Выкройка индийской юбки. Как сделать индийский костюм в домашних условиях

Как бы мы не делали юбку или штаны (или дхоти), веер (fan) от этого почти не зависит.

Что такое веер?

Это прямоугольный отрез ткани (чаще это - паллав), который собирается в вертикальные складки и подвешивается к поясу. Боковые его части незаметно фиксируют к одежде, чтобы при приседании или ином разведении коленей, веер раскрывался, радуя зрителей неожиданным великолепием костюма (особенно, если он представляет собой паллав - самую яркую и интересно расшитую или расписанную часть сари). Какой ширины складки? Некоторые мельчат по 4см, некоторые закладывают те самые широкие складки по 10-12см., что характерны для драпировки сари.

Предлагаю избрать золотую середину. Крупные складки буду слабо создавать эффект веера, а слишком мелкие будут напоминать западную плиссировку, юбки из которой Вы, может быть, носили в далеком советском детстве. Средний вариант - 15-20 складок. Ширина веера - это ширина сари, то есть 110-115см. Можно взять чуть шире, но уже - не советую. Иначе, когда Вы присядете, веер станет "колом" совсем не по-индийски. То есть, складки получаются 5,5 - 7,5 см. Когда Вы соберете складки и выверите их, заколите пачку складок английской булавкой в начале, в середине и в конце. А затем пройдитесь наметкой по середине получившейся толстой полосы. Так Вам будет намного легче заглаживать складки, потому что они не будут разъезжаться. Потом Вы, конечно, эту наметку распустите.

Есть два способа создания складок.

  • Первый: Вы непрерывно собираете складки. Как пришить, чтобы все они не были направлены в одну сторону и сделать веер симметричным? Пройдемся очень мелкими стежками, как будто наметывая, по той линии, что должна собрать наш веер. Теперь затянем нити, получится, что мы собрали веер так, что Вам не пришлось разворачивать заутюженные складки в одну из сторон, то есть ассиметрично, и все грани складок смотрят точно вперед.
  • Второй способ: создаем вертикальную полосу без складок 8-12см посередине веера путем пришивания там яркой каймы. А затем и слева, и справа закладываем складочки, направляя грани к этой полосе. Получается зеркальная картинка. Что, уже мучаетесь, что выбрать? Это - только начало. Веер - прекрасное поле для фантазии.

(на фото Divadance слева - юбочный костюм с двумя веерами, основной веер - паллав, является частью юбки; как сделать этот костюм - описано ниже).

Конечно, у Вас должен возникнуть вопрос: а что же будет, когда мы постираем костюм? Снова веер заглаживать? Ужас какой-то! Можно и так поступить. А можно застрочить каждую грань каждой складки, отступив не больше миллиметра от грани. Один раз напрячься, но зато потом разгладить - плевое дело. Выбирайте, что Вам проще.

Приделали выбранный веер - получили "одновеерный" костюм. Кстати, веер может быть не отдельным куском материи, а неотделимой частью юбки. Это мы рассмотрим в крое юбки. Но и в этом случае собирать в складки, заметывать и заглаживать его мы будем так же, как описывалось выше.

Чаще всего делают костюм с двумя веерами (как на последнем фото). Второй веер - маленький или "верхний". Он может являться логическим продолжением перевязи в драпировке, при которой паллав перекидывается не назад, а вперед и закрывает грудь. Мы можем сделать его из того же материала, что и основной, а можем сделать другим. Длина его сильно варьируется: от 5 и до 25 см. Замечу лишь, что длинный верхний веер зрительно нередко увеличивает таз или нарушает гармоничные пропорции. Поэкспериментируйте с его длиной, сокращая и увеличивая ее, чтобы понять при какой длине Ваша фигура будет смотреться гармоничнее.

Есть еще костюм из трех вееров, расположенных друг над другом. Они могут быть все одинаковыми и их кайма может идти на равной удаленности друг от друга. Но можно поступить и по-другому: верхний веер будет отличаться и находиться, так сказать, особнячком. Видите, чем дальше, тем больше возможности выбора фосона.

С чоли и веером мы разобрались. Может быть даже определились. Теперь о самом главном: юбка, дхоти или брюки плюс, прилагающиеся к этому, перевязь и набедренник.

В отношении к ним рассмотрим три способа создания костюма:

  • 1). Драпировка и только драпировка сари,
  • 2). Драпируем, но кое-где разрезаем , кое-где сшиваем и т.п.образом "хитрим"
  • 3). Современным образом сшитый костюм (штаны так штаны и все детали шьются отдельно).

Сначала задумаемся о происхождении костюма для бхаратанатьям. Думаете, древние индийцы шили столько предметов: перевязь, штаны, набедренник, да еще два веера? Нет, конечно. Так как основной одеждой в Индии была, и, пожалуй, еще остается сари, то и танцевальный костюм представлял из себя драпировку сари, только несколько отличную от обыденной, учитывая особенности движений в танце.

Драппировка сари для танцовщицы

Самая традиционная драпировка сари называется "ниви".

Сначала одевается чоли и нижняя юбка. Затем мы начинаем создавать "юбку" из сари. Если сари по сути прямое, а не "клеш", то как, спросите Вы можно ходить в длинной и прямой юбке без вытачек? За счет складок. Вы начинаете с правого бока и "мотаете" сари налево. При этом Вы закладываете верхнюю кромку за пояс нижней юбки, чтобы сари с Вас не спадало. Вот Вы прошли один круг. Теперь на левом боку или спереди соберите 5-7 складок на сари, каждая по 10-12 см. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки. Заправьте кромку собранных Вами складок за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону. Еще раз оберните вокруг себя сари, а затем свободный край перекиньте через левое плечо. Если он спадает с плеча, то его можно прикрепить к чоли булавкой. Если в таком сари хотят танцевать или работать по дому (то есть свободный край будет мешать), то его проводят под правым плечом к левому бедру и затыкают за одежду в районе левого бедра.

