Тело человека задания для дошкольников. Дидактические игры для детей дошкольного возраста на тему «я человек

По познавательному развитию

Знакомство дошкольников с организмом человека
в играх и играх тренингах в разновозрастной
группе детей с нарушением зрения и речи

Программные задачи.

  1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  2. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.
  3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  4. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Словарная работа.

Уточнять и закреплять.

Существительные: плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.

Прилагательные: внутренние органы, важный орган.

Глаголы: очищают кровь, перегоняет кровь.

Методические приемы:

беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание, чтение, побуждение к ответам, поощрение.

Материалы: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами (на каждого ребенка) , предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия.

Воспитатель.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека.

Ребенок говорит слова и показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека».

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку .

Восп. Какие части туловища вы не назвали?

Дети. Плечи, таз, бедро, стопа.

Восп. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами. Хорошо и с этим заданием вы справились.

Воспит.

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Игра «Часть и целое»

Целое – лицо человека (в кругу) . Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз) , выкладывают в виде цветка.

А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

Восп. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.

Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Дети. Да.

Восп. Что же это такое?

Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган.

Дети. Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Восп. Как выглядит сердце?

(ребенок показывает на схеме орган – сердце)

Восп. Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.

Тук, тук, тук

Стучит сердечко,

Точно также,

Как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров.

Восп. Да сердце важный орган.

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

Дети. Мы слышим свое дыхание.

Восп. У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.

Что это за орган?

Дети. Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме)

Восп. Может ли человек прожить без дыхания?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

Хотите посмотреть какой объем легких у вас.

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.

(Дети выполняют задание)

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Восп. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто мне расскажет об этом путешествии.

Дети. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.

Восп. Верно. А как выглядит желудок?

(дети показывают на схеме орган – желудок)

Восп. Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища

попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.

(ребенок на схеме показывает орган – почки)

Дети. У человека две почки.

Восп. Для чего человеку нужны почки?

Дети. Почки очищают кровь.

Восп. Правильно.

Сейчас я вам предлагаю сесть за стол и найти каждому органу свое место.

(Дети выкладывают органы внутри контура человека: сердце, легкие, желудок, кишечник, почки) .

Восп. Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

Восп. Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

Дети. Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.

Восп. Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д.

(Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта) .

Восп. Проведите дорожки лабиринта, и вы узнаете какой витамин, больше влияет на тот или иной орган.

(Дети проводят линии)

Витамин А – зрение.

Витамин В – сердце.

Витамин С – органы дыхания.

Витамин D – скелет.

Восп. Давайте сделаем витаминную таблицу. Отберем картинки с продуктами, в которых содержатся основные витамины необходимые организму человека.

В каких продуктах содержится витамин А?

В каких продуктах содержится витамин В?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин С?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин D?

(Дети выбирают нужные картинки)

Расскажите еще раз, какие продукты необходимо употреблять

Дети.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Рыбий жир всего полезней

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Никогда не унываю

И улыбка на лице

Потому что принимаю

Витамины А, В, С, Д.

Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять. И сегодня я вам принесла вкусную морковь.

Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста.

Цели:
Уточнение представлений о лице и его частях;
Активизация в речи детей названий частей лица: нос, глаза, рот, уши, щёки, лоб;
Развивать пространственную ориентацию в схеме собственного тела;

Оборудование:
аудиозаписи с музыкой марша, польки, колыбельной
кукла Маша

Ход занятия:
I Вводная часть.
Разминка-маршировка.
Под музыку дети шагают по кругу друг за другом - сначала в ритме марша, затем переходят на лёгкий бег под ритм польки; затем вновь маршируют.

II Основная часть.
Беседа.
В гости приходит Маша, у неё на носу грязь (пластилин).
Педагог спрашивает: «Почему, Маша, ты такая грязная?
Кукла(голосом педагога): «Как грязная? А что у меня грязное?» Дети отвечают: «Нос».
Педагог просит: «Маша, помой свой носик».
Маша: «Хорошо, только где он у меня, я не знаю…»
Педагог: «Как, ты не знаешь, где у тебя носик? А где глазки и ротик, знаешь? А где язычок у тебя, знаешь?» Маша: «Нет, не знаю»
Педагог: «А наши детки знают, и сейчас тебе покажут и научат.»
Стишок для развития мимики и артикуляции.
Это – глазки. Вот и вот. (показ руками)
Это – ушки. Вот и вот. (показ руками)
Это нос, это рот, (показ руками)
А во рту есть язычок. (высунуть язычок)
А ещё есть зубки, (улыбнуться, показав зубки)
И две красивых губки. (облизнуть сначала
верхнюю, а затем нижнюю губы)
Стишок повторяется 2-3 раза.
Педагог спрашивает, запомнила ли Маша, что у тебя есть. Ну теперь давай, чисти свой носик.
Педагог: А где же всё это находится, что мы показали, на какой части тела?
Маша: Вот здесь. (лицо)
Педагог: Правильно, Маша.
Вот оно лицо (педагог показывает рукой своё лицо) А где, дети, у вас лицо?
Дети повторяют движение.
Игра с Машей.
Маша хочет поиграть с детьми. Она просит детей показать и назвать части лица: Что-то я забыла, покажите мне - где ушки? (где глазки? где носик? и т.д.) Затем спрашивает детей по очереди, и при правильном ответе и показе гладит по голове, говорит: Молодец! Правильно.
Подвижная игра.
Под тихую и медленную музыку Маша и дети спят.
Под быструю, подвижную мелодию дети с куклой пляшут, хлопают в ладоши.
Подарок Маше.
Чтобы Маша ничего не забыла, педагог предлагает детям нарисовать ей рисунок. На большом листе бумаги с заранее нарисованным кругом дети рисуют глазки, носик, рот, ушки. Подарки дарят кукле Маше.

III. Заключительная часть.
Педагог закрепляет с детьми названия и показ частей лица.
Проводится заключительная маршировка.

