, почему я не сделала это сразу, наверное, в тот период было очень много работы и поездок по стране, поэтому сесть и написать было сложно. После Пакистана я жила год в Омане, ездила по странам Ближнего Востока и Северной Африки, а сейчас вернулась в Россию и решила осмыслить тот опыт, который получила в этих странах. Ваши вопросы мне очень в этом помогли, в какой-то момент даже захотелось уехать обратно:) Сейчас я живу в Москве, времени на размышления и написание заметок стало больше, и я с радостью поделюсь другими подробностями путешествий, если Вы захотите опубликовать эту историю. Спасибо! Катя…"

1. Где Вы жили в России до отъезда, чем занималась Ваша семья, чем Вы хотели заниматься в жизни и занимались до того, как появилась тема перебраться в Пакистан? Словом, расскажите о себе "до"!

До Пакистана я жила в Подмосковье и работала аналитиком Executive Search в компании Ward Howell International в Москве. Я любила свою работу, но понимала, что хочу пожить в другой стране (до этого я ездила только в туристические поездки максимум на две недели), причем такой, которая кардинально отличается от России, а также от «Запада» (Европы и США).

До работы в Ward Howell я состояла в молодежной организации по развитию лидерства - AIESEC, одна из программ которой - международные стажировки для студентов и молодых специалистов в 110 странах мира. Я работала в российском офисе этой организации три года и искала стажировки для других, но сама за рубеж на длительный срок ни разу не ездила, т.к. училась, и было некогда. Так и решила - надо ехать сейчас, пока молодая!

Потом стала искать, и среди различных предложений увидела приглашение в Пакистан, почитала отклики других иностранцев об этой стране и поняла - это то, что мне нужно.

2. Что Вы знали о Пакистане до того, как возникла идея поездки?

Например, я сейчас могу сказать следующее: это часть Индии, населённая мусульманами, раздел провели английские колонизаторы, есть спорные территории. В Пакистане какой-то кавардак с правительством - у власти военные, там много беженцев из Афганистана, есть производства одежды, поскольку в наших магазинах часто встречается одежда мировых брендов с биркой "Сделано в Пакистане". Но о жизни простого народа - вообще о жизни там - я ничего не знаю!

На тот момент, когда мне подтвердили стажировку, я знала только то, что в Пакистане очень жарко (не могла представить - как именно, но знала, что очень), и то, что это одна из беднейших стран мира. В тот же день прочла подробную статью про убийство Беназир Бхутто в декабре 2007.

Жара меня особенно пугала, даже больше, чем убийства и взрывы. Когда в Москве наступала весна, я с трудом могла провести на солнце больше 15 минут, а в Пакистане - 40 градусов круглый год.

Это все, о чем я знала.

К счастью, по удивительной случайности, на нижнем этаже бизнес-центра, где я работала, оказался офис компании, управляемой пакистанцами. Я с ними сразу встретилась, они мне дали почитать книгу об истории своей страны (толстая книга с фотографией основателя - Мухаммеда Джинны - на первой странице и зелено-белой обложкой под цвет флага).
В магазине Иностранной книги я нашла публикацию о развитии ислама в Пакистане, но смогла прочитать только половину брошюры, так как в ней было слишком много исторических фактов, и я плохо понимала, о чем речь.

После нескольких таких попыток я решила, что лучше поскорее оформлять документы и посмотреть на все своими глазами.

3. Расскажите о том, как Вам предложили туда поехать - и какова была Ваша реакция и реакция Ваших близких!

Как я уже упомянула, я выбрала Пакистан сама - было много открытых предложений по всему миру. Но я хотела побывать в стране, о которой в нашем обществе существуют стереотипы, либо люди в принципе мало знают о том, что там происходит. Я хотела посмотреть на все своими глазами.

Я бы и в Северную Корею поехала, но решила начать с того, что было досягаемо на тот момент.

