Составление генограммы семьи образец. Как сделать генограмму

Генограмма — это графическая запись информации о семье (классически и клинически — в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Объяснение

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена Мюррей Боуэн в 1978г. (Bowen,1978) в рамках межпоколенного подхода в семейной терапии. Цель ее — показать как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются по поколениям и как события подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства членов семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелеты из чулана». Данный подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи. Его главной отличительной особенностью является структурированность и схематизированность. Техника предполагает, как правило, участие расширенной семьи клиентов. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи.

Когда собраны данные об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных фактов о функционировании семейной системы — таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных подсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она как правило проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Предъявление симптома

Беседа обычно начинается с предъявляемого семьей симптома: кто является его обладателем, когда он впервые возник и каково было его клиническое развертывание. Причем физические, эмоциональные и социально-дезадаптивные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности семейной системы эмоциональных взаимоотношений. А поведение носителя симптома отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как например смерть ближайшего родственника.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе.

Описание семейной истории

Затем начинается описание семейной истории, начиная со времени, когда родители встретились — и вплоть до настоящего момента. Здесь существенны возраст супругов, точная дата их первой встречи, чем они занимались в те времена, когда были женихом и невестой, собственно свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. В каких географических точках семья жила и когда именно переезжала в другое место — все это очень важно. Особенно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на данном этапе беседы. Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Физические и эмоциональные границы

Психотерапевт использует беседу на основе социограммы для того, чтобы проговорить вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социоэкономический уровень, то, как семья взаимодействует с метасемейным контекстом — сообществом — тоже принимаются здесь во внимание.

Символика

По мере поступления информации она фиксируется в специальных символах. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие: генограмма семьи — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв- развод. Характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, противоречивые — также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта — например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

Использование генограммы семьи

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве. Это позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может
применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

Литература:

1. Черников А.В. Системная семейная терапия. Классика и современность. Москва. Независимая фирма «Класс». 2005г.
2. Анн Анселин Шутценбергер Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. Москва. Издательство Института психотерапии. 2005 г.

Генограмма – это карта семейной истории, где при помощи специальных символов описываются события, отношения и различные динамики в поколениях. Генограмма – очень полезная вещь, и иметь её желательно каждому. Она помогает нам явно увидеть свой род – со скрытыми в нём энергией, потенциалом, противоречиями и уникальным опытом предков. Ведь именно они – наши предки – пережили две мировые войны, пару-тройку революций, не потерялись во всём этом потоке истории, женились, выходили замуж, рожали детей, и произвели, наконец, нас любимых, составляющих генограмму. И грех нам не воспользоваться их опытом и накопленной в роду скрытой энергией. Ведь энергия так и останется скрытой, если мы не увидим её и не прикоснёмся к ней.

Особенно генограмму любят семейные психологи. На терапевтических сессиях они постоянно рисуют в своих блокнотах эти самые квадратики и кружочки, отражающие жизнь клиентов и их предков. Почему? Во-первых, это очень наглядно отражает различные процессы в семье, которые могут влиять на жизнь наших клиентов «из прошлого». А во-вторых, рисовать символы гораздо быстрее и удобнее, чем писать словами. Ну, и потом, это всё можно прямо здесь и сейчас показать клиенту. И он увидит то, чего никогда не замечал раньше. Или не увидит… но такое бывает крайне редко.

Итак, прежде чем начать рисовать генограмму, лучше всего определиться с тем, что вы хотите от неё. Варианты «Я работаю с психологом, и он дал мне домашнее задание нарисовать генограмму» принимаются, но лучше всего понимать, зачем генограмма нужна лично мне. От этого будет зависеть то, на чём сфокусируется генограмма. Фокусом могут быть болезни и несчастные судьбы, а могут быть истории успеха в роду. Или просто - восполнение пробела в информации об одной из веток рода. Всё зависит от ваших задач.

Не помешает составить план работ. Это поможет сформировать представление о необходимых ресурсах. Вам могут понадобиться: звонки по телефону, Скайпу, личные визиты к родственникам, поиск информации на специальных сайтах, таких как Российскийгосударственный военный архив или «Подвиг народа» и даже обращение в реальные , а не онлайновые архивы. Хотя можно и просто начать рисовать – сначала себя, потом родителей, потом всех известных вам дядь и тёть, бабушек и дедушек, а дальше уж – как пойдёт.

