В гостях у зимушки зимы сценарий. Новогоднее приключение, или в гостях у зимушки-зимы

    (Исполнение гимна семьи) Дорогие друзья, здравствуйте! Сегодня мы поговорим о семье и о семейных праздниках в древние времена. Прозвучал гимн семьи.

Давайте вспомним, кто такие, Пётр и Феврония.

Князь Петр и княгиня Феврония

Петр и Феврония, благоверные святые князья, память которых совершается 8 июля, стали именем праздника любви и верности. Он установлен в 2008 году по инициативе Светланы Медведевой. Она же предложила сделать символом праздника ромашку. Однако это светская сторона праздника, которая постепенно обрастает всеми атрибутами официоза.

В древности,князья на Руси. стали почитаться в народе первыми, но особенно это стало очевидным в монгольские времена – XII-XIII век. Однако к концу XV века эта тенденция прервалась. Князей, и вообще мирян, перестали причислять к лику святых, канонизировать стали священнослужителей и монахов.

Александр Простев. Святые благоверные князья Петр и Феврония

О Петре и Февронии известно то, что они княжили в Муроме в течение четверти века – с 1203 по 1228 год. Их житие не рассказывает ни о детстве супругов, ни о том, кто их родители. Упоминается только, что Петр – второй сын князя Юрия Владимировича Муромского и что он вступил на престол в 1203 году.

А.Простев. Святой князь Петр

2. Феврония – дочь крестьянина-бортника из Рязанской деревни. Полюбив друг друга, князь Петр и ставшая его женой Феврония оставались верными друг другу до последних дней своей жизни и умерли вместе – восьмого июля. Этот день сегодня стал всероссийским днем любви и супружеской верности.

Художник Ольга "Святая Феврония"

Служба, посвященная святым, прославляет их как чудотворцев, называя Петра блаженным, Февронию премудрой, а вместе – пресветлой дв о ицей, милостью и молитвами Богу угодившими и по смерти своей неразлучно пребывающими в едином гробу.

Петр прославляется как храбрый воин, победивший змея, а Феврония как мудрая, смиренная и хранящая благоверие. «Сирот и вдовиц заступницы, и в бедах необоримые помощницы, и всех притекающих к вам пристанище небурное, и нелестное утешение сущих в грехах, сохраняйте отечество наше», - так молятся благоверным на службе.

В их житии нет аскетических подвигов, Петр и Феврония полны человеческой доброты и смирения. Их благочестие проявляется прежде всего в любви, нищелюбии, заботе о слабых и сиротах – вот главные их добродетели. Они готовы пожертвовать властью ради ближнего своего, что и отразилось в сказочной легенде о святом князе Петре и его жене княжне Февронии.

1. А что же мы можем сказать о семье? До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения(не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие . Люди много трудились и весело отдыхали.

. (Слайд 1 – семья в древности)

2.Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей.

С древних времён существуют семейные праздники.

К особо любимым праздникам относятся, как в древние времена, так и сейчас: Свадьба, День рождения, Новый год, Пасха.

Сейчас мы расскажем вам как праздновали наши предки, любимые нами праздники.

И так, первый праздник – Свадьба. (слайд 2 древние времена )

Свадебные традиции Древней Руси

1. В Древней Руси существовали свои традиции проведения свадьбы. Некоторые из них повторяли свадебные традиции других народов, но большинство были оригинальными.(слайд красное платье )

До Екатерины Второй, цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое свадебное платье, положив начало новой традиции.

Продолжались свадьбы, обычно, по три дня, но могли длиться и неделю.

Утром свадебного дня жених должен был послать невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).

А мать передавала невесте так называемый «талисман». Талисманом могли быть драгоценности, которые становились семейной реликвией. Они очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы.

По поверью, если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много плакать.

2 .Сама свадьба начиналась с . (СЛАЙД) Обычно жених со своими спутниками прибывал за невестой, и вся свадебная процессия отправлялась в церковь.

В повозку молодоженов клались пушные шкуры, чтобы защитить их от нечистой силы.

Часто жених приезжал в церковь первым и ждал свою невесту перед входом. Только, когда невесте сообщали о прибытии на место венчания жениха, она и сама отправлялась к алтарю. Так проверялась серьезность намерений жениха, а девушки, таким образом, страховали себя от получения «клейма отвергнутой невесты».

Весной и осенью от свадебного поезда до церкви выстилали дорожку из цветов. А на купеческих свадьбах дорожка была ковровой и тянулась она прямо до аналоя.

1. После венчания новобрачные спешили к столу. Впрочем, не всегда это был общий стол. Часто молодожены обедали каждый у своих родителей. И лишь получив благословление родителей, жених отправлялся за невестой.

Вот как раз тут приходило время потребовать у жениха ( Слайд)

Немного помучив жениха и слегка опустошив его карманы, вся свадебная процессия отправлялась на общее празднование.

Проводилось общее торжество у родителей жениха. Молодожены на свадебном банкете ничего не должны были пить и не могли много есть. Первую брачную ночь было принято проводить вне дома. Такая традиция установилась из-за порчи, которую по поверью насылала нечистая сила на дом, где играли свадьбу. Вот, чтобы ее обмануть, молодые и уходили в сени, а то и на сеновал.

