Спорт беременным. Можно ли заниматься спортом во время беременности? Недопустимые виды спорт для беременных

ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «ГОРОДОШНЫЙ СПОРТ»

Скачать: (cкачиваний: 76)

1. Игра в городки. Городошные фигуры

1.1. Игра в городки.
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определённого расстояния.
1.2. Городошные фигуры.
1.2.1. Для игры в городки используются 10 или 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рис.1 (Приложение 1).
1.2.2. В партии из 10 фигур для детей (мальчики и девочки), младших юношей и девушек фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности: 1."Пушка", 2."Вилка", 3. "Колодец", 4. "Стрела", 5. "Артиллерия", 6. "Серп", 7."Пулемётное гнездо", 8."Самолёт", 9."Тир", 10."Письмо".
1.2.3. Все фигуры, кроме фигуры "Письмо", ставят на середине лицевой¬ линии "Города", не выходя за его пределы, в соответствии с требованиями "Регламента постановки фигур" (Приложение 2).
1.2.4. Угловые городки фигуры "Письмо" ставят по внешней линии "Города", не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались
равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий "Марку", устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла "Города" до переднего левого угла (для играющих правой рукой), или в центре диагонали, идущей от заднего левого угла до переднего правого угла
"Города" (для играющих левой рукой).
1.2.5. Фигуру "Серп" для играющих левой рукой устанавливают в левой половине "Города" в "зеркальном отображении".
1.2.6. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.


2. Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь

2.1. Городошная площадка и её оборудование.
2.1.1. Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном земельном участке размером 30 (22) х 15 (12) метров рис.3.3, (При¬ложение 3).
2.1.2.Оборудование городошной площадки:
- металлические или полимерные листы, на которых контрастирующей краской наносятся линии "городов" и "пригородов".Толщина металли-ческого листа - 10 мм, материал - сталь (ЗСП). Оптимальная ширина ли-стов - 1,33 - 1,5м. Листы укладываются таким образом, чтобы их стык строго совпадал с осевой линией "города" и "пригорода". Стык листов кладётся на меньшую полку угловой стали 75x50x3;
- Отбойная стенка (сетка и резиновый занавес);
- ограждение;
- осветительные приборы для игры вечером;
- фиксированные съёмные планки высотой 40 - 50 мм на лицевых линиях конов и полуконов;
- навесы для укрытия игроков и секретаря от атмосферных осадков. Желательно оборудование общего навеса (над "городами", "пригоро-дами" и отбойной стенкой).
2.1.3. Металлические (полимерные) листы, на которых размечаются два "города" с "пригородами", должны покрывать площадь размером не менее 8,0 х 3.2 м, располагаться строго горизонтально (круглый городок, катящийся в е "городе" или "пригороде" с малой скоростью, должен замедлять движение в любом направлении при отсутствии на него внешнего воздействия.
2.1.4. Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями, передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии - 13 м (для старших юношей и мужчин), 11 м (для старших девушек и женщин) и 6,5 м (для детей и младших юношей и девушек).
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади. из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры "Письмо"), называется полуконом. Расстояние от передней планки полукона до лицевой линии - 6,5м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твёрдой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительными покрытиями являются асфальт или специальные синтетические покрытия.
2.1.5. "Город" - зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в
пределах которой устанавливаются фигуры.
2.1.6. "Пригород" - зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей "города". По центру "Пригорода" на рас¬стоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят краской две отметки длиной 20 см, для установки на них "штрафных" городков.
2.1.7. Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называется штрафной зоной. Её засыпают песком или покрывают мелом из водной суспензии.
2.1.8. Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий "города" с учётом того, что ширина ограничительных линий "города" и боковых линий "пригорода" входят в размеры "города" и "пригорода", а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входят.
Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.
2.2. Инвентарь.
2.2.1. Городок.
Городок (рис.4 Приложение 3) может иметь форму цилиндра диаметром 48-50 мм или прямоугольного параллелепипеда, имеющего в сечении квадрат со стороной 45 - 47 мм, длиной 200 + - 1 мм. Городок изготавливается из древесины, может быть окрашен и не должен иметь каких - либо полостей. Торцы городков должны иметь фаску 2-3 мм и быть ровными. Все грани городка, имеющего в сечении квадрат, должны иметь фаску 2-3 мм.
Для проведения всероссийских и квалификационных соревнований применяются цилиндрические городки.
2.2.2. Бита (рис 5 Приложение 3) представляет собой цилиндр произвольного (для мужчин и юношей) веса, длиной не более метра. Вес биты для девушек не может превышать 2 кг, для женщин – 2,5 кг. Диаметр биты – произвольный в любой её части. Бита собирается из вставок, втулок, концевого стакана и ручки. Наиболее целесообразно изготавливать вставки из древесно – слоистого пластика или кизила, втулки – из цельно тянутой стальной трубы, ручку – из текстолита или кизила. Длина втулки должна быть не менее двух диаметров вставки, Вставки должны соединяться плотно с втулками и закрепляться кернением или другим способом крепления. Глубина запрессовки вставки – не менее, чем внутренний диаметр втулки. Расстояние от края втулки до места крепления – 10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны иметь взаимных перемещений. Полимерная бита может изготавливаться из полимерной трубы, полимерных стержней или может быть составной. Вес полимерной биты не должен превышать 2 кг. Составная полимерная бита может иметь внутри металлический стержень и резьбовые соединения, обеспечивающие необходимую прочность. Полимерные биты не должны иметь внешних выступающих металлических частей. Составные части не должны смещаться относительно друг друга.

3. Виды соревнований и способы их проведения

3.1. Виды соревнований (дисциплин). Соревнования подразделяются на:
- личные;
- парные;
- парные (смешанные);
- командные;
- лично-командные.

Вид соревнования в каждом конкретном случае определяется Положением.
3.1.1. В личных соревнованиях участники выступают индивидуально.
3.1.2. В парных соревнованиях участники выступают парами: мужскими (юношескими), женскими (девичьими) и смешанными
3.1.3. В командных соревнованиях участники выступают командами.

Состав команды и порядок проведения соревнования определяется Положением.
3.1.4. В лично-командных соревнованиях участники могут выступать и в личном, и в командном зачётах. Победитель соревнований определяется по сумме очков, набранных участниками в личном зачёте, или по сумме очков, набранных в личном и командном зачётах.
3.2. Способы проведения соревнований.
3.2.1. Личные, парные и командные соревнования могут проводиться:
- из определённого количества партий;
- на выбивание установленного количества фигур;
- по круговому способу;
- по способу с выбыванием;
- по смешанному способу.
Количество партий, выбиваемых фигур, а также порядок постановки фигур определяется Положением.

