Проект экологическая профессия для детсада средняя группа. Познавательно-экологический проект в средней группе «Круглый год

Экологический проект

в средней группе

«Наш друг - природа»

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик»

Романенко Наталья Олеговна.

Тема проекта. «Наш друг - природа».

Вид проекта : информационно-творческий.

Участники: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта : ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;

2) развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;

3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта.

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

Этапы проекта.

1 этап – подготовительный.

Выявление проблемы.

2 этап – основной.

Организация совместной работы детей и педагога над проектом.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов. Презентация проекта.

Реализация проекта.

Непосредственно – организованная деятельность.

НОД №1 «Царство животных». Приложение 1.

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).

НОД № 2 «Царство растений». Приложение 2.

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).

Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (Рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе). Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна.

  • Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
  • Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
  • Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
  • Дидактические игры. Приложение 7
  • Физкультминутки. Приложение 8
  • Презентация проекта. Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»

Приложение 1.

Непосредственно образовательная деятельность «Царство животных».

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).

Ход занятия.

Воспитатель: - Дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок, побывали во многих царствах - государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным царством.

Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебную страну – царство животных: вот мы видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот утка, переваливаясь с боку на бок, ведет своих утят на купание, крот роет землю, рыжая лисица притаилась - за кем-то охотится, мишка - косолапый проснулся от зимней спячки и сосет лапу, зайчата играют в чехарду.

Вдруг, прилетела злая волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем?

Ответы детей: - Да, поможем!

Воспитатель: - Злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась - волшебные часы, на которых надо правильно указать – какое сейчас время года. Обитатели не знают – какое сейчас время года: то снег пойдет, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вьют или на юг улетать, толи белкам и ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос.

Воспитатель раздает детям круги, которые разделены на 4 части, каждая обклеена разной цветной бумагой (белой - зима, желтой - осень, зеленой - весна, красной - лето).

Воспитатель: - С первым заданием вы справились. Молодцы. Дети, а какое сейчас у нас время года?

Ответы детей : - Весна.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть такие, которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая колдунья перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти свои домики. (Воспитатель ставит перед каждым ребенком: домик, деревья, льдина).

Воспитатель: - Дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем?

Ответы детей: - Домашние.

Воспитатель: - А животные, которые не живут с человеком?

Ответы детей: - Дикие.

Три медведя шли домой

Папа был большой-большой

Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди).

(приседают).

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Проводится 2-3 раза.

Воспитатель: - Представьте себе, а если у нас корова отбилась от стада и вечером не вернулась домой к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была изранена, напуганная.

Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна без человека.

Ответы детей: - Нет, не смогла бы выжить.

Воспитатель: - Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он принес домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему?

Ответы детей: - Нет, не смогли бы выжить в лесу.

Воспитатель: - Правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и растут в ней – им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда – животное погибает. Вот поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом.

Воспитатель: - Дети, а вот злая волшебница сделала так. Животные, какие живут в жарких странах, попали на Север, а животные с Севера – в тропический лес. Нужно помочь животным вернуться к себе домой.

Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там? Почему нет?

Ответы детей: - Он перегреется – у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться – его отовсюду будет видно и в саване нет животных, на каких он охотится.

Воспитатель: - А, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить?

Ответы детей: - Он замерзнет – его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться – он заметен на белом снегу.

Воспитатель: - А зебра? А слон?

Ответы детей: - Нет.

Воспитатель: - Дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно расколдовать. Возьмите разрезные картинки, которые лежат перед вами. Нужно соединить их и посмотреть, что за животные перед вами, и назвать их. Перед детьми лежат пазлы-животные, нужно их собрать.

Воспитатель: - Молодцы, все справились с этим заданием. Мы помогли царству животных, но зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его заколдовала. Нужно каждое бревнышко расколдовать.

Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и расколдуем бревнышки.

1. Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2)

2. Щука – это птица? (Нет).

3. Большая рыба с усами? (Сом).

4. Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка).

6. Жилище муравьев? (Муравейник).

7. Лохматые любители меда? (Медведи).

8. Кто носит своих детенышей в сумке? (Кенгуру).

9. Мелкие летающие «кровососы». (Комары).

10. Объясните название «Красная книга».

Воспитатель: - Молодцы! Все бревнышки правильно расколдовали, потому что правильно ответили на все вопросы. Дети, но зайчик боится идти через мостик. Давайте узнаем, кого же он боится.

Воспитатель читает стихотворение.

Я боюсь. Я боюсь

волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

жабы и лягушки.

