Лунный календарь маникюр педикюр ноябрь. Как и когда стричь ногти: благоприятные дни и особенности проведения процедуры

В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей…

На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов…

В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8 ).

Как многим известно- четверг- день "Мужской" и его покровителем является Перун- Владыко Огня Небесного и покровитель воинов.

Раньше не всю еду солили, а только особенную. Ту, которую древним богам преподносили и в ритуальных трапезах использовали. И соль эту не просто так применяли, ее подготавливали определенным образом, чтобы раскрыть ее магические свойства. Вот что в «Книге Потаенного Древа Жизни» о такой соли говорится:

«Взять нужно соль, самую белую, да такую, чтобы на свету серебром полыхала, растолочь в ступке деревянной. Делать это, когда луна состарится. Держать все дни в доме, поближе к очагу. А потом дождаться Чистого Дня и жрецу отнести. После обряда Соль в свой дом воротить. Станет та соль Всех Солей Соль, от любого зла она защита.

Если в доме больной – дать ему той Соли с водой выпить.
Если в доме беда – в каждый угол насыпать.
Если меж супругами ссора – положить мешочек с Солью под подушку.
Если кто уехал и не ворачивается – бросить горсть Соли в огонь.
Чтобы дети росли здоровыми, добрыми, красивыми да разумными – в воду для купания малую щепотку кинуть.
Чтобы в доме достаток был – в деревянную солонку насыпать, да посередь стола поставить. Если недоброжелатель в дом пришел – пищу ему подать, той Солью сдобренную.
А ежели враг, то после его ухода все следы его Солью присыпать.
Чтобы лад в доме был – под каждую кровать, под самое изголовье, щепотку бросить».

Как сегодня приготовить Четверговую Соль

Куплена такая соль должна быть мужчиной, в четверг, без сдачи и принесена в дом- без разговора по дороге- стандартные правила приобретения большинства заготовок для предметов Силы.

Для ее изготовления вам понадобится пачка самой обычной каменной поваренной соли самого крупного помола и 12 ложек ржаной муки. Также вам окажется необходимы чугунная сковородка с толстым дном, деревянная ложка и чистый полотняный мешок.
Соль и муку следует насыпать в сковородку и поставить ее на огонь. Когда вы это сделаете, то обязательно скажите вслух (три раза):

"Перунов Четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время."

Затем вы должны прокалить соль вместе с мукой, пока мука полностью не почернеет. При этом нужно мешать муку с солью деревянной ложкой обязательно по часовой стрелке.
Готовую соль нужно оставить на плите до полуночи, а затем только пересыпать в мешок, который следует крепко-накрепко завязать.

Почему сковородка чугунная? Потому что через чугун энергия не утечет, свойство у него такое. Так что если у тебя дома нет чугунной сковороды, бери из любого металла, но с дном толстым и стенками высокими. Только алюминиевую посуду не бери. Алюминий проводник хороший, значит, через него все легко и быстро утекает. И сила Четверговой Соли в такой посуде не задержится, утечет.
Вместо мешочка полотняного можно взять любое полотенце кухонное, только новое, неиспользованное. А ложка деревянная… или веточку отломай от молодой елочки, кору счисти и палочкой этой душистой мешай.

Как сделать так, чтобы Четверговая Соль в Силу вошла

Самое важное для любого Предмета Силы, это сделать так, чтобы она, эта Вещь, ту самую Силу в себе раскрыла:

Не каждое семечко становится деревом, и не каждый ручеек может привести к океану. Надо чтобы сила, в них живущая, наружу вышла, раскрылась полностью, и тогда они станут тем, чем они должны быть. Так и с вещами происходит, сила в них заложена великая, но это еще половина дела. Нужно помочь этой силе развернуться, проявить себя полностью. И тогда обычная, казалось бы, вещь в могущественную обратится. И к каждой из Вещей нужен при этом подход особый.

