Что должен знать мальчик в 5 лет. Домашнее воспитание ребенка

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади ( и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.


Вашему ребенку пять лет. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. У вас еще есть время скорректировать и закрепить навыки, приобретенные ребенком.

Порой родители недоумевают, отчего их ребенок не похож на них: в нем нет их сосредоточенности, аккуратности, стремления к познанию нового. От кого же унаследовал малыш капризность и лень?

А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Ведь воспитывать — это не только назидать, но и помогать ребенку в познании окружающего мира, содействовать ему, попросту научиться разговаривать с ребенком на его языке — на языке игры.

В процессе игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания в самых разных областях: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника.

Игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно когда они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать). В игре формируются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Позвольте своему ребенку развивать игровую фантазию. Разрешите ему пользоваться разнообразными (ненужными на ваш взгляд) вещами: тряпочками, палками, железяками и прочим хламом. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Помогите ребенку, поощряя его достижения. Существует золотое правило: поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению.

Внимание.

– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

– Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

– Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

– Копировать в точности узор или движение.

– Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

– Не путает понятия «вчера» и «завтра», «завтрак», «ужин», а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

– Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

– Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

– Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

– Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

– Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

– Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

– Складывать пазлы без посторонней помощи.

– Закончить предложение, используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то мама…», «Если два больше одного, то один…» и т. д.

– Определять последовательность событий по картинкам – что вначале, что потом.

Память.

– Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

– Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

– Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

– Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

– Запоминать считалочки и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

– Запоминает фразы из 5 – 7 слов, например: «У Игоря много игрушек и есть красивая большая машинка».

– Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мелкая моторика.

– Аккуратно вырезать картинки.

– Писать буквы и числа.

– Дорисовывать недостающие детали к картинке.

– Бить молотком по гвоздю.

– Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

– Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

– Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

– Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

– Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

– Хорошо бегает. Умеет пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до 300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

– Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

– Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

– Хорошая координированность движений — если попросить ребенка закрыть глаза и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена, он с легкостью и безошибочностью сделает это.

– Хорошо играть с мячом, достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

– Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой доске, может кувыркаться, раскачиваться на качелях.

– Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

– Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

– Пишет цифры от 0 до 10,

– Соотносит цифру с количеством предметов.

– Умеет из неравенства делать равенство.

– Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

– Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.

– Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

– Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

– Ориентируется на листе бумаги.

– Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Развитие речи.

– Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

– Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

– Определять количество слогов в словах,

– Пересказывать небольшие рассказы..

– Активный словарь 2-3 тысячи слов.

Пассивный словарь – 14 тысяч слов

– Составлять предложения из предложенных слов, например: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.

– Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.

– Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

– Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

– Выразительно исполнять , с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

– Составлять предложения из 3-4 слов.

– Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

– Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

— Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

– Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

– Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

– Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

– Отличать хищных животных от травоядных.

– Отличать перелетных птиц от зимующих.

– Отличать садовые цветы от полевых.

– Отличать деревья от кустарников.

– Называть явления природы.

– Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

– Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

– Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

– Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

– Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

– Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

– Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

– Чистить зеркала, если они низко расположены.

– Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

– Вежливо отвечать на телефонные звонки.

– Помогать по уходу за двором.

– Оплачивать мелкие покупки.

– Помогать папе мыть машину.

– Помогать выносить мусор.

– Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

– Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

– Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности :

– Потребность в общении со сверстниками.

– Творческая активность.

– В движении

– В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

– Взаимоотношения с людьми

– Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность :

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста :

— Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

— Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

— Общение со сверстниками внеситуативно — деловое.

— Половая идентификация.

— Появление творческой активности во всех видах деятельности.

— Развитие фантазии.

— Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое. Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

— Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

— Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых :

— Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах деятельности.

— Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

— Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

— Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

— Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

— Обучать детей планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение, как предпосылку у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Если ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек - 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками - важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет - основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение - подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры - очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Комментарии 1 Поделиться:

К пяти годам у детей физическое и психологическое развитие переходит на следующую фазу, они становиться окрепшими. Нервно воспринимают, во что им одеваться и как выглядеть, начинают смотреть на себя, сравнивают с другими. Начинает развиваться нервная система, что существенно влияет на поведение. Нервно относятся к спорам, где приходится отстаивать точку зрения, однако, не капризничая, а наоборот, как взрослые люди, приводя доказательства. В это время ребенок физически активен и силен. Может пробежать 200, а то и 300 метров и не устать. В 5 лет хорошо развита координация движений, они ловки и легко справляются с такими задачами, как поймать мяч или ударить, при этом, не промахиваясь.

