Массаж для грудничков с подробной фото-инструкцией. Особенности для разных возрастных групп

Сегодняшняя статья является продолжением темы о детском массаже и гимнастике , начатой в прошлых статьях.

Детский массаж является лучшим способом, помогающим Вашему ребёнку расслабиться и чувствовать себя спокойно. Так же массаж помогает улучшить сенсорное восприятие малыша.

И мы должны понимать, что прикосновение – это одна из форм выражения любви к ребёнку, и использовать это средство для установления тесных связей со своим малышом.

Конечно, в идеале, массаж и гимнастику ребёночку лучше начинать делать где-то с месячного возраста. Но, если в силу каких-либо обстоятельств Вы этого не сделали, начните делать это сейчас. Если вы всё ещё сомневаетесь в эффективности массажа, советую Вам прочитать статью .

Если возраст Вашего малыша три месяца, а Вы не проводили с ним комплекс массажа и гимнастики из первого комплекса, то можете сразу приступить к выполнению этих упражнений:

Комплекс 2 (для малышей возрастом 3-4 месяца).

Ещё маленькое отступление – перед началом выполнения комплекса, обязательно ознакомьтесь с

Начнём.

Вашему малышу уже исполнилось три месяца. Пора заменить привычный нам комплекс упражнений на новый. Это делается для правильного и гармоничного развития Вашего малыша.

К рефлекторным упражнениям, которые Вы с ним проводили ранее, добавляем пассивные и пассивно-активные упражнения для туловища, рук и ног. Пассивные упражнения — это различные перемещения малыша, осуществляемые взрослыми, но при этом, ребёночек уже частично сам выполняет движения, а взрослый ему помогает.

1. Скрещивание рук ребёночка.

Малыш лежит на спине. В ручки ребёночка вложить по пальцу, и когда он за них ухватиться, разводить его ручки в стороны (немного придерживая их своими руками), а затем, скрещивать их перед грудью. Делать 6-8 раз. Потом поднимаем ручки малыша вверх и опускаем вниз, тоже 6-8 раз. Очень хорошо, если Ваша кроха во время проведения этого упражнения сопротивляется, напрягает ручки.

2. Сгибание ног.

Ноги малыша берём за голени так, чтобы указательные пальцы находились сверху. Одновременно сгибать обе ножки, приводя бедра к животику, и разгибать. Проделать 4-6 раз. Если ножки малыша хоть чуточку сопротивляются при выполнении упражнения – это замечательно!

3. Массаж ручек.

Ребёнок лежит на спинке. Взрослый, придерживая правую его кисть правой рукой, по 4-8 раз делает каждое из упражнений – поглаживание, растирание, разминание. Упражнения выполняем в направлении от кистей к плечам, что благоприятно сказывается на движении венозной крови и лимфы по сосудам. Это же проделываем и со второй ручкой.

4. Массаж ножек.

Делаем всё то же самое, что и в предыдущем упражнении, только с ножками. И от ступней к паховой области. Тоже по 4-8 раз.

5. Рефлекторный поворот со спины на живот.

Исходное положение – малыш на спине. Указательный палец левой руки вкладываем в левую ручку малыша, согнутую в локтевом суставе. Правой рукой держим нашу кроху за среднюю часть голени. Медленно и осторожно поворачиваем малыша, побуждая его самого поворачивать плечевой пояс, туловище и голову до поворота на животик. Затем возвращаем ребёночка в исходное положение. Упражнение делаем 1-2 раза.

То же самое проделываем в другую сторону, меняя руки. Отлично – если ребёночек крепко держится за палец взрослого и участвует в поворотах.

6. Массаж спины.

Малыша выкладываем на животик. Выполняем поглаживание и растирание – по 6-8 раз. От крестца к лопаткам вдоль позвоночника.

7. Массаж животика.

Ребёночек на спине. Поглаживаем его животик своей рукой по часовой стрелке. Делаем 6-8 раз.

8. Массаж стоп.

Это очень полезное упражнение, так как на подошве наших ног находятся многие рефлексогенные точки, и воздействие на них положительно влияет на весь организм. Поэтому, хоть ребёночку будет щекотно, и он может сопротивляться, выполняем это упражнение обязательно.

Малыш лежит на спине. В упражнении используем растирание и разминание. Делаем каждое по 5- 6 раз от пяточек к пальчикам.

9. Массаж грудной клетки (вибрационный).

Исходное положение – малыш лежит на спине. Легонечко постукиваем подушечками своих пальцев обеих рук по грудной клетке малыша. Эти движения напоминают отстукивания по кнопкам печатной машинки. Вначале делаем массаж передней стенки груди малыша, затем боковых сторон. Упражнение занимает 1-2 минуты.

10. После этого, поворачиваем ребёнка на животик и так же выполняем вибрационный массаж грудной клетки со стороны спинки в течение 1-2 минут.

11. Сгибание и разгибание рук.

Ребёночек лежит на спине. Упражнение выполняем попеременно то одной, то другой ручкой по 6-8 раз. Если ножки малыша хоть чуточку сопротивляется при выполнении упражнения – это замечательно!

12. Сгибание и разгибание ножек.

Исходное положение – малыш на спине. Взрослый держит его за стопы, большие пальцы – на подошвах. По очереди сгибаем и разгибаем то одну, то вторую ножку крошки. Повторяем по 6-8 раз. Тоже хорошо, если малыш сопротивляется движениям, значит, его мышцы работают.

13. Переход в положение сидя.

Малыш лежит на спинке. Взрослый берёт обеими руками туловище своего крохи с боков. Переводим ребёночка в положение сидя, и осторожно опускаем его обратно, на спинку. Когда опускаем малыша на спинку, одну руку передвигаем к затылку и придерживаем головку во избежание ушибов. Делаем упражнение 2-4 раза.

14. Поглаживание ручек и ножек .

Это заключительное упражнение нашего комплекса расслабит и успокоит малыша. Поглаживаем ручки и ножки от низа к верху, в течение нескольких минут.

Дорогие родители! Не пропускайте выполнение комплекса упражнений массажа и гимнастики. Делайте это ежедневно в первой и второй половине дня по 5-6 мину. Выделите время для этого! Ведь пользу массажа и гимнастики для ребятишек раннего детского возраста переоценить невозможно!

Желаю здоровья Вам, дорогие родители! А Ваши детки пусть радуют Вас своим здоровьем и крепостью!

С Уважением.
Елена Медведева.

Массаж для грудничков является отличным профилактическим и эффективным методом лечения многих заболеваний. В возрасте до одного года необходимо регулярно применять практику массажа: массаж для грудничков 2 месяца кардинально не будет отличаться от того, как будет выполняться массаж грудничка 3 месяца. Помимо неоценимой пользы приемов массажа, положительный результат приносят нежные мамины прикосновения.

Малыш чувствует тепло и нежность маминых рук

Данная процедура представляет собой совокупность классических приемов, которые оказывают механическое воздействие на определенные участки тела. Гимнастика в совокупности с массажными приемами применяется для лечения и профилактики различных заболеваний грудничков. Массаж стимулирует обменные процессы в коже, улучшая функции потовых и сальных желез, улучшает кровообращение в коже и мышцах.

