Православный взгляд на знакомства в сети интернет. Необходимость общения

Современные молодые люди часто жалуются, что им негде знакомиться, поэтому не удается найти свою вторую половинку. И если так считают люди светские, что уже тогда говорить о верующих православных христианах? Они и вовсе часто бывают оторваны от мира. Однако создать семью хотят практически все.

Где же знакомиться верующим? Первое, что приходит в голову - это храм. Но стоя на службе очень сложно заговорить с кем-либо из прихожан, а приходская жизнь вне богослужений развита далеко не на каждом приходе. И тогда получается, что люди могут годами ходить в один и тот же храм, вместе молиться бок о бок и ничего друг о друге не знать. Конечно, завязать какие-либо тесные отношения в такой ситуации очень сложно. И тогда на помощь могут прийти православные сайты знакомств.

Как общаться на сайте знакомств для православных

Православные сайты знакомств по своей сути - это обычные площадки для общения и размещения объявлений, только с христианским уклоном. Такие страницы предполагают если не открытое исповедование Христа, то, как минимум, лояльное отношение к верующим и уважение к православной традиции. За нарушение этого основного правила участника, как правило, ждет окончательная блокировка.

Знакомства в интернете

Как и на любом сайте знакомств, тут необходимо зарегистрироваться и заполнить личную анкету. Желательно указывать только правдивую информацию, чтобы сразу не вводить никого в обман. Немаловажную роль играет и выбор фото. Некоторые верующие считают, что внешность для христианина совершенно неважна, поэтому размещают любые свои фотографии, даже не очень удавшиеся.

О сети Интернет:

Конечно же, для верующего человека внутренняя наполненность души будет играть главную роль, но и полностью отрицать внешнюю привлекательность нельзя. Аккуратность, ухоженность, женственность, умение следить за собой - эти качества всегда будут повышать шансы на удачное знакомство.

Важно: Если человек верует в Господа, это вовсе не означает, что он должен полностью забыть о всем внешнем, даже о своем собственном.

Очень часто, особенно от мужчин, которые пытались найти свою вторую половику в православной среде, можно услышать упреки в том, что верующие девушки совершенно не следят за своей внешностью. Такое пренебрежение приводит к тому, что девушка отталкивает возможного жениха еще до того, как он сможет увидеть и оценить настоящую красоту ее души.

После регистрации и заполнения анкеты с личными данными остается только искать понравившиеся объявления и писать их авторам. Или же ждать, пока кто-либо заметит ваше послание и откликнется. Дальше события могут развиваться совершенно по-разному - от затянувшейся на годы переписки до быстрой встречи.

Что касается мнений священства, то пользование подобными площадками - вопрос неоднозначный. Некоторые священники откровенно не доверяют виртуальным знакомствам и не благословляют своих прихожан на них. Другие батюшки, чаще молодые и либеральные, напротив, видят в таких сообществах отличную почву для поиска единомышленников.

Если вы хотите начать общение на сайте знакомств с благословения своего духовника , обсудите с ним заранее этот путь. Возможно, опытный батюшка сможет уберечь вас от искушений, которых в интернете очень много.

Православные знакомства

Как не навредить себе, знакомясь на сайте

Регистрируясь на православном портале знакомств, хочется верить, что попадешь в общество верующих людей, искренне ищущих Бога. Но, к сожалению, реальность бывает намного более жестока. Для того чтобы общение принесло только положительные эмоции, следуйте таким простым советам:

  1. Для начала давайте о себе только общую и самую необходимую информацию. Не стоит с первого же посещения распространять на всю сеть свой адрес, телефон и прочие личные данные. Вы всегда сможете их предоставить тому человеку, которого выберете по переписке.
  2. Избегайте любых провокаций. К сожалению, на христианские страницы часто заходят люди, которые откровенно хотят поглумиться над верующими людьми и высмеять их Бога.
  3. Не делайте поспешных выводов. Для того чтобы понять, какой именно человек скрывается за тем или иным объявлением, недостаточно просто просмотреть его анкету. Возможно, понадобится много времени на общение, переписку, личные встречи, чтобы понять, подходит ли вам человек.
  4. Не расстраивайтесь, если быстро не удается ни с кем познакомиться. Господь ведет каждого человека своим путем, и мы не можем знать, когда Он уготовал нам нашу судьбоносную встречу с будущим мужем или женой.
  5. Не будьте слишком застенчивы, но и не впадайте в наглость. Сохраняйте золотую середину и не обижайте никого из собеседников.
  6. Помните, что фанатизм так же далеко отстоит от истинной веры, как и откровенный атеизм. Если человек с самого начала общения требует от вас неукоснительного соблюдения всех канонов православия без права на ошибку - лучше прекратить общение.
Верующие христиане в каждом деле уповают на Бога. Знакомясь на сайте, нужно точно так же помолиться и попросить помощи Господа. После этого нужно успокоиться и предать свою жизнь в Божьи руки.