Большое влияние на меня оказали фотографии и заметки других иностранцев, которые там жили, особенно моего знакомого из Словакии по имени Томас - у него до сих пор остались тексты о Пакистане). Особенно меня вдохновила его заметка о том, что Пакистан - это pure country (действительно, Pakistan в переводе с английского означает The Land of Pure), и эта страна помогает открыть pure, самое главное и существенное, в каждом человеке. Я не поняла, что это значит, но мне безумно понравилось это наблюдение. После того, как я прочла этот пост и посмотрела фотографии в мечетях, я решила, что сделаю все, чтобы испытать это самой.



4. Какие формальности Вам нужно было соблюсти для поездки?


Все как обычно: получить визу (правда, стоила она около 400 долларов, т.к. я ехала работать в НКО), подождать, пока меня проверит местное Министерство иностранных дел (к русским в Пакистане настороженно относятся в связи с войной в Афганистане в прошлом веке); сделать прививки от гепатита, купить билеты. Ну и купить пару блузок с длинными рукавами (пару - точное описание, поскольку в Пакистане одежда очень дешевая, и я знала, что куплю себе местные наряды по приезду).


5. Первый приезд: если можно, подробнее опишите Ваши впечатления! Что удивило? Что порадовало - из-за чего стала возникать симпатия к стране? Что насторожило?

Я прилетела в Карачи (столицу Пакистана) в начале июля в 5 утра. Было уже настолько душно, что я насторожилась: что же будет, когда наступит день. В аэропорту собралось очень много людей. Они сидели, стояли, ходили, - похоже на московское метро в час пик, только люди не в костюмах и пальто, а в серых шальвар-камызах, местной одежде. И все они пристально меня оглядывали.

Напротив аэропорта - McDonalds, который, как я позже узнала, был один из самых дорогих ресторанов в городе. Около аэропорта располагался небольшой парк с деревьями, похожими на кипарис.

Меня встретили пять человек, с которыми я общалась заочно, но видела впервые. Они подарили мне плакат «Yes, it’s us in 5 am. Welcome to Pakistan».

Мы ехали по городу и первое, что меня удивило - это здания. Дома в Карачи выглядят не так, как у нас. Это либо отдельно стоящие на пустыре коробки, либо длинная череда слепленных вместе домов, похожих на большие бараки, и с множеством разноцветных вывесок. Проезжали посольство США, около которого стояли охранники с ружьями. Движение на дорогах просто невообразимое русскому человеку: в некоторых местах машины едут чуть ли не друг на друга, цветные рикши пытаются протиснуться между дорогими иномарками, расписные автобусы с людьми на крыше, и ко всему этому еще ослики с тележками. Несмотря на безумный хаос, царящий вокруг, у меня возник огромный интерес и симпатия к этой стране. Я затем и ехала туда, чтобы посмотреть на другую жизнь.



6. Условия жизни сегодня: бытовые, где Вы работаeте, что можете себе позволить в материальном плане?


Я жила на улице под названием Замзама. Считается, что это posh area of Karachi: дорогие магазины, охраняемые кварталы, иностранцы. Торговая улица. У нас был 4х этажный дом, и я жила в квартире на верхнем этаже. Я жила с тремя коллегами.

Вода к нам поступала из бака, который стоял на крыше, и обслуживался рестораном с первого этажа. Когда бак вовремя не набирали, воды на всех не хватало, и кто-то оставался без душа. Пять раз в день нам выключали свет (в Пакистане введено ограниченное использование электричества), и тогда дома делать было нечего, и мы все вместе ехали на рикше в кафе с местной едой.

Моей зарплаты в 200 долларов хватало на местную еду (которая намного дешевле, чем европейская) и среднего дизайнера для одежды. Поскольку я люблю красивые платья, то я нашла себе хорошего дизайнера и использовала сбережения, которые у меня были с предыдущей московской работы. Я очень любила новые впечатления, поэтому на работу ездила на рикше или автобусе с местными, это было совсем не дорого.

7. Религия: насколько общество однородно как мусульмане? Отношение к таким приезжим, как Вы? Вы приняли ислам? Была ли у Вас иная вера, до отъезда?

Пакистан - мусульманская страна по конституции, поэтому у людей практически нет возможности выбрать другую религию. Я встречала несколько христиан, но они не афишируют свои религиозные взгляды.