В настоящее время в интернете можно найти компьютерные программы для рисования генограмм. А можно не заморачиваться высокими технологиями – генограмма от этого хуже не станет. Наоборот, всё, что сделано непосредственно руками, при помощи карандашей и бумаги, по моему мнению, гораздо лучше интегрируется в нашу личность и становится её частью. Итак, начните с черновика – простого листа бумаги формата А4 или А3. Впоследствии, если увлечётесь, может понадобиться и ватман, но об это позже. Ни у кого из моих клиентов, да и у меня самого когда-то, не вышло нарисовать генограмму с первого раза. Будьте готовы к этому. Можно составить макет – матрицу генограммы. Ведь у всех нас и наших предков есть или были папы и мамы, а значит места для них можно уже сейчас предусмотреть на нашем черновике.

В символах генограммы большой премудрости нет. Мужчины изображаются квадратом, женщины – кружком. Отношения между ними – линиями. Мужчина при обозначении отношений в паре обычно рисуется слева, а женщина – справа. Рисовать начинаем снизу-вверх, первым обозначая себя.

Указываем даты жизни, годы вступления в брак и выхода из него. Хорошо, если удастся собрать информацию не только о живых и живших предках, но и прерванных беременностях, выкидышах, мертворождённых детях. Обычно такие сведения важны, по крайней мере на два-три поколения вверх. Дольше не обязательно. Однако стоит помнить, что не вся информация тщательно хранится в роду и оберегается от забвения. Многие драматические и трагические события, такие, как аборты и выкидыши, насильственное лишение жизни часто забываются по причине их тяжести, а зачастую даже невыносимости. Поэтому часть информации добыть не удастся. К этому тоже будьте готовы. Ну, и будьте осторожны и бережны, общаясь со своими родственниками. Обязательно объясните им, зачем вы спрашиваете всё это, и почему это для вас так важно.

В разных психологических школах и разных странах существует множество дополнительных обозначений для генограммы: свои знаки имеют разные заболевания и нюансы отношений, и даже приходилось видеть обозначение для значимого домашнего животного. Не пугайтесь всего этого разнообразия. Самая важная информация – это имена, возраст, годы жизни. Они являются обязательной (насколько это возможно) составляющей генограммы. Всё остальное мы просто записываем рядом с квадратиками и кружочками. Дядя страдал алкоголизмом? Пишем «алк.» рядом с его квадратиком, и этого вполне достаточно. Бабушка была знаменитой актрисой? Пишем «знам.актр.» рядом с её кружочком. Главное – чтобы вы сами могли в этом разобраться. А специалист, если что, спросит о том, что ему нужно.

Важная часть генограммы – обозначение эмоциональных связей и разрывов между родственниками. Часто именно они оказывают значительное влияние на жизнь будущих поколений. Впрочем, здесь тоже всё не сложно (см. рисунок ниже).

Всё, что получилось в итоге, переносим в чистовик. И тут нам как раз может пригодиться ватман. Мне приходилось видеть генограммы, нарисованные на четырёх (!) листах ватмана, склеенных друг с другом. Кстати, в чистовом варианте не возбраняется использовать и цветные карандаши или фломастеры для обозначения эмоциональных связей, и даже разных веток рода. В общем, никто вас в творческом порыве не ограничивает! Результат вашей работы хорошо обсудить со специалистом – семейным психологом. Но и само по себе рисование генограммы является большим и важным делом, способствующим восстановлению утерянных связей в роду, решению семейных проблем и укреплению отношений. Включившись в работу, вы и сами не заметите, как генограмма становится вашим личным проектом, которым впоследствии вы точно будете гордиться и рассказывать о нём своим детям и внукам.

©riabovol.blogspot.com

Генограмма позволяет Вам и членам увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи.

Используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз. Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно.

Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т.д. Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи” и центром или "стволом” вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на схеме 2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?” "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1.Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2.Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3.Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4.Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5.Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6.Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7.Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8.Кто был экстравертом, а кто был интравертом?

9.Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10.Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11.Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12.Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13.Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14.Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15.Каковы ваши семейные "можно” и "нельзя”, "должен” и "не должен”?

16.Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17.Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18.Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

  • < Родология – наука о законах развития Рода
  • Семейные программы и социальные стереотипы >

Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта - например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

При помощигенограммыможно, задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация, кстати, в иных ситуациях бывает жизненно необходима. Отмечая, генограммой, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, выясняете, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины умирают от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей.

Составляя генограмму можно обнаружить, что семейное проклятье - холециститы - панкреатиты - можно слегка отодвинуть от родичей, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Генограммой можно исследовать отношения внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности - допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции. Анализ генограммы сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

Экология сознания. Психология: Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на то, что построение генограммы – это дополнительный метод со слабой доказательной базой. Его результаты варьируются и весьма неточны. И этот метод имеет в первую очередь ценность как проецирование опыта семьи на свой опыт.

