Эти фотографы знают как снимать домашних животных. Как фотографировать собак - советы начинающим

Животных человек обычно любит. Особенно собак. Особенно тех, которые живут у него дома. Как сказал один из заядлых собачников, «собаки - люди хорошие». Но, тем не менее, животные, и собаки в том числе - конечно же не люди. А для нас, как фотографов, это имеет особое значение. При фотографировании собак, о чем мы и хотим сегодня с вами поговорить, четвероногой модели не скажешь: «Встаньте, пожалуйста, вот так. А теперь чуть-чуть поднимите голову и посмотрите на меня. Спину держите попрямее, и улыбайтесь, улыбайтесь! » и так далее. Собаки (за редчайшим исключением) во время фотосессии нас с вами слушать не будут. Они будут вести себя так, как это хочется им, а не так, как нужно нам.

Прежде чем начать освоение того или иного нового, ранее незнакомого для нас вида съемки, будь то съемка спорта, например, или макросъемка - прежде всего обычно рекомендуют изучить теорию. Почитать умные книжки, познакомится со снимками классиков, работающих в этом жанре, просто посмотреть подобные фотографии в интернете… Но это, сами понимаете, в идеале. В реальной же жизни так складывается далеко не всегда. То у нас времени нет, вечно заняты какими-то другими делами, то новый для вас вид съемки предстоит совершить буквально завтра утром и познакомиться с теорией элементарно нет никакой возможности… Короче, всё как всегда. Конечно, при съемке можно использовать и старый багаж, накопленный в других, уже привычных для вас видах работы. Это, конечно, хорошо, но выручает не всегда.

Сегодня мы решили поговорить с вами о том, как лучше всего фотографировать собак. Мы постараемся рассказать и о теории этого дела, и о практике. Дадим несколько полезных советов. Итак, пожалуй, начнем. Представьте, что нам нужно сфотографировать небольшую собаку на открытом воздухе. Ее владелец выбрал для проведения фотсессии обыкновенный городской парк.

Фотографировать летом в лесу или парке лучше всего утром или вечером, в так называемые «золотые часы фотографии». Солнце в это время стоит низко и создает на всех объектах очень красивые тени. Фактура различных неровных поверхностей на снимке проявляется во всей своей красоте. Цвета становятся теплыми и мягкими. Короче, фотографических преимуществ масса. Конечно, и днем в лесу можно довольно неплохо фотографировать. Но днем солнце поднимается достаточно высоко, и все тени становятся грубыми, ест риск получить на снимках сильный пересвет, от которого очень трудно избавиться даже во время посторбработки материала в графических редакторах. Конечно, в этом случае можно возложить некоторую надежду на облака. При их наличии на небе, тени становятся заметно мягче, пересветы практически исключаются. Плюс ко всему, утром и вечером летом нет такой жары, как днем. А от жары и мы, люди, страдаем, а уж наши четвероногие модели, не имеющие возможность снять с себя свои теплые шубы, и подавно чувствуют себя некомфортно, мягко говоря. И еще одна казалось бы мелочь, о которой мало кто догадывается. При ярком солнце щурятся не только люди, но и животные. В том числе и собаки. А нам это, сами понимаете, совершенно ни к чему.

Заметим также, что при съемке в пасмурную погоду тени становятся более мягкими, а освещение заметно равномернее, но вот небо обычно выглядит белесым и достаточно некрасивым. Вот почему мы рекомендуем не включать его в границы кадра.

А вообще при съемке на улице контролировать освещение намного сложнее, чем при фотографировании в помещении и тем более в студии. Но и на улице можно применять внешнюю вспышку и различного рода отражатели. И то, и другое очень хорошо подсвечивает тени (при контровом освещении, например, когда основной источник света находится непосредственно за моделью), делая их заметно мягче, не такими насыщенными и контрастными. Правда, при работе с отражателями вам потребуется ассистент. Но в нашем случае, при фотографировании собаки, с этой ролью с успехом может справиться хозяин животного.

Ну вот, про освещение мы сказали. Идем дальше. Как же всё-таки фотографировать собаку. Давайте определимся с местом съемки. Конечно, идеальный вариант - фотостудия, в которой фотограф имеет, по сути, неограниченные возможности контролировать не только освещение, но и вообще весь процесс фотографирования. Но фотостудия - это дополнительные расходы, и далеко не у каждого есть на это дело средства.