Вот теперь представьте, что Вам активно двигаться надо, да еще и присаживаться глубоко в плие, опускаться на пол. Надо эту одежду укоротить. Так мы загибаем сари вдоль верхней кромки так, чтобы длина его была намного короче. Или же отрезаем лишнее. Плюс начинаем обматываться не с правого бока а почти с середины переда, тогда затыкаемый за пояс конец станет чуть длиннее, а мы его заткнем не у левого бедра, а посередине: вот Вам и веер из паллава получился. Если все-таки конец мы оставляем маленький, то получится маленький веер, а складки, которые мы закладывали - и есть главный веер в юбочном драпировочном костюме.

Есть и другой вариант: начинаем формировать юбку с середины или с правого бока, но идем в другом направлении - слева-направо. Обойдя круг, складки закладываем такие же и там же, а дальше ведем конец сари по правому бедру назад, затем по спине вверх, через левое плечо вперед на грудь. Чтобы паллав, оказавшийся на груди (та самая наша "перевязь") не болтался, его прихватывают поясом.

Если у Вас тонкое и нежное по фактуре сари, то, несмотря на кучу складок, Вы получите истинно индийский юбочный костюм, в котором можно легко и удобно танцевать. Но сейчас такие костюмы - редкость. В той или иной степени и сами индийцы, и не индийцы, исполняющие классические индийские танцы, используют возможности современного, так сказать, швейного дела. Вы можете возмутиться: какого же черта мы тут в сари долго и упорно заматываемся?! Но если современный костюм является имитацией старого драпировочного, то надо знать и понимать, что мы имитируем, чтобы не дойти до костюма, который на индийский слабо будет похож!

Мы драпировали юбочный костюм, теперь надо исполнить вариант дхоти . После ряда выступлений Divadance-коллективов, как в юбке, так и в дхоти, могу сказать, что в дхоти многие движения смотрятся выигрышнее - "виднее". Но зато в юбке танцовщица выглядит женственно. Чтобы выглядеть женственно и в дхоти, надо выбирать очень нежную ткань.

Разберем драпировку "рыбий хвост" , которую еще в древние временя использовала знать и танцовщики.

Расправляем сари за спиной, так, чтобы изнаночная сторона, разумеется, прилегала к телу и натягиваем концы сари перед собой. Сторона с паллавом должна быть справа. Натягивая сари вперед руками, почти сведенными, мы словно стараемся разделить сари на две равные части (паллав в этом делении не участвует, мы его не учитываем). Когда нам удалось уравнять выведенные вперед части сари, мы захватываем ткань сари обеих половинок в районе, где обыкновенно в брюках застегивается молния, и завязываем эту ткань узлом. Получаем как бы юбку с болтающимися спереди двумя полотнищами. Теперь берем левое полотнище и пропускаем его между ног назад и влево. Оборачиваем ткань вокруг левой ноги, создавая штанину. Выводим вперед, собираем конец полотнища в складки и заправляем себе за пояс спереди - слева. То же делаем с правым полотнищем. Паллав у нас как бы лишний: вот он у нас и повиснет между ног, собранный в складки, как веер. Извернемся посмотреть, что творится сзади. А там наши бывшие полотнища, а теперь штанины расходятся вверх на наши бока буквой"V". Чтобы они не разошлись потом, где не надо, мы, не меняя созданного костюма, оттягиваем ткань этих бывших полотнищ вверх и к центру и заправляем "за пояс" (если это вообще можно назвать поясом). Не забудем про английские булавки, которые могут нам помочь в фиксации сари.

Современный пошив

В драпировочном костюме есть много минусов: долго драпируемся, много складок на теле, не разгуляешься с разными фасонами. Противоположность драпировке - третий, указанные Выше способ - это исполнение костюма сугубо современными европейскими способами пошива одежды . То есть дхоти - уже не дхоти, а просто брюки, перевязь - просто передничек с одной лямкой, а набедренник - точно посаженная округлая кокетка со множеством вытачек. Как это сделать? Заказываете (или шьете) брюки прямые, но к низу зауженные (или можно собрать их в складку). Некоторые делают шальвары, как в восточных танцах. По идее они не должны были узкими и очень облегающими, но все чаще можно увидеть именно такие. Главное - чтобы точка соединения внутренних швов штанин была четко у физиологически нужного места, а не провисала вниз, иначе Вы не сможете принять одну из наиболее распространенных позиций - сесть в глубокое плие. Как понять, где должна быть длина изделия? Пойдем логическим путем. Прямо над щиколоткой, точнее, над боковой выпирающей косточкой, Вы наденете полосу ножных колокольчиков, шириной около 10 см. Если у Вас их еще нет, повяжите соответствующей ширины полоску ткани. Ваши штаны должны заканчиваться незадолго перед колокольчиками (которые, кстати, называются гхунгуру), не налезая на них.

Как сделать передничек с одной лямкой, пусть и с заложенными и заутюженными по всему его протяжению вертикальными складочками, может сообразить любая швея. То же относится и к набедреннику - фактически это полукруглый широкий пояс, похожий на кокетку у юбки, в которую можно заложить вытачки как в кокетке, по длине пустить ту самую кайму и сузить - свести "на нет" спереди, как справа, так и слева.

Но, одев почти европейские штанишки, некрасиво увеличивающие таз своим зауженным силуэтом вкупе с набедренником, а также передничек с одной лямкой, Вы рискуете потерять ту самую индийскую гармонию исконного костюма, создаваемого драпировкой. Который, кстати говоря, женскую фигуру уродливой не делает. А зрители, глядя на Вас, будут недоумевать, зачем у Вас, одетой в столь понятную и привычную западному человеку одежду между ног болтается какая-то тряпка столбиком. Смотрится веер в этом одеянии обычно очень несуразно.