2. На второй свадебный день все переезжали к родителям невесты, и праздник с новой силой разгорался там.

На третий день свадьбы молодожены сами принимали гостей. Молодая жена угощала гостей и одаривала каждого рушником собственной работы. Так она демонстрировала свое мастерство хозяйки (ВИДЕО)

1.(слайд) День рождения – любимый праздник большинства людей. И это не случайно, ведь именно в день своего рождения человек празднует само чудо жизни, радость своего земного существования.

Именинник является центром общего внимания, получает подарки и принимает поздравления. День рождения - особенный день в жизни каждого человека, в независимости от его национальности. Но каждый народ имеет свои взгляды на это торжество и традиции его празднования.

В нашей стране День рождения является очень почитаемым праздником, и отмечать его принято в кругу родных и друзей за большим праздничным столом.

2. Празднование Дня рождения – это традиция, зародившаяся в далеком прошлом, еще во времена языческих верований. В древности люди считали, что в день своего рождения человек становится особенно беззащитным перед злыми духами, которые пытаются причинить ему вред и даже могут украсть его душу. Для того чтобы обезопасить именинника рядом с ним собирались все его родственники и друзья, создавая вокруг него положительную энергию и защищая от негативных сил добрыми пожеланиями и подарками.

1 древнем мире, как и в раннем средневековье, празднованию Дня рождения, не придавалось большого значения.

Большая часть людей не пользовались календарями и не отмечали свой день рождения. Да и сама жизнь отдельного человека ценилась не настолько высоко, чтобы устраивать в его честь праздник.

2 .А с распространением христианства эта традиция и вовсе канула в лету. Христианство относилось к земной жизни человека как явлению греховного порядка, поэтому рождение человека не считали нужным отмечать. Пренебрежение к этому празднику усиливалось еще и негативным отношением к языческим традициям .(слайд)

1. Только к XII в. в церквях стали записывать дни рождения и крещения прихожан. Люди получили право отмечать дни рождения. Поначалу этой привилегией пользовалась только знать.

Постепенно традиция стала распространяться и на простых людей, включая женщин и детей..

(Слайд) В России День рождения не отмечали вплоть до 19 столетия. Большее внимание уделялось празднованию Именин. Но и Именины начали справлять только в 17в. Именины праздновались с подлинным размахом.

Гостей угощали пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни . (ПЕСНЯ )

2. В 19 в. дворяне и купцы стали отмечать и День своего рождения. Но только в 20 в. этот праздник стал традиционным семейным торжеством и приобрел большое значение.

(Слайд) В Российском государстве имеет довольно сложную и запутанную историю. Сегодняшнее празднество является результатом синтеза разных языческих праздников и путанице в календаре. В России отмечать в таком виде Новый Год начали с 1699-го по приказу Петра Великого, который постановил, что надо по-европейски отмечать 1 января. Так Петр велел: «учинить украшения от ветвей и древ еловых и сосновых, потешаться огнем с разжиганием костров новогодних, учинять гуляния и стрельбу. Также царским указом приказывалось всем друг друга с праздником поздравлять.

Васильев вечер

2 .Во времена Петра официальный Новый Год имел также и аналог народный, который назывался Васильев вечер и отмечавшийся тоже, как и у нас сейчас на 1 января. Этот праздник был церковным, отдавая дань памяти Василия Великого.

(слайд) Отмечался праздник пиром. На столе главным блюдом считался поросенок жареный, который являлся символом плодородия, плодовитости и обилия домашнего скота в будущем году. На столе в этот вечер ставили все самое лучшее: пышные пироги, колбасу, сытные блины и кутью. Все обильно запивалось медовухой, водкой и пивом. Также в эту ночь надевали все самое нарядное. В Васильев вечер старались не давать в долг денег для того чтобы не было в них в течение года недостатка, а вот получать деньги было хорошо – это сулило богатый год.

1.Новый Год в сентябре

В христианской Руси до указа Петра отмечали праздник 1 сентября. Народ тогда верил, что Бог именно в сентябре сотворил мир. Даже с приказом царя люди все равно еще долго встречали праздник сначала в сентябре, а потом уже по привычному для нас 31 декабря. Стоит сказать, что осеннее празднование Нового Года Древняя Русь позаимствовала у Византии, в которой христианство пришло в 988 году.

Сентябрьский Новый Год встречался на Руси торжественно. Все самые богатые стремились в Москву, где знать устраивала пышные торжества. Вечером все семьи одной семьи собирались у главы в доме, где все угощались медовухой. В 12 ночи вестовой стрелял из пушки, а в храмах и церквях били колокола в знак наступившего нового года. В принципе празднование в христианской Руси практически ничем не отличается от нашего Нового Года.

2 .Языческий Новый Год славян

Намного иначе выглядит у древних славян празднование языческих новогодних торжеств. Хотя следы празднества и остались в наших торжествах, но полностью их восстановить проблематично. В языческой Руси по-новогоднему выглядели несколько празднеств. Также разные традиции были у славянских племен, которых было очень много.