Фотографировать собаку можно, конечно же, и в доме, в котором она живет. Но тут может возникнуть сложность с нехваткой места. А также в кадр будет попадать много всего лишнего, что, несомненно, будет отвлекать зрителя от главного героя снимка. Но это не самое главное. Весь этот антураж, так или иначе, можно обыграть смыслово. Проблема, которая в этом случае более существенна - это освещение. Естественное освещение в обыкновенной городской квартире с точки зрения фотографа обычно оставляет желать лучшего. Для того, чтобы получить качественные фотографии, нужно применять дополнительные осветительные приборы. А это - опять деньги. Так что…

Так что, идемте-ка прогуляемся с собакой, которую мы хотим сфотографировать, в один из парков или скверов вашего города. Для съемки постарайтесь выбрать такое местечко, где было бы поменьше людей. Чтобы собака на них не отвлекалась. Не забывайте и о безопасности окружающих. В парке могут гулять дети, которых собака без поводка, пусть даже и маленькая, может испугать. Рекомендуем позаботиться и о безопасности самой собаки. Выберете такое местечко, где поблизости нет проезжей части дороги.

Теперь мы предлагаем немного отвлечься от теории и на время перейдем к практике. А если быть более точным, к ошибкам фотографов при съемке собак. Итак, представьте, что мы фотографируем в городском парке мопса. Конечно же, при фотосессии будет присутствовать и его хозяйка. Какие ошибки тут наиболее характерны?

Первая ошибка. Фотограф начинает фотосессиию не с фотографирования самой собаки, а со съемки молодой и красивой ее хозяйки. Очередь до основной «модели» доходит лишь потом. Проще говоря, фотограф пытается, что называется, погнаться за двумя зайцами. Это, конечно не есть хорошо. Но и тут есть некоторые плюсы. Какие? А вот какие. Пока фотограф занят съемкой хозяйки, собака привыкает к нему, к фотокамере, к щелчкам ее затвора, и, что самое важное, к постоянным ослепляющим «пыханьям» вспышки.

Вторая ошибка. То есть даже не ошибка, а неминуемое обстоятельство. Наличие людей в парке. И не только людей, но и других собак. Естественно, наша «фотомодель» постоянно будет отвлекаться на все эти раздражающие ее факторы. Она даже может убежать за каким-нибудь своим собачьим кавалером.

Третья ошибка. Если ваша прогулка-фотосессия затянется, собака может попросту устать. И если с утра ей на улице еще довольно комфортно, то есть прохладно, то ближе к полудню жара нарастает и собаке может стать значительно хуже. А многие собаки жару переносят достаточно тяжело, у них даже сердечный приступ может случиться. Так что перед тем, как фотографировать собаку, постарайтесь узнать об особенностях этой породы, а у хозяина - о привычках и особенностях конкретно его питомца.

Про практические ошибки съемки собак сказали. Теперь опять возвращаемся к теории. Продолжаем разбирать главный вопрос темы нашей сегодняшней статьи: «Как фотографировать собак».

С местом проведения фотосессии мы определились. Снимаем собаку в городском парке. Следующий этап - выбор фона для фотографирования.

Вам наверняка должно быть известно, что фон не должен отвлекать на себя внимание от главного объекта съемки. Собаки, в нашем случае. Идеально, если на фоне не будет видно лишних деталей. Такими лишними деталями может быть всё что угодно: и красивая и яркая клумба в парке, по которому мы прогуливаемся, и необычное дерево, и стоящий в стороне автомобиль… На всё это зритель может отвлечь свое внимание, а так же и на людей, гуляющих по парку… В кадр может попасть и мусор, который, сами понимаете, ни коим образом не украсит «портрет» собаки. К сожалению, в наших парках и скверах все еще можно встретить валяющиеся на зеленой травке пакеты из под чипсов, пустые пластиковые бутылки и стаканчики, обертку от мороженого… Тут в связи с этим следует напомнить вам о таком факторе съемки, как глубина резко изображаемого пространства. Чем шире вы откроете диафрагму вашего объектива, тем глубина резкости будет меньше. Это вам должно быть известно. Проще говоря, при «широкой дыре» фон будет размытым, а весь акцент кадра сместится на резко изображенный главный объект снимка - четвероногую фотомодель.