К приезжим относятся с большим уважением. Пакистанцев удивляет и глубоко трогает то, что люди интересуются их страной. Белокожие иностранцы вызывают еще большее восхищение местных, и считаются носителями какого-то высшего знания, которого у местных нет.

В стране понимают, что у иностранцев может быть другая религия, поэтому они толерантно к этому относятся. Я христианка и ислам не принимала, у меня такой цели не было. Но всегда ходила в местной одежде с платком. После Пакистана я долго не могла носить футболки и шорты, настолько привыкла к одежде, которая полностью закрывает тело.

8. Отношение к женщине: к Вам и к местным? Есть разница по сравнению с Россией? Как Вам пришлось изменить свои привычки в угоду местной традиции? Многожёнство и отношения с местными мужчинами? какие они? чем отличаются от наших по поведению?


К русским, а тем более русским девушкам отношение в целом настороженное: в основном из-за войны в Афганистане и потоку наших девушек через границу. Я и к себе часто чувствовала такое отношение, но скоро научилась не давать повода применять ко мне те же самые стереотипы.

В Пакистане знают, что иностранки - более доступные, чем местные. Местные девушки позволят только свидания, да и те в доме родителей, и разговору по телефону (о чем-то большем мечтать сложно). Мужчинам там сложно ϑ поэтому я понимаю, почему они оглядывают белых женщин с головы до ног на улицах (откровенно пялятся) и активно ухаживают.

Иностранки, когда приезжают, бывают заворожены вниманием местных мужчин, и это может привести к последствиям…

У меня был случай: к нам в гости зашел молодой человек, который работал в компании - спонсоре для нашей организации. Я интересовалась деятельностью той компании (крупный финансовый холдинг), и поэтому с радостью приняла предложение молодого человека выпить кофе в кафе недалеко от дома. Оказалось, что ожидания от разговора у нас были разными ϑ все закончилось тем, что он возил меня по Карачи в машине (показывал город), потом подарил огромный букет роз и начал вслух размышлять о том, когда он сможет организовать встречу с его родителями… В тот момент я опомнилась, вежливо попросила его отвезти меня домой, и после этого мы общались просто как хорошие знакомые. После этого я стала вести себя осторожнее. Подробнее на эту тему можно почитать в моем блоге .


9. Мода и одежда - насколько они свободны? Что из себя представляет эстрада, есть ли балет, театр, цирк - в общем, в каком виде представлена культура? Телевидение? радио - чем отличаются?


Искусство (в понимании русского человека) в Пакистане представлено очень скудно. Досуг пакистанцев в основном связан с едой, поэтому на искусство остается мало времени. Периодически организовывались фестивали фильмов, театральные постановки (например, одна молодежная группа даже поставила мюзикл Chicago своими силами), привозят выставки. Уровень у этих представлений достаточно посредственный, хотя и помогает поддерживать кругозор, а также узнавать больше о регионе. Я очень любила ходить на показы фильмов про отношения Индии и Пакистана, а также фильмы стран-соседей, например, иранские.

Простор для творчества и культурного просвещения в Пакистане огромен. Очень часто такую инициативу берет на себя молодежь: у многих свои радио-программы и даже целые станции, свои журналы и так далее. То есть если у человека есть хоть какое-то представление о театре или журналистике, его программа может быстро стать самой популярной в стране. Жаль, что людей таких еще не так много.

А в музеи в Пакистане вообще ходят только приезжие. Я спрашивала местных студентов, были ли они в национальном музее, - никто не вспомнил, где такой находится.

Я очень часто думала: как же люди могут жить без театра, без выставок, без просвещения? Но когда я пожила в Пакистане несколько месяцев, я начала понимать, что культура в этой стране есть, просто она проявляется не так, как у нас. Эта культура везде: в национальной одежде, которую они носят каждый день; в том, как встречают гостей; в вечерних посиделках во время Рамадана (месяц поста); в расписных рикшах, в которых люди ездят по городу; в уличных ресторанах с местной едой; на рынке, где продают ковры ручной работы. Если в России и в Европе нужно покупать билеты в театр, чтобы увидеть культуру, то в Пакистане она едина с повседневной жизнью, и прочувствовать ее можно, если расширить собственные представления о культуре.