Восточные славяне в древности Новый Год отмечали весной. У них в марте начинался год. Это был период, когда просыпалась природа, и начинался новый жизненный цикл у растений и животных. Именно Масленица считалась тогда славянским Новым Годом.

1.Праздник зимнего солнцеворота – Коляда

Зимние праздники славян соотноситься и с нашим, когда празднуется зимний солнцеворот – Коляда. У древних справляли Коляду с 25 декабря и по 6 января. Сегодня же мы христиане это время празднуем в Новый Год и Рождество. Коляду было принято отмечать 12 дней. И это число было сакральным – 12 использовалось именно в обрядах нового года. Есть даже придание о 12 жрецах руководящих ритуалом. О будущем урожае гадали по 12 снопам, использовали воду, взятую из 12 колодцев. На Коляду священный огонь горел 12 дней.

Особой частью этого празднества были , которые потом стали в наше время святочными праздниками .(Пение колядок)

2. Древние славяне, как и мы, сейчас украшали свои дома ветками сосны и ели. У древних был и свой зимний дух – Трескун, Морозко, Морок, который насылал сильные морозы и реки сковывал льдом. Для того чтобы задобрить этого духа люди выставляли на окно подарки: кисель, кутью и блины.

Даже те малые сведения, которые мы находим в обрядах и легендах показывают, что в Древней Руси праздники Нового Года были гармоничными и логичными, которые отмечали праздник новой жизни.

Как праздновали Пасху на Руси

1.. Пасха является не только самым большим, но и самым древним христианским праздником, установленным еще в апостольские времена. Встреча Пасхи на Руси имеет много традиций. А сама Пасха имеет значение возрождения, обновления . (слайд)

1

Подготовка к Пасхе происходила на протяжении всей Страстной седмицы. Первым делом приводились в порядок и праздничный вид дома и дворы. Готовилась праздничная нарядная одежда. Готовились дрова для отопления жилищ и подготавливались корма скотине, чтобы в праздничную неделю меньше отвлекаться на дела обыденные .

2

В чистый четверг до восход солнца нужно было искупаться, так как вода в этот день считается особой, исцеляющей телесные и душевные недуги, очищающей от всего скверного. Искупавшись и приведя мысли на положительный лад, хозяйки приступали к выпечке пасхальных куличей . (слайд)

2 . Дети красили и расписывали яйца. Мужчины занимались закупкой продуктов для праздничных угощений. (слайд)

В четверг вечером все шли в храм, где начиналась служба страстям Христовым. Зажженную свечу в храме старались донести домой. Ею освещали свое жилище, защищая его от бед, а живущих в нем от болезней. В страстную пятницу ничего делать нел ь зя до окончания службы в храме и выноса плащаницы. Христос страдает на кресте и всяк человек скорбит ! (слайд)

1. Великая суббота- горячая пора для хозяек, идет приготовление праздничного угощения. Все, не зависимо от достатка, старались приготовить «пышный» стол, чтобы угостить всех, кто посетит дом, или простого прохожего, попросившего о милости . (слайд)

В субботу все собирались в храм на ночное Пасхальное Богослужение. На эту службу в церковь приходили из деревень, сел. Все нарядно одеты, все в белом. По окончанию службы празднование охватывало всю Русь - от самой бедной лачуги до дворцовых стен.

7

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок освя щ еной пасхи . (слайд)

8

Потом шли домой, будили деток, даже самых маленьких, и садились за стол говеть.

9

2 . Всю праздничную неделю зазывали гостей и сами обходили всех родственников, кумовей - «Христосовались», посещали праздничные Богослужения. Звон колокола оповещает о празднике. А на Пасху каждый на время мог стать на время звонарем, церковь этого не запрещала . (слайд)

10

Навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородно. А в Пасху – обязательно !

1

Для детей пасхальные забавы: катание и битье яиц, поиск спрятанных яиц. Также дети ходили по домам родственников, где их одаривали яйцами, куличами и сладостями.

Празднование Пасхи продолжалось не один день, и не неделю, а 40 дней – ровно столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.

В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.

  • Экзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы Билет №1 Древняя , 120.24kb.
  • Программа вступительного испытания по предмету «История» Тема Древняя Русь (до ХIV , 24.7kb.
  • Реферат древняя Русь и кочевники , 156.01kb.
  • Школьная олимпиада для учащихся 4-ых классов литературное чтение , 27.85kb.
  • Н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество Сказка , 129.7kb.
  • Сказка быль , 4191.9kb.
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ КРЫЛЕЧКО :

    «ДРЕВНЯЯ РУСЬ - СКАЗКА И БЫЛЬ»

    Сказительница : Два чувства дивно, близки нам.

    В них обретает сердце пищу:

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к Отеческим каменьям.

    На них основано от века

    По воле бога самого.

    Самостоянье человека,-

    Залог величия его:

    Животворящая святыня!

    Земля была б без них мертва.

    Без них нам целый мир – пустыня.

    Душа – алтарь без божества.