Механизм воздействия массажа грудничкам

Во время проведения приемов массажа рецепторы кожи получают воздействие, это воздействие передает коре головного мозга импульсы, которые активизируют соседние участки, отвечающие за различные функции организма. Сам по себе, воздействуя на кожу, он вызывает обновление эпителия. Комплексный сеанс в правильном соотношении с детской гимнастикой улучшает кровообращение, воздействуя на лимфоток и активизируя обмен веществ.

Что касается гимнастики, то в ее задачи входит формирование правильного суставно-мышечного аппарата, а так же выработка наиболее правильного и рационального стереотипа движения у малыша. Массаж грудничку 3-4 месяца в совокупности с гимнастикой не будет отличаться разнообразием. Но и эти ощущения внесут в жизнь младенца новый поток эмоций. В этом случае, массаж выступает в роли некого стимула к психологическому и физическому развитию. Можно сказать и о том, что регулярные занятия в одно и то же время приучат малыша с раннего возраста к определенному режиму и правильному ритму жизни. Во время массажа происходит и такая важная процедура, как закаливание и принятие воздушных ванн.

Показания и противопоказания массажа для грудничков

Совокупное соотношение гимнастики и массажа следует применять с полуторамесячного возраста в качестве метода укрепления организма малыша и правильного формирования физического развития. Но, встречаются и такие ситуации, в которых массаж назначается в более ранние сроки.

Как правило, массаж назначают недоношенным детям, детям, находящимся на искусственном вскармливании. Если ребенок хоть как-то отстает в физическом развитии, перенесшим какие-либо заболевания тоже назначается массаж и гимнастика. Если ребенок имеет костно-мышечное заболевание или заболевание нервной системы, массаж в этих случаях обязателен.

Противопоказаниями будут гнойные заболевания кожи, любые хронические и острые заболевания, болезнь крови и кровотечения, любые воспалительные процессы.

Техника массажа для грудничков

Массаж грудничкам – дело очень деликатное. Техника включает в себя четыре приема, которые входят в классический массаж – поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Чаще всего на практике используют такие приемы, как поглаживание, растирание и вибрация.

  • Поглаживание

Начинать следует с легкого поглаживания. Этот прием действует успокаивающе на нервную систему, активизирует питание кожи, укрепляет мышцы, улучшая эластичность и лимфообращение. Улучшается обмен веществ и потребление кислорода тканями, это способствует повышению аппетита, увеличению веса и улучшению общего состояния ребенка. Особенно, этот прием необходим тем деткам, у которых наблюдается отставание в весе.

Все приемы выполняются нежными, легкими движениями

  • Растирание

Этот прием активизирует прилив крови к коже, мышцам и тканям. Его следует выполнять в круговом направлении одним или несколькими пальцами. Как правило, прием растирания применяют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, чаще всего используют растирание голени ребенка.

Растирание выполняется в круговом направлении

  • Разминание

Разминание, в отличии от остальных приемов детского массажа, применяют для воздействия глубоко расположенных тканей, что вызывает активизацию кровообращения и питания. Происходит улучшение тонуса мышц и их сократительной способности. Разминание чаще всего используют при лечении рахита и его остаточных явление, который выражается в слабости мышц и задержкой в развитии опорно-двигательного аппарата.

Разминание способствует активации кровообращения

  • Вибрация

Этот прием выражается в сотрясении подлежащих тканей, энергетический прием. Прием вибрация редко используется в качестве массажа грудничков. Его назначают при специальных показаниях, таких как укрепление мышц позвоночника и для детей с повышенной массой тела.

Приемом вибрация можно заканчивать процедуру

Все движения и приемы проводятся очень нежно, плавно и аккуратно, так как кожа ребенка очень ранимая и нежная, чувствительна ко всем движениям. Учтите то, что практически все приемы носят возбуждающих характер нервной системы.

Техника выполнения массажа для грудничков

Предлагаем ознакомиться с подробной фото-инструкцией массажа.

Ранее, данное движение называли «охватывающие движения руками». Ребенок должен лежать на спине, ногами к вам. Большие пальцы своих рук вложите в ладошки ребенка, а остальными придерживайте кисти. Сначала разведите руки на 90 градусов по отношению к туловищу, а затем сведите, как показано на рисунке. при скрещивании, руки должны попеременно меняться — сначала сверху левая, потом правая. Движение нужно повторить 6-8 раз.

Скрещивание рук предназначено для развития мускулатуры и плечевого пояса. После 4 месяцев можно не придерживать кисти ребенка.

Техника упражнения «скрещивание рук на груди»

Первым делом нужно выполнить поглаживание рук. Затем перейти к растиранию, а после к разминанию. Левой рукой возьмите левую ручку ребенка и начните растирать ее, сначала одним пальцем, затем двумя, а потом тремя пальцами. Закончить нужно поглаживанием.

Массаж рук младенца

Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку

Правой рукой, а точнее большим, средним и указательным пальцами зафиксируйте обе голени малыша, чуть выше голеностопных суставов. Указательный палец своей левой руки вложите в ладошку ребенка, чтобы он ухватился за него. С помощью правой руки двигайте ноги ребенка так, чтобы таз слегка мог развернуться вправо. За движением таза ребенок должен повернуть голову и туловище в ту же сторону. Это срабатывает рефлекс на поворот таза. Держа за руку ребенка, помогите ему до конца совершить поворот таким образом, чтобы он оказался в положении на животе.

Второй поворот совершается идентично, только движение таза движется влево. Не нужно тянуть руки и ноги ребенка, так он сам не научится переворачиваться самостоятельно.

После 3-х месяцем к основным приемам добавляется прием разминание. Пальцами обеих рук начинайте одновременно совершать круговые поступательные движения, интенсивно разминая мышцы по обе стороны позвоночника, направленные от поясницы к шее.

После 4-х месяцев можно ввести прием похлопывание. Данный прием нужно выполнять на длинных мышцах спины, начиная от ягодиц к голове. Закончить массаж спины нужно легким поглаживанием.

Массаж спины для малыша

Для выполнения данного упражнения ребенка нужно положить на живот, ногами к вам. Правой рукой зафиксируйте обе ноги ребенка так, чтобы средний палец оказался слева, указательный между голеней, а остальные справа. Правой рукой аккуратно приподнимайте ноги ребенка, положив ладонь под живот.

В таком положении голова и плечевой пояс приподняты, а позвоночник находится в состоянии разгибания. Выполняя данное упражнение, работают все мышцы спины.

Упражнение «Положение пловца»

А сейчас кладем малыша на спину, ногами к себе. Большие пальцы обеих рук заложите в ладони, а остальными по необходимости придерживайте кисти малыша. Попеременно начинайте сгибать и разгибать ручки в локтевых суставах. При сгибательных движениях ваши пальцы должны соприкасаться с плечевым суставом, а не с грудью. В таком положении ребенок будет поворачиваться с боку на бок.

Техника сгибания и разгибания рук

Основные правила массажа грудничкам

  1. Если малыш находится в плохом расположении духа, плачет, капризничает – следует перенести на другое время;
  2. Оптимальное время проведения массажа – утро, за час до кормления и за 2 после него, оптимальная температура помещения – 20-22 градуса;
  3. Лучше всего проводить массаж на пеленальном столике;
  4. Перед тем, как приступать к процедуре массажа, тщательно вымойте руки с мылом, на пальцах не должно быть длинных ногтей, снимите все кольца, браслеты, часы, чтобы не повредить нежную кожу малыша.