Чтобы Четверговая Соль верно «обосновалась» в доме, ее силу раскрыть нужно, и тогда, даже если ее в доме просто хранить, она уже будет определенным образом «работать», помогать людям, в том доме живущим. Но обращаться с Четверговой Солью, как и с другими Предметами Силы, следует с уважением.
После того, как Соль изготовлена, буквально сразу же, на следующее утро, нужно встать на заре, в то время, когда солнце еще только всходит, пойти к входной двери с мешочком Четверговой Соли (напоминаю, сам мешочек должен быть полотняным, и его лучше всего крепко перевязать), встать за порог, а потом, переступив через него правой ногой, начать полный обход жилища. Делать это нужно против часовой стрелки. Но перед тем, как шагнуть через порог, нужно произнести следующие слова, можно шепотом:

"Всех Солей Соль, от Перунова Четверга,
Всем нам дорога,
Как в дом ты пришла,
Так горька беда ушла.
Защити и помоги,
Дом от лиха сбереги."

А когда вся квартира обойдена – еще раз повторюсь: заходить нужно в каждое помещение, у которого есть дверь – снова встать перед порогом, лицом к выходу, и сказать:

"Все зло уходи,
А счастье приходи.
Запираю слово на замок,
Солью припечатываю."

Хранить Четверговую Соль нужно обязательно на кухне, поближе к плите. Но так, чтобы ее посторонний глаз видеть не мог, и чужим об этом ни в коем случае ничего не рассказывать. Соль такая – это своего рода панацея, она помогает при многих болезнях, как физических, так и душевных, «лечит» и оберегает семью, приносит в дом счастье и достаток.

Вот вещи, с которыми Четверговую Соль лучше не сочетать:

Мусор, сор, пыль, грязная вода;
ржавые гвозди или любые другие предметы из железа, тронутые ржавчиной;
пищевые отходы, испорченная пища.

Но если разобраться, то все выше перечисленное вряд ли находится в доме у хороших хозяев, заботящихся о своем жилище. Так что, если следить за порядком, то положительное воздействие Соли Всех Солей не будет ничем ограничено.

Соль Всех Солей можно предлагать Домовому. И делать это не только можно, но и нужно, он вам будет за это благодарен. Для такого подношения следует немного Соли насыпать в деревянную или керамическую мисочку или в обычное блюдце и поставить в укромный уголок, лучше всего под шкаф, со словами:

"Что человеку хорошо,
То и Домовому – во благо,
Прими, друг Домовой, Соль Четверговую,
На радость да на здоровьице."

Через несколько дней, когда почувствуете, что ваш Домовой подарок принял и оценил по достоинству, Соль следует убрать. Но не стоить при этом ее в мусоропровод выбрасывать или в раковине под струей воды смывать. С Предметами Силы нельзя неуважительно обращаться, а тем более с Четверговой Солью. Ее следует в окошко или с балкона в мир обратно отправить, так, чтобы она по ветру вся разлетелась, и сказать при этом следующие слова:

"Как из мира доброго пришла,
Так в мир добрый и ушла,
По ветру развеясь,
В землю благом сеясь."

Чем Четверговую Соль заменить можно

Бывают такие ситуации, что в доме нету Четверговой Соли, закончилась она вся или не было возможности ее изготовить. В таких случаях вот что сделать нужно – взять соль самую обычную, натуральную, без добавок, и Силу ей на время придать при помощи заговора особого. И использовать ее так же, как Соль Четверговую можно, но помнить при этом следует, что Сила такой соли держится недолго, не больше месяца. И если ты какой ритуал с использованием Сильной Соли провести должна, то готовь соль накануне, чтобы Сила в ней растеряться не успела.

Ритуал изготовления Сильной Соли

Ритуал следует проводить на растущей луне, лучше всего перед самым полнолунием. Нужен для этого 1 стакан поваренной соли. Для совершения ритуала следует встать перед окном и взять в левую руку стакан с солью, затем правой рукой достать из этого стакана щепотку соли и, держа ее в руке, сказать:

"С неба и с земли
Силу к себе собери,
Стань, Соль, сильна,
Для любого дела нужна."