Молитвы о счастии в личной жизни:

Православные сайты знакомств

Обзор самых популярных сайтов знакомств для православных

Как можно охарактеризовать хороший сайт знакомств для православных? Пожалуй, такая площадка должна быть интересной, активной, проходить постоянную модерацию для отсеивания провокаторов. Наиболее популярными можно назвать такие страницы:

  1. Светелка. Один из наиболее крупных и старых православных порталов для знакомства и переписке. Удобный интерфейс, возможность отослать фото как в самом объявлении, так и лично понравившемуся собеседнику.
  2. Чайка. Большой портал для православных, где можно не только разместить свое объявление о поиске спутника жизни, но и пообщаться на форуме, почитать статьи, узнать много нового о христианстве. Сайт ориентирован на молодежь, но реально общаются там люди самого разного возраста.
  3. Судьба.net. Интересный сайт для тех, кто хочет найти друзей и единомышленников. Сайт ставит своей целью просветительскую и миссионерскую деятельность, организацию отдыха и общения между верующими людьми.
  4. Любовь. Название сайта говорит само за себя - площадка просто создана для поиска своей второй половинки.
  5. ПравЗнак. Это целая большая социальная сеть для православных, которая объединяет людей из самых разных мест проживания. Тут можно найти полезные статьи, ответы на вопросы священников, общение с единоверцами.

Это наиболее известные и популярные страницы православных знакомств. Возможно, Господь приведет вас совсем в другое место, где вы встретите вторую половинку. Надо просто усердно молиться и стараться жить так, как заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Только тогда человек сможет получить все необходимое как для земной жизни, так и для духовной.

Где знакомиться православным людям для создания семьи

Сейчас многие православные люди жалуются на то, что их поглощают социальные сети, у многих появилась интернет-зависимость. «Православный взгляд» обратился к священникам и экспертам с вопросом о том, стоит ли пользоваться социальными сетями и интернетом, если да, то в какой мере, и как избавляться от интернет-зависимости.

ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ,

клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках,писатель,

богослов и публицист, проповедник и миссионер

Нужно совершить великий исход из интернета. Самый страшный бес - это пожиратель времени. Мы скачиваем фильмы, которые не смотрим, книги, которые не читаем. Человек, с утра зашедший в интернет, теряет там целый день, поэтому надо совершать массовый исход из интернета, оставить там только ответственные миссионерские группы. Обычным людям не нужен интернет как источник информации, им он только во вред, особенно детям. Читайте Священное Писание и там найдете информацию о том, что весь мир во зле лежит.Если говорить о священнослужителях, то они должны использовать интернет в миссионерских целях, ведь Христос тоже в ад сходил. Интернет - это территория врага, на которой должны действовать объединенные миссионерские группы.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН,

настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского,

д. Ивакино Можайского р-на Московской области

Я четко определил для себя, что интернет, социальные сети и различные форумы -это средство распространения информации, а не альтернатива существующей реальности или тем более уход от нее. Интернет дает возможность проповедовать как можно большему числу людей и заниматься катехизацией. Но если человек воспринимает социальные сети как альтернативу реальности - то это уже зависимость, которая приносит вред душе. И этой зависимостью, прежде всего, удовлетворяется страсть уныния. Далеко не всем полезно находиться в интернете, ведь если от использования интернета нет ни практической, ни духовной пользы, то нужно себе запретить пользоваться им.Я пользуюсь интернетом, когда в этом есть необходимость, я не ограничиваю себя и не засекаю время, сколько я должен провести в интернете. Если мне нужно сказать проповедь или написать важный текст, то я могу много времени потратить в интернете, а если я чувствую, что Господь не даёт мне этого сделать или мне просто нечего сказать, то я в таком случае стараюсь вообще не выходить в интернет. Такое сознательное ограничение себя тоже может быть полезным. Но,опять-таки, не в плане проповеди и реальных дел, а в плане использования интернета и социальных сетей в качестве развлечения. Нельзя тратить время на развлечение в интернете.

Надо учиться избавляться от интернет-зависимости, а это глубокая и тяжелая работа над собой. Интернет-зависимость -это как алкогольная или любая другая форма зависимости. Энергию, которая идет на зависимость, нужно направить в созидательное русло. В интернете надо заниматься созидательным делом, а не играть во всякие онлайн игрушки или бесконечно просматривать мотиваторы. Если человек круглые сутки проводит в интернете в поисках всякой ерунды, какой там тайм-менеджмент?! Это уже зависимость. Тайм-менеджмент может применить только тот человек, который может себя контролировать. Надо заниматься душой, потому что любая зависимость -это способ уйти от психотравмирующей реальности. Почему тяжело жить в реальности? Потому что душа больна и ей плохо, находясь в зависимости, находишься в другом состоянии, на какое-то время как бы отключаешься от реальности. Целостные люди, у которых в реальности все хорошо, у которых здоровая душа, гораздо менее подвержены различным видам зависимости. Но, конечно, ответить на этот вопрос в двух словах невозможно. Формат комментария этого не позволяет. Это большая проблема, которая требует глубокого понимания, огромной работы над собой и при определенных условиях может привести к значительной победе души над зависимостью.

