Рекомендации для родителей замкнутых детей дошкольников. Действительно ли ваш ребенок замкнут или это особенность характера

Детская замкнутость – что делать родителям, когда они обнаружили, что их малыш сторонится людей. Ребенок не может подружиться ни с кем из сверстников, избегает вопросов на эту тему и всё больше замыкается от мамы и папы, детей, окружающего мира? Взрослые не всегда сразу могут найти правильные методы воспитания, которые помогут малышу справиться с возникшими трудностями. И самая большая сложность состоит в определении почвы, на которой возникла психологическая проблема.

Детская замкнутость – причины и последствия

Развитие коммуникативной закрытости может быть вызвано разными факторами, но в большинстве случаев оно является последствием ошибок в воспитании ребёнка:
  1. Напряжённая атмосфера дома, частые ссоры родителей, их негативное отношение друг к другу и к малышу заставляют маленького члена семьи «прятаться» в свой «панцирь».
  2. Мама, папа мало времени и внимания уделяют крохе.
  3. Ребёнок не имеет возможности общаться, играть с другими детьми.
Единственной естественной формой замкнутости у детей является интроверсия, которая связана с психоэмоциональными особенностями развития. Есть ряд особенностей в поведении малыша, которые являются признаками наличия психологических преград в общении и социальной адаптации:
  • у ребёнка нет ни одного друга;
  • он избегает взрослых и в кругу детей всегда находится в стороне;
  • мало говорит, его речь тихая;
  • не делится с родителями своими переживаниями, не высказывает своё мнение;
  • при разговоре старается убрать руки за спину или в карманы, жестикуляция при этом отсутствует.
Некоторые родители не придают большого значения детской замкнутости, списывая всё на характер, возраст, надеясь, что ребёнок перерастёт. В то время как ребёнок испытывает страх перед общением, не умеет находить общий язык с людьми и от этого испытывает серьёзный дискомфорт. Он боится поступить неправильно, получить отказ. Без своевременной помощи замкнутость может в будущем обернуться для малыша большими психологическими и социальными проблемами: комплексы; недовольство собой; неспособность к самореализации и взаимодействию с обществом, к созданию прочных личных отношений; одиночество.

Как воспитывать замкнутого ребёнка?

Научить малыша преодолевать внутренние барьеры, жить без страха, доверять окружающему миру и людям помогут следующие рекомендации психологов:

  • Не жалейте для крохи похвалы и поддерживайте каждый раз, когда он пытается подружиться с другими детьми, ведь для этого ему приходится собирать волю в кулак и прилагать большие душевные усилия.
  • Общайтесь, играйте с малышом, демонстрируйте ему свою любовь, чтобы он научился верить в себя.
  • Не применяйте в воспитании методы жёстких ограничений, давления на детскую психику. Объяснения, спокойный рассказ, умение договариваться научат ребёнка быть гибким в общении, способным выслушать, понять собеседника, а значит, и способным дружить.
  • Предоставьте малышу право быть ребёнком, немного непослушным, непоседливым, но активным, любознательным и счастливым. Только так он научится быть самостоятельным, уверенным, коммуникабельным.
Проблема в общении – не единственное последствие детской замкнутости. Это будет препятствовать малышу в учёбе; отразится на выборе профессии, поиске работы и в личных отношениях. Но если выбрать правильные методы социального, интеллектуального, личностного воспитания, ребёнок раскроется, поверит в себя и многого добьётся в жизни. Это вам скажет каждый преподаватель Школы устного счёта Соробан, где даже самые застенчивые дети становятся общительными, успешными и необыкновенно талантливыми. Читайте ещё:

Как быть, когда дети плохо идут на контакт?

Почему ребенок ведет себя закрыто в своей собственной семье?

Эти вопросы очень часто задают взрослые люди, обращаясь за профессиональной психологической помощью.

В данном материале рассмотрены пути, которые позволят родителям сформировать доверительные отношения с детьми и заложить основу для уверенной жизненной позиции и адекватной самооценки ребенка.

Первая часть статьи посвящена ранним истокам замкнутости, во второй части перечислены причины, связанные с жизненными ситуациями, возникающими в семьях, в заключении - полезная информация, связанная с профилактикой.