На следующем занятии кукла Маша снова приходит, задания закрепляются и усложняются ускорением темпа выполнения. Добавляются упражнения « У меня есть…», «Водичка»
"У меня есть..."
У меня есть глазки, чтобы видеть.
(Дотронуться до глаз.)
У меня есть ушки, чтобы слышать.
(Дотронуться до ушей.)
У меня есть ножки, чтобы бежать.
(Побегать на месте.)
У меня есть ручки, чтоб ими махать.
(Помахать руками.)
А носик у меня только один.
(Дотронуться до своего носа.)
У меня есть язычок, чтоб "здравствуйте" сказать,
(Показать язык.)
И румяные щечки, которые можно пощекотать,
(Дотронуться до щечек)
«Водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки!

Марина Прокофьева

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»

Реализация образовательной области : «Познание и художественное творчество»

Познавательно – продуктивная деятельность с детьми средней группы на тему : «Части тела »

Подготовила : воспитатель Прокофьева М. Л. г. Пыть-Ях 2012г.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Здоровье» , «Художественное творчество» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» .

Цель : Формировать представления детей о строении человека, бережного отношения к своему телу. Воспитывать желание быть здоровым.

Развивающие :

Развивать у детей представления о себе, своем теле;

Активизировать диалогическую речь;

Развивать творческое мышление, внимание, воображение, фантазию,

произвольную память;

Развивать умения соотносить слова с действиями;

Развивать представления об орнаментах, узорах;

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Умение слушать друг друга, взрослого;

Самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

Желание прийти на помощь;

Умение выражать положительные эмоции от результатов деятельности.

Образовательные :

Учить определять и правильно называть части тела ;

Находить и правильно называть пальцы рук;

Учить оформлять узорами, орнаментами изделия одежды;

Закрепить знания детей о сезонной одежде;

Предварительная работа :

Чтение рассказа К. И. Чуковского «Доктор Айболит» ;

Выкладывание серии картинок в определённой последовательности;

Беседа о здоровом образе жизни;

Рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта» ;

Настольные игры «Сложи узор» , «Одень куклу Машу» .

Словарная работа : массаж, зимняя одежда, орнамент, узор (зубчики, завиточки, черточки, мизинец, указательный, безымянный.

Развивающая среда :

мультимедийная презентация, русская народная музыка, музыкально-ритмическая композиция «Зайчик» , массажные шарики, колечки, посылка, театральный персонаж «Зайчик» , бумажные заготовки зимней одежды; маркеры, мольберты, дидактический набор «Одень куклу» .

Методы и приёмы :

1. Наглядный метод : показ отрывка из мультфильма, способа действий с массажными предметами, слайдовой презентации.

2. Словесный метод : беседа, объяснение, художественное слово, проговаривание слов.

3. Практический метод : погружение в игровую ситуацию, выразительные движения, массаж, физмунутка, музыкально-ритмическое упражнение, рисование.

Ход занятия .

(Дети заходят в группу становятся в круг)

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся.

(здороваются друг с другом, передавая платочек).

Когда мы с вами здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте мы пожелаем здоровья и нашим гостям. (здороваются с гостями) .

(Раздается звуковой сигнал)

Воспитатель : Ой, ребята, нам пришло электронное письмо давайте посмотрим, что это за письмо. (Дети смотрят на экран и слушают) .

Здравствуйте ребята! Пишет Вам, Доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Сейчас зима, и вы должны заботится о своём здоровье. Я посылаю вам посылку с волшебными шариками и массажными колечками, которые защитят вас от болезней.

Доктор Айболит.

Воспитатель : А вот и посылка. Давайте посмотрим, что в ней. Вот колечки и шарики, о которых говорил Доктор Айболит. Давайте подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно делать?

(Дети называют различные способы действий с шариками и колечками.)

Воспитатель : Вы предложили много очень интересных способов. Давайте покатаем шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Вы почувствовали на ладошках легкое покалывание? На наших ладошках много-много невидимых волшебных точек, которые помогают нам быть здоровыми, но они очень любят спать, поэтому надо их с помощью массажа разбудить. И болезни будут нас обходить стороной.

(Массаж ладоней) .

А как можно использовать волшебные колечки?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, мы можем надевать колечки на пальчики.

А теперь давайте будем надевать колечки на все пальчики по очереди, т. е. массажировать их и тоже будить волшебные точки.

(Массируют пальцы, а воспитатель рассказывает, для чего массируют

тот или иной палец.)

Большой - чтоб не болела голова.

Указательный - чтоб дыхание было ровным.

Средний – чтобы не болел животик,

Безымянный – чтобы настроение было хорошее.

Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

Такой массаж надо делать каждый день и только тогда будет польза нашему здоровью. Спасибо Доктору Айболиту за замечательный подарок.

Воспитатель : А у меня для вас сюрприз.

(На экране появляется отрывок из мультфильма о докторе Айболите, а воспитатель в это время берет театральную куклу-Зайчика)

Воспитатель : Ребята посмотрите у нас сегодня гость. Но только почему- то он плачет.

Воспитатель : Здравствуй, Зайчик. Что случилось?

Заяц : Я очень хотел стать помощником Доктора Айболита, но у меня ничего не получилось.

Воспитатель : Почему?

Заяц : Потому что, я не знаю, как называются части нашего тела . Попросил меня доктор поставить горчичник на спину одному больному, а я на грудь поставил, надо было локоть зеленкой намазать, а я ладошки намазал. Поэтому, Доктор Айболит сказал : «вот тебе рисунок тела человека , постарайся выучить части тела , как выучишь тогда и приходи». Вот я и пришел к вам ребята за помощью.

Воспитатель : Давай посмотрим, что за у тебя за рисунок. Посмотрите, ребята, кто нарисован?

(Ответы детей) .

Правильно, это рисунок человека. У нас тоже есть такой рисунок, только большой (обращает внимание детей на экран) . Зайчик ты пришел по адресу, наши дети знают части тела и тебя научат .