ДЕНИС МАЛЬЦЕВ,

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)

А как вообще православному человеку относиться к искушению? Стоит ли его бояться и тем более говорить, что «не могу себя контролировать»? В чем здесь принципиальное отличие от пьянства или чревоугодия, например? Ведь еда нужна человеку, да и алкоголь в малых дозах, как говорит современная медицина, как минимум не вреден. А с помощью того же Интернета мы общаемся здесь, на портале «Православный взгляд», и имеем возможность получить актуальную информацию и наставления в вере. Это разве плохо? Особо ретивые представители католической церкви и книгопечатание пытались запретить в свое время. Ни к чему хорошему это не привело, а Православная церковь таких ошибок, к счастью, не совершала.

Губит лишь потакание своим страстям, а не сам факт наличия в пределах досягаемости жареного мяса в пост, бутылки водки утром или возможности выхода в Интернет в квартире. Священное Писание и Священное Предание, да и вообще двухтысячелетний опыт борьбы с пагубными для души и тела страстями и пороками, имеющийся у христианства, дает огромное количество примеров спокойного отношения к мирским искусам среди чад Церкви. Вспомню лишь цитату из Послания апостола Павла к Римлянам:«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14:1-5).Мне кажется, здесь содержится исчерпывающий ответ на заданный вопрос.

ИГУМЕН СЕРГИЙ (РЫБКО),

настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище и храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве,

известный миссионер

Я сам лично не пользуюсь интернетом, интернетом пользуются мои помощники. Каждый сам для себя должен решить этот вопрос, потому что сейчас совсем не пользоваться интернетом нельзя, другие времена, но можно решить, в какой мере это нужно. Самое главное, чтобы это не было во вред душе. Как сказано в Первом послании святого апостола Павла к Коринфянам:« Все мне позволительно , но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ),

клирик Иваново-Вознесенской епархии,

церковный публицист и миссионер

Этот вопрос -строго личный. Как говорят священники, «не догматический, а пастырский». И действительно, весьма неразумно было бы навязывать людям какие-то простые единообразные решения без учета колоссального разнообразияиндивидуальныхособенностей и условий.

Интернет-зависимость -точно такая же зависимость, как зависимость от никотина, алкоголя, наркотических средств, азартных игр, порнографических материалов, сексуального разврата. И как с любыми другими видами зависимостей, освобождение от нее возможно только при наличии устойчивого личного намерения. Ни священник, ни врач, ни муж, ни жена, ни папа, ни мама, ни бабка-гадалка не избавят человека от зависимости. Ну а если такое намерение есть у самого человека (не на словах, а на деле), то открывается немало возможностей, выбор которых, начиная с разных несложных ограничений и кончая полной изоляцией от Интернета,- будет определяться для каждого по-своему при участии квалифицированного консультанта: священника,психолога, психотерапевта.

Различных факторов, подлежащих внимательному учету, очень много. Вы,например, упомянули «социальные сети». Казалось бы, что за важность? Не всели равно, как получать информацию: через них или путем свободного блуждания по сети и обмена почтовыми сообщениями? А вот, оказывается, разница есть, и я сам могу о ней свидетельствовать. Мой адрес электронной почты, [email protected] , давно опубликован у меня на сайте СвященникОтвечает.рф , и я получаю и отправляю весьма большой объем корреспонденции. Но стоило мне подключиться к нескольким популярным «социальным сетям», как внутри них через личные сообщения мне стал приходить колоссальный поток вздора. Почему? Ведь технически эти личные сообщения ничем не отличаются от той же электронной почты. Очевидно, мы видим здесь некую слабость человеческой психики, которую грамотно эксплуатирует дьявол и его материальные ассистенты. Вывод: каждому свой рецепт. Лечитесь от зависимостей.

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»

Христиане должны общаться. Времена таковы, что скажи банальность, и прослывешь пророком, настолько естественное стало непонятным. Мужья не разговаривают с женами и жены - с мужьями. Некогда. Да и не о чем (как ни жутко звучит). Дети и родители не делятся новостями. Священники редко говорят между собой на темы молитвы, служения, заповедей. И в этом царстве увеличивающегося взаимного отчуждения и погружения в ненужность стоит сказать банальность, как она загремит громом среди ясного неба. Нужно общаться. Но общаться не в смысле «трепать языками», или «болтать о том - о сем». И не в смысле «мыть кости отсутствующему ближнему». Общаться так, как написал Павел евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и к добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как у некоторых есть обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете наступление дня оного» (Евр.10:24-25)

Вы усматриваете наступление оного дня? Я хоть и слеп, как крот, но усматриваю. Особенно если перечитаю посмертные вещания Нила Мироточивого. Тот говорит, что сребролюбие - есть предтеча Антихриста. Сребролюбие это дух, тонко разливающийся и проникающий глубоко в помыслы, а проникнув, формирующий мировоззрение и весь образ жизни. Нет сомнения, что такая анти-духовная работа кропотливо делается, спорится во множестве душ. Ее не видно по причине грубой завесы плоти, но она обнаруживает себя по разговорам и поведению. Бояться электронных печатей просто глупо в ситуации, когда в духе печати ставятся ежедневно, а мы бесчувственны к этому. Простота быта, бескорыстие, умение отдавать и делиться - вот дети противоположного сребролюбию духа. Пока эти качества есть - можно жить. Если же исчезнут, то хлеб станет не вкусен, и вода перестанет утолять жажду.