Компромисс

Поэтому обратимся к среднему - компромиссному варианту . Где-то будем драпироваться, где-то шить. Сначала оговорюсь, что я приведу лишь один из возможных вариантов юбочного костюма и костюма дхоти. Проявив фантазию, можно сделать еще много интересных фасонов, которые я наблюдала в видео бхарата натьям. Фактически юбка для бхарата натьям - это прямая юбка со вставкой многочисленных складок точно спереди. Раскроим юбку как прямоугольник. Длиной будет наш объем бедер плюс ширина веера. Хотя я еще прибавляла 15 см, иначе тесновато получается. Конечно, вырезая эту часть сари, не забудьте и про подгиб. Договоримся, что впредь я о нем уже не заговорю - и так ясно, что где есть необработанный в виде каймы край, там требуется подгиб или 1-2 см на оверлок.

Шириной прямоугольника пока является ширина сари, но для нас такая юбка - длинновата. Можно сразу ее укоротить. Принцип определения длины мы уже рассмотрели, описывая штаны. Отрезаем лишнее вместе с той каймой, где будет верх изделия (кайма по низу изделия нам необходима). Это лишнее потом пойдет на пошив набедренника (его можно сшить с вытачками, как на кокетке, что мы уже обсуждали). Короткие стороны прямоугольника сшиваете почти до верха, оставив 10-15 см, чтобы потом влезать в юбку. Теперь повязываете себе широкую корсажную ленту на талию, где будет предполагаемый пояс. Заложим складки веера (делаем его, как описывалось выше), натянем получившуюся прямую юбку на бедра. Посадим верх юбки на корсажную ленту, защипывая небольшие складки там, где в европейских юбках вытачки: две на спине и две спереди, плюс там, где обычно на юбках проходит боковой шов. Снимаем юбку, дважды загибаем внутрь необработанный край ткани, чтобы наметать и одной строчкой пристрочить потом ткань сари к корсажной ленте, спрятав разволокняющийся срез ткани (а сари ой как сыпаться любят!). Осталось приладить крепеж в том месте, где мы в юбку влезать собирались в будущем. Заметим, что веером является складчатая часть юбки - туда можно пустить паллав, а можно использовать лишь обычную часть сари.

Теперь о дхоти (на фото справа и слева - костюм - дхоти, а перевязь - по схеме см.ниже). Возьмем опять прямоугольник. Для меня подошел фрагмент сари длиной 270см (включая подгиб), учитывая 46 размер. Вы можете убавить или прибавить соответственно размеру. Ширина прямоугольника зависит от длины изделия. Если ничего не отрезать (или не заворачивать), то дхоти будут до ступней, что нам не подходит. Поэтому, как и в случае с юбкой, мы отрезаем полосу около 25см. Делаем драпировку "рыбий хвост". Отличием будет то, что из-за меньшей длины Вам некуда будет заправлять концы. Полотнища штанин кончатся где-то на середине передней поверхности бедра. Здесь-то мы их и можем прихватить в паре мест к иным слоям штанин. Не переусердствуйте: ведь при движении, слои будут "ездить" друг по другу, обеспечивая свободу движений. Именно в дхоти так легко приседать в глубокое плие, не чувствуя натяжения ткани ни в колене, ни между ног. Именно там, где кончились наши полотнища, мы и будем незаметными стежками прикреплять веер. Заодно и концы полотнищ будут спрятаны. Кстати, именно при этом способе создания костюма, мы создаем тот неровный низ у дхоти, который и должен быть: где один дугообразный фрагмент ткани перехлестывается с другим.

Теперь самое время вшить на месте завязывания молнию, а везде, где мы затыкали и заправляли ткань - подшить. Так мы сможем снимать и одевать дхоти, не заматываясь каждый раз. Перед тем, как делать все это с трудом добытым сари, можно поэкспериментировать на другой ткани. Чем хорош этот вариант - не надо быть большим специалистом в шитье, чтобы сделать такое.

Тем, кто все-таки хочет брюки, могу посоветовать найти такие выкройки брюк, что наиболее схожи по фотографии готового изделия с тем, что Вы увидите в зеркале, задрапировавшись в дхоти.


Перевязь. По сути это - полоса материи, идущая от правого бока в ту же точку, проходя через левое плечо. Можно, конечно, пустить кусок сари через плечо, но, если мы хотим избавиться от излишней толщи ткани, то схитрим: сузим эту полосу там, где она не нужна в широком виде: в задней ее части. Найдем боковую точку юбки справа, от нее измерительную ленту перекинем через левое плечо и вернемся к той же точке.

Так мы получим длину изделия. Прибавим 10-20 см на то, чтобы некоторая часть ткани ушла под одежду спереди и сзади. Или наоборот, эта часть ткани будет выглядывать из-под пояса. Вычертим вдоль каймы сари полосу этой длины шириной 15-30 см, включая кайму. Теперь найдем на полосе местояч, где будет наше плечо. Развернем ткань так, чтобы кайма была справа. Отступим от метки плеча еще 5-10 см вверх (чем шире кайма, тем больше отступаем) и проведем здесь линию, пересекающую нашу полосу. От этой линии мы будем расширять нашу перевязь, проведя косую линию от левого края полосы вверх-влево. Практически под 45 градусов (возможны колебания). Эта расширяющаяся часть будет у нас на груди. Чтобы эта часть изделия выглядела солиднее, к косой линии пришъем кайму. Полученная перевязь смотрится намного более по-индийски, чем плоский передничек, который еще и грудь делает похожий на стиральную доску: плоской и в ребрышках.

Только на первый взгляд кажется, что у всех исполнителей индийских классических танцев внутри одного стиля одинаковые по фасону костюмы. Фасонов большое множество, даже учитывая разнообразные комбинации вышеперечисленного. Смелее выбирайте, экспериментируйте, творите…

Классический индийский танец бхаратанатьям (много статей по этому стилю )

Этно-вечеринка "азрар" - март 2011г.

