Пасха как отмечают пасху. Как празднуют пасху

" Не умирают обычаи которым определено быть вечными…" Н.В.Гоголь

Пасха - главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы - пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой - страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.

Христианская церковь отмечает Пасху очень торжественно, Всенощным Богослужением, Крестным ходом.

В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи.

Пасха всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие, - главного праздника в православии.

После семи недель говения дозволяется, наконец вкушать всё, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться.

Как празднуют Пасху в России. Пасхальный период.

Неделя, предшествующая Пасхе - страстная или светлая пасхальная седмица. Каждый день этой недели называется светлым. Со Светлого Четверга начинают готовиться к Пасхе.

В Страстную пятницу - день распятия Христа на кресте - были запрещены все работы.

В Страстную пятницу — самый строгий пост. По Уставу вообще не положено ничего есть в этот день. Если вы можете это понести по здоровью, попробуйте. Во все остальные дни Страстной седмицы пост тоже строгий, мы вкушаем только растительную пищу, причем без масла.

В Страстную субботу - день печали и ожидания Воскресения Христова - освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца.

В течение всей Страстной недели во всех домах трудились, не покладая рук - убирали в домах и дворах, готовили праздничную еду. По народному убеждению, на Пасху следовало выставить как можно более богатое угощение (чтобы потом не испытывать нужду и голод в течение всего года), а потому каждая хозяйка готовила лучшие и разнообразные блюда. Также на Пасху было принято помогать бедным семьям, не имеющим средств для того, чтобы должным образом отпраздновать Пасху: зажиточные родственники и соседи следили, чтобы светлый праздник не омрачался "голодными разговинами".

Все хозяйственные хлопоты заканчивались обычно к вечеру Великой субботы, когда народ собирался в церкви на чтение "страстей". Верующие идут в храм, исповедуются и причащаются. В доме наводят порядок, красят яйца, пекут куличи. В чистый четверг было принято встать до зари и выкупаться, то есть очиститься от суеты и грехов.

Пасха празднуется 40 дней - в память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. Наиболее торжественно отмечается первая седмица по Пасхе, называемая в народе Светлой неделей. В эти дни в церквях "раздается целодневный звон" - в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах - "в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо".

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДЕНЬ ПАСХИ? ЕСТЬ ЛИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха — это не 24 часа, а как минимум целая неделя — Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что делать и чего не делать на Пасху? Пасхальные правила.

Ещё до наступления торжества как такового - в ночь с субботы на воскресение - положено молиться самому или в церкви, но никоим образом нельзя употреблять непостную пищу или алкоголь, смеяться или ругаться, драться или заниматься сексом. Эти запреты действуют в ночь перед Пасхой ещё строже, чем во время Великого поста, а их нарушение будет большим грехом.

Одно из пасхальных правил касается приветствия. «Христос воскрес!» первыми обязаны произносить младшие члены семьи, на что старшие должны ответить «Воистину воскрес». Нельзя использовать это приветствие в обратной очерёдности.

Ещё одно правило - это приготовление к торжеству разнообразных блюд как символ окончания Великого поста.

Некоторые блюда, а именно - куличи, яйца, молочные и мясные блюда необходимо освятить в ближайшей церкви.

Многие кладут в пасхальную корзину сладости или спиртное, это не правильно, так как такие продукты не освящаются.


Яйцо — самый важный символ праздника Пасхи. Для христиан, яйцо символизирует возрождение и начало новой жизни. Согласно преданию, Мария Магдалина явилась к римскому императору с вестью о воскрешении Иисуса Христа, принеся с собой куриное яйцо, так как к нему нельзя было приходить без подарков, а она была бедна и не могла подарить ничего другого. Мария Магдалина поведала императору о том, что Иисус воскрес, подобно тому, как рождается жизнь из яйца, освобождается из оков (скорлупы) и рождается для новой жизни. Император Тиверий только рассмеялся. Он сказал, что не может такого быть, что скорее это яйцо у нее в руках станет красным, чем сможет такое произойти. В ту же минуту, яйцо действительно стало красным. Эта история положила начало традиции красить яйца и дарить их на Пасху.

Оригинальные способы покраски яиц

Для получения многоцветного орнамента, нужно нанести на яйцо рисунок обычной свечой, затем опустить в пищевой краситель. После высыхания, нанести новый рисунок на свободном месте, и вновь опустить в пищевой краситель уже другого цвета. Повторяем такие манипуляции столько раз, сколько понадобится до получения желаемого орнамента.

