Как научить своего малыша читать доман. Вы не поверите! Получение энциклопедических знаний

Гленн Доман

Предисловие

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

ТРЕТИЙ ШАГ. Домашний словарь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Словарь "Предложения - структуры".

ПЯТЫЙ ШАГ. Структурные фразы и предложения.

ШЕСТОЙ ШАГ. Читаем настоящую книгу.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Алфавит.

Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излиш­ней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмот­ных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощ­ренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непро­биваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой ра­дости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, де­структивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы выры­ваем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстрак­ций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гени­альности каждого ребенка - только благодаря ей и в значитель­ной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы прос­то дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собствен­ный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, комму­никабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

Мы, матери, - скульпторы,

а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чте­нию. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4 , это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ра­нее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удиви­тельной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

Методика Глена Домана является одной из наиболее известных с интеллектуальной и физической точки зрения. Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог, утверждал, что в каждом ребенке скрывается большой потенциал, способный максимально развиться, открывая перед ребенком неограниченные возможности в дальнейшем. К такому выводу автор методики пришел после детального изучения особенностей развития детей.

Принципы обучения по методике Домана

  • Обучение следует начинать как можно раньше. Чем ребенок младше, тем легче его научить чему-либо.
  • Непременно нужно хвалить кроху и радоваться его успехам.
  • Необходимо доверять своему ребенку и уважать его как личность.
  • Процесс обучения должен приносить удовольствие
  • Для обучения должна быть создана подходящая обстановка
  • Необходимо закончить занятие прежде, чем ребенок этого захочет сам
  • Нужно как можно чаще вводить новый учебный материал
  • Быть последовательными, организованными, занятия проводить регулярно
  • Знания ребенка проверять не нужно
  • Учебные материалы нужно готовить тщательно и заранее
  • Если ребенку или вам стало неинтересно, занятие следует прекратить

Физическое развитие ребенка согласно методу

Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием малыша.

Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.

Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.

Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в .

Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!

У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

Глен Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который извлекает тем больше выводов, чем больше знает фактов. Не стоит забивать голову ребенка ерундой, напрасно ожидая затем от него грамотных поступков и умных высказываний. Необходимо обеспечивать малыша отчетливой, точной, понятной информацией. Приводится следующий пример.

Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам поинтересоваться насчет нее. У вас есть следующие варианты действий:

  • Сказать: «Отстань, мне некогда»
  • Сказать: «Это гав-гав»
  • Сказать: «Это собака»
  • Сказать: «Это собака породы сенбернар»
  • Показать ребенку картинки с собаками
  • Показать картинки с собаками и сказать: «Посмотри, малыш, на всех этих картинках изображены животные, которые называются собаками, здесь есть разные собаки – пудель, немецкая овчарка, боксер, болонка, спаниель, колли, чау-чау, ротвейлер, доберман, лабрадор».

Доман утверждает, что последний вариант поможет ребенку самостоятельно сделать выводы о том, что у всех собак есть лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и т.д. Так за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

Как научить малыша читать (по методу Домана)

Ребенок видит написанные слова, но их значения не понимает. Если ребенок будет одновременно видеть и слышать написанное слово, то мозг механически его запомнит, интерпретировав полученную информацию. Так с течением времени законы чтения станут понятные ребенку по таким же принципам, по каким ему стала понятна устная речь. Глен Доман убежден, что с шестимесячного возраста можно начинать .

Для этого применяются карточки 10х50 см, на них написаны красные печатные буквы, высота букв составляет 7,5 см, толщина шрифта составляет 1,5 см. Для начала должны быть подобраны хорошо известные ребенку слова (названия членов семьи, одежды, игрушек, частей тела, любимых блюд). Можно придерживаться следующей программы.

В первый день показывать ребенку 5 карточек (по 5-10 секунд каждую) и внятно произносить написанные на них слова («мама», «папа», «бабушка»). На этом занятие должно быть окончено. В награду малыш получит объятия и поцелуи. В течение первого дня необходимо эти же карточки показать еще дважды.

На второй день вчерашние карточки повторить и добавить к ним 5 новых. У малыша, таким образом, будет шесть коротеньких занятий, 3 занятия по старым карточкам и 3 по новым.

На третий день добавляется еще 5 карточек – имеем 9 занятий в результате.

К пятому дню вы доходите до 25 карточек и 15 занятий. На шестой день добавляются пять новых карточек, но в изученных комплектах вы убираете по одному слову.

Как обучить ребенка счету по этой методике

Когда мы говорим «два», ребенок представляет две точки, а взрослый – цифру. То есть, согласно Доману, ребенок мыслит фактами. Предоставив малышу такие факты, взрослые дадут ему возможность определять количество предметов сразу, без пересчета, а также познакомиться с базовыми математическими правилами – сложением, вычитанием, умножением, делением. Для обучения ребенка счету используются карточки в количестве 100 штук, размер каждой – 27х27 см. На каждой карточке изображены точки в хаотичном порядке (от 1 до 100), диаметр точек – чуть менее 2 см.