4. Участники соревнований

4.1. Возраст участников. В зависимости от возраста участники соревнований делятся на группы:
- дети (мальчики и девочки) 9 - 12 лет;
- младшие юноши и девушки 13 - 14 лет;
- старшие юноши и девушки 15 - 18 лет;
- юниоры и юниорки 19 - 25 лет;
- мужчины и женщины 26 - 54 года;
- ветераны 55 лет и старше.
4.1.1. Дети, младшие юноши и девушки играют с расстояния 6,5 м - кон и полукон.

4.1.2. Старшие юноши, юниоры и мужчины играют с расстояния 6,5 м - полукон и 13 м - кон. Расстояние для игры ветеранов определяется Положением.
Примечание: при проведении всероссийских соревнований ветераны играют с кона 13 м.
4.1.3. Для участия в соревнованиях городского и выше уровней каждый спортсмен должен иметь справку о допуске к соревнованиям, подписанную врачом, заверенную личной печатью врача или печатью медицинского учреждения. Допускается оформление заявления участника о личной ответственности за состояние здоровья во время соревнований.
4.1.4. Участники соревнований из младших возрастных групп могут
быть допущены к соревнованиям в старших возрастных группах с разре-шения главного судьи при условии соответствия их технической подготовки уровню соревнований.
4.2. Форма одежды.
4.2.1. Участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую погоде и условиям проведения соревнований.
4.2.2. Участники команды должны быть одеты в единую спортивную
форму с соответствующей эмблемой. Каждый участник команды должен
иметь на спине порядковый номер, под котором он записан в протоколе.
Номер должен быть различим с любого расстояния в пределах площадки.
4.2.3. Капитан команды должен иметь на рукаве повязку, отличающуюся от формы по цвету, или знак "капитан".
4.3. Тренер (представитель).
4.3.1. Команду, участвующую в соревнованиях, представляет тренер
(представитель).
4.3.2. Тренер (представитель) является руководителем команды. Он
несёт ответственность за соблюдение спортивного режима, дисциплину,
чёткое выполнение спортсменами правил и положения о соревновании.
4.3.3. Тренер (представитель) участвует в жеребьёвке, присутствует на заседаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с
тренерами (представителями).
4.3.4. Во время игры тренер (представитель) имеет право находиться при команде. Ему запрещается вмешиваться в действия судей на
площадке.
4.4. Капитан команды.
4.4.1. В каждой команде один из участников избирается капитаном команды.
4.4.2. В отсутствии тренера (представителя) он является руководителем команды. Он один имеет право обращаться к судье. Капитан несёт ответственность за дисциплину в команде во время игры.
4.4.3. Капитан команды следит за последовательностью установки
фигур и очерёдностью выхода участников в каждом заходе.
4.4.4. Если капитан команды покидает площадку, то он сообщает судье номер и фамилию участника, который в его отсутствие будет выполнять функции капитана команды.
4.5. Права и обязанности участников соревнований.
4.5.1. Участники соревнований имеют право:
- на разминку перед началом игры в течение 10 минут в личных соревнованиях. В командных соревнованиях длительность разминки опреде¬ляется из расчета 5-ти минут на каждого участника команды;
- обращаться к судье в личных соревнованиях. В случае несогласия
с решением судьи обращаться к главному (старшему) судье (в командных соревнованиях таким правом обладает только капитан);
- подать протест на решение судьи в течение часа, о чём сделать
соответствующую запись в протоколе после окончания игры;
- опротестовать результат встречи в случае нарушений Правил и Положения. Все апелляции подаются в главную судейскую коллегию (Федерацию) в письменной форме (Приложение 4) в течение часа после окончания встречи;
- на получение медицинской помощи;
- на помощь одного или двух ассистентов в личных соревнованиях.
4.5.2.Участники соревнований обязаны:
- знать и выполнять Правила и Положение о соревнованиях;
- вести себя в духе честного соперничества;
- быть вежливыми и тактичными по отношению к судьям и соперникам;
- избегать действий, направленных на задержку игры и действий,
которые могут быть расценены как таковые;
- во время игры не производить никаких действий, мешающих сопернику.

5. Судейская коллегия соревнований.

5.1. Для проведения соревнований назначается судейская коллегия, в состав которой входят: главный судья, главный секретарь, один или несколько заместителей главного судьи, заместитель главного секретаря, старшие судьи, судьи, судьи-секретари, судья-информатор.
Количественный состав судейской коллегии зависит от количества участвующих в соревнованиях команд. Для проведения личных и командных соревнований, в которых участвует 8-10 команд, судейская коллегия необходима в составе 16 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует 11-16 команд, судейская коллегия должна быть в количестве 20 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует свыше 16 команд, судейская коллегия составляет 24 человека.
5.2. Главная судейская коллегия.
5.2.1. В состав главной судейской коллегии соревнований входят:
главный судья, главный секретарь, заместитель (заместители) главного
судьи, заместитель главного секретаря.
5.2.2. Главная судейская коллегия (судейская коллегия) работает
под руководством главного судьи. На своих заседаниях она рассматривает вопросы организации и хода проводимых соревнований.
5.2.3. Функциональные обязанности судей определяются “Квалификационными требованиями к спортивным судьям по виду спорта «городошный спорт»

6. Правила и порядок проведения игры.