Гимнастика на мяче

Перед тем, как начать упражнения на мяче, постелите пеленку на мяч.

  1. Положите ребенка спиной на мяч. Придерживая его за бока, плавно перекатывайте мяч из стороны в сторону, затем вперед-назад. Повторите упражнение 10 раз.
  2. Положите ребенка на животик. Ноги должны быть согнуты и прижаты к мячу. Ваш помощник должен держать ножки малыша в таком положении, а вы берете ручки ребенка в свои и медленно тяните на себя, затем возвращаетесь в исходное положение. Повторите 10 раз.
  3. Ребенок остается в исходном положении на животике. Возьмите его ручки в свои и наклоняйте мяч чтобы ребенок коснулся раскрытыми ладошками поверхность стола. Следите за тем, чтобы малыш не ударился головой.

Иногда, массаж, в совокупности с детской гимнастикой, может заменить все остальные методы лечения. Не стоит пренебрегать этим необходимым видом профилактики многих заболеваний.

Проведение детского массажа имеет нюансы в разных возрастных группах. Для новорождённых - движения поглаживающие, в 1-3 месяца добавляется растирание.

Грудничковый массаж помогает наладить осязательный контакт между младенцем и его мамой, нормализовать мышечный тонус ребёнка, подготовить его к самостоятельному сидению, ползанию, а затем и хождению.

По своему назначению детский массаж может быть лечебным и профилактическим. Если первый показан при отклонениях в организме малыша и проводится специалистом, то второй должен выполняться для всех грудных детей.

Обычно в таких случаях в направлении врач пишет: массаж номер 10 для грудничков. Это означает, что малышу назначено 10 сеансов профилактического массажа. Такую процедуру вполне может освоить мама малыша, чтобы самостоятельно проводить её в домашних, комфортных для младенца условиях.

Польза

Общий массаж улучшает кровоснабжение тканей. Во время сеанса происходит стимуляция кожных рецепторов. Это благотворно влияет на состояние нервной, мышечной системы. У малыша улучшается сон, он меньше капризничает. Это отчасти связано с улучшением пищеварения: массажные приёмы способствует устранению колик, нормализации стула.

Массажные процедуры укрепляют иммунитет, оказывая закаливающее действие на организм. Грудничковый массаж благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему малыша, способствует развитию моторики.

Противопоказания

Проведение манипуляции противопоказано:


Подготовительный этап

Перед проведением процедуры необходимо проветрить комнату. Температура помещения должна составлять 20-22 0 . Проводить детский массаж нужно на твёрдой ровной поверхности. Это может быть пеленальный столик или обычный письменный стол. Место, где планируется выкладывать ребёнка для выполнения манипуляции, застилают клеёнкой, одеялом и простынёй.

Ногти у будущего массажиста должны быть коротко острижены. Перед манипуляцией нужно снять с рук ювелирные украшения, чтобы не травмировать ими нежную кожу ребёнка.

Для выполнения массажных приёмов лучше пользоваться детским кремом или маслом Джонсонс Бэби. Эти средства не вызывают аллергии.

Для профилактики срыгивания выполнять манипуляцию следует за 30 минут до или после кормления. Процедура не должна вызывать отрицательных эмоций у младенца, проводить её стоит только при положительном настрое. Если малыш капризничает, то лучше отложить сеанс.

Всё необходимое (крем или масло, памперсы, одежда для малыша, запасная пелёнка) должно быть под руками.

Процедуру начинают с 5 минут, постепенно, по мере привыкания ребёнка, продолжительность увеличивают.

Особенности для разных возрастных групп

Проведение детского массажа имеет нюансы в разных возрастных группах.

Для новорожденных

Массаж для новорождённых рекомендован в возрасте не ранее 20 дней. Движения должны быть лёгкими, поглаживающими, в направлении снизу вверх и от периферии к центру. Свободными от воздействия оставляют коленные суставы, переднюю поверхность голеней, внутреннюю поверхность бёдер, соски, половые органы, область позвоночника.

Вся процедура состоит из нескольких этапов.


С 1 до 2 месяцев

К поглаживанию можно добавить лёгкое растирание. В один – два месяц мышцы ребёнка по-прежнему находятся в физиологическом гипертонусе. Это видно по согнутым и приведённым к животу ножкам и ручкам, положению туловища. Массаж для грудничков с 1 месяца направлен на расслабление мышечной ткани. Например, при растирании ладошки нужно уделить внимание каждому пальчику. Ладошка при этом будет постепенно раскрываться.

Тематические статьи:

Нужно избегать надавливания на центр ладони – в этом возрасте сработает хватательный рефлекс. Ладонь сожмётся, как бы удерживая прикоснувшуюся руку или палец. Гипертонус при этом увеличивается.

С 2 до 3 месяцев

Массаж для грудничков 2 месяца помимо поглаживания и растирания может содержать элементы вибрации. Это лёгкое встряхивание рук, ног ребёнка.

При выкладывании на живот необходимо наблюдать за поведением малыша. К этому возрасту, он может уже недолго (10-15 минут) удерживать голову.

Тематический материал:

Массаж ребёнку в 2 месяца направлен на снижение повышенного мышечного тонуса. Начинать и заканчивать процедуру следует лёгкими поглаживающими движениями.

С 3 до 4

З месяца – это переходный возраст, когда большинство детей уже уверенно держат голову. Продолжает сохраняться повышенный тонус мышц, но он уже близок к нормализации. Ребёнок пытается самостоятельно переворачиваться со спины или живота.

Массаж 3 месячному ребёнку должен быть направлен на укрепление мышц, оказывать обще-развивающее действие.

Процедура может сочетаться с элементами несложных гимнастических упражнений. Слегка потянув ребёнка за руку, помогают ему переворачиваться. Через некоторое время ребёнок может уже самостоятельно перевернуться с живота или спины на бок и обратно.

Массаж для грудничков с 3 до 6 месяцев способствует появлению новых и закреплению старых двигательных навыков.

С 4 до 5

В возрасте 4 месяцев исчезает гипертонус мышц, массаж можно проводить дольше по времени, чем в более раннем возрасте. Теперь одна процедура может занимать до получаса. Массажные приёмы направлены на укрепление мышц.

Массаж ребёнку 4 месяцев нужно делать, ласково разговаривая с ним во время манипуляции. В данном возрасте малыш хорошо воспринимает обращённую к нему речь, понимает не столько смысл сказанных слов, сколько тот тон, с которым они были произнесены.

С 5 до 6

Массаж 5 месячному ребёнку проводят с учётом развития его двигательных навыков. В этом возрасте малыша можно готовить к ползанию. Особое внимание уделяют массажу ножек.

Массаж для ребёнка 5 месяцев включает репетицию ползания. Малыша выкладывают на животик, ножки сгибают в коленях, ручки подводят под бока. Стопы фиксируют ладонью. Младенец отталкивается от ладони, рефлекторно пытается совершить движения, напоминающие ползание.

