Игры в детском саду к 1 июня. Развлечение на тему «1 июня День защиты детей

7.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе. Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в ДОУ играет огромную роль. Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-об­разовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родите­лями детей.

Само название - «экологическая тропа » можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, необходимо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья и т.п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок : на территории дошкольного учреждения; в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.); в здании детского сада.

Обычно в дошкольном учреждении создают одну, максимум две экологические тропинки.

Специфика экологической тро­пы на территории ДОУ в том, что общая протяженность ее небольшая, и основ­ная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.

Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например: берег реки, холм, выраженный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие создается искусственно. На тропе также рекомендуется иметь большое разнообразие растений, т.к. чем больше растений, тем больше и разнообразие животных, потому что животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек , или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога. В качестве видовых точек экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, родники и т.п.

Видовыми точками могут стать:

Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива).

Сообщества растений - фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений - участки сада, огорода.

Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности - естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы»), муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками»), обитателей пруда или озера, реки.

Участки с интересными объектами неживой природы - овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега), высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения).

Птичья столовая с кормушками.

Клумбы - обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями-барометрами).

Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля»), в северных районах - теплицы.

Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т.п.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бу­маге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты (небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, де­ревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посад­ки (сад, розарий, клумба) и т.д). Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для обо­рудования новых экологических объектов тропы. Их обме­ряют, обозначают на плане. От объекта к объекту проклады­вают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической фоны, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и над­писями.

Картосхема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Для этого лучше использовать символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

Николаева С.Н. в своей книге «Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников» рекомендует вдоль тропы или вблизи от нее:

1. Посадить типичные для данной местности деревья и ку­сты, что поможет показать детям многообразие растительно­го мира.

2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участ­ке, посадить новые виды - в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет листвен­ница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными де­ревьями. Можно посадить 2-3 дерева.

3. Посадить экзотическое (не характерное для данной ме­стности) древесное растение: каштан, белую акацию, пира­мидальный тополь, тую и т.д.

4. При необходимости спилить старый тополь, нужно ос­тавить пень высотой 40-50см, а рядом на земле положить часть ствола (1 - 1,5 м), тогда может появиться молодая по­росль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они ста­нут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) - оба явления интересны детям для на­блюдения.

5. Устроить фитоогород - посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).

6. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые.

7. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями - место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость возду­ха, вниз - его насыщенность влагой. Всякий раз, когда сто­ит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и, наоборот, в сухую погоду под­нимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».

8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, краси­вое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие де­ти) - пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растени­ями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выяв­лять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке дет­ского сада. Это могут быть различные объекты, например:

1. Под березой или сосной в земле может быть муравей­ник. Отсутствие наземной части муравейника делает его не­заметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.

2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут раз­нообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) - это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, мож­но увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

3. В почве живут дождевые черви. Их норки под припод­нятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.

4. Хорошим объектом экологической фоны являются ме­ста, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы сви­ли гнезда или заселили скворечники; просматриваемые уча­стки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Помимо объектов растительного и животного мира на тро­пе могут быть места, предназначенные для какой-либо дея­тельности детей и взрослых:

1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») - мес­то хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор и др.).

2. Площадка для отдыха - последний объект тропы, обо­рудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делят­ся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготов­лением поделок из природного материала, изодеятельностью.

При оформлении экологической тропы по возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, то не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

ПАСПОРТ

Экологической тропы

МБДОУ «Детский сад № 95»

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

на территории МБДОУ «Детский сад № 95»

Цель проекта :

экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ,создание эколого-развивющей среды.

Основные задачи :

  • благоустройство территории с точки зрения создания условий для организации игровой и познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей;
  • озеленение почв, мало пригодных для выращивания культурных растений;
  • привлечение родителей воспитанников ДОУ к благоустройству территории детского сада.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов :

  • озеленение территории растениями;
  • оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
  • создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Конечный результат : комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

Реализация проекта рассчитана на 2010-2014 годы.

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Экологической тропе"

1. Общие требования безопасности

1.1. :

1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории :

1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан :

2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.

2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий _____________ Е. Н. Дурновцева

«___» _________ 20__ г.

С инструкцией ознакомлены:

Проект предполагает

создание на территории нескольких функциональных зон :

1. «Деревенское подворье» - игровая площадка, организованная в деревенском стиле и включающая:

– Русская изба (макет);

– Колодец;

– Ферма с домашними животными.

2. «Тихий уголок в лесу» - зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта;

3.«Лесная поляна» - зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми);

4. «Во саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.

Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

5. «Мини-стадион» , спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.