Итак, день оный приближается, и стоит увещевать друг друга, поощряя к любви и добрым делам. А что еще видно? Видно, что мы - люди - стали хлопотны и беспокойны, как падшие духи. Те покоя не имеют, и у нас смятение внутри и беготня снаружи. И не суета мешает нам жить, а мы сами погружаемся в суету, чтобы не слышать голоса совести. Суетой спасаемся, как ни абсурдно это звучит. «Спасаемся» от единого на потребу. И нужна суета грешнику, как холодный рассол наутро тому, кто вчера забыл меру в застолье. Ради суеты людской стихии напряглись, говорит преподобный Нил, и год бежит, словно месяц. Месяц бежит словно неделя; неделя, как день, а день, как час. Вы это видите? Видите. Даже не сомневаюсь. Ускорение времен всем заметно. Следовательно, необходимо усматривать наступление оного дня и увещевать друг друга.
Еще говорит Нил, что зависть есть печать Антихриста на сердце человека. Зависть глупцов наводняет площади мятежными толпами. Холодная зависть отпетых негодяев руководит глупой завистью «демократических» толп. И вот: «Там целая страна/ Наводнена/Убийствами и мятежами/пожарами и грабежами» (Крылов. Сочинитель и разбойник) Этот пожар безумия назван «пиршеством свободы». Его хотят щедро распространять, как и бессовестный сифилитик не стыдится делиться болезнью со здоровыми людьми посредством блуда. И если к вам придут глашатаи бесовской «правды и справедливости», придут, чтоб разжечь в вас зависть и недовольство, то знайте - в случае согласия с проповедниками вы тотчас окажетесь в расстрельных списках. Бесы не любят тех, кто им поддается. Они их используют, презирая. Перед наступлением оного дня безумие зависти и недовольства, быть может, охватит целые континенты, но уже и сегодня и вчера звучали и звучат голоса: «Хочу вот это, как у него», «Почему у них есть, а у нас нету» и прочее. Следует, поэтому, остужать друг друга словами истины и здравого смысла.

Но о чем нам говорить, сходясь и собираясь? Попытайтесь говорить о Господе. «У каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование - все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26) Попытайтесь научиться говорить о Господе, не фальшивя, и не съезжая в сентиментальность. Ведь какой-то опыт духовный есть у вас! Не может не быть, если вы христиане. Им и делитесь с осторожностью, подбирая слова. Вот Серафимы в видении Исайи боятся Господа и покрывают крылами лица и ноги. (См. Ис. 6:1-7)Но они любят Его и им сладко говорить о Нем. Поэтому Серафимы взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Видите - они не даже не Богу поют, но «взывают друг ко другу», то есть говорят один другому о Господе. Так нужно поступать и людям. Покажите мне людей, говорящих об истине, и я скажу вам, что в день страха и гибели они будут укрыты Тем, о Ком беседовали со страхом во время мира.

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25) Говорить ложь не значит обязательно только лишь расхваливать залежалый товар или с корыстной целью подставлять ближнего под беду. Говорить ложь означает хвалить мнимые ценности: возвеличивать хитрость, превозносить грубую силу, воспевать безнаказанный разврат, поклоняться деньгам и успеху. Все это и многое другое - подлинная ложь, в которой плавает человечество, словно рыба в соленой воде. Говорящие о мнимом и ускользающем лгут друг другу, убеждая себя в силе того, что обречено огню, и в красоте того, что, по сути, безобразно. Поэтому говорит апостол: «отвергнув ложь, говорите истину». А не можешь говорить истину, не можешь прославить Бога без примеси фальши чистыми устами - молчи. Тоже - великое занятие, ценность которого многим из нас совершенно не известна.

Сменим же и мы разговор молчанием, и подумаем о том, что уже сказано.

Мы познакомились в интернете, когда я искала героя для материала о православных знакомствах во всемирной паутине. Соня оказалась именно таким героем - яркая, живая, убедительная. Полгода ее анкета висела на одном из православных ресурсов. За это время она успела получить полсотни писем, встретиться с несколькими молодыми людьми, а спустя год вышла замуж за «виртуального» знакомого, который сначала в переписке, а затем и «в реале» покорил ее сердце.

А жить-то хочется!

