Лабиринты и головоломки для детей распечатать. Лабиринты для детей в картинках

Едва ли найдется человек, который не слышал бы о пользе потешек для маленьких детей. Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Мать, напевающая младенцу песенку или рассказывающая забавный стишок, сама того не замечая прививает ребенку любовь к русскому языку, живому слову. Сейчас в детском саду использование на занятиях потешек обязательно входит в образовательную программу, что позволяет повысить уровень развития речи у детей

1 младшая группа

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Пошел котик на торжок
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

Огуречик, огуречик,

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт

Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
- А что в кузовочке?
- Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.

Заяц Егорка
Свалился в озерко,
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!

Ай, дуду-дуду-дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

Чики-чики, кички

Чики-чики, кички
Березовые лычки
Летели две птички,

Собой невелички,
Как они летели

Все люди глядели,
Как они садились

Все люди дивились!

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку…

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга-дуга,
Hе давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка

2 младшая группа

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!

Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай,
Засыпай...

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Сорока-сорока

Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Ай, качи- качи -качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!

Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна!

Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

Божья коровка
Черная головка.
Полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Черного и белого,
Только не горелого

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!


Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Дождик дождик пуще
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай

Солнышка - колоколнышка.

Средняя группа

Наш козел-стрекозел
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашку варил,
Он и тесто месил.
Он и тесто месил,
И козляток кормил.
Он козляток кормил приговаривал:
«Ешьте, козлятушки,
Малые ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки»

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!

Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Сидит, грызет,
Иди прочь -
Хозяин идет.

Ножки-ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы ручки роботали
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали, да смотрели
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком

Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка
Шубку подшивает,
Сел медведь, Старый дед,
Сапог подбивает.
А сорока-белобока Мушек отгоняет.
Медведица Маша Варит детям кашу.
Зайчиха под елкой
Метет метелкой.
Кошка лыки дерет,
Коту лапотки плетет.
По болоту босиком
Кулик ходит с посошком.

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга-дуга,
Hе давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка

Барашеньки крутороженьки
По лесах ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.

А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп.
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ

Идет лисичка по мосту,
Несет вязанку хворосту,
Зачем ей хворост?
Печь топить.
Зачем ей печь?
Обед варить.
Зачем обед?
Гостей кормить.
А гости кто?
Медведь с женой, да еж, да кот
Да мы с тобой.

Кот на печку пошел,
Горшек каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются

Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвяти:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород,
И на весь честной народ.

Старшая группа

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

Николенька гусачок
По бережку скачет,
Белу рыбку ловит,
Бабушку кормит.
Бабушка старенька,
Бабушка добренька.
Рыбушку любит,
А внучка голубит.
Гладит по головке,
Шьет ему обновки.

Я колышки тешу,

Огород горожу,

Я капусту сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки

– самокаточки.

Как у бабушки козёл,
у Варварушки седой

что за умный был:
сам и по воду ходил,
сам и печку топил,
сам и кашу варил,
деда с бабой кормил.

По дубочку постучишь,

Прилетает синий чиж.

У чижа, у чиженьки,

Хохолочек рыженький,

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Чиж под солнышком летал

И головкой кивал.

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком

Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба-
Черного и белого,
Только не горелого.

Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну красну!

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.

Картинки с лабиринтами всегда привлекали детей. Трудно сказать, когда они появились впервые. Однако достоверно известно, что уже в первой половине прошлого века детишки с нетерпением ждали свежий номер журнала «Мурзилка», чтобы помочь пчёлке добраться до улья или разобраться, какая ниточка приведёт к нужному клубочку.

В наше время педагогами и детскими психологами разработаны целые комплекты карточек с лабиринтами, которые способствуют развитию детей самых разных возрастов. Разумеется, нарисованный лабиринт для трёхлетнего малыша гораздо проще, чем картинка для младшего школьника. Однако все они преследуют одни цели.

Распечатать лабиринт можно, кликнув на картинку правой кнопкой мышки, выбрать «сохранить картинку как», сохранить к себе на ПК, открыть и распечатать

Что развивает игра с лабиринтами

По сути, все задачки с лабиринтами достаточно однотипны. Ребёнок должен найти правильный и, как правило, единственный путь от точки «А» в точку «Б», обходя препятствия. В процессе решения данной задачи маленький человечек невольно развивает такие навыки и качества, как:

  • внимательность;
  • усидчивость;
  • терпение;
  • логика.

Развивается в процессе подобной игры и пресловутая мелкая моторика. Ведь карандашом нужно вести очень аккуратно, чтобы не запутаться в собственных линиях. А это, как ни странно, способствует развитию речи, поскольку центры, отвечающие за движение пальцев рук, расположены близко к речевым центрам.

Более того, незаметно для себя ребёнок учится принимать решения, выбирать единственно правильный путь, преодолевать и обходить возникающие на его пути препятствия. Так что можно считать, что лабиринты способствуют ещё и приобретению очень важных жизненных навыков.

Всё вышесказанное касается всех подобных логических игр. Но естественно, что карточки с лабиринтами для детей каждой возрастной группы имеют ещё и более узкие цели.