В пять лет у детей хорошая память, неважно мальчик это или девочка. Благодаря феноменальной памяти, дети способны запомнить только что услышанное слово неважно русское оно или английское. Малыш может запоминать большие стихотворения, смысл которых может даже не понимать. Он нервно стремиться узнать у взрослых, что обозначает то или иное слово. Примерный запас слов составляет – 2500 слов. У него получается довольно просто и понятно излагать мысли. При этом он уже не путается в понятиях, а если допускает ошибку, то стремиться ее исправить.

Уход за пятилетним малышом

В пять лет ребенок уже умеет чистить зубы, поэтому ему уже можно давать пасту. Многие педиатры советуют душ по утрам, что пойдет на пользу в будущем. Благодаря утреннему душу, малыш сможет получить заряд бодрости на весь день, а также постепенно будет закаляться. В этом возрасте стоит приучать аккуратно, относиться к своим вещам. Например, нужно научить малыша вешать одежду на спинку стула, после того, как он ее снял. Данная процедура имеет несколько преимуществ – это приучение к опрятности и не мятая одежда, которую не нужно искать по всей комнате.

Можно приучить умывать лицо мылом. Это выглядит примерно так: нужно сказать ему, а лучше показать, чтобы он закрыл глаза и аккуратно, не растирая кожи, наносил мыльный раствор на лицо. Для этого нужно использовать дорогое мыло, либо какое-нибудь очищающее средство, безопасное для нежной кожи.

Рацион пятилетнего ребенка

Рост ребенка начинает замедляться, если его сравнивать с первыми годами жизни. Поэтому нужда в калорийной пище пропадает, а вот пища с жирами и белком наоборот становиться необходима. Калорийность дневного питания должна быть равна 2000 калорий. На белки и жиры в рационе должно приходиться поровну. Данная система питания не будет перегружать организм, в тоже время чувство голода пропадет надолго. Также стоит обращать внимание на присутствие в рационе фруктов и овощей, лучше чтобы они были по сезону. Особенности детского рациона необходимо учитывать, чтобы его пищеварительная система была здоровой, что также влияет на развитие личности.

Распорядок дня малыша

В 5 лет необходимо приучать к порядку в доме. Особенностью этого возраста считается то, что большинство детей с удовольствием спешат на помощь взрослым, например, пыль протереть, убрать игрушки, помыть посуду. Именно поэтому в список дел на день нужно обязательно включить уборку. Для этого придется ограничить время на игры и развлечения. Если малыш ходит в секции или кружки, тогда это стоит учесть, а вот время, затраченное на дорогу до этих мероприятий можно чем-то заполнить, например, разучивать стихи или просто рассказать что-то новое. В режим необходимо включить четырех разовое питание и дневной сон, длительностью от 1,5 до 2 часов в день, игры и прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет

Чтобы развить хорошую речь у детей, уже в пять лет с ним нужно заниматься скороговорками и считалочками. Для этого их необходимо проговаривать, сначала медленно, а затем увеличивая с каждым разом темп. Благодаря таким тренировкам малыш будет говорить лучше, у него будет хорошая дикция и отличное произношение. Сегодня существуют специальные считалочки, повторяя которые, можно научиться говорить и считать. Необходимо также приступить к изучению букв, для этого можно подыскать подходящие игры, буквари и азбуку.

Для развития логического мышления у малыша подойдет одна очень хорошая игра – найди лишний предмет или слово. Для этой игры можно подобрать несколько картинок, например, это могут быть картинки с животными или любимыми персонажами.

Нужно познакомить детей с цифрами, для этого можно купить интересные раскраски, где для получения числа необходимо соединить точки в определенной последовательности.

Игры и игрушки пятилетнего ребенка

С этого возраста дети все чаще стараются проводить время со своими сверстниками. В компании таких же мальчишек и девчонок будет интересно любому, ведь они вместе могут играть в такие игры, как:

  • дочки-матери;
  • войнушка;
  • школа.

Они зачастую делают в играх собственные правила, вводят денежную валюту – это могут быть фантики или какие-либо бумажки, их также можно распечатать на принтере или приобрести в книжном магазине. Дети так втягиваются в процесс, что игра порой может продолжаться часами.