Математические карточки демонстрируются по тем же принципам, что и карточки для чтения. Только на начальном этапе используются лишь два набора (точки от 1 до 5 и от 6 до 10). На первом этапе обучения ребенок осваивает понятие «количество», на втором – «уравнение», на третьем решает задачи, на четвертом осваивает понятие «цифра» и запоминает цифры, на пятом этапе малыш знакомится с цифровыми уравнениями.

Получение энциклопедических знаний

Согласно Глену Доману, приобретение разносторонних знаний о мире, который нас окружает – это и есть цель человеческой жизни. Не нужно ничего объяснять и разъяснять детям, их мозг может воспринимать только факты. Чтобы карточки давали малышу действительно энциклопедические знания, они должны отвечать определенным требованиям:

  • Детали изображения отчетливо видны
  • На одной карточке – один предмет
  • Предмет имеет специальное название
  • Это незнакомый ребенку предмет
  • Размер карточки – 28х28 см, то есть она достаточно большая
  • Карточка чистая

Каждое занятие с карточками должно продолжаться примерно 30 секунд.

Разделы знаний согласно методике Домана


Спорные моменты в направлении

Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.


Никто не может поверить, когда видят трехлетнего ребенка, читающего незнакомый текст со скоростью, нормальной для пятиклассника. Однако это вполне нормальное явления для родителей, выбравших методику обучения Гленна Домана.

Учим ребенка читать

Обучение ребенка чтению на самом деле не представляет собой ничего архисложного. Более того, согласно Доману чтение дается малышу даже легче, чем разговор . Он предлагает обучать ребенка чтению как можно раньше, так как с каждым годом этот процесс становится сложнее как для детей, так и для родителей. То есть если вы не начали учить малыша читать в год, то в два вам будет намного сложнее, а в три - тем более.

Многие родители не обращают внимания на такие «обыкновенные чудеса», которые происходят с их ребенком. Например, появившись на свет, ребенок за три года жизни успевает освоить родной язык и уже может изъясняться на нем спокойно. Для взрослых людей это не кажется чем-то удивительным, но это действительно неимоверный результат. Каждый из нас некоторое время учил иностранный язык - язык, незнакомый нам ранее. Многие учили его намного больше трех лет. Как минимум, десять лет в школе и еще пару лет в университете. Но кто может похвастаться идеальным знанием языка без дополнительных занятий и курсов? Практически никто. То есть за десять лет мы не можем выучить то, с чем справляется трехлетний малыш .

Почему? Потому что мозг человека наиболее активно развивается именно в детстве - в период от рождения и до пяти лет. Именно поэтому детям намного легче усвоить новую информацию, чем взрослому человеку. У взрослого, интеллект уже не способен к резким скачкам развития и зачастую после определенного возраста познавательная деятельность человека попросту останавливается. Именно поэтому чем раньше ребенок освоит все основные умения и знания, тем легче ему будет обучаться в дальнейшем.

По утверждению Домана, чтение способствует развитию интеллекта и формирует огромный потенциал дальнейшего развития малыша. Поэтому именно обучение чтению - верный способ сделать ребенка вундеркиндом . Чем раньше малыш научится читать, тем легче ему будет осваивать новую информацию, а,следовательно, в школе он будет намного успешнее остальных ребят.

Как учить ребенка читать?

Итак, речь разделяется на письменную и устную. Логично, что сначала люди научились говорить, а потом уже - писать. Однако, несмотря на последовательность, сам механизм усвоения как устной, так и письменной речи - одинаков. Это становится понятно, если рассмотреть процесс освоения речь с физиологической точки зрения.

Сначала ухо улавливает сказанное слово или предложение. Ухо разбивает звуки на набор импульсов, которые посылаются в мозг. В мозгу импульсы из уха опять соединяются и воспринимаются целым предложением или словом. Для письменной речи все точно так же: глаз видит написанное слово и посылает импульсы в мозг, а мозг расшифровывает увиденное.

В итоге понимание как устной, так и письменной речи зависит от мозга и того, как быстро он соединяет полученные импульсы в нужную картинку или звук.

В чем же суть обучения?

Когда нас обучали чтению, мы должны были сначала проанализировать все буквы, из которых состоит слово, а потом уже читать все слово целиком. То есть мы делали двойную работу, поэтому и учились медленно и долго. Методика Гленна Домана приравнивает скорость чтения скорости мысли .

На начальном этапе обучение чтению занимает около пяти секунд несколько раз в день. Мама показывает ребенку пять карточек со словами на них. Демонстрация каждой карточки занимает не больше секунды. После пятисекундного урока малыша обнимают и хвалят. Мотивация заставляет мозг ребенка интенсивно впитывать информацию, которую ему демонстрируют. В результате таких занятий малыш не только быстро усваивает большие объемы новой информации, но и тянется к знаниям, так как процесс обучения не превратился в рутину и интересен ему.

