Конспект фгос исследовательская деятельность подготовительная группа. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей старшей-подготовительной группы
В конце прошлой недели в Красноярске состоялся семинар-мастерская детских авторов, в котором приняли участие члены редколлегии нашего журнала писатели Елена Анохина и Марианна Язева.
Организатором семинара «Детские писатели на берегах Енисея» выступила Красноярская краевая детская библиотека при поддержке фонда Михаила Прохорова. Участие в нем приняли авторы со всей Сибири. Руководили семинаром мэтры российской детской литературы Михаил Яснов и Сергей Махотин. Перед семинаром организаторы провели конкурсный отбор авторов, и отобранные произведения включили в сборник прозы и поэзии «Нужна летающая рыба». Книга будет распространяться по библиотекам Красноярского края.
– Мероприятие получилось очень интересное! Несмотря на то, что твоё произведение прошло конкурсный отбор и его напечатали в конкурсном сборнике, расслабляться никак не следовало. На семинаре каждый из авторов прошёл через весьма непростую процедуру обсуждения своих произведений. Думаю, что если бы сборник издавался после окончания мастерской, в нём существенно изменилось бы содержание. Далеко не все работы получали одобрение, многое перерабатывалось, изменялось, шлифовалось буквально на ходу. Во всяком случае, такие метаморфозы происходили с детскими стихами, ведь наши мэтры, Михаил Яснов и Сергей Махотин, большие мастера именно в этом жанре.
Я думаю, это здорово, что у сибирских авторов появилась такая площадка для общения, критического разбора творчества, обсуждения литературных тенденций, обмена информацией и планами. Тем более, все мы – представители одного региона, поэтому лучше понимаем друг друга и дружить, обмениваться мнением и опытом – это просто жизненная необходимость.
Особенно хочу выразить восхищение краевой детской библиотекой, в которой проходил наш семинар. Замечательная атмосфера, интересно оформленные помещения, классный коллектив! От директора до гардеробщицы: доброжелательность, улыбка, готовность помочь… Татьяна Буравцова и Виктория Тишакова – директор и заместитель директора библиотеки, по-моему, стали друзьями всех гостей семинара. Собственно, передружились друг с другом и все авторы, и это тоже важный итог проведённого мероприятия…
Большое спасибо организаторам семинара!
«Сибирячок, – сказал писатель Марк Сергеев, – это символ чистоты, природы, естественности. Сибирячок – это и цветок, и дерево, и зверёныш, и ребёнок, и взрослый человек, который своё сердце отдаёт детям».
Живёт весёлый, озорной, любознательный мальчишка на страницах детского литературно-художественного журнала «Сибирячок». Издаётся журнал в городе Иркутске. А делают его замечательные люди: редакторы, писатели, художники, учёные. Из всякой всячины, из смешилок и дразнилок, сказок и приключений, стихов и песенок, букв и картинок, шарад и ребусов, точек и тире получается добрый, умный, весёлый, яркий, интересный журнал для мальчишек и девчонок!
«Сибирячок» – рисованный журнал для детей. К сотрудничеству привлечены лучшие иркутские художники. Их волшебные краски и творческая фантазия вдохнули жизнь в сказочных персонажей: Сибирячка, мудрую Ворону, лешего Кешу, боцмана Сарму, аптекаря Анти-Оха, робота Урсика, Таёжку, браконьера Шито-Крыто. Сегодня их знают и любят маленькие читатели. Наряду с известными мастерами в журнале работают и молодые талантливые художники, продолжая лучшие традиции художников- оформителей детской книги и периодики для детей и юношества.
Детский журнал «Сибирячок» адресован читателям от 5 до 12 лет. Любят журнал и дети, и мамы с папами, ведь он отлично подходит для семейного чтения и досуга!
Юшина галина Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
город Новосибирск
Цель: Развитие познавательных интересов детей. Задачи: Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба) Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту
Сценарий занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Улыбка»
подготовила воспитатель 1 категории Юшина Галина Михайловна
Цель: Развитие познавательных интересов детей.
Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом
Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов
Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности
Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба)
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Вода и её обитатели», стаканчики с чистой водой по 2 на каждого ребенка, стаканчик с грязной водой на каждого ребенка, ложка на каждого ребенка, миска с морской солью на каждого ребенка, миска с растительным маслом, фильтр на каждого ребенка, глобус, карточки для записи выводов, цветные карандаши
Ход занятия:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята начинаем!
Сегодня, ребята на нашем занятии мы с вами поговорим о воде
СЛАЙД №1 (Земной шар), модель земного шара (глобус)
Посмотрите на экран, что вы видите?
ДЕТИ: это наша планета Земля
Да, это Земля, а что это на ней так много голубого цвета?
ДЕТИ: это вода
В виде чего представлена вода на нашей планете
Дети: в виде океана, морей…
А какая вода в море?
ДЕТИ: соленая
А какие обитатели населяют моря и океаны?
Действительно, вода в морях и океанах соленая, потому что это необходимо для морских обитателей, они не смогут жить в пресной воде. Сегодня в нашей лаборатории мы с вами попробуем сделать морскую воду. Но для начала мы повторим правила нашей лаборатории:
КАРТОЧКА ПРАВИЛ ЛАБОРАТОРИИ:
Надеть защиту
Ничего не пробовать
Делать всё последовательно
ДЕТИ НАДЕВАЮТ ФАРТУКИ И ШАПОЧКИ
Ну вот мы с вами готовы, проходите за столы.
Напомните мне как можно сделать воду солёной?
ДЕТИ: нужно смешать воду и соль
Совершенно верно для нашего первого эксперимента нужно взять стакан под №1 ложку и миску с солью. Одну ложку соли всыпим в воду и хорошо, но аккуратно размешаем. Что у нас получилось?
ДЕТИ: соль растворилась, а вода стала солёная.
Перед вами лежать карточки, нам нужно записать наш эксперимент, карточка №1
ВОДА ЧИСТ+СОЛЬ=СОЛЁНАЯ ВОДА
ДЕТИ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМАТИЧНО
Соль растворилась в воде -это раствор
Вернёмся к нашей планете земля, на ней не только моря и океаны существуют, а
В виде чего ещё представлена вода?
ДЕТИ: реки, озёра, ручьи
А чем вода в морях отличается от воды в реках
ДЕТИ: в море вода солёная, а в реке пресная
Конечно, скажите, какая река протекает в нашем городе
ДЕТИ: река ОБЬ
А обитателей рек вы знаете?
ДЕТИ: рыбы….
Я приглашаю вас в нашу лабораторию, посмотрите, я принесла немного воды с нашей реки, какая она
Дети: мутная, грязная
Что же делать с такой водой, подходит ли она для использования человеком, а рыбам будет ли в ней комфортно? Почему?
Дети: людям нельзя пить такую воду, а для рыб такая вода представляет угрозу, солнечные лучи не проходят через эту грязь, а значит будут плохо расти водоросли, рыбам нечего будет есть, от такой воды они могут погибнуть
А почему вода стала такая грязная, кто или что ее загрязняет, как вы думаете?
Дети: люди бросают мусор, лодки загрязняют бензином…
Я предлагаю вам очистить эту грязную воду, сделать ее немного чище, с помощью чего можно очистить воду?
Дети: с помощью фильтра.
Перед вами стакан № 2 в нем грязная вода, так же есть пустой стакан, нам осталось сделать фильтр для этого мы возьмём кусок марли, положим в него вату и накроем сверху еще слоем марли, сколько слоев в нашем фильтре?
Ну что попробуем? Вливаем воду
Что получилось
А сейчас мы запишем ход нашего эксперимента на карточке №2
Дети схематично зарисовывают
Грязная вода+фильтр=чистая вода
Игра «Обитатели морей и рек»
Конечно мы не до конца очистили воду, но это всего лишь капля в море, а как же очищать моря и реки? Что мы можем сделать для того, чтобы наша река оставалась чистой?
Дети: не загрязнять её,
СЛАЙД С ОЧИСТИТЕЛЬНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ
Посмотрите на экран-это очистительные сооружения, которые очищают огромное количество воды
СЛАЙД С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ НЕФТЬЮ
Что вы видите здесь
Сейчас мы с вами проведем опыт, который нам докажет, что нефть очень опасна для обитателей водоёмов
Нефть-это своего рода масло
Нам понадобится стакан с чистой водой ложка масла, добавьте масло в воду и размешайте, немного подождём, что вы видите?