Поглядите, как дрожат

ушки на макушке.

Я боюсь, я боюсь

муравья и мушки,

и ужа, и ежа,

и чижа, и стрижа.

Воспитатель: - Каких животных испугался зайчик?

Ответы детей: - Волка, ежа.

Воспитатель: - Каких птиц?

Ответы детей: - Кукушки, стрижа, чижа.

Воспитатель: - Каких насекомых?

Ответы детей: - Жабу, лягушку, мушку, муравья, ужа.

Воспитатель: - Молодцы. Зайчик, беги, не бойся никого, мы прогнали всех, беги в царство животных, где мы помогали всем ее обитателям, Вот заканчивается наше путешествие в царство животных, давайте закроем глаза, вокруг себя повернись – и вот мы снова с вами в группе.

Приложение 2.

Непосредственно образовательная деятельность «Царство растений».

Цель: Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.

Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия.

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

2. Постановка темы и задач.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?

А что же такое растение? Это живое существо или нет? (Дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).

Где живут растения?

Ответы детей: - В лесу, на полях, в водоемах.

Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо.

Воспитатель - Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы … Что же будет? (Дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить). А почему?

Ответы детей: - Потому-что не будет кислорода и мы не сможем дышать.

Воспитатель: - Так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.

А что нужно растениям для нормального роста и развития?

Ответы детей: - Вода, воздух, солнечный свет.

Воспитатель: - Но не только это, а что же ещё?

Ответы детей: - Ещё нужна плодородная земля-почва.

Воспитатель: - Но почва везде разная. Там где она плодородная, то есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые!

Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются культурными растениями.

Показ картинок.

Воспитатель: - Где растёт это растение?

Ответы детей: - В огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.

Физкультминутка «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей).

Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их дикорастущими . Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву - прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.

Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу).

Воспитатель:

Кто знает, как эти ягоды называются?

Ответы детей: - Клюква, черника, малина, земляника.

Воспитатель: - А кто же их посадил?

Ответы детей: - Выросли сами

Воспитатель: - Да, они тоже выросли сами и называются… (дикорастущие).

А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.

Дикорастущие растения живут по своим законам - им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.

А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы.

Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло?

Ответы детей: - Свет, влага, плодородная почва.

Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве?

Ответы детей: - Нет.

Воспитатель: - Можем ли мы помочь таким растениям? Как?

Ответы детей: - Пересадить в плодородную почву.

Игра «Дикорастущие и культурные растения».

(Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок).

Заключительная часть.

Воспитатель:

Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений». (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).

Итог: - Какие растения живут в нашем «Царстве растений»?

Приложение 3.

Художественное творчество «Будь природе другом!»

Рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе.

Воспитатель:

Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу.

Приложение 4.

Загадки о растениях.

Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,

Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать

(Подснежник ) (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок Белый цветок,

Сладкий медок. Кислый цветок

И в названье мед таиться В суп пригодиться,

Узнаете? Зовут его…?

(Медуница) (Кислица)

В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают

Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают?

(Одуванчик) (На ромашке)

Вдоль дороге у межи Зеленый плот

В золотистой спелой ржи, По реке плывет,

Словно синий глазок, На плоту – красавица.

Смотрит в небо… Солнцу улыбается.

(Василек) (Кувшинка)

Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,

Выросли листочки, Что за шарик он растряс?

Белеют по кругу, Вся семья на парашютах

Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.

Такой цветочек (Одуванчик)

Мне нравиться очень!

(Ромашка)

Появились бубенчики – Он стоит в одежке -

Белые горошки. Как огонь на ножке.

Распустились колокольчики Станет без одежки

На зеленой ножке. Шариком на ножке.

(Ландыши ) (Мак)

Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,

Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.

(Подорожник ) (Подснежник)

На проталинке в лесу Стоит кудряшка -

Первым встретил я весну. Белая рубашка,

Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.

Первым из земли пробьюсь. Что это такое?

(Подснежник ) (Ромашка)

Белые фонарики Каждый лист мой

На зеленой ножке Любит тропки

Я весной встретила У обочины дорог.

На лесной дорожке. Но однажды людям добрым

(Подснежник) Раны вылечить помог.

(Подорожник)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

(Подсолнух)

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки - дробинки.

Бусинки зеленые,

Сладкие ядреные.

(Горох)

Вырос в поле дом –

полон дом зерном.

Стены позолочены,

ставни заколочены.

И стоит новый дом на столбе золотом.