Не стоит забывать, что Гленн Доман создавал свою методику для детей до пяти-семи лет. Поэтому в более старшем возрасте она уже не будет эффективна. Наиболее эффективно обучение по Доману проходит в первые три года жизни малыша - тогда мозг развивается наиболее интенсивно.

Обучение ребенка по методике раннего развития поможет ему в наиболее краткие сроки научиться чтению. А этот навык не сможет исчезнуть с возрастом и будет полезен ребенку в любое время.

Кроме умения читать у ребенка разовьется прекрасная память . Он сможет запоминать и анализировать огромное количество текста и фактов. Хорошая память поможет ему и в освоении точных наук, он научится умножать в уме даже многозначные числа.

Можно сказать, что благодаря методике Гленна Домана вы сделает из своего ребенка не только успешного ученика, но и лидера коллектива. А эти навыки всегда пригодятся ребенку.

Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" – но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излишней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмотных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо – куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален – понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без – всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости– чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня – как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, деструктивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы вырываем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" – бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете – и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстракций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гениальности каждого ребенка – только благодаря ей и в значительной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на – звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы просто дадим ему новую игру – увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собственный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него – улыбке, коммуникабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

Мы, матери, – скульпторы,

а наши дети – это глина.

B.C. Стонер

«Естественное образование»

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чтению. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба – вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4 , это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удивительной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

5.Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.

7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готовностью, с какой он осваивает язык разговорный.

С какого возраста лучше начать.

Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, довольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-либо учиться?

Однажды, одна мама спросила известного специалиста по детскому развитию, с какого возраста ей следует начать обучать своего ребенка?

"Что ж, – сказал он – а когда родится ваш ребенок?"

"О, ему сейчас всего 5 лет" – ответила мать.

"Мадам, бегите быстрее домой, вы потеряли лучшие 5 лет его жизни" – сказал эксперт.

Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года. Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его читать, чем если бы ему было в. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче.

Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х).

Обучение вашего ребенка складывается из двух жизненно важных принципов; первый – это ваше отношение, ваш подход, второй – это объем и порядок материалов для чтения.

1. Родительское отношение и подход.

Учиться – это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненна необходимо, неизбежно и выше всего – это наиболее стимулирующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Самое важное правило, что оба – родитель и ребенок – должны радостно подходить к обучению чтению, как к забавной, желанной игре. Родителю никогда не следует забывать, что обучение – это наиболее интересная игра жизни, это не работа. Учение – это награда, а не наказание. Учение – это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителю необходимо все время помнить об этом и никогда не делать ничего, что разрушило бы это естественное отношение ребенка к учению.

Только дети, ведущие себя очень хорошо, должны получить возможность играть в игру обучения чтению. Те дети, которые плохо себя ведут и непослушны, не получают такой возможности. К тому же, если ваш ребенок плохо себя вел, не следует говорить ему, что он хороший мальчик, и что он может играть с вами, хотя на самом деле именно вам хочется поиграть. Ребенка просто так не проведешь. Он знает, что вел себя плохо и если после этого все же разрешить ему эту игру, он решит, что игра это своеобразное наказание. Если ребенок себя плохо вел в течение 3-х дней подряд, то он не должен играть с вами в течение всего этого времени, независимо от того, насколько родителю хочется самому поиграть в нее.

Второй важной вещью является то, чтобы определить временной промежуток, который можно играть в игру. Дело в том, что он должен быть очень коротким. Поначалу игра должна продолжаться 3 раза в день, но каждое занятие должно занимать всего лишь несколько секунд.

Чтобы понять, когда следует закончить каждое занятие, родитель должен развивать в себе чуткость. Вы должны хотя бы за мгновение предугадывать мысли ребенка и останавливать игру до того, как ребенок захочет оставить ее.

Если родитель сможет во время уловить этот момент, то ребенок будет просить родителя продолжать игру и родитель будет взращивать, а не разрушать естественное желание ребенка учиться.

Итак родителям следует помнить две вещи; первое – обучение это самая большая радость, чем что-либо еще, второе – что каждое занятие должно заканчиваться до того, как ребенку захочется его закончить.

Все материалы, используемые в обучении вашего ребенка читать, очень просты. Они основаны на многолетней работе и экспериментах очень большой группы ученых и исследователей, которые изучали, каким образом человеческий мозг растет и функционирует. Они разработаны на основании факта о том, что чтение – это функция мозга. Они признают н оценивают возможности н ограниченность маленького детского визуального аппарата и они продуманы для того, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности. Все материалы должны быть выполнены на достаточно плотном белом картоне для того, чтобы они не рвались при первом же использовании и прикасании к ним ребенка. Такой белый картон можно купить в специальных магазинах. Можно использовать большие ватманские куски, которые потом режутся до нужного, размера.