Потом следует положить заговоренную соль обратно в стакан к остальной соли. Но делать это необходимо особым образом. Заговоренной солью следует как бы «посолить» сверху, описывая рукой круги по часовой стрелке. Затем нужно оставить соль на окне на сутки, а затем пересыпать в полотняный мешочек. Такую Сильную Соль можно использовать во всех заговорах и ритуалах вместо Четверговой, но при этом, конечно, нельзя забывать о том, что сила у такой соли значительно слабее, и такую соль нельзя использоваться в доме в качестве Главного Предмета Силы.

Информация о Четверговой соли будет не полной, если не упомянуть еще о способах ее приготовления.

Четверговая соль, освященная златом-серебром

Следует пояснить, что термин «освященный» в ведовстве означает вещь, предмет, изготовленный с использованием определенного обряда и обладающий дополнительными характеристиками по сравнению с первоначальным образцом. Так, освященная соль обладает более мощными очищающими свойствами, чем заговоренная с помощью молитвы.

Для создания такой соли вам понадобятся обычная поваренная соль, а также золотое и серебряное украшения. Это может быть браслет, цепочка, перстень – но без камней, из литого металла. Идеальными украшениями для обряда являются массивное золотое обручальное кольцо и литой серебряный браслет-запястье, или толстые цепи из золота и серебра – тонкие серебряные и золотые цепочки слишком легковесны и не обладают сильной энергетикой. Обряд проводится в течение трех дней подряд по утрам.

Первый день : прокалите соль на сковороде над открытым огнем в течение 30 минут, затем, не давая остыть, пересыпьте в стеклянную банку, в которой она будет храниться, положите в нее украшение из чистого золота и плотно закройте крышкой. Банку оставьте в темном месте на сутки.

Второй день : уберите золотую вещь, прокалите соль на открытом огне 20 минут и засыпьте обратно в банку. Положите в нее серебряное украшение и закройте крышкой на сутки.

Третий день : уберите серебряную вещь, прокалите соль в третий раз на огне в течение 10 минут, затем поставьте сковородку на стол перед собой и, пока соль остывает, расположите руки над солью, чтобы чувствовать тепло, которое от нее исходит. Медленно и размеренно дыша, держите руки над солью около 10 минут, заряжая ее собственной энергией. Затем пересыпьте в банку и плотно закройте крышкой: соль готова.

Способы приготовления Четверговой Соли.

В четверг Квасную гущу (после сбраживания сусла) смешать с крупной каменной солью. Вместо квасной гущи можно использовать ржаной или бородинский хлеб (на 1 кг соли 5 кг хлеба), размоченный хлеб смешать с солью, поместить в печь или духовку, нагретую до 250 гр. С и готовить до тех пор, пока хлеб не почернеет. Полученную смесь измельчить и провеять через сито. Оставшуюся в сите соль высыпают в банки и используют вместо обычной соли.

Зеленые верхние листья, снятые с капустного кочана, порубить и смешать с каменной солью. Затем пережечь в печи или духовке.

Пряные травы (душицу, мяту) смешать с каменной солью и ржаным или бородинским хлебом (квасной гущей) и пережечь в духовке или печи. В Костроме до сих пор готовят эту вкусную и целебную соль и называют ее костромской черной солью.
Такую соль можно освятить на Капище- во время четырех самых больших праздников Кологода- Купало, Масленицы, Коляды и Радогоща.


1:506 1:515

Четверговая соль — средство защиты от дурного глаза

1:631

Соль восстанавливает потерянные нами силы, залечивает дыры в астральном теле. А злые люди и особенно те, кто взял на душу грех порчи или колдовства, соли не переносят. Не зря наши предки брали соль с собой в дорогу в качестве оберега.

1:1057

В "нечистых" местах ее бросали через плечо, чтобы злые силы не могли навредить человеку. Использовали соль и в магических обрядах — белые кристаллы возвращали счастье, снимали с человека злое колдовство.

1:1436 1:1445

Способ приготовления:

1:1490

пачку соли крупного помола прокалить на сковороде, помешивая, с молитвой «Отче наш» минут 5—10.

1:1679

Хранить в полотняном мешоч-ке, действие — аналогичное святой воде.