(На экране выплывают стрелочки, которые указывают на части тела , а дети называют).

Воспитатель : Ну что, Зайчик, дети, запомнили?

(Ответы детей) .

Зайчик. Ой, я наверно все не запомнил.

Воспитатель : А вот мы сейчас проверим.

Дидактическая игра «Мы не скажем, а покажем»

Ничего не говорите….

Только покажите.

(Заяц иногда путает части тела , а дети его поправляют) .

Воспитатель : Что нужно делать для того чтобы быть здоровыми?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно нужно заниматься физкультурой, спортом, делать зарядку, закаляться. Еще надо одеваться по погоде. Сейчас на дворе зима как нужно одеваться?

Зайчик : Ой, да это-то я уж точно знаю.

Воспитатель : Ну-ка зайчик покажи, одень куклу на прогулку.

(Одевает куклу неправильно)

Ребята, правильно?

Дети : нет!

Воспитатель : сейчас зайчик дети тебе покажут какую одежду и на какие части тела нужно одевать .

(дети одевают кукол на прогулку) .

Дидактическая игра

«Одень куклу на прогулку»

Воспитатель : Ну, раз мы теперь знаем, как правильно одеться я приглашаю вас на прогулку.

Физминутка :

Утром на лыжах кататься пошли (имитация ходьбы на лыжах)

Быстро до леса на лыжах дошли

Встретили косого зайку

Убежал от нас зазнайка.

Бурый мишка спит в берлоге

Уноси скорее ноги.

Дятел тука тук да тук

Раздавался громкий стук.

Время к обеду, весь лес обошли

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Заяц (грустно) : Мои друзья тоже очень любят гулять по зимнему лесу, но у них нет теплых рукавиц, шапок и шарфиков.

Воспитатель : Ребята, давайте мы изготовим тёплую, зимнюю одежду и подарим друзьям Зайчика.

(Дети рассаживаются за столы, на которых приготовлены бумажные заготовки шапочек, варежек и шарфиков. На экране появляются образцы узоров, воспитатель показывает, поясняет и предлагает приступить к работе. Звучит музыка. Готовые изделия складывают в чемоданчик и передают друзьям Зайчика).

Воспитатель : Вот тебе подарки для твоих друзей.

Заяц : Ой, как хорошо. Спасибо ребята, я обязательно передам, как обрадуются мои друзья. Мне стало так весело, что хочется танцевать.

Воспитатель : Так давай танцевать, тем более танцы прекрасное физическое упражнение, помогают быть здоровыми, и настроение становится ОТЛИЧНЫМ!

Музыкально-ритмическое упражнение «Зайка»

Воспитатель : А теперь восстановим дыхание.

(Выполняют упражнения на дыхание) .

Ребята, мы сегодня такие молодцы, помогали Зайчику. Давайте вспомним, что мы делали : рассказали о частях тела человека , как правильно надевать одежду, что надо делать, чтобы быть здоровыми и даже приготовили подарки для Зайчат.

Заяц : Вот теперь я все знаю и могу идти помогать Доктору Айболиту.

Спасибо вам, ребята, за то, что вы меня научили всему. И я хочу угостить вас витаминами. (Передает воспитателю баночку с витаминами) .

(Дети встают в круг, прощаются руг с другом, передавая платочек,

а затем с гостями).

Воспитатель : Пойдем, Зайчик, мы тебя проводим.






Программное содержание:

  • Ознакомить детей, с тем, как устроено тело человека.
  • Закрепить названия частей лица, их назначения.
  • Научить измерять рост, размер ноги.

Используемый материал: рисунок семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, младенец); макет тела человека (без лица); части лица для крепления их на макете, карточки с изображением предметов, которые можно брать руками, ногами, нюхать и т.п.; картинки для фланелеграфа с изображением людей разного роста; ростомер; листы бумаги, фломастер для измерения следов, наборы геометрических фигур разного цвета и размера (для каждого ребенка).

Ход занятия

1. Дети сидят на стульчиках вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с родителями во дворе. Слабое здоровье, болезни, являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый в детстве должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, развивать и не навредить своему организму.

Рисунок семьи.

— Посмотрите, ребята, на этот рисунок. Скажите, кто изображен на нем? (Люди)

— Чем отличаются люди друг от друга? (высокие, низкие, старые, молодые)

— Какой у них возраст, рост, вес, пол, цвет глаз, цвет волос?

— А теперь ответьте, что общего у таких разных типов людей? (тело, туловище)

— Правильно, у нас у всех одинаковое тело. Хотите узнать о нем побольше интересного? Изучить его, узнать какие изменения могут с ним происходить?

Макет человека.

Отдельно — на подносе части лица.


— Ребята, посмотрите, что у меня для вас есть. Что это? (ответы)

— А чего не хватает у этого человека? (лица)


— Хотите ему помочь?


Дети по одному подходят к подносу с частями лица, отгадывают загадку, берут соответствующую часть лица и совместно с воспитателем крепят ее к лицу.

Загадки.

Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (нос)

Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (глаза)

За красными жердочками сидят белые курочки. (рот)

Если б не было его – не услышал б ничего. (ухо)

Два коромысла над глазами повисли. (брови)

— А теперь загадка для всех:

Есть у радости подруга виде полукруга.
На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится – грусть-тоска ее боится. (улыбка)

— Давайте улыбаться друг другу.

Вот мы с вами и помогли человеку найти его лицо.

— Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах (показать указкой). Голова находится вверху, в надежном месте; на ней спереди – то, с помощью чего мы узнаем об окружающем мире, познаем его: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык – чтобы чувствовать вкус пищи. Голова укреплена на шее так, чтобы могли мы поворачивать ее и вправо и влево, так мы видим, что находится вокруг. Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. На кистях рук (посчитать с детьми) пять пальцев, ими удобно держать в руках карандаш, кисточку, расческу, ложку и др. предметы. Ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Заканчиваются ступнями – для лучшей опоры. Посмотрите на себя, сколько у вас ног, рук, ушей, носов? А я знаю одно смешное стихотворение, только вы мне будете помогать его рассказывать.