Необходимые слова должны быть расписаны яркими фломастерами, которые не стираются. Различные их марки продаются в магазинах. Текст должен быть написан аккуратно, чётко и разборчиво простыми, печатными буквами. Необходимо соблюдать поля, хотя бы в 1 см на карточках. Используемые материалы должны состоять из следующих компонентов:

1. Слова; "МАМА" ("MOMMY"), "ПАПА" ("DADDY"), имя вашего ребенка на отдельных карточках в дополнение к 12-ти другим словам, описанным на следующей странице под заголовком "Первый шаг". Эти карточки должны быть 15 см высотой и 60 см длиной. Буквы должны быть примерно 12 х 10 см с расстоянием около 1 см между ними. Они должны быть написаны красным фломастером и печатными буквами:

2.Двадцать основных Я-слов, (описанных на последующих страницах под заголовком "Второй шаг") тоже на белом картоне, примерно 12 см высотой и 60 см длиной и тоже красными печатными буквами примерно -10 см высотой:

3. Основные слова из окружающего ребенка мирза, описанные под заголовком "Третий шаг". Тоже белый картон, 3 см высотой и буквы около 5 см высотой:

4. Словарь по структуре предложений. Тоже отдельные карточки, примерно 8 см высотой, написанные черным печатным, шрифтом, буквы 5 см высотой;

5.Словарь предложений и коротких фраз. Фразовая карточка со словами, напечатанными черным простыми буквами около 2,5 см высотой. Эти карточки могут быть собраны воедино и сделаны в виде книжки, нанизанной на какое-нибудь кольцо или скрепленной скрепкой. Карточки могут быть довольно длинными, чтобы заключать в себе весь текст каждой страницы: Все будет описано в последствии.

6. Детская книжка, использующая ограниченный набор детских слов, отпечатанных черным простым шрифтом около 6-мм высотой.

Все материалы начинаются с больших красных широких букв и постепенно изменяются до черных обычных печатных буке нормального размера. Это делается затем, чтобы дать еще не установившемуся детскому аппарату возможность тоже взрослеть и усложняться в соответствии с усложнением изучаемого материала.

В начале большие буквы используются попросту потому, что их легче рассмотреть, а красный цвет, потому что он привлекает внимание маленьких.

Итак, переходим к конкретным разработкам»

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

Начните в то время дня, когда ваш ребенок наиболее восприимчив, отдохнувший и в хорошем настроении.

Для занятий используйте часть дома или комнаты, где очень мало отвлекающих факторов, как в визуальном, так и в слуховом отношении. Например, не надо включать радио и избегайте других звуков, звуковых сигналов, которые могут отвлекать ребенка. Используйте угол комнаты, в котором нет нагромождений мебели, пестрых ковров, картин или других объектов, рассеивающих внимание.

Теперь просто поднимите слово "МАМА" на расстояние вытянутой руки от ребенка и четко произнесите: "Здесь сказано "МАМА" (для обучающих только английскому слово "МАМА" следует заменить "MOMMY") .

Не давайте ребенку больше никаких указаний, не перетруждайтесь. Позвольте ему посмотреть на карточку не более 1 секунды.

Затем поднимите следующую карточку со словом "ПАПА" и скажите: "Здесь написано "ПАПА" ("DADDY")". Покажите еще три других слова в такой же манере, как и первые два. Не просите вашего ребенка повторять слова по мере вашего продвижения вперед. После пятого слова поцелуйте вашего ребенка, обнимите его и, вообще, покажите ему, что вы им очень довольны.

В течение первого дня повторите это 3 раза в. такой же манере, как описано выше. Занятия должны проводиться, как минимум, с получасовым перерывом.

Так первый день закончился и вы предприняли первый шаг, чтобы научить вашего ребенка читать. Сейчас это заняло у вас не более 3 минут за весь день.

На второй день повторите эту серию точно также 3 раза. Добавьте второй набор карточек из пяти новых слов. Теперь этот новый набор тоже должен быть просмотрен 3 раза в течение дня. Итак, у вас есть два набора и всего должно проводиться 6 занятий.

В конце каждого занятия скажите вашему ребенку, что он молодец, что он у вас очень умный, что вы им гордитесь, что вы его любите, и очень мудро с вашей стороны будет обнять его или как-то физически показать, что вы им очень довольны.

Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете доказывать ему слова с набором карточек больше, чем 3 раза в день, то ему это наскучит. Если вы будете показывать ребенку каждую карточку больше одной секунды, вы тоже утратите его внимание.

Никогда не проверяйте ребенка, это еще рано делать. Дети, как и взрослые, любят учиться, но ненавидят никаких проверок. Дело в том, что проверка и тест – это совершенно противоположно обучению, это полно стресса и неприятностей. Обучать ребенка – это давать ему приятный подарок, а проверять – это требовать как бы награду и деньги взамен. Чем больше вы будете проверять своего ребенка, тем медленнее он будет учиться и тем меньше он будет хотеть учиться. Чем меньше вы будете проверять, его, тем быстрее он учится и тем больше он хочет учиться.

Знание – это наиболее ценный подарок, который вы можете дать своему ребенку. Поэтому давайте ему знание великодушно, как вы даете ему еду. Если же вы будете проверять своего ребенка до того, как он сам захочет добровольно продемонстрировать вам то, что он выучил, то это неправильно.