6.1. Разминка.
6.1.1. Перед началом игры участникам предоставляется разминка (п.4.5.1.).
6.1.2. Перед началом разминки судья и участники выстраиваются за территорией площадок, после чего организованно по команде судьи-информатора (судьи) выходят на площадку и становятся вдоль задней линии "города" с битами, лицом к зрителям. В личных соревнованиях участники занимают места у задней линии "городов" напротив внутренних боковых линий «города». Судья занимает место между участниками. Судья-информатор (судья) объявляет о соревновании и предоставляет разминку.
6.1.3. Во время разминки судья-информатор сообщает сведения о командах (спортсменах), их турнирном положении, достижениях в прошлых со¬ревнованиях и рекордах.
6.1.4. Перед началом игры (до окончания разминки) секретарь должен заполнить протокол, а капитаны команд его подписать.
6.1.5. Игрок команды, не выступающий на протяжении одной партии, имеет право на разминку на свободной площадке, при этом не мешая проведению соревнований.
6.1.6. Во время выхода на кон или полукон и возвращение обратно игрокам запрещается наступать на передние ограничительные планки или перешагивать через них.
6.2. Построение и порядок проведения игры.
6.2.1. После объявления об окончании разминки и подготовки площадок для проведения соревнований, участники становятся вдоль задней
линии "города" с битами, лицом к зрителям. Судья занимает место между участниками.
6.2.2. Судья-информатор (судья) объявляет о соревнованиях и представляет участников игры и судей. Участники приветствуют друг друга.
6.2.3. При выходе на построение, во время разминки и игры участники должны нести биты в одной руке.
6.2.4. Игру начинает команда (участник) правого "города", далее соперники выполняют броски поочерёдно, используя в каждом выходе по две
биты.
6.2.5. Состав команды и количество участников, играющих в одном за¬ходе, определяется Положением. Очерёдность выхода игроков устанавливает капитан или тренер команды. В одном заходе каждый игрок может выходить один раз. В парных соревнованиях участники выполняют броски по очереди
6.2.6. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. Фигура "Письмо" выбивается только с кона.
6.2.7. После окончания партии команды (участники) выстраиваются
вдоль боковых линий "города" лицом друг к другу и после объявления результата, по команде судьи, меняются "городами".
6.2.8. Опоздавший игрок может вступить в игру после уведомления
судьи, если его фамилия внесена в протокол. Игрок, фамилия которого внесена в протокол, не имеет права покидать площадку, не уведомив судью через капитана.
6.2.9. Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо в одном заходе по Положению, команда не допускается к игре.
6.2.10. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих "городов".
6.2.11. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой, но если во время соревнований у игрока сломалась бита, то он имеет право продолжить игру одной битой только в данный день.
6.2.12. В командных играх в решающей партии после выбивания одной из команд фигуры "Артиллерия" команды меняются "городами". При этом обе команды до перехода должны сделать одинаковое количество бросков. Если перед сменой "городов" в решающей партии у игрока осталась одна бита, то после перехода он выполняет бросок одной битой. После перехода команды ставят в своих "городах" очередные фигуры или городки, не выбиты перед сменой "городов" (в том же положении), и продолжают партию. Если игрок команды левого "города" выбил (добил) фигуру "Артиллерия" первой битой, то после перехода он выполняет второй бросок, затем игру продолжает игрок этой же команды.
6.2.13. Команда, играющая неполным составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются "потерянными".
6.2.14. В первом туре личных соревнований главный секретарь распределяет игроков по площадкам по результатам жеребьёвки. Во втором туре осуществляется последовательная смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам в строгой зависимости от результатов первого тура. В третьем туре распределяются по парам строго по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой пары определяются
жеребьёвкой. Во втором и третьем турах игроки, показавшие лучшие результаты, выступают последними. Время выступления лидеров должно быть удобно для зрителей.
6.2.15. Если один из участников личных соревнований завершил свою партию раньше, то он ждёт, пока соперник окончит свою. При этом ему разрешается делать разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на завершение партии необходимо теоретически не менее пяти бит, или разница в результатах первой партии достигла пяти бит, то игроки меняются "городами" и отставший соперник завершает партию, после чего начинает вторую.
6.2.16. Если городки сдвинуться с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнем положении, биту возвращают и бросок выполняют повторно. Это также касается случаев, когда бита проходит под городками, подскочившими от сотрясения площадки вследствие удара биты.
6.2.17. Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнем положении, но биту не возвращают.
6.2.18. Если от сотрясения площадки после удара биты происходит подскок городков (городка) и бита проходит под городками, не задевая
их, то расположение городков восстанавливается и бросок выполняется повторно.
6.2.19. Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.
6.2.20. Если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму более, чем на половине длины, и большая его
часть осталась в "городе" или "пригороде", бита возвращается, фигура или положение городков восстанавливается. Если в "городе" или "пригороде" осталась меньшая часть городка, то городок считается выбитым.
6.2.21. Если команда, играющая в левом "городе", теоретически не может закончить партию с тем же результатом, с каким закончила команда
в правом "городе", то игра в этой партии прекращается.
6.2.22. Если игрок, играющий левой рукой, сделал промах по фигуре
"Серп" или "Письмо" и при этом не задел ни один городок, то для следующего за ним игрока, бросающего правой рукой, эти фигуры переставляются. И наоборот.
6.2.23. Соревнования (игра) могут быть временно прерваны (отменены):
- из-за неудовлетворительной подготовки площадок;
- из-за неблагоприятных метеорологических условий;
- для оказания медицинской помощи травмированным (заболевшим) участникам соревнований. Если перерыв в игре был не более 15 минут, то игра возобновляется сразу, без разминки, а если более 15 минут, то игрокам
предоставляется пятиминутная разминка, после чего игра возобновляется с прерванного положения партии. Если перерыв длился более двух часов, то прерванная партия начинается заново, а счёт партий, сыгранных до перерыва, сохраняется. Если игра переносится на другой день, то результат сыгранных партий аннулируется.
6.2.24. Если игрок нарушил Правила во время броска, то такой бросок считается "потерянным" (см. п. 6.4.1.).
6.2.25. За нарушение Правил, не связанных с выполнением броска, участник получает предупреждение судьи. В случае повторного нарушения он (команда) наказывается лишением броска (не произведённый бросок считается "потерянным").
6.2.26. За неспортивное поведение участник может быть удалён судьёй до конца игры, а главным судьёй - до конца соревнований.
6.2.27. По окончании встречи судья выстраивает игроков вдоль задних линий "городов", лицом к зрителям. После объявления результата встречи игроки и судьи обмениваются рукопожатиями и покидают площадку.
6.3.. Выбитый и не выбитый городок.