Человек очень пластичен и ваше самочувствие и здоровье в первую очередь зависят от вас самих, а не от далеких предков. Списывать на них все свои проблемы – неправильно. Да, семейная история работает не только в негативную, но и в позитивную сторону. Ок? А теперь к делу!

Построение генограммы – метод, который часто применяется в области семейной терапии. Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности – допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин – «патриархов».

Хороший материал для изучения и введения в генограмму – семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной... Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру...

Генограмма - это графическое изображение взаимотношений семьи, затрагивающее несколько поколений , обычно 3-4 поколения. Цель ее - показать внутрисемейные отношения и образцы поведения передаваемые между поколений, а также значимые и скрываемые фигуры и события, такие как насильственные смерти, аборты, самоубийства, болезни, профессиональные успехи и неудачи, а также внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту взгнянуть на семейную историю как на систему передачи образцов поведения в системе семьи на современные поведенчиские образцы. Найти те "склеты в шкафах" или артефакты, поведение и взаимоотношение которых бессознательно влияет на поведение и взаимоотношения клиента.

Семейная история дает возможность узнать определенные стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, которые повторяются из поколения в поколение. Изучение этого параметра было начато М. Боуэном , которому удалось показать, что от поколения к поколению в семейной истории происходит накопление дисфункциональных паттернов и это приводит к патологии членов семьи.

Семейную историю можно отразить с помощью генограммы. Существуют определенные закономерности, которые можно увидеть с помощью генограммы, например, по генограмме можно сделать предположение о выборе брачного партнера. Часто молодые люди ищут такие отношения, которые они пытались построить с родителем противоположного пола, но не смогли.

Занимаясь построением генограммы, можно раскрыть семейные тайны и обнаружить одного или нескольких родственников, о которых в семье долгое время никто не упоминал. С генограммой согласуется положение теории М. Боуэна о «межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии».

Данные генограммы позволяют выявить скрытые причины страхов, депрессий, склонности строить отношения на основе треугольника и т.д. Дело в том, что на вас может действовать то, что вы совсем не знаете. Патогенная непроговариваемость пагубна не столько тем, что поддерживает в ребенке различного рода неосведомленности, сколько тем, что сквозь нее проходит непреодолимая тревога родителей о том, что они скрывают.

В психотерапии применяют также генограмму как проективную методику (Ф. Каслоу). В этом случае клиента просят нарисовать генограмму своей семьи (не семьи происхождения). Ф. Каслоу называет генограмму проективным инструментом для оценки семьи конкретного человека, дающим множество подсказок для определения целей и процесса психотерапии

Все мы являемся звеньями в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» прошлого наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий.

Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.

Метод генограммы может быть использован для анализа межпоколенческой передачи моделей определенных видов семейного поведения , в частности родительского и супружеского. Вы сможете проследить повторяющиеся события, стратегии поведения, различные тенденции в отношениях (например, продолжительность браков и др.). С помощью метода вы можете увидеть, какие факторы влияют на семейный сценарий. Давайте разберем несколько понятий из генограммы.

1. Ролевые ожидания и навязанные роли.

«Невидимая лояльность семье» заставляет многих из нас проживать жизнь, оставленную в наследство предками. В каждой семье есть традиции, пусть и негласные. В каждой семье есть ролевые ожидания. Положим, в одной семье принято всю финансовую ответственность за младших детей и родителей возлагать на старшего ребенка. В другой хоть один отпрыск должен получить медицинское образование, потому что в роду «все» были врачами.

Многие отцы или авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». К сожалению, многие молодые люди включаются в эту игру и не «обособляются» от семьи (согласно выражению Мюррея Боуэна), не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязанностями.

Ребенок либо принимает навязанную роль, либо становится изгоем в собственной семье. Взбунтоваться, пойти против предков могут не многие. На них вешают ярлык «неблагодарных» или «непутевых». Им говорят: «в нашей семье так не принято».

Часто взрослые говорят дитю: «ты так похожа на маму!», «он очень похож на дедушку Петю» или «легкомысленного дядю Сашу»… Страх, что ребенок повторит судьбу не самого популярного семейного персонажа, часто оправдывается. Вырастая, он играет навязанную роль. А иногда ребенок призван восполнить горе после смерти кого-то из домочадцев. Новорожденного нарекают именем ушедшего и делают его «заместителем».