1:132

Добавлять в пищу. Применять при частых скандалах в доме (на ночь, тонкой струйкой, по всему периметру квартиры);

1:337

при депрессии и хронической усталости (горсть в ванну), можно щепотку носить с собой.

1:494 1:503

2:1007 2:1016

Соль четверговая

2:1063

В Чистый четверг, накануне Великого Праздника Пасхи, на Руси всегда готовили "черную соль" или, как ее еще называли "четверговую соль".

2:1309 2:1318

Черную соль освящали в церкви вместе с четверговым хлебом, куличами и яйцами. Эта соль считается уникальной, лечебной. Эта соль отличается от обычной соли даже своим внешним видом — она черная. Готовилась такая соль в печи — из каменной крупной соли, квасной гущи, пряных трав и капустных листьев.

2:1871

2:8

Четверговая соль была вкусна и полезна ведь в ней после сжигания оставались такие полезные вещества как калий, фосфор, йод, хром, магний, помимо этого черная соль придавала продуктам особый аромат.

2:371

Помимо вкусовых достоинств и наличию большого количества полезных для организма элементов, четверговая соль считалась магической, и к её целебным и магическим свойствам прибегали знахари и колдуны.

2:742 2:751

Прежде всего, четверговая соль может справиться с любой черной энергией, очистить не только вещь или помещение, но также ауру человека. Магическую соль использовали в древних обрядах, чтобы отпугнуть темные силы и защитить человека от порчи сглаза и т.д.

2:1218 2:1227

К сожалению, многие рецепты приготовления четверговой соли были утеряны, но все же несколько проверенных способов приготовления дожили до наших дней. Несмотря на то, что черную соль готовили в печах, её вполне можно приготовить в духовке, на открытом огне или на сковороде на медленном огне.

2:1762

2:8

3:512 3:521

Разные способы приготовления четверговой соли

Черную соль можно делать на основе пряных трав, квасной гущи, капустных листьев. Готовить соль нужно в четверг между восходом и заходом солнца.

3:886 3:895

Душицу и мяту смешивают с каменной солью и размоченным бородинским хлебом, затем пережигают эту смесь в духовке.

3:1104

Если вы хотите взять за основу квасную гущу, тогда смешайте её с каменной солью и также пеките в духовке, пока смесь не станет черной. Соотношение соли к хлебу или квасной гуще — 1:5 (на 1 кг соли — 5 кг бородинского хлеба).

3:1513

Также можно использовать капустные листья, для этого используют верхние зеленые листья с кочана капусты, мелко их рубят и смешивают с каменной солью, затем пережигают в духовке, пока смесь не станет черной.

3:379 3:388

Заговоренная соль

3:437

После того как вы приготовили соль, её нужно заговорить

3:541

Готовую соль насыпьте в новую посуду и поставьте эту посуду на чистый платок. Затем зажгите церковную свечу и прочитайте молитву:

3:781

"Боже, Спаситель наш, явившийся через пророка Елисея в Иерихоне и так посредством соли, сделавший здоровою вредную воду! Ты сам благослови и эту соль и сделай ее приношением радости. Ибо ты — Бог наш, и мы тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

3:1301 3:1316

Соль готова, теперь её можно употреблять в пищу.

3:1408 3:1417

Соль освященная

Эту соль готовят из обычной поваренной соли, совершая специальный обряд, используя золотые и серебряные украшения.

3:1669

Считается, что такая соль обладает более сильными очищающими свойствами, чем соль, которую заговорили с помощью молитвы.

3:223 3:232

Золотые украшения, которые нужны для совершения обряда, должны быть без камней, это могут быть браслет, цепочка, перстень, сережки, брошь. Самым подходящим для обряда украшением является литой браслет, обручальное кольцо, массивные цепочки. Магические действия нужно проводить в течение трех дней по утрам.

3:795 3:804

День первый
Поваренную соль нужно прокалить над огнем в сковороде в течение получаса, не давая ей остыть ссыпать соль в стеклянную посуду с крышкой, это может быть банка, в этой банке соль и будет храниться. Сверху соли положите золотое украшение, плотно закройте банку и поставьте на сутки в темное место.