6.3.1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы "города" или "пригорода" в любом направлении, кроме штрафной зоны.
6.3.2. Городок (городки), выкатившийся за пределы "города" или при «города» и вкатившийся обратно, считается выбитым.
6.3.3. Положение городка, остановившегося рядом с границей "города"
или "пригорода" с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя
сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на
внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются,городок считается выбитым.
6.3.4. Положение городка, задевающего при вращении линии "города" или "пригорода", определяется после полной его остановки.
6.3.5. Городок, вкатившийся в "пригород" на расстояние менее 20 см
от штрафной линии или закатившийся за неё, устанавливается на расстоянии 20 см от штрафной линии параллельно ей против центра "города",
если из фигуры выбит хотя бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу. Городок (городки), коснувшийся покрытия над штрафной зоной, также ставится на штрафную отметку.
Если из фигуры не выбит ни один городок, то все городки, вкатившиесяв "пригород" на расстояние менее 40 см от штрафной линии, устанавливаются на расстоянии 40 см от штрафной линии. Если какой-либо городок, находящийся в "пригороде", мешает установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в направлении лицевой линии без изменения ориентации.
6.3.6. Городки, вкатившиеся в "пригород" и не дошедшие до штрафной отметки, остаются в занятом положении.
6.3.7. Городок, подкатившийся к штрафной линии на расстояние менее 40 см при выбивании фигуры "Письмо", ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком.
6.3.8. В соревнованиях детей, младших юношей и девушек, старших девушек и женщин городки, выкатившиеся к штрафной линии менее, чем на 40 см, ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии по центру «пригорода». В соревнованиях детей такие городки устанавливаются вертикально.
6.3.9. Если выбитый городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода",помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита.Если городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода", помешал движению другого городка, двигавшегося по направлению к штрафной линии, то положение городков после удара сохраняется, двигавшийся городок ставится на месте столкновения, при этом бита не возвращается.
6.3.10. Если городок, изменивший направление движения на противоположное (имевший "мёртвую" точку) внутри "города" или "пригорода", поме¬шал движению других городков. то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита. Если городок, имевший ранее "мёртвую" точку, покатился и помешал движению городка, двигавшегося в направлении к штрафной зоне, то двигавшийся городок ставится в положение, в котором он был в момент столкновения городок, имевший ранее "мёртвую" точку, ставится на месте её фиксации.
6.3.11. Если два городка сталкиваются в "городе" или "пригороде" и после этого расходятся, то фиксируется их окончательное положение.
6.3.12. До объявления судьёй результата броска разрешается убирать городки, отскочившие от отбойной стенки или скатившиеся с настила за покрытием «города», не наступая на листы игрового покрытия;
До объявления судьёй результата броска запрещается:
- подметать "город" или "пригород";
- становиться на листы покрытия "города" или "пригорода".
Если эти нарушения повлияли на результат броска, команда (участник), допустившая нарушение, наказывается тем, что городок (городки) выкатившийся в результате нарушения, устанавливается на краю линии в месте его выхода.
6.3.13. Положение городка, катившегося по другому городку, определяется после полной его остановки.
6.3.14. Если возвратившийся в "город" выбитый городок коснулся уже остановившегося городка и при этом изменил его направление, то последний возвращается в прежнее положение, возвратившийся в "город" городок убирается. В этом случае бита игроку не возвращается.
6.4. Потерянный бросок.
6.4.1. Бросок считается "потерянным", а расположение городков восстанавливается, если:
- бросок выполнен до свистка судьи;
- бита коснулась штрафной зоны или покрытия над ней;
- игрок в одном заходе совершил третий и более бросок;
- игрок в период от начала замаха до приземления биты наступил на ограничительную линию (планку) или выскочил за неё и коснулся любой
частью тела поверхности вне зоны кона или полукона. В этом случае положение городков до удара может не восстанавливаться. Решение судьи не
должно быть выгодно участнику (команде), нарушившему Правила.
6.5. Выигрыш партии и конечный результат игры.
6.5.1. Партия считается выигранной той командой (участником), которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При рав¬ном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.
Если во время игры пропущена фигура или в командной игре нарушена очерёдность выхода игроков, то:
- если пропуск фигуры обнаружен до постановки фигуры "Письмо", то пропущенная фигура ставится сразу же после освобождения "города" от
городков;
- если пропуск фигуры обнаружен во время выбивания фигуры "Письмо", то броски, произведённые по фигуре "Письмо", считаются "потерянными", ставится пропущенная фигура, а фигура "Письмо выбивается заново;
- если пропуск фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии, то к результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру;
- если нарушение очерёдности выхода игроков обнаружено до окончания
партии, то все броски, выполненные с момента нарушения, считаются "потерянными" и игра продолжается;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены после окончания игры, то в партии, сыгранной с нарушением, и
во всех несыгранных партиях команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, и результат игры определяется с учётом партий, сыгранных без нарушений;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьёй результата игры, то в партии, сыгранной
с нарушением, команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение и игра продолжается.
6.5.2. Игра выиграна одной из команд (одним из участников), если:
- в игре из трёх партий счёт 2:0,2:1,2,5:0,5;
- в игре из пяти партий счёт 3:0,3:1,3:2,3,5:1,5,3,5:0,5;
При счёте 1,5:1,5 и 2,5:2,5 результат игры - ничья.
6.5.3. В случае, если Положением предусмотрены иные формы проведения соревнований, то возможны другие способы определения победителя в игре.
7. Определение результатов соревнований.
7.1. В соревнованиях на выбивание установленного количества фигур
места участников определяются по наименьшему количеству бит. При равном количестве бит у нескольких участников победитель определяется по
наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:
- последнего тура;
- последней партии последнего тура;
- предпоследнего тура;
- "Пулемётное гнездо", "Часовые", "Тир", "Письмо" во всех партиях соревнований.
7.2. В соревнованиях, проводимых по круговому способу, места определяются по количеству набранных очков. Количество очков, начисляемых по результатам игры, определяется Положением. При равенстве
суммы очков победитель определяется:
- по сумме очков, набранных в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий в играх между ними;
- по лучшему среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий во всех играх соревнований;
- по среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях во всех играх соревнований.
7.3. В соревнованиях, проводимых по системе с выбыванием, при ничей¬ном счёте победитель определяется в дополнительной партии до первого полученного преимущества одним из участников (одной из команд).