В каком возрасте родители могут обнаружить то, что их малыш замкнут?

Обычно это происходит, когда, увидев его в социуме, они приходят к выводу, что ребенок отличается от уверенных и смелых детей. Более четко это заметно в возрасте от двух лет и старше.

Мамам и папам становится обидно и неприятно. К этому может быть добавлено и мнение воспитателя (преподавателя) дошкольного заведения, в котором он достаточно категорично может заявить: «Ваш ребенок ни с кем не хочет играть!», «Ему ничего неинтересно!» и многое другое…

Каковы причины такого поведения?

Многие опытные мамы, имеющие не одного ребенка, могут отметить, что кто-то из детей с первых минут требовал постоянного внимания к себе, а другой ребенок был очень спокойным и позволял маме заниматься делами. Можно констатировать здесь особенности природы темперамента каждого из детей.

Возникает вопрос: поведение какого ребенка более комфортно для родителей - спокойного или активного? Ответ будет практически единогласным: «Пока он грудничок, лучше бы было, чтобы побольше спал, давал маме отдохнуть и работать по дому».

Но нужно учитывать один серьезный нюанс: побуждать ребенка к совместным действиям, окружать его теплом и положительными эмоциями - это одна из главных профилактик замкнутости детей. И она должна работать уже в том самом грудном возрасте.

Работая со взрослыми людьми, которые приходили с проблемами закрытости, замкнутости и неуверенности, можно часто услышать их воспоминания о своем детстве: «Я не создавал родителям никаких проблем. Где меня посадят, там и сидел. Сам придумывал во что играть. Я был удобным ребенком… Я не замечал, что мне одиноко. Такая модель была для меня нормой. Взрослея, я стал понимать, что мои родители не давали мне тепла, мало обращали внимания на то, что я чувствую. Сейчас они хотят, чтобы я открыто рассказывал им о своих делах. Но я не могу… и не хочу… мои дела их стали интересовать слишком поздно…».

Активный ребенок, требуя постоянного внимания к себе, свою позицию укрепляет. И замечательно, если взрослые направляют его энергию в конструктивное русло и вносят разнообразие в его виды игровой деятельности. Вырастает вполне гармоничный человек.

Но если эту активность грубо пресекать, не обращая внимания на потребности малыша, и не давать возможности ему проявлять себя, то внутренняя неудовлетворенность и обиды на родителей будут переходить в агрессию, которая в пассивном состоянии может проявлять себя как замкнутость, а в активном режиме приводит к серьезным сложностям в отношениях. Особенно ярко это бывает в подростковый период.

Отсюда вывод:
замкнутым может стать как спокойный по своей природе ребенок, так и активный.

Не во всех случаях истоки закрытой позиции берут свое начало в раннем детстве. Рассмотрим другие причины:

  • Влияние взаимоотношений родителей. Предположим, взрослые столкнулись с серьезной проблемой, которая может привести к бракоразводному процессу. Мало каким семьям удается защитить от этой опасной информации детей. Они становятся свидетелями, а то и участниками, семейных конфликтов.
    Психика ребенка очень тонкая и уязвимая. Чаще всего в результате подобных сцен дети остаются наедине с собой и со своими переживаниями по той причине, что мама плачется подругам, получая от них поддержку, а папа расслабляется как минимум пивом в окружении друзей. Таким образом, взрослые разрядились, а ребенок остался в том же напряжении…
    Когда апогей конфликта доходит до развода, меньше всего в это время учитывается психологическое состояние ребенка. Родители, окунувшись в свое горе, по инерции могут выполнять обязанности и обязательства, но не учитывают важный нюанс: ребенку в это время особенно нужны внимание, поддержка, эмоциональное тепло и выражение чувств обоих родителей.
  • Второй брак. Дети тяжело переносят появление в их доме нового человека. Если родителей они не ревновали друг к другу, то с появлением отчима (мачехи) может появиться целый букет негативных переживаний и чувств (обида, ревность, гнев, агрессия и многое другое). Это важно понять и помочь ребенку.
    Первое, что необходимо - это выслушать без критики и оценочности.
    Второе - набраться терпения и ответить по-доброму и позитивно на все сомнения и вопросы.
    Ну, и третье - не забыть, что детям важно всегда ощущать свою значимость в семье.
  • Занятые родители. Нередко обращаются семьи, в которых между родителями полное согласие и понимание. Они дружны между собой, с энтузиазмом занимаются обеспечением своей семьи самыми лучшими благами. У детей все налажено: учеба в престижном заведении, кружки, репетиторы, няни, водители и т. д. Но их ребенок-подросток стал грубить, не желает идти на контакт.
    Выясняется, что корни проблемы ведут еще в начало школьной жизни, в то время, когда разговоры родителей с ребенком были ограничены просмотром дневника и выяснением причин полученной оценки (например, четверки или тройки), а то, что происходило вне урока, на переменах и после школы у ребенка не спрашивали.
    Начал расти барьер. Именно он и не позволил ребенку рассказать о том, что у него есть проблемы со сверстниками и довольно давно. Примеры высказываний подростков: «У меня не спрашивали о том, что я переживаю! Этого не замечали. А когда я сам начинал говорить, могли посмеяться и сказать, что проблемы никакой нет, или даже недослушать!», «Меня критиковали, если в какой-то ситуации я показался слабым! Мне не подсказали, как исправить, говоря, что должен сам уладить!».

Нить доверия между родителями и детьми формируется просто:

  1. Игры и положительные эмоции - это фундамент, который закладывается с рождения.
  2. Совместное познание мира посредством сказок, изучения интересной информации, просмотра полезных мультфильмов, детских фильмов и передач предполагает еще и яркое обсуждение, в ходе которого взрослые помогают понять что-то глубже и тем самым учат детей анализировать и высказывать свое мнение.
  3. Разговоры должны иметь широкий спектр тем : от того, как проходил день вне дома, до обсуждений событий и идей, которые интересны всей семье.
  4. Чем взрослее ребенок, тем больше ему хочется признания. Грамоты, дипломы и все другие атрибуты - это прекрасно! Но не менее важным является то, чтобы у детей было право высказывать свое мнение, а взрослые принимали его во внимание.
  5. Свою значимость ребенок очень хорошо ощущает, если с ним советуются и отмечают ценность его мыслей.

Некоторые родители путают замкнутость и неуверенное поведение ребенка в социуме, хотя грань очень четкая. С закрытыми детьми даже близким бывает сложно выстраивать общение, а неуверенные, стеснительные дети дома ведут себя свободно, достаточно открыто, а в новой обстановке теряются и не могут первыми идти на контакт.

В этих случаях детям важно предоставлять возможность как можно больше быть в социуме. Курсы ораторского, актерского мастерства и любое другое групповое обучение будет способствовать раскрепощению ребенка.

Психика детей - это чистый сосуд. К сожалению, он бывает наполнен колючками и гвоздями. Но у нас, взрослых, есть прекрасная возможность заполнить его кристально чистой водой, а может, и драгоценными камушками, которые будут сиять и переливаться. Именно так сверкают глаза детей, у которых собраны самые лучшие впечатления об их еще пока маленькой детской жизни!

Юлия Пусева
Если ребенок замкнут. Причины замкнутости

Если ребенок замкнут . Причины замкнутости

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами . Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения : с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка , грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком . Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете не довольство его поступками, внушаете, что он все делает не так : слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит, не так ходит, не так сидит.

Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку , тогда и он перестанет замыкаться в себе.

Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или заявляют, что им это неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.

Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятостью работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее. Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями.

Представьте себе такую ситуацию : возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок : «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит : «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается : «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит : «Красиво» . Мальчик просит : «Папа, а давай вместе порисуем» . А папа, включая телевизор, отвечает : «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай» . Дальнейшие уговоры ребенка отец упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату. А это может серьезно повредить не только общему развитию малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела. Кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если случаи невнимания к ребенку происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке , постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять , что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять : если мама вместо того , чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными.

Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие : родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть. Главное - не кричите на ребенка , а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном.

Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, чтобы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, малыш нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа - самый сильный на свете и мама - самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка .

Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, малыш не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего - исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка , что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя» , старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка , а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.

Частая причина обращения за консультацией психолога для подростков – отчуждение от родителей, ребёнок замыкается в себе. Это вызывает беспокойство, ведь в жизни ребенка происходит что-то, о чем взрослые не имеют понятия. Родители готовы вкладывать время и силы в восстановление контакта. Нередко они справляются с задачей самостоятельно, но в некоторых случаях консультация психолога ребенку и родителям просто жизненно необходима, чтобы восстановить отношения.

Почему ребенок замыкается в себе?

Стремление к общению естественно для подростков. Как правило, они легко заводят новых друзей, устраивают посиделки в компаниях, придумывают общие развлечения. Даже попадая в новый коллектив, многие дети без проблем адаптируются.

А вот желание остаться в полном одиночестве – это тревожный сигнал. Значит, ребенок страдает от повышенной эмоциональности, низкой самооценки, агрессии или стеснительности.

Причины замкнутости могут быть любыми – от психологического или физического насилия до к какому-то члену семьи. Разобраться в этом поможет доверительная беседа с ребенком. Если же он не готов открыться, стоит обратиться к .

В каких формах может выражаться замкнутость?

Само понятие «замкнутость» означает, что человек заключает себя в некие рамки и ограждает от общения с другими людьми. Это состояние сопровождается одним или несколькими признаками:

  1. Молчаливость. Люди разные: кто-то общается больше, а кто-то меньше. У каждого свои привычки и манеры. Если ребенок стал менее общительным, гораздо , стал чаще молчать, отвечает на вопросы кратко и односложно, не вступает в диалоги без крайней необходимости, на это стоит обратить внимание. Есть смысл записаться на психологическую консультацию с ребенком.
  2. Скрытность. Далеко не каждый человек (независимо от возраста) стремится рассказывать о себе. Некоторые люди настолько скрытны, так редко проявляют эмоции, что кажутся неспособными к сопереживанию. Возможно, то, что ребенок не делится информацией с окружающими, было б не так уж плохо, если бы не одно «но». Сами дети и подростки могут испытывать страх. Они не могут преодолеть барьер и рассказать о своих переживаниях родителям, хотя очень нуждаются в этом.
  3. Агрессия. Ограничивая общение, ребенок испытывает потребность в нем, страдает. Свои неудовлетворенные желания он может выражать в агрессивной форме – грубости, несдержанности, недоброжелательности, стремлении ломать, уничтожать вещи, бить сверстников. Ребенок начинает ненавидеть мир за равнодушие к нему. Таким детям и подросткам психологическая помощь нужна обязательно.
  4. Страх. Самый опасный признак, который может проявлять замкнутый ребенок, это страх. Он способен полностью завладеть подростком и нередко толкает на неадекватные поступки. Их реакции на любые раздражители становятся непредсказуемыми. Маленькие дети могут прятаться или плакать. В подобных случаях необходима помощь психолога ребенку.

Когда нужна психологическая помощь детям?

Если вы отметили один или несколько признаков, перечисленных выше, постарайтесь : больше гуляйте, делайте домашнюю работу вместе, общайтесь. Не критикуйте и не ругайте ребенка или подростка за его «странные» реакции. Постарайтесь понять, какие мотивы им движут.

Помните, вам не помогут «проверенные временем» жесткие методы – наказания или нотации. Самое лучшее, что вы можете сделать, это стать своему ребенку настоящим надежным другом. Старайтесь понять и принять его увлечения, музыку, друзей (если, конечно, речь не идет о «дурной компании», где принято выпивать или курить).

Если видите, что не справляетесь, не паникуйте и не вините себя. Обратитесь в наш психологический центр. Мы поможем вам разобраться в причинах замкнутости ребенка или подростка. Грамотная детская психологическая помощь – это именно то, что нужно, чтобы наладить гармоничные взаимоотношения.

Наши телефоны есть на сайте. Просто позвоните и запишитесь на консультацию!

    Похожие записи