Что касается одежды в Пакистане, это мечта любой женщины: обычно в магазинах продают не готовые наряды, а ткани, с которыми уже идут к портному. Существует необычайное количество разных тканей и фасонов - такое, что почти нет шанса увидеть свой наряд на ком-то еще. Все платья уникальны! я предпочитала ходить в местной одежде (широкие штаны - шальвар, и длинная блузка - курта, или камыз, и платок на голову), особенно на рынок, чтобы не приняли за иностранку и не подняли цену.

Для каждого случая нужно выбирать свою ткань: для офиса и встреч - шелк, для дома - хлопок, для свадьбы - специального вида лен с цветной вышивкой. Я сначала все путала, но потом научилась.

10. Ваша личная жизнь и планы на будущее - сколько лет Вы ещё будете там жить? Бывают ли у Вас российские родственники и друзья - что они подмечают?

Я прожила в Пакистане один год, а в июле 2009 года переехала работать в Оман, который оказался полной противоположностью Пакистана, хотя находится по другой берег Аравийского моря. После Омана жила в Нидерландах, а сейчас вернулась в Россию.

Мои родители, которые изначально были категорически против моей поездки в Пакистан, говорят, что благодаря мне они полностью поменяли свое представление о стране. Моя мама любуется пакистанским ковром ручной работы, который лежит в коридоре нашей квартиры, и просит сохранить мои расшитые бисером и камнями шелковые платья.
Я думаю, что еще вернусь в Пакистан, скорее всего на чью-нибудь свадьбу. Некоторые друзья-иностранцы остались жить в Карачи, и с местными ребятами я тоже поддерживаю связь.

У меня осталась бело-зеленая футболка (под цвет местного флага) с надписью “I experienced Pakistan”. Это очень правильное выражение, и опыт на всю жизнь.

Многие подсознательно ставят Пакистан в один ряд с соседним Афганистаном, а то и, вообще, путают эти страны. О нем мало говорят. Это, как бы забытая страна.

Несмотря на то что Пакистан - это молодой народ, но он имеет очень древнюю историю. Здесь воедино смешались очень разнообразные и самобытные буддийские, исламские и индуистские традиции, элементы социальной и культурной организации, начало которых имеет возраст более чем пять тысяч лет.

Пакистан страна большая, занимает по площади 34 место из почти 200 стран мира, (Латвия 121 место). Пакистан, это почти 13 половиной Латвий.



Пакистан — это закрытая для туристов страна. Поэтому безпроблемно попасть туда можно только с чьей-то рекомендации. Плюс, даже заручившись поддержкой, вы все равно должны будете пройти «мытарства» в Посольстве. Когда пойдете на собеседование, забудьте о других планах на этот день. Процедура займет часов семь, а то и больше. Затем у вас снимут отпечатки пальцев, потом вы будете ждать в коридоре. Если выйдете прогуляться во двор, не ведите себя слишком свободно. Имейте в виду — за вами наблюдают. Пока вы более десяти часов томитесь в ожидании, в кабинетах идет работа.

Прилетел в столичный город Исламабад ! Прошел паспортный контроль. Если в паспорте имеется американская виза (да еще и не закрытая) — будет быстрее.

Дальше — досмотр сумок. Могут перетрусить все. Протест бесполезен. Ищут взрывчатые вещества. Вышел из аэропорта. Кругом полиция и военные.

Первое, что бросается в глаза, — местные женщины. Удивление!

Мы привыкли, что мусульманские (в частности, арабские) женщины ходят в чадрах и хиджабах. А тут — достаточно открыто! Длинные платья, бывают шелковые костюмы (брюки и туника с длинным рукавом), максимум — платок. Многие женщины водят машины, и довольно-таки свободно сидят в кафе — курят.

Объяснение простое . Пакистан не имеет никакого отношения к Арабскому миру. Исторически Индия, Пакистан, Непал и Бангладеш составляли одно государство, искусственно разделенное колонистами на четыре отдельных . Но все равно, это одна нация.

