Церковный Православный праздник сентября. День рождения поисковой системы Google

    27 сентября, православные люди отмечают большой церковный праздник - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Напомню, что крест был найден и воздвигнут благодаря стараниям матери императора Константина.

    Православная Церковь 27 сентября празднует Воздвижение Честного и Животворящего креста. Мать иператора Константина Елена, приехав в Палестину, организовала раскопки пещеры гроба Господня и недалеко от нее был найден и крест. Когда мимо проносили умершего, от соприкосновения с крестом человек ожил, поэтому и называют его Крест Животворящий. Спустя какое-то время персидский царь Хозрой II разбил войско греков и увез Крест в плен в Персию вместе с патриархом Захарией. Через 14 лет греческий император Ираклий победил Хозроя и вернул Крест в Иерусалим и здесь его сам император торжественно воздвигнул.

    Название церковного праздника длинное. День особенно важен в календаре церкви своей значимостью в православной жизни. День 27 сентября называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Название мало, кто знает полностью.

    27 сентября православные христиане отмечают большой праздник Воздвижение Креста Господня.Дело в том,что после распятия Иисуса Христа крест,на котором он был распят,был закопан.И вот после долгих мытарств,он был найден и воздвиг для поклонения.

    Воздвижение Креста Господня - один из тех праздников, которые ознаменовали переход христианства из гонимой в официально принятую религию. Ко времени воцарения императора Константина язычество вс более превращалось в пустую формальность, за которой не стояло никакой реальной силы. Да, царствовавший монарх получал божественный статус и соответствующее официальное поклонение, но сколько на самом деле осталось народу, воспринимавшего Юпитера на колеснице, развлекающегося то с дамами, то с мальчиками, как бога, и весь его пантеон как божественный, освящающий царскую власть?

    Христиане же были далеки от кучки сектантов, ютившихся по катакомбах - на дворе стояли 20-е гг. IV века. Среди них было немало людей богатых и умных, но бесправных. Их вера в мртвого и воскресшего Иисуса была реальной. Это он мог наблюдать даже в своей семье - мать монарха была христианкой. С таким контингентом можно было построить тврдую власть, требовалось лишь убедить, что эта власть - их друг, поэтому христианский Бог е поддерживает, то есть, признат.

    Звучит цинично, но Константин не стал бы Великим, если бы не был прагматиком. Он последовательно освободил христианские общины от налогов, позволил владеть движимым и недвижимым имуществом, распоряжаясь им без ограничений. Константин организовал себе первое чудо на государственном уровне - явление во сне Христа перед выигранной битвой. Христиане должны были воспринимать его как благодетеля, своего, угодного Богу. Поездка матери в 126 г. в Палестину и нахождение Креста Господня (вместе с крестами других казннных в тот день) окончательно привязало официоз к недавно гонимой вере. Так появился первый официальный римский праздник, который пришлся христианам ко двору и сделал существующую власть частью их религиозной практики.

    27 сентября отмечается такой церковный праздник как Воздвижение Креста Господня. Связан этот праздник с таким историческим событием.

    Спустя семьдесят лет после воскрешения Христа римляне напали на Иерусалим и захватили его. Они были язычниками и не желали верить в чудесное спасение Христа. Римляне закопали крест и скрыли под землей пещеру, где находился Гроб Господень.

    Прошло несколько столетий, к власти пришел император Константин. Он захотел найти крест, на котором был распят Иисус Христос. Когда его нашли, был построен храм, который оберегал бы Голгофу и Гроб Господень. Тот день, когда этот храм был освещен, и считается праздником Воздвижения. По старому стилю это 14 сентября, а по новому - 27 сентября.

    27 сентября среди прочих важных дат, православная церковь празднует Воздвижение Креста Господня, которое полностью именуется, как

    Подробнее про этот церковный праздник и исторические события связанные ним можно прочесть здесь.

    Двадцать седьмого сентября каждого года (не меняется дата(православные христиане всего мира празднуют так называемое крестовоздвижение. То есть, отмечают день, когда был найден тот самый крест - орудие пыток и казни, страшные и огромные копии которого теперь воздвигаются почти на каждом городском перекрстке (по крайней мере, у нас), повергая в настоящее изумление горожан(.