Настало время сказать несколько слов и о подготовке к фотосесси самой собаки. Наша сегодняшняя фотомодель, так же как и самая обычная фотомодель, тоже должна быть в форме, должна быть красивой. Попросите хозяина привести своего питомца в порядок. Пусть он почистит собаке уши, промоет глаза, пострижет когти, помоет и расчешет шерстку. У некоторых собак бывает повышенное слюноотделение. Позаботьтесь об отсутствии слюны на губах «фотомодели». Напомните хозяину, чтобы он взял с собой салфетки. Слюна никоим образом не украсит животное. Если у собаки, которую вы фотографируете, длинная шерсть - снимать ее в парке в ветреную погоду будет проблематично. Помните и про это.

Стоит сказать, что фотографирование для любой собаки - это своего рода стресс. Объектив вашей фотокамеры может показаться ей зловещим глазом неизвестного страшного существа. И этот пристально смотрящий на нее глаз может вызвать у животного самую неожиданную реакцию: от ярой агрессии до почти человеческой застенчивости. А щелчки затвора фотокамеры и яркие разряды вспышки могут реально усугубить ситуацию. А если вы снимаете собаку в студии, где обычно бывает жарко, и вообще с точки зрения собаки очень и очень неудобно и непривычно, то животное может вообще стать неуправляемым и неадекватным. Какое уж там спокойное позирование…

Как же выйти из этой ситуации? Это совсем несложно. Не торопитесь снимать. Дайте собаке привыкнуть к вам, к вашей технике и вообще к общей атмосфере помещения (если вы снимаете в незнакомом собаке помещении). Постарайтесь, чтобы «фотомодель» освоилась, поняла, что вы и всё вокруг не представляет для нее никакой опасности. Что можно для этого предпринять? Дайте собаке обнюхать фотокамеру и вспышку (только объектив при этом не забудьте закрыть крышкой!). Пощелкайте затвором. Собака поймет, что и эти звуки не опасны ей. То же самое проделайте и со вспышкой. Чтобы собака и вас приняла за своего - угостите ее лакомством из своих рук. Короче, любыми доступными и известными вам способами убедите вашу фотомодель, что никто и ничто не представляет здесь и сейчас для нее никакой опасности. И только после этого смело начинайте съемку.

Ну а если все же, не смотря на все предпринятые вами усилия, вам так и не удалось приучить животное к этим ярким и пугающим разрядам вспышки, и она все равно их боится, не остается ничего иного, как снимать при повышенном значении светочувствительности. Придется увеличивать ISO. Конечно, на снимках при этом может появиться крупный цифровой шум. Но что делать. Иного выхода из этой ситуации тут просто нет.

Скажем отдельно о поводке, ошейнике и вообще амуниции собаки. Поводок при фотографировании лучше не использовать. Ну а если уж без него не обойтись, он не должен портить собой общий вид собаки и фотографии в целом. Да и вообще всё то, что надето на четвероногую модель, должно быть красивым и достойным ее благородной особы.

При съемке собаку нужно располагать на ровной поверхности. Из-за разности высот этой поверхности животное на фотографии может получиться горбатым и некрасивым. Если фотосессию вы проводите на открытом воздухе, в парке, то иногда снимок может испортить высокая трава, в которой стоит или сидит собака. Но в некоторых случаях все же высокая трава может быть полезной - например, для того, чтобы скрыть короткие лапы низкорослой собаки. Тут все зависит от вашей с хозяином животного идеи снимка, от внешнего вида животного.

Теперь переходим к композиции снимка, к ракурсу и точке съемки.

Не рекомендуем фотографировать собаку, особенно маленькую, с уровня собственных глаз. Рост среднестатистического человека намного превышает рост собаки. И поэтому, если вы будете снимать ее с высоты своего роста, наклонив фотокамеру вниз, то есть с высокой точки относительно собаки, то животное на фотографии будет казаться неуклюжим, невыразительным. Пропадет вся природная красота и привлекательность четвероногой фотомодели. Голова животного в таком ракурсе будет выглядеть намного большей, чем она есть на самом деле. А тело и тем более лапы на фотографии визуально заметно уменьшаться. Это не понравится не только хозяину собаки, но и всем тем, кто будет потом рассматривать ваши снимки.

Фотографировать собаку нужно с уровня ее роста, ее глаз. Для этого вам придется присесть. Всё очень просто. Ну, а если собака совсем уж кроха - посадите ее для съемки на стул или какую-нибудь другую возвышенность. На тумбу или на подиум. Но не забудьте при этом о безопасности вашей портретируемой. Испугавшись чего-нибудь, эта малышка может спрыгнуть вниз и травмироваться. Короче, идея тут несложна: собаку снимайте с уровня глаз ее сородича.