Здесь костюм создан с помощью настоящей драппировки дхоти, зафиксированной с помощью швейной машинки. Получился удобный, хорошо сидящий костюм, во многом за счет мягкости шифона. После оборачивания вокруг ног, оставшийся конец искусственно созданного из отреза шифона сари собран в складки, которые служат веером.

Классический индийский танец в стиле бхаратанатьям (bharatanatyam)

"Джатисварам"

концерт - вечеринка "Диваданс" в клубе "Территория Ultra " 11.04.2010г.

Здесь вокруг ног сделана тоже драппировка дхоти настоящего сари (выбрано тонкое и нежное на ощупь), затем к получившимся штанам прикреплен веер, сшитый из паллу (паллава)

Елена Стеценко Хореография - старинная (традиционная)

В индийском сари любая женщина выглядят просто обворожительно. Нежный и чувственный атрибут одежды выгодно подчеркивает все достоинства индианок, демонстрируя их изящество и скрывая недостатки.

На самом деле сари состоит не из одной, а из трех частей: коротенькой кофточки, нижней юбки и длинного отреза ткани (до 12 метров), один конец которого оборачивается вокруг бедер, другой — перекидывается через плечо.

Умение надеть сари — это целое искусство, ведь обернуть его вокруг тела нужно так, чтобы не потребовались ни заколки, ни застежки. У многих на это уходит не больше минуты. Индийская одежда сари в течение многих тысячелетий верой и правдой служит индийским женщинам.

Не секрет, что около 80% современных индианок предпочитают его современной одежде. Для индийских мужчин нет ничего привлекательнее, чем индийские девушки в сари.

Индийское сари испокон веков считалось гордостью индианок и являлось непременным атрибутом одежды у индуистских богинь. Его история также стара, как и индийская цивилизация. Само слово «сари» произошло от санскритского слова «сати», что означает ткань.

Впервые следы сари были обнаружены в долине реки Инда и первое упоминание о нем, дошедшее до наших дней в индийском эпосе, датируется 100 годом до нашей эры. Однако с тех пор прошло много тысячелетий, но пройдя сквозь века и успешно выдержав проверку временем, индийская одежда сари, безусловно, претерпела некоторые изменения. За это время она впитало в себя многие обычаи и традиции своего народа.

Несмотря на то, что со временем народности Индии вносили свои коррективы, национальная одежда индийское сари сохранила свою оригинальность и сегодня известна во всем мире.

Индийское сари своими руками — настоящий шедевр

Современное сари представляет собой цельный кусок ткани без единого шва, длина которого обычно составляет от 5 до 9 метров, ширина — около метра. Сбоку вдоль всего полотна, используемого в качестве одежды, виден бордюр, который, как правило, является нижним краем сари с узором. В индийском сари своими руками узор может быть выткан, вышит или нанесен красками, а также украшен полудрагоценными камнями.

Глядя на индийское сари фото, которые можно найти в самых разных журналах, мы видим перекинутый через плечо край ткани, который называется палу или паллав. Обычно он при ходьбе красиво развивается сзади.


Красоту традиционного предмета одежды невозможно недооценить. Вот почему большинство индийских женщин предпочитают носить такую одежду каждый день. Несмотря на то, что она практически полностью скрывает тело индианок, многие мужчины находят индийских девушек в сари грациозными и соблазнительными.

В отличие от современного сари, наряд древних индианок поражает своей открытостью. В те далекие времена оно носилось на голое тело, а верхнего чоли просто не было. Древние индийские женщины не считали красоту своего нагого тела предосудительной. Конечно, это далеко не то, что носят в наши дни в Индии современные женщины, которым запрещается показывать свое тело.

Индийское сари фото наших современниц: поверх сари они носят чоли, а под сари поддевают маленькие кофточки. И неважно, как именно носится этот наряд теперь, одно в нем по сей день остается неизменным: богатство материала, отражающий достаток своей хозяйки. По нему можно без ошибки определить не только касту человека, религию и регион, но и место на социальной лестнице. Наравне с теми нарядами, которые носят индийские женщины, также существуют подвиды сари, например, «дхоти», которое с древних времен носится исключительно мужчинами и оборачивается вокруг каждой ноги.

Изготовление сари - исключительно мужская работа

В древности индианки носили только однотонные наряды, выкрашенные соком растений. Однако с освоением техники росписи сари стали переливаться всеми цветами радуги.

А создать индийское сари своими руками не стесняются даже самые богатые и уважаемые люди. Изготовлением традиционно индийской одежды в Индии занимаются исключительно мужчины из касты ткачей. Кто же лучше мужчин знает, как должна выглядеть женщина?

Сари могут быть самыми разными - изысканные и скромные, шикарные и невинные, романтические и свадебные. На изготовление наряда, выполненного из тончайшего хлопка или сверкающего шелка, пышно украшенного узорами и вышитого золотыми нитями, окантовкой или полудрагоценными камнями, порой уходит до шести месяцев.

Особо дорогие наряды поручаются изготавливать юношам с очень чувствительными пальцами. Вышивают и красят индийскую одежду сари тоже мужчины. Некоторые цвета в индийской культуре имеют определенное значение, однако в наши дни мало кто придерживается такой цветовой символики. Для современных индианок главное — чтобы было красиво.

Гардероб современной индианки

Индианка среднего достатка имеет в своем гардеробе наряды на все случаи жизни, которых обычно насчитывается около сотни, а то и более. Хотя это удовольствие не из дешевых, женщины никогда не жалеют потраченных денег на свои платья.

Сари в Индии имеют широкий диапазон цен - от 600 до 30 тысяч рупий. Хорошее качественное сари никогда не износится и не полиняет, поэтому индийская одежда сари в этой стране часто передается из поколения в поколение.

