Как научить своего малыша читать доман. Вы не поверите! Основные положения, на которые опирается методика

В настоящее время тема раннего развития не дает покоя мамам в декрете. Они стараются , создавая правильную среду и применяя определенные методики. Кроме , существует не менее популярная методика Гленн Домана, как научить ребенка читать . Давайте начнем с того, что вспомним, кто это такой и чем занимался. Гленн Доман – американский доктор-физиотерапевт. Он занимался изучением способов восстановления умственных и физических возможностей у деток с нарушениями мозговой деятельности. После долгих лет исследований пришёл к выводу, что активное стимулировании хотя бы одного из органов чувств приводит к полному восстановлению нарушенных функций. Важно давать как физическую нагрузку, так и проводить систематическое обучение малыша. Например, ребёнка стимулируют к ползанию в специальном длинном приспособлении, проводят обучение чтению с помощью карточек. По итогам своих экспериментов Доман разработал одноименную методику, которую применяют и по сей день. Отзывы родителей говорят о том, что обучение проходит быстро и легко. Малыши в раннем возрасте обучаются легче всего, на это и направленна методика Домана – захватить с максимальной эффективностью этот период!

Но если на деток с отклонениями его методика так прекрасно стала работать, почему не применять ёё на вполне здоровых детях . Основная масса детей начинает обучаться чтению только около 6 лет. А учёный Доман считает, что по мере развития мозга просто необходимо его нагружать информацией . Только так будет расти умственные способности ребёнка, на подобии наращивания мышечной массы – постоянные нагрузки позволяют добиться хорошего результата. Чем раньше вы начнёте заниматься со своим крохой, тем быстрее по времени и больше знаний по объему сможете заложить в его активно растущий мозг.

Основные принципы методологии

Когда Доман разрабатывал обучение чтению по своей методик е, он основывался на следующих принципах:

  • Доман считает, что возможности нашего мозга безграничны.
  • Дети просто жаждут познавать всё новое, неизвестное. Для них это условие выживания. И самое интересное, что до трехлетнего возраста никакая дополнительная мотивация для обучения не требуется.
  • Маленькие дети-лингвистические гении. Могут освоить первый язык уже к двум годам. Семилетний ребёнок хуже обучается второму языку, чтению, счёту и так далее, чем годовалый. Но опять же, системный подход требует постоянного обучения. Эпизодические занятия не смогут принести должного результата.
  • К шести годам огромные возможности головного мозга истощаются. Если его не тренировали, он не работает в полную силу. При этом Гленн считает, что время потеряно. Для того, чтобы этого избежать начинать давать информацию желательно уже с 6 месяцев.

Способность разговаривать

Самый большой подвиг вашего чада – владение родным языком. Он не только выучил слова, правила. Он начинает им активно пользоваться, совершенствуя с каждым днем свой речевой аппарат. Способен абстрактно воспринимать понятия языка. Малыш накопил материал и сам выводит необходимые правила. В это время родителю или преподавателю нужно познакомить его с исключениями из этих правил. Поправьте, поддержите словами одобрения первые неуверенные словечки. Не насмехайтесь, а хвалите. Это огромная победа и прогресс в развитии ребёнка.

ВАЖНО! Старайтесь говорить в его присутствии только хорошие слова. Детки впитывают всё, как губка. Они наше зеркало.

Как научить ребенка читать. Методика

Гленн Доман рекомендуем начать обучать чтению как можно раньше. Лучший возраст для старта – 6 месяцев. Если у вас совсем не клеятся занятия – можно отложить до года, но не позже. Но вот после двух процесс обучения чтению будет протекать намного сложнее для ребёнка . Учите и верьте в то, что он может обучиться чтению . Доман считает, что изучать просто буквы алфавита не эффективно. Для малыша это непонятная абстракция. Невозможно же ему объяснить что такое буква «В». Только встречая буквы в различных словах, фразах он начнёт осознавать их значение. После показов первой книжки, можно уже начать изучать алфавит.

Для быстрого чтения используется методика следующим образом. Используйте только белые карточки из картона или другого плотного материала для обучения чтению по методике Домана.

  • Размер карточек – 15х50 см. Напишите красным фломастером или карандашом высотой 10 см имя вашего ребёнка, мама, папа, баба, имена родственников. Это будет первая серия карточек, которую вы постепенно будете дополнять.
  • Теперь напишите названия частей тела: рот, нос, ухо, глаз, рука, нога и так далее. Вторая серия карточек по методике Домана готова, но пока отложите ее в сторону.
  • Размер: 10х50. Красным пишется название окружающих предметов, вещей: ваза, кровать, стол, подушка, картина и так далее. В этой серии пишутся ещё и глаголы действия: сидит, ходит, стоит, гуляет. Третья серия карточек Домана так же пока отправляется на полку, до момента пока она не понадобится.
  • Черным фломастером или карандашом пишите слова являющимися структурой любой фразы (глаголы, предлоги). Таким образом, вы сможете перейти уже на более сложный уровень.