Пакистан это одна из самых "европеизированных" стран в исламском мире , где огромное количество женщин имеют просто широченный доступ к образованию и общественной деятельности, а также к политике.

Но в пределах общины или семьи статус женщины определяется всеми ценностями и традициями ислама , которые именно в этом плане находятся на самом высоком уровне и имеют необычайную силу.

В Пакистане живут индусы, исповедующие Ислам . Язык общения в стране — урду. Многие знают английский.


На первых порах трудно оценить Исламабад на предмет достопримечательностей и интересных мест. Вы попадаете в атмосферу, похожую на ту, как будто страна находится в военном положении.

Городу Исламабаду всего каких-то 30 лет. Его построили специально, чтобы сосредоточить власть и администрацию подальше от военных конфликтов.

Интересное и, главное, безопасное место — дипломатический анклав. Это территории в 20 гектаров: прекрасная архитектура, зелень, фонтаны, аллеи.

Но она ограждена от основной части города бетонным забором, высотой 10 метров. Хорошо смотреть с возвышенности — на расстоянии. Охраняют анклав 200.000 военных и полицейских.



Исламабад — это оазис. Город окружен зеленью. Прекрасные ароматы чая, который растет здесь повсюду. Много достопримечательностей и памятников других культур, но родных азиатской.

Проводник говорит, что еще до основания города, эта территория была авторитетной, потому что считалась точкой пересечения торговых путей, ведущих в Индию, на Тибет и в страны Средней Азии.

Более того, учитывая, что через эти земли проходило множество иностранцев, местные жители также старались показать себя, и выгодно продать плоды своих трудов.

Индусы рассказывают, что во время закладки Исламабада, под застройку попала деревня Саидпур — центр гончарного искусства Пакистана. Сегодня это не забыто. Город славится ремеслами.



На вопрос: «В Пакистане идет война? Откуда столько солдат?», проводник спокойно отвечает: «В Пакистане нет войны. Официально страна воюет только с терроризмом. Эти военные здесь для безопасности населения ».

Хотя, как я и сам сделал вывод, отношения между армиями, патрулирующими одну улицу, непростые.

Боевики любой армии, которые находятся на территории с террористической опасностью, внимательно смотрят на чужаков. Оценивают их. Есть одно правило (не писанное, но подсознательно исполняемое в сложных странах): «Если ты уверенно идешь, значит, у тебя есть основание здесь ходить!». Малейшая суетливость, как проявление неуверенности, обратит на вас внимание, и вы станете объектом проявления агрессии .



Находясь в Исламабаде, важно настроить себя на следующее: будет много блокпостов, у вас будут без конца проверять документы (в основном, американские солдаты), но это лишь промежутки, которые надо пройти, чтобы беспрепятственно продолжить путешествие.

В Исламабаде много интересного. Посетите мечеть Мах-Фейсал-Масржид — одну из самых больших в мире. Можно хорошо прогуляться и отдохнуть в тени деревьев — в Садах Даман-е-Кох. Они расположены прямо на террасах белоснежных зданий. Если хватает средств, поселитесь в гостинице «Шахерезада». Если «не по карману» (как у меня, например), можно просто полюбоваться ее архитектурой.

Прекрасные парки для отдыха расположены вдоль искусственного озера Раваль.

В Исламабаде красивая растительность. Кругом сады роз и жасмина. В воздухе — невероятный аромат.

В лесах вокруг Исламабада водятся леопарды, дикие бараны и козлы, газели, геенны, шакалы и кабаны. В небе летают орлы, грифы, попугаи. Много пестрых павлинов. Но есть и опасность — змеи.



А вот, отъезжая километров на 30 от центра города, попадаем в настоящие трущобы. Удивительный контраст! Многие дома сделаны из мусора . Если и есть парки, то они завалены людьми — кто сидит, кто лежит, а кто и спит. Проводник говорит, что многие так и живут на улицах. Вокруг мусор. Это очень бедные районы. И таких в Пакистане реально много.

Богатых людей — от силы, 3-5%. В трущобах нет ресторанов. Есть просто «Гендели», только без спиртного. Все в грязи. Отсюда — много инфекционных заболеваний.