3:1367 3:1376

День второй
Извлеките золотое украшение из банки и снова прокалите соль на огне в течение 20 минут, затем насыпьте её опять в банку, а сверху положите серебряную вещь, закройте банку и спрячьте её на сутки в темное место.

3:1781

3:8

День третий
На третий день соль опять нужно прокалить на открытом огне в течение 10 минут предварительно убрав из неё серебряное изделие. После этого пока соль ещё горячая сковородку нужно поставить перед собой и вытянув руки над солью в течение 10 минут заряжать её своей энергией. Для этого просто расслабьтесь и почувствуйте тепло исходящее от соли. После этого пересыпьте соль в банку, теперь её можно использовать для очищения человека и своего дома от темной энергии.

3:877 3:886

4:1390 4:1399

Магическая соль от порчи и приворота

4:1482

Применение черной соли является одним из самых действенных методов избавить человека от дурного воздействия.

4:1687

Вам понадобится литр родниковой воды, и чайная ложка магической соли. Растворите соль в воде и дайте выпить человеку, которого, по вашему мнению, сглазили или навели порчу. Выпить 1 литр нужно за 30 минут. Если у человека появляются позывы к рвоте или проявляется расстройство желудка — это указывает на то, что процесс очищения работает.

4:619

Каждый день человек должен выпивать 1 л воды с солью, до тех пор, пока после приема воды с четверговой солью не прекратятся рвотные позывы или диарея.

4:893

Кому будет сложно выполнить приведённые ритуалы по приготовлению Четверговой соли, можно её приготовить по облегчённому варианту:

4:1141

Насыпьте простую соль в холщовый мешочек и перед восходом солнца положите в разогретую духовку или печь на 10 минут.

4:1355

Потом выньте и прочитайте на соль молитву «На освящение всякой вещи»:
«Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь».
Так же можно прочитать следующее: «Творение Земли, чти своего творца. Во имя Бога - Отца Всемогущего, создателя неба и земли, и его сына Иисуса Христа, нашего Спасителя, я освящаю тебя на служение Богу, во имя Отца и Сына, и Святого духа. Аминь».

4:2584

Храните соль в потаённом месте.

4:59 4:68

Спасибо за предоставленный материал Оксане Ткачевой.

4:173

Четверговая соль всегда присутствовала на столах наших предков. Что это за чудо-соль, чем она полезна, как ее применяли и в каких случаях, и, конечно же, рецепты приготовления соли в современных условяих и то, как делали магическую соль в древности — обо всем этом вы узнаете из этой статьи.

Четверговая соль — что это такое в православии?

Заготовка Четверговой соли осуществляется один раз в год: в ночь с Великой среды на Чистый четверг.

В 2018 году этот день приходится на 5 апреля. Не забудьте про этот день, постарайтесь заготовить целебный продукт для оберега всей семьи, защиты дома от порчи.

Даже сам ритуал приготовления соли обладает магическими действиями. Ученые обнаружили, что заготавливать Четверговую соль славянские народы научились еще в 12-13 столетии.

Они защищали себя и свое жилище от черных сил, злых духов. Наверное, защита была настолько мощной, что обряд приготовления этого продукта дошел до наших дней.

Полезные свойства продукта


Во время обработки огнем, Четверговая соль приобретает черный цвет. А огонь имеет сильное очищающее действие. Древние люди не могли объяснить, почему она обладает сильной целительной и очищающей силой, а современные ученые нашли этому объяснение.

Оказывается, в ней минимум тяжелых металлов, хлора и других вредных веществ. Употребляя ее в пищу, человек не будет испытывать жажду, значит, не будет отекать.

Установлено, что в ней становится больше полезных микроэлементов. Это: йод, калий, кальций, селен, магний, медь и цинк. Кроме этого, она хорошо

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах , где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах . Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду … И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий .

В народных представлениях славян соль - символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари . На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу .

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным ? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом .

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом ».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль» . Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь . Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…И, наконец, Св. Причастие!»

Таким образом, «четверговая соль» - языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению . Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8).