    Времена, о которых пойдет речь сегодня, кажутся нам бесконечно далекими, едва различными в тумане прошлого. И чтобы попасть туда мы должны как терпеливые поломники пройти путь в целые века. История происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных временах. Чтобы приоткрыть завесу некоторых тайн мы отправимся в то далекое прошлое, сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. А вот в древнерусской славянской культуры считают, что она была языческой и варварской.

    Однако древняя религия наших предков, которые некоторые считают, забытой до сегодняшнего дня продолжает, жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно?

    Спроси себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кота? Многие из вас сейчас ответят: на счастье? А ведь эти перечисленные обычаи, как раз от туда из языческих времен. Один путешественник по Древней Руси, уважаемый араб Ахмед ибн Фадлан путешествуя, по Руси очень многим обычаям удивлялся, и не мог их понять. Давайте же сейчас послушаем его.

    Араб: Мое путешествие по Руси было очень долгим. Позади осталась моя страна, согретая жарким солнцем с богатейшими городами, раскинувшимися в зеленых прохладных оазисах. Корабль наш плыл по русскому морю и прибыл в город Корсунь. Люди, живущие, там очень хорошо вооружены, мечи у них плоские с бороздками. Одежда женщин украшена многочисленными дорогими украшениями. Вообще же вся Русь была поделена на три загородные страны Куявия, Славия и Артания. И там я услышал имена богов, но не знаю кто они? Не могли бы вы мне подсказать?

    Араб: Кто такие эти боги, и за какие, стихии они отвечают? Первый это Даждьбог.

    Сказительница : Может, кто из гостей ответит уважаемому Ахмеду ибн Фадлану?

    Бога Солнца называли Даждьбогом, это не от слова дождь, как иногда ошибочно думают, это значит –« дающий бог», «Продолжатель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог едет по небу на чудесной колеснице, а солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Утренняя заря была Солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния, ныне известно нам как Иванов день, торжественно праздновался их брак. А совмещенным знаком Солнца с незапамятных времен был крест! Его, говорят, можно увидеть, если посмотреть прищурясь на солнце.

    Не потому ли Христианский крест, так похожий на древнейший языческий, прижился столь.

    Араб: А вот следующий вопрос кто такой. Ярила?

    Сказительница: Все, наверное, видели или читали оперу или сказку «Снегурочка», она прекрасна как художественное произведение, но не как историческая целость. Например «Берендей», среди которых разворачивается действие, исторически были совсем не славянами, а кочевниками – тюрками, выходцами из степей. И. Ярила совсем не бог солнца, как там поют.

    Сказительница: Что мы подразумеваем под словом «ярость»? Неистовство, порыв, слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях. Вот такие чувства, как страсть кипучая и были в ведении славянского бога Ярилы. Еще в девятнадцатом веке кое-где в России справляли праздник «Ярилы», приуроченный к 27 апреля, к самому пику буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодежь гуляла, пела песни, плясала. Ярило, представляли себе юным мужчиной пылким, влюбленным женихом. Проводам Ярилы, состарившегося и плешивого тоже был посвящен праздник. И был он осенью, этот праздник у нас сейчас называют «отжинки». А зерновые культуры, которые сеют весной, называют яровыми. Ну что уважаемый ибн Фадлан есть у вас еще вопросы?

    Араб : Вот у меня есть загадочные свитки, кому они достанутся, тот и должен нам сказать кто это такой?

    1. Хлевник на одно лицо с домовым. Он сопровождает скотину в поле, холит, лелеет, ее не дает в обиду. Чтобы задобрить Хлевника над входом в конюшню вешали чучело сороки, сплетали особый кнут из конопли с несколькими узлами, в новолуние ставили перед воротами жаровню с углями, чтобы скотина переступила через нее.
    2. Банник: Является домовым бани. Он живет в нетопленной бане за каменкой. Или под полом, а когда баню топят. Он прячется. Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли для него воду в кадках и жертвовали черную курицу.
    1. Полудница: жила полудница в полях. Среди хлебов и трав, а также на огородах. Она была хозяйкой растительного мира, который культивировали люди. Полудницу считали виновницей полевых вихрей; говорили даже, что их можно увидеть в вихревом столбе.

    Араб: Ну, вот пришло время прощаться с вами о жемчуга моего сердца. Все знания, которые я получил сегодня, я занесу, в книгу и вы первые ее прочитаете. Желаю вам удачи!

    (уходит под музыку)

    Сказительница : Продолжим наше путешествие по Древней Руси. И дальше мы с вами попадаем в 12 век. В это время на Руси, процветала письменность. Это была золотая и эпическая пора. И в гостях у нас летописец Нестор.

    Летописец : Для вас, души моей царицы,

    Друзья мои, для вас одних

    Времен минувших небылицы.

    Под шепот старины болтливой,

    Рукою верной я писал;

    Примите ж вы мой труд игривый!

    Ничьих, не требуя похвал,

    Счастлив уж я надеждой сладкой.

    Что дева с трепетом любви

    Посмотрит, может быть, украдкой,

    На песни грешные мои.

    Хочу вам предложить испытание такое. Былину, вы должны назвать которую, буду я читать?