2. Встали в круг.

Одна дана нам голова (показать)

А глаза два (показать)

И уха два (показать)

И два виска, и две руки (показать)

Зато один и рот и нос (показать)

А будь у нас наоборот (удивление плечами)

Одна рука, одна нога (показать)

Зато два рта, два языка (показать язык)

Мы только бы знали, что ели и болтали (хлопки, показать)

— А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Раздать карточки с изображениями предметов.

Дети должны показать действия с предметами, изображенными на рисунках. Например: ложка-поесть, скакалка-попрыгать, и т.д.

Угадать вопросы:

— Какая часть тела использовалась? А что если попробовать, например, ложку взять ногами и др.?

3. Сели.

— Ребята, как вы теперь считаете, нужны ли нам руки, ноги, уши и т.д.? Помогают ли они нам? Как можно их назвать? (помощники)

— Наше тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь? Можно ли засовывать что-нибудь в нос, в ухо? От чего нужно беречь глаза?

— Ребята, а когда вы были маленькие, у вас было какое тело? Руки? (маленькое, руки-ноги крошечные)

— Вы многого не могли, например, быстро бегать, кататься на велосипеде. Постепенно вы росли, и тело ваше увеличивалось в размерах, длиннее становились руки, ноги.

Картинки для фланелеграфа.

4. Предложить детям разложить людей по росту: младенец, ребенок, подросток, взрослый.

— Значит, наше тело постоянно растет. А как можно узнать, что вы выросли? Как измерить рост?

Ростомер.

5. Измерить рост детей.

— Сравните, кто из вас высокий, а кто низкий? Что можно делать, чтобы увеличился рост?

— Кроме того, что мы растем вверх, у нас увеличиваются остальные части тела. Мы можем с вами измерить размер ноги.

Листы бумаги для измерения стопы.

— Эти листочки заберете домой, а на следующий год мы с вами опять измерим вашу ногу.

6. Работа за столами.

Предложить собрать из геометрических фигур человека. Рассмотреть, закрепить названия, цвета.

7. Итог занятия.

— Что мы сегодня изучали? Чему научились? Чтобы вы хотели еще узнать?

Отметить всех детей за работу.

В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.


***

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов (3-4 лет)

Приблизительный пассивный и активный словарь: человек, части тела, голова, глаза, нос, рот, губы, язык, зубы, уши, щеки, лицо, волосы, туловище, живот, руки, ладошка, ноги, коленка, палец, пяточка, большой, маленький, мыть, вытирать, слышать, смот­реть, почесать, помазать, нюхать, ходить, причесать, потрогать, кушать, разговаривать, думать, чистый, грязный, сухой, мокрый, теплый, холодный, один, два.

Занятие 1. Тема «Я и моя кукла»

Цель: активизация словаря по теме, развитие зрительного и слу­хового восприятия, формирование элементарных математических представлений о парных частях тела.

Оборудование: кукла, зеркало.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Всем детям дается несколько заданий.

Поднимите руки. Потопайте ногами. Похлопайте в ладо­ши. Покажите свой нос.

2. Рассматривание частей тела у ребенка и у куклы. Детям показывается кукла.

К нам на занятие пришла кукла Оля. Посмотрите, что есть у Оли?

Педагог просит одного ребенка показать названную часть тела у куклы, затем посмотреть в зеркало и показать эту же часть тела у себя. Дети повторяют название части тела.

3. Выполнение поручений.

Педагог подзывает к себе ребенка, на ушко называет часть тела, которую тот должен показать. По просьбе педагога другой ребенок называет показанную часть тела: «Это ухо».

4. Игра «Что есть у куклы?»

Детям предлагается отвечать словами «да» или «нет» на вопросы. Например: «У куклы одна ручка?» - «Нет, две». «У куклы одно ушко?» - «Нет, два». «У куклы один носик?» - «Да, один».

5. Итог. Сегодня мы с вами говорили о кукле Оле. Кукла Оля похожа на нас с вами. У нее есть такие же части тела, как и у людей.

  • Занятие 2 . Тема «Части тела и их действия»

Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение простого предложения.

Оборудование: картинки с изображением отдельных частей тела, рисунки с изображением мальчика, предметы (платок, расческа, кофта, туфли, ложка, чашка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Вспомните, покажите и назовите, какие части тела есть у человека. Дети по очереди должны показать на себе и назвать разные части тела.

2. Рассматривание картинок и ответы на вопросы. Поочередно детям показываются картинки с изображением от­дельных частей тела. Дети должны назвать изображенную часть тела

И ответить на вопрос: «Что мы делаем этой частью тела?»

Что мы делаем ушами? (Слушаем.) Что мы делаем ртом? (Едим, пьем, разговариваем.) Что мы делаем носом? (Дышим.) Что мы делаем глазами? (Смотрим.) Что мы делаем головой? (Думаем.) Что мы делаем руками? (Хлопаем, берем, трогаем, гладим.) Что мы делаем ногами? (Ходим, топаем, бегаем.)

3. Сюжетно-ролевая игра «Помоги Оле».

На столе лежат предметы: платок, расческа, кофта, туфли, лож­ка, чашка. Посмотрите, к нам опять пришла кукла Оля. Педагог обращается к детям с индивидуальными поручениями, используя такие глаголы, которые предполагают выбор определен­ного предмета из предложенной группы. Таня, вытри Оле нос. Вова, обуй Олю. Лена, напои Олю. И так далее.

4. Итог. Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всех, кто хорошо работал, я поглажу по... (головке).

Цель: активизация словаря признаков по теме, практическое ус­воение простого предложения.

Оборудование: кукла, ширма, раздаточный материал (карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела), предметный материал (тарелка с водой, мел, грелка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Дети должны вспомнить материал предыдущего занятия, ответив на вопросы: «Что мы делаем руками (ногами, головой, ртом и т.д.)?»

