Экология сценарий для детей осень. Сценарий осеннего праздника экологической направленности «Осень-запасиха, зима-подбериха» для детей старшего дошкольного возраста
Обучения лепке детей разных возрастных групп
Первая младшая группа. На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой.
По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними - получилась лепешка.- И еще раз повторяет: - Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка».
Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию.
Вторая младшая группа. В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки.
Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3-4 лет. При изучении формы предметов недостаточно только рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до занятия. Он предлагает детям взять предмет, охватить его одной или двумя руками. Можно предложить показать предмет между ладонями: если шар, то круговыми движениями, если цилиндр, то продольными. Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения. Такое активное знакомство с предметами помогает ребенку понять не только формы, но и движения, которые необходимы для их изображения. Отчасти эти задачи ставились в первой младшей группе. Здесь же преследуется еще одна цель - ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например шар - в яблоке, ягодах и т. д.
Средняя группа. В начале года дети по программе повторяют пройденный материал: занимаются лепкой, работают над формой. Воспитатель во время прогулок с детьми использует природный материал как наглядное пособие. Например, зимой ребята под руководством воспитателя лепят снеговика и одновременно разбирают форму и количество частей. Из снега дети могут вылепить кролика, девочку в шубке и другие предметы.
Кроме того, перед тем как приступить к лепке, воспитатель показывает игрушки, изображающие птиц, цыплят. Он обращает внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму туловища, головы, хвоста, показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения.
На занятиях можно ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.
Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети.
Дети средней группы знакомы с изображением шара, цилиндра, диска. На первых занятиях воспитатель напоминает им способы изображения этих форм, уточняет постановку рук и показывает, как можно кончиками пальцев сделать форму более точной.
Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает уже к неполному показу. Например, когда дети лепят морковку, он им только показывает, как у столбика, слепленного заранее, надо один конец заострить, а другой сделать толстым и несколько округлым; для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал.
Изображение основных форм можно не показывать; ребята это уже умеют делать. Но способы соединения частей необходимо показать, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, воспитатель предлагает ребятам показать, с чего они начнут работу, как будут лепить форму или соединять части. Об этом можно попросить детей, хорошо справляющихся с изображением предметов, а в некоторых случаях и тех ребят, которые плохо справляются с заданием, чтобы они поверили в свои силы. Это дает возможность активизировать мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с глиной.
В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком глины, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину. Например, при изображении рук куклы педагог показывает, как разделить столбик на две равные части, а затем, складывая обе половины, проверить, одинаковые они или нет. Когда дети усвоят этот прием, можно лишь напомнить им, чтобы они не забыли проверить, правильно ли определили длину частей.
Так же как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение.
Старшая группа. В этой группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.
Диана Карпова
Методика обучения лепке в возрастных группах детского сада
Моя тема по самообразованию «Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей через нетрадиционные техники прикладного и художественного искусства»
«В каждом ребёнке дремлет птица,
которую нужно разбудить для полёта.
Творчество – вот имя этой птицы!»
В. А. Сухомлинский
Цель:
Формировать творческие способности, индивидуальную манеру воплощения и изображение своих мыслей.
Задачи:
Познакомить детей с разными традиционными и нетрадиционными техниками и приёмами работы с разными материалами в определённых видах художественной деятельности;
Развить устойчивый интерес к художественной деятельности, эстетическое восприятие окружающего мира;
Развить эмоционально – эстетические чувства, оценку и суждения;
Формировать способности приобретать и творчески использовать новые знания;
Воспитать художественный вкус и чувства гармонии.
Прежде, чем учить детей, мне пришлось не мало перелопатить информации и начать с самых азов. Я начала с методики обучения лепке в возрастных группах детского сада. Предлагаю вам тот материал в формате презентации, который я собрала. Очень надеюсь, что он кому-нибудь пригодится.
Публикации по теме:
ЦЕЛЬ: Создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем от встречи с любимыми сказочными персонажами. ЗАДАЧИ.
«Методика организации труда - дежурства детей по столовой в группах детского сада» Воспитатель группы №1 Мытарева Е. В. Важной задачей организации дежурства дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности.
Дидактические игры по ПДД в старших группах детского сада Уважаемые педагоги. Предлагаю Вам подборку дидактических игр по правилам дорожного движения. Дидактическая игра «Дорожные знаки» Цель: закрепление.
Методы и приемы обучения лепке во второй младшей группе детского сада Здравствуйте, меня зовут Терновская Наталия Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 102». Имею 1 квалификационную категорию, стаж педагогической.
И ручейки, и солнце в небе С весной спешат поздравить нас! Звенит капель веселой песней, Улыбки, счастье – все для вас! Песни, игры, пляски,.