Теперь о расстоянии, с которого лучше всего фотографировать собаку. Рекомендуем делать это с расстояния от двух до четырех метров.

Фотографирование собак - дело сложное, но, тем не менее, очень интересное. Тому, кто такой съемкой занимается, нужно иметь навыки и в портретной съемке, и в постановочной, и в репортажной и даже в спортивной. Главная трудность в этой работе - это то, что собаки лишены возможности разговаривать и понимать язык человека, а значит, фотографу трудно объяснить им, что он от них вообще хочет. Но. при определенном навыке и опыте, все эти препятствия возможно научиться преодолевать. А для привлечения внимания собаки можно попробовать использовать различные пищащие и прочие звучащие игрушки. Можно и самому посвистеть, пощелкать пальцами. Точно так же как при работе с маленьким ребенком. А еще внимание собаки можно привлечь лакомством. Но лучше будет, если это дело вы поручите хозяину собаки. При любой ситуации, хозяин знает свою собаку намного лучше, чем вы, и в какой-то степени может спрогнозировать, предугадать поведение своего животного в том или ином случае.

Ну, а как поступить, если вам очень хочется сфотографировать собаку, а рядом никого нет для того, чтобы помочь вам? Расскажем вам об одной маленькой хитрости. Возьмите длинный поводок и привяжите собаку к дереву. После этого начинайте снимать животное с достаточно большого расстояния. Если во время этого рядом будут проходить люди, собака непременно будет на них реагировать, чем и предоставит вам огромно количество возможностей для съемки! Ну, а если прохожих в это время в этом месте по какой-то причине не окажется, то на помощь вам придут различные мелкие предметы: камни, палки, шишки… Попробуйте кинуть, например, шишку в ту сторону, в которую, по вашей задумке, должна смотреть собака. А потом снимайте. Киньте еще шишку. И сделайте еще несколько снимков. Фотографии могут получиться очень интересными. А еще можно взять с собой на прогулку двух собак. И привязать их на длинные поводки на значительном расстоянии друг от друга. Животные будут реагировать одно на другое, ну а вам останется только выбрать удачную точку съемки и фотографировать, фотографировать, фотографировать… Снимайте больше, чтобы потом было из чего выбрать хорошие кадры.

Очень интересно фотографирование собак в движении. Вариантов такой съемки несколько. Один из них - просто, что называется, «заморозить» какую-нибудь фазу движения животного, например, в прыжке, при помощи очень короткой выдержки. Также можно использовать прием, который получил название «съемка с проводкой». В этом случае лучше будет использовать режим серийной съемки, а автофоусировку поставить в следящий режим.

Последний практический совет. Во время фотосесси не забывайте давать собаке время на отдых. Она в нем нуждается точно так же, как и обычные фотомодели.

Вот и всё на сегодня. Скажем еще раз: съемка собак - дело очень интересное. Наберитесь терпения. Всё у вас должно получиться!

В данной статье я буду рассматривать только экстерьерную съёмку собак.
Что такое экстерьерная съёмка собак? Ну, в общем, само название говорит за себя, фотография должна показать экстерьер собаки.
Самое главное, не забывайте, фотография должна отображать реальность!
Рассмотрим ошибки, наиболее часто встречаемые при фотографирование собак, вынесем правила и сделаем выводы.

Основными пунктами, влияющими на качество полученной фотографии, являются:
Свет
Фон
Правильный ракурс
Опрятный вид собаки и хендлера

А теперь пройдёмся по каждому пункту подробнее.

Свет.

В течение дня солнце меняет своё положение и, соответственно, по-разному влияет на полученные снимки.
Можно снимать собак в утренние и вечерние часы. Не забывайте, что закатное солнце окрашивает собак и они смотрятся рыжее. При таком солнце можно добиться очень интересных эффектов.
Днём, при ярком солнце тени имеют резкие очертания, а это не очень хорошо.
На светлой собаке, из за яркого солнца, могут появиться пересветы.
Источник освещения должен находиться за спиной фотографа, т.е. за вашей спиной.
Ни в коем случае не снимайте собаку против света (конечно если это не художественное фото и вы хотите добиться определённого эффекта) иначе вы получите непонятное тёмное пятно вместо собаки.
Лучше всего снимать днём, без яркого солнца, когда небо затянуто облаками. Облака рассеивают свет, он будет мягким, и на фото не получится жёстких теней.
Собака не будет щуриться, а вам не придётся задумываться, как ляжет свет.
Собака должна быть освещена равномерно, следите, что бы на неё не попала тень от деревьев и кустов. Следите, что бы в кадр не попала ваша собственная тень.