    (смотрите приложение 1)

    Летописец: С заданием моим вы справитесь с лихвою. Пойдем мы с вами дальше тернистою тропою. Посмотрите эпизоды жизни деревенской

    (Идут сценки приложение 2)

    1. Назовите имена богатырей, которые забыли наши герои?
    2. Скажите какое «ясное солнышко» собирается Марфушка увидеть в Киеве?
    Ответ: 1. Алеша Попович и Добрыня Никитич.

    2. Князя Владимира, так его ласково называли на Руси.

    Летописец: На этом былинный сказ свой завершаю. И мы продолжаем свое путешествие во времени. И мы с вами отправимся на последнюю ступень нашего литературного крылечка в «Библиотеку русской сказки». Изначально сказка сочинялась вовсе не на потеху ребятишкам. Когда – то осенними и долгими зимними вечерами сказочников слушали и стар и млад, со временем таинственное мерцание сказки сильно потускнело и многое забылось. Огненные змеи, колдуны и колдуньи, черти, лешие, водяные какие они? Что умеют? Сейчас мы с вами попробуем это выяснить.

    Сказительница: Я вам сейчас, гости дорогие, назову сказочное словцо, а вы должны дать ему определение, то есть что оно означает.

    1. Туесок - ведерко берестяное.
    2. Сажень – мера длины.
    3. Лытки – часть ноги ниже колена.
    4. Шушун – верхняя одежда, телогрея.
    5. Комолая – безрогая.
    6. Голик – веник без листьев.
    7. Огниво – камень для высекания огня из кремня.
    8. Беремя – охапка.
    9. Зарод – скирда продольной кладки.

    Молодцы! Вижу, знаете, слова сказочные, ну а кто не знал, теперь уж точно знает.

    Нужно в следующем задании обычные вещи превратить в сказочные.

    (достает вещи)

    1. Шапка - невидимка.
    2. Сапоги – скороходы.
    3. аленький цветочек.
    4. Волшебная палочка.
    5. Скатерть самобранка.
    6. клубок.
    7. вода живая и мертвая
    8. молодильное яблоко.
    9. Яйцо смерть кощея.
    10. меч кладинец

    Сказительница: На этом нашей сказочке конец, а кто слушал молодец! Какой бы век не наступил, какая бы эпоха не пришла, с нами всегда остаются, герои рассказов, былин, преданий и сказок. Потому что, это наша история, которую мы должны знать и строить ее сами.

    СЦЕНКА: № 3

    «Чего на свете не бывает?»

    Сказитель : Жил-был барин богатый – пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел – пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый божий день столько было, что у иных по праздникам столько не бывало. А еще у него денег неубывало, еще прибывало. И захотелось раз барину пошутить над мужиком – дураком, позвал он к себе самого бедного.

    Барин: Слушай, мужик! Дам я тебе денег целую кашолку, только скажи мне чего на свете не бывает? Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке послать можно. Скажи, чего на свете не бывает?

    Мужик: Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясываются, ног за топорище не заткнет.

    Барин : Нашел, брат что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях так сплошь да рядом. Думай еще.

    Мужик: Баба – попом не бывает, красная девка обедни не служит.

    Барин : Нет, и этого не бывает, у немцев все так. Думай в последний раз.

    Мужик : (в сторону) Видно одному только не бывать, чтобы у меня деньги были.

    Мужик: Думал, я, что люди хоть на небо живьем не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

    Барин: Как же ты на небо попал?

    Мужик : Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку; вот так и доехали. Повидался с ней, с ребятишками к твоей милости воротился.

    Барин : И назад с журавлями?

    Мужик: Нет, назад я соскочил.

    Барин : Как же ты, мужичок, не убился?

    Мужик: Да по уши завяз, не жесткая земля попалась, сходил домой и принес лопату, выкопался да и вылез.

    Барин: Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

    Мужик : Как же видел.

    Барин : Ну и что он там делает?

    Мужик: Да после моих ребятишек, постилки моет.

    Барин: Врешь, мужик – дурак? Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился? Бери деньги, да не мели околесицы.

    «Путешествие по Древней Руси»
    Игра по истории для учащихся 6­х классов
    Цели:
    ­ повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период
    Древней Руси;
    ­ способствовать формированию учебно­логических умений обобщать,
    анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности,
    события, исторические явления;
    ­ создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся
    в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать
    историческими знаниями;
    ­ формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;
    ­способствовать формированию познавательного интереса учащихся
    к истории Отечества;
    ­ продолжать совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать
    формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе
    решения продуктивных и творческих задач.
    Материально­техническое оснащение урока: раздаточный материал (конверты
    с заданиями, листы с заданиями), компьютер, мультимедийные проектор и
    экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.
    Формируемые компетенции:
    1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
    способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
    качество.
    2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
    ответственность.
    3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
    эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
    личностного развития.
    4. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
    с использованием информационно­коммуникационных технологий.