    27 сентября, в каждый год православные вспоминают Воздвижение креста Господня . Древний праздник появился ещ с IV века и относится он к Великим праздникам. Символизирует страдания Господни на кресте, поэтому в этот день положен строгий пост.

    Равноапостольная Императрица Елена , в е правление прекращены впервые преследования христиан, в 355 году стала искать в Иерусалиме крест, на котором страдал Иисус.

    Были раскопаны 3 креста. Чтобы точно выяснить, какой именно тот самый крест Господень, каждый из них по очереди прикладывали к тяжелобольной женщине. Тот крест, от со прикосновения с умирающая исцелилась и был объявлен истинным.

    Поэтому его называют ещ и Животворящим крестом .

    На вечерней службе накануне праздника распятие воздвигается с соответствующей молитвой на аналой в центре церкви.

    Очень интересна легенда, которая связана с нахождением Креста Спасителя, празднование которого и отмечается 27 сентября. Эти события отсылают нас ко времени равноапостольной Елены, матери императора Константина, который первым прекратил преследования христиан, по просьбе которого она отправилась в Иерусалим, чтобы найти крест, на котором был распят Христос. Крест Господень проявил свою чудодейственную силу исцелив умирающую женщину - так был определен из трех крестов истинный - честный и животворящий (дарующий жизнь).

    В память этого исторического события, 27 сентября отмечается праздник Воздвижение Честного и Животворящего креста.

Правильное название церковного праздника 27 сентября звучит следующим образом: Воздвижение Животворящего Креста Господня. Логично предположить, что этот христианский символ был воздвигнут на горе Голгофе, но празднуют не саму установку распятия, а его обнаружение в ходе раскопок.

Воздвижение приурочено к моменту вторичной установки драгоценной находки, как божественного символа спасения и отпущения человеческих грехов. Святую реликвию нашли в Иерусалиме неподалеку от горы Голгофы в 326 г. Поиски проводились по инициативе императора Греции Константина. Он рассудил, что легендарную святыню можно найти именно в том месте, где был распят Иисус, поскольку в те времена кресты закапывали на месте (или неподалеку) казни.

Но 27 сентября отмечают еще одно не менее памятное событие, неотрывно связанное с предыдущим – честной Крест был возвращен из Персидского царства, куда его в свое время насильно увезли. В VII столетии император Греции Ираклий возвратил святыню в земли иерусалимские.

Крестные ходы: как проходит церковный праздник 27 сентября

Воздвижение отмечают очень пышно. В этот день во всех крупных городах России делают торжественные крестные ходы со старинными иконами, крестами и церковными реликвиями. В главном храме города священник возлагает на аналой распятие, которое лежит там еще 7 дней. В это время люди молятся и проходят причастие. Если сегодня на календаре отмечен церковный праздник, работать в этот день нельзя, причем это касается и работы по дому (уборка, стирка и т.д.), поэтому все дела необходимо закончить заблаговременно.

Церковный праздник 27 сентября – одно из многодневных религиозных событий. Редко какое божественное празднество длится настолько долго и отмечается так пышно. Все начинается накануне – православные готовятся к главному торжеству, в храмах проводят службы, люди настраиваются на пост, поскольку в сам праздник требуется соблюдать строгую диету (нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, творог, сладости и т.д.).

С 28 сентября по 4 октября проходит послепраздничная неделя. В течение этого времени проходят богослужения, верующие молятся и прикладываются к кресту на аналое. По примете все, кто хотел счастливой и удачной жизни, соблюдали строгий пост – можно было есть только каши без масла и меда, пить воду и некоторые отвары. В последний день, 4 октября, проходит церемония отдания, и священник возвращает распятие в алтарь.

Воздвижение является двунадесятным христианским событием, то есть связанным с историей жизни Иисуса и Пресвятой Богородицы. Их делят на Господские и Богородичные. Воздвижение относится к Господским праздничным датам. Согласно примете, новые кресты на церквях и храмах нельзя устанавливать не 27 сентября, иначе ни один грех не может быть отпущен в таком месте.

27 сентября православный мир вспоминает о чудесном обретении Креста, послужившего орудием распятия Спасителя. Церковь и верующие люди свято чтят светлые традиции этого дня.

История праздника

С праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня связаны два события, о которых гласит Священное Предание.