3. Упрощённые правила.

Массовые соревнования в коллективах физической культуры, молодёжных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрошенным правилам. При этом рекомендуется сохранять размеры площадки. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Определять победителя мож¬но по количеству выбитых городков ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протоколов не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.

Подскажите, на постсоветском пространстве найдется хотя бы один индивид, не имеющий представления о том, что собой представляет игра в городки? Ведь это любимейшее развлечение всех тех, кто некогда играл в игровые автоматы, сбивая игровой битой фигуры, которые представляла городки игра в старом формате. Вероятно, многие помнят различные фигуры, состоящие из нескольких бревнышек – колодец, пушка, самолет, вал коленчатый, и все эти конструкции, которые представляла игра в городки, необходимо было разрушить летящей битой. Невероятный азарт охватывал того, кто решил узнать, что же такое – эта городки игра. Современные реалии жизни таковы, что настоящие древнерусские вариации того, что называется игра в городки, с разложенными по расчищенному полю деревянными бревнышками и настоящей битой в руках, уже никого не встретишь. Игровые автоматы советского периода, где, опустив в щель монетоприемника пятнадцатикопеечную монету и получив практически в режиме онлайн удовольствие поломать фигуры, которое представляла игра в городки, также преданы забвению. А ведь жаль терять такой шедевр игрового искусства. И вот, специалисты виртуальных развлечений позаботились о ностальгических чувствах старшего поколения, а также решили привить патриотизм в плане сбережения национальных ценностей молодежи. Результатом явилась флеш городки игра, в которой разработчики постарались сохранить идею древнерусского излюбленного развлечения, однако городки игра онлайн, безусловно, намного красочней и интереснее оригинала. И это вполне оправданно, ведь современная наука и технологии не стоят на месте, и если бы городки игра онлайн не имела в своем арсенале всего набора современных нюансов, флеш городки игра попросту не была бы востребована. Более того, хотелось бы заметить, что опытным пользователям сети Интернет, не составит особого труда закачать себе бесплатные городки игра в которые, безусловно, доставит много приятных моментов. Конечно, лицензионные версии виртуальной флеш игра в городки более надежны в плане безопасности вашего компьютера, однако, насколько приятно чувствовать себя настоящим хакером, который приложив немного усилий, сумел сэкономить свои деньги, найдя бесплатные городки игра. Мощная антивирусная программа защитит ваш жесткий диск от вмешательства вредоносной информации извне, и получайте удовольствие, сбивая городошные фигуры виртуальной битой, в вариации флеш игра в городки. Онлайн режим позволит ощутить себя на реальном городошном поле, звуковые и световые эффекты усиливают всплески адреналина и шквал позитивных эмоций, сопровождающий вас все время, пока вам доступны бесплатные игра в городки. Вы однозначно получите неизгладимое удовольствие, осознавая, что сбили фигуру всего-навсего одной битой, когда вашим оппонентам пришлось потратить на это несколько бросков в вариации игра в городки. Городки – любимейшая игра большинства геймеров, в каком бы виде она ни была представлена, поэтому, если вам представилась шикарная возможность скачать себе какую-либо версию, пользуйтесь случаем, скачивайте, устраивайтесь поудобнее – и вперед, бросайте биты, оттачивайте мастерство городошных боев. Вам, вне всяких сомнений, понравится данная игра, более того, она увлечет вас настолько, что вы не захотите отрываться от нее, поскольку потеряете драгоценное время без возможности бросить биту обо все новые и новые фигуры, появляющиеся перед вами. Бесплатные игра в городки предоставляют возможность потратить деньги на приобретение каких-либо аксессуаров для усиления виртуальных эффектов, например, стильных наушников, которые усилят звуковой эффект разрушения городошной фигуры или 3-D очки, надев которые вы практически ощутите себя внутри поля, где вовсю идет игра в городки! Удачи вам и виртуальных побед в увлекательнейшем развлечении!

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:

1. Пушка 2. Вилка 3. Звезда
4. Стрела 5. Колодец 6. Коленчатый вал
7. Артиллерия 8. Ракетка 9. Пулемётное гнездо
10. Рак 11. Часовые 12. Серп
13. Тир 14. Самолёт 15. Письмо

Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров.

Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии — 13 м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии — 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.

«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.

Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.

Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.

Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.

Суть игры - бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название)
поочередно определенное количество фигур, составленных из 5 городков -
цилиндрических столбиков из березы, липы, бука. Главная задача -
затратить на выбивание 15-ти фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трех туров использовал меньше попыток, тот и победил. Краткое описание игры в городки.

Игра в городки. Городошные фигуры.

Игра в городки.

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

Городошные фигуры.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана ниже:

В партии из 10 фигур фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:

  1. «Пушка»
  2. «Вилка»
  3. «Колодец»
  4. «Стрела»
  5. «Артиллерия»
  6. «Серп»
  7. «Пулемётное гнездо»
  8. «Самолёт»
  9. «Тир»
  10. «Письмо»

Все фигуры, кроме фигуры «Письмо» , ставят на середине лицевой линии, не выходя за её пределы. Городки устанавливают плотно один к другому без зазоров.

Угловые городки фигуры «Письмо»
ставят на внешней линии «города», не выходя за его пределы, так, чтобы в
углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий
марку, устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла
«города» до переднего левого (для играющих правой рукой) или в центре
диагонали, идущей от заднего левого до переднего правого угла «города»
(для играющих левой рукой)..

Фигура «Слон» для играющих левой рукой устанавливается в левой половине «города» в зеркальном отражении.

  1. Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь.

Городошная площадка и её оборудование

Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером (22-30) х (12-15) метров.

Оборудование городошной площадки:

  • металлические или полимерные листы, на которых краской наносятся линии «городков» и «пригородов». Оптимальная толщина листа — 10-12 мм;
  • отбойная стенка и ограждение;
  • осветительные приборы для игры вечером;
  • фиксированные планки высотой 50 -60 мм на лицевых линиях конов и полуконов;
  • навесы для укрытия игроков и секретаря от атмосферных осадков.

Желательно оборудование общего навеса «городами» , «пригородами» и отбойной стенкой.

Поверхность
конов и полуконов должна быть достаточно твёрдой, исключающей
скольжение обуви. Наиболее предпочтительным является асфальт.

«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м.

«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По
центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят
две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная
линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Её
засыпают песком или покрывают мелом (из водной суспензии).

Листы,
на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер
не меньше 8,0х3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок,
спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен
самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия
каких-либо воздействий на него (ветра, сотрясения площадки).

Боковые
линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий
«города» с учётом того, что ширина ограничительных линий «города» и
боковых линий «пригорода» входят в размеры «города», «пригорода», а
ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не
входит.

Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.

Городок

Городок
изготовляется из дерева в форме цилиндра длинной 200 +/- 1 мм и
диаметром 48-50 мм. Торцы городка должны иметь фаску 2-3 мм и быть
ровными. Городок может быть окрашен.

Бита

Бита
представляет собой круглый стержень длиной не более метра,
произвольного веса и диаметра. Бита собирается из вставок, втулок,
концевого стакана и ручки.

Наиболее целесообразно изготавливать
вставки из древесно-слоистого пластика или из кизила. Ручки — из
текстолитовых стержней или из кизила, втулки — из цельнотянутой стальной
трубы. Вставки должны плотно соединяться с втулками и закрепляться
кернением или другим способом крепления. Расстояние между втулками не
должно быть меньше диаметра вставки. Длина втулки не должна быть меньше
двух диаметров вставки. Расстояние от края втулки до места крепления
10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны
иметь взаимных перемещений. Для массовых соревнований допускаются биты
из твёрдых пород дерева любой конструкции, обеспечивающей безопасность.

  1. Виды соревнований и способы их проведения.

Виды соревнований

Соревнования делят на:

  • личные;
  • командные;
  • лично-командные.

Вид соревнования в каждом конкретном случае определяется Положением о соревнованиях.

  1. В личных соревнованиях участники выступают индивидуально.
  2. В командных соревнованиях участники выступают командами. Состав команды и порядок проведения игр определяется положением.
  3. В
    лично-командных соревнованиях участники могут выступать и в личном, и в
    командном первенствах. Победитель соревнований определяется по сумме
    очков, набранных участниками команд в личном первенстве, или по сумме
    очков, набранных и в личном, и в командном первенствах.

