Проекты в группе раннего возраста по адаптации. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой.

Участники проекта:

Зам. Заведующего по О.В. –

Методист ДОУ –

Педагог-психолог –

Воспитатели младших групп

Музыкальный руководитель –

Медицинский работник

Родители детей младших групп №2,№3,№4,№6

Целевая группа : Дети младших групп и их родители.

Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2013г.

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определя­ются основные задачи , решаемые проектом:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду;

Обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность проекта

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие» , отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

Повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года)

Организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

2. Основной этап:

  • реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами:

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

период

ответственные

Сентябрь

Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

Анкета для родителей (социальная);

Индивидуальный журнал ребенка;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

7. Релаксация.

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);

Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»

Заведующая

Зам.зав. по О.В.

администрация

воспитатели

воспитатели

воспитатели

педагог-психолог, воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

Методист

педагог-психолог

Воспитатели

Октябрь

Консультация «Растим малыша здоровым»;

Мини-лекция «Детская истерика»;

Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;

Занятие «Листопад»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают»;

Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»

инструктор по ФИЗО

педагог-психолог

муз. Руководитель

воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

Ноябрь

Консультация «Где моя большая ложка?»;

Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;

Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»;

Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь».

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают»;

Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка»

Мед.работник

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Муз.руководитель

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Декабрь

Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.»;

Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:

Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»;

Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;

Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

Диагностика адаптации к ДОУ.

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

Педагог-психолог

воспитатели

Муз.руководитель

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

методист

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 000.г. Липецка

"Добро пожаловать!"

проект по адаптации детей раннего возраста

Толчеева Л. И.

"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Проект "Добро пожаловать!" направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Актуальность выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», .

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Условия необходимые для реализации проекта.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Помещение группы разделено на несколько секторов.

В игровой зоне поместили игрушки:

Для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий расположены на полках, которые доступны детям.

Для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;

Для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;

Для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

В уголке природы – различные комнатные растения .

Умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие(вносятся в группу по мере необходимости).

Участники проекта: дети «2 - 3 лет, воспитатели, родители.

Сроки реализации – сентябрь - ноябрь 2016г.

Ожидаемые результаты.

Благоприятный адаптационный период детей 2 -3 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Теоретические основы. Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
Лёгкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное плачь, крик при расставании и встрече.
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжёлая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания - более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней.
Причины тяжелой адаптации:

Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой).

Несформированность культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Патологии психического развития.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

    Состояния здоровья и уровня развития ребенка . Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения. Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

Механизм реализации проекта.

Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием

Наталья Шиловская
Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Вид проекта краткосрочный

Тип проекта педагогический .

Участники проекта : воспитатели, педагог психолог , муз. руководитель, методист, заведующая, родители.

Сроки проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь) .

Проблема

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей . Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей . Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста , является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Поэтому в период адаптации к детскому саду , важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Актуальность

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста .

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений :

Строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

Новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками;

Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

Другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться . Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей , - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель проекта : - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи :

1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами адаптации к условиям ДОУ .

2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ .

3. Обеспечить включнность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности , направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ .

4. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

Гипотеза : если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста вести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации , то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Этапы проекта :

1 этап Подготовительный этап

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Заключение договора с родителями;

Организационное родительское собрание по теме «Адаптация детей в ДОУ » ;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» ;

Создание методического обеспечения;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

Разработка анкет для родителей;

Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

Помещение информации в родительский уголок.

На данном этапе ожидается сформировать доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Методист

Заведующая

Воспитатели

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

методист

2этап Основной :

Знакомство с семьей;

Ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

- информационная деятельность :

Организованные тематические встречи;

Беседы с родителями.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями :

- практическая деятельность :

Совместные праздники, развлечения;

Работа с родителями :

педагогической .

педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

адаптации

возраста

Работа с педагогами :

адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов технологий

педагогов с вновь поступающими детьми.

возраста ; обучение педагогов

На данном этапе ожидается Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Заведующая

Методист

Педагог психолог .

Муз. руководитель

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог психолог

Методист

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

3 этап Заключительный

Задачи работы с родителями :

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Задачи работы с педагогами :

1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей .

2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально - личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

На данном этапе ожидается :

Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с родителями.

Воспитатели

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

Предполагаемый продукт проекта .

Работа с родителями.

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

6. Презентация по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ » .

Работа с педагогами .

2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста ; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Ожидаемый результат :

1. Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

2. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей .

3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

5. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

На сроки проекта могут повлиять следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка, и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость, посещаемость, недостаточная заинтересованность, и активность родителей в педагогическом процессе ; невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из за сильной загруженности.