6. «Метео-станция» – площадка для организациинаблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра).

7.«Цветник» - это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

8. «Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.

Объекты для наблюдений:цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые.

9. «Муравейник» - зона экологического познания жизни насекомых (муравьев).

10. «Озеро с лебедями» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

ТОЧКА 3,8,15,18

ДЕРЕВЬЯ

Деревья - цветковые и голосеменные растения с многолетними одревесневающими стеблями и корнями; жизненная форма растений. В отличие от кустарников, почти все одноствольные деревья ветвятся и образуют крону. В открытых местообитаниях деревья формируют раскидистую крону, ствол короткий и толстый. В лесу, в сомкнутом древостое ствол тоньше, прямее, более высокий, крона узкая, расположена высоко. Среди деревьев есть вечнозелёные и листопадные.

Объекты для наблюдений : береза, клен, карагач, ясень, тополь.

Береза

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120-150 см, некоторые виды - кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры - бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Зелена, а не луг, Стоит Аленка, платок зеленый

Бела, а не снег, Тонкий стан, белый сарафан.

Кудрява, а без волос (Береза)

(Береза)

Клен

Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные. Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. В каждом плодике образуется одно плоское, округлое зерно, чечевидной формы, но более крупное. Лекарственным сырьем служат листья и плоды. Листья заготавливают в первой половине лета, подвяливают на солнце и сушат на чердаке или в сушилке. Плоды собирают зрелыми. Сушат в сушилке или в печи при температуре 50...60°С. Хранят в мешочках или закрытой деревянной таре 2 года.

Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если "К" сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня могут выйти из меня.

(Клён)

ТОЧКА 4

«Полянка» (лужайка с насекомыми )

ЦВЕТЫ

Одуванчик:

Одуванчик - растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище.

Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку.

Все части растения содержат густой белый млечный сок.

Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком - с июня.

Есть один такой цветок, Золотой и молодой за неделю стал седой,
не вплетешь его в венок. А денечка через два облысела голова,
На него подуй слегка: Спрячу-ка в карманчик бывший ….
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)
(Одуванчик)

Ромашка:

Ромашка аптечная - это однолетнее травянистое растение, 15-30 см высотой. Корень стержневой, тонкий. Все растение имеет сильный аромат. Стебель травы прямостоячий, густоветвистый. Листья ромашки очередные, сидячие. Соцветия - корзинки. Краевые цветки ромашки язычковые белые, внутренние - трубчатые желтые. Листочки - обертки зеленые, по краям белопленчатые, тупые. Цветет растение ромашка с мая по сентябрь. Плоды - семянки без хохолка.

На травинке солнца глаз

Светит каждому из нас.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

В поле бескрайнем сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белы реснички.

(Ромашка)

ТОЧКА 10,11

«В ЛЕСУ»

ПТИЦЫ

Птицы - класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются, откладывая яйца.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Голуби живут по всему земному шару, кроме полярных и антарктических районов. Особенно много их в Австралии и на Малайском архипелаге. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы неразлучны с человеком.

Сороки:

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

Вороны

Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой.

Синицы

Хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и "галстуком", более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок "галстук" доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России от западных границ до тихоокеанского побережья и на Кавказе. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми.

Снегирь:

Внешний вид. Птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные, у самок и молодых птиц - буровато-серые. Голос - мягкое протяжное “дню” или “фью-фью”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Местообитания. Живет в лесах (избегает только чистые сосняки) с густым подлеском, в садах и парках. Летом снегирь обитает как в густых лесах, так и в редколесьях на краях гарей и вырубок, но держится очень скрытно и редко попадается на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питание. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто...
(Синица)

Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?..

(Ворона)

Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив...

(Снегирь)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая...
(Сорока)

Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый...

(Голубь сизый)

ТОЧКА 14

Лесные защитники (Муравейник )

Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности? Уклад жизни семьи муравьев сходен у большинства видов. Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда. Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника. Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет. Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей.

ТОЧКА 11 – КУКУШКА

Другой любопытной особенностью кукушечьей поро­ды является почти полное отсутствие «голоса» у самки кукушки. Немногие, наверное, знают, что кукование в на­ших лесах, к которому мы так привыкли,-дело самца кукушки. Самка же может только издавать не очень слышное «кли-кли-кли».