Соня не любит ни тусовок, ни посиделок в православных клубах, ни молодежных паломнических поездок. Тем более она не ходит в обычные городские клубы и не знакомится в метро. И где ей встретить свое счастье и познакомиться с православным молодым человеком? Ведь не на Литургии же парней разглядывать, пытаясь угадать их характер?! Наверное, поэтому застенчивая девушка решила попробовать познакомиться в интернете - через экран монитора проще начать разговор…

«Летом я работала в приемной комиссии. Жара, толпы абитуриентов, лучшая часть года пропадает даром… А жить-то хочется! Вот я и вывесила объявление на популярном православном сайте знакомств “Чайка”. Анкета там хорошо продумана, фотография вывешивается, а значит, составив представление о человеке, можно решить: стоит ли с ним общаться».

Сцена из спектакля “Обыкновенное чудо” в исполнении объединении православной молодежи “Сретение”

По мнению Сони, интернет, в котором размещают свои анкеты сотни и тысячи православных мужчин и женщин, дает шанс тем, кто не очень коммуникабелен, но не желает страдать от одиночества. И тем, кому элементарно не хватает свободного времени, чтобы заниматься устройством личной жизни. Она признаётся, что рассматривала претендентов на руку и сердце довольно строго. Возраст, внешность и даже состояние здоровья играли для нее не последнюю роль. Разумеется, важны и личные качества кандидата: умение поддерживать общие темы в беседе и быть тактичным. Отважиться на реальную встречу было сложно, возникал соблазн подстраховаться, и сначала попытаться больше узнать о молодом человеке из переписки. Но сейчас Соня говорит, - оптимальный вариант: после двух-трех писем пообщаться вживую, чтобы не терять понапрасну времени.
Впрочем, тогда опасения девушки были не напрасными - первый опыт свидания оказался не слишком удачным.

«После целого дня работы я вышла к Казанскому собору, где мы договорились встретиться… Лето, жара, масса народу. Было страшно и интересно… По фото я представляла себе симпатичного, высокого человека. Ищу глазами, никого не вижу. Звоню, внимательно смотрю на молодых людей… И вдруг (о ужас!) некий невысокий черноволосый субъект достает телефон и я слышу: ”Але”… Подойти все равно пришлось. Первым делом он осмотрел меня критически и очень недовольно заявил, что я совсем не похожа на фото, выложенные на “Чайке”… Что я могла возразить? Сказать то же самое да еще добавить про рост пару ласковых? Я решила его примеру не следовать - к чему обижать.
С первого взгляда я поняла: не мое… И все-таки мы погуляли по Петербургу… Правда, он даже не предложил зайти в кафе передохнуть, хотя и знал, что я с работы. Но упорно сыпал вопросами: почему до сих пор не замужем? скромная ли?.. Казалось, он считает меня чем-то ему обязанной… А я шла и думала: чему Господь меня учит такой встречей?»

Второй молодой человек, на встречу с которым отважилась девушка, был петербуржцем, умным и спокойным, но - деликатная деталь - необычайно полным. Из вежливости Соня погуляла с ним пару часов… Договорились, что она ему перезвонит, если возникнет желание встретиться. И долгое время он потом обрывал ее мобильник. Было жутко неудобно, но Соня твердо решила больше с ним не встречаться.
Впрочем, в конечном счете, опыт виртуального общения для моей героини оказался удачным. Недавно она вышла замуж за человека, с которым познакомилась на «Чайке». Свое счастье она хранит бережно. О том, как искала его, рассказывает охотно, а то, как нашла, - предпочитает не выставлять на всеобщее обозрение. Наверное, это правильно. В одном из писем она пожелала и мне поймать в бескрайнем море интернета свою «золотую рыбку».

Читайте также:

«Мы выбираем, нас выбирают…»

Сонин пример избавил меня от предубеждения, что искать в интернете вторую половинку - бессмысленное занятие. Действительно, ежедневно на «Чайке» , на «Светелке» (тоже одном из самых популярных сегодня сайтов знакомств для православных) появляются десятки новых объявлений от женщин и мужчин из России, стран СНГ, Ближнего Востока, Европы и Америки. Их пожелания к потенциальным женихам и невестам почти одинаковы. Православные мужчины ищут воцерковленных или хотя бы стремящихся к жизни в лоне Церкви девушек. На второе место при этом ставят отсутствие интимного прошлого. Без вредных привычек, приятной внешности, общительных, открытых, добрых, милосердных. Девушки, наверное, больше из кокетства пишут: «Ищу мужчину-друга, а дальше как получится». Спросом пользуются такие мужские качества, как надежность, ответственность, решительность. Плюс с чувством юмора, терпеливые и умные. Внешние данные, как правило, стоят на последнем месте. Но фотография всегда приветствуется.

Замечу, среди девушек немало мечтающих выйти замуж за будущего священника. А среди мужчин удивляет обилие выпускников семинарий. Как шутят они сами, объясняя посещение подобных православных ресурсов: «Остался один шаг до хиротонии. И этот шаг - ты». Говорят, это старая семинарская присказка.

Впрочем, по мнению Славы, студента Петербургской Духовной академии, увлекшегося несколько лет назад знакомствами во всемирной паутине, найти достойную невесту в интернете сложно. Слава разместил свою анкету на «Чайке», указал, что семинарист и ищет хорошую девушку, согласную стать матушкой. В результате - шквал писем! В какой-то момент он даже испугался перепутать одну девушку с другой. Однако время расставило всё по своим местам: кто-то пропадал сам, другим он переставал писать… В конце концов молодой человек нашел свою единственную в реальной жизни, без интернета. Но он уверен, что знакомства в сети способны принести пользу.

