Лэпбук развитие речи подготовительная группа шаблон. “лэпбук” как современное средство обучения дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 203» г. Перми

Лэпбук «Звуковичок»

Разработали:

учитель-логопед: Шишмакова М.А.

воспитатели: Якимец Ю.В.

Волегова Е.А.

г. Пермь 2016 г.

ПРОЕКТ

« Лэпбук «Звуковичок».

Полное название

программы

Проектирование и создание лэпбуков в работе с детьми с ОВЗ(ТНР)

Краткое название

Лэпбук «Звуковичок»

Руководитель проекта: учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Воспитатели: Волегова Е.А., Якимец Ю.В.

Возраст детей

Актуальность

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Это пособие помогает детям усвоить знания.

(Звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме).

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Создать пособие по автоматизации шипящих звуков «ш» и «ж» в слогах, словах и предложениях для самостоятельной работы детей с ОВЗ.

1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух.

3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.

4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).

5. Развивать зрительное восприятие («Бродилки»).

Материалы и

оборудование

В пособии лэпбук «Звуковичок» отражены следующие разделы :

«Такие разные буквы»

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошече окошечки и двусторонний веер);

«Бродилки»

«Шипелочки и жужжалочки»

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки», «Загадки», «Повторяй-ка»

«Многозначные слова»

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово);

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове);

«Сдуй снежинку»

«Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа);

Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики);

(автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и просодической стороны речи).

Части проекта.

1.Подготовительный этап(1 неделя)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Формирование проектировочной группы.

Распределение прав и обязанностей.

2.Основной этап.(2 недели)

Подборка материала, картинок.

Организация просмотра подобранного материала по данной теме.

Методическое обеспечение.

Приобретение материала для изготовления папки;

Подбор необходимых пособий и самостоятельное изготовление пособий;

Распечатывание в цвете подготовленных материалов.

На эту работу отведено 2 недели.

3.Заключительный этап.(1 неделя)

Оформление пособия лэпбук «Звуковичок».Распределение материала в папке.

Конечные результаты

Дошкольники проявляют интерес к данному пособию. Любят играть в игры, предложенные в лэпбуке. (Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения).

Конкретные программные

критерии

В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы.(Фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Количество детей

Дети старшей группы с ТНР.(2 ребенка)


«Такие разные буквы» направлен на развитие тактильных ощущений (буквы выполнены из различных материалов: бархатная бумага, пуговицы, ткань)

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошечек и двустороннего веера);

Для выполнения артикуляционной гимнастики прилагается зеркало «Веселый лягушонок».


«Бродилки» (представлены несколькими игровыми полями, имеются фишки и кубик)

«Шипелочки и жужжалочки» (выработать четкое, длительное, правильное произношение шипящих звуков);

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове).

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки»- игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

«Сдуй снежинку» (развитие правильного речевого дыхания); «Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа). Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики).

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях);

«Многозначные слова» (автоматизация шипящих звуков в словах; умение объяснять смысл многозначных слов);

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово).

«Звуковая улитка» и «Лесная дорожка» (автоматизация и дифференциация звуков).

Получилось превосходное пособие для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно,

Дети с удовольствием занимаются и играют.

Таким образом, такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

Лэпбук - форма работы по развитию речи детей
Н.А.Иванова
воспитатель
МБДОУ д/с №49 Радуга
«Не давите на ребенка,
а ставьте пред ним такие задачи,
которые он способен выполнить»
А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.
Человек ­ маленький мир.
В условиях реализации федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования воспитателям и
специалистам ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые
соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Перед воспитателями стоит задача научить дошкольника ставить перед
собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить
нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного
множества источников информации. Как сделать так, чтобы информация
осталась в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми
знаниями, которые получил в детском саду, чтобы он захотел самостоятельно
расширить свои знания по данному вопросу. Одним из способов достижения
этой цели образования на данном этапе развития общества является
использовании методики создания лэпбука.
Стандарт

образования
дошкольного
нас
на формирование личности ребенка через собственную деятельность,
познавательную активность, творчество детей, развитие личности через
различные виды деятельности, через системно­деятельностный подход.
Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога ­ это не готовый
конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать,
делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельности.

ориентирует

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной
и итоговой аттестации (диагностики) воспитанников. Главный принцип ФГОС
дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально

разнообразной, главное не результат обучения, а личностное развитие
ребёнка.
Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социальные и психологические характеристики возможных достижений
ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, в том числе
целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста,
которые предполагают:
владение речью как средством общения и культуры;
достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
монологической речи;
слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико­синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Но, к сожалению, в настоящее время, растёт поколение детей, часто
безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным
заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая
коммуникация для таких малышей не является личностно значимой.
Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из
актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение
в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему
интересно, когда он увлечён и играет.
Лэпбук (lapbook) ­ это самодельная книжка­раскладушка или
тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней
собирается материал по определенной теме.