Фото индийского сари можно разглядывать бесконечно, а лучше просто примерить этот наряд. Среди жителей разных уголков мира сегодня можно найти немало поклонников индийской традиционной одежды. Конечно, выйти на улицу в таком одеянии отважится далеко не каждая женщина, однако в качестве домашней одежды может поэкспериментировать любая из нас.

Индийское сари сегодня это не только богатейший культурно - исторический сегмент Индии, это уже давно высокая мода. Индийское сари уже вовсю завоевывает подиумы мира.

Вопрос: «как сшить индийский костюм» всегда вводит в лёгкий ступор. Примерно так же, как и вопрос об индийском языке. А всё потому, что костюма, языка и танца «вообще индийского» не существует. В стране Индия насчитывается 29 штатов, не считая территорий и округов, и каждый из них обладает своей уникальной культурой, языком, традициями и национальной одеждой. Рассмотрим наиболее популярные в нашей стране виды танцевальной одежды и сошьём самый простой костюм для классического танца катхак.

фотограф: Руслан Рашкевич

САРИ

Когда речь заходит об индийской женской одежде, то на ум в первую очередь приходит, конечно же, сари - самая элегантная и самая женственная одежда. Надевают сари на все случаи жизни - в них работают и спят, в них же выходят в свет. Эта одежда так же показывает состоятельность и социальный статус хозяйки - ведь сари может стоить от нескольких рупий (за простой кусок хлопковой ткани) до ста тысяч долларов - именно столько стоило самое дорогое сари в мире, купленное в 2008 году.

Самое дорогое сари в мире

Что представляет собой сари ? Это кусок прямоугольной ткани от пяти до девяти метров в длину.

КАК НАДЕТЬ САРИ

Способов драпировки сари очень много. Традиционный способ называется «ниви». Процесс одевания выглядит следующим образом: надевается нижняя юбка и чоли (коротенькая облегающая блузка), край полотна фиксируют на правом боку на поясе нижней юбки, далее справа налево делают один круг, закладывая плавные складки за нижнюю юбку. Важно соблюдать главное правило длины — кайма сари должна закрывать пяточки, то есть в буквальном смысле «стоять на полу».

Придерживая сари на весу, начинают формировать складки в «гармошку», оставляя «хвост» (паллу — расшитый конец сари ) для перекидывания за спину. Получившуюся «гармошку» закладывают за пояс нижней юбки, складки должны «смотреть» в левую сторону. Оставшийся «хвостик» закидывают за спину через левое плечо. Можно аккуратно задрапировать паллу в мягкие складки, а можно и оставить свободно лежащим. Если паллу сползает и причиняет этим дискомфорт, можно прикрепить его к плечу булавочкой.

Процесс надевания сари для танца имеет свои нюансы. Начало то же самое, что и в «ниви » — нижние блузка и юбка, фиксация сари на правом боку, один круг полотна вокруг тела. А далее этапы меняются местами. Чтобы паллу (расшитый конец сари ) был на своём месте и имел нужную длину (не длиннее руки, но не выше локтя), следует сделать следующее - обернуть полотно сари вокруг юбки по полу один раз, зафиксировать паллу на плече, заложив в этом месте три красивые мягкие складки, далее расправить полотно на груди, зафиксировать сари на спине и только потом, собрав оставшуюся материю в ровную «гармошку» прямо перед животом, заложить верх этой «гармошки» за пояс юбки и аккуратно расправить складки спереди.

Важно! Выбирая сари , обращайте внимание не только на расцветку и качество ткани, но и на ширину полотна. Если вы являетесь обладательницей модельной внешности и высокого роста, то обратите на это особое внимание: ширина полотна должна быть не меньше чем расстояние от пояса до пят, чтобы сари не оказалось вам коротко.

В разных штатах Индии драпируют сари по-разному. Например, в штате Махараштра длина куска ткани составляет не пять с половиной метров, а восемь и более! Ткань при драпировке пропускают между ног и фиксируют на поясе сзади, при этом не предполагается наличие нижней юбки. Такой способ драпировки даёт большую свободу движений - как в быту, как и в танце. В штатах Уттхар-Прадеш, Раджастане и Бихаре используют гуджаратский стиль драпировки, он отличается от традиционного тем, что складки открываются направо, а не налево, а паллу перебрасывается сзади наперёд через правое плечо, драпируется на груди и фиксируется на левом боку. Есть так же стили - Бенгальский , Тамильский , Кодагу , Северный , Болливудский , стили Качча Ниви, Мумтаз и Двойная драпировка .

В сари танцуют в основном эстрадные индийские танцы, классику и катхак, а так же стилизованный фольклорный танец штата Махараштра - Лавани.

ЛЕХЕНГА ЧОЛИ

Следующий костюм для танца частенько используется нашими танцовщицами для выступления - лехенга чоли . Эта одежда представляет собой комплект из трёх обязательных предметов:

  • блузка (чоли ),
  • юбка (ленга, лехенга, хагра, чания )
  • и накидка ().

Изначально форма покроя лехенги представляла собой зонтик. Но сейчас и в Индии и на сценах нашей страны юбка представляет собой покрой «солнце» и даже «полтора солнца». Длина юбки может варьировать от мини до макси, в зависимости от характера танца, его стиля, принадлежности к культуре определённой территории Индии. Покрой чоли тоже имеет свой нюанс - блузка должна полностью облегать верхнюю часть тела, прибавку по пройме не делают, так как подмышечная складка должна полностью упираться в подмышку, для свободы движения руками. Дупата может прикрывать не только голову, но и полуобнажённые плечи, в зависимости, опять же, от задумки и характера костюма и танца.