Сценарий музыкально-спортивного развлечения «Масленица» для всех возрастных групп на участке детского сада Масленица. Цель праздника: - Прививать детям интерес к фольклору, древним русским обычаям и праздникам, воспитывать уважение к старшим,.
Сценарий новогоднего утренника в старшей и подготовительной группах детского сада Сценарий новогоднего утренника в старшей и подготовительной группах детского сада Звучит красивая мелодия, появляется ведущая. Дети вбегают.
Справка о проведении тематической проверки наличия спортивной формы в возрастных группах детского сада Дата проведения: 11 октября 2016 год Проверяющий: инструктор по физической культуре Тюлюш У. Б. Цель: выявить наличие спортивной формы для.
Методика обучения лепке в разных возрастных группах.
Лепка но своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы. Подробное зрительное представление о качествах вещей возникает у человека путем многократности повторения видения предмета и его ощупывания.
Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок держит предмет или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок но может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Организация обследования перед лепкой - это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычленить четыре этапа.
Первый этап - это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
На втором этапе обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т. д.); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
Третий этап - выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
Четвертый этап - повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.
Движения руки по предмету организуют восприятие детей, способствуют уточнению их представлений о форме предмета, его свойствах, а позднее и о системах свойств - эталонах. Движение, обрисовывающее предмет, включенное в обследование, по своей направленности сходно с тем движением, которое впоследствии ребенок будет совершать при изображении предмета, оно как бы лежит в основе будущего способа действия при изображении. Когда ребенок начинает лепить, он уже представляет себе то действие, которое ему необходимо совершить. Постепенно у детей складываются обобщенные способы обследования предметов, а следовательно, формируются и обобщенные способы их изображения.
Предложенная выше система обследования предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных упражнений. При этом обучение обследованию следует начинать с 2 лет. Работа с детьми этого возраста ведется индивидуально и группами. Нужно учить детей 2-3 лет воспринимать предмет в целом, а также выделять некоторые свойства, по которым его можно узнать. Проводя такие упражнения, воспитатель подбирает образные слова, определяющие качества предмета. Например, он предлагает детям подержать в руке яблоко, провести по нему рукой, почувствовать массу, плотность« (яблоко тяжелое, большое, круглое); после знакомства с предметом ребенок сам должен будет слепить такое же круглое яблоко (или такой же круглый мяч и т. д.).
На четвертом и пятом году жизни воспитатель учит детей восприятию предмета в целом (прежде всего - его формы), а затем тех свойств, передача которых дает возможность изобразить особенности предмета. Обследование организуется так, чтобы каждый ребенок мог не только подержать предмет в руке, но и совершить необходимые движения рукой по предмету. Как это делается, показывает воспитатель: рука взрослого движется медленно, она ведет за собой взгляд ребенка и учит последовательно воспринимать форму предмета.
Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами - формой, величиной и т. д.
В лепке дети работают обычно с объемным предметом, форма которого имеет в основе геометрическое тело . Поэтому в младших группах детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб , в средней - конус, овал, цилиндр.
Знакомить детей 4-5 лет с цилиндрическими, конусными, шарообразными и овальными формами лучше всего через дидактические игры: «Найди, что спрятано», «Путешествие по групповой комнате», «Магазин», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это». Например, для игр «Чудесный мешочек» или «Угадай, что это» можно использовать фрукты (лимон, яблоко, апельсин, грущу, сливу) и овощи (картофель, лук, морковь, огурец). Дети должны не только активно обследовать их руками, но и попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть и т. д. При повторении игры для сравнения могут быть введены геометрические тела: шар, конус . Сначала ребенок выбирает себе один из плодов, а потом находит подходящую геометрическую форму и рассказывает, чем они похожи и чем отличаются. После подобного рассматривания предметов во время игры их следует вылепить.
В средней группе можно познакомить детей и с фактурой предмета . Например, индивидуально с каждым ребенком можно провести игру «Отбери предметы по группам». Она включает следующие последовательные задания: отобрать 1) все мягкие предметы и все твердые, 2) теплые и холодные, 3) тяжелые и легкие. Цель игры - закрепить знания и представления детей о свойствах предметов. Игра проводится так. На столе перед ребенком раскладывают игрушки: зеркало, деревянную матрешку, птичку, сделанную из мягкого материала, лебедя из поролона, металлический утюг, пластмассовую чайную чашку, шишку, лимон (или какие-либо другие предметы, различающиеся по твердости, мягкости, теплопроводности). Ребенок, взяв предмет в руки, тщательно его ощупывает, называет и откладывает в нужную группу (тяжелых, легких и т. д.) предметов.
Детям дают задания типа: найти предмет, имеющий шершавую, бугристую поверхность и т. д. Воспитатель обязательно проверяет это задание.
В конце года в средней группе можно знакомить детей с передачей фактуры предмета. С этой целью дать им стеки, щетинные кисточки, трубочки с разнообразными отверстиями и показать приемы передачи той или иной поверхности.