На обороте каждой карточки (для себя) напишите эти слова. Выждите момент когда ребёнок в хорошем расположении духа. Посадите его на стульчик, сядьте перед ним. Возьмите стопку карточек первой серии и начинайте показывать ему по несколько секунд каждую. Проговаривайте каждое слово карточки громко и чётко. Делайте это 3 раза в день с интервалом не меньше 30 минут.

Оканчивайте свой урок, если начинаете замечать потерю интереса со стороны крошки. Желательно всегда оставлять малыша «голодным» в отношении знаний. Не навязывайте, если он не хочет обучаться. Попробуйте в следующий раз. Детка обязательно заинтересуется (они очень любят всё новое, неизвестное). Через пять дней одну карточку убирают и пишут новое слово, подходящее к серии карточек. Затем ежедневно проводится замена одного слова на новое. На второй день обучения добавьте вторую серию карточек к основной. Покажите её 3 раза. На третий день дополните третьей серией. В конце занятия похвалите, но не давайте сладости.

Теперь сделайте первую книжку для обучения чтению по методике Домана . Можете купить готовую или сделать свою, с учетом технических требований автора методики. Пишите слова и маленькие фразы чёрным цветом высотой букв 3 см на больших карточках 30х30 см. Книга должна содержать несколько десятков слов и фраз. Текст находится отдельно от картинок. Таким образом, обучению чтению производится с помощью простых, но цельных слов. Малыш видит их, слышит то, как они произносятся и со временем запоминает.

Для книги нужно еще, чтобы вы проделали в каждой карточке по два отверстия, соедините между собой кольцами в папке. Старайтесь регулярно пополнять её, чтобы словарный запас вашего крохи пополнялся постоянно.

Обычая вашего кроху с пеленок по книге Гленна Домана "Как научить ребенка читать" помните главное – для малыша это всего лишь игра. И как любая игра обучение должно проходить легко и весело!

Отзыв опытных родителей

Мама Полина, сын Владимир (6 лет)

Книга Гленн Доман "Как научить ребенка читать" помогла нам в самом начале. Когда мне девчонки по детской площадке подсказали о том, что есть такая методика по раннему и обучению чтения , я даже особо не задумывалась. Просто купила книгу и начала ее изучать пока сыну было еще месяцев 5. Потом наделала карточек и приступила к обучению чтению. Из минусов могу обозначить только один со своей стороны – нужен системный подход, нужно вне зависимости от того, что ты хочешь спать или нет – брать и делать. Сейчас, когда мы с Вовкой уже изучили алфавит и начали свободно читать – я понимаю, что это все не зря!

Итоги

Прежде чем бросаться за карточками в магазин или вырезать их самостоятельно, настоятельно рекомендуем прочитать книгу Гленна Домана "Как научить ребенка читать". Только полностью поняв сам смысл методологии вы сможете его применить правильно и получите максимально качественный результат, а вашему малышу при этом будет очень комфортно обучаться.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Методика Глена Домана

глен доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. основная идея глена домана звучит так: "в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

семья глена домана: жена кэти, сын дуглас (является вице-президентом института развития человеческого потенциала), дочь джанет (возглавляет этот институт).

историческая справка. в 1940 году глен доман окончил пенсильванский университет в филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. в 1941 году его работа была прервана второй мировой войной. свою службу в армии доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. по окончании войны доман вернулся к медицинской практике. вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. в 1955 году глен доман основал институт развития человеческого потенциала, базирующийся на его методике.


методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге г.домана «что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

в течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

в ходе кропотливой работы доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. гленом доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

в 1960 году в журнале «американской медицинской ассоциации» появилась статья домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. о работе института развития человеческого потенциала стало известно широкому кругу людей. исследования домана произвели в науке «мягкую революцию» . с тех пор глен доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

среди многих наград, полученных доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

методика домана для здоровых детей

впоследствии глен доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. а началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. тогда доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. результат превзошел все ожидания!

дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

основные тезисы методики глена домана

- каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- маленькие дети обладают огромной жаждой познания. они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- самыми лучшими учителями являются родители. они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

основные принципы и правила обучения ребенка по методике домана

1. начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. чаще вводите новый материал.

8. будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. не проверяйте знания своего ребенка.

10. тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

все дети могут стать физически совершенными

(по книге г.домана «как сделать ребенка физически совершенным»)

в методике глена домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

итак, отталкиваясь от идей методики домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. при этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

также методика глена домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

от одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой глена домана. ;

чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге г.домана «гармоничное развитие ребенка»)

доман считает, что «человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. при этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. отстань;

2. это "гав-гав";

3. это "собака";

4. это "лабрадор";

5. показать ему десять картинок с собаками;

6. научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

методика домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

как научить вашего ребенка читать

(по книге г.домана “как научить вашего ребенка читать”).

глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. глен доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

как работать с карточками домана

обучать ребенка чтению по методике домана можно начинать с шестимесячного возраста .

для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. для начала обучающие по методике домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. в течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. всё, занятие окончено. теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. в течение первого дня показ карточек домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек домана

ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

продолжительность одного занятия - 5 секунд.

введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

обратите внимание: в методике домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"букварь с пелёнок"

последовательность обучения чтению по методике глена домана выстроена от простого к сложному

как научить вашего ребенка считать

(по книге г.домана "как обучить вашего ребенка математике")

"математика с пелёнок"

доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

для обучения ребенка счету по методике глена домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. на каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

последовательность обучения счету по методике домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • первый этап - освоение понятия "количество".
  • второй этап – уравнения.
  • третий этап - решение задач.
  • четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • пятый этап - цифровые уравнения.

как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«по большому счету, - считает глен доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. детский мозг может воспринимать только голые факты.

чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики г. домана :

1. отчетливо видны все детали.

2. изображен только один предмет.

3. у него должно иметься специальное название.

4. этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. карточка должна быть чистой.

на одно занятие по карточкам с картинками по методике глена домана отводится около 30 секунд.

доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. искусство – в него входят категории, например, картины ван-гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "школьник", "подсолнухи", "мадам рулин со своим ребенком", "почтальон рулин", "печальный старик", "терраса кафе ночью", "автопортрет", "цыганские телеги", "церковь в оверне", "поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. история – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: николай ii, александр невский, столыпин, александр i, ленин, иван грозный, петр i, eкатерина ii, брежнев, керенский и т.д.

4. география – в него входят категории, например, города россии, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: санкт-петербург, екатеринбург, самара, нижний новгород, ярославль, красноярск, новосибирск, суздаль, сочи и т.д.

5. музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: бетховен, моцарт, чайковский, бизе, верди, кальман, бах, шопен, мусоргский, скрябин и т.д.

6. язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: толстой, пушкин, достоевский, лермонтов, некрасов, булгаков, солженицын, чехов, гончаров, бунин и т.д.


в рамках методики глена домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. исходя из методики домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

раздел: биология.

набор карточек: обычная ворона.

1-й уровень: вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: в семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: только в новой зеландии и на большинстве островов тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

закончить обзор системы хотелось бы словами самого глена домана: «наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. его мозг - это самое невероятное чудо. да и вы сами тоже чудо».

причины улучшения состояния больных детей

далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек глена домана, достигают значительных результатов. и наоборот, очень многие дети при институте домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. происходило это отчасти по таким причинам:

1. матери больных детей верили в успех. они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. методика глена домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. строгое следование методике домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

спорные вопросы методики домана

когда читаешь книги глена домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. но живые дети – не электронные машины. заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. ведь мало знать те или иные факты. нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. и есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». изучая же в рамках методики домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике глена домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике глена домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. и как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. и большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. обученный по методике глена домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. на практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике домана. это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. а по методике глена домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

к счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

до 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

после 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике домана.

после года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

в 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике глена домана.

в 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

после четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике домана.

Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.

Лечение детей с повреждениями мозга (по книге Г. Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

В течение более чем 20 лет, в ходе бесконечных исследований, тестирований и наблюдений, Доманом и его соратниками была разработана уникальная методика, которая представляла собой комплексное лечение детей с повреждениями мозга.

Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу: начиналось всё с копирования — процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Всё остальное время дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.


Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение. Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием». 


Система Домана для здоровых детей

Впоследствии Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов.

Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал программу, учитывающую интересы и потребности именно здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами, и вместе с тем были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки. 



Основные тезисы программы Домана (по книге Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка»):

·Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие — это ключ к его гениальности.

·Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. 


·Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.


·Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

·Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.