дети
При этом готовый лэпбук ­ это не просто поделка. Это заключительный
этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно.
Например,
подготовительная
группа) сами (вместе с родителями)собирают игры, загадки, скороговорки.
Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда
просят сделать какую­то игру или карман для лэпбука, найти нужную
картинку, сказку или стихотворение. С детьми помладше материалы готовят
воспитатели и специалисты.
постарше (старшая
и

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса
знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение
словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям
необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию
речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ,
прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести
наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями
в природе, провести эксперименты по выращиванию растений из семян. В
ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам,
расширяют и обогащают активный и пассивный словарь,
а
внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в
группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Результаты и выводы, к которым пришли дети, педагоги и
родители, проработав с лэпбуками:
Во­первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию
организовать информациюпо интересующей его теме, лучше понять и
запомнить материал.
Во­вторых, это отличный способ для повторения пройденного
материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с
радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками
книжку.
В­третьих,
ребенок
организовывает информацию.

самостоятельно

собирает

и
В­четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей –
кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим
детям – задания, подразумевающие умение читать, писать и т. д.)
В результате данной практики у дошкольников повышается
уровень развития универсальных умений, таких как:
­ умение планировать предстоящую деятельность;
­ договариваться со сверстниками;
­ распределять обязанности;
­ искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
­ самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
­ принимать собственные решения, опираясь на собственный опыт,
знания и умения;

Данная форма работы при детско­взрослом взаимодействии, как
совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно
помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более
доверительным межличностным отношениям, повышает родительскую и
педагогическую компетентность, дает возможность узнать интересы и
потенциал ребёнка и развить их, играя, легко, с радостью.
Итак, как сделать лэпбук?
Для создания лэпбука вам понадобятся: картонная папка­основа,
бумага, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях воспитанника
или на столе. Дополнительно используется цветная бумага, ножницы, клей­
карандаш, степлер, скотч.
Работа проходит в несколько этапов:
1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой,
как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему:
«Времена года», «Насекомые», «Космос». Когда определились с темой можно
переходить к плану.
2 этап – план. Лэпбук ­ это не просто книжка с картинками. Это
учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в
себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для
этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Чтобы составить план, будем использовать модель трёх вопросов.
Задаем ребенку вопросы.
Что ты знаешь о…?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
На этом этапе проходит изучение источников информации,
осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает
значительный отрезок времени, в зависимости от темы.
3 этап – макет.
Данный этап самый увлекательный. Теперь надо придумать, как в
лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Нет границ для
фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой
­ текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах:
различные карманы, конвертики обычные, вращающиеся круги, полосы,
сложенные в несколько раз и т.д.

4 этап. Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая
работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) делается шаблон папки
в натуральную величину.
Видно, что лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его
создания до готового результата.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет
правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того,
как человек (маленький или взрослый) воспринимает заинтересовавшую его
тему. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над
созданием лэпбука может носить индивидуальный, парный или групповой
характер.
это полет фантазии,
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать
полученные знания,
который может дать
непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись,
будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия
и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь
придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно
мотивировать на открытие новых горизонтов.

Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдение).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115» Советский район Выполнила: воспитатель Мануковская Маргарита Михайловна Тема РМО: «Профессиональное мастерство педагогов ДОО» Место проведения: МБДОУ «ЦРР – детский сад №58» Тема выступления: « Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдение).

Лэпбук – «Развитие речи» Цели: Формирование правильной речи, её активизация и обогащение; Развитие мелкой моторики пальцев; Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Лэпбук «Продукты питания» Цели: Закрепление знаний о продуктах питания, их пользе и вреде; Формирование правильной речи, её активизация и обогащение; Развитие мелкой моторики пальцев; Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115»
Советский район

Тема РМО: «Профессиональное мастерство педагогов ДОО»

Место проведения: МБДОУ «ЦРР – детский сад №58»

Тема выступления: «Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

Воронеж 2017

«Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на развитие тех или иных качеств у детей. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать лэпбук можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы. Он удобен для проведения педагогической диагностики.

Я хочу представить лэпбуки, содержание которых направлены на развитие речи детей.

Первый лэпбук – «Развитие речи»

Цели:

  1. Артикуляционная гимнастика.

Задачи: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

  1. Д/игра «Скажи наоборот»

Задачи: развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, расширять кругозор, способствовать развитию связной речи.

  1. Картотека пальчиковой гимнастики.

Задачи: развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

  1. Д/игра «Угадай зверя»

Задачи: учить правильно называть животных, части тела животного, узнавать известных зверей по неполному изображению; побуждать детей дифференцировать животных по окраске, внешним отличительным признакам; обогащать словарный запас.

  1. Д/игра «Что за чем?»

Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь.

  1. Д/игра «Один – много»

Задачи: Упражнение в образовании существительных множественного числа.