Дети: масло не растворилось
На карточке №3 сделаем краткую запись нашего эксперимента
Вода+масло=не растворилось
Так же и нефть не растворяется в воде, лежит на поверхности и мешает солнечному свету проникать, кислороду, да и животные очень страдают от этого
Вот к чему приводят загрязнения нефтепродуктами
Сегодня в нашей лаборатории мы говорили о воде, что вам было интересно, что было сложно, что понравилось? Какой вывод мы сделаем из этого занятия
Приложение:
Игра «ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И РЕК»
Когда я буду называть морского обитателя, вы хлопните 1 раз, а когда речного вы хлопните 2 раза
Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.
Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Л. С. Выготский
«Воображение и творчество в детском возрасте»
Возрастные особенности старших дошкольников
Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
- Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В подготовительной группе можно проводить длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок.
- Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем и в группе дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (поздравление аудитории с каким-либо событием, презентация проекта, отчёт о выполненном исследовании).
- Развитие мыслительных способностей. Дети этого возраста ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев.
- Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках, во время игр, опытов и экспериментов.
- Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он оценивает результаты своей деятельности, но для большинства старших дошкольников наблюдается тенденция к завышенной самооценке.
Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией
Задачи познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:
- Расширение представлений об объектах окружающего мира.
- Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.
- Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
- Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.
- Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.
Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.
Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.
Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова
Методика организации исследовательской деятельности
Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:
- Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.
- Проведение устного анализа проблемной ситуации. В подготовительной группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.
- Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).
- Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.
- Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.
- Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.
Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.
В. А. Сухомлинский
Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:
- Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду.
Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков
- Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В подготовительной группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.
Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов
- Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике - процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера.
Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах
- Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.
Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников
- Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.).
Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования
- Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.
Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски
Виды занятий исследовательской направленности
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:
- Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшие дошкольники показывают большую степень самостоятельности в устных заданиях и практических действиях. Разнообразить занятия НОД можно, комбинируя различные формы работы (беседы, изучение наглядного материала, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, включение аудиоматериалов). Дети 6–7 лет воспринимают словесные описания образов, находящихся вне их чувственного опыта (космические объекты, рассказы о других материках, древних животных), для этого тема занятия должна заинтересовать воспитанников, на что направлено мотивирующее начало каждого занятия.
- Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализуется в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.
Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).
- Нетрадиционные занятия: спектакль, кукольное представление, квест, концерт, КВН, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «О, счастливчик!», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, дошкольники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.
- Экологические акции. Проведение мероприятий в поддержку бережного отношения к природе требуют обширной предварительной работы: изучение какой-либо экологической проблемы, прогнозирование в случае неблагоприятного развития событий (загрязнение воздуха, воды и почвы, гибель растений и животных), поиск информации о способах решения проблемы, практический вклад.
Варианты экологических акций в подготовительной группе детского сада: «Одень дерево» (действия по защите деревьев на территории ДОУ от морозов - укутывание), «Покормите птиц!» (создание кормушек и обеспечение кормом птиц, остающихся зимовать), «Утилизация батареек» (акция по сбору использованных носителей энергии и передача их в утилизацию), «Зелёный десант» (акция по озеленению территории ДОУ или по очистке прилегающей территории от мусора).
Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе
Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ
Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.
Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.
Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.
В. А. Сухомлинский
«О воспитании»
Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес
В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.
Таблица: схема построения плана исследования
Этап исследования | Пример хода детского экспериментирования |
Постановка вопроса | Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?». |
Целеполагание | Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории. |
Выдвижение гипотез | Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала). |
Проверка гипотезы | Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом. |
Анализ полученных результатов | Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью). |
Подведение итогов исследования, формулирование выводов | Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды. |
Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают
Мотивирующее начало занятия
От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).
Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников
От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»). |
|
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»). |
|
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). | Проведение эвристической беседы:
|
Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема занятия | Задачи исследования |
|
Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой. |
|
Формирование представлений об условиях роста растений. |
«Невидимый и близкий» | Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле. |
«Откуда берётся звук?» | Формирование представлений о колебании предметов. |
|
|
«Зеркало, зеркало» | Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании. |
«Почему двигаются предметы?» | Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения». |
«Почему не тонет корабль?» | Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса. |
«Сахар» | Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования. |
«Соль» | Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения. |
«Клей» | Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами. |
«Цемент» | Знакомство со свойствами цемента и способами его использования. |
|
Знакомство с понятием «экологическая проблема». |
«Измерение длины предметов» |
|
|
Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов. |
|
|
Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом
Временной план занятия в подготовительной группе
Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:
- Организационный момент - 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
- Построение плана исследования - 2–3 минуты.
- Физическая активность - 2–3 минуты.
- Практическое исследование (наблюдение, проведение опыта, экспериментирование) - 10–15 минут.
- Фиксирование результатов исследования - 1–2 минуты.
- Подведение итогов - 1 минута.
Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Проговаривание этапов исследования (планирование) | Физическая активность | Практическая работа | Фиксирование результатов | Подведение итогов |
«Путешествие в Эру динозавров» | 1 минута. |
|
2 минуты. | Подвижная игра «Динозаврики». 3 минуты. |
Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии). 13–15 минут. |
Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие. 1–2 минуты. |
1 минута. |
«Листья жёлтые над городом кружатся» | 1 минута. | Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?». 3 минуты. |
2 минуты. | Физкультминутка «Дерево всё выше». 2 минуты. |
Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла). 14 минут. |
Оформление страницы гербария. 2 минуты. |
1 минута. |
«Берегите воду!» | 1 минута. |
|
3 минуты. | Зарядка «Капельки - бух! Капельки - прыг!». 2 минуты. |
Опытная деятельность по очистке воды. 15 минут. |
Заполнение карточки исследования. 1 минута. |
1 минута. |
Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы
Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Автор | Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область. |
Название | «Гербарий. Деревья на участке детского сада» |
Цель | Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада. |
Задачи |
|
Предварительная работа |
|
Формы организации деятельности |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Мотивационный этап. В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария). Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии). А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей). Основной этап. В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
Итоговый этап.
|
Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.
Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»
https://youtube.com/watch?v=dp3L_CKbIF4 Video can’t be loaded: Молекулы и пузырьки открытое занятие по экспериментированию (https://youtube.com/watch?v=dp3L_CKbIF4)
Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)
https://youtube.com/watch?v=77C76Ug5KKo Video can’t be loaded: Опытно- экспериментальная деятельность в подготовительной группе (https://youtube.com/watch?v=77C76Ug5KKo)
Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»
Видео: открытое занятие «Секреты лимона»
https://youtube.com/watch?v=B2y-R5_TDZg Video can’t be loaded: Открытое занятие «Секреты лимона» Подготовительная группа (https://youtube.com/watch?v=B2y-R5_TDZg)
Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»
https://youtube.com/watch?v=joAxghHvdmw Video can’t be loaded: НОД с детьми логопедической подготовительной группы по познавательно-исследовательской деятельности (https://youtube.com/watch?v=joAxghHvdmw)
Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»
https://youtube.com/watch?v=UN8yc3N8DfU Video can’t be loaded: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина» (https://youtube.com/watch?v=UN8yc3N8DfU)
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
- умение постановки проблемы;
- грамотное формулирование вопросов;
- построение алгоритма действий для решения проблемы;
- выдвижение гипотез;
- выбор способов исследования;
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
- степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий
Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ
Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
К. Чуковский
Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь
Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»
Этап работы по самообразованию | Содержание деятельности |
Теоретический этап |
|
Практический этап | Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег. |
Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников
В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка
Грамотная организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников развивает необходимые в современном мире личностные качества у ребят. Будущие первоклассники необычайно любознательны, инициативны и самостоятельны. Они заново познают мир, и задача педагога - сформировать в них исследовательские качества и положительную мотивацию к новым открытиям в истории человечества.
Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Создать у детей радостное настроение.
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.
Ход эксперимента.
Воспитатель:Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети:
ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель:
(дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Воспитатель:
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Сыпучий.
Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.
Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.