Спустя 70 лет после того, как Сын Божий принял муки на кресте и, воскреснув, вознесся на небо, Иерусалим был захвачен римскими войсками. Император оказался язычником и поэтому вознамерился изжить память о великом событии и местах, где Христос принял праведные мучения. Было приказано скрыть под землей пещеру, где находился Гроб Господень. На этом месте римляне устроили языческие алтари, в которых молились своим богам.

Однако спустя несколько столетий, в IV веке, христиане снова сумели обрести эти святыни благодаря римскому императору Константину и царице Елене, которая была его матерью. Константин одержал победу в трех войнах, после чего, как гласит предание, увидел в небесах крест и буквы, гласившие: «Сим победивши». Император воспринял это как Божье Знамение и загорелся желанием отыскать крест, на котором когда-то распяли Христа.

Царица Елена, будучи уже в пожилом возрасте, последовала за своим сыном. Ее возмутили языческие алтари и идолы на святой земле Иерусалима. По приказу царицы их взялись разрушить, чтобы не осквернять это место. Елена самостоятельно расспрашивала жителей города о местонахождении христианской святыни, но никто не мог дать точного ответа, где же находится Животворящий Крест. Его нашли тогда, когда христиане до конца уничтожили языческие идолопоклонные места и вырыли из-под земли Гроб Господень. Вместе с ним раскопали гвозди и три креста. По преданию, чтобы определить, на каком из них был казнен Христос, все три орудия распятия приложили к недавно отошедшему в мир иной человеку. Животворящий Крест проявил себя, воскресив мертвого одним соприкосновением. Множество христиан, убедившись в подлинности святыни, воззвали с просьбой поднять Крест повыше и показать его всем желающим. Тогда Крест подняли, воздвигнув настолько высоко, насколько могли. Верующие поклонялись святыне и возносили молитвы Господу.

Царица вернулась в Константинополь с частицей Святого Креста. По велению Константина в Иерусалиме построили храм, который оберегал бы Голгофу и Гроб Господень. Храм был освящен 14 сентября, в тот день и появилась традиция праздновать Воздвижение. По новому стилю верующие вспоминают это событие 27 сентября.

Спустя два столетия после чудесного обретения христианских святынь Крест был похищен персами. Через 14 лет он был возвращен в святую землю. Легенда гласит, что император, несший святыню к храму, остановился, подходя к Голгофе, и не мог двинуться с места. Тогда патриарх, сопровождавший его, напомнил о том, что Спаситель совершал восхождение на Голгофу в униженном виде. Император снял символы власти, облачился в простое одеяние и беспрепятственно продолжил восхождение.

Празднование Воздвижения в 2015 году

В этот праздничный день в храмах проходят торжественные литургии с богослужениями, которые посещаются всеми верующими. Священнослужитель читает Евангелие не в середине храма, как обычно, а в алтаре.

Наиболее значимым моментом божественной службы в этот день является момент, когда священнослужитель «воздвигает» крест, поднимая его и обращая поочередно во все четыре стороны света. Этот ритуал призван напоминать о том дне, когда верующие вновь смогли поклониться святыне, на которой Спаситель перенес столько мук за людской род. Крест, используемый на богослужении в честь дня Воздвижения, особенный: его практически не выносят во время служб по другим поводам, он массивен и выполнен из дерева. Христиане поклоняются кресту и прикладываются к нему, прося у Небес защиты.

В этот день необходимо соблюдать строгий пост: не есть мясные, рыбные и молочные продукты. По традиции нужно есть блюда из капусты — так делали еще наши предки, начинавшие в праздник Воздвижения готовить припасы на зиму.

На Воздвижение запрещено убираться в доме, выполнять тяжелую работу, а также позволять себе гнев или плохие мысли. В этот день верующие думают о жертве Спасителя, каются в грехах и просят у Бога помощи для исправления своих ошибок и сил для дальнейшего жизненного пути.

Обретение Животворящего Креста помогло язычникам прийти к Богу, а в христианах укрепило стойкость и веру в Божий промысел. Веруйте в чудо, не забывайте о светлых датах календаря и нажимайте на кнопки и

25.09.2015 01:20

Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о...

Cегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение священного и животворящего Креста Господня. Воздвиженье.