«Сидя за конспектами и учебниками, знакомиться просто некогда. Остается уповать на то, что поможет какой-то благодетель или что удастся привлечь внимание девушек, учащихся по соседству в регентской или иконописной школе. Но если ты скромен, да к тому же занят - то уже отчаиваешься кого-то встретить. И тогда знакомство через интернет становится отдушиной. Ведь здесь можно не торопиться, тщательно обдумать: что и как ответить…»

И Соня, и Слава уверены: с перепиской затягивать не стоит. Ведь, общаясь с человеком посредством электронных писем, можно не только придумать себе образ, но и увлечься им, а затем в жизни жестоко разочароваться.

Своя среди чужих, чужая среди своих

Вслед за моими героями я решила провести собственный эксперимент и оставила фото и анкету во всемирной паутине. На «Чайке» откликнулись многие - полноценное общение получилось только с одним. С Дмитрием мы переписывались долго, и я успела узнать едва ли не всю историю его жизни. Сын военного, окончил философский факультет Самарского университета, живет в Подмосковье и раз в две недели в Сергиевом Посаде читает лекции местным катехизаторам. Его будни - рутинная работа в одной из сотовых компаний, многочасовое простаивание в пробках и выплата долгов по ипотеке за однокомнатную квартиру в столице. Он ищет девушку, которая согласится стать матерью многодетного семейства. Наше общение сошло на нет, когда выяснилось, что в ближайшее время в Москву я не поеду, а сам Дмитрий в Петербург не стремился даже ради встречи с потенциальной невестой. Поскольку претенденток, как он выразился, хватает и в пределах столицы.

Москвич Олег предложил общаться по «аське». Рассказал, что в будни реализует бытовую технику, а по выходным помогает на приходе. Но и он, узнав, что я из Петербурга, ответил: «Ну, как-нибудь еще спишемся». Это было его последнее сообщение.

Иван выразил симпатию, увидев мои фотографии. Правда, между нами почти сразу возникли разногласия. Узнав, что я не состояла в гражданских браках и выступаю решительно против добрачных отношений, молодой человек меня не совсем понял: он-то недавно расстался с гражданской женой и ищет себе новую, но… тоже гражданскую. Нет, он не противник законного брака, но предпочитает сначала «попробовать». На мои недоумения, а как же быть с заповедями, ответил: «Я готов жениться на девушке, если мы устроим друг друга во всех отношениях». Такое широкое и всеобъемлющее понятие оказалось неприемлемым для моего «ограниченного православием» кругозора, так что с Иваном тоже не получилось.

Еще один потенциальный претендент на мою руку и сердце - Павел - считал, что общение существует для того, чтобы указывать друг другу на личностные недостатки и таким образом «спасаться». С первых писем он начал меня «лечить» от эгоизма и себялюбия, повторяя при этом: «Мы же свои, православные, больше тебе никто правды не скажет, и ты можешь погибнуть для вечной жизни». Когда я представила перспективу жизни с человеком, который будет каждую минуту «из любви» критиковать меня и указывать на недостатки, - ужаснулась и удалила его адрес из списка контактов.

В общей сложности, за месяц мне написали два десятка мужчин. В большинстве своем письма были скупыми и похожими друг на друга, так что через несколько дней стало даже как-то неинтересно их читать. Нескольким я ответила, но ни с кем так и не встретилась. Потом удалила анкету на «Чайке», но вступила в группу «Клуб Знакомств для православных христиан» в «Контакте». Оказалось, что это - затягивает.

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…», или Хэппи-энд

Отдельные журналистские эксперименты имеют особенность менять жизнь автора самым кардинальным образом. Причем, как выяснилось, не только в кино. Это задание для «Фомы» для меня закончилось венчанием. В мире всегда есть место чуду. Чуду Любви, которая соединяет сердца, как бы далеко друг от друга они ни находились. Это подтверждает не только мой опыт, но и примеры разных людей, которых я встретила в интернете:

«В 2001 году мы познакомились в интернете. “Зацепились языками” на форуме, долго переписывались “по мылу”, потом созванивались, наконец решили встретиться - девиртуализоваться… 5 лет браку, 4 года дочери» (Ольга Владиславовна).

«14 лет назад у нас не было интернета, и мы познакомились через газету - я поспорила с подружкой, на чьи сообщения придут больше откликов. Писем пришло шесть, но зацепило только одно. Сначала переписывались, потом встретились, сейчас ждем четвертого ребенка» (Татьяна Зернова).

«Мы познакомились в “аське”, писали СМС, звонили друг другу. Через 2 недели я поняла, что влюбилась. Интересно, что у нас обоих чувства возникали одновременно. Увидеться в реале мы не могли хотя бы потому, что были в 886 км друг от друга! Встретились через 5 месяцев. Я его очень ждала, а он рвался ко мне. Когда увиделись вживую, не было никакого смущения - мы уже были родными и близкими людьми. И это было безграничное счастье и любовь!!!» (Яна).