2. Рассматривание и называние частей тела куклы.

Педагог показывает детям куклу, затем прячет ее за ширму. Из-за ширмы показывается голова куклы. Дети должны закончить пред­ложение: «Вот у куклы... (голова)».

Следующие предложения дети строят самостоятельно: «Вот у кук­лы руки». «Вот у куклы ноги».

3. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела, и педагог задает вопрос: «Что ху­дожник забыл нарисовать у куклы?» Дети отвечают на вопрос по своим карточкам. Например: «У куклы нет руки». «У куклы нет ноги».

4. Дидактическая игра «Какие мы разные».

Педагог вызывает ребенка и предлагает ему потрогать мел.

Покажи свои руки детям. Дети, мои руки чистые, а Ва­нины руки грязные. Какие руки после мела? (Грязные.)

Аналогично проводятся практические задания с водой (руки мок­рые - сухие) и грелкой (руки горячие - холодные).

5. Итог.

Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всем, кто хорошо работал, я пожму... (руку).

Тематический цикл «Части тела» для детей 4-5 лет

(двенадцатая неделя )

Дети должны усвоить: названия основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; про­странственные направления (вверх-вниз, спереди - сзади, направо -налево, вперед-назад).

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Ответь на вопросы». Практическое употребление в речи предлога на. Обогащение словаря по теме.

Что на голове? (Волосы, лицо, уши.)

Что на лице? (Глаза, нос, рот, щеки, подбородок.)

Что на руке? (Пальцы, ногти, локоть.)

Что на ноге? (Колено, пятка, пальцы, ногти.)

Что на туловище? (Грудь, живот, спина, бедра.)

« Что у тебя, а что у куклы?» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У тебя голова, а у куклы... (головка). У тебя шея, а у куклы... (шейка).

«Кто выше, кто ниже». Усвоение понятий выше - ниже.

Логопед вызывает двух детей и просит остальных сравнить их рост. Дети отвечают, а логопед комментирует: «Правильно, Миша высокий, а Коля низкий. Миша выше Коли. Коля ниже Миши». Затем сажает Колю и вызывает ребенка, который выше Миши. Игра повторяется.

«Моя семья». Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Ну, а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Логопед. Сколько человек в семье? Сколько пальчиков?

Чтение с выражением потешки (устное народное творчество).

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели

Все пенечки оглядели.

  • Развитие связной речи

«Машенька» . Закрепление знаний детей по теме.

«Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...»

  • Сенсорное развитие

« Скажи правильно» .

Ноги у тебя вверху или внизу?

Нос у тебя сзади или спереди?

Эта рука у тебя правая или левая?

Этот пальчик у тебя на руке или на ноге?

«Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда:

Мы картиночку возьмем,

Куклу пальцем обведем.

  • Работа над звуковой стороной речи

«Повтори предложения».

Две мои ножки бегут по дорожке. Я свой кулачок положила на бочок. Я топаю ножкой и стучу ладошкой. Ой-ой, ой-ой, посмотрите, я - большой! Миша очень маленький, но малыш удаленький.

  • Физкультминутка -логоритмика

«Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения - четыре прыжка.

Левой ножкой - прыг, прыг.

Правой ножкой - прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

Дети 5-7 лет должны знать:

О строении человеческого тела, назначении отдельных час­тей (назвать пары органов);

Как люди внешне отличаются друг от друга;

Названия и количество пальцев на руках (большой, указательный...), на ногах;

Как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;

Где правая сторона - левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);

Необходимые правила гигиены тела.

Расширение словарного запаса детей:

названия: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, рес­ницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик,

признаки: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, тол­стый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, лопоухий, смешной, грустный, веселый, печаль­ный, довольный, заботливый, красивый;

действия: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, под­нимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

  • Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Тело - тельце,

голова - головка, головушка,

рука - ручка, рученька,

нога - ножка, ноженька,

палец - пальчик,

глаз - глазик, глазок,

уши - ушки,

шея - шейка,

нос - носик,

рот - ротик, роток,

зуб - зубик, зубок,

губа - губка,

язык - язычок,

пятка - пяточка,

локоть - локоток,

плечо - плечико,

спина - спинка,

живот - животик,

щека - щечка,

лицо - личико,

ладонь - ладошка,

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один - много»

Голова - две головы - голов,

рука - две руки - рук,

нога - две ноги - ног,

ступня - две ступни - ступней,

палец - два пальца - пальцев,

глаз - два глаза - глаз,

ухо - два уха - ушей,

нос - два носа - носов,

Рот - два рта - ртов,

зуб - два зуба - зубов,

язык - два языка - языков,

пятка - две пятки - пять пяток,

колено - два колена - колен,

локоть - два локтя - локтей,

плечо - два плеча - плечей,

спина - две спины - спин,

живот - два живота - животов,

волос - два волоса - волбс,

щека - две щеки - щек,

лицо - два лица - лиц,

лоб - два лба - лбов,

ноготь - два ногтя - ногтей,

ресница - две ресницы - ресниц,

Образование существительных множественного числа «На­зови по образцу» (детям от 4 лет)

Палец (а они?) - пальцы,

плечо - плечи,

рука - руки,

нога - ноги,

язык - языки,

голова - головы,

колено - колени,

ухо - уши,

лоб - лбы,

локоть - локти,

бровь - брови,

ноготь - ногти,

веко - веки.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

головой мы (что делаем?) -- думаем;

ушами... - слушаем;

глазами... - смотрим;

носом... - дышим, нюхаем;

ртом... - едим, пьем, говорим;

руками... - берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами... - ходим, бегаем, прыгаем.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки).

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

«Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть». «Задрать нос». «Голову повесить».

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Большой - маленький, трудолюбивый - ленивый, низкий - высокий, глупый - умный, широкий - узкий, детский - взрослый, грустный - веселый, поднимать - опускать, длинный - короткий, смелый - трусливый, злой - добрый, черный - белый, говорить - молчать.