ТОЧКА 10

«В ЛЕСУ»

БЕЛКА

Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Длина ее тела составляет без хвоста 19-28см, а с ним 30-47см., вес взрослого животного варьируется в пределах от 250 до 340г. Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками, особенно они выражены в зимний период. Меховой покров тела белок условно можно разделить на зимний и летний. Его смена называется линькой и протекает 2 раза в год. Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, так летний наоборот – более жесткий, редкий и короткий. Окраска меха у этих грызунов очень изменчива. Белка – это обитатель лесов и парков. Она предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса, так как основной рацион ее питания составляют семена древесных пород растений, то такие леса предоставляют для нее наилучшую кормовую базу. Образ жизни этого зверька преимущественно древесный. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое преодолевая расстояние в 3-4 метра по прямой и 10-15 метров по нисходящей кривой. Для такого передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. В лиственных лесах они преимущественно живут в дуплах, куда натаскивает траву, сухой мох, древесные лишайники и сухую листву, создавая мягкую подстилку. В хвойных лесах, она строит гайны. Это гнезда шарообразной формы из сухих веток, внутри которые выстланы мхом, листьями, травой и шерстью. Диаметр такого гнезда может доходить до 25-30 см. Такое гнездо белки строят в развилке веток или сучьев на высоте от уровня земли от 7 до 15 метров.

Мастер-класс: Прогулка в радость.

«Экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллект дошкольников»

Цель:

    Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

    Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологи.

    Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность работы на экологической тропе.

I часть Удивительный мир природы

Здравствуйте дорогие гости, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать в нашем детском саду. Вас приветствуют наши дети.

Я приглашаю вас на семинар-практикум: «Экологическая тропа в детском саду как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта».

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, запахов, тайнами, загадками, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься.

Природа – таинственная книга жизни и содержит в себе много интересного.

Свою работу мы начнем с составления «кластера». И ключевым словом в нем будет «Природа».

Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».

«Кластер» - педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятия, явления, события).

Метод «кластеров» - универсален, помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

В работе над «кластером» необходимо соблюдать правила:

  • Дать волю воображению и интуиции.

    Продолжать работу пока идеи не иссякнут.

    Постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Задание № 1: Согласны ли вы с утверждениями, выберите из предложенных заключений, нужные к нашей схеме:

Природа – источник воспитания

Природа – источник добра

Природа – источник здоровья

Природа – источник знаний о мире

Природа – источник красоты

Природа – источник трудолюбия

Природа – источник развития чувств

Природа – стихийные бедствия

Природа – средство наживы

Природа – средство испытания современных технологий

Вывод: Я думаю, вы согласитесь со мной, что ни один из дидактических материалов не сравнится с природой по силе развивающего воздействия на ребенка.

В нашей работе очень важно использовать интересные и разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Такие формы, которые позволяют решить экологические задачи в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Сейчас самым эффективным методом является экологическая тропа.

Я познакомлю вас с нашей экологической тропой. Она была создана в 2010 г. Но за время военного периода сильно изменилась, поэтому сейчас мы ее реконструируем.

II часть Презентация экологической тропы ДОУ № 5 « Колокольчик»

Экологическая тропа – это разработанный маршрут на участке детского сада на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентировочный деятельности.

Задачи, которые мы поставили:

    Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

    Развивать устойчивый интерес детей к природе ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира.

    Формировать систему практических знаний, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения т.е. заложить систему экологического мышления, познание основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

    Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.

Наша экологическая тропа включает 11 станций и выполняет: познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Формы работы по экологической тропе:

    Наблюдение за природой и жителями экологической тропы;

    Ролевые и имитационные экологические игры.

    Исследовательская деятельность.

    Ситуации эстетического восприятия природы.

    Дидактические экологические игры.

    Продуктивная и художественная деятельность.

Система экскурсий-путешествий по экологической тропе планируется в соответствии с требованиями ГОС, Типовой образовательной программой дошкольного воспитания и экологической программой «Мы».

Экскурсии -путешествия строятся на интегративной основе: на тропе мы с детьми обсуждаем, наблюдаем, рассматриваем, анализируем, играем, а свои впечатления об увиденном, дети выражают в непосредственной образовательной деятельности.

Работа по экологической тропе ведется в течении года, исходя из принципов сезонности. Продолжительность экскурсий - путешествий зависит от возрастных особенностей:

к одному или нескольким объектам.

Этапы создания и оформления экологической тропы.

    Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

    Составление картосхемы.

    Выбор хозяина тропы.

    Изготовление табличек.

    Составление паспорта (дается краткое описание каждой станции).

    Фотографирование объектов

Вывод: Надо помнить, что на экологической тропе все должно быть разнообразным, привлекательным и доступным для детей.

III часть Путешествие по экологической тропе детского сада

Говорят, что осень – это время мудрости, рассудительности и здравого смысла. Возможно, в этом есть доля правды, ведь это новый этап в познании.