«А я со своим мужем по телефону познакомилась. За 24 часа разговора поняли, что любим друг друга и, еще не увидев друг друга, приняли решение расписаться. Прошло уже 17 счастливых лет!» (Лана С.).

Четыре вопроса о знакомствах в интернете

На вопросы редакции отвечает протоиерей Александр Ильяшенко , настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, руководитель портала «Православие и мир».

Знакомство через интернет - нормально ли это?

По-моему, знакомства через интернет допустимы и могут привести к отношениям вполне серьезным, способным закончиться браком. Мне известны несколько счастливых семей, созданных с помощью интернета.

О чем следует задуматься, прежде чем начинать знакомиться в сети?

Прежде чем вступить в общение в сети, необходимо сформулировать для себя цель общения и определить границы, которые вы не позволите переходить самому себе и своему собеседнику. Совершенно права девушка, отказавшаяся от общения с молодым человеком, предложившим «попробовать» пожить вместе. Такие, мягко говоря, неблагородные предложения должны вызывать только презрение. Каждый человек - неповторимая, драгоценная в очах Божиих личность, а не «клубничка», которую можно «попробовать».

Виртуальный собеседник может выдавать себя за кого угодно. Как строить общение, чтобы не обмануться?

На мой взгляд, существенный недостаток интернет-общения заключается в том, что имеется возможность очень быстро писать и немедленно получать ответы. Эта стремительность препятствует вдумчиво вникать в полученные интернет-сообщения и не спеша беседовать со своим корреспондентом. Этим общение в сети отличается от традиционной переписки. Общение с помощью писем ушло в прошлое, унеся с собой особую атмосферу спокойствия и доброжелательности. Неторопливый темп написания письма резко отличается от стремительного темпа, навязываемого интернетом. Общение, если оно глубокое и затрагивает какие-то сокровенные стороны души, не терпит суеты, а требует вдумчивости и времени. Время на вашей стороне: если ваш интернет-собеседник - человек неглубокий, неискренний, корыстный, то он или сам прекратит общение, или вы почувствуете его невысокий нравственный уровень. Время также необходимо для того, чтобы убедиться в том, что ваши симпатии не случайны, что перед вами действительно тот, кто может стать близким человеком на всю жизнь.

Что можно порекомендовать человеку, который решил перейти от виртуального общения к реальному?

Если общение с самого начала было правильно поставлено, велось на серьезном уровне, то и реальное общение, хотя оно более эмоциональное, глубокое и ответственное, тоже можно будет построить правильно и серьезно. Конечно, для того, чтобы не допустить ошибок, необходимо советоваться с родителями, а церковному человеку - со своим духовником. Нужно внимательно следить за своим внутренним состоянием, чтобы не потерять душевного равновесия и не принимать скоропалительных решений. Надо просить у Господа Бога мудрости поступать по Его святой воле.

19 слов об интернет-общении

И ведь жили мы раньше без Интернета. И немало лет. Но это в прошлом. Сейчас без Интернета мир уже непредставим. С развитием Е-мейла, форумов, чатов без него немыслимо и общение.

Тема общения людей в сети - многопланова и многообразна. Сейчас хочется поговорить об одной ее части - общении на форуме, в нашем случае - на форуме православном. Конечно же, форум – не нечто особенное и для начала - просто средство общения. Так что все правила хорошего тона, порядочности и компетентности действуют и здесь. Но некоторые из них имеют свои особенности и трудности.

1. Наше сообщение, комментарий, высказывание должно быть содержательным, т.е. иметь некую существенную мысль, новую информацию. К участию в форуме стоит отнестись не как к пустой «тусовке», а как к совместной с другими участниками внутренней работе, которая и будет видна многим, и повлияет на многих - в том числе на нас самих.

2. Старайтесь ясно и четко пояснить свою мысль и понять мысль собеседника. Бывает очень грустно, когда серьезная и для кого-то очень важная дискуссия (ведь среди тем обсуждений – проблемы смысла жизни, добра и зла, греха и добродетели) тонет в придирках к словам. В личной беседе важную роль играет мимика, интонации, в письменной речи их отсутствие нужно восполнять обдуманными словами.

3. Преодоление виртуальности - большая проблема. Мы не видим лица пишущего, не слышим звука его слов. Иногда даже не представляем, тот ли он, за кого себя выдает. И тут стоит поступать тонко. У нашего собеседника должна быть презумпция невиновности. И лишь если недобрые намерения окажутся очевидными, приходится с грустью прекращать общение и/или с еще большей грустью сообщать о нарушении правил.

4. Далее, отделим нашего собеседника от его мнения. Непростая задача, но без нее мы либо осудим сразу и мнение, и человека, либо будем толерантны (т.е. неразборчивы и равнодушны) и к тому, и к другому. Итак, к собеседнику отнесемся с пониманием и любовью, доброжелательно и вежливо. А вот мнение можем и покритиковать - если оно того заслуживает.