С 6 до 8

В этой возрастной группе малыш самостоятельно ползает и садится. Ранее 6 месяцев сажать ребёнка не рекомендуется. Это может плохо повлиять на осанку. Грудничковый массаж полугодовалому ребёнку сочетают с тренировкой сидения. Для этого младенцу, лежащему на спине, дают обхватить пальцы рук, и слегка тянут их на себя. Малыш рефлекторно подтягивается, пытаясь присесть.

Массаж ребёнку 7 месяцев делают более длительно. В этом возрасте можно проводить репетицию ходьбы. Малыша семи месяцев переводят в вертикальное положение и поддерживают за талию. Дают ему приступить на горизонтальную поверхность, не опираясь полностью на неё. Малыш, почувствовав опору, будет перебирать ногами.

Позвоночник ребёнка пока ещё слабый и не подготовлен полностью к ходьбе. Такие тренировочные упражнения учат ребёнка самостоятельно передвигаться, и потом он быстрее научиться ходить.

С 8 до 12

С помощью массажа закрепляют полученные до восьми месесяцев навыки ползания, сидения и продолжают тренировать ходьбу. Массаж ребёнку в 8 месяцев можно делать несколько раз в день.

Ежедневный массаж в сочетании с простыми гимнастическими упражнениями, выполняемыми пассивно, способствует закреплению двигательных навыков у малыша.

В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в сутки, и вы уже знаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним можно заниматься гимнастикой и массажем. Главный показатель правильного выбора времени – это хорошее настроение малыша во время занятий и после их окончания.

В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно лежит на животе и из этого положения умеет поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. При этом он опирается на согнутые руки. Старайтесь как можно чаще перекладывать малыша на живот. Причем делать это нужно не только на столе для пеленания в процессе ежедневных занятий, но и на любой другой поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.

Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, приобретая значение двигательных. Производя движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в разные стороны и обнаруживает это, так как положение головы позволяет ему видеть все, что происходит вокруг. Очень скоро ваш малыш поймет пользу движений, которые помогают ему перемещаться вперед, а чувства, которые он при этом испытывает, позволят ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже умеет приподниматься на вытянутых руках. При этом он опирается только на ладони.

Очень важно, чтобы при этом ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Для того чтобы этого достичь, чаще хлопайте ладонями ребенка по собственным ладоням или твердым поверхностям.

3–4-месячный малыш становится общительнее: он начинает «гулить», чаше улыбается, а на ласковое обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, а также звуками. Эту полезную реакцию нужно поддерживать частым общением с ребенком.

В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пытается гладить. Подберите несколько ярких, удобных для захвата погремушек, желательно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую или плоскую ручку, не рекомендуются, так как, для того чтобы взять их в руку, ребенку не нужно противопоставлять большой палец остальным, что тормозит развитие ручных навыков. Наверняка вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш или ручку. Так вот, неправильное или правильное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.

Новорожденный ребенок тоже может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но главное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка заключается в том, что первый может держать предмет, но не умеет его выпустить. К 3–4 месяцам, когда малыш подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, поэтому он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять яркую игрушку.

В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, поэтому движения конечностей становятся более точными и свободными. Это означает, что в занятия можно включать самые простые пассивные упражнения, чтобы постепенно перейти к более сложным. Комплекс, приведенный ниже, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, которые желательно выполнять с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи используются рефлекторные упражнения, в том числе и рефлексы позы тела. Особенно важен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, так как при этом развивается вестибулярный аппарат.

Кроме того, нужно обратить внимание на формирование такого навыка, как поворот со спины на живот. 4-месячный малыш делает это самостоятельно, ему требуется лишь незначительная помощь со стороны взрослых. Теперь уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.

Занятия гимнастикой и массаж могут быть более продолжительными, но их длительность нужно подбирать индивидуально, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж приобретает более интенсивный характер за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Применяется и кольцевое растирание. Важно помнить, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это способствует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.

Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:

1. Стабилизация тонуса ног.

2. Воспитание навыков изменения положения тела.

3. Развитие умелости рук, чему способствуют:

– общение с малышом;

– вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;

– плавание и теплые ванны;

– более энергичные приемы массажа;

– активные рефлекторные движения;

– пассивные упражнения с применением вибрации.

Комплекс 2

1. Массаж рук:

– поглаживание (5–6 раз);

– кольцевые растирания (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (5–6 раз);

– поглаживание (2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (5–6 раз).

5. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

6. Массаж спины:

– поглаживание (2–3 раза);

– растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на каждом боку).

8. Положение «пловца».

9. Массаж живота:

– круговые поглаживания (2–3 раза);

– встречное поглаживание (2–3 раза);

– поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);

– растирание всей поверхности живота (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).

11. Массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание (по 8–10 ударов);

– поглаживание (по 2–3 раза).

12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).

13. Рефлекторная «ходьба».

14. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 приема);

– поглаживание (2–3 раза).

15. Упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Упражнения с мячом.

1. Массаж рук

Сначала выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а затем кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, вложите в нее свой большой палец. Затем указательным и большим пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх постепенно с таким расчетом, чтобы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием нужно повторить 2–3 раза для каждой руки. После выполнения кольцевого растирания кожа ребенка должна порозоветь.

Рис. 17.

Кольцевое растирание

Завершить массаж нужно 2–3 медленными поглаживаниями.

2. Скрещивание рук

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, затем снова сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании меняйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание нужно повторить 6–8 раз, при этом можно нежно встряхивать кисти малыша.

3. Массаж ног

Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).

Кольцевое растирание нужно выполнять следующим образом. Указательным и большим пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Выполняйте расходящиеся энергичные движения так, чтобы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). При этом важно не растирать ахиллово сухожилие и осторожно обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер удобнее массировать подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 5–6 раз, после чего выполнить 2–3 поглаживания.

Рис. 18.

Растирание ног

4. «Скользящие шаги»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение «велосипед», укрепляет мышцы ног и стимулирует опорную реакцию. Нужно следить за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно, без рывков.

Если тонус мышц-сгибателей еще слишком высок и разгибание ног затруднено, следует на несколько недель отложить выполнение данного упражнения. Вместо этого можно немного «потопать» ногами малыша по поверхности стола.

5. Поворот на живот

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка вложите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука при этом «вилочкой» удерживает голени. Слегка выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. Вслед за этим движением он должен самостоятельно повернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.

Удержите малыша на боку, чтобы он мог потренировать мышцы шеи. Затем потяните руку ребенка вперед так, чтобы он полностью перевернулся на живот, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.

В этом упражнении используется врожденный рефлекс расположения частей тела (вестибулярный). При его выполнении задействованы практически все мышцы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на живот примерно такая же как, при самостоятельных поворотах детей более старшего возраста. Иногда и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. После этого остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и окончательно перевернуться на живот.

Особенно важно привить правильный навык поворотов на живот недоношенным или ослабленным детям. Они часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и сильно прогибая позвоночник, за чем следует перемещение центра тяжести на живот. В результате происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это крайне нежелательно.

Повороты выполняйте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит большую пользу, а малыши выполняют его с большим удовольствием, поэтому повороты на живот можно проделывать по нескольку раз в день.

6. Массаж ягодиц и спины

Массаж спины можно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту малыш уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание можно выполнять обеими руками. Количество повторов – 2–3.

Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, постепенно продвигаясь по всей спине, и наоборот.