В младшей и средней группах дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение .
Иногда при лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приемов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (яйцо, огурец, картошка). Здесь нужно использовать следующие приемы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.
Обучение данным техническим приемам может носить индивидуальный и групповой характер. Для этого хорошо использовать утренние и вечерние часы. Детям предлагают задания вылепить тот или иной предмет, при этом каждый технический прием вычленяется отдельно. Воспитатель обязательно называет прием. При повторной лепке ребенка просят рассказать, как он будет лепить, и добиваются, чтобы он назвал все действия, которые придется выполнить.
Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщенных приемов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приемы изображения.
Таким образом, организация сенсорного обследования предмета позволяет опустить показ воспитателем процесса создания изображения, который раньше был связующим моментом между восприятием предмета и его лепкой.
В группе шестилетних детей обучение системе обследования предмета начинается с начала года. Для этой цели используются игры, например: «Что рассказывает о себе игрушка?», «Найди предмет на ощупь», «Знаешь ли ты, какой это мех?», «Ателье», «Угадай, что это», «Чем похожи и чем отличаются?» и т. д.
Программный материал таких занятий включает обучение системе активного осязания по четырем последовательным этапам действий. Это обучение проходит как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
Дети занимаются обследованием предметов на специальных занятиях, обучающих активному осязанию, и в процессе лепки. Это дает им возможность с помощью осязания и зрения сопоставлять пространственные свойства изображаемого предмета с натурой. И если на первоначальных этапах обучения детей действиям обследования требуется проведение специальных занятий, дидактических игр, то с усвоением данной системы для детей уже достаточно осязательно-зрительного ознакомления с натурой перед лепкой.
В подготовительной к школе группе проводятся занятия по лепке незнакомого предмета без его осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ. Дети в старшей и подготовительной группах должны различать как плоскостные, так и объемные геометрические формы. С этой целью в старшей группе может быть проведена серия игр и бесед, например беседа «О форме тел плоских и объемных».
Следующий этап работы включает закрепление знаний детей о различных геометрических формах, установление их сходства и различия. С этой целью можно проводить такие игры, как «Найди предметы, похожие на данную геометрическую форму», «Узнай форму на ощупь и назови ее», «Чудесный мешочек», «Кто назовет больше предметов, похожих на эту форму?», «Чем похожи и чем отличаются?» и др.
К середине года дети сравнительно легко осваивают названия всех геометрических тел и свободно оперируют ими при сравнении с предметами, видят не только сходство предмета с геометрической формой, но и отличие от нее.
Одновременно с проведением занятий и игр по обследованию предметов проводится их лепка. В старших группах сенсорный опыт детей уже позволяет давать им задания на изображение предметов по памяти.
Семилетним детям может быть предложен ряд повторных заданий, закрепляющих действия по обследованию предмета и знание геометрических эталонов. Хорошо использовать такие игры, как «Ателье», «Загадай загадку», «Отгадай, кто я», «Знаешь ли ты, какой это мех?», «Магазин игрушек», «Кто больше увидит?», «Каждую фигуру на свое место» и др.
Кроме игр, можно проводить специальные занятия на сравнение предметов, в процессе которых у детей формируется наблюдательность, зрительное восприятие. Темы занятий могут быть примерно такими: «Сорока и грач», «Дятел и ворона», «Воробей и синичка», «Еж и черепаха» и др. Так, на занятии, где сравниваются дятел и ворона, решаются следующие задачи: выяснить и закрепить знания детей о внешнем виде птиц; научить применять выработанные ранее обобщенные навыки осязательного обследования формы туловища и других частей; учить видеть общие внешние черты, присущие птицам (туловище имеет овальную форму, голова - форму шара, есть клюв, две лапы с когтями, крылья), и индивидуальные особенности, характерные для каждой птицы.
Сравнение идет по признакам: форма, цвет, величина. Старшие дошкольники должны уметь видеть не только отдельные свойства предметов, но и их отношения (пропорции, строение), передавать характерные признаки именно данной породы животных. Поэтому изучение натуры должно быть детальным и тщательным. Оно опирается на систему действий по обследованию и ранее сформированные у детей представления о строении предмета. Они уже знают, что каждый предмет относится к какой-то группе предметов, у которых есть общие свойства формы, строения. Например, у всех птиц форма тела овальная, удлиненная; она может быть шире, уже, короче, длиннее, но основное строение формы сохраняется. Дети должны выделять эту форму, знать, что геометрическая форма - основа для определения формы любого предмета и она определяет сходство группы однородных предметов. В результате у дошкольников развивается обобщенное представление о типичном строении, например, туловища дятла и вороны и об их особенностях.