Основные принципы и правила обучения ребенка: 


1.Начинайте как можно раньше — чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2.Радуйтесь успехам малыша и хвалите малыша. 


3.Уважайте своего ребенка и доверяйте ему. 


4.Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим. 


5.Создавайте подходящую обстановку для обучения. 


6.Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет. 


7.Чаще вводите новый материал. 


8.Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9.Не проверяйте знания своего ребенка. 


10.Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее. 


11.Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия. 


Все дети могут стать физически совершенными (по книге Г. Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)

В институте Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».


Итак, нужно создать условия для физического стимулирования малыша!

Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление — трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями.

Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные дистанции. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) — 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды. Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

Также методика акцентирует внимание на развитии чувств баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т. д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

В своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга — это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым ничем специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Домана.


Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд (по книге Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Доман считает, что «Человеческий мозг — это самый совершенный компьютер, и он подчиняется тем же самым правилам: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией». 



Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему: 


1.«Отстань»; 


2.«Это — гав-гав»; 


3.«Это — собака»; 


4.«Это — сенбернар»; 


5.Показать ему десять картинок с собаками; 


6.Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: «Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых «собаками»: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка»). 


Если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т. п. 


Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.



Как научить вашего ребенка читать (по книге Г.Домана «Как научить вашего ребенка читать»)


Глаз видит написанное слово, но сам ребенок не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию — «понимает» и механически запоминает написанное. Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.


Обучать ребенка чтению можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см. и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала, подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, предметы ребенка, одежда, части тела, любимые блюда и т. п.).

1-й день . В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду — мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т. п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.

2-й день . Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий — 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день . Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день . Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день . Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения:

Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек).

Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота — каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия — 5 секунд.

Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т. е. всего 15 раз.

Обратите внимание: дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

Последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного:

Первый этап — отдельные слова. 


Второй этап — словосочетания. 


Третий этап — простые предложения. 


Четвертый этап — распространенные предложения. 


Пятый этап — книги. 



Как научить вашего ребенка считать (по книге Г.Домана «Как обучить вашего ребенка математике»)

Дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» — ребенок представит количество — две точки, а мы, взрослые — значок — цифру «2». Т. е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т. д.

Для обучения ребенка счету нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счету на фактическом материале выстраивается следующим образом:

Первый этап — освоение понятия «количество».

Второй этап — уравнения.


Третий этап — решение задач. 


Четвертый этап — освоение понятия «цифра», запоминание цифр.


Пятый этап — цифровые уравнения.



Как дать ребенку энциклопедические знания (по книге «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания»)

«По большому счету, — считает Доман, — цель жизни — это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно — они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты. 



Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям:


1.Отчетливо видны все детали. 


2.Изображен только один предмет. 


3.У него должно иметься специальное название. 


4.Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку. 


5.Карточка должна быть большой — наилучший размер 28x28 см.


6.Карточка должна быть чистой. 


На одно занятие по карточкам с картинками отводится около 30 секунд.

Доман разделил все существующие знания на десять разделов:

1.Биология — в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т. д. 


2.История — в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т. д. 


3.География — в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т. д. 


4.Музыка — в него входят категории, например, композиторы — и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т. д.


5.Искусство — в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: «Школьник», «Подсолнухи», «Мадам Рулин со своим ребенком», «Почтальон Рулин», «Печальный старик», «Терраса кафе ночью», «Автопортрет», «Цыганские телеги», «Церковь в Оверне», «Поля с персиковыми деревьями в цвету» и т. д.


6.Математика — в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т. д.


7.Анатомия человека — в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек — рисунков костей: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т. д.


8.Общие знания — в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т. д.


9.Язык — в него входят категории, например, итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т. д.


10.Литература — в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т. д. 


Занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией:

Раздел: Биология 


Набор карточек: Обычная ворона

1-й уровень: Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках. 


2-й уровень: Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью. 


3-й уровень: Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: Вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал. 


5-й уровень: Самка вороны имеет один выводок птенцов в год. 


7-й уровень: Вороны относятся к семейству вороньих. 


8-й уровень: В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки. 


9-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих спариваются на всю жизнь. 


10-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями. 


11-й уровень: Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих. 


12-й уровень: Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов. 


Однако есть спорные моменты методики Домана, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

·Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети — не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» — скапливается в его голове, как ненужный хлам.

·Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т. д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т. д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам — тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

·Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т. е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

·При использовании данной системы ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут даже нельзя задавать вопросы. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

·Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями, подчас почти не остается времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же на счет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать. Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно, и когда мы стимулируем только одну-две коры головного мозга, они-то и расширяются за счет других отделов.