При спиралевидном или круговом растирании правая рука должна смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Можно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Главное, чтобы движение рук было попеременным, в противном случае можно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж традиционным поглаживанием.

Рис. 19.

Растирание подушечками пальцев

Рис. 20.

Растирание тыльной стороной пальцев

7. Рефлекторное сгибание позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.

8. Положение «пловца»

Исходное положение: ребенок лежит на животе. Большим и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. Затем приподнимите обе ноги ребенка, одновременно подведя ладонь левой руки ему под живот и создав опору, после чего поднимите его над столом.

Рис. 21.

Положение «пловца»

Малыш должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, а позвоночник полностью разогнут, при этом должны работать все задние мышцы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.

9. Массаж живота

Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо описаны в комплексе 1. Каждое из движений нужно повторить по 2–3 раза. Растирание выполняйте подушечками согнутых пальцев. Сначала его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), затем обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).

Рис. 22.

Круговое растирание

Рис. 23.

Растирание продольных мышц живота

При этом важно соблюдать направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Важно также избегать давления на область печени. Закончить массаж живота нужно легким поглаживанием.

10. Подъем туловища и головы из положения на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте малышу схватить ваши большие пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым ласковыми словами, побудите ребенка приподнять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). Затем осторожно и медленно положите малыша на бок, чтобы не травмировать его затылок. Это активное упражнение очень полезно для укрепления брюшного пресса и передних мышц шеи. Его нужно повторить 2–4 раза, каждый раз укладывая малыша на другой бок.

Рис. 24.

Подъем головы и туловища

11. Массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее можно делать подушечкой больших пальцев в виде «восьмерки» или круговыми движениями. После этого разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.

Поколачивание стоп выполняйте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.

Закончить массаж нужно легким поглаживанием.

12. Разгибание и сгибание стоп

Надавливание на основание пальцев ног вызывает рефлекторное сгибание стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).

13. Рефлекторная «ходьба»

Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.

14. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

15. Упражнение «бокс»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

16. Упражнения на мяче

Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).

Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.

Рис. 25.

Покачивание с опорой стоп

Рис. 26.

Покачивание на спине

Массаж и гимнастика для ребенка 4–6 месяцев

К 4–6 месяцам ребенок становится активнее, он живо интересуется своим окружением и незнакомыми предметами. Постарайтесь удовлетворять его любопытство: прогуливайтесь с ним по дому, чтобы малыш мог наблюдать жизнь взрослых людей и общаться с ними. Однако у него должна быть и «личная жизнь»: самостоятельные занятия с игрушками, которые нужно развесить над кроваткой так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Можно периодически вкладывать в его руку погремушку, но самые лучшие игрушки для малыша этого возраста – собственные ноги и руки, которые он подолгу рассматривает или тянет в рот.

К 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей полностью исчезает, а движения рук и ног ребенка становятся более свободными и целенаправленными. Если же этого не происходит, двигательное развитие малыша задерживается. После 5-месячного возраста это может свидетельствовать о каком-либо заболевании, нарушении развития центральной или периферической нервной системы, гипотрофии, а также о неправильном и невнимательном уходе.

Нормальное развитие ребенка – явление непроизвольное, оно совершается под влиянием комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому мнение о том, что малыш развивается без вмешательства взрослых, в корне не верно.

Даже ребенок с очень хорошими природными задатками, лишенный, однако, ежедневных ванн, массажа, гимнастики и общения со взрослыми, очень скоро начнет отставать в развитии, причем не только в физическом, но и психическом.

В 4–5-месячном возрасте ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот, а из положения лежа на животе может приподняться на вытянутых руках. Если взять малыша под мышки и «поставить» его на опору, он «стоит» прямо, не пытаясь подогнуть ноги. Кроме того, в этом возрасте ребенок, цепляясь руками за прутья кроватки, пытается сесть.

Однако торопиться сажать его не нужно: его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам и раннее сажание может привести к серьезным нарушениям осанки. Если же у ребенка есть специальное кресло или рюкзак, нужно обеспечить его спине прочную опору. А если вам очень хочется, чтобы он быстрее развивался, лучше стимулируйте его желание ползать.

В течение первых месяцев жизни малыш учится использовать руки и ноги, чтобы продвигаться вперед. При этом он елозит животом по полу или столу для пеленания. В самом начале движения ребенка беспорядочны, он может переставлять ноги и руки как попало. Позже он вытягивает руки вперед, одновременно отталкиваясь от пола ногами. Затем он начинает опираться всем телом на руки, а ногами начинает «загребать». Этот вид движений называют гомологическими: так в природе двигаются лягушки.

Малыш может двигаться и следующим образом: вытягивать вперед правую руку и правую ногу и одновременно отталкиваться противоположными рукой и ногой. Затем ребенок вытягивает левую руку и левую ногу и отталкивается правыми конечностями. Такие движения носят название гомолатеральных.

Здоровый ребенок быстро проходит эти стадии движений и переходит к следующей, называемой перекрестной. При этом наиболее характерном для человека виде движений ребенок продвигается, толкая тело вперед левой ногой и правой рукой, одновременно подтягивая правую ногу и левую руку, чтобы перенести точку опоры на них и подготовиться к следующему двигательному акту.

Ребенку будет интереснее ползать, если разложить его игрушки так, чтобы он мог хорошо их видеть, но не смог достать рукой. При этом нужно время от времени увеличивать дистанцию с учетом успехов в ползании. Когда малыш в очередной раз доберется до цели, похвалите его и позвольте поиграть «добычей».

Но больше всего детям нравится ползать вслед за мамой. У маленького ребенка есть два заветных желания: быть рядом с вами и изучать окружающий мир, пользуясь новым способом перемещения. Малыш, который не умеет ходить, потому что не способен держать тело вертикально, живет в горизонтальном мире. Попробуйте ненадолго перейти на его уровень, поиграйте вместе с ним на полу. Разумеется, обстановка для игры должна быть максимально безопасной, а пол – чистым, ровным и теплым. Но главное – это ваше отношение к ползанию, ведь реакция малыша на это занятие будет точной копией ваших эмоций.

Так, если вы привыкли относиться к полу, как к месту странному и даже враждебному для малыша, он тоже будет копировать ваши эмоции. Кроме того, если ребенок поймет, что, находясь на полу, он оказывается в одиночестве, пол у него будет ассоциироваться с дискомфортом и изоляцией. Для маленького ребенка мама – это любовь, тепло, питание, защита, счастье и источник новой информации, поэтому если ваш малыш находится на полу, вы должны быть рядом.

Ежедневная гимнастика и массаж теперь продолжаются несколько дольше – до 30 минут. Очень важно, чтобы во время занятий малыш сохранял радостное и бодрое настроение и с удовольствием выполнял новые более сложные движения. В связи с этим такие упражнения, как «бокс», скрещивание рук, разгибание и сгибание ног, желательно сопровождать ритмичным счетом. Можно также проводить занятия под ритмичную, но негромкую музыку.

Основными целями занятий с ребенком 4–6 месяцев являются:

– окончательная нормализация тонуса мышц ног;

– воспитание опорной реакции стоп;

– обучение малыша удержанию предметов;

– развитие ритмичности движений.