Свинину здесь не едят — из религиозных соображений, а говядину и баранину — из финансовых . Здесь водятся настоящие мулы. Их мясо также едят.
Много кур. Приходилось видеть, как индусы разделывают птицу. Просто! Делается разрез на шее. Одной рукой берут за шею, другой — за шкуру. Рывок! Причем, если вы хотите купить курицу, это делают прямо при вас. Сплошь и рядом сидят потрошители кур.

Его можно отнести к категории сказочных городов, таких, как Каир. Находится прямо на границе с Индией. Здесь, кроме терроризма, есть и другая опасность — Индия и Пакистан находятся в состоянии войны.

Лахор — культурный центр Пакистана. Можно посетить Лахорский форт, в котором находится музей оружия. Дворец зеркал перенесет вас в «виртуальную реальность». В атмосферу древности и духовности вы попадете, войдя в усыпальницу суфийских святых. В Лахоре находится центральная мечеть всего Пакистана. В нее помещается 110.000 человек.

Вы видели когда-нибудь 400 различных фонтанов, сосредоточенных на одном участке? Если нет, вам в Сад Шалимар .

Есть в Лахоре и настоящее проявление роскоши: Жемчужная мечеть Шах Джахана и Золотая — Вазир Ханс.


В Лахоре реально много Востока . Но, путешествуя по городу (здесь можно пешком и долго), если вы европеец, то обязательно ощутите колониальное влияние, в частности, английское. Слава Богу, что оно отразилось только на административных строениях. В европейском стиле построены здания: Верховного Суда, Центрального почтамта, Дворец губернатора и Национальный музей.

Кстати, трущобы - трущобами, но в Пакистане снимают кино. В Лахоре находится центр киноиндустрии страны — Лоиливуд.

Относительно новый район Лахора — Молла — здесь европейская атмосфера и красивая архитектура. А есть и «Старый город» — с базарами, кварталами, закусочными. Много рикш, которые зазывают в лавки или что-то предлагают прямо на улицах.


В Лахор едут любители шопинга . Огромный выбор всего: золотые и серебряные предметы, изделия из кожи, расшитые ткани, браслеты, посуда и шелк.

В Лахоре много парков, где есть мини зоопарки, детские игровые площадки, озера, недорогие кафе и сувенирные лавки.

В отеле попалась какая-то старая газета. Ничего непонятно, так как написано на урду. Но на пол полосы — фотография Усамы Бен Ладена. Естественно возникло желание посетить город, где он жил в последние годы и где его якобы ликвидировали.

В Абботабад ведут горные извилистые тропы. Нужно взять спец машину. Ехать часа три-четыре. Кстати, это единственный в Пакистане город, который был назван в честь английского колониста (Джеймса Эббота), и впоследствии не переименован.

На въезде много блокпостов. Они появились недавно. До мая 2011 года это был никому не известный полу-курортный городок. Сюда приезжали люди, спасаясь от жары, так как находится он у подножья Гималаев.

Ну, есть там Военная академия, ну и что! Вон рядом находится провинция Сват — там вообще в 2007 году была целая война с террористами, так, что сотни беженцев оттуда находили убежище в Абботабаде. О Сватской долине писали все газеты. И именно там американские спецслужбы якобы засекли Бен Ладена. А оказалось все по-другому.

Еще в августе 2011 года к дому Усамы не подпускали. Фотографировать было запрещено. Потом военные «ослабили» хватку, и люди стали приезжать в город специально для того, чтобы посетить это место. У ворот — куча журналистов, фото и телекамер.

В конце концов, местным властям, привыкшим к спокойствию, надоело, и они снесли особняк, прямо на глазах у местных жителей.


Карачи напоследок, потому что нужно было досконально изучить ситуацию. Дело в том, что вся северная часть страны (и Карачи, в том числе) считается неконтролируемой территорией. Правительственные войска там есть, но они не имеют влияния. Здесь базируется много радикальных исламистских террористических группировок. Есть американские войска, есть местная полиция, но все это номинально. Ясно, что в городе «верховодят» талибы .