Сопровождение адаптации детей к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при обязательной поддержке родителей и включает следующие направления деятельности : психологическую и педагогическую диагностику , консультирование, методическую и организационную работу. По моему мнению, педагог – профессионал должен владеть целым арсеналом приемов, позволяющих тормозить негативные эмоции малыша в период адаптации , педагог должен уметь проектировать взаимодействие с родителями своих воспитанников, давать необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование (см. приложение, папки-передвижки, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога , который, несомненно, должен любить детей , быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ : родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода , показателями адаптации и т . д. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша и активно взаимодействовать с детским садом, помогая сделать адаптацию ребенка максимально безболезненной.

От того, как прошло детство, кто вл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

2 – младшая группа «Капитошка»

Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.

Информационная карта проекта

Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧПЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 “АЛЕНУШКА”

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Проект

по адаптации детей второй группы раннего возраста

«Будем знакомы»

Подготовила:

Воспитатель Пришляк Т.В

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»

Воспитатель Пришляк Т.В

1 младшая группа «

Проект "Будем знакомы " МДОУ детский сад

«Аленушка»

Вид проекта : краткосрочный.

Разработчик : воспитатель первой младшей группы участники проекта : дети 1 младшей группы , возраст : 2- 3 года; родители детей , посещающих 1 младшую группу ; воспитатели; медицинская сестра.

Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект « Будем Знакомы » .

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений :

строгий режим дня;

отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

новые требования к поведению;

постоянный контакт со сверстниками;

новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ .

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта .

Цель и задачи проекта

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта , потребовали применения соответствующих методов :

Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации ) ;

Анкетирование (родителей) ;

Наблюдения;

Продукты совместной деятельности детей и родителей .

Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :

процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;

создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;

оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;

выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители) .

Основные направления проекта

Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей .

Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

безболезненная адаптация ребенка к ДОУ , сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ ;

позитивное развитие отношений в детском коллективе;

повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей ;

снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период ;

вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям :

элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;

исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

релаксационные игры (песок, вода) ;

сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

постепенное заполнение группы;

гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей ;

сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;

информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт ;

осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра) ;

протекание адаптации (медицинская сестра) .

Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов :

1 этап. Подготовительный (организационный) :

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский ) :

знакомство с семьей ;

ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

информационная деятельность :

организованные тематические встречи;

беседы с родителями.

практическая деятельность :

совместные праздники, развлечения;

работа с детьми;

итог проекта . Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства » .

3этап. Заключительный (результативность) .

. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов :

приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей) ;

ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся , чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Сентябрь

Организационный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек» .

2. Ведение адаптационных карт .

3. Организация мини игровой зоны.

4. Игры с песком и водой.

5. Игры в сухом бассейне.

6. «Познание» . Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.

7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.

8. Сенсорные игры.

9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Диагностика вновь прибывших детей .

«Социализация» .

Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).

«Художественное творчество»

Рисование крупой, песком, манкой.

«Физическая культура»

Подвижные игры,

Хороводные игры,

Пальчиковые игры.

«Художественная литература»

Песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.

Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ :

Личные дела воспитанников.

Организация выставки с материалами об адаптационном периоде .

Родительская встреча « Адаптация ребенка к дошкольному учреждению »

Диагностическое обследование.

Анкетирование. Консультации :

а) «Готовим малыша в детский сад»

б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»

в) «Значение режима в сохранении здоровья детей »

г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

д) «Нужен ли ребенку дневной сон»

е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника »

Информационные листы-памятки с кратким материалом.

Основной Моторные игры для детей (двигательные)

«Социализация» ,

«Коммуникация»

Игры на формирование общения с взрослыми и детьми :

«Давайте познакомимся » , «Игра в гости» . Утреннее приветствие.

Беседы, рассматривание предметных картинок.

«Утро радостных встреч» .

Засыпание (колыбельная) .

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)

Музыкальные игры.

Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм : «Отведем дочку в садик» , «Больница»

Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья» .

Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)

3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей : «Физическая культура» ,

«Здоровье»

«Социализация» , «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Труд» , «Познание» ,

«Музыка» , «Чтение художественной литературы»

Показ настольного театра.

Показ кукольного театра.

«Познание»

Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут» , «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину) .

Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям .

Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства » .

Анализ деятельности.

Анкета для родителей (повторная, со всей группой)

Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант

1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)

а) здоровье ребенка; (8%)

б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;(42%)

в) самочувствие и перепады настроения; (6%)

г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)

д) ничего, все хорошо;(40%)

е) другое___

2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада :

А)Не знаю (5%)

Б)Знаю (85%)

В) Другое (10%)

3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?

А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)

Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)

В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)

Г) другое (0%) ___

адаптации

организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий : медицинских, педагогических и психологических.

Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы » прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации . Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации , воспитания и обучения детей . Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.

Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.

Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.

Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.