Фон и место для съёмок.

Фон так же очень сильно влияет на восприятие собаки на фото.
Обязательно при съемке нужно уделять самое пристальное внимание заднему плану. Большинство любительских снимков, сильно грешат неподходящим, захламленным фоном, мешающим восприятию главного - собаки.
Ковер, детали мебели или ноги прохожих на заднем плане - худшее, что можно придумать. Избавляемся от хоз-быта в качестве фона. Хороший фон - достаточно размытый и однородный, без ярких и контрастных пятен.
Он не должен отвлекать внимание, не должен сливаться с собакой.
Большой ошибкой будет снимать тёмную собаку на тёмно зелёном фоне, она непременно с ним сольётся. Для тёмных собак нужны светлые фоны. Фон должен быть как можно более однородным.
Остерегайтесь стволов деревьев на заднем плане, может получиться так, что морда собаки имеющей чёрную маску попадёт на это дерево и сольётся – это сильно испортит кадр и восприятие на нём собаки. Так же может случиться, что дерево будет за головой и это уже будет олень, а не собака. В общем остерегайтесь всех резких тёмных пятен на фоне, они помешают целостности восприятия, «разобьют» линии собаки.

При выборе места для съёмки собаки обратите внимание, что бы на этом месте не было высокой травы, иначе она скроет лапы и собака, будет смотреться коротконогой. Что бы поверхность, на которой стоит собака, была ровной, иначе может исказиться линия верха собаки.
Следите, что бы в кадр не попали посторонние предметы и мусор.
Помните, чем дальше от фона вы ставите собаку, тем более размытым он получится, это несомненный плюс так фон будет более однородным.

Опрятный вид собаки и хендлера.

Не забудьте о самой модели! Важно подготовить собаку к фотосъёмке, причешите собаку, если она линяет лучше вычесать её, это будет смотреться гораздо приятнее, чем «клочкастая линяющая псина». Часто у собак текут слюни (от жары или просто от волнения) они пачкают лапы и это портит общее впечатление, не поленитесь вытрите лапы насухо и причешите.
Очистите нос собаки, часто на нём остаётся присохшая еда. Нос можно протереть ватным диском смоченном маслом. Если собаку необходимо снять с хендлером, позаботьтесь и о его внешнем виде. Хендлер одетый в халат домашние тапки не украсит рекламного снимка.
Собакам быстро надоедает стоять в одной позе, они устают и начинают «корячиться» как могут. В этом случае поможет игра, поиграйте с собакой, можно пробежаться (каждый хозяин знает подход к своей собаке).

Правильный ракурс.

Ну, вот теперь, когда мы выбрали хороший фон, учли расположение освещения (солнца), позаботились о внешнем виде собаки и хендлера, можно приступать к самому важному.
Начинаем фотографировать. И ту возникает вопрос, а как? Как должна стоять собака, какое положение относительно собаки, должен занимать фотограф?

Вот основные правила:

Даже самая крупная собака всё равно намного ниже человека. Новички любят делать снимки типа «вид c вертолёта». На снимке, сделанном с такого ракурса, собака будет казаться меньше, чем на самом деле. Она будет будто прижата к земле и из собаки хорошего формата, с хорошей длинной конечностей вы сделаете нечто растянутое и коротконогое.
Не ленитесь присесть на колени перед собакой, а перед маленькой собакой или щенком придется даже лечь!
При зоотехнической съемке собак - демонстрации достоинств представителя породы, экстерьера - ракурс фиксирован. Такие снимки делаются, как правило, со стороны левого бока, строго в профиль, причем объектив фотоаппарата должен «смотреть» в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, а оптическая ось его должна быть параллельна земле.

Как и у любой инструкции, у этой стать есть все шансы быть прочитанной, после череды проб и ошибок при фотосъемки собак Но лучше позже, чем никогда. Казалось бы, чего проще, выбрать подходящий момент и нащелкать кадров, из общего количества которых выбрать наиболее удачный «собачий» снимок. На деле же все гораздо сложнее. Тем не менее, задача фотографа сильно облегчается, если он будет следовать изложенным ниже рекомендациям. Но сначала немного о специфике фотографировании четвероногих.