(Колосок)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(Елка)

Мячики колючие,

Очень приставучие.

Их прицепит всем бездельник –

Пакостный сорняк...

(Репейник)

Никак не могу понятья:

Похожие кусты, как братья.

А ягоды у них разные-

чёрные, белые, красные.

(Смородина)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.

(Трава)

Матушкой-весной

Я в платьице цветном,

Мачехой-зимой

Я в саване одном

(Черемуха)

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Что за бусинка вот тут

На столбе повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

А раскусишь - кисло

(Клюква)

На полянке у дорожки –

Красные горошки.

Кто мимо пройдет –

В рот себе их кладет

(Земляника)

Взял Ванюша туесок,

Пошел Ваня во лесок.

Видит: ягодка на кочке

Укрывается листочком.

– Что за ягодка такая,

Словно небо, голубая?

Ягодка шепнула тихо:

– Я, Ванюша,

(Голубика)

Загадки о животных.

Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

(Волк)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

(Лягушка)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

(Свинья)

Пятак есть, а ничего не купит.

(Свинья)

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(Мышь)

Мягкие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

(Кошка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

(Собака)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

(Корова)

(Белка)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины.

(Бобры)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Длинное хвостище,

рыжее волосище,

сама хитрище.

(Лиса)

Летом, в болоте, вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это?

(Лягушка)

Хвост крючком, нос пятачком.

(Поросёнок)

Не мышь, не птица, в лесу резвиться,

На деревьях живет и орешки грызет

(Белка)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины.

(Бобры)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

(Ежи)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Стройный, быстрый, Рога ветвисты,

Носится весь день. Кто это?

(Олень)

Приложение №5

Пословицы и поговорки о растениях.

Первый цветок ломает ледок.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Где цветок, там медок.

Цветы, что дети, уход любят.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Аленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылек.

И красивые цветики ядовитыми бывают.

Где вода, там верба, где верба, там и вода.

Дождешься, как от вербы яблок.

От ивы яблоко не родится.

Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме

Даст небо дождь, а земля - рожь.

Будет дождичек - будут и грибки.

Шиповник - для здоровья клад

Так в народе говорят.

Из шиповника отвар-

Ценный от природы дар.

Пословицы и поговорки о животных.

Собака лает, караван идет.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Знает кошка, чье мясо съела.

Доброе слово и кошке приятно.

Гусь свинье не товарищ.

Волка ноги кормят.

Каждый сверчок, знай свой шесток.

Цыплят по осени считают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Соловья баснями не кормят.

Яйца курицу не учат.

Это - еж, его руками не возьмешь.

Каждая жаба свое болото хвалит.

Приложение №6.

Стихотворение «Про всех на свете».

Все – все, все на свете,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд – кто делает мед

И кто делает плохие дела

У кошки без мышки, у мышки без кошки,

Не лучшие делишки!

И, если мы с кем – то не очень дружны,

Мы все – таки очень друг другу нужны.

А если нам кто – ни будь лишним покажется,

То, это конечно, ошибкой окажется!

Все – все, все на свете, на свете нужны.

И это все дети запомнить должны.

Б. Заходер

Рассказ «Девочки в лесу»

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге:______________________________

(По В.А. Сухомлинскому).

Вопрос детям: - Что по-вашему, ответила Лида и почему?

Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес».

В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.

Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.

Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.

Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.

Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.

Что Паша сделал неправильно?

Медведица Ангелина остановила сына:

– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!

– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!

Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?

– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.

– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!

– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?

Можно ли рвать в лесу цветы?

– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.

– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.

– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.

– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.

– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.

– Давай! – обрадовалась Даша.

Можно ли ловить бабочек? Почему?

Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.

– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.

– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.

– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:

– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.

– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.

– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.

Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.

– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.

Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.

– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!

Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.

Вопросы.

  1. Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
  2. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
  3. Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
  4. Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
  5. Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?

Приложение №7

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Какое время года?»

Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Дидактическая задача: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка... (узкая).

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Дидактическая игра «Дети и волк».

Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали. И глазища засверкали...

Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды».

Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)

Дидактическая игра «Где что растет?»

Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.

  • -Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
  • Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
  • -Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
  • В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.

Приложение №8

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой-большой (поднимают руки над головой).

Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди).

А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают).

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь (дети имитируют игру с погремушками).

Физминутка «Белочке не лень».

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув в лево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Физминутка «На болоте две лягушки».

На болоте две лягушки, две зеленые подружки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ручками хлопали, ножками топали,

Вправо влево наклонились и обратно возвращались,

Вот здоровья в чем секрет.