Если «тылы прикрыты», вы сможете посмотреть на этот город.

Карачи — это классический порт: море, таверны, курсирующие шхуны. Торговля.

Если удастся, посетите район Саддар — базары, рестораны и кафе. Здесь хорошие гостиницы и недорогие мотели. В принципе, уютно.

Советую хоть одним глазком взглянуть на курорт Клифон райский уголок. Как не парадоксально, ноздесь отдыхают состоятельные люди со всего мира. Острова, пляжи, море, аттракционы — и это на территории, контролируемой талибами? Парадокс!

Кстати, местный житель рассказывал, что здесь отдыхает много богатых людей, но местным полиции, солдатам и американским миротворцам они не доверяют. Приезжают сюда со своей охраной. А в качестве секьюрити предпочитают русских или украинцев — офицеров, которые прошли войну в Афганистане: хорошо знают местные тактики, как ведения боя, так и — переговоров.

Злачные места в таких районах часто служат объектами нападений. И не всегда есть необходимые деньги, чтобы положительно решить вопрос…… В этих случаях и нужны грамотные переговоры.


Был поражен, увидев православный Собор Святой Троицы, который расположен в Карачи . Он был построен в 1855 году. Его колокольня служила маяком для проходящих кораблей . Местный священник говорит, что именно это уберегло православную Святыню в логове Ислама.

Интересное общение с местными полицейскими. Они постоянно совершенствуют способы борьбы с терроризмом. В Северном Пакистане могут убить или похитить ради выкупа. А в остальной части не убивают и не воруют, потому что почти все живут бедно. Воровать не у кого. Поэтому главной проблемой для правоохранительных органов на сегодня являются взрывы . И усугубляется она тем, что производят их, в основном, маленькие дети.



Местный житель рассказал случай, когда в городе Пешаваре взорвалась мечеть, и погибло 60 человек. А устроил взрыв 14-летний мальчик-исламист . Причем, не ради шалости. В Пакистане есть специальные закрытые лагеря, где детей настраивают на совершение террора «во имя Аллаха» .

Фактически традиции мусульман всю жизнь пакистанца пронизывают начиная с его рождения и до смерти, что главным образом отражается и в поведении и в традиции народа. Даже государственные законы построены на основе шариата, а Коран является основополагающей точкой всех существующих общественных отношений .

Кстати, есть и другое впечатление о местных детях. Представляете, они умеют радоваться обычной конфете! ООН постоянно привозит им сладости, а родителям продукты, стиральные порошки, шампуни и прочее.

Система образования основывается на доминирующих исламских ценностях, где теология в свою очередь является основной дисциплиной наряду с языками и академическими предметами. В огромных городах и больших населенных пунктах находится много специализированных школ, но поступить в них можно только после полного окончания средней школы.

Хотя, в принципе, страна может жить нормально. К примеру, там выращивают удивительный рис. Но куда он идет, непонятно. У нас я такого не встречал.

В Пакистане развито рабовладельчество . У каждого более-менее состоятельного человека есть слуга. Более того, быть слугой — это престижно там. Это «звание» передается из поколения в поколение.

В городах нет дорогих машин. Министры и богатые люди ездят на тойотах и хондах. Тойоты собирают в Карачи.

Несмотря на то, что Пакистан — это мусульманская страна, звуков от минаретов практически не слышно, даже во время намаза .

Но, Пакистанцы являются религиозным народом. Везде можно лицезреть молящихся людей, некоторые водители маршруток и автобусов останавливаются прямо на своем маршруте, выходят из транспорта и наряду со всеми пассажирами совершают намаз (молитву).

Да, Пакистан - страна опасная. Но она опасная стала не сейчас, это уже исторически. И здесь все уже давно привыкли к этому.

Пакистанцы умеют встретить и принять гостя, в случае если их дом никак не блещет достатком. При всем этом в отличии от огромного своего количества по близ лежащему региону, пакистанцы в достаточной мере очень приветливы ко всем без исключения иностранным гражданам.

Пакистанцы очень добры к тем, кто не нарушает их обычаев и традиций, но с пониманием так же относятся к чужим ошибкам , вследствие чего здесь в достаточной мере просто соблюсти все приличия.