Ни в коем случае не подкупайте своего ребенка, не давайте ему в награду никаких пирожных, конфет и тому подобного. Во-первых, с той скоростью и с тем темпом, с которым он будет обучаться за очень короткий период, вас просто не хватит и вы не сможете позволить себе покупать все эти сладости, во-вторых, это подорвет здоровье вашего ребенка. К тому же всякие сладости – это слишком низкая награда за такое достижение и это слишком несравнимо с той любовью, с тем уважением, которое вы показываете своему ребенку за то, что он учится.

На третий день добавьте третий набор карточек с еще пятью новыми словами.

Теперь вы обучаете своего ребенка трем наборам по 5 слов и каждый набор вы показываете 3 раза в день.

Итак, у вас и вашего ребенка сейчас а занятий по чтению, разбросанных в течение дня и они занимают всего несколько минут в целом.

Если до этого вы не проверяли своего ребенка, то может быть сейчас он вам добровольно продемонстрирует свои способности читать. Это может произойти спонтанно (произвольно), в любом случае, доверьтесь ребенку и его способностям.

Повторяйте этот процесс каждый день на 4-ый, на 5-ый, на 6-ой день.

На 7-он день вы можете дать своему ребенку возможность показать насколько хорошо он обучается. Выберите одно из его любимых слов, поднимите карточку перед ним и скажите очень медленно и четко; "Что это? "

Досчитайте до 10 про себя.

Если ваш ребенок назвал слово, вы должны показать буйный восторг и большую суету. Скажите ребенку, что он у вас молодец, что он очень яркий, талантливый, умный, что вы им гордитесь, что любите его очень. Опять-таки обнимите; и покажите ему физически свою любовь. Если же; вдруг ваш ребенок не отвечает или отвечает неправильно, просто скажите ему тоже с энтузиазмом "Это слово есть – ..." и продолжайте свое занятие, как ни в чем не бывало.

Если же вам или вашему ребенку это не нравится, этого делать не следует.

В любом случае такие проверки – это, в общем-то, для вас. Дело в том, что ребенок заинтересован в изучении новых слов, а отступление назад и проглядывание старых слов, которые он уже знает, это ему уже не интересно.

Первые 15 слов, которым вы научили своего ребенка, должны быть наиболее знакомые и наиболее приятные слова, из его окружения. Эти слова должны включать имена и названия членов семьи, непосредственно окружающих ребенка, родственников, каких-то животных, если они есть в семье, может быть любимой еды ребенка или каких-то предметов в доме, или любимых занятий ребенка. Конечно, мы не можем привести здесь подробный лист тех слов, которые следует включить, потому что они зависят непосредственно от каждой семьи в отдельности.

Единственный предостерегающий совет во всем этом процессе обучения, который мы должны дать вам, состоит в том, что нельзя наскучить ребенку.

НИКОГДА НЕ НАСКУЧИВАЙТЕ РЕБЕНКУ. ЕСЛИ БЫ БУДЕТЕ ПОКАЗЫВАТЬ ЧТО-ТО ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, ВЕРОЯТНЕЙ ВСЕГО ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ЕМУ ОЧЕНЬ СКУЧНЫ, НАДОЕДЛИВЫ И ЭТО ГОРАЗДО ХУЖЕ, ЧЕМ ИДТИ СЛИШКОМ БЫСТРО.

Помните о том, что ребенок в. это время учит какой-то сложный язык, например, португальский, поэтому не наскучьте ему. Всегда довольствуйтесь тем чего вы достигли. Ваш ребенок, вообще, учит язык, а это наиболее высокий из любых его достижений. К тому же он сейчас работает над самым сложным процессом, от которого будет зависеть вся его оставшаяся жизнь. Уже к данному моменту, с вашей помощью, он сделал две экстраординарных вещи:

1. Он натренировал свой визуальный аппарат и, что еще более важно, свой мозг для того, чтобы отличать один письменный символ от другого.

2. Он освоил одну из наиболее непонятных абстракций, с которыми ему когда-либо придется столкнуться в жизни, он научился читать слова. Ему придется столкнуться с еще только одной более непонятной абстракцией – это уже с индивидуальными буквами алфавита. Но это позже.

Несколько слов об алфавите. Многие могут спросить, почему "мы не начинаем обучение чтению с алфавита. Ответ на этот вопрос очень важен.

Дело в том, что в основе любого обучения лежит постулат о том, что оно должно начинаться с чего-то известного и конкретного н затем прогрессировать к чему-то новому, неизведанному, а уже после всего к чему-то совсем абстрактному.

Но ничего не может быть более абстрактным для мозгов двухгодовалого ребенка, чем буква "А". Только какие-то гениальные дети могут выучить это и понять.

Совершенно очевидно, что если бы 2-х летний малыш был способен к разумным научным аргументам, он бы не замедлил просить взрослых прояснить ему ситуацию.