    5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
    6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
    результат выполнения заданий.
    Формировать следующие знания:
    ­ теории образования государства у славян;
    ­ о территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен,
    основные занятия и верования славян;
    ­ о первых князьях на Руси, основные направления внешнеполитической и
    внутриполитической деятельности первых русских князей;
    ­ хронологические рамки существования Древнерусского государства;
    ­ содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть
    временных лет».
    и умения:
    ­ ориентироваться в основных исторических понятиях;
    ­ называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.
    План занятия.

    1. Организационный момент.
    ­ Определение проблемы и целей занятия
    ­ Создание рабочих групп (2 группы по 10 человек)
    ­ Правила работы в группе




    1 Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение­это метод решения
    общих задач посредством взаимодействия. Организация работы в группах предполагает
    выполнение следующих процедур:
    1. усадить участников лицом друг к другу;
    2. поставить перед ними общую задачу;
    3. наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой
    в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант
    (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист
    (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

    Ход работы
    1. Вводное слово:
    Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою историю.
    Всё, что мы узнаём, остаётся с нами на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.
    История Древней Руси включает в себя период становления
    древнерусского государства и деятельность первых русских князей,
    направленную на объединение русских земель под властью одного князя,
    установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование
    международного авторитета.
    Сегодня наше мероприятие пройдет в форме командной игры. Командам
    предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и
    умений по теме «Древняя Русь», полученных на уроке истории. Всем желаю
    удачи! Слайд 1
    Слайд 2
    Проблема: Какова роль первых киевских князей в становлении
    государственности?
    Слайд 3
    Устанавливаются следующие правила игры: Игра состоит из нескольких
    этапов. На ответы устанавливается ограниченное время, но не более 3 минут.
    Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.
    За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил
    команде даются штрафные баллы.
    Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают
    баллы (жетоны). Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда,
    набравшая большее количество баллов.
    Представляю вам своих помощников... Их задача заключается в том,
    чтобы доставить вам задания, видеть, какая команда первой выполнила задание,
    передать выполненные задания членам жюри для оценки.
    Представляю вам многоуважаемое жюри.
    2. Представление команд


    1.
    2.
    3.

    Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному
    торговому пути ……?…….(«из варяг в греки»). По пути следования нас ждут остановки,
    где вы должны будете выполнить задания. Конечный пункт – Константинополь (Царьград).
    Что вы туда привезете на своих ладьях? (получают монетки)
    Класс делится на 2 команды (ладьи).
    Первую ладью в путь снарядили племена – ВАРЯГИ
    Возглавил ее ­ ……………….(капитан).
    Вторую ладью собрали в путь – ПОЛЯНЕ, ей управляет ­………..(капитан).
    Слайд 4 ВАРЯГИ и ПОЛЯНЕ
    Сегодня меж ладьями здесь сраженье,
    Но пусть обид не будет среди вас.
    Ведь победитель или побежденный
    Сегодня станет кто­то среди вас.
    Я буду рада, если вы в сраженьях
    Покажете находчивость свою
    Уменье, знанья и веселье
    Позволит вам сыграть вничью.
    Мы отправляемся в путь!
    Слайд 5
    Конкурс № 1 Разминка «Что? Где? Когда?» (макс по 13 б.)
    Задание – каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек (12) и
    отвечает на вопросы. За скорость (кто первый готов отвечать – 1 балл) Каждый верный
    ответ оценивается 1 баллом.
    Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)
    Назовите трех братьев­основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)
    Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)
    Народное собрание на Руси (вече)
    Изготавливался в печи, по форме круглый, душистый; им славяне приветствовали
    Для их изготовления требовался гусь, ими пользовались летописцы. (Перо)
    Изображение лика святого, размещалось в правом «красном» углу русской избы.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    друг друга при встрече. (Каравай).
    6.
    7.
    (Икона)
    8.
    9.
    русских)
    10.
    11.
    12.
    13.
    14.
    Балтийское море с Черным морем)
    15.
    Что такое дружина?
    Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)
    Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи
    Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)
    Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
    Какой князь по, подсчётам историков, совершил около 50 походов? (Святослав)
    Чтобы отомстить этому племени княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)
    Почему главный торговый путь Руси называли «из варяг в греки» (соединял

    Какое основное занятие восточных славян?
    Вера во множество богов и обожествление сил природы
    Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
    Из какой летописи нам известны сведения о восточных славянах?
    Вокруг какого племенного союза объединились восточнославянские племена?
    16.
    17.
    18.
    19.
    20.
    Почему? (дополнительный балл)
    21.
    22.
    гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)
    23.
    24.
    Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри» (3.)
    Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним
    Первый свод законов на Руси назывался…
    Какие вы знаете версии о происхождении государства «Русь»
    Подсчет баллов
    Слайд 6
    Конкурс № 2 «Найти и исправить ошибку»
    Команда обговаривает. Один отвечает (за скорость один балл и за каждую исправленную
    ошибку по 1 баллу). максимум 10 баллов. Подсказка – ошибок пять.
    Слайд 7
    К восточным славянам относятся русские, поляки, украинцы. Главное занятие славян
    ­охота. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые поклонялись
    одному богу. Во главе рода стоял князь, обладающий большой властью. Родовую общину
    сменила соседская, которая называлась вече.
    № ошибка
    исправление
    Подводим итоги
    Слайд 8 Конкурс № 3 «Хронология ­ наука о времени»
    Слайд 9, 10
    Соедини дату и событие. Каждой команде дается карточка с заданием.
    Соотнести даты и события (макс 5 б.)
     1097г. разгром печенегов
     1036г. начало правления князя Рюрика
     907, 911гг Собор в Любече
     882­ 912гг походы князя Олега на греков