Воздвижение Креста Господня - праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов - когда их немного - более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день - на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее - насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников - в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь - трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков - преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня - праздник и предпразднство.

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.

27 сентября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 27 сентября

Воздвижение Креста Господня

Другое название – Здвиженье. Установлен в честь обретения Животворящего Креста Святой Еленой. Данное событие произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, где был распят Иисус. Принадлежит к числу великих двунадесятых неподвижных праздников. Строгий однодневный пост.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня отмечают 27 сентября. Этот праздник установили в память обретения Креста Господня. Оно произошло в 326 году в Иерусалиме недалеко от горы Голгофы, которая считается местом Распятия Иисуса.

27 сентября принято идти в церковь и молиться о здоровье и благополучии. В этот день следует придерживаться строгого поста: не пить алкоголь и не есть пищу животного происхождения. В церкви покупают три свечи, которыми крестят углы в доме, читая при этом молитву. Наносят крест на двери. В этот день было принято сватать невесту.

Что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня

Нельзя работать, а также начинать новое дело, так как из этого ничего не выйдет.

Нельзя ходить в лес, так как в этот день леший пересчитывает лесных зверей.

Нельзя держать дверь открытой. В этот день змеи ищут места для зимовки и могут заползти в любой дом.

Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Приурочен одному из трех Вселенских святителей родом из Антиохии. Иоанн Златоуст является автором многочисленных богословских сочинений.

Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил:

«Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане».

В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.

После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию – в этом, несомненно, был Божий Промысел, чтобы «таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем».

В 381 году, в 34 года, Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал – его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания, при этом почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть более 50 лет.

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии… Константинопольский архиерей «питал алчущих, одевал нагих», заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них – на собственные средства.

Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение.

«Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его».

Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.

Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.

В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.

Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.

Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).

Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал:

«Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».

Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.

В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).

Это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником (Фото: Kurhan, Shutterstock)

(World Tourism Day) учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации, ЮНВТО (The World Tourism Organization, UNWTO) в 1979 году в испанском городе Торремолино (Torremolinos) и отмечается ежегодно 27 сентября. Эта дата была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1970 году был принят Устав Всемирной туристской организации.

Целью праздника является пропаганда туризма, освещения его вклада в экономику мирового сообщества, развитие связей между народами разных стран. Он призван привлечь внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению.

Это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, выбравшись из каждодневной будничной суеты на берег речки, в лес, в поле или в другие места, которыми так богата наша земля! И, конечно же, это праздник тех, кто непосредственно занят в сфере туристического бизнеса: сотрудников туристических компаний, музейных работников, руководителей и персонала гостиничных комплексов - всех, кто профессионально обеспечивает комфортный и безопасный отдых.

За последние полвека туризм стал одним из наиболее быстрорастущих и наиболее важных секторов экономики в мире. А для некоторых стран туризм является даже основной статьей дохода бюджета государства. Сектор туризма составляет 10% мирового ВВП и в последние годы демонстрирует устойчивость и даже рост, несмотря на такие проблемы, как глобальный экономический кризис, стихийные бедствия и эпидемии. Кроме того, появление новых технологий, связанных с туризмом, и снижение цен на транспорт, привели к увеличению числа международных поездок.

Как и любая деятельность, туризм оказывает сильное воздействие на экономику, общество и окружающую среду в развивающихся странах и особенно в принимающих странах. В дополнение к социально-экономическим последствиям туризма сектор, если он будет управляться устойчиво, может быть фактором сохранения окружающей среды, культурного признания и понимания между народами.

Поэтому, признавая важность международного туризма в содействии лучшему взаимопониманию между народами, что ведет к повышению осведомленности о богатом наследии различных цивилизаций и к лучшему пониманию ценностей разных культур, тем самым способствуя укреплению мира на планете, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2017 год Международным годом устойчивого туризма в целях развития.