Физминутка «Зайка».

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Физкультминутка «Мы листики осенние».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

Физминутка «Овощи»

В огород пойдем,

Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный.

Показать руками.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут».

И вернемся по дорожке.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.

2. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг

3. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2000г.

4. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.

5. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.

6. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.

7. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.

8. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

9. Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.

10. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

11. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.

12. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.

13. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

14. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.

15. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

16. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

17. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.


Название: Экологический проект для средней группы детского сада «Пришла Весна — красна»
Номинация: Детский сад, Методическая разработка, Средняя группа, экологические проекты в детском саду, проект по экологии в доу

Исследовательский проект по экологии для дошкольников
«Пришла Весна — красна»

Тип проекта:
ознакомительно- ориентировочный
вид проекта: познавательный, творческий.
участники проекта:
Воспитатель
дети группы «Ягодка», возраст детей 3-5 лет
Родители воспитанников
длительность проекта 3 месяца

Цель проекта

Работа с детьми:

Рисование «Одуванчики в траве», «Дерево с листочками» « Яркое солнышко»

Вставить рисунки

Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке — набухшие почки

(домики для листочков)

Наблюдения за состоянием погоды, насекомыми, растениями

Беседа: «Весна пришла!» Весенние признаки», «Птицы весной». Беседа о весне, как о наступившем времени года: «Что случилось с природой?»

Заучивание стихотворений о весне.

Разучивание песенки «На весенний лужок»

Лепка «Божья коровка», «Бабочка», « Птички»

« Скворечник для птиц», « Красивый цветок», «Колокольчик»,

« Гусеница», « Лодка»

Экспериментальная деятельность « Огород на окне» наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках появляются листики? Почему? Одновременно ли оживает природа.

Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать о перелетных птицах).

Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

Подвижные игры: «У медведя во бору»

Дидактические игры: «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?». «Времена года», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник», «Путешествие в мир природы», «Назови правило», «Кто, что. Из чего и чем?» «Весенние слова».

Чтение художественной литературы А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…»

Б. Заходер: «Долго шла весна тайком»

Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка»

Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна».

Народные приметы поговорки о весне. Чтение рассказов Г. Скрвеицкого «Четыре художника».

Разучивание песен о весне. Слушание музыки. Праздник Пасхи

Итогом проделанной работы было развлечение « Весна – красна»

Результат реализации проекта:

Дети стали проявлять интерес к наблюдению за явлениями природы, они стали отличать друг от друга деревья по форме листьев, плодам.

Дети стали более наблюдательными, общительными и инициативными;

Дети стали более дружелюбнее относится к сверстникам в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.

Дети старались соблюдать все правила поведения в природе. Многие сделали для себя вывод, что все мы (животные, люди) – это большой дом, в котором должны жить дружно, соблюдать чистоту, порядок.

У детей сформировались знания о весенних изменениях в живой и не живой природе, о весенних праздниках. Дети умеют сравнивать различные периоды весны. Бережно относятся к окружающей природе. Дети ознакомлены с первыми весенними цветами. Развиты знания о перелетных птицах и птицах, которые остаются зимовать. имеют представление о весенних месяцах. Пополнены знания стихов и песен по теме.

Название: Экологический проект для средней группы детского сада «Пришла Весна — красна»
Номинация: Детский сад, Методическая разработка, Средняя группа, экологические проекты в детском саду, проект по экологии в доу

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 9 « СОЛНЫШКО»
Месторасположение: Краснодарский край Тихорецкий район посёлок Парковый переулок Школьный 4 «Б»

Долгосрочный проект для детей 4-5 лет "Маленькие огородники"



Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 г. Москва (дошкольное отделение детский сад 1964)
Описание: Проект будет интересен педагогам ДОО, рассчитан на детей 4-5 лет. Экологический проект знакомит детей со способами посадки растений, знакомит с малоизвестными детям профессиями садовода и агронома. Педагоги могут воспользоваться опытом работы, проведённой мной с детьми среднего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта : начало 10 марта 2015 года, конец 30 мая 2015 года
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта: Воспитание экологически ориентированной личности.
Прогнозируемые результаты: Дети имеют представление о многообразии растительного мира и способах выращивания растений.
Повышается интерес детей к профессии агронома и садовника.
Дети бережно относятся к растениям и с уважение к людям, трудящимся на земле.