  • МИНУТКА ОТДЫХА

Где мой пальчик?

Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла: |

  • Поглядите-ка, нашла!
    Ищешь, ищешь и найдешь.
  • Здравствуй, пальчик!
    Как живешь?

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

Резинка-Акулинка

Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовая стала. (Мочалка.)

На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза.)

Твои помощники - взгляни -

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик, послушен каждый... (пальчик).

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою -

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

  • Зарядка

. На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны, ножки вкось,

Ножки вместе, ножки врозь.

Руки в стороны, в кулачок, Дети повторяют движения

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх! Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали. Шагают на месте.

Руки - вверх! Руки - вниз!

Влево - вправо повернись!

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем и побежим кругом.

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

  • Рассказ воспитателя, рассматривание картинок.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)

Доктор Айболит, Мойдодыр, доктор Пилюлькин, «кроха сын» из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.

Варианты содержания дня

Веселая зарядка
Ожидаемый результат : дети должны знать части своего тела, уметь показыватъ их на себе, четко и быстро выполнять упражнения
Цель: развивать координацию движений, внимание; формиро­вать положительно-эмоциональный настрой.

* * *
Педагог проговаривает текст. Дети выполняют соответствующие движения.

* * *
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны и вкось,
Ножки вместе, ножки врозь.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх! Правую вверх!
В стороны, накрест,
Это успех!
Вниз опустили и дышим ровно.
Воздух вдыхаем грудью мы полно.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
и кружимся потом.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп
Мы руки разведем
И побежим кругом.

* * *
Все вместе, активно и дружно, ребята,
Займемся сейчас веселой зарядкой.
К тяжелым вещам переходим не вдруг
И для начала - разминка рук.
Пальцы, ладошки, запястья помнем,
С этих движений зарядку начнем.
Мы уделили вниманье кистям,
Ну а теперь переходим к локтям!
Руки до уровня плеч поднимите
И, что есть духу, в локтях покрутите.
Локти, конечно, надо беречь.
А мы переходим к разминке плеч,
Словно пловцы в Мировом океане
Машем синхронно своими руками.
Зарядка - как цепь. В ней движения - звенья
Нужно теперь усложнить упражненья.
Непринужденно - движенья легки-
Мы начинаем руками рывки.
К шее от рук перейдем постепенно,
Чтоб влево и вправо крутилась отменно.
Наклоны вперед и назад проведем,
Активней, активнее каждый наклон.
Есть у зарядки почти что закон -
В ней должен быть непременно наклон.
Влево и вправо, вперед и назад,
Наклоны полезны - так все говорят.
Спасибо, ребята, за ваше старанье!
Но, прежде чем вам говорить «до свиданья"»
Запомните крепко добрый совет:
Зарядка поможет прожить много лет!

* * *
Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
(Дети стоят в кругу. Движения повторяются с увеличением темпа под музыку песни «Петушок».)

* * *
Мы сейчас пойдем направо. Раз, два, три!
А теперь пойдем налево. Раз, два, три!
Быстро к центру соберемся. Раз, два, три!
Также быстро разойдемся. Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем. Раз, два, три!
И легонечко привстанем. Раз, два, три!
Попляшите, наши ножки- Раз, два, три!
И похлопайте, ладошки. Раз, два, три!

* * *

Малыши, малыши вышли на зарядку.

Вот так, вот так! Вышли на зарядку!
Малышам, малышам закаляться нужно -
Вот так, вот так!
Малыши, малыши, потянитесь дружно -
Вот так! бот так!
Сели и привстали. Раз, два, три! Раз, два, три!
Ноги крепче стали. Раз, два, три! Раз, два, три!
Ноги поднимайте. Раз, два, три! Раз, два, три!
Веселей шагайте. Раз, два, три! Раз, два, три!
Потянитесь дружно. Раз, два, три! Раз, два, три!
Вам расти всем нужно. Раз, два, три! Раз, два, три!
Малыши, малыши - дружные ребятки.
Малыши, малыши сделали зарядку.

Оздоровительные занятия

* * *

«Радуга здоровья», «Зеленая аптека», «Приключения в королев­стве микробов», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Королева Зуб­ная Щетка», «Как медвежонок стал сильным», КВН «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!», беседы: «Почему мы двигаемся», «Берегите нос», «Ушки на макушке», «Чтобы уши не болели», «Кто такие микробы» и др.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Ожидаемый результат: дети должны знать, что тембр голоса у всех людей разный и по нему можно узнать человека; уметь только по голосу, без визуальной опоры, узнавать, кто говорит.
Цели : развивать слуховое внимание; формировать интерес к ин­дивидуальным особенностям сверстников.

* * *

Дети стоят в стороне. Назначается водящий (из детей), который поворачивается к остальным спиной. Педагог на ушко договарива­ется с одним ребенком, который будет звать водящего. Если водя­щий правильно называет имя этого ребенка, тот встает на его место. Если неправильно, то играет еще один кон. При повторном отгады­вании можно одному и тому же ребенку менять фразы, силу и высо­ту голоса.

Дидактическая игра «Чем люди отличаются друг от друга»
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о том, что люди отличаются ростом, цветом и формой глаз, цветом кожи, волос, овалом лица, формой губ, полом, возрастом; уметь находить и называть эти отличия.
Цели: развивать внимание, зрительное восприятие, умение срав­нивать; формировать интерес к отличительным особенностям свер­стников.
Материалы: фотографии, вырезки из журналов и т.п. с изобра­жением лиц людей с внешними различиями: одной и разных наци­ональностей, в полный рост, разного пола, возраста.
Педагог предлагает детям устроить соревнование, чтобы выбрать самого внимательного. Дети должны найти как можно больше отли­чий при сравнении двух сверстников или фотографий людей одной или разных национальностей. Выигрывает тот, кто больше получит фишек. При сравнении сверстников педагог предлагает назвать от­личия без визуальной опоры.