2. Двойное принуждение.

Так называемая группа Пало Альто содержательно связана с гипотезой «двойной связи», «двойного принуждения» (double bind) - серьезным нарушением общения в семье, когда высказываются более чем противоречивые послания. Они структурируются таким образом, что на словах утверждается что-ни будь одно, а иным способом, скажем.с помощью языка тела, утверждается другое.

Таким образом, два утверждения взаимо исключаются или блокируются. Это так называемая «двойная связь» - «двойное послание с двойным принуждением». По этому, если послание является приказанием, то чтобы подчиниться, ему не следует подчиняться.

Кроме того, запрещено говорить о том, что приказание за путанно, противоречиво и «обязательно». Человек, попавший в положение «двойного принуждения», рискует, таким образом, оказаться наказанным (или почувство вать себя виноватым), когда воспринимает вещи «правильно», и прослыть в семье «злым» или «безумным» («больным по воле других») за то, что показал имеющееся несоответствие (диссо нанс) между тем, что он видит (воспринимает), и тем, что он «должен был бы» видеть или испытывать.

3. Семейный миф

В семейной системе психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого ее члена; происходит постоянное взаимное регулирование , а правила функционирования семейной системы бывают как явными, так и неявными, но главным обра зом неявными.

Причем члены семьи не осознают этого. «В нашей семье так принято» - то есть основные правила существуют как бы сами по себе и считается, что они не требуют объяснения.

Семейный миф выявляется через паттерн функционирования: некоторые люди действуют в жизни согласно паттернам, которые я посчитал бы «нездоровыми» (я не знаю как иначе расценивать измену, вендетту, убийство, здоровую или нездоровую защиту «чести семьи»).

Такие ритуалы образуют совокупность, некоторую целостность, гештальт отношений, бессознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи. Каждый из этих ритуалов способствует «уравновешиванию семейных счетов», когда позиция или «эксплуататорская установка» может быть, а может и не быть уравновешена «установкой на щедрость».

4. Семейный секрет

Между поколениями ведется учет долгов, «семейные счета»: последующее поколение имеет долг перед предыдущим, причем отплатить его нужно трансгенерационно, по нисходящей, своим детям.

Если в поколениях накапливаются долги и несправедливости, новый член семьи уже при рождении нагружается тяжелым наследством. Р. Каес обращает внимание на роль памяти, индивидуальной и коллективной, благодаря которой существует история поколений и возможна передача между поколениями.

Таким образом, передача является историческим основанием, связывающим поколения. При этом у группы, как и у личности, есть тенденция устранять из памяти болезненные вещи, отвергать то, что может представлять угрозу для группы в целом и для связей внутри нее. Такое содержание подвергается вытеснению, отрицанию, превращению в секрет.

Секрет - это информация, которую запрещено знать, раскрывать, которую надо прятать. Если он раскроется, может нарушиться стабильность семейной системы. Но секрет передается, точнее, передается незнание, запрет на знание и знание незнания. Исследователи сравнивают передачу секрета с черной бутылкой, передаваемой из поколения в поколение, о которой надо заботиться, но нельзя ее раскрывать - там хранится опасная информация.

С. Тиссерон подробно описывает влияние секрета на психику ребенка. Все семейные секреты, какими бы прекрасными ни были намерения, их порождающие, всегда воспринимаются ребенком как насилие. Насилие, которое он не забудет никогда, которое повиснет тяжелым грузом над всей его психической жизнью и рикошетом скажется на его профессиональной, любовной и социальной жизни.

Даже если родители уверены, что дети никак не могут узнать о секрете, последние чувствуют его присутствие, поскольку секрет передается не только вербально. Он «просвечивается» через интонации его носителя, его жесты, употребление неподходящих слов и даже через окружающие объекты. Дети же, чувствуя болезненное расщепление у родителей, прилагают большие усилия, чтобы родители верили, будто они ничего не знают.

5. Синдром предков.

Синдром предков - происходящие в одном и том же роду на протяжении нескольких поколений совпадение дат значимых событий, повторение обстоятельств жизни и смерти, а также передача «по наследству» невыполненного семейного долга. Действие синдрома предков связано с «бессознательным» семьи, которое незримо присутствует в жизни любого человека, от момента зачатия до смерти.