В 5 лет детей уже можно отдавать в спортивные секции и школы, благодаря чему можно быть всегда в отличной физической форме. При их выборе стоит учесть желание ребенка и его способности. К этому возрасту подходят, такие секции, как:

  • фигурное катание, подходит для мальчиков и девочек;
  • гимнастика для девочек;
  • легкая атлетика для всех;
  • плавание в бассейне для мальчиков и девочек;
  • хоккей для мальчиков;
  • футбол, в который сегодня берут всех подряд,
  • единоборства, больше подходит для мальчишек.

Кроме спортивных секций, есть еще музыкальные и танцевальные секции и кружки. Детей можно записать в музыкальную школу на специальность фортепиано или отвести в танцы, если он любит двигаться. Если малыш талантлив в художественной деятельности, то самое время отвести его в художественную школу или школу искусств. Не нужно уговаривать или принуждать к посещению занятий, на которые ходить у него нет желания. Это может привести к скандалу и нервному состоянию ребенка, что нежелательно скажется на психофизическом развитии.

Одним из любимых занятий с самого раннего возраста остаются лепка из пластилина и рисование, собирание пазлов, чтение сказок с любимыми героями, складывание из кубиков. Детей также привлекает прослушивание детских песенок, часто они сами их напевают. Некоторые ребятишки увлекаются коллекционированием, например, фантиков от конфет или разных жетончиков. Многие ребята очень продвинуты и уже в пять лет с компьютером на «ты», особенно это касается мальчиков, они любят поиграть в компьютерные игры на тему войны и разных стрелялок. Родителям стоит следить за тем, сколько времени дети проводят за монитором, ограничивать время за ним до 30 минут в день. Частое время провождение за компьютером, серьезно отразиться на его нервах.

Домашнее воспитание ребенка

В пять лет ребенка нужно учить правилам, как дома, так и в людных местах. Объяснить это нужно, в детстве, так чтобы он понял, чтобы со временем родителям было не стыдно за поступки своих чад.

Часто дети грубят родителям, пытаются устанавливать в доме свои правила. Не нужно из-за этого кричать и ругаться. Нужно просто поговорить с малышом и объяснить, что так делать не хорошо, что он огорчил маму. Такими действиями можно вызвать чувство стыда, только тогда он сможет раскаяться. Не стоит заставлять его насильно брать вину на себя, он должен подойти к этому самостоятельно. Родителям нужно на собственном примере показать, какими должны быть взаимоотношения между родными в семье. Если папа кричит на маму, а она в нервном состоянии бьет посуду. Требовать от детей хорошего поведения в этом случае бесполезно. В этом возрасте у ребенка развивается нервная система, поэтому такое поведения родителей может губительно сказаться на его психике.

Кроме этого ребенка обязательно нужно научить хорошим манерам, это сформирует его развитие личности. Следует рассказать, как нужно обращаться к старшим. При встрече со знакомыми, говорить «Здравствуйте», а при встречах с друзьями, сверстниками «привет», прощаясь говорить «пока». Стоит также научить говорить – «спасибо», «пожалуйста», чтобы он мог вежливо попросить о помощи и наоборот поблагодарить за нее. Во время воспитания можно пользоваться методами психологического воздействия — поощрения и наказания.

Наставления для родителей

Пять лет – это первый юбилей любимого малыша. Замечали ли вы, как меняются привычные особенности детей. На любом этапе развития личности могут возникнуть некоторые проблемы и сложности. Стоит знать о них, чтобы правильно себя повести, когда они возникнут. К примеру, в пятилетнем возрасте у мальчиков и девочек есть такая особенность, связанная с фантазией.

Если вы заметили, что ребенок великий выдумщик не стоит это нервно воспринимать и говорить, что это ложь. Наоборот, следует с ним вдвоем помечтать и пофантазировать, а потом сказать, что так на самом деле так не бывает.

Часто дети поступают так, чтобы на них обратили внимания взрослые. Однако если малыш начинает выдумывать для собственной выгоды, чтобы его не наказали, нужно это пресечь. Поговорить с ним, рассказать, что скрывать правду это трусость и очень плохо и если ты провинился нужно отвечать за поступки и даже нести наказание.