Лабиринты для детей 3-4 лет

Для совсем маленьких ребятишек обычно используются задачки попроще. Чаще всего рисунок на такой карточке представляет собой достаточно большой лабиринт с широкими «проходами», большим количеством поворотов и тупиков. Чтобы малышу было интереснее, тут же присутствуют какие-либо забавные персонажи. Прохождение такого лабиринта не утомит малыша. А чтобы маленькому человечку было проще, на данном этапе не стоит заставлять его проводить свой путь карандашом. Пусть он сначала найдет правильную дорожку пальчиком, а затем раскрасит её и персонажей цветными карандашами.

Целью подобных занятий является не только развитие логического мышления. Часто в процессе выполнения таких заданий малышу приходится возвращаться к исходной точке. Таким способом юная личность учится находить определённые закономерности. Помогают подобные лабиринты и в обучении ориентированию в пространстве: повернуть направо, повернуть налево и так далее.

Лабиринты для детей 5-6 лет

Для такого возраста подойдут карточки с более сложными лабиринтами. Это и немудрено. Ведь в возрасте 5-6 лет малыши уже начинают готовиться к школе, а значит и должны осваивать соответствующие навыки.

Конечно, забавных героев тут тоже никто не отменяет. Однако сами лабиринты становятся уже запутаннее, а проходы поуже. В таком возрасте давать ребёнку задание по раскрашиванию нужной дорожки уже не стоит. Малыш должен подготовить руку к письму, а значит уметь провести аккуратную карандашную линию по всему пути.

Для начала ребёнок должен как следует рассмотреть картинку и найти тот самый единственный путь, а потом уже провести его карандашом. Благодаря этому у него развивается ещё и память.

Часто лабиринты для детей такого возраста немного усложняются дополнительными заданиями. Например: ребёнок должен не просто найти проход от одной точки к другой, но и «собрать» по дороге какие-либо «призы», нарисованные в ответвлениях. Подобные задания дошколята выполняют с огромным удовольствием, совершенно не замечая, что при этом активно развивают свой мозг, готовя его к предстоящему обучению.

Лабиринты для детей 7-8 лет

Растут дети, идут в школу, а вместе с ними изменяются и лабиринты. В принципе, для такого возраста они не так уж сильно отличаются от заданий для старших дошколят. Единственное, что в них добавляется – это элемент обучения.

Педагогами и психологами разработано множество лабиринтов для младших школьников, которые позволяют им лучше изучить буквы, цифры, окружающий мир и даже правила поведения. К примеру, ребёнок должен найти путь от одной буквы или цифры к следующей, стоящей в ряду (А-Б или 1-2 и т.д.). Существуют и более сложные задания, построенные по тому же принципу: к примеру, пройти путь по дороге, на которой расставлены дорожные знаки. И пройти его надо, разумеется, соблюдая все правила дорожного движения.

Несмотря на всю простоту, зачастую дети испытывают определённые трудности в процессе прохождения подобных лабиринтов. Сказывается отсутствие необходимых знаний. Поэтому очень важно не просто дать малышу задание, но и позаниматься вместе с ним.

Цель подобных занятий уже не столько развитие логического мышления, сколько познание окружающего мира, его правил и закономерностей. В процессе занятий ребёнок учится воспринимать информацию, анализировать и применять её на практике.


Лабиринты для детей 9-10 лет

Лабиринты для девятилеток и старше уже практически не отличаются от тех, которые и по сей день с удовольствием разгадывают взрослые, приобретая многочисленные брошюрки с головоломками. Конечно, и такие задачки содержат забавные рисунки, но они уже не несут в себе функцию привлечения внимания малыша. Скорее это просто элемент дизайна.

Подобные лабиринты рассчитаны на развитие логического мышления, аналитических способностей, а также внимания и усидчивости. Как правило, если ребёнок с удовольствием проходил лабиринты в более младшем возрасте, то с этими головоломками он будет заниматься уже самостоятельно.

Общие правила занятий с лабиринтами

В наше время найти карточки с лабиринтами для детей всех возрастов труда не составляет. Правда, хочется сразу предупредить. Подобные «лабиринтообразные» игры появились ещё и в приложениях для различных электронных гаджетов. Вот ими увлекать ребёнка совершенно не стоит. Никакого развития малыш от этого не получит, а вот проблем в будущем может возникнуть достаточно много.

Что же касается обычных – бумажных карточек с лабиринтами, то начинать стоит с самых простых лабиринтов-проводилок с элементами раскрасок. Для начала малыша надо заинтересовать новой забавой, а затем дать ему несколько цветных карандашей или фломастеров, чтобы он попробовал сам нарисовать линию движения персонажа. Если у него с первого раза не получилось, то это не беда. Пусть возьмёт карандаш другого цвета и попробует ещё разок. Когда путь будет пройден, можно заняться раскрашиванием дорожки и картинок.