Праздник отмечается в большинстве стран мира вот уже более 30 лет, в том числе и в России. Каждый год он посвящен определенной теме, которую провозглашает Всемирная туристская организация. Среди девизов Дня были: «Вклад туризма в сохранение культурного наследия, во всеобщий мир и взаимопонимание», «Туризм и качество жизни», «Лучшее в путешествии: хорошие гости и хорошие хозяева», «Туризм - жизненная сила для мира во всём мире», «Свободное перемещение туристов создаёт новый мир», «Связь, информация и образование: определяющие направления развития туризма», «Развитие туризма и защита окружающей среды: навстречу длительной гармонии», «Туризм - фактор толерантности и мира», «Технология и природа: две трудные задачи для туризма на рассвете двадцать первого века», «Экотуризм - ключ к устойчивому развитию», «Путешествия и транспорт: от воображения Жюля Верна к реальности 21-го века», «Туризм и водные ресурсы: защита нашего общего будущего», «Один миллиард туристов - один миллиард возможностей», «Туризм для всех - поощрение всеобщей доступности туризма», «Устойчивый туризм - инструмент для развития», «Туризм и его трансформация в цифровом пространстве» и другие.

Традиционно в этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу. Каждый год ЮНВТО приглашает людей всех возрастов и профессий проводить и участвовать в празднованиях Дня у себя в стране или в месте проведения отпуска.

Интересно, что первое в мире туристическое агентство было открыто в 1841 году Томасом Куком.

Около 70% планеты покрыто водой (Фото: Mana Photo, Shutterstock)

(World Maritime Day) - один из международных праздников в системе Организации Объединенных Наций. Этот день отмечается с 1978 года по решению 10 сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (International Maritime Organization, IMO). До 1980 года он отмечался 17 марта, а затем его дату решено было перенести на один из дней последней полной недели сентября.

Цель Всемирного дня моря - привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Наиболее важные задачи - повышение экологической безопасности морских перевозок, предупреждение загрязнения морской среды, в частности нефтью, сохранение биоресурсов и борьба с браконьерством.

По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны.

Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год. Из-за глобального потепления за последние 100 лет уровень воды в крупных водоемах планеты поднялся на 10-25 сантиметров.

А перевозки грузов морским транспортом, как наиболее эффективным и рентабельным способом международных перевозок товаров, также нарушают экосистемы морей и океанов. Ведь 80% глобальной торговли осуществляется посредством морского транспорта.

Поэтому проведение Всемирного дня моря, который каждый год посвящен определенной актуальной экологической теме, сопровождается различными природоохранными мероприятиями, экологическими акциями и митингами в разных странах мира.

Напомним, что в мире есть еще праздники посвященные морям Земли, прежде всего - это Всемирный день водных ресурсов, а также праздники отдельных морей - Международный день Чёрного моря, День Балтийского моря, День моря в Японии и другие.

Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни ребенка (Фото: Poznyakov, Shutterstock)

27 сентября в России отмечается общенациональный праздник - День воспитателя и всех дошкольных работников .

Он был учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году и поддержан авторами многих базовых дошкольных программ, педагогами детских садов и родителями. По некоторым данным, дата приурочена к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге в 1863 году.

Идея этого праздника - помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. И хотя он официально не утвержден, но в этот день проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню работников дошкольных образовательных учреждений, во многих регионах на официальном уровне.

Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, учатся любить и беречь свою Родину.

Герб Республики Саха (Якутия)

27 сентября крупнейший субъект Российской Федерации и самый крупный административно-территориальный субъект в мире – Республика Саха (Якутия) отмечает День государственности .

Впервые вопрос о становлении государственности Якутии через определение статуса в составе России был поднят в начале 1920-х годов. В тот исторический период идея предоставления Якутии статуса автономной республики в составе РСФСР была поддержана Советской властью и лично В.И. Лениным. В результате, в апреле 1922 года вышло в свет соответствующее Постановление ВЦИК, и Якутия приобрела статус автономной ССР в составе РСФСР.

Следующим этапом становления государственности крупнейшего региона России стало провозглашение Декларации о государственном суверенитете, Конституции Республики Якутии, учреждение поста Президента Республики и переименование региона в Республику Саха (Якутия).

Эти преобразования были естественными объективными реалиями времени. Установление Республикой Саха (Якутия) новых принципов государственности и построения федеративных отношений внутри РСФСР, а в дальнейшем и Российской Федерации стало одним из первых примеров подобного рода.

Провозглашение Декларации о государственном суверенитете республики произошло 27 сентября 1990 года. С этого момента 27 сентября считается Днём государственности Республики Саха (Якутия).