Собака – модель

Когда мы говорим о фотосессиях, в которых собака выступает главным объектом съемки, то следовало бы учитывать не только размер, но и характер конкретной породы. В отличие от людей-моделей собаки, как правило, не понимают, что их снимают. Для них съемка выглядит как некая игра, – это то, к чему нужно стремиться. В противном случае собака может воспринять человека с фотокамерой, как нечто враждебное, направляющее на нее непонятный прибор, ослепляющий и издающий щелчки.

Поэтому очень важно сначала дать собаке привыкнуть к себе и к камере. Если отношения сразу не задались, то лучше всего отложить съемку на несколько часов, задобрив ее вкусненьким.

В кадре собака всегда натуральна. Она не умеет строить наигранные мины, что на руку фотографу. Но в то же время собаку сложно заставить действовать по сценарию, поэтому приходится всегда быть начеку и, что называется, ловить момент.

Секрет правильного ракурса

Даже самая крупная собака ростом намного ниже человека. Если фотограф будет вести съемку стоя, то получится нечто наподобие вида сверху. Такие фотографии неинтересны: аналогичным образом выглядит автомобиль, снятый с балкона.
Собаку нужно фотографировать, держа камеру на уровне ее глаз или ниже. Наиболее удачные ракурсы спереди, три четверти и в профиль. Некоторые породы (крупные, с вытянутой мордой) интересно смотрятся сидя, когда точка ведения съемки расположена между профилем и спиной.



Держать дистанцию

Если собака смущается при виде камеры, раздражается или проявляет агрессию, то можно попробовать снять ее с большого расстояния при помощи мощного телеобъектива. В таком случае собака остается в привычной обстановке с хозяином, который старается вынудить ее принять нужную позу. Этот способ съемки достаточно хорош, но не без недостатков. Во-первых, мощного телеобъектива может не быть; во-вторых, расстояние съедает детализацию шерсти, которая так важна при съемке собак.

Режимы съемки

Желательно при фотографировании собак обходиться без импульсного света, путем увеличения ISO. В студийных условиях, разумеется, без вспышки ни куда, но тогда следует запастись лакомством и подзадоривать ими четвероногих моделей, если они будут пугаться яркого света.
Собака вряд ли будет замирать по приказу фотографа, поэтому нужно снимать на коротких выдержках, как на спортивных соревнованиях. К слову, динамические фотографии с собаками смотрятся весьма эффектно.
Глубину резкости желательно устанавливать маленькую, чтобы выделить собаку композиционно.

Памятка для фотосессии с собаками:

1. Свести к минимуму использование вспышки.
2. Выбирать места с хорошей освещенностью, но без резких теневых перепадов.
3. Пользоваться серийной съемкой при постановке динамических сцен.
4. Собака, расположенная в кадре слева направо смотрится естественнее, а ее движения выглядят более стремительно.
5. При построении композиций следует использовать золотое сечение.
6. Снимайте в присутствии хозяина. При необходимости его можно удалить в фоторедакторе.
7. Съемка собак ведется с низкого ракурса.

Уже более 5 лет у меня живет собака породы эстонская гончая , достаточно сложная в воспитании, но очень красивая.

Отвечу на любые вопросы по фотографии собак, и посоветую персонально для вас,

Красиво сфотографировать собаку - дело не такое простое, каким кажется на первый взгляд. В Интернет представлено много статей и советов на эту тему, но большинство из них ориентированы на опытных фотолюбителей и профессиональных фотографов. Мы же попробуем дать несколько простых советов для тех, кто только начинает осваивать фотографию или же хочет всего лишь научиться снимать своих любимцев, не забивая себе голову фототерминами. Примеры даны с прицелом на фотосъемку лабрадоров и их щенков, но применимы к любой породе.

Дело техники

Успех в любом деле зависит от правильного выбора инструмента. Если избегать крайностей, то идеальным выбором для любительской фотосъемки собак станет фотокамера с относительно малошумным сенсором, быстрым автофокусом и зумом 3-7 крат (или с фокусным от 28-75 мм). Под эти требования хорошо подходят зеркальные фотоаппараты начального уровня, камеры-гибриды (так называемые "беззеркальные" камеры), “продвинутые” компакты. Это не значит, что для нашего дела не подойдет и более простая камера - но сделать удачный снимок будет сложнее.