Способы проведения соревнований.

Личные и командные соревнования могут проводиться:

  • из определённого количества партий;
  • на выбивание установленного количества фигур;
  • по круговому способу;
  • по способу с выбыванием;
  • по смешанному способу.

Количество выбиваемых фигур и партий определяется положением.

Участники соревнований

Возраст участников

В зависимости от возраста участники соревнований делятся на группы:

  • дети — 12 лет и младше;
  • подростки — 13-14 лет;
  • юноши — 15-18 лет;
  • юниоры — 19-25 лет;
  • взрослые — 26-59 лет;
  • ветераны — 60 лет и старше.

Дети и подростки играют с расстояния 6,5 м — кон и полукон.

Юноши,
юниоры и взрослые играют с расстояния 6,5 м — полукон и 13 м — кон.
Расстояние для игры ветеранов определяется положением.

для участия
в соревнованиях городского уровня и выше каждый игрок должен иметь
справку о допуске к соревнованиям, подписанную врачом и заверенную его
личной печатью или печатью медицинского учреждения. Необходимость
предоставления справки определяется Положением.

Участники
соревнований из младших возрастных групп могут быть допущены к
соревнованиям в старших группах с разрешениями главного судьи при
соответствии их технической подготовки уровню соревнований.

Форма одежды

Участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую погоде и условиям проведения соревнований.

Игроки
команд должны быть одеты в единую спортивную форму с соответствующей
эмблемой. Каждый игрок команды должен иметь на спине порядковый номер,
под которым он записан в протоколе. Номер должен быть различим с любого
расстояния в пределах площадки.

Капитан команды должен иметь на рукаве повязку, отличающуюся от формы по цвету или знак «капитан»

Тренер (представитель)

  1. Организации, участвующие в соревнованиях, назначают тренера (представителя) команды.
  2. Тренер
    является руководителем команды. Он несёт ответственность за соблюдение
    спортивного режима, дисциплину, чёткое выполнение спортсменами Правил в
    Положения о соревновании.
  3. Тренер участвует в жеребьёвке, присутствует на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с представителями.
  4. Тренеру запрещается вмешиваться в действия судей на площадке.
  5. Во время игры тренер имеет право находиться при команде.
  1. Правила и порядок проведения игры.

Построение и разминка

Перед
началом разминки судья и участники выстраиваются за территорией
площадок, после чего организованно выходят на площадки и становятся на
задней линии «городов» лицом к зрителям. Место между командами занимает
судья.

  1. Судья-информатор (судья) представляет участников игры и судей. Участники приветствуют друг друга.
  2. Во
    время разминки судья-информатор сообщает сведения о командах
    (спортсменах), их турнирном положении. Достижениях в прошлых
    соревнованиях и рекордах.
  3. перед началом игры (по окончании разминки) тренеры или капитаны команд должны заполнить протокол и поставить свои подписи.
  4. При выходе на построение, во время разминки и игры участники должны вести битвы в одной руке.
  5. Игрок
    команды, не выступающий на протяжении одной партии. Имеет право на
    разминку на свободной площадке. При этом он не должен мешать проведению
    соревнований.

Порядок проведения игры

  1. Игру начинает команда (участники) правого «города», далее соперники
    выполняют броски поочерёдно, используя в каждом выходе по две биты.
  2. Состав команды и количество участников, играющих в одном заходе, определяется
    положением. Очерёдность выхода игроков устанавливает капитан или тренер
    команды. В одном заходе каждый игрок может выходить один раз.
  3. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то
    остальные выбивают с полукона. Фигура «Письмо» выбивается только с кона.
  4. После окончания партии команды (участники) выстраиваются вдоль
    боковых линий «городов» лицом друг к другу и после объявления
    результата, по сигналу судьи, меняются «городами».
  5. Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо в
    одном заходе по Положению, команда не допускается к игре.
  6. Игроки обязаны выходить на кон или полукон и возвращаться через боковые линии.
  7. Опоздавший игрок может вступить в игру, уведомив судью, если его фамилия внесена в
    протокол. Игрок, фамилия которого записана в протоколе, не имеет права
    покидать площадку без разрешения судьи.
  8. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городков».
  9. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.
  10. В командных играх, в решающей партии после выбивания одной из команд
    фигуры «Артиллерия» команды меняются «городками». При этом до перехода
    обе команды должны сделать одинаковое количество бросков. Если перед
    сменой «городов» в решающей партии у игроков осталась одна бита, то
    после перехода он выполняет бросок одной битой, После перехода команды
    ставят в своих «городах» очередные фигуры или городки, не выбитые перед
    сменой «городов» (в том же положении) и продолжают партию. Если игрок
    команды левого «города» выбил (добил) фигуру «Артиллерия» первой битой,
    то после перехода он выполняет второй бросок, затем игру продолжает
    следующий игрок этой же команды.
  11. Команда, играющая неполным
    составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные
    броски считаются «потерянными».
  12. В первом туре личных
    соревнований главный секретарь распределяет игроков по площадкам по
    результатам жеребьевки. Во втором туре осуществляется последовательная
    смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам строго
    по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой
    пары определяются жеребьёвкой. Во втором и третьем турах игроки,
    показавшие лучшие результаты, выступают последними.
  13. Если один
    из участников личных соревнований закончил свою партию раньше, то он
    ждёт, пока соперник закончит свою. При этом ему разрешается выполнить
    разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на
    завершение необходимо теоретически не менее пяти бит, то игроки
    меняются «городами» и оставшийся соперник завершает партию, после чего
    начинает новую.
  14. Если городки сдвинутся с места по какой-либо
    причине раньше, чем их коснётся бита (или пролетит мимо них), то их
    устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют
    повторно.
  15. Если городки сдвинутся в результате сотрясения
    площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков,
    то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.
  16. Если
    городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил
    направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то
    место, с которого он покатился обратно.
  17. Если после удара
    городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму (более,
    чем на половине длины) и большая его часть осталась в городе или
    пригороде, бита возвращается, фигура или положение городка
    восстанавливаются.
  18. Если у команды, играющей в левом «городе», практически не хватает бит для окончания партии, то игра в этой партии прекращается.
  19. Если
    игрок играющий левой рукой, сделал промах по фигуре «серп» или «письмо»
    и при этом не задел ни один городок, то для следующего за ним игрока,
    бросающего правой рукой, эти фигуры переставляются. И наоборот.
  20. Соревнования (игра) могут быть временно прерваны (отменены):
  • из-за неудовлетворительной подготовки площадок;
  • из-за неблагоприятных метеорологических условий;
  • для
    оказания медицинской помощи травмированным (заболевшим) участникам
    соревнований. Если перерыв в игре был не более 15 минут, то игра
    возобновляется сразу, без разминки, а если более 15 минут, то игра
    игрокам предоставляется пятиминутная разминка, после чего игра
    возобновляется с прерванного положения партии. Если перерыв длился более
    двух часов, то прерванная партия начинается заново, а счёт партий,
    сыгранных до перерыва сохраняется. Если игра переносится на другой день,
    то результаты сыгранных партий аннулируются.
  1. В
    соревнованиях детей и подростков городки, выкатившиеся к штрафной линии
    на расстояние менее 40 см, ставят на расстояние 40 см от штрафной линии
    по центру «пригорода». В соревнованиях детей также городки
    устанавливаются вертикально.
  2. За нарушение Правил участник
    получает предупреждение судьи. В случае повторного нарушения он
    (команда) наказывается лишением броска (не произведенный бросок
    считается «потерянным»).
  3. За неспортивное поведение участник удаляется судьёй до конца игры, а главным судьёй — до конца соревнований.
  4. По
    окончании встречи судья выстраивает игроков без бит вдоль задник линий
    «городов» лицом к зрителям. После объявления результатов игроки и судья
    обмениваются рукопожатиями и покидают площадку.