Осень нужно встречать и провожать весело и с настроением, несмотря на дождливые дни, горы листьев под ногами слегка пригревающее солнце и хмурое небо.

Я предлагаю гостям и коллегам отправиться в путешествие по нашей экологической тропе поздней осенью.

Наша первая станция «……».

А как она называется, предлагаю вам отгадать.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

    Муравьи живут в семье.

    Какими родились, такими и пригодились.

    Муравьи силачи

    Муравьи акробаты

    Муравьи лакомки

    Муравьи туристы

    Муравьи санитары

    Враги муравьев

    Муравьи строители

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда муравьев используются как можно зимних ночевок кабанами.

Станция « Витаминная»

Есть у природы сердца безотказные

Мудрые руки, ее мастеров»

Как вы думаете, что означают эти слова? (у дерева все полезно: цветы, запах листьев, кора, плоды и даже косточки).

Найдите в картинках – цифрах название деревьев и кустарников которые растут на станции «Витаминная» (выполнение работы) (слива, вишня, абрикос, шиповник).

Объясните, чем полезны эти деревья и кустарники? (рассказ воспитателя)

А какие еще деревья имеют оздоровительные свойства и растут на нашем участке? (тополь, липа, калина, черемуха, сосна, дуб.)

Это станция «Аллея любования».

Она красива в любое время года. Здесь растут черемуха и рябина.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием воздействует на все чувства ребенка.

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.

(слайды рябины)

Рябина – любимый персонаж фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник» - приходящийся на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивают под крышами домов. Считается, что рябина как дерево, способна защитить человека от всяких бед. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Давайте вспомним какая рябина в народном представлении и соберем лукошко. (пишем на листьях рябины)(тонкая нежная девушка, страдающая, плачущая красавица, носит ожерелье из красных ягод, накинула на плечи шаль, расписанную золотисто красными листьями)

Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен, поэтому учите детей смотреть, видеть и замечать красоту природы.

А это станция «Птичья столовая».

Птичья столовая присутствует в нашем детском саду не только в экологической тропе, но и на каждом участке. Скажите, какие птицы чаще всего прилетают в «Птичью столовую» осенью. Мы часто используем проектную деятельность, вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективное. Поэтому я предлагаю собрать вам как можно больше материала «О птичке-синичке» по каждому возрасту.

Это наша станция «Цветник».

Я хочу вас рассказать легенду об одном цветке, растущем в нашем цветнике. Эта легенда пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка (желтого тюльпана) было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть этот бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери и со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый цветок раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) тем, кто испытывает счастье. Еще об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Что же это цветок?

(музыкальная загадка)

Для дружбы для улыбок и для встреч

В наследство получили мы Планету

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Подходим к станции «Разноцветная палитра».

Здесь дети передают свои впечатления от увиденного в природе в рисунках прямо на асфальте или на столах, используем мы и выносные мольберты. На этой станции устраиваем выставки картин по временам года. Я предлагаю превратиться в художников, и побывать в роли художников на этюдах.

Осень излюбленное время года поэтов и художников, воспевающих ее красоту в своих произведениях.

Давайте и мы нарисуем деревья в осеннем убранстве. Но рисовать будем нетрадиционными способами.

(выполнение задания)

Приближаемся к станции «Спортивная».

Эта станция любима детьми во все времена года. Дети любят играть, через выполнение двигательных действий, подвижные игры позволяют понять окружающий мир. В играх визуальные образы живой природы переносятся детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становиться активными участниками познавательного процесса.

Мы часто используем в подвижных играх имитационно-подражательные действия, дети воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых, деревьев.

Приведите примеры….

Очень нравятся детям и мимические игры. Например «Осень».

Предлагаю изобразить Раннюю Осень, у нее легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

А теперь изобразим Позднюю Осень. Поздняя осень грустная, печальная. Зимой гонимая, плачущая осень.

Покажите, какое у вас настроение в яркий солнечный осенний день и осенний дождливый, хмурый день?

(Зверобика)

Помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие, лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях.

А вот станция «Космическая».

Этой станции у нас не было. Дети сами превратили игровое оборудование в летающую тарелку. Поэтому мы решили развивать детское творчество и инициативу, чтобы устраивать комические путешествия готовим материал.

Вместе с 8 планетами-сестрами она как огромный космический корабль летит вокруг желтой звезды – Солнца. Планеты Солнечной системы названы в честь богов, которым поклонялись древние римляне.

Давайте вспомним, какие же это планеты? Меркурий, Венера, Марс, Плутон, Уран, Нептун, Сатурн.

Станция «Метеорологическая».