     862г правление князя Олега в Киев
    Ответ: 1­в, 2­а, 3­г, 4­ д, 5 ­ б





    879 г. Период раздробленности
    882 г. Разгром Хазарского каганата
    945 г. Начало правление князя Игоря
    965 г. Начало правления княгини Ольги
    12­13 век Образование древнерусского
    государства
    Ответ: 1­в, 2­д,3­г, 4­б, 5­а.
    Пока жюри подсчитывает промежуточный результат, мы все просмотрим
    видеофрагмент (слайд 11)
    Видеофрагмент…
    Слайд 12 Конкурс № 4 Загадки для зрителей
    1 Деревянный домик, ставенки на нём,
    Русская деревня за его окном.
    (Изба)
    2 Зимой, когда по снегу
    Не катится телега,
    В них лошадь запрягали.
    Как их называли?
    (Сани)
    3 В каждом городе большом
    Средь церквей его найдём.
    Как зовётся главный храм,
    Предстоит ответить вам.
    (Собор)
    4 Им сверху церковь украшают,
    И купола под ним сияют.
    Вопрос тебе несложный дан –
    Назвать лишь символ христиан.
    (Крест)
    5 Подскажи, кто самый главный
    В Русской церкви православной?

    (Патриарх)
    6 Такой пирог раз в год пекут
    И в церковь к батюшке несут.
    Он станет после освященья
    Для православных угощеньем.
    (Кулич)
    7 Кукла – символ материнства
    И семейного единства.
    Сарафан её одёжка,
    Вся из дерева... (Матрёшка)
    8 Уверен, друзья, отгадаете вы
    Ту крепость старинную в центре Москвы.
    На шпилях её ярко звёзды горят,
    На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
    9 Праздник этот знаем мы –
    Время проводов зимы.
    Люди в эти дни должны
    Веселиться, печь блины.
    (Масленица.)
    10 Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.
    (Киев)
    Слайд 13
    Конкурс № 5 Черный ящик (10 баллов за правильный ответ)
    Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом
    доме, пользовались этим предметом повседневно. Известно, что отправляясь в
    долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой,
    причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от
    злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой
    считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их
    баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» ­ так
    говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого
    назначение, этот предмет использовали и по­другому. Тогда говорят о таких
    приемах его использования, как «хлопушка», «веер», иногда использовали как
    музыкальный инструмент. Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном
    ящик.
    Ответ: Деревянные ложки (слайд 14)

    Слайд 15
    Конкурс № 6 Цифры в русских пословицах Командам необходимо составить дату
    (указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую
    правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно
    указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) –
    дополнительный балл. Если назовут, событие, которое произошло в этом году + 1 балл.
    Слайд 16
    Карточка для 1 команды
    1) ….. в поле не воин.
    Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
    Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

    …. сапога – пара
    Наговорил с …… короба.
    Слайд 17
    Карточка для 2 команды
    1) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
    У ….. нянек дитя без глазу.
    Пошел на все ….. стороны.
    2) Пошел на все ….. стороны.
    У ….. нянек дитя без глазу.
    Какое чувство отвечает за интуицию? (цифра)
    Слайд 18 Ответ первой команды
    1714 год (XVIII век) – основание Петром 1 Кунсткамеры
    Вернувшись в Россию из поездки в Голландию, Англию, Пётр 1 занялся обустройством
    русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в
    Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была
    размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий
    манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году
    и стало считаться датой основания музея.
    1223 (ХІІІ) ­ битва на реке Калке ­ сражение между объединённым русско­половецким
    войском и монгольским войском.
    Слайд 19

    1274 год (XIII век)­ Владимирский собор 1274 года - архиерейский собор Русской
    Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире
    для устранения разногласий в церковном праве.
    476 г. (V век) ­ Падение Западной Римской империи ­ процесс упадка Западной Римской
    империи, вследствие этого оказалась разделена на несколько государственных
    образований - преемников Римской империи.
    Конкурс № 7 Собрать картинку и назвать событие: (скорость ­ 1 балл,
    правильность и полнота ответа– 3 балла)
    После выполнения задания
    Слайд 20
     Картина «Крещение княгини Ольги»
    Слайд 21
     Картина «Крещение киевлян на Днепре»
    Слайд 22 Конкурс № 8. Жизнь замечательных людей (кто первый поднимет флажок)
    По 1 баллу за ответ
    Задание 1
    1. Кто сказал? «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий,
    или раб, ­ будет мне врагом». Какое событие В каком году это произошло? (крещение
    киевлян, 988 г.)
    2. Кто, в каком году провел первую налоговую реформу на Руси и в чем она заключалась?
    (княгиня Ольга, установила уроки и погосты)
    3. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не
    столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить
    священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у
    иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских… При
    нём русское государство достигло расцвета…». (Ярослав Мудрый.)
    4. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав
    конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал,
    подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас
    идти» (Святослав)
    5. «Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель
    и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было
    уже 60 лет» (Владимир Мономах).
    «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не
    убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал
    уже всю дань» (Игорь).
    6.