Для этого нужно использовать:

– ритмичный счет и ласковое общение во время занятий;

– активные рефлекторные упражнения, основанные на стремлении ребенка сесть;

– пассивные упражнения;

– соответствующие возрасту игрушки;

– плавание;

– массаж с использованием более интенсивных приемов.

Массажные приемы, предназначенные для данного возраста, усложняются, а сама процедура становится более продолжительной. Помимо поглаживания и растираний, вводится разминание – самые «нежные» его варианты: продольное разминание и валяние. Последний прием нужно выполнять обращенными друг к другу ладонями: массируемая мышца при этом помещается между ними. Продольное разминание производится одной рукой, в то время как другая должна поддерживать конечность ребенка. Массажные движения должны быть ритмичными, мягкими и выполняются в среднем темпе. Старайтесь избегать ущемления кожи между пальцами и резких рывков.

Для повышения тонуса мышечной ткани применяют стимулирующие приемы – пощипывание и поколачивание, которые нужно выполнять легко, ритмично и быстро. Но не забывайте о том, что любой массаж должен начинаться и заканчиваться поглаживаниями, которые можно выполнять и между прочими массажными приемами.

Комплекс 3

План занятий

1. Массаж рук:

– поглаживание (по 3–4 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

2. Скрещивание рук (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (по 3–4 раза);

– продольное разминание или валяние (по 2–3 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (по 5–6 раз).

5. Разгибание и сгибание ног (5–6 раз).

6. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

7. Массаж ягодиц и спины:

– растирание или пиление по всей поверхности (2–3 раза);

– поглаживание по всей поверхности (2–3 раза);

– разминание длинных мышц спины (5–6 раз);

– разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);

– пощипывание или поколачивание ягодичных мышц;

– поглаживание (2–3 раза).

8. «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).

9. Массаж живота:

– поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота – по 2–3 раза);

– растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2–3 раза);

– пиление прямых мышц живота (2–3 раза);

– пощипывание пупочной области;

– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

10. Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание;

– поглаживание (по 2–3 раза);

– разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз).

12. Подтанцовывание.

13. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

14. «Парение» на спине.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Ползание.

1. Массаж рук

3–4 раза выполните поглаживание всей руки, после этого 3–4 кольцевых растирания и снова поглаживание (см. комплекс 2, упражнение 1). Если тонус мышц после 4 месяцев уравновешен, а ладонь ребенка хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать.

2. Скрещивание рук на груди

Описание данного упражнения дано в комплексе 2, упражнение 2. В возрасте 3–6 месяцев ребенок должен хорошо держаться за ваши пальцы, так что во время выполнения упражнения придерживать его кисть не обязательно. Темп движений можно менять от медленного к быстрому, затем опять к медленному. Сопровождайте упражнение ритмичным счетом.

3. Массаж ног

Выполните поглаживание по всей длине ноги, затем переходите к кольцевому растиранию по наружной поверхности ног (см. комплекс 2, упражнение 3).

Новый прием – разминание (продольное разминание и валяние). Валяние выполняйте следующим образом: голень ребенка поместите между своими ладонями так, чтобы одна рука оказалась на задней поверхности голени, а другая – на наружной. Обеими ладонями одновременно совершайте круговые энергичные движения, направленные в противоположные стороны, воздействуя на мышцы. Постепенно продвигайтесь в сторону бедра, затем обратно. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза (рис. 27).

При продольном разминании нужно положить ногу ребенка себе на ладонь, поддерживая ее за нижнюю часть голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной части голени и, смещая их по направлению к большому пальцу, выполняйте одновременно круговые и поступательные движения, как при замесе теста (рис. 28). Размяв мышцы наружной части голени и бедра, возвращайтесь назад, к стопе. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза в обе стороны.

Завершите массаж общим поглаживанием ног ребенка.

Рис. 27.

Валяние

Рис. 28.

Продольное разминание

4. «Скользящие шаги»

Данное упражнение описано в комплексе 2, упражнение 4. К 4–6 месяцам движения ног малыша практически свободны, так как мышечный тонус уже хорошо уравновешен. «Шаги» делайте сначала в медленном темпе, затем ускоряйтесь, а в конце упражнения замедляйте движения. Упражнение лучше выполнять с ритмичным счетом.

5. Разгибание и сгибание ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите их за верхнюю часть голеней так, чтобы ваши большие пальцы оказались на внутренней их поверхности, а остальные обхватили наружную и заднюю поверхности голеней. Одновременно согните обе ноги ребенка, разводя колени и слегка надавливая на живот. После этого медленно разогните их. Упражнение повторите 5–6 раз с ритмичным счетом.

Если малыш сопротивляется сгибанию ног, нужно сначала слегка погладить область под коленями, тогда движение сделать будет легче. Если, напротив, ребенок не желает разгибать ноги, движение нужно выполнить с легким потряхиванием, тогда разогнуть ноги будет проще.

6. Повороты на живот

В 5-месячном возрасте малыш уже может перевернуться на живот самостоятельно и поддержка за руку ему не требуется, поэтому положите яркую игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться и попросите его это сделать, сказав: «Повернись на живот!». Слова следует подкрепить легким поворотом таза и ног малыша в нужную сторону (рис. 29).

Рис. 29.

Поворот на живот

7. Массаж ягодиц и спины

Массаж начните с 2–3 поглаживаний по всей поверхности спины и ягодиц. Затем выполните растирание тыльной стороной слегка согнутых пальцев или их подушечками (см. комплекс 2, упражнение 6). К уже знакомым приемам можно добавить пиление. Его нужно выполнять ребром одной или обеих ладоней. Если задействованы обе руки, располагайте на расстоянии 1–2 см друг от друга. Движения производите в противоположных направлениях, постепенно продвигаясь вдоль всей спины (рис. 30).

Разминание проводите в виде накатывания или сдвигания. Суть этих движений заключается в смещении мягких тканей и их полукружном сдавливании (рис. 31). Между растиранием, пилением и разминанием не забудьте выполнить поглаживание.

Рис. 30.

Пиление на спине

Рис. 31.

Разминание спинных мышц

Когда спина малыша станет розовой, можно переходить к растиранию ягодиц. Затем их нужно хорошо размять (рис. 32). Поколачивание ягодиц проводите тыльной стороной согнутых пальцев (рис. 33).

Рис. 32.

Разминание ягодиц

Рис. 33.

Поколачивание ягодиц

Движения должны быть ритмичными, легкими и быстрыми. Однако этот прием нельзя проводить в области поясницы (область проекции почек). Поколачивание можно заменить пощипыванием (рис. 34) или рублением (рис. 35), а завершить массаж следует поглаживанием.

Рис. 34.

Пощипывание ягодиц

Рис. 35.

Рубление ягодиц

8. «Парение» на животе

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Подложите ладони под его живот так, чтобы ваши мизинцы соприкоснулись, а большие пальцы расположите на уровне нижних ребер. Придерживая малыша под живот, приподнимите его над столом так, чтобы он оказался в горизонтальном положении. При этом ногами ребенок должен опираться в вашу грудь, а его тело – образовывать дугу. Мышцы ягодиц и спины напряжены, голова приподнята (рис. 36).

Данное упражнение основано на врожденных рефлексах положения и является отличной тренировкой для вестибулярного аппарата и задних мышц всего тела.