ШАЛЬВАР КАМИЗ

Еще один традиционный наряд Индии, который в той или иной форме популярен в целом ряде штатов - это шальвар камиз (или сальвар камиз ). Это так же комплект из трёх составляющих: туники (камиз), брючек (шальвар) и знакомой нам дупаты. В традиционном варианте камиз представляет собой удлинённую тунику с разрезами по бокам, что очень удобно при ходьбе и в танце. Брючки могут быть разными.

Дупата к такой одежде используется в свободной форме только в быту. Но если мы говорим об индийском танце катхак, то здесь имеет важную роль как в самом костюме, так и в танце, и завязывается она плотно и особенным образом, который мы рассмотрим ниже.

АНАРКАЛИ

Еще один вид индийского костюма - анаркали . От шальвар камиза он отличается тем, что вместо туники здесь - полноценное платье, часто длиною в пол, сильно расклешенное и с завышенной талией. Рукав может быть как коротким, так и длинным, а может вообще отсутствовать. Под платье обязательно надеваются чуридары - узкие брючки в тон платью. Дупата может надеваться на голову, на шею или просто использоваться в качестве накидки.

КАК СШИТЬ ИНДИЙСКИЙ КОСТЮМ

А теперь предлагаем вам сшить индийский костюм своими руками . Это будет традиционный шальвар камиз для классического танца катхак.

Важное замечание - перед началом работы вы должны быть уверены в том, что обладаете навыками построения выкроек, моделирования и шитья.

Как было сказано выше, шальвар камиз - это комплект, состоящий из трёх предметов одежды: брючки, туника и накидка .

Особенности кроя .

    Камиз . Моделирование делается по стандартной основе прямого платья. Если для выступления или для репетиций нам нужна туника с разрезами, то при моделировании достаточно отметить на выкройке места боковых разрезов. Если же требуется туника более свободной формы, то по линии бёдер следует сделать прибавки на необходимую ширину готового изделия (как правило от 5 до 10 см), ширину талии следует оставить ту, которая была изначально. Рукав стандарт, отмерить только необходимую длину.

    Шальвар . Индийские швеи, а так же некоторые российские дизайнеры одежды для раскроя шальваров используют принцип прямоугольников. Деталь 1. Пояс. Для пояса выкраивается прямоугольник 0123 (см. картинку ниже), припуск делается 2-4 см по одной из сторон. Если костюм шьётся для танца, то величина 1-3 (или 0-2) должна равняться мерке обхват бёдер плюс 5-7 см. Если брючки шьются для прогулок, то пояс можно сделать на замочке, тогда величина 1-3 будет равняться обхвату талии. Деталь 2 и 3. Штанины. Измеряется высота брючек по боковой стороне ног — от бедренной выступающей косточки до пола. Это будет величина 6-7 (или 4-5 или 8-9). Ширина детали 2 будет равна одной четверти от объёма бёдер. А ширина детали 3 равна половине этой мерки. От точки 10 вниз откладывается величина, равная высоте сидения (измеряется сидя на стуле или табуретке от пояса до поверхности стула по боковому шву). Величина 9-13 равна 3-5 см — в зависимости от полноты ноги в щиколотке (если нога очень худая, достаточно 2-3 см, если полная, то лучше 5). Чтобы выкроить средний шов, соединяются точки 11 и 13. Потом откладывается вправо величина, равная половине от длины линии 10-11 и отмечается точкой 12. Соединяются точки 12 и 13, оформляется плавная линия угла 11-12-13. Окончательный вариант выкройки . Соединяются детали 2 и 3 скотчем, либо раскладывается выкройка прямо на ткани (если вы уверены в своих силах в роли закройщика). Для одной штанины должна получится деталь 5, состоящая из двух деталей 3 (одна из них в зеркальном отображении) и двух деталей 2. На отдельной картинке показан вариант моделирования «королевских шальвар «, для них к детали 2 слева раскраивается дополнительная ширина, в зависимости от желаемой ширины брючек и полноты бёдер хозяйки. Сборка и оформление шальвар. При пошиве обычных брюк сначала сшивают боковые и средние швы. Если вы шьёте брючки для танца, то пошив будет мало отличатся от пошива обычных брюк. Если же вы задумали прогулочный вариант, тогда расчтиывается кайма по низу брюк. Она либо пришивается (нашивается поверх детали брюк), либо если крой производится из стандартного отреза сари, то выкраивается сразу с учётом каймы на сари, то есть раскраивать нужно брючки так, чтобы кайма шла по низу брючек. Каждая деталь складывается лицевой стороной внутрь, соединяются (стачиваются) средние швы — это линия 11-12-13. Далее соединяются две детали брючек между собой по линии 10-11-11-10, не прерываясь. Разутюживаются швы. Далее берётся деталь 1 и оформляется пояс. Стачивается по среднему шву — линия 2-3 соединяется с линией 0-1, оставляется небольшой промежуток в шве для дальнейшего вдевания шнура. Теперь время для окончательной сборки. Иглой и крепкой нитью делается намётка с одновременной закладкой складок по боковому шву: по линии 10-8-6-4 складки закладываются в одну сторону (в сторону среднего шва), по линии 4-6-8-10 — в другую сторону. Это делается на обеих деталях. Складки закладываются равномерно, с одинаковым промежутком между ними. Далее соединяют сами брючки с поясом. В кулиску пояса вставляют шнур.

    Дупата . Стандартный отрез мягкой ткани от 1,8 до 2,5 м, в зависимости от роста и полноты будущей хозяйки.

Особенности сборки и отделки .

Надевают дупату следующим образом: сначала весь отрез ткани складывают в «гармошку», удобнее делать это, держа на весу за один из торцевых концов. Отмерив необходимую длину, нужно зафиксировать накидку на правом плече, аккуратно расправить складки на груди, завести оставшийся конец за спину, скрутить его в жгут и через левый бок обвязать им пояс, заправив конец накидки за жгут на левом боку.