Немного о настройках

Для съемки собак рекомендуется чуть увеличивать глубину резкости, особенно при съемке анфас, укорачивать выдержки до 1/80 для неподвижных поз и 1/320 для движения. Если вам это мало о чем говорит - поставьте камеру в режим “Авто”, либо “Портрет” для съемки собак в малоподвижном состоянии, для съемки в движении поставьте режим “Спорт”. Все остальные настройки имеет смысл оставить по умолчанию, либо в “авто”. Современные камеры достаточно сообразительны и обычно вполне способны справиться с простыми сюжетами. Единственный момент - найдите регулировку экспокоррекции в вашей камере (обычно обозначается значком +/-) и привыкайте ее использовать. Здесь все просто - если снимок или важная его часть получается слишком светлой, добавьте экспокоррекцию в минус, если снимок слишком темный - то в плюс. Серьезные промахи по яркости вы увидите при просмотре прямо на экранчике камеры, а мелкие легко поправите в редакторе позже.

Ракурс - наша точка зрения

Ракурс на снимке - единственное, что никогда нельзя исправить после того, как снимок уже сделан, поэтому выбор точки и угла съемки очень важен. Здесь нужно помнить два момента:

1. Для лабрадоров и других средних и крупных пород наиболее выгодна и правильна с точки зрения пропорций съемка с высоты их роста - т.е. придется присесть или наклониться, при этом снимать лучше с расстояния 3-5 метров (помним про зум). Для мелких пород это тоже работает, но их допустимо снимать с меньшего расстояния и чуть сверху, что подчеркивает их миниатюрность - такой прием хорошо применим при съемке щенков лабрадора на улице. При постановочной съемке наиболее интересны фото в профиль, три четверти сидя или стоя, движение сбоку или анфас. Другие ракурсы обычно искажают пропорции и в целом невыгодны, хотя некоторые снимки с “неправильных” углов могут быть забавны.

2. Фон и окружающая обстановка вообще очень сильно влияют на восприятие снимка. Для собак обычно благоприятен спокойный фон, не слишком яркий или темный, не “захламленный” пестрыми деталями. Следует избегать попадания в кадр посторонних деталей - фрагментов других собак, мебели, прохожих, автомобилей, мусора. Если собака очень темного или светлого окраса, то надо особенно избегать контрастного фона, так как на его фоне собака может “потеряться” и превратиться в силуэт. На улице хорошим фоном часто может служить уходящая вдаль дорожка в парке, опавшие листья, трава, деревья и кустарники на заднем плане.

Следует быть осторожным с деревьями и травой. Деревья могут сливаться с частями тела собаки, отбрасывать длинные теневые полосы, "вырастать" из силуэта - все это может сильно испортить снимок. Трава может скрадывать длину ног стоящей в ней собаки. Неровная земля и кочки могут так же служить причиной искажения линии верха и пропорций.

Немного особняком стоит зоотехническая съемка собак - съемка в стойке, которая производится в стойке и служит для демонстрации породного экстерьера. Общепринятый ракурс для такой съемки: собака стоит строго в профиль (чаще левым боком), объектив направлен в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, направление фотоаппарата строго параллельно земле.

Расстояние в 3-5 метров, кроме сохранения пропорций, выгодно снимающему еще и тем, что собака меньше отвлекается на фотографа, а у него самого есть чуть больше времени и пространства, чтобы наводиться и менять компоновку кадра.

Свет и тень

Как и с людьми, наиболее выгодным и простым для фотографирования собак освещением является солнце ранним утром или ближе к вечеру, особенно в легкой дымке. Прямые лучи солнца в околополуденное время не всегда хороши, так как создают глубокие тени, “выбивают” цвет шерсти, сильно ограничивают при съемке собак с контрастным окрасом, например черных и светлых палевых лабрадоров. В такое время для съемки лучше выбирать большие затененные участки. Это аллеи в парках, тени от зданий и больших деревьев. Если же вы все-таки снимаете на прямом солнце - обращайте внимание на тени и следите за яркостью. Рекомендуется в таких условиях снимать с экспокоррекцией в небольшой минус, это может помочь избежать пересветов.

Особенно сложна съемка зимой - снег служит очень ярким фоном и собаки темных окрасов при невыгодном освещении на нем теряются. На фоне снега почти всегда необходима экспокоррекция в минус на одну-две единицы, а иногда и больше.