Рис. 36.

«Парение» на животе

9. Массаж живота

Сначала выполните поглаживания: круговое, встречное и косых мышц живота. После этого разотрите живот подушечками пальцев (см. комплекс 2, упражнение 9): сначала круговое растирание, затем растирание прямых мышц живота. После этого можно добавить пощипывание вокруг пупка для профилактики пупочной грыжи и укрепления тканей пупочного кольца (рис. 37). По завершении массажа живота не забудьте сделать поглаживание, стараясь при этом не надавливать сильно на живот малыша.

Рис. 37.

Пощипывания вокруг пупка

10. Приседание с прогибанием позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы своих рук в его ладони, а остальными обхватите его кисти. Затем разведите руки малыша в стороны и выпрямите их.

После этого легко потяните ребенка за руки со словами «Сядь» или «Присядем», побуждая его приподнять верхнюю часть туловища и голову и постепенно доводя положение тела до сидячего (рис. 38).

Переложите руки ребенка в одну руку, соединив их спереди и вверху. В этом положении средним и указательным пальцами свободной руки проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника. При этом он должен разогнуть ее (рис. 39). Это упражнение нужно выполнить 1–2 раза, а затем бережно опустить ребенка на стол, поддерживая его голову рукой.

Это активное упражнение основано на стремлении малыша сесть и врожденном кожно-спинном рефлексе. В начале упражнения задействованы мышцы брюшного пресса и передней поверхности шеи, а в конце – спинные мышцы. Кроме того, это очень хорошая подготовка к будущему самостоятельному сидению.

Рис. 38.

Приседание

Рис. 39.

Приседание с прогибанием позвоночника

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп ребенка (см. комплекс 2, упражнения 11 и 12). Затем, надавливая на основание пальцев и растирая наружный край стопы, вызовите рефлекторное разгибание и сгибание стоп малыша. Массаж завершите легкими поколачиваниями по его подошвам и поглаживанием.

12. Подтанцовывание

Исходное положение: возьмите ребенка под мышки и «поставьте» спиной или лицом к себе. Это упражнение – вариант рефлекторной «ходьбы». Дело в том, что шаговый рефлекс к 4-месячному возрасту, как правило, угасает, но при опоре стоп о твердую поверхность ребенок начинает «танцевать» на месте. Во время выполнения данного упражнения следите за тем, чтобы малыш не вставал на цыпочки: так вы воспитаете у него хорошую опорную реакцию.

13. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание верхней половины груди. После этого выполните вибрационный массаж всей грудной клетки (см. комплекс 2, упражнение 14). Затем 2–3 раза погладьте ребенка по межреберным промежуткам.

14. «Парение» на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите руки под спину ребенка и обхватите его туловище так, чтобы ваши кисти оказались на уровне нижних ребер и обхватывали его тело за заднюю и боковые поверхности грудной клетки. Поднимите малыша горизонтально. В ответ на это ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы передней части тела (рис. 40).

Рис. 40.

«Парение» на спине

Если малыш упорно запрокидывает головку назад, упражнение выполнять не следует: ребенок к нему еще не готов. Подержите для начала ребенка в полувертикальном положении, с каждым разом уменьшая угол наклона.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс»

Упражнение для рук, напоминающее удары боксера (см. комплекс 2, упражнение 15), теперь можно усложнить, вложив в руки ребенка кольца или погремушки. Все движения при этом выполняйте, изменяя темп и ритмично при этом считая. При круговом движении руками исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы в ладони малыша, после чего медленным и плавным движением разведите его руки в стороны, затем поднимите к голове, после чего опустите вниз и вперед. Упражнение повторите 4–6 раз, ритмично считая. Затем нужно выполнить движение руками в противоположном направлении: сначала вперед, затем вверх к голове и в заключение вниз и в стороны. Эти движения нужно повторить в медленном темпе также 4–6 раз.

Круговое движение руками – пассивное упражнение, достаточно сложное для мышц плечевого пояса и рук. Фактически это пассивная комбинация всех возможных движений плечевого сустава, поэтому выполнять это упражнение можно лишь после того, как малыш хорошо освоит скрещивание рук и упражнение «бокс».

16. Ползание

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите их за нижние части голеней, после чего согните и разогните их, выполняя движения, похожие на движения лягушки. После нескольких пассивных движений задержите ноги ребенка в положении с разведенными бедрами и предоставьте ему возможность оттолкнуться самостоятельно. В результате толчка малыш должен продвинуться вперед. После этого снова нужно согнуть его ноги, стимулируя следующее движение. В качестве дополнительного стимула можно использовать игрушку, поместив ее на некотором расстоянии от ребенка, чтобы ему было интереснее ползти.

План занятий
1. Массаж рук:
- поглаживание, 5-6 движений по каждой руке;
- кольцевое растирание, 2-3 раза;
- поглаживание, 2-3 движения.
2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.
3. Массаж ног:
- поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге;
- кольцевое растирание, 5-6 раз;
- поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге.
4. Скользящие шаги (с вибрацией), 5-6 раз каждой ногой.
5. Поворот на живот, 2-3 раза в каждую сторону.
6. Массаж спины:
- поглаживание, 2-3 раза;
- растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность спины;
- поглаживание, 2-3 раза.
7. Пригибание позвоночника в положении лежа на боку (рефлектор­ное упражнение), 2-3 раза на каждом боку.
8. Положение «пловца», 1 раз.
9. Массаж живота:
- поглаживание круговое, 2-3 раза;
- поглаживание встречное, 2-3 раза;
- поглаживание по косым мышцам живота, 2-3 раза;
- растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность живота;
- поглаживание (все приемы по 2-3 раза).
10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 раза.
11. Массаж стоп:
- поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;
- растирание, 5-6 раз каждую стопу;
- поколачивание, 8-10 ударов по каждой стопе;
- поглаживание, 2-3 раза.
12. Сгибание и разгибание стоп, 5-6 раз каждое движение.
13. «Ходьба» - рефлекторное упражнение.
14. Массаж груди:
- поглаживание, 2-3 раза;
- вибрационный массаж, 3-4 раза;
- поглаживание, 2-3 раза.
15. «Бокс» - упражнение для рук, 5-6 раз.
16. Упражнение на мяче.

1. Массаж рук
Выполните 5-6 поглаживаний по всей длине руки ребенка (см. 1ком­плекс № 1) от кисти к плечу.
Следующий прием - кольцевое растирание. Придерживайте кисти ребенка (левой рукой - правую, правой - левую), вложив в нее ваш большой палец. Большим и указательным пальцами свободной руки обхватите кольцом ручку ребенка в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания с акцентом на на­ружной поверхности руки (рис. 25). Таким образом в 3-4 оборота про­двигайтесь до локтя, затем в 5-6 оборотов - до плеча. Повторите этот прием 2-3 раза. Желательно, чтобы кожа ребенка порозовела. Закончить массаж рук необходимо 2-3 поглаживаниями.



2. Скрещивание рук на груди

И. п.: ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными -
слегка придерживайте его кисти. Разведите руки малыша в стороны, можно это делать с легким встря­хиванием, затем ведите их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно (рис. 26, 27).