  1. Д/игра «Составь рассказ по схеме»

Задачи: учить составлять предложения и связный рассказ, опираясь на схему; развивать речь, логическое мышление; совершенствовать грамматический строй речи.

Второй лэпбук включает в себя речевой материал по теме: «Продукты питания»

Цели:

  • Закрепление знаний о продуктах питания, их пользе и вреде;
  • Формирование правильной речи, её активизация и обогащение;
  • Развитие мелкой моторики пальцев;
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  1. Д/игра «Вкусные загадки»

Задачи: учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета; активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

  1. Д/игра «Опиши продукт по схеме»

Задачи: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.

  1. Д/игра «В магазин за продуктами»

Задачи: учить называть предметы одним словом, обогащать словарный запас.

  1. Д/игра «Какой суп? Какой компот? Какой салат?»

Задачи: активизация в речи прилагательных; развитие логического мышления; формирования понятия из чего сделана еда; формирование знаний о полезной пище.

  1. «Аппетитные раскраски»

Задачи: развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления.

  1. Д/игра «Один - много»

Задачи: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

  1. Д/игра «Что сначала, что потом?»

Задачи: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета; составлять связный рассказ по картинкам; учить устанавливать причинно – следственные связи.


Что такое ЛЭПБУК?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга) . Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Значение ЛЭПБУКА:

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования - способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог и т.д.) , работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным» , через развитие лексико-грамматической стороны речи.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:

  • Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками) .
  • Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Степлер.
  • Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
  • Безграничная фантазия

Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.

  1. «Прочитай по первым буквам» . Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.
  2. «Засели картинку в домик» . Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
  3. «Мой, моя, моё, мои» . Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.
  4. Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)
  5. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
  6. Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
  7. Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок
  8. «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.
  9. Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.
  10. Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.
  11. Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.
  12. Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, - это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.

Предмет: логопедия

Актуальность : Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

Аудитория: данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих общее недоразвитие речи и обучающихся в группе компенсирующей направленности, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Некоторые разделы лэпбука: «Весёлая гимнастика», «Весёлый футбол» и «Говорящие дорожки» могут использоваться в работе с детьми с 3-х летнего возраста.

Цель: активизация и развитие речи детей с ОНР; закрепление и систематизация знаний и умений детей.

Задачи:

  • Формировать правильный речевой выдох;
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать мимику;
  • Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
  • Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числав именительном и родительном падеже;
  • формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;
  • формировать умение образовывать относительные прилагательные;
  • Расширять и обогащать глагольный словарь;
  • Расширять и обогащать словарь признаков;
  • Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;
  • Развивать связную речь.

Лэпбук «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках, различных «книжках-раскладушках», «книжках-гармошках» и т.д. и является незаменимым помощником логопеда в работе.

Разделы лэпбука:

1. «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.

2. «Весёлый футбол» « Весело играть в футбол - задувать в ворота гол». Эта увлекательная игра, которая никогда не надоест детям, сколько бы раз в неё ни сыграл. Простая, но очень эффективная и интересная. Позволяет формировать у ребёнка правильный речевой выдох, который необходим для правильного звукопроизношения. За каждый гол ребёнок получает фишку - награду.

3. «Один - много» Игра позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числав именительном и родительном падеже.


4 . «Большой - маленький». С помощью игры у детей формируется умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.

6 . «Говорящие дорожки» Игра содержит подвижные элементы (машинка, жук, змейка). Ребёнок передвигая предметы по дорожкам, одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж», как «шипит змея: ш-ш-ш», как «гудит машина: др-р-р-р» и движется по дорожкам к конечной цели. В процессе игры отрабатывается произношение отдельных звуков, а также правильное речевое дыхание.

7. «Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке


8. «Какой?» Данное игровое задание расширяет активный словарь признаков ребёнка, актуализирует пассивный словарь. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (вкус, цвет, форма, размер и т.д.). Цветные карточки с изображением различных предметов скреплены в виде гармошки. Ребёнок самостоятельно выбирает себе понравившуюся картинку и пробует описать её и ответить на вопрос (Какой?)


9. Игровая карусель «Сколько?» Играучит детей правильно согласовывать числительные с существительными, а также позволяет закрепить навык счёта. С помощью вращающегосяимпровизированного циферблата дети самостоятельно находят пары предметов - правильно их называют. Все детали подвижные и съёмные.



10. «Что делает?» Эта игра позволяет уточнить ирасширить глагольный словарь ребёнка. В более старшем возрасте дети самостоятельно могут читать карточки и соотносить их с нужными картинками. Карточки могут быть использованы по-разному, в зависимости от целей, которые ставит учитель-логопед.

11. «Из чего это сделано?» Игровое упражнениепозволяет формировать умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в активной речи.

Данный лэпбук стал незаменим в моей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет логопеду решить сразу множество коррекционных задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук «Развиваем речь» - замечательный помощник в моей работе.

Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!