При съемке против солнца и в пасмурную погоду может оказаться, что собака получается блекло, плоско, слишком темно. В этом случае может помочь включение вспышки - только помните, что эффект от вспышки на большинстве камер есть лишь на расстоянии до 3-5 метров. В случае сомнений лучше сделать несколько кадров как со вспышкой, так и без. Эффект от встроенной вспышки не всегда удается разглядеть на экранчике камеры, иногда он может быть и негативным, например, в виде ненужных бликов на шерсти. Лучше отбирать удачные кадры с просмотром на большом экране.

Наиболее благоприятное направление света - мягкий солнечный свет со стороны снимающего, либо чуть спереди - при портретной съемке в этом случае хорошо прорабатывается цвет глаз.

В целом надо понимать, что для съемки собак любительской техникой и без специальных ухищрений (как, например, светосильная оптика и искусственные источники света) нужно хорошее освещение. Для съемки в движении оно прямо-таки необходимо, но даже для статики хороший свет важен, так как при слабом освещении любой фотоаппарат начинает выдавать шум. Зеркальные и другие фотоаппараты с большим сенсором позволяют снимать с худшим освещением, но и для них этот предел наступает. При этом на шерсти собаки все негативные эффекты цифрового шума заметны очень хорошо и с ростом шума фото быстро теряют естественность.

Глазу не за что зацепиться

При фотографировании собак часто возникают проблемы с автофокусом - фотоаппарат не может сделать снимок, жужжа и елозя туда-сюда объективом. Обычно это возникает при не самом лучшем освещении, чаще на однотонных окрасах (особенно черных) и типично, скорее, для компактных фотоаппаратов, хотя страдают этим и зеркальные. Причина этого явления проста - когда аппарат фокусируется, он “видит” только контрастные детали, если же света мало и/или точка фокусировки (обычно - центр кадра) приходится на что-то однотонное (например, на шерстяной бок собаки), то ему просто не удается “разглядеть” цель. Это типично для лабродоров и других пород с одноцветным окрасом. В таком случае надо помочь камере “зацепиться” - либо перекомпоновать кадр так, чтобы ближе к центру оказалось что-то контрастное (например, ошейник), либо навести центр кадра на контрастную деталь (глаза собаки, ошейник, ринговку, в крайнем случае на линию силуэта), нажать кнопку спуска наполовину, убедиться, что фокусировка прошла (в зависимости от модели камеры, загорится зеленый сигнал/появится зеленая рамка/раздастся звук) и, не отпуская кнопки затвора, перекомпоновать кадр желаемым образом, затем нажать до конца.

Этот же прием хорошо работает, когда автофокус не может навестись на собаку в движении, либо срабатывает слишком поздно. В этом случае можно заранее навестись на место, где окажется собака, нажать кнопку спуска наполовину, дождаться появления собаки в кадре и нажать спуск до конца. Для простоты можно заранее пометить нужное место на земле каким-то заметным объектом, например, веткой.

Полезно помнить, что практически у всех фотоаппаратов скорость работы автофокуса падает с увеличением зума. Особенно это касается компактов с очень большим зумом, 10 крат и более - обычно скорость и цепкость автофокуса на предельном зуме у них очень мала.

Это Фотошоп?

Не бойтесь редактировать цифровые фотографии. Для них процесс небольших правок практически обязателен, так как даже самая совершенная камера не видит сцену так, как это видел глаз человека. Почти всегда требуется корректировка контраста и яркости (регулировки Brightness и Contrast), очень часто полезно скорректировать насыщенность и гамму цветов (регулировки Saturation и Autocolor). На самом деле для любой фотографии полезно попробовать сделать автокоррекцию цвета (Autocolor) и посмотреть не стало ли лучше. Кроме того, камеры часто делают снимки недостаточно резкими, поэтому повысить резкость фотографии заключительным этапом редактирования (регулировка Sharpness) никогда не помешает. Все эти коррекции можно сделать в любом фоторедакторе, включая бесплатные, например Google Picasa.

Количество в качество!

И в заключение - помните о законе репортажной съемки: кадров много не бывает! Это ни в коем случае не призыв щелкать бездумно, но если вам кажется, что сейчас может появиться удачный момент - снимайте больше! Это касается не только съемки в движении, даже снимая собаку в стойке лучше сделать несколько кадров подряд, ведь есть множество не всегда приметных в момент съемки нюансов, например, положение виляющего хвоста, поднятые уши или выражение морды. Особенно это касается жизнерадостных лабрадоров, которые и в стойке не всегда могут постоять спокойно! Чем больше кадров вы снимете, тем больше шанс отобрать среди них именно те, которые вы хотели получить.

Удачных вам снимков!