Пожилые люди, как правило живут вместе со своими взрослыми детьми и пользуются сильнейшим авторитетом, причем как женщины, так и мужчины. Обязательно всей семьей отмечаются все важные события, зачастую это происходит со всеми друзьями и родственниками, причем соответственно традициям этикета праздника, и что очень важно, его определяют именно старейшины.

Все браки, как правило, устраиваются по родственным отношениям либо в пределах одного клана, то есть общины. Дети в пакистанских семьях считаются подарками самого Аллаха, и поэтому к ним применяется самое что не на есть трепетное отношение (но сыновей балуют намного больше, чем дочерей, так как последние при замужестве требуют огромного приданого, что заставляет в свою очередь родителей залезать в долги надолго.



Паранджа - это очень редкий предмет гардероба в Пакистане . Огромное покрывало величают "чадр" применяют только для посещения мечетей и иных культовых мест. И женщины и мужчины носят "шальвар-камиз" - это национальное платье, которое представляет собой собранные на талии и лодыжках свободные штаны в сочетании с очень длиной рубашкой, но одежда для пакистанских женщин более красочна и обязательно дополняется всевозможными платками и очень длинными шарфами.



Пакистанцы очень уважают своих женщин в семье, какой бы национальности они не были. Однако в их национальной культуре существует наказание женщин за неповиновение и как правило, это сильная пощёчина. Женщина получившая пощёчину считается очищенная от греха неповиновения мужу и к теме пощёчины больше возвращаться не принято, а потому женщина получившая пощёчину не имеет право доказывать невиновность или выяснять отношения с мужем, как и муж не имеет право попрекать тем, за что наказал жену.

В большинстве общественных мест курение запрещено , вследствие чего принято очень вежливо спрашивать разрешение перед тем, как в присутствии других людей закурить . Но при этом сами пакистанцы достаточно много курят, но делать это стараются вне пределов общественного зрения.

Основатель Пэкистэна Мохаммеда Али Джинны хотел, чтобы Пакистан был умеренным светским государством , смешанным с некоторыми исламскими ценностями и принципами .


В Пакистане 1.5 % населения является христианским . Пакистанские законные мандаты гласят, что любые "богохульства" Корана должны быть встречены с наказанием и это терроризирует христиан. В 1994 году премьер Беназир Бхутто требовала изменить закон по отношениям к христианам, но поддержки не получила. В итоге Айюб Мэзих, христианин, был признан виновным в богохульстве и приговорен к смерти в 1998 . Он обвинялся в том, что он поддерживал британского автора написавшего "сатанинские" стихи.

22 сентября 2006, пакистанский Кристиан по имени Shahid Masih был арестован и заключен в тюрьму за то, что он предположительно нарушил исламские "законы о богохульстве" в Пакистане.

28 октября 2001 в Лахоре, Пакистане, исламские бойцы убили 15 христиан в церкви.


Угрозы, побои и убийства совершаются и в отношении журналистов отступающих от норм ислама.

ДРУГИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

2) Года два назад я отправился отдохнуть в Пакистан. Это мало знакомая страна, и первоначально я думал там будет скучно: что смотреть на мусульман, когда и в России таких много.
Экскурсию организовала одна компания. Надо сказать, что путешествие в Пакистан дешевле обойдется, чем в Египет или Турцию раза в два или три!
Итак, расскажу о самой экскурсии, как нам и что показывали, по каким маршрутам ходили. Всем путешественникам обязательно покажут Рохтас. Это по сути крепость из песка. Дальше экскурсовод, по мере передвижения, расскажет вам о различных возвышенностях Пакистана, как Памир. Захотите посетите множество мечетей. Мне понравилась Мечеть Бадшахи. Также с экскурсоводом вы сможете посетить множество крупных городов: Кветту, Джанг, Суккур. Жара там неописуемая.
Что касается сервиса, то я отдыхал в гостиницах за 2000 рублей, но это дешево, ведь в основном цены колеблются с 7000 до 14000. Обслуживание средненькое, может это так, потому что я не знаю их языка.