·На занятиях в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: осязания (вкус), обоняния, тактильных ощущений.

·Занятия с карточками (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой системе.

·Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Он только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

·Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято у Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

·Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по Доману подача материала происходит только одним способом — через карточки. 


Чтение — одно из самых сложных навыков у людей. И как научить читать ребенка — порой очень сложный вопрос. Мы все хотим, что бы дети любили читать , а не просто от того, что надо это уметь в школе и в жизни. Любовь к книгам надо прививать с рождения, и желательно на своем примере.

Сейчас очень много разных методик по обучению чтению, они объясняют как научить читать ребенка, и в них очень легко запутаться, а выбрать нужную и результативную еще сложнее. Важно еще не отступать от методики, а следовать ее урокам и довести дело до конца. Самое важное в обучении, что бы оно было в игровой форме и приносило удовольствие и малышу и вам.

Поэтому, я рассматриваю методику Домана, как самую интересную, развивающую, легкую, результативную.

Сейчас я вам расскажу о самом Глене Домане, о карточках Домана, и об его методике: как научить читать ребенка.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Глен Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Родители готовят подборку карточек Домана с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и заканчивая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, а потом показывает картинку. В будущем добавляются все новые и новые факты об этом изображении.

Например:

1. написанное слово «апельсин» и показывают изображение апельсина
2. Теперь факты: Апельсин – это плод апельсинового дерева
3. Апельсин относится к семейству рутовые, подсемейству Цитрусовые
4. Родина Апельсина — Китай
5. Апельсин — это гибрид, полученный в древности, смешением мандарина с помелом.
6. Сейчас растет по всему побережью Средиземного моря, атак же в Центральной Америке.

Некоторые современные психологи, считают систему обучения детей Глена Домана неприемлемой, используя лишь её самые яркие проявления. Карточки Домана — это прекрасная возможность познакомить ребенка с окружающим миром, увеличить его словарный запас. Постарайтесь подстроиться под ритм, характер и темперамент вашего ребенка — если ему необходимо длительная задержка, остановитесь, рассмотрите карточки, или наоборот показывайте их быстро. Главное в любых занятиях — это удовольствие и желание ребенка.

Предлагаю вашему вниманию . По его методике представлены уже готовые к просмотру ребенком. Их нужно скачать на свой компьютер и запустить. ВСЕ КАРТОЧКИ или ПРЕЗЕНТАЦИИ ОЗВУЧЕНЫ. Каждые 2 дня добавляются новые презентации, заходите и качайте.

Гленн Доман

Предисловие

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

ТРЕТИЙ ШАГ. Домашний словарь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Словарь "Предложения - структуры".

ПЯТЫЙ ШАГ. Структурные фразы и предложения.

ШЕСТОЙ ШАГ. Читаем настоящую книгу.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Алфавит.


Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излиш­ней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмот­ных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощ­ренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непро­биваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой ра­дости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, де­структивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы выры­ваем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстрак­ций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гени­альности каждого ребенка - только благодаря ей и в значитель­ной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы прос­то дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собствен­ный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, комму­никабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков


Мы, матери, - скульпторы,

а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чте­нию. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4 , это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ра­нее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удиви­тельной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

5.Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.

7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готов­ностью, с какой он осваивает язык разговорный.

С какого возраста лучше начать.

Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, до­вольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-либо учиться?

Однажды, одна мама спросила известного специалиста по детскому развитию, с какого возраста ей следует начать обучать своего ребен­ка?

"Что ж, - сказал он - а когда родится ваш ребенок?"

"О, ему сейчас всего 5 лет" - ответила мать.

"Мадам, бегите быстрее домой, вы потеряли лучшие 5 лет его жиз­ни" - сказал эксперт.

Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года. Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его чи­тать, чем если бы ему было в. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче.

Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычай­но целеустремленный человек, то даже с 3-х).

Обучение вашего ребенка складывается из двух жизненно важных принципов; первый - это ваше отношение, ваш подход, второй - это объем и порядок материалов для чтения.

1. Родительское отношение и подход.

Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненна необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимули­рующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Самое важное правило, что оба - родитель и ребенок - должны ра­достно подходить к обучению чтению, как к забавной, желанной игре. Родителю никогда не следует забывать, что обучение - это наиболее интересная игра жизни, это не работа. Учение - это награда, а не наказание. Учение - это удовольствие, а не необходимость, это привиле­гия, а не обязанность. Родителю необходимо все время помнить об этом и никогда не де­лать ничего, что разрушило бы это естественное отношение ребенка к учению.