6.3.Выбитый и невыбитый городок

  1. Городок
    считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или
    «пригорода» в любом направлении, кроме штрафной зоны.
  2. Городки (городок), выкатившиеся за пределы «города» и «пригорода» и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.
  3. Положение
    городка, остановившегося рядом с границей «города» и «пригорода» с
    внешней стороны, судья определяет визуально, глядя сверху по вертикали.
    Если виден просвет между линией и городком, то городок считается
    выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на внешней кромке линии
    ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются, —
    городок считается выбитым.
  4. Положение городка, задевшего при вращении линии «города» или «пригорода», определяется после полной его остановки.
  5. Городок,
    вкатившийся в «пригород» на расстояние менее 20 см от штрафной линии
    или выкатившийся за неё, устанавливается на расстояние 20 см от штрафной
    линии параллельно ей против центра «города», если из фигуры выбит хотя
    бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются
    встык друг к другу. Городок (городки), коснувшийся покрытия над штрафной
    зоной, становится на штрафную отметку. Если из фигуры не выбит ни один
    городок, то все городки, вкатившиеся в «пригород» на расстояние менее 40
    см от штрафной линии, устанавливаются на расстояние 40 см от штрафной
    линии. Если какой-либо городок, находящийся в «пригороде, мешает»
    установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в
    направлении лицевой линии без изменения ориентировки.
  6. Городки,
    выкатившиеся в «пригород», но не дошедшие до штрафной отметки, остаются
    в занятом положении. Во всех случаях, когда существует реальная
    возможность «штрафного» броска или смещения городков по другой причине,
    их положение судья обязан отмечать мелом или карандашом.
  7. Городок,
    подкатившийся к штрафной линии на расстояние менее 40 см при выбивании
    фигуры «Письмо», ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии
    параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком,
    независимо от количество выбитых городков.
  8. Если выбитый
    городок, вернувшись в пределы «города» или «пригорода», помешал движению
    других городков, то положение городков до броска восстанавливаются при
    этом игроку возвращается бита.
  9. Если два города сталкиваются в «городе» или «пригороде» и после этого расходится, то фиксируется их окончательное положение.
  10. До объявления результата броска запрещается:
  • убирать или останавливать городки, находящиеся вблизи «города» или «пригорода»;
  • подметать «город» или «пригород»
  • становиться
    на листы покрытия «города» и «пригорода». Если эти нарушения повлияли
    на результата броска, команда (участник), допустившая нарушение,
    наказывается тем, что городок (городки) , выкатившиеся в результате
    нарушения, устанавливаются на краю линии в месте его выхода.
  1. Положение городка, катившегося по другому городку, определяется после его остановки.
  2. Если
    возвратившийся в город выбитый городок коснулся уже остановившегося
    городка и при этом изменил его положение, то последний возвращается в
    прежнее положение. В этом случае бита игроку не возвращается, а
    возвратившийся в город выбитый городок убирают.

«Потерянный» бросок

Бросок считается «потерянным», а расположение городков восстанавливается, если:

  • бросок выполнен до свистка судьи;
  • бита коснулась штрафной зоны или покрытия над ней;
  • игрок в одном заходе командной игры совершил бросок в третий раз или более.

«Потерянным»
считается также бросок, если игрок в период от начала замаха до
приземления биты наступил на ограничительную линию (планку) или за неё и
коснулся любой частью тела поверхности вне зоны кона (полукона0. В этом
случае положение городков до удара может не восстанавливаться. Решение
не должно быть выгодно участнику (команде) нарушившему Правила.

Выигрыш партии и конечный результат игры.

  1. Партия
    считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством
    бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на
    выбивание всех фигур, партия считается ничейной. Когда во время игры
    пропущена фигура, то:
  • если пропуск фигуры обнаружен до
    постановки фигуры «письмо», то пропущенная фигура становится сразу же
    после освобождения «города» от городков;
  • если пропуск фигуры
    обнаружен во время выбивания фигуры «Письмо», то становится пропущенная
    фигура; броски, произведённые по фигуре «Письмо», считаются
    «потерянными» и фигура «Письмо» выбивается заново;
  • если пропуск
    фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии, то к
    результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру;
  • если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры
    обнаружены после окончания игры, то в партии, сыгранной с нарушением и
    во всех несыгранных партиях команде, допустившей нарушение,
    засчитывается поражение, а результат игры определяется с учётом партий,
    сыгранных без нарушений;
  • если нарушение очерёдности выхода
    игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьёй результата
    игры, то в партии, сыгранной с нарушением, команде, допустившей
    нарушение, засчитывается поражение, и игра продолжается.

Игра выиграна одной из команд, если:

  • в игре из трёх партий счёт: 2:0, 2:1, 2,5:0,5;
  • в игре из пяти партий счёт 3:0, 3:1, 3:2, 3,5:1,5, 3,5:0,5; При счёте 1,5:1,5 и 2,5:2,5 соответственно результат игры — ничья.
  1. Определение результата соревнований.
  1. В
    соревнованиях на выбивание установленного количества фигур места
    участников определяются по наименьшему количеству бит. При равном
    количестве бит у нескольких участников победитель определяется по
    наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:
  • третьего тура;
  • второго тура;
  • последней партии третьего тура;
  • «Пулемётное гнездо», «Часовые», «Тир», «Письмо» во всех партиях соревнования.