На следующем этапе ребёнка уже стоит приучать находить путь без провода линий. Пусть сначала поводит по картинке пальчиком, а впоследствии и просто одними глазами. Это очень хорошее упражнение для развития логики, образного мышления, внимания и памяти. Найдя нужную дорожку уже можно взять письменный прибор и прочертить аккуратную линию. Стоит подчеркнуть – именно аккуратную. Ведь одна из задач игры с лабиринтами – это развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Вот собственно и все правила. Хотя есть и ещё одно. Родители! Найдите время, чтобы заниматься со своими детьми самостоятельно. Ведь подобные совместно проведённые часы позже уже ничем не заменишь!

Распечатай и пройди лучшие лабиринты для детей ! Выбирай детские лабиринты по возрасту: простые лабиринты для детей от 3 до 4-х лет; классические - от 5 до 6-ти лет и сложные лабиринты для детей старше 7 лет.

Что такое лабиринт?

Лабиринт - головоломка с различными вариантами сложности. Цель лабиринта - найти дорогу от входа до выхода.

Существуют алгоритмы прохождения лабиринтов, но детям совершенно не нужно их сразу показывать. Лучше пусть малыш проявит сообразительность и решит сам логическую задачку, а не учится мыслить шаблонно. Ведь лабиринты для детей - это не только развлечение, но и развитие мышления.

Как выбрать лабиринт для прохождения?

В лабиринтах для детей прелесть в том, что разделение на сложность довольно условное. Дети даже в три-четыре года могут проходить довольно сложные лабиринты, раскрашивать их и отмечать найденные пути фломастером... Нужно всего лишь начать заниматься с ребенком своевременно!

Выбор лабиринтов для детей широк, раздел периодически обновляется, вы можете распечатать цветной лабиринт, а можете черно-белый, чтобы ребенок сначала сам его раскрасил. Такой вариант идеален, если вы впервые будете учить ребенка прохождению лабиринтов. Малыш удивится, когда увидит, что на первый взгляд простая раскраска превращается на его глазах в занятную игру!

Логика и воображение

Важно со временем прохождения ребенком лабиринтов, развить в нем не только логику, но и интуицию, чтобы уже по первому взгляду на картинку, в мыслях рисовался один из вариантов прохождения. Однако до этого нужно пройти извилистую дорогу разъяснений и обучений, раз за разом выбирая всё более сложные картинки.

Дети используют различные навыки для прохождения лабиринтов. Кто-то шаг за шагом пробует все варианты, полагаясь на логику, а какие-то воображалы «бегают наобум», родителям и воспитателям же важно следить, чтобы в каждом следующем лабиринте ребенок использовал уже имеющийся опыт, а не начинал всё сначала. Очень важно и интересно попросить ребенка прокомментировать в процессе прохождения лабиринта, почему он делает какие-то конкретные шаги. Не менее важно давать лабиринты разным детям на скорость. Кто быстрее пройдёт? Конкуренция усиливает старания и создаёт игровой дух соперничества.

Как головоломки с многовековой историей, лабиринты служат проводниками в мир раннего развития ребенка, его логики и воображения.

Лабиринты - увлекательный и очень эффективный способ развития внимания и усидчивости, а еще мелкой моторики. Какие лабиринты можно давать детям разных возрастов?

Лабиринты для детей 3 лет должны представлять собой дорожки, между границами которых ребенку необходимо провести линию, не прикасаясь к краям. Чтобы малышу было интересно это занятие и захотелось сделать его как можно качественнее, готовьте или ищите задания с игровыми элементами, где можно приговаривать "Бррр", "Щщщщух" или "Зззз". Например, проводя нашу мышку между ежиками, пищите "пи-пи-пи", а на поворотах можете сказать "ой!". Будет весело!

Задания посложнее предложите в лабиринтах для детей 4 лет. Ребята уже могут ориентироваться в пространстве на бумаге, понимают, по каким дорожкам можно попасть в тупик, а по каким пройти куда-то. Научите малыша не только водить фломастером или карандашом по дорожкам лабиринта, но и отслеживать путь глазками. В 4 года уже можно следить за тем, чтобы нарисованная линия следовала по центру дорожки, не имела сильных волнистых изгибов.

Лабиринты для детей 5-6 лет могут представлять собой рисунки с мелкими дорожками и большим количеством тупиковых веток. Важно следить за тем, чтобы ширина дорожек не была слишком узкой, чтобы не переутомить глаза. Предлагая лабиринт, вы можете попросить не только найти к нему решение, но и сопоставить траекторию правильного пути к выходу с другими нарисованными траекториями. Пример такой задачи вы видите в задании Айкьюши.

Настоящие пытливые исследователи, дети 6-7 лет предпочитают самые сложные задания с лабиринтами. Им нравится тратить время на блуждание по закоулкам, и в этом возрасте также важно следить за тем, чтобы линии, которые ребенок прокладывает по дорожкам, также были достаточно ровными, четкими и по возможности имели как можно меньше пересечений с границами дорожки. Можно даже устраивать соревнования между детьми и взрослыми - кто раньше найдет выход из лабиринта, чье решение будет самым понятным и аккуратным?

Развивая внимание детей с помощью заданий-лабиринтов, вы сделаете отличный вклад в формирование усидчивости и навыков письма. Успехов!