Таким образом, можно сказать, что у старших дошкольников восприятие предмета характеризуется большей слитностью этапов обследования. Но процесс систематического, последовательного обследования занимает немалое место во всех случаях, когда предмет незнаком детям или когда требуется уточнить знание о нем.
К 7 годам у детей образуется запас представлений о предметах, их свойствах и способах изображения.
Вопрос.
Переходим к следующему вопросу.
Ключевые понятия: виды лепки, приемы лепки, способы лепки, выразительные средства, произведения скульптуры, народная игрушка, рельеф, стеки, каркасы.
Виды лепки.
Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой.
Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями
Способы и приёмы лепки:
Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.
Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить
Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)
Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.
Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.
Старшая группа - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).
Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание
Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.
Методика обучения лепке в разных возрастных группах
Первая младшая группа
Обучение в первой младшей группе имеет свои особенности . Так, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5-6 детей). Педагог садится рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия с глиной.
Первые занятия по лепке проводят в течение 5-8 мин с каждой подгруппой .
После ознакомления с материалом приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод , т. е. подражательный , повторяющий формообразующие движения . Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому педагог поясняет каждое свое действие. Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Длительность таких занятий со всей группой -не более 10- 12 мин. Педагог лепит не более 2-3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки.
Необходимое условие при обучении малышей - введение игровых приемов , обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.
Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер , т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу , но эти занятия сложны для малышей ; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообразными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов.
Важный момент в проведении занятия - оценка деятельности детей . Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех).
Вторая младшая группа
Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры.
Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам . Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер . Можно предложить покатать предмет между ладонями : если он шарообразной формы - круговыми движениями, если цилиндрической - продольными.
Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей , например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей - туловище, голова, а потом - более мелких, дополняющих образ,- руки.
Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы , но и позволяет понять строение . Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие.
Кроме того, анализируется и количество частей : одно туловище, одна голова, две руки.
Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство с основными геометрическими телами включает и первоначальное обобщение : усвоив форму шара или цилиндра, увидеть их в дальнейшем в других предметах (шар - в яблоке, апельсине, ягодах; цилиндр-в столбике, в заготовке для бараночек и др.).
На первых занятиях по лепке воспитателю целесообразно показать приемы изображения и объяснить их.
Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности . Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы , их не показывают.
С помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ , который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия - научить детей создавать в лепке выразительный образ , пользуясь разными средствами.
Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изображений , а общий результат (некоторым детям можно указывать на недостатки).
Все приемы обучения, которые использует воспитатель, направлены на развитие умственной активности и самостоятельности с помощью разнообразных способов лепки.
Средняя группа
Для успешного прохождения используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.
В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни , которые предлагает ребятам для изображения. Педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия , которые они могут понять , а потом изобразить. Например, рассматривая птичек, педагог обращает внимание на овальное туловище, на круглую голову, на маленький клюв в сравнении с головой, на плоский хвост, на то, где голова, где хвост.
Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование . Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом : форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.
На первых этапах обучения педагог объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный . В основном же детям показывают незнакомые способы лепки или те , которые недостаточно освоены .
В средней группе педагог учит детей применять некоторые выразительные средства : изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он направляет внимание детей на такие особенности , как углубление (яблоко), вытянутый черенок (кабачок) и т. п.
Помогут создать более яркий образ , кроме наблюдений за живыми объектами, и метод «рассматривание игрушек, выполненных педагогом (скульптуры малой формы, фигурки), обыгрывание темы и результата работы .
Правильные пропорции дети научатся передавать, освоив прием сравнения . Умение сравнивать части, детали изображения дети используют при лепке разных предметов, например корзиночки из колец: лепят дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех составляют корзинку, а четвертый используют для ручки.
Более выразительный образ можно создать с помощью стеки-палочки . Педагог показывает, как режут ею глину на части , снимают лишнюю , наносят на некоторые предметы мелкие детали , узоры.
Особого внимания требуют занятия по замыслу , которые подготавливаются всей предшествующей работой.
Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки , педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу , с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Старшая группа
В старшей группе педагог применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.
С первых этапов обучения используется натура , что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.
Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется , так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения , с которыми дети еще не встречались .
Дети лепят по представлению . Основная задача этих занятий - развивать самостоятельность в решении образа , воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.
Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами , читает художественную литературу , рассматривает иллюстрации , а также скульптуру малой формы , народные игрушки, муляжи и т. д.
Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.
В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают , а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов .
Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение . На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель .
Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы . Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.
Если дети лепили по представлению , то педагог предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Если ребята лепили с натуры , педагог при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой.
Работы, выполненные по замыслу детей , анализируются несколько иначе : сначала рассматривается замысел в целом , потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.
Литература
1. Горунович Л.Б., Братская Т.Б. Пути развития детского изобразительного творчества. Мн., 1996. С. 28-30.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С 276-304.