Например, в том случае, когда вы показываете ему букву "А", он имеет право спросить вас, почему эта штука называется "А"? Что вы "ответите ему?

"Ха,– скажите вы, – это называется "А" потому что... ну это потому что, ну потому что, а-а-а, видишь ли, а-а-а, потому что, ну видишь ли, было необходимо, а-а-а, необходимо, а-а-а, придумать этот символ, чтобы, з-з-з, з-з-з, чтобы сделать этот звук, а-а-а, ну, который тоже был введен для того, чтобы, а-а-а"...

Так бы это продолжалось до бесконечности.

В конце концов, вы, наверное бы, просто сказали ребенку: "Хай, послушай дорогой, это "А" просто потому, что я взрослый, я это знаю, что "А" это "А". Это просто "А". В конце концов это тоже один из вариантов объяснения.

Но, к счастью, вам не приходится давать такие объяснения ребенку, потому что пока они исторически не могут понять почему "А" это "А", они, наверняка, понимают, что вы действительно взрослее и умнее их и, кстати, эта причина может их удовлетворить.

Но в любом случае, они справились с тем, чтобы выучить эти 26 визуальных абстракций и еще, более того, 26 звуковых абстракций, которые сопровождают их

Все это они изучают, не смотря на то, что обычно мы обучаем их читать в возрасте 5-ти или 6-ти лет, когда им становится гораздо труднее учиться.

Слава Богу, что мы достаточно мудры, чтобы не начать обучать, например, студентов медиков или юристов, или инженеров, или кого бы то ни было с таких жутких абстракций, потому что, будучи уже молодыми взрослыми, они бы никогда не выжили от этого.

Итак, ваш малыш уже управился с первым шагом, с ВИЗУАЛbHblM РАЗЛИЧЕНИЕМ и это очень ""важный шаг.

Вообще читать буквы это всегда очень сложно, потому что никто никогда не съел "А", или не поперхнулся "А", или не носил "А", или не открывал "А". Конечно, человек может съесть банан, поймать мяч, носить рубашку или открыть книгу. Но в то время, как буквы, составляющие, например, слово "МЯЧ", абстрактны сами по себе, мяч – реален, его можно поймать, бросить, играть с ним и гораздо легче выучить слово "МЯЧ", чем выучить просто букву "М".

А потом слово "МЯЧ", оно все-таки значительно отличается от слова "НОС" или от слова "МАМА". Эта разница гораздо значительнее, чем отличие буквы "А" от буквы "Б".

Эти два факта делают слова гораздо более легкими для чтения, чем буквы.

Дело в том, что буквы алфавита не являются составными частями чтения или письма. По крайней мере не более чем изолированные звуки являются составляющими слухового или разговорного восприятия. Слова являются основными частями языка. Буквы только техническая конструкция, материал, который склеивает слова. Это как дерево или как камень для конструкции какого-то здания. Это как кирпичики, доски или камни, из которых строится и возводится сама конструкция.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

Мы начинаем обучать маленького ребенка читать, используя слова о себе, потому что первое, что узнает ребенок о себе, это его тело. Его мир начинается изнутри и постепенно разворачивается наружу на восприятие внешнего мира. Это факт, известный педагогам с давних времен.

Несколько лет назад один талантливый педагог выразил с помощью нескольких магических букв то, что намного улучшило процесс обучения. Эти буквы были; "В", "З", "Т". Визуальное, звуковое, тактильное. Было показано, что дети лучше обучаются через комбинацию визуального ("В"), звукового ("3") и чувствительного ("Т"). Заглянув в глубь времен, мы обнаружим, что матери всегда, играя с детьми, приговаривали что-нибудь, типа: "Этот маленький поросеночек пошел на рынок, а этот маленький поросеночек остался дома", при этом они поднимали пальцы ног, показывая их детям (визуальный), произносили слова четко звуковой), чтобы ребенок мог их слышать, и зажимали пальчики ребенка, чтобы он мог почувствовать их (тактильный).

В любом случае мы начинаем со слов о себе. Эти слова уже меньшего размера, но все равно они еще довольно большие, простые и написаны красным.

Как и предыдущие слова, эту группу надо представлять по одному слову, в то же самое время, не открывая остальные.

Опять таки, ребенок должен быть в хорошем настроении, а предметы, его окружающие, не должны отвлекать его внимания.

Словарь о себе состоит из следующих 20-ти слов, каждое из которых написано на карточке высотой примерно, 12 см красным простым шрифтом, примерно 10 см высотой. Это следующие слова:


РУССКИЙ АНГЛ. РУССКИЙ АНГЛ. РУССКИЙ АНГЛ. РУССКИЙ АНГЛ.
РУКА XAND ГЛАЗ EYE ЗУБЫ TEETH ЯЗЫК TONGUE
КОЛЕНО KNEE СТУПНЯ LEG ЖИВОТ BELLY ПЛЕЧО SHOULDER
НОГА FOOT УХО EAR POT MOUTH
ГОЛОВА HEAD КИСТЬ ARM ЛОКОТЬ ELBOW
НОС NOSE БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ THUMB
ВОЛОСЫ НАIR ПАЛЕЦ FINGER
ГУБЫ LIPS
ПАЛЬЦЫ TOES

Теперь к уже имеющимся словам вы добавите еще два набора слов по 5 и того у вас будет всего 5 наборов слов или 25 различных слов, разбитых на наборы. Эти два новых набора слов как раз и будут из этого словаря о себе.