В
соревнованиях, проводимых по круговому способу, места команд
определяются по количеству набранных очков. Количество очков,
вычисляемых по результатам игры, определяется Положением. При равенстве
суммы очков у нескольких команд победитель определяется:

  • по сумме очков, набранных в играх между ними;
  • по разности выигранных и проигранных партий во всех играх соревнований;
  • по среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях во всех играх соревнования.

В соревнованиях, проводимых по системе с выбыванием, при ничейном счёте победитель определяется:

  • по лучшей партии;
  • по наименьшей сумме бит, затраченных в выигранных партиях;
  • по наименьшей сумме бит, затраченной во всех партиях на выбивание фигур «Пулемётное гнездо», «Часовые», «Тир», «Письмо».
  1. Упрощённые правила.

Массовые
соревнования в коллективах физкультуры, молодёжных и детских лагерях,
местах отдыха могут проводиться по упрощённым правилам. При этом
рекомендуется сохранить размеры площадки. Состав команды может быть

В последнее время могу констатировать всё повышающийся интерес к игре в городки. К сожалению, для современных подростков эта русская национальная игра является неизвестным и пугающим видом спорта, очень слабо знают эту игру и представители поколений до 50 лет. Таким образом, именно категории дошкольников необходимо уделить повышенное внимание. Следует заметить, что именно в это время и закладывается интерес к спорту.

Почему городки очень полезны ля школьников?

Манипуляции с городками и битой являются естественной реакций маленького человека в развитии его физических движений и манипуляций. Высыпьте городки перед маленькими детьми и понаблюдайте за ними - они начнут манипулировать с ними, делая различные фигуры. Если вы дадите детям в руки биту, они начнут крутить её, бить и бросать. Если мы объясним общие принципы игры в городки детям, то мы неизбежно получим увлечённых и преданных спорту маленьких людей.

Игра в городки для маленьких детей и столетия назад, и в настоящее время носила не только прагматический характер увлечения их в игре, чтобы они «не мешали» взрослым. Игра в городки для младших дошкольников - это физическое и интеллектуальное развитие. Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.

Движение - это врожденная потребность ребёнка, и от удовлетворения её зависит здоровье малышей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада, где дети организованы в группы.

В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, нарушениями осанки, избыточным весом, с нарушениями зрения. Причинами этого является малоподвижный образ жизни. Игра же в городки является прекрасным видом двигательного досуга, которая включает в себя и изучение элементов спорта, знакомство с ним, так и закаливание организма, общение детей друг с другом и со взрослыми.

Играя в городки, ребёнку разрешается делать то, что в реальной прогулке на свежем воздухе, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психоэмоциональной разгрузкой. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта.

Помимо этого, городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.

Чтобы убедиться в исключительной полезности игры в городки с дошкольниками, надо всего немного - организовать с ними эту игру и понаблюдать за их реакцией. Основываясь на богатом опыте занятий в городки с детьми дошкольного возраста, автор уверён - противников этой игры не будет, а последние сомнения рассеются.

Важно помнить одно - не следует давать детям биты для взрослых. Детские биты должны быть доступны ребёнку по весу. И лучше, при наличии выбора, если он выберет себе биты самостоятельно.



Условно при обучении детей основам городков можно выделит несколько составных этапов:

1. Подготовка площадки для занятий.
2. Организационный момент.
3. Проведение занятия.
4. Заключительная часть.

1. Подготовка площадки

Площадка для занятий обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены. В условиях хорошей погоды предпочтительнее производить занятия на открытом воздухе.
Разметку "городов" для игры дошкольников не следует делать более 1х1 м.
Для занятий должны быть подготовлены биты разного веса, доступные пофизическим параметрам для занимающихся дошкольников. Сами биты обязательно должны иметь определённый центр тяжести, обеспечивающий вращение биты.

2. Организационный момент
При проведении занятий с дошкольниками особое внимание необходимо уделять организационным аспектам.
В ходе организационного этапа детям необходимо чётко объяснить: что мы будем делать, что такое игра в городки, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, кого слушаться, что нельзя делать.

3. Проведение занятия

В начале занятия детям объясняется общая цель и суть в городки.

Следующим этапом является знакомство с основными городошными фигурами. Производится показ фигур, в ходе которого задаются наводящие вопросы. Во время ознакомления с фигурами следует поощрять активность детей, задавая им вопросы и предоставляя им возможность проявить фантазию и инициативу.

После ознакомления с фигурами, занимающимся рекомендуется в группах из трёх человек попробовать попридумывать свои фигуры и дать им название. Если рядом с местом занятий есть взрослые, рекомендуется пригласить их в качестве подсказчиков своим детям или воспитанникам.

После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии - "Пушку", "Стрелу", "Звезду", "Колодец", "Пулеметное гнездо", "Артиллерия", "Часовые". При большом составе группы и достаточном количестве городков можно выставлять и большее количество фигур.

При проведении занятий рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим.

После ознакомления с городошными фигурами детям предлагается познакомиться с городошными битами. Кратко рассказывается устройство городошной биты. Показываются различные виды бит - для взрослых и детей. Детям предлагается сравнить отличие взрослой биты и той биты, которой они будут играть.

После ознакомления с игровй площадкой и инвентарем для игры, участники занятия делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был инструктор, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь - подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно.

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.
Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором

Основной элемент городошной техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Как правило, на первых занятиях речь не идёт об объяснении всей техники броска. Основная задача первых занятий по технике - показать правильность движений и их последовательность. В ходе выполнения бросков осуществляется корректировка и подсказка, как надо правильно выполнять бросок. Необходимо помнить, что на этом обучения для ребенка очень важна похвала и поддержка.

Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Городки является общеразвивающей игрой, в которой общая координация занимает важнейшее место.

Все действия детьми выполняются только по команде инструктора: "Можно взять биту", "Можно выполнить бросок", "Собрать биты" и пр. Рекомендуется делать так, чтобы бросившие биты дети самостоятельно забрали их и принесли другому участнику своей команды.

Техника броска биты состоит из следующих элементов:
- хват или держание биты за ручку;
- исходное положение - стойка;
- замах - отведение биты;
- разгон биты;
- выброс или финальное усиление.

Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.
Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе.

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.

Обучение игре начинается с выбивания фигуры "солдаты" ("заборчик"). В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10 - 15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).

Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Выброс
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При осуществлении броска инструктором объясняется, что в финальной части броска можно переносить центр тяжести тела и переступать после броска.
При проведении замаха и выброса следует обращать особое внимание на то, чтобы дети не отводили взгляда от фигуры, по которой они бросают.

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона.

Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх. Эффективность обучения повышается при наличии спортивного инвентаря в группах в количестве не менее двух в каждой, заинтересованностью и ответственностью воспитателей или инструкторов.