В октябре и декабре 1992 года были одобрены проекты государственных символов Республики: флаг и герб. Оба государственных символа составлены с учётом исторических и культурных традиций народа Республики Саха. Это касается и цветовой гаммы, и традиционных символов (орнаменты, символическое изображение всадника с наскального рисунка, солнечный диск). Имеет Республика и свой гимн. Главным законом субъекта является Конституция, принятая в 1992 году.

Ежегодно в течение нескольких дней в конце сентября по всему региону проводятся праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню государственности. Они проходят в школах, средних и высших учебных заведениях в форме уроков гражданственности, тематических классных часов, семинаров. К участию и проведению праздничных мероприятий привлекаются учреждения культуры и искусства, политические и общественные деятели и организации. В городах и сёлах проводятся выставки, молодёжные слёты, флеш-мобы, научно-практические конференции и другие мероприятия.

Нередко во время праздничных концертов проходит вручение республиканских наград, правом учреждения и награждения которыми обладает этот субъект РФ. К таким наградам относятся орден «Полярная звезда», а также звание «Почётный гражданин Республики Саха (Якутия)». Эти награды вручаются за государственные, политические, экономические заслуги, а также за заслуги в области культуры и благотворительности.

Обязательным при проведении Дня государственности становится возложение цветов и венков к памятникам государственным деятелям Республики Саха (Якутия), а также основоположникам государственности Республики: В.В. Никифорову, М.К. Аммосову, П.А. Ойунскому и др. Как правило, завершается празднование Дня государственности торжественным заседанием Государственного Собрания и Правительства Республики Саха (Якутия).

Монумент Независимости Туркменистана в Ашхабаде (Фото: velirina, Shutterstock)

27 сентября отмечается самый главный из всех официальных праздников Туркменистана - День независимости (туркм. Garaşsyzlyk baýramy).

27 октября 1991 года Верховный совет Туркменской Советской Социалистической республики принял Конституционный Закон «О независимости и основах государственного устройства Туркменистана». Данным законом в границах территории Туркменской ССР было провозглашено независимое демократическое государство Туркменистан. С тех пор День независимости отмечался в стране каждый год 27 и 28 октября. С 2018 года решением Меджлиса Туркменистана его празднование перенесли на 27 сентября.

После получения независимости Туркменистан начал свое развитие в чрезвычайно трудных экономических и социальных условиях. Будучи десятки лет в составе СССР, экономика Туркменистана имела сырьевую направленность и основывалась на экстенсивном освоении природных ресурсов. В основном преобладали добывающие отрасли промышленности и отрасли по первичной переработке сельскохозяйственного сырья. В то же время наблюдалась значительная зависимость от импорта различных товаров, выпуск которых вполне мог осуществляться и, в настоящее время осуществляется, в республике.

Туркменистан - многонациональная страна. На ее территории проживают представители свыше 40 национальностей. Туркмены составляют 78,6% населения страны, узбеки - 9,4%, русские - 3,2%, остальные проценты — это представители других народов (казахи, азербайджанцы, армяне, украинцы, татары, белуджи и др.). И День независимости, как считают в Республике, это праздник всех народов и народностей.

Все главные события праздника разворачиваются в Ашхабаде, с фейерверками, военным парадом и награждением выдающих деятеле страны. В других городах проходят народные гуляния и концерты коллективов самодеятельности.

Второй по значимости государственный праздник - День нейтралитета Туркменистана - отмечается 12 декабря.

Волх - Бог войны, защитник Ирийского сада

Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его - Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.

Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью.

Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол - молодой богатырь из русских сказок - это прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк - этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки - вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете.

Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную…». И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели.

Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.

И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой Любовью был превращен в главного его защитника. Войну сменил мир.

Птицы улетают зимовать в теплые края (Фото: Mary Nguyen NG, Shutterstock)

Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима.

Заканчивается уборка урожая - люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю.

Птицы улетают в теплые края - славяне верили, что они перелетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

Вырий (или Ирий-сад) - это древнее название Рая у восточных славян. Наши предки верили, что светлое небесное царство находится по ту сторону облаков или же у теплого восточного моря, там, где бесконечное лето.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке.

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.