Теперь мы опишем систему, которую вам необходимо использовать при добавлении новых слов и изъятии уже старых.

В каждом наборе слов заберите одно какое-то старое слово, которое уже изучалось, как минимум, 5 дней и замените его новым. Например, ваши первые 3 набора ребенок видел уже на протяжении недели, поэтому можете? смело вынимать оттуда по одному слову и заменять их на новое. Из новых наборов через 5 дней тоже начинайте менять по одному слову в день. Делайте это каждый день.

В итоге, "вы будете обучать ребенка 25-ти словам ежедневно, разбитым на 5 раз по 5-слов в каждом. Каждый день ваш ребенок будет видеть 5 новых слов, по одному в каждом наборе, а 5 старых слов будут изъяты.

Старайтесь не показывать в одном наборе слова, начинающиеся с одной и той же буквы, например, "РОТ", "РУКА" (англ.: "HAIR", "HEND" и "HEAD") начинаются с одной буквы "Р" (англ. "Н"), поэтому не нужно показывать их подряд. Скорее всего, ребенок склонится к выводу о том, что рот – это рука, потому что слова оба начинаются с одного и того же знака и вообще похожи по написанию. Особенно такую ошибку могут допускать дети, которые уже были обучены алфавиту и знают его целиком.

Дело в том, что знание алфавита может вызвать определенный конфуз у ребенка. Например, обучая ребенка слову "РУКА" ("HEND" англ.), вы можете столкнуться с проблемой того, что ребенок узнает своего старого друга – букву "Р" и выкрикнет ее вместо того, чтобы прочитать слово целиком.

Опять-таки, вы должны помнить самое главное правило никогда не наскучивать ребенку.

Дело в том, что если ему скучно, наверняка причина в том, что вы идете слишком медленно. Ребенок должен обучаться очень быстро для того, чтобы ему хотелось снова и снова играть в игру.

Если вы идете в нормальном темпе, то примерно каждый день ребенок будет изучать по 5 новых слов. Он может даже изучать по 10 новых слов ежедневно. А если вы занимаетесь с ним с умом и энтузиазмом, то он может учить и больше.

Когда ваш ребенок выучил слова о себе, вы уже должны быть готовы перейти к следующему шагу в процессе обучения чтению. Он уже оставил два наиболее трудных шага позади себя. Если ребенок ваш до нынешнего момента занимался успешно, то вы столкнетесь с трудностью в том, чтобы отвлекать его от чтений. Ему захочется читать все дольше и больше.

Однако, прежде чем мы перейдем к описанию следующего шага е. обучении вашего ребенка читать, необходимо сказать несколько слов о маленьких детях, например, об однолетках, которые учатся читать, но еще не говорят.

Если вы начали обучать своего ребенка чтению с одного года или даже раньше, он может еще не говорить или произносить только ""МАМА" или одно-два других слова, и вполне возможно, что ребенок научится читать до того, как научится говорить. Мы видели тысячи детей, которые уже умеют читать множество слов, но которые еще не говорят их.

Даже среди взрослых как вы знаете, изучающие могут читать гораздо больше на новом втором иностранном языке, чем могут понимать из этого языка на слух. Помните о том, что ваш ребенок действительно учит совершенно НОВЫЙ язык.

Давайте представим, что вы начали обучение своего 6-ти месячного ребенка. Что же – это очень правильно, действуйте. Делайте это в той же манере, в какой бы вы обучали ребенка, который уже умеет говорить. Дело в том, что это будет гораздо легче для вашего 6-ти месячного малыша и труднее для вас.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

ТРЕТИЙ ШАГ. Домашний словарь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Словарь "Предложения - структуры".

ПЯТЫЙ ШАГ. Структурные фразы и предложения.

ШЕСТОЙ ШАГ. Читаем настоящую книгу.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Алфавит.

Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излишней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмотных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, деструктивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы вырываем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстракций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гениальности каждого ребенка - только благодаря ей и в значительной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы просто дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собственный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, коммуникабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

Как научить вашего ребенка читать.

Мы, матери, - скульпторы, а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чтению. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4, это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удивительной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

5.Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.

7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готовностью, с какой он осваивает язык разговорный.

С какого возраста лучше начать.

Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, довольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-либо учиться?

Однажды, одна мама спросила известного специалиста по детскому развитию, с какого возраста ей следует начать обучать своего ребенка?

"Что ж, - сказал он - а когда родится ваш ребенок?"

"О, ему сейчас всего 5 лет" - ответила мать.

"Мадам, бегите быстрее домой, вы потеряли лучшие 5 лет его жизни" - сказал эксперт.

Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года. Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его читать, чем если бы ему было в. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче.

Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х).

Обучение вашего ребенка складывается из двух жизненно важных принципов; первый - это ваше отношение, ваш подход, второй - это объем и порядок материалов для чтения.

1. Родительское отношение и подход.

Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненна необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимулирующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Самое важное правило, что оба - родитель и ребенок - должны радостно подходить к обучению чтению, как к забавной, желанной игре. Родителю никогда не следует забывать, что обучение - это наиболее интересная игра жизни, это не работа. Учение - это награда, а не наказание. Учение - это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителю необходимо все время помнить об этом и никогда не делать ничего, что разрушило бы это естественное отношение ребенка к учению.

Только дети, ведущие себя очень хорошо, должны получить возможность играть в игру обучения чтению. Те дети, которые плохо себя ведут и непослушны, не получают такой возможности. К тому же, если ваш ребенок плохо себя вел, не следует говорить ему, что он хороший мальчик, и что он может играть с вами, хотя на самом деле именно вам хочется поиграть. Ребенка просто так не проведешь. Он знает, что вел себя плохо и если после этого все же разрешить ему эту игру, он решит, что игра это своеобразное наказание. Если ребенок себя плохо вел в течение 3-х дней подряд, то он не должен играть с вами в течение всего этого времени, независимо от того, насколько родителю хочется самому поиграть в нее.

Второй важной вещью является то, чтобы определить временной промежуток, который можно играть в игру. Дело в том, что он должен быть очень коротким. Поначалу игра должна продолжаться 3 раза в день, но каждое занятие должно занимать всего лишь несколько секунд.

Чтобы понять, когда следует закончить каждое занятие, родитель должен развивать в себе чуткость. Вы должны хотя бы за мгновение предугадывать мысли ребенка и останавливать игру до того, как ребенок захочет оставить ее.

Если родитель сможет во время уловить этот момент, то ребенок будет просить родителя продолжать игру и родитель будет взращивать, а не разрушать естественное желание ребенка учиться.

Итак родителям следует помнить две вещи; первое - обучение это самая большая радость, чем что-либо еще, второе - что каждое занятие должно заканчиваться до того, как ребенку захочется его закончить.

Все материалы, используемые в обучении вашего ребенка читать, очень просты. Они основаны на многолетней работе и экспериментах очень большой группы ученых и исследователей, которые изучали, каким образом человеческий мозг растет и функционирует. Они разработаны на основании факта о том, что чтение - это функция мозга. Они признают н оценивают возможности н ограниченность маленького детского визуального аппарата и они продуманы для того, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности. Все материалы должны быть выполнены на достаточно плотном белом картоне для того, чтобы они не рвались при первом же использовании и прикасании к ним ребенка. Такой белый картон можно купить в специальных магазинах. Можно использовать большие ватманские куски, которые потом режутся до нужного, размера.

Необходимые слова должны быть расписаны яркими фломастерами, которые не стираются. Различные их марки продаются в магазинах. Текст должен быть написан аккуратно, чётко и разборчиво простыми, печатными буквами. Необходимо соблюдать поля, хотя бы в 1 см на карточках. Используемые материалы должны состоять из следующих компонентов:

1. Слова; "МАМА" ("MOMMY"), "ПАПА" ("DADDY"), имя вашего ребенка на отдельных карточках в дополнение к 12-ти другим словам, описанным на следующей странице под заголовком "Первый шаг". Эти карточки должны быть 15 см высотой и 60 см длиной. Буквы должны быть примерно 12 х 10 см с расстоянием около 1 см между ними. Они должны быть написаны красным фломастером и печатными буквами:

2.Двадцать основных Я-слов, (описанных на последующих страницах под заголовком "Второй шаг") тоже на белом картоне, примерно 12 см высотой и 60 см длиной и тоже красными печатными буквами примерно -10 см высотой:

3. Основные слова из окружающего ребенка мирза, описанные под заголовком "Третий шаг". Тоже белый картон, 3 см высотой и буквы около 5 см высотой:

4. Словарь по структуре предложений. Тоже отдельные карточки, примерно 8 см высотой, написанные черным печатным, шрифтом, буквы 5 см высотой;

5.Словарь предложений и коротких фраз. Фразовая карточка со словами, напечатанными черным простыми буквами около 2,5 см высотой. Эти карточки могут быть собраны воедино и сделаны в виде книжки, нанизанной на какое-нибудь кольцо или скрепленной скрепкой. Карточки могут быть довольно длинными, чтобы заключать в себе весь текст каждой страницы: Все будет описано в последствии.

6. Детская книжка, использующая ограниченный набор детских слов, отпечатанных черным простым шрифтом около 6-мм высотой.

Все материалы начинаются с больших красных широких букв и постепенно изменяются до черных обычных печатных буке нормального размера. Это делается затем, чтобы дать еще не установившемуся детскому аппарату возможность тоже взрослеть и усложняться в соответствии с усложнением изучаемого материала.