Как оно работает? Еще находясь в «проекте», внутри мамы, ребенок уже становится объектом ожиданий со стороны своей семьи: в кого уродится ребенок, чьи надежды он оправдает своим появлением на свет и т.п. Неважно, высказываются ожидания родственников вслух или подразумеваются «по умолчанию». Важно то, что они невольно формируют «сценарий прошлого» будущей жизни ребенка. А семейная тайна всегда лишь повышает вероятность того, что потомки повторят негативный опыт или тяжелую судьбу членов семьи, живших ранее.

С амая частая форма передачи в большей степени основана на вербальном способе общения. И если с детства девочка видела как мама, бабушка (да и прабабушка тоже) жили по формуле - «кухня-муж-дети», то скорее всего, главным ее достоянием будет: сковородка Tefal, пылесос Samsung, парочка сериалов, домашние задания по математике и русскому и «вечная» надежда, что все таки сегодня «милый» ей купит цветов. И вряд ли для нее профессиональная самореализация будет приоритетной.

Чтобы распознать сигналы прямой передачи, достаточно проанализировать самые повторяемые фразы вашей мамы или бабушки. Как чаще всего называли в детстве ребенка - «ах, моя красавица!» (программирование на экстраверсивный стиль поведения), «ах, моя умница!» (закладка важности интеллектуальных особенностей), «ты наш первенец и любимчик!» (программирование на лидерскую позицию) - и т.д.

Причем очень часто оценка и ожидания родителей могут кардинально расходиться с истинными личностными особенностями ребенка. Кроме того, могло часто произносится, что-то типа «в нашей семье не принято выходить замуж раньше двадцати пяти лет» или «мы - работники умственного труда, никогда в нашей семье не будет артистов и прочих комедиантов»…

6. Трансгенерационная передача.

Она происходит через несколько (иногда сильно удаленных друг от друга) поколений и базируется на невербальном языке. Чтобы понять механизм трансгенерационной передачи, надо вникнуть в суть семейных невербальных установок. К примеру, вы можете ничего не знать о своей прабабушке, потому что ни ваша мать, ни бабушка никогда ничего о ней не говорили.

Но подсознание гораздо внимательнее вас, оно не пропускает ни одного жеста-поступка, косвенно выдающего связь между каким-либо событием и вашей родственницей. Допустим, прабабушка овдовела в 31 год, через год после рождения ребенка. Причем каким-то образом она стала причиной гибели своего мужа и больше замуж не выходила. Разумеется, подробности трагедии в семье замалчиваются. И даже ваша бабушка может быть не в курсе того, что случилось с ее отцом. Но ровно через год после рождения вашей матери она разводится со своим мужем. И больше не выходит замуж.

Ваша мать в свою очередь теряет своего мужа - вашего отца. Будет ли неожиданным тот факт, что вы до сих пор не обрели семейное счастье или имели опыт неудачных отношений? Установки предков могут быть разными. Но как бы они ни звучали, всегда вызывают у человека высокую степень доверия. Ведь мы слышим их с самого раннего детства и от самых значимых для нас людей.

Особенно это касается случаев, когда родители, а также предшествующие поколения, перенесли в своей жизни серьезную психическую травму; информация об этом будет передаваться потомкам. Если это событие было психически переработано, символизировано, вписано в индивидуальную память как опыт, получивший статус прошлого, воспоминания, потомку передается не только содержимое травматического опыта, но и способы его психической переработки и совладания с ним, что оказывает влияние на индивидуальное развитие ребенка.

7. Эффект сильного слова (самосбывающееся пророчество)

Не веря в проклятие, можно задуматься об эффекте сильного слова, сопровождающего сильную эмоцию, особенно исходящего от авторитетной фигуры - священника, родителя, учителя. Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к неудаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или прогнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела - пространства - времени - будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества).

Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по многочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы. Но от отрицательного предсказания может возникнуть стресс, аналогичным образом может улучшаться ситуация при благоприятном предсказании и позитивном взгляде…»

Самоисполняющееся пророчество - это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.

Разные генограммы

Можно сделать генограммы, которые прослеживают передачу и определенных паттернов реагирования.

Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

    Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?

    Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?

    Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?

    Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?

    Что происходило при невысказанности чувств в семье?

    Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?

    Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?

    Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?

    Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?

    Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?

    Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?

    Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).

Она дает ответы на следующие вопросы:

    Что такое, по-вашему, есть гнев?

    Когда Вы рассержены, что это означает?

    Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?

    Когда супруг рассержен, что это означает?

    Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?

    Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?

    Как Вы реагируете на собственный гнев?

    Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?

    Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?

    Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?

    Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?

    Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?

    Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?

    Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?

    Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?

    Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?

    Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?

    Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?

    Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?

    Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Это Вам будет интересно:

Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы. опубликовано