Проблема: Как вырастить урожай в группе детского сада?
Узнать как появляются корни и ростки у будущего урожая.
Материалы и инвентарь : Научно-популярная и художественная литература по данной теме.
Детские лопатки, грабельки, лейки, почва, фартуки, пластиковые бутылки, ножницы, клеёнка, семена.
Цель проекта:
Формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи :
Заинтересовать детей в осуществлении ухода за растениями.
Обеспечить нравственное здоровье воспитанников путём осуществления экологической работы.
Повысить уровень активности участия родителей воспитанников в эколого-образовательном пространстве ДОО.
Формировать умение детей взаимодействовать с окружающим миром, делать выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой.
Уточнить и обогатить представления детей о многообразии растительного мира.
Формировать у детей бережное и заботливое отношение к природе.
1 этап проекта:
Вспоминаем с детьми овощи, которые мы знаем: свёкла, морковь, редис, огурец, помидор, репа.
Художественное творчество: дети рисуют любимый овощ. Работа акварелью.


2 этап проекта:
Изготовление грядок из пятилитровых пластиковых бутылок: отрезаем бутылку по верхнему ободку(по плечикам). Украшаем так, чтобы верхний край не был острым.


Домашнее задание: ребёнок вместе с родителями украшает свой "огород" (учитывать то, чтобы оставалось достаточно света в бутылке для растения).
Вывешивается объявление для родителей
"Маленькие огородники объявили конкурс на изготовление лучшей грядки!"
Конкурс проходит 1 неделю с 16 марта по 23 марта.
3 этап проекта:
23 марта дети вместе с воспитателями заполняют "огородики" землёй на половину.


Подготавливаем почву для посадки.
Рассказ воспитателя о земляных червях - помощниках в рыхлении почвы.
Эксперименты с почвой, песком, камнями.



Цель : Уточнение представлений детей о песке, камнях, земле.
Задачи: Выявить значение почвы для жизни растений.
Развивать кругозор детей.
Способствовать познавательной активности детей.
Актуализировать словарь детей.
Опыт
В трёх посудах лежат: в одной чернозём, в другой камни, в третьей песок. Леечка с водой.
Воспитатель спрашивает детей:" Ребята, какие птицы первыми прилетают весной?" ответы детей (грачи)
Правильно, ребята, вот грачи прилетели и принесли нам в группу три баночки.
Рассматриваем, что в них за вещества, обсуждаем их свойства. Даю возможность каждому ребёнку подержать в руках камешки, рассмотреть их.


Уточняем: камни твёрдые, неровные, разной формы и цвета.
Рассматриваем песок, трогаем его, пропускаем через ситечко.
Уточняем: песок мелкий, сыпучий, желтоватого оттенка.
Рассматриваем землю, прикасаемся к ней руками, пробуем размять пальцами.
Уточняем: земля мягкая, пушистая с небольшими комочками.
Поливаем из лейки все три вещества, наблюдаем.


Уточняем: через камни вода быстро утекла на дно посуды, через песок тоже утекла, но медленнее, обращаем особое внимание на землю. Уточняем. что земля стала влажной, что вода не утекла на дно посуды, а осталась в земле. подводим детей к понятию, что земля даёт растению питание.
4 этап проекта:
Приготовление семян для посадки: замачиваем семена свёклы, моркови, редиса, огурца, фасоли, гороха в марле в стаканчике.


Каждый ребёнок находит себе пару, с кем бы он хотел ухаживать за своим огородом(привлекаем детей работать сообща)
5 этап проекта:
Посадка семян в почву, поливка почвы.
Ежедневные проверки огородов.
Дети делают рисунки своих огородов на разных этапах роста растений в них.


6 этап проекта:
Изготовление именных табличек для "огородов". Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.


7 этап проекта:
Игра с семенами "Выложи овощ"
Аппликация из семян фасоли " Красавица-морковка, свеколка, огурчик, редиска и помидорка"


8 этап проекта:
Рассказ воспитателя о значении полива растений. Разгадывание загадок про овощи.
Эксперимент с фасолью: проращивание фасоли.


Чтение сказки "Вершки-корешки"
9 этап проекта:
Беседа " Как ухаживать за растениями"
1. какой водой и как правильно нужно поливать овощи.
2. Любят ли овощи витамины?
3. Что произойдёт с растением, если не ухаживать и вовремя не поливать его?
Рассматриваем и читаем книгу о правильной посадке растений.


10 этап проекта:
Первый сбор урожая. В "огородах" на подоконнике подрос лук и укроп.


Беседа о витаминах, содержащихся в зелёном луке и укропе.
Хозяева "огородов" угощают детей своим урожаем.