5. Некоторые любители нагрубить оппоненту оправдывают себя так: «Но я же говорю правду. Просто он горькой правды не хочет слушать!». Очень часто за «горькую правду» выдается собственное, причем ничем не доказанное, мнение, сочетающееся с осуждением собеседника.

6. Пафос и высокие слова. Не расточайте их. Проверено, что если человек начинает говорить о чем-то слишком высокопарно, он в случае испытания быстро переходит к чему-то низкопробному.

7. Конечно, везде есть место улыбке и юмору. Но так как нашей добродушной улыбки собеседник увидеть не может, то и к юмору приходится подходить с сознанием ответственности… Юмор, как оказывается, легко принять за насмешку.

8. Юродство - распространенный запрещенный прием. «- Ну конечно, меня, дуру старую, слушать не надо!». Получается, что Вы предлагаете собеседнику или деликатно подтвердить данную мысль или начать оправдываться: «Нет, ну что Вы, не наговаривайте на себя, Вы совсем еще молодая…»

9. Если Вы чем-то недовольны или что-то в высказывании оппонента Вам не понравилось - не торопитесь утверждать, что весь ресурс, где это напечатано - неправославный, свободную мысль здесь гонят, а порядки - драконовские. Это будет прямым оскорблением администрации (презумпцию невиновности которой мы также признаем, приходя на портал) и быстрейшим способом поссориться сразу со всеми участниками – ведь все почувствуют себя отчасти облитыми грязью.

10. Если Вас спросили корректно - отвечайте на поставленный вопрос или скажите, почему Вы сознательно не хотите на него отвечать. Иначе рано или поздно собеседник начнет сомневаться, что Вы говорите с ним.

11. Однако, в дискуссиях еще очень распространены вопросы, типа «Вы уже не пьете коньяк по утрам?» На попытки что-то объяснить обычно следует суровое: «Что Вы увиливаете от ответа? Отвечайте прямо - да или нет?!» Любители так ставить вопрос соберут себе лавры заслуженного сетевого тролля.

12. Вообще, желание заставить оппонента пооправдываться - любимейшее занятие многих в Интернете (в жизни последствия подобного будут явными и неприятными, а при Интернет-общении многие это позволяют). «Я знаю, Вы думаете, что …» (так можно приписать собеседнику все что угодно из недоказуемого - манию величия, масонство и т.д.). А если собеседник вдруг начнет оправдываться (типа «нет, что Вы, я думаю совсем по-другому и о другом»), его уже можно, покачав виртуальной головой, пристыдить - «ну вот, Вы уже оправдываетесь - значит чувствуете свою вину»

13. Много и в Интернете, да и в обычной жизни владеет страсть к обобщениям. «– Да все они там…». Даже если говорящий знает всего один случай. Да и со слов кого-то другого.

14. Еще один способ оригинальных обобщений: «Ученые доказали…» или еще лучше «Как хорошо известно всем компетентным в этом вопросе людям…». Говорящий достигает сразу двух целей - освобождает себя от бремени доказывать свое смелое предположение и выставляет не разделяющего его мнение читателя некомпетентным ограниченным невеждой.

15. Также очень «помогают» установить дружественное общение эмоциональные замечания: «Ну конечно, удивили!», «Надо же, как интересно, открытие сделали!» «Вот еще, пришел новый еретик нас учить!», «Посмотрите на самого справедливого» и т.п. Короче, это лучший способ продемонстрировать свое недружелюбие ко всем оппонентам сразу.

16. Среди общающихся на форумах немало новичков. Снизойдите к тем, кто только начинает общение, будьте с ними особенно предупредительны…

17. Особо тонкое и трепетное дело - обсуждение острых вопросов церковной жизни. Если тема зашла о чем-то касающемся конкретных персоналий, тем более священноначалия, надо соблюдать особую щепетильность. Много лучше кого-то недообвинить, чем оклеветать. Вообще, обсуждение острых вопросов недопустимо с позицией высокомерного стороннего наблюдателя. Если уж обсуждаем - то только то, к чему мы сами неравнодушны, от чего сами страдаем как от болезни близкого человека.

18. Общение - дело вообще ответственное. И если уж «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37), то на форуме слова не только запоминаются собеседнками, но и закрепляются, и остаются надолго. А пустые междометия и отдельные смайлики, разговоры не по теме и т.д. быстро превратят тему в ничего не значащий (м.б. и вполне милый) трёп (или на интернетском языке флуд ) И мы потом сами же скажем: «Здесь сплошная болтовня, и зачем нужны эти форумы?».

19. Ну и конечно общее правило - прочитайте письмо перед отправкой, посмотрите, чтобы оно было написано ясным красивым языком и возрождало тем самым богатые традиции русского эпистолярного жанра, чтобы были устранены опечатки, некоторые из которых могут быть кощунственными, а некоторые - изменить смысл текста до неузнаваемости (например, пропущенные частички «не»).