    Слайд 23 Задание 2. Написать прозвища всех великих князей Древнерусского
    государства (9­12 вв.), распределив их в хронологической последоватльности
    (Олег, Владимир1, Владимир 2, Ольга, Игорь, Ярослав, Святослав)
    Проверим ответы (Слайды с изображением князей 24­31)
    Политика правления первых киевских князей
    Князь
    Время
    правления
    Политика
    Киевские князья
    Кий
    V – VI века
    Основал Киев. Ходил походом на Царьград.
    Аскольд и Дир
    VIII – IX
    века
    Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на
    Царьград. Убиты Олегом.
    Династия Рюриковичей
    Олег Вещий
    882 – 911
    гг.
    В 882 г. ­ Объединил Русь (Киев и Новгород). Собирал
    дань с подвластных территорий. Заключил мир с
    Варягами. Ввел великокняжеский титул.
    Игорь Старый
    912 – 945 Начал править в зрелом возрасте 35 лет. Заключил мир с

    гг.
    печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала
    земли в устье Днепра, Дуная за Русью.
    Ольга Хитрая
    (Святая)
    945 – 962
    гг.
    Отомстила за смерть мужа.
    Упорядочила взимание дани в земле древлян. Первая из
    правителей приняла христианство. Заключила мир с
    Византией о совместной борьбе с Хазарией.
    Святослав
    Храбрый
    962 – 972
    гг.
    Самый воинственный из князей. Разгромил Волжскую
    Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику
    централизации княжеской власти.
    Владимир
    Святославович
    (Великий,
    Креститель)
    980 – 1015
    гг.
    Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему
    управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление
    южных границ. Ввел систему светового оповещения.
    Крещение Руси по византийскому обряду.
    Ярослав Мудрый
    1019 (1036)
    – 1054 гг.
    Восстановил единство Русской земли. Объявил себя
    самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод
    законов – «Русскую правду». Строительство собора
    Святой Софии. Киев – один из самых крупных и
    красивых городов Европы. Строительство новых
    городов. Поборник развития культуры. Династические
    браки – зарок мира с западными, южными и северными
    соседями. Прекратил набеги печенегов.
    Владимир
    Мономах
    (1113­1125) Занял престол в возрасте 60 лет. Мономах – с греческого
    «единоборец», внук греческого императора
    Константина Мономаха. 1097 г. Был инициатором
    Любечского съезда (вопрос об объединении против
    общего врага – половцев). Разбил половцев в 1111 г. Был
    писателем. Написал «Поучение детям»
    Таблицей можно воспользоваться при подготовке к экзамену.
    Список великих князей 32
    Подсчет баллов (жюри)
    Пока жюри подсчитывает баллы, мы подведем итог.

    Итог: Сегодня, подводя итог нашего мероприятия, можно говорить о том, что мы
    повторили истоки становления древнерусского государства. Закрепили знания о личных
    вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.
    Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих князей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро…
    Вопрос классу:
    Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?
    Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:
    1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.
    2.Укрепляли центральную власть
    3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников
    Награждение победителей
    Всем спасибо!!!


    Путешествие по Древней Руси. Вольга и Микула

    Сценарии праздника

    Цель : Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Вольга и Микула». Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление.

    Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

    Материалы : Фишки-кружки с изображением колоска.

    В : Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.

    (Звучит фонограмма криков петухов).

    В.(зазывая):

    — ку-ка-ре-ку,

    Не лежите на боку!

    Добры молодцы, вставайте,

    Девки, косы заплетайте,

    Пастушок, в рожок играй

    Новый день скорей встречай!

    В : Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

    Д : Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

    В : Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула». Итак, кто они такие?

    Д : Вольга был знатный князь, а Микула

    — простой крестьянин.

    В : Хорошо, так как же они такие разные встретились?

    Д : Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.

    В : Я предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает на тему «Земледелие».

    (За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт «колосков», тот

    — победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)

    В : Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?

    Д : Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул.

    Так засеял он поле пшеницей и поехали они.

    В : Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.

    (Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).

    В лес идёт

    — домой глядит, из лесу идёт

    — в лес глядит. (Топор).

    Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).

    Деревянная шея, железный клюв, стучит

    — тук, тук, тук. (Молоток).

    Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).

    Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

    Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

    В : Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово «житница»?

    (Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дятел». Дети выбирают водящего

    — дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

    Ходит дятел у житницы,

    Ищет зёрнышко пшеницы.

    Дятел отвечает : Мне не скучно одному,

    Кого хочу, того возьму.

    С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.)

    После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.

    Д : Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.

    В : Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.

    Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см. Предварительную работу) по теме «Вольга и Микула». .............