Жителей этого восточного региона всегда притягивал взгляды своей красотой и необычностью. Индия - это одно из немногих государств мира, которое сохранило в одежде свой национальный колорит. Если по всему миру женщины и мужчины носят одинаковые наряды, без отличительных признаков своей страны, то индийский костюм до сих пор остается неотъемлемой частью жизни обителей этой земли.

Немного истории

Первую драпированную ткань (прототип сари) относят еще к Индской цивилизации существовавшей в третьем тысячелетии до нашей эры. Существует несколько научных версий, а также легенд, связанных с ее происхождением. По одной из таких легенд считается, что первое сари создал ткач-волшебник, мечтая о некой женщине, передавая ткани ее блеск, шелковистость и нежность. А вот некоторые историки утверждают, что дхоти (мужская разновидность одежды) появилось раньше, и до XIV века его носили как мужчины, так и женщины. А ношение женщинами цельнотканого сари стало традицией немного позже, когда индийский костюм стал приобретать различные особенности, указывающие на половую принадлежность носящего. Расхождения во мнениях историков касаются также таких частей женской одежды в Индии, как чоли и ленга (юбка). Одни связывают появление этих элементов с колонизацией Индии пуританской Англией и навязанным ею целомудренном образе женщины. Другие же утверждают, что и ранее прототипы этих элементов в виде разнообразных повязок на грудь были частью женской индийской национальной одежды.

Мужская национальная одежда

Индийский мужской костюм с давних времен и по настоящее время состоит из дхоти и рубашки. Дхоти представляет собой длинный отрез ткани, около двух-пяти метров, который оборачивается вокруг бедер и пропускается между ног. Рубашки обычно длинные и подпоясанные, иногда даже ниже колен. Также костюм может включать в себя плащи и всевозможные накидки. В зависимости от социального положения мужчины дхоти различаются по длине и материалу, из которого они сделаны. Представители низших каст носят короткие дхоти, что удобно для работы, выполненные из хлопчатобумажной ткани. Лен и шелк носят представители богатые высших каст. Их дхоти могут быть очень длинными. А в некоторых регионах Индии этот вид одежды носится немного по-другому и имеет вид юбки с запахом. Дхоти могут носить абсолютно все, независимо от возраста и положения в обществе. Конечно, многие мужчины современной Индии предпочитают одежду, актуальную своему времени, но национальный костюм все же показывает, что его носитель консервативен и является приверженцем культурных ценностей своей страны.

Основа основ

Если с мужчинами все довольно просто, то с женской частью населения намного сложнее в связи с разнообразием видов и элементов. Основной традиционный индийский женский костюм - это сари. Ширина этого цельнотканого отреза составляет чуть более метра, а длина может доходить от четырех до девяти метров. В переводе с санскрита сари - это полоска ткани. Но эта полоска может быть целым произведением искусства, ведь у каждой женщины она представляет собой ручную работу, расшитую золотой нитью, бисером, аппликациями. Стили и способы оборачивания в сари зависят от многих факторов, таких как время и место проживания, повседневность или торжество, а также фантазия самой женщины. Но самый распространенный способ - это «ниви», когда один конец ткани несколько раз обернут на бедрах, а другой переброшен через плечо и зафиксирован на юбке. Свободная часть сари набрасывается на голову, когда женщина оказывается на улице.

Короткая кофточка или «чоли»

Ни один индийский костюм на женщине не обходится без чоли. Этот элемент представляет собой аналог привычного топика, а точнее - короткую обтягивающую блузу с короткими рукавами. Но современность все же наложила свой отпечаток на индийские традиции, и теперь чоли может быть и с длинными рукавами или на бретельках, а также и вовсе без рукавов. Чоли носится не только в тандеме с сари, интересен также и вариант торжественной одежды ленга-чоли. Сари могут также быть как повседневными, так и праздничными, но ленга-чоли - это еще одна разновидность традиционных индийских женских одеяний.

Одежда для особых торжеств

Ленга-чоли имеет несколько названий - хагра-чоли, лехенга-чоли, чания-чоли - и распространена не только в Индии, но и в Пакистане и даже в Южном Афганистане. Помимо непосредственно короткой кофточки, в этот индийский костюм входят также ленга (лехенга) и дупатта. Ленга традиционно представляет собой юбку в виде зонтика, длина которой варьируется в зависимости от социального статуса женщины. Высшие сословия носят только длинные ленги. Дупатта в прошлом также была привилегией женщин из высших каст, но в современном мире она стала частью праздничного наряда любой индианки. Только красный ленга-чоли ранее считался традиционным костюмом для свадьбы, однако сейчас невеста может выбрать любой цвет для своего торжества. А уж разнообразие тканей и вовсе поражает воображение: шелк, атлас, парча, органза, лен, бархат - это лишь небольшой список, причем украшают их также вышивкой, бисером, стразами. Но для более низких сословий предпочтительнее остаются хлопчатобумажные ленга-чоли с вышивкой, иногда украшенные кусочками зеркал.

Индийский костюм для танца

Для некоторых традиционных танцев, таких как хагра, беллиданс, индийские женщины также одевают ленга-чоли. Но для исполнения других классических индийских танцев выбирают и иные виды костюмов. Помимо универсального сари, есть и некоторые такие разновидности, как например, костюм в виде «пижамы», который впервые был замечен на известной танцовщице в стиле бхаратанатьям. Именно Рукмини Деви Арундейл считается создательницей этого фасона, который шьется из сари. Для костюма выбираются яркие цвета, а сама ткань украшается каймой из золотых нитей под названием зари. Вышивка (зари бутту) также может быть и на основной части ткани. Составляющие наряда: равикей (блуза), дхавани (нагрудник), качам (брюки с набедренником) и висири (плиссировка, закрепленная на брюках). Но это лишь один из наиболее распространенных вариантов, ведь у каждой танцовщицы собственный оригинальный подход к своему сценическому костюму.

Как одеваются индийские дети?