Беседа о том, что некоторые виды растений растут быстрее, другие чуть позже, например, в наших "огородах" горох только начал усики пускать, а лук и укроп мы уже едим, у редиски появились по три листочка, у свёклы по два листочка, а их корешки вырастут позже.


Рассказ воспитателя о высадке растений в теплицу.
11 этап проекта:
12 мая дети выносят свои "огороды" на улицу.


У кого в огородике были цветы, высаживаем их в открытый грунт. Посадка гладиолусов.


Высадка в парник свёклы, редиса и моркови.
Беседа с детьми о труде при выращивании различных культур.
Подводим итоги проведённой работы.
Художественное творчество: детям предлагается нарисовать, что может расти в огороде.
Воспитатель хвалит детей за старания и подводит к тому, что дальнейшее наблюдение будет проходить в огороде и теплице на территории детского сада.
К этому времени на территории детского сада зацвели нарцисы и тюльпаны. Проводится наблюдение за ними: форма, цвет.
Рассказ воспитателя о работе садовника и агронома. Беседа с детьми " Важна ли работа садовника и агронома?"
12 этап проекта:
Дети проводят ежедневное наблюдение за ростом растений в теплице и на грядках, расположенных на территории ДОО.
Совместная деятельность детей "Макет теплицы"
Из бросового материала и 5 литровых бутылок мастерим теплицу. Из пластилина лепим садовый инвентарь. Из салфеток методом торцевания делаем грядки.

Евгения Калинина
Познавательно-экологический проект в средней группе «Круглый год»

Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Круглый год »

Долгосрочный (октябрь - май, познавательно – творческий проект для детей средней группы )

Актуальность

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир .

ребенок должен чувствовать ответственность за

всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Цель проекта : формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста и целостное представление о временах года

Задачи проекта :

1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

2. Знакомить детей с сезонными изменениями природы;

3. Учить отражать в творческих работах признаки природы в разное время года;

4. Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный (сентябрь)

Создание развивающей среды

Анкетирование родителей

Подбор методической литературы

Подбор художественной литературы и дидактических игр

Картотека пальчиковых и подвижных игр

Материалы для экспериментирования

организация детской деятельности

определение результата практической деятельности с детьми

Формы работы :

Дидактические игры

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Речевые игры

Наблюдения в природе

Труд в природе

Экспериментальная деятельность

Продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы

Музыкально - ритмические движения, слушание музыки

Анкета для родителей

Цель : Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его

реального существования в семье

Список литературы :

1. Воронкевич О. А, "Добро пожаловать в экологию"

2. Бабаева Т. И., Гогобиридзе А. Г., Логинова В. И., Михайлова З. А.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

4. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез»

5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»

Предполагаемые результаты проекта :

Сформированы представления о временах года.

Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.

Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы

Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним

Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Цели (осень) :

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

Учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;

Воспитывать любовь к природе.

Продолжать показывать детям красоту деревьев и кустарников.

Развивать умение замечать и называть изменениях в природе : похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды, корнеплоды, птицы улетают на юг

Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы

Цели (зима) :

Продолжать формировать представления о зиме.

Знакомить с природными явлениями характерными для зимы (снегопад, холодный ветер, метель, поземка) .

Наблюдение с детьми за поведением птиц на улицы.

Оказывать помощь зимующим птицам и называть их.

Привлечение детей к участию в зимних забавах

Расширение представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

Цели (весна) :

Развивать умение и узнавать время года

Выделять признаки весны

Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.

Посадка лука и семян.

Цели дидактических игр

Уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона.

Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года.

Воспитательные задачи :

Заложить основы экологического воспитания.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между временами года и изменениями в жизни животных и растений.

Дидактические игры (осень) :

"Времена года", "Когда это бывает?", "Сложи картинку", "С какого дерева листок?", "Осенние приметы", "Чудесный мешочек", "Белкины запасы", "К дереву беги"

Дидактические игры (зима) :

"Сложи снежинку", "Назови признаки", "Как зимуют звери", "Одень куклу на прогулку", "Узнай по описанию", "Зимние развлечения".

Дидактические игры (весна) :

"Времена года", "Когда это бывает?", "Подбери картинку", "Что лишнее?" "У кого кто", "Кто (что) летает", "Что за насекомое".