При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений медленный, избегайте резких толчков. Повторите скрещивание 6-8 раз.

3. Массаж ног
Начните с 2-3 поглаживаний по всей длине ноги (см. 1 комп­лекс № 2) в направлении от стопы к бедру.
Кольцевое растирание выполняется следующим образом. Большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней ее части. Делайте энергичные рас­ходящиеся кольцевые растирания и в 3-4 оборота продвигайтесь до коле­на по задне-наружной поверхности голени (рис. 28). Важно не задевать подколенную ямку и не тереть ахиллово сухожилие. Передне-наружную поверхность бедра удобнее растирать подушечками пальцев.
Повторить 5-6 раз. Завершите массаж ног 2-3 поглаживаниями.

4 «Скользящие шаги» с вибрацией
И. п.: ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка так, чтобы большие пальцы были располо­жены на передней поверхности голени, а остальные - на задней. Затем, с легким встряхиванием, выпрямите ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, согните ее (рис. 29). Повторите движение другой ногой. И так 5-6 раз каждой ногой. Это упражнение, напоминающее езду на велосипеде, хорошо укреп­ляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию. Если пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), не спешите, отложите выполнение этого уп­ражнения до более старшего возраста. Пока можно просто «потопать»
стопами по поверхности стола (рис. 30). Скользящие шаги делаются медленно и очень осторожно, без рывков.

5. Поворот на живот (через правый бок - влево)
И. п.: ребенок лежит на спине. Вложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребенка,
остальными пальцами обхватите его кисть. Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней «вилочкой» и, слегка выпрямив их, поверните таз ребенка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятель­но поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. За­
держите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову (рис. 31).


Затем выведите левую ручку ребенка чуть вперед - и малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти. В упражнении используется врожденный вестибулярный рефлекс
расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребенка. Последовательность отдельных моментов такая же, как при самосто­ятельном повороте здорового ребенка более старшего возраста. Иногда и 3-месячный малыш во время своих беспорядочных движений случайно запрокидывает одну ногу за другую, и таз поворачивается на бок (1мо­мент). Это влечет за собой движение головы и верхней части тела в ту же сторону (II момент). Остается самое трудное: вытащить из-под себя ручку, и ребенок - на животе (III момент).

Особенно важно воспитать правильный механизм поворотов, описан­ный выше, у детей ослабленных, недоношенных. Эти дети часто повора­чиваются следующим образом: лежа на спине, упираются затылком и ягодицами, прогибая позвоночник вверх, что влечет за собой перевеши­вание тела на живот. В результате подобных упражнений усиливается прогиб позвоночника в области поясницы, а это нежелательно. Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону. Это упражне­ние очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повто­ряйте повороты несколько раз в течение дня.
При повороте через левый бок соответственно поменяйте руки (рис. 32).

6. Массаж спины и ягодиц
Начните с поглаживания всей спины, включая ягодицы. Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поэтому поглаживание выполняется обеими руками 2-3 раза (рис. 33). Растирание лучше делать подушечками слегка согнутых пальцев (рис. 34).


При прямолинейном растирании, в то время как пальцы пра­вой руки смещают кожу вверх, пальцы левой руки - вниз, затем на­оборот, с продвижением по всей спине. При круговом (спиралевидном) растирании пальцы правой руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы левой руки - против. Возможно растирание тыльной стороной согнутых пальцев (рис. 35).


Важно, чтобы ваши руки двигались попеременно, иначе кожа ребен­ка будет растягиваться. Растирать ягодицы лучше поочередно. Завершать любой массаж надо поглаживанием.

7. Прогибание позвоночника в положении на боку (см. I комплекс № 5)

Проведите энергично вдоль позвоночника ребенка подушечками вып­рямленных пальцев. Повторите этот прием по 2-3 раза на каждом боку.

8. Положение «пловца»

И. п.: ребенок лежит на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребенка в нижней части голени, остальными пальцами при­хватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребенка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору (рис. 36), и поднимите малыша над столом. При этом ребенок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела (рис. 37). Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.

9. Массаж живота
Начните с поглаживания в трех направлениях (круговом, встречном и по косым мышцам живота - см. I комплекс № 6). Каждое движение повторяйте по 2-3 раза.
Растирание выполняется подушечками чуть согнутых пальцев. Вна­чале прием проводится правой рукой но расходящимся окружностям, начиная от пупка (рис. 38), затем - обеими руками по прямым мышцам живота (рис. 39).


Следите за тем, чтобы круговое растирание было по ходу часовой стрелки и избегайте надавливания на область печени.
В завершение массажа повторите поглаживание.

10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине
И. п.: ребенок лежит на спине. Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка.


Ласковыми словами и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть туловища, не доводя до сидячего положения (рис. 40). Затем медленно и осторожно положите малыша, лучше на бок, что­бы не ударить затылок. Это упражнение активное, очень полезное для укрепления мышц передней поверхности шеи и брюшного пресса. Повторите приподнимание 2-4 раза с укладыванием на правый и левый бок.

11. Массаж стоп

Погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребенка. Положе­ние рук (см. I комплекс № 8). Растирание также выполняется подушеч­кой большого пальца круговыми движениями или в виде «восьмерки». Затем разотрите наружный и внутренний края стопы в направлении от пятки к пальцам.
Новый прием - поколачивание стоп - выполняется следующим обра­зом: тыльной стороной выпрямленных пальцев (указательного и среднего) правой руки наносим легкие ритмичные удары по стопе ребенка (рис. 41).


Повторите это движение 8-10 раз в направлении от пятки к пальцам и обратно.

12. Сгибание и разгибание стоп

Надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы - разгибание (см. I комплекс, № 9).

13. «Ходьба»
Врожденный рефлекс ходьбы сохраняется у детей до 4-месячно­го возраста. Поддерживая ребенка под мышками, ведите его к себе или от себя, слегка перенося вес тела с одной ноги на другую (рис. 42). Следите за правильным положением стоп (см. I комплекс, № 12).



14. Массаж груди

Выполните поглаживание 2-3 раза (см. I комплекс № 11). Вибрацион­ный массаж немного усложните: легкие, ритмичные надавливания паль­цами на грудную клетку ребенка делайте при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Старайтесь не сильно надавливать на ребра. Повторите этот прием 3-4 раза. Завершите массаж поглаживанием.

15. Упражнение для рук «бокс»

И. п.: ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша то есть при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот (рис. 43).


При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксера, слегка поворачивайте ребенка с боку на бок (рис. 44).


Во время этого упражнения работают все мышцы рук и плечевого пояса. Повторите по 5-6 раз каждой рукой в медленном темпе, избегая резких рывков.

16. Упражнение на мяче

Положите ребенка животом на мяч, широко разведя его ноги в сторо­ны. Покачивайте малыша, при движении вперед-назад следите, чтобы он опирался стопами или раскрытыми ладонями о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться (рис. 45).


Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребенка о мяч. Затем положите ребенка на мяч спиной и, поддерживая его в обла­сти груди, покачивайте его в разных направлениях (рис. 46).


Надувной мяч - одна из многих полезных и любимых игрушек де­тей грудного возраста. Положите его в детскую кроватку к ногам ребенка, пусть малыш пинает его, тренируя опорность стоп.