Одежда младшего поколения в Индии практически не отличается от взрослых аналогов. Мальчики могут носить как дхоти, так и брюки, рубашки, накидки и футболки. Индийский костюм для девочки выглядит как полусари и включает в себя ленгу, чоли и палантин, которые создает подобие полного сари. Но это лишь традиционный наряд для девочки, тогда как в повседневной жизни она может выбрать и нечто более современное.

Любители американской истории и культуры оценят этот образ. Смелый и независимый персонаж, коренной житель американского континента - индеец. Выберите этот наряд для праздника и узнайте немного о традициях и обычаях древних племен. Вы можете купить готовый наряд . Но мы расскажем вам, как сделать костюм индейца. Он прост в исполнении и отлично выглядит! Также похожим методом можно создать наряд жителя Южной Азии.

Этап 1: Туника

    Горловой вырез. Одежда индейцев исполнена в коричневой гамме, как раз такого же цвета привычные для нас мешки. Раздобудьте один, также подойдет наколочка или небольшой пододеяльник подходящего оттенка. Вырежьте овальный горловой вырез. Отверстие должно быть широким, чтобы вы смогли надеть вещь.


    Делаем проймы . Сделайте овальные вырезы для рук, с боковых сторон мешка. Проверьте, хватит ли места для рук, удобно ли вам с такой проймой.


    Украшаем проймы бахромой. Чтобы сделать костюм индейца своими руками, нужно декорировать пройму. Для этого мы сделаем бахрому. Надрезайте ткань по всей окружности выреза, на глубину около 4 см.


    Корректируем длину . Примерьте тунику на того, кто будет ее носить. При необходимости обрежьте лишнюю длину.


    Украшаем нижний край. Здесь вам также пригодится бахрома. Аналогично проймам, равномерно надрезайте нижнюю часть. Рекомендуем делать глубину надрезов около 7-8 см.


    Украшаем бахромой горловой вырез . Заранее подготовьте бахрому - купите или сделайте самостоятельно.


    Декорируем тунику . Предлагаем простой и быстрый способ, как сделать костюм индейца для девочки , украшенный в этническом стиле. Для этого нужно нашить лоскуты или разукрасить его треугольниками.

    Чтобы разукрасить костюм, вам понадобится специальная краска для одежды, чтобы нашить лоскуты - ткань и приспособления для шитья. Остановимся на первом варианте.

    Чтобы раскрасить костюм индейца для девочки своими руками, раздобудьте кусочек поролона, из которого можно вырезать несколько треугольников. Размер фигур делайте в пределах 4-6 см. Можно оформить их край крупными зубцами или оставить ровным.

    Подготовьте краски разных цветов, налейте их в посудину.

    Обмокните поролон в краску и прижмите к тунике. Повторяйте действие, рисуя таким образом треугольники в ряд. Отступите 12 см от горлового выреза, пускай фигуры будут на расстоянии около 2 см.

    Продублируйте ряд, изменив направление треугольников. Если первый был обращен вверх, то этот будет «смотреть» вниз. Также сместите треугольник на половину фигуры, то есть нижний будет расположен точно посередине между двумя верхними.

    Покройте треугольниками обе стороны туники.

Этап 2: Брюки

    Подыщите ненужные штаны под цвет верха костюма. Будет идеально, если цвета вещей будут полностью совпадать.


    Делаем лампасы из бахромы . Подготовьте две длинные полоски бахромы на всю длину штанины.


    Прикрепите к штанам готовую бахрому. Можно приклеить ее или пришить. Прикрепите бахрому вдоль бокового шва по всей дине брюк.

    На вашей полоске осталось место до разрезов, чтобы прикрепить ее к штанине.

Этап 3: Подбираем аксессуары


    Подберите пояс. Можно обойтись и без него, но, используя ремень, вы сможете подчеркнуть линию талии и сделать образ более изысканным и стильным. Пояс будет поверх туники, на уровне талии.

    Найдите готовый ремень коричневого цвета из кожи или замши.

    Также можно использовать тряпичный пояс или кусок канатной веревки. В этом случае возьмите материала с запасом, чтобы красиво завязать.

Этап 4: Южно-азиатские индийские костюмы

    Сари . Это задрапированная накидка, этническая одежда индианок. Также вместе с сари они носили массивные браслеты из драгоценных металлов, повязки для головы и босоножки на низком ходу.


    Делаем лунги. Это штаны, похожие на накидку. Также их можно использовать, если вы хотите сделать костюм индийца своими руками для мальчика. Поверх лунги носят просторную рубаху.

    Приобретите готовый наряд или сделайте его самостоятельно. Это будет проще, чем сделать костюм индейца своими руками. Вам понадобится отрез ткани по длине брюк, такой, чтобы можно было четыре раза обернуть вокруг себя.

    Оборачивайте, начиная с середины спины, и перетяните концы на переднюю часть.

    Убедитесь, что материал туго обмотан в районе талии, красиво задрапируйте его.

    Теперь края материала необходимо связать в тугой узел и заправить за пояс.

    Если вы решили сделать детский костюм индийца своими руками или южно-азиатский наряд, обладателю должно быть комфортно в нем. Примеряйте готовый костюм или оденьте на ребенка и убедитесь, что в нем удобно. Если не уверены, что узел долго продержится, прежде чем завязывать лунги, наденьте облегающие трикотажные шорты.

Важно!

    Чтобы не упасть в грязь лицом, поинтересуйтесь традициями индейцев. Зная историю и обычаи народа, вы избежите неловких ситуаций с его представителями. Помните, что костюм индейца своими руками - это традиционная одежда целой культуры. Бережно обращайтесь с ней, так вы продемонстрируете уважение к народу.

Вам понадобится

    Готовая бахрома или подходящий для нее материал

    Сапоги, мокасины, туфли или сандалии

    Пистолет с горячим клеем