Опыты и эксперименты

Цель :

Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм

Опыты и эксперименты (осень)

"Воздух повсюду", "Солнце необходимо для жизни человека", "Ветреная погода"

Опыты и эксперименты (зима) :

"Тающий лед", "Разноцветные льдинки", "Снег и его свойства"

Опыты и эксперименты (весна) :

"Из чего птицы строят гнезда", " Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить", " Какая лужа высохнет быстрее? ", " Сухой песок может сыпаться"

Чтение художественной литературы

Цель :

Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Чтение книги "Времена года" Маршак Самуил Яковлевич

Осень :

В. Бианки "Паучок пилот", Э. Успенский "Как растили капусту",

Благина "Улетают улетели", "Осень", Э. Машковская "Дело к зиме", Майков "Осень", А. Блок "Зайчик", Г. Скребицкий "Лесной голосок", "Почему ноябрь легкий", "Пороша", В. Зотов "Лесная мозаика".

Заучивание :

А. Майков "Пейзаж", Э. Машковская "Осень"

Зима :

Я. Ким "Первый снег", Е. Трутнева "Первый снег", "Елка", Э. Успенский "Проказы старухи зимы", В. Калинина "Про снежный колобок",

В. Черушин "Что за зверь?", В. Чарская "Зима",

Рубцов "Покормите птиц зимой", А. Клыков "Белка", "Как лиса зимует",

В. Покровский "Волк и медведь

Заучивание :

Александрова "Почему медведь спит?", И. Демьянова "Воробей", русская народная потешка "Как на тоненький ледок"

Весна :

Л. Толстой "Пришла Весна", Скрябицкий "На лесной полянке", А. Ким "Апрель", И. Белякова "Подснежник проснулся", Ушинский "Пчела на разведке", В. Степанов "Летающий цветок", С. Маршак "Весенняя песенка", Н. Клокова "Зима прошла"

Развлечения и праздники

Цель : стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;

Развлечения и праздники : «Праздник осени» .

Осенний досуг для детей, "Дары осени"

Новогодний утренник, Спортивный праздник "Зимние забавы"

Художественно-музыкальный досуг " Ой метет метелица"

Развлечения и праздники : «Праздник весны» .

Подвижные игры

Цели : учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.

"Овощи и фрукты" " У медведя во бору", "Вершки корешки", "Найди пару",

"Зайцы и волк", "Попади снежком в круг ", "Здравствуй снежная баба", "Снежная крепость"

"Найди себе пару", "Цветные автомобили" Зайцы и волк", Перелетные птиц" Подбрось и поймай"

Продуктивная деятельность

Цели : способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе

Осень :

Рисование "Дары осени", "Золотая береза"

Участие в выставке подделок из природного материал вместе с родителями "Золотая осень", "Падают, падают листья", "Самый красивый осенний листок", лепка "Овощи и фрукты", аппликация "Корзина с грибами"

Зима :

рисование "Мои волшебные снежинки",

рисование "Снежные дерево" рисование "Падает, падает снег"

лепка "Снеговик", аппликация "Снежинка", аппликация "Зимующие птицы", аппликация "Зимний лес"

Весна :

«Одуванчики» - рисование.

«Пушистая веточка» - аппликация.

«Весенний букет» - рисование.

«Красивые цветы» - рисование.

"Плывет, плыет кораблик" - аппликация.

"Прилетели грачи" - лепка

"Красивая божья коровка" - аппликация.

"Как природа рисует красками", рассматривание иллюстраций художников : Шишкина, И. Левитана.

"Почему осень называют золотой"

"Куда и почему улетают птицы?"

"Что нам дарит осень"

"Красота зимнего пейзажа", рассматривание иллюстраций :

Шишкина "Сосна", И. Грабаря "Февральская лазурь".

"Как помочь птицам зимой?"

"Почему люди зимой не мерзнут?"

"Как живут животные зимой?"

"Кто просыпается весной?"

Беседа о цветах с рассматриванием иллюстраций с изображением первоцветов.

"Как меняется жизнь животных и птиц весной?"

Взаимодействие с семьей.

Привлечь родителей к изготовлению поделок из природного материала

Помощь в постройке зимних поделок.

Привлечение к участию в конкурсе подделок "Зимняя фантазия"

Консультация для родителей "Как вести себя в природе".

Привлечение к участию в конкурсе подделок "Весна красна"

Светлана Михеева

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме : «Здравствуй , дерево .

Тип проекта – познавательно – исследовательский

Руководители проекта – педагоги

Участники проекта – педагоги , дети, родители

Сроки реализации – 3 дня, краткосрочный

Проблема : Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема : «Берёза»

Цель проекта : Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву ; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи :

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев .

2. Развивать у детей экологические представления , знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

Ожидаемый результат :

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация

Свободное общение

Познание

Рассказ воспитателя

- Рассматривание : фото, иллюстрации

:

Обследование и рассматривание листьев;

-определять форму : круглые, овальные, резные;

-окраску : оттенки зелёного, жёлтого цвета;

Величину – использовать в определении более точные градации : мелкие, крупные, средние листья ;

-поверхность листа : гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

Рассматривание картин, иллюстраций

Загадывание загадок

Социально-личностное развитие

Социализация

- Экскурсии : по участку детского сада

Наблюдения

Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Совместная работа с родителями

Физическое развитие

Подвижные игры

Физкультминутки

Этапы проекта :

1. Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2. Деятельный этап.

Беседа с детьми.

В гости к Зайке.

Прогулка

Наблюдение за березами.

Знакомство с березой.

Исследовательская деятельность.

Игра «Узнай дерево » .

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор» .

Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку» .

Дыхательное упражнение «Ветерок» .

Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу» .

Физкультминутка «Березонька» . Народные приметы про березу.

Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).

Беседа про прочитанному произведению.

-Коллективная работа : рисунок-аппликация «Стройные берёзы» .

3. Заключительный этап. Коллективная реализация проекта .

1. Развлечение «Во поле береза стояла» .

Хоровод возле березы (под музыку «Во поле береза стояла» )

Чтение стихов про березу.

Разгадывание загадок про березу.

2. Выставка рисунков и поделок, сделанные детьми совместно с родителями.

Беседа с детьми.

«В гости к Зайке»

Цель : Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву .

Группа разделена на 2 части : на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья , стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки - береза. Дети сидят на стульях.

Воспитатель : Здравствуйте , ребята!

Дети : Здравствуйте !

Воспитатель : Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью) .

Воспитатель : Ребята, прочитаем его?

Дети : Да, прочитаем.

Воспитатель : (читает) «Здравствуйте , ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня, когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево , такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне, пожалуйста, разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель : Ну что же, ребята, поможем Зайке?

Дети : Да.

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель : Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло , мы с ребятами пришли тебе помочь (зайка показывает березу)

Воспитатель : Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята, догадались?

Дети : Да, это береза.

Воспитатель : А как вы догадались?

Дети : Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель : Правильно, береза - единственное дерево в мире с белой корой. А чтобы побольше узнать про это дерево , тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем про это чудо дерево . (Все вместе отправляются и садятся на стульчики)

Прогулка

Наблюдение за березами.

Цель : Напомнить о деревьях , растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы весны, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы : Посмотрите на деревья , которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья ? Что есть у деревьев ? деревьев есть ствол , ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.) . Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные : внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево . Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой : не обламывать веток, не играть около дерева , ветки у деревьев зимой очень хрупкие .

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет) .

Игра на прогулке «Узнай дерево » . Дети становятся около воспитателя. На его слова : «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы : Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку : Висят на ветке

золотые монетки. (Осенние листья.)

Трудовая деятельность : сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель : воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук : «Составь узор» - составление узора из весенних листьев на дорожке

Экскурсия по территории детского сада.

Цель : Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев . Воспитатель : Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев ! А чтобы узнать, что это за дерево , я предлагаю вам разгадать следующие загадки :

Клейкие почки - зеленые листочки. С белой корой стоит под горой. (Берёза) Воспитатель : Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много стихотворений о берёзе написал русский поэт С. Есенин. Вот как он отразил здесь образ зимней березы, послушайте :

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель : Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев , например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели - коричневый).

Воспитатель : Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель : Береза - единственное в мире дерево с белой корой .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ) .

Воспитатель : А давайте мы тоже, как березы подышим.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель : Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные) .

Воспитатель : Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются) .

Воспитатель : Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель : Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев .

Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу» .

Воспитатель : Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель : Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева . Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель : Проведем Физкультминутку «Березонька» .

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,

Посреди долинушки (опустить руки) .

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,

Листья зеленые (опустить руки) .

Трава шелковая (движение руками вправо – влево) .

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой) .

Воспитатель : Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например :

Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг - к урожаю гороха.

Когда лопаются серёжки у берёз - время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.

Воспитатель : А также символ берёзы отражался и в пословицах :

Берёза не угроза : где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит

Воспитатель : И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками :

Белая берёза, я тебя люблю…. Протяни мне ветку нежную свою. …Без любви, без ласки пропадаю я, Белая берёза, милая моя.

Воспитатель : На этом наша экскурсия подошла к концу.