Эта станция новая, мы ее создаем и уделяем ей особое внимание, так как наблюдение за погодой и прогнозирование погоды – это деятельность познавательная, доступная ребенку всех возрастов, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, она дает возможность почувствовать радость открытия. Этот вид деятельности позволяет открывать детям неизвестное в известном, хорошо знакомым. Например, все знакомы с воронами, но не все знают, что если вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра будет дуть ветер с той стороны, куда направлены их клювы, если садятся на ветки как попало, то ветра не будет.

Знакомство детей с народными приметами – это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту. Знание народных примет позволяет развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

Я знаю, что в работе с детьми вы часто используете приметы.

Предлагаю вам небольшой блицтурнир «Как растения и животные предсказывают осеннюю погоду?».

Я говорю вам начало приметы, а вы заканчиваете.

    В лесу много рябины – осень будет дождливой, а если мало – сухой.

    Когда сентябрь утром начинается дождем – будет идти целую неделю.

    Голубь прячет лапку в перья – похолодает.

    Первые дни бабьего лета теплые – будет теплая осень.

    Созревают фрукты поздно – жди теплой осени.

    Осенью птицы летят низко – к холодной зиме.

    Гром в сентябре – к теплой осени.

    Лебеди поздно улетают на юг – осень будет долгой и теплой.

    Если осенью березы желтеют с верхушки – зима ранняя, если с низу – поздняя.

    Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

Вывод: Хотя все эти многолетние наблюдения не всегда точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой.

В нашем детском саду большое внимание уделяется здоровье сбережению.

От станции «Метеорологической» до следующей станции большое расстояние, поэтому мы планируем оборудовать здесь «Дорожку Здоровья». Она будет выполнена из природных материалов. Это спилы сухих деревьев, бревна, галька, песок и т.д. Дорожка здоровья позволит проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в природных условиях.

Станция «Дедушка Тополь»

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух

По улице несутся сотни белых мух.

Это любимая станция детей, они сами дали ей название. И теперь с удовольствием рассказывают «Дедушке Тополю» чем они занимались, слушают его сказки, шелест листьев.

Небольшая справка: в городах тополь используют как биологический фильтр, поглощающий загрязняющую атмосферу вещества.

Кроме этого тополь широко применяют в медицине: его эфирные масла используют как дезинфицирующее, вяжуще средство, мазь из тополиных почек используют при ожогах, чай при заболевании почек.

Скажите: если в январе-феврале срезать ветку тополя, принести ее в комнату и поставить в воду, что произойдет?

Но если такую ветку срезать в октябре-ноябре?

Наш Дедушка Тополь очень любит сюрпризы и часто устраивает их детям. Ну а сегодня он сюрприз устроил нам. Пожалуйста, Дедушка Тополь.

(сюрпризный момент)

«Деревья -талисманы «

Мы порой знаем о растениях и деревьях лишь их названия, да и то не всегда точное. А ведь каждое дерево – это целый мир, удивительный на первый взгляд простой и в то же время необычайно сложный.

Станция «Огородная»

Путешествием дальше. Станция «Огородная». Огород в детском саду очень нужен. Здесь ребята знакомятся с растительным миром. Узнают, что нужно для роста и развития растений. Огород развивает эстетические чувства у детей, дети учатся оценивать результаты своего труда.

Весной дети сажали лук, петрушку, укроп, кабачки, фасоль, горох, кукурузу. Летом ухаживали за растениями. И осенью увидели результаты своего труда. Но работа на огороде не закончилась. Посмотрите, как дети старшей группы сажают чеснок

(презентация « Посадка озимого чеснока» (15 слайдов))

Мы путешествовали по уже существующим станциям. Но в наших планах создание еще одной станции. Станция «Красная книга» т.к. на территории детского сада есть деревья и растения, которые занесены в Красную книгу. Охрана природы одна из задач экологического воспитания дошкольников.

Международная Красная Книга, созданная в 1966 г. имела необычные страницы. Чем они отличались от обычных книжных страниц? (они были разного цвета: красные, желтые, белые, зеленые) – раздаются полоски.

Зачитайте, о каких животных и растениях рассказывается на страницах каждого цвета.

На красных – записывали название животных и растений, которые могут исчезнуть в ближайшее время.

На зеленых – тех животных и растений, которых удалось спасти.

На белых – писали о животных и растениях, которые редко встречаются на Земле.

На желтых – о тех, которые пока часто встречаются, но их численность сокращается.

Соберите сведения о растениях и животных, которые записаны в Красную Книгу в нашем регионе согласно выбранных страниц.

Заключение.

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем.

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб Земля расцветала -

И росли как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.