Дидактическая игра «Найди сходство»
Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности внешнего вида сверстников в группе ДОУ; уметь отгады­вать по описанию или картинке-шаблону, о ком из сверстников идет речь.
Цели: развивать внимание, память; формировать интерес к свер­стникам.
Материалы : картинки-шаблоны губ, глаз, носов, овалов лица, при­чесок разных форм и цвета.

* * *

Педагог предлагает поиграть в игру-загадку. Он будет описывать одного ребенка из группы, а дети должны отгадать, о ком вдет речь. Затем покажет один из шаблонов, а дети должны найти, кому он больше подходит.
Загадывать и подбирать шаблоны может и ребенок, а остальные дети отгадывают. После отгадки проверяют, правильное ли описание подходит ли оно к конкретному ребенку, о каких особенностях внеш­него вида не было сказано в загадке. Тот ребенок, который опишет сверстника наиболее подробно, получает звание и отличительный знак главного художника.

Дидактическая игра «От младенца до старика»
Ожидаемый результат: дети должны иметь общие представле­ния обо всех возрастных периодах человека (а также периоде, в котором находятся они): детстве, юности, зрелости и старости; уметь находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни
Цели: развивать наблюдательность, внимание, зрительное воспри­ятие, умение сравнивать, речь; формировать самосознание.
Материалы: фотографии людей от младенческого возраста до старости, семейные альбомы детей.
Педагог предлагает детям «прокатиться в "машине времени"». Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет Затем «отправиться в прошлое», найти свои фотографии в мла­денческом и раннем возрасте, разложить их в возрастающей после­довательности, начиная с самой ранней.
Потом из предложенных фотографий людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика. Дети могут полу­чить по одной фотографии, построиться в порядке возрастания лет и рассказать каждый об особенностях «своего» возраста.

Дидактическая игра «Человек и животное» (5-6 лет)
Ожидаемый результат: дети должны понимать гомологичность органов людей и животных: руки и ноги равноценны лапам живот­ных, волосы - шерсти и т.п.; видеть сходство в строении человека и животных, уметь называть, в чем оно выражается.
Цели: развивать наблюдательность, память, речь, умение сравни­вать, обобщать; формировать экологическую культуру.
Материалы: картинки с изображением животных-млекопитающих.

* * *

Педагог предлагает детям выбрать картинку с изображением жи­вотного и хорошо ее рассмотреть. Затем «волшебной палочкой» «пре­вращает» каждого ребенка в животное, которое тот выбрал и предлага­ет отправиться в удивительный мир фауны.
Педагог. Между человеком и животными очень много общего. Но знают ли это они, животные? Я назову часть тела или орган, который у меня есть, а вы должны ответить, есть ли это у вас. У меня есть голова, а у вас?
Дети. Я - лев. У меня тоже есть голова.
Педагог. У меня есть две руки и две ноги, с помощью которых я могу все делать, ходить, бегать, прыгать, лазать.
Дети. Я - кошка. У меня есть передние и задние лапы. Я могу передними лапами ловить мышей, катать клубочек, что-то подви­нуть к себе, а на четырех лапах - бегать, прыгать, лазать.
За каждое правильное сравнение ребенок получает фишку. Выиг­рывает тот, кто найдет больше сравнений.

Дидактическая игра «Человек и животное» (6-7 лет)
Ожидаемый результат: дети должны видеть параллели в разви­тии человека и животных, уметь об этом рассказывать.
Цели: развивать умение сравнивать и обобщать, речь; формиро­вать экологическую культуру.
Материал: картинки с изображением животных и человека (от рождения до взрослого).

* * *

Педагог предлагает детям выбрать картинки с изображением животных и людей на разных возрастных этапах, рассказать, как развиваются животные и человек от рождения, в чем сходство и различие. Изобразить поведение животного и человека, когда они только родились, чуть подросли, научились ходить и т.д. Изобразить взрослых животных и детенышей, взрослых людей и детей в конк­ретных ситуациях, старых животных и людей. Можно начальной точкой выбрать картинки с изображением беременной женщины и животного.

Дидактическая игра «Мальчики и девочки»
Ожидаемый результат: дети должны понимать, что пол необра­тим, что мальчики будут папами, а девочки мамами, что люди разно­го пола отличаются друг от друга; уметь находить сходство и разли­чие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, по­ведении и деятельности.
Цели: развивать умение сравнивать, обобщать, речь, внимание; формировать любознательность.
Материалы: картинки с изображением детей и взрослых разно­го пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятель­ности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.

* * *

Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблю­дательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выиг­рывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.
Далее педагог сам группирует картинки, специально делая ошиб­ки, которые дети должны увидеть и назвать (например, к картинке с изображением мужчины подбирается женская одежда, к мальчику - кукла и т.п.).

  • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Загадки, беседы, изодеятельность
  • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Сказки о человеческом организме
  • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Сказки и рассказы о предупреждени несчастных случаев

"Эликсир Здоровья" АБВГДейка - азбука здоровья

"Секреты стройности" АБВГДейка - азбука здоровья

"Жизненная энергия" АБВГДейка - азбука здоровья

"Зарядка для всех" АБВГДейка - азбука здоровья

"Как научить легко вставать по утрам" АБВГДейка - азбука здоровья

Зачем чистить зубы

Хрюша не может найти свою зубную щетку и поэтому не хочет чистить зубы. Но, оказывается, можно и без щетки зубы почистить!

Важно: обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

Задачи

Учить детей тренировать свой организм, делать самомассаж и использовать элементы релаксации.

Закрепить знания детей о строении тела человека и работе внутренних органов.

Воспитывать желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Предварительная работа

Беседа об Олимпийских играх (история возникновения).

Рассматривание альбома о разных видах спорта.

Чтение художественной литературы о профессии врача, спорте, чистоте, сне и т.п.

Подготовка к занятию: оформление музыкального зала и стенда с распорядком работы спортивной базы.

Материалы и оборудование: изображения дорожных знаков («Пункт питания», «Пункт первой помощи», «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Проход закрыт», «Проезд закрыт»); фуражка шофера и игрушечный руль; бейдж «Тренер»; атрибуты для «врачей» и «медсестры» (фонендоскоп, термометр, тонометр, шпатель, халаты, колпаки, медкарты); плакат «Тело человека», кроссворд «Органы»; крем для массажа, шоколадные медали для награждения всех детей.

Ход игры

Воспитатель. Дети, в 2014 году в городе Сочи состоялись зимние Олимпийские игры. Я предлагаю вам провести у нас в саду свои малые Олимпийские игры. Вам, я думаю, хотелось бы в них поучаствовать. Кто знает, что для этого нужно?

Дети. Нужно быть сильными, ловкими, здоровыми, делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня...

Воспитатель. Дети, я приглашаю вас на спортивную базу «Долина здоровья». Отправимся мы туда на автобусе. Но сначала повторим дорожные знаки.

Дети повторяют дорожные знаки: «Пункт питания», «Пункт первой помощи», «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Проход закрыт», «Проезд закрыт».

Воспитатель. Дети, займите свои места в автобусе.

Один из детей надевает фуражку шофера, берет руль, и дети «едут» на спортивную базу. Воспитатель надевает бейдж «Тренер». Дети выходят из «автобуса», строятся в одну шеренгу.

Тренер. Вот мы и на спортивной базе. Давайте познакомимся с распорядком ее работы.

9.00-9.05 - приезд спортсменов.

9.05-9.10 - медицинское обследование.

9.10-9.25 - занятие на тренажерах.

9.25-9.30 - беседа с врачом.

9.30-9.35 - массаж ног, релаксация.

9.35 - отъезд.

Дети, перед занятиями на тренажерах все спортсмены должны пройти медицинское обследование.

Игра «Медицинское обследование»

Трое детей (они будут «врачами») надевают халаты, три девочки - «медсестры». «Врачи» слушают, смотрят горло, измеряют пульс. «Медсестры.» измеряют температуру, давление. Заполняются карты с результатами осмотра.

Тренер. Все дети допускаются для занятий на тренажерах.

Разминка

Ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках.

Затем по команде воспитателя-тренера дети рассчитываются на 1, 2, 3-й.

Тренер. На батуте выполняются прыжки для координации движения. На велотренажере укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивается выносливость, укрепляются мышцы живота и ног. На беговой дорожке развивается выносливость, сила и происходит массаж ног. На мячах-«хоппах» укрепляется мышечный корсет позвоночника.

Занятия на тренажерах

Каждая тройка проходит на свой тренажер. Переход на другой тренажер происходит по свистку тренера.

Тренер. Дети, после физических упражнений у вас усилилось сердцебиение, а значит, участился пульс, проверьте это.

Упражнения на восстановление дыхания (по выбору педагога).

Тренер. Будущие спортсмены должны быть не только сильными, но и знать о строении своего тела и работе внутренних органов. Приглашаем вас к врачу на беседу «Функциональные особенности организма человека».

Дети переходят в «учебный класс».

Беседа с «врачом»

Врач (ребенок). Дети, кто может показать на плакате и назвать части тела человека?

Дети. Тело человека состоит из частей: голова, шея, грудь, живот, спина, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).

Врач приглашает ребенка показать части тела человека на плакате.

Тренер. Дети, а что вы знаете о важном внутреннем органе человека - сердце?

Дети. У всех людей есть сердце, которое находится внутри, и его нельзя увидеть, но можно почувствовать и услышать. Сердце человека размером с его кулак. Оно постоянно стучит и никогда не отдыхает. Сердце, как мощный насос, гоняет кровь по всему организму.

Тренер. Кто может рассказать о другом важном внутреннем органе - легких?

Дети. Легкие размещаются в грудной клетке. Благодаря легким мы дышим. Они работают и днем, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, всю нашу жизнь.

Тренер. Дети, а какова роль желудка в нашем организме 9

Дети. Желудок совершает трудную работу Своими стенками он мнет, растирает и примешивает пропитанную желудочным соком еду. Эта сложная работа называется перевариванием пищи, которая как бы варится у нас внутри.

Врач. Молодцы, дети! Сегодня я познакомлю вас с работой мышц. Мышцы упругие, могут сжиматься и разжиматься. Только благодаря мышцам человек может петь, смеяться, прыгать, размахивать руками. Мышцы заставляют работать и внутренние органы - сердце, желудок, кишечник. Мышцы должны работать. И они не должны лениться. Чтобы ваши мышцы были сильными, крепкими, нужно делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, трудом и больше двигаться.

Наша беседа подошла к концу. И в завершение я предлагаю вам решить кроссворд «Органы».

Кроссворд «Органы»

  1. Орган слуха.
  2. Орган кровообращения.
  3. Орган дыхания.
  4. Орган осязания.
  5. Орган обоняния.
  6. Орган вкуса.

Дети выходят из «учебного класса», строятся в одну шеренгу.

Тренер. После физической нагрузки организма, умственной нагрузки мозга я предлагаю вам сделать массаж ног.

Массаж ног

Дети садятся по кругу, снимают носки, кладут правую ногу ш левую и с помощью детского крема делают массаж ног (поглаживание, разминание пальцев, надавливание ш точку внутри стопы). То же самое с левой ногой.

Релаксация

Сеанс релаксации проводится под аудиозапись шума моря, крика чаек и пр. Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты.

Воспитатель предлагает вернуться обратно в детский сад. Дети садятся в «автобус».

Воспитатель. Дети, где мы сегодня побывали? Чем мы там занимались? Что узнали нового? Что вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. В следующий раз мы продолжим наши тренировки. А сейчас вы все награждаетесь первыми золотыми медалями - шоколадными!

Дошкольная педагогика / Март / 2018