Красивого цвета яиц без использования химического красителя, можно добиться, если подержать яйца с белой скорлупой в соке свеклы, моркови, клюквы. Перед тем как поместить яйца в сок, так же можно нанести надпись или рисунок обычной свечой.

Общее для большинства христианских праздников - это запрет на работу.

Пасха в этом смысле не исключение. Все дела, которые можно отложить, стоит отложить. Причём это касается не только Светлого Воскресения, но и последующей пасхальной недели.

Делать что-то можно только при острой на то необходимости или для поддержания здоровья и гигиены.

Важно знать, что на Пасху можно креститься и крестить, а венчаться в пасхальную неделю нельзя.

Устраивать панихиды и скорбеть нельзя тоже - для этого есть день по завершению пасхальных торжеств.

Строго запрещено посещать на Пасху кладбища с любой целью, ведь считается, что усопшие также отмечают праздник, а им не надо мешать.

Существует множество пасхальных примет и традиций, связанных с праздником Пасхи:

  • Пасха это семейный праздник, его принято проводить сначала с близкими родственниками, а потом можно и по гостям ходить;
  • до того, как сесть за пасхальный стол, необходимо отдать дань душам умершим, для этого перед иконой ставили небольшой горшочек с медом;
  • первое, что можно съесть после поста с пасхального стола, это освященное крашенное яйцо, принесенное из церкви;
  • пасхальные яйца нужно раздавать нищим, и обязательно оставить яйцо в церкви;
  • пасхальным освященным яйцом в старину гладили любую домашнюю скотину по хребту, для того, чтобы она не болела и шерсть у скотины была красивая и гладкая. Но делалось это обязательно перед первым выгулом на пастбище;
  • ни в коем случае нельзя выбрасывать крашенную яичную скорлупу;
  • скорлупу от освященных пасхальных яиц никогда не выбрасывали, ее перемешивали с «четверговой» солью и клали вместе с зерном, которое использовали для посевов;
  • в древние времена, кусок от освященного кулича, считался лечебным. Это метод и в наше время используется;
  • хорошей приметой на Пасху, это сплести пасхальный венок, который будет сделан из живых цветов. Неважно, какой он будет — настенный, напольный или подвесной;
  • если в канун Пасхи совершить добрые дела в пользу других людей, особенно обделенных, то можно снять грех со своей души;
  • перед Светлой Пасхой, в основном в Чистый Четверг, все в доме вымывалось, наводился порядок;
  • в праздник Пасхи, принято одеваться в новую одежду;
  • когда в праздник начнут бить колокола, следует умыться из источника со Святой Водою;
  • в ночь с субботы на воскресение хорошей приметой считалось искупаться в Святом Источнике, но при этом ничего не говорить, т.е. в полном молчании, тогда счастье и благополучие будет идти с вами в ногу;
  • если встретить пасхальный рассвет, то удача будет сопровождать вас целый год.

” состоялась пресс-конференция на тему: “Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху”. В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица

– Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной.

Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад.

В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда) мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему, что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение – дерево.

Второй момент, который особенно вспоминается в эти дни, это женщина грешница, которая, купив драгоценное масло и сев у ног Спасителя, помазала его ноги этим маслом, приготовляя его к будущему погребению. Можно сказать о таком любопытном моменте, связанном с местом . Нас иногда упрекают в гендерном шовинизме, что в православии нет , женщина занимает второстепенное место.

Нужно сказать, что для целого ряда главнейшей в богослужении Страстной недели очень важные песнопения написаны женщиной, монахиней Кассией, жившей в 9 веке от Рождества Христова. Главные песнопения Великой Среды как раз написаны этой монахиней.

Среда – это день воспоминания предательства Иуды, ближайшего ученика Спасителя, который тем не менее в сердце своем вынашивает замысел совершить это злодейство. При всей значимости первых трех дней Страстной недели, несомненно, главнейшими являются три последующих.

Великий Четверг – это день, когда Христос вместе со своими учениками и для них, и для всех, кто будет носить имя христиан в последствии, устанавливает то, что станет центром жизни исторической христианской церкви на протяжении двух тысяч лет и будет таковым, как мы верим, во всю земную историю. Таинство, которое называется Евхаристией по-гречески, или в русском переводе – Благодарение. По-другому оно называется – , когда под видом хлеба и вина христианин соединяется с самим Богом предельно реальным способом, становясь с ним единым не только душевно, но и телесно. Это великий дар Божий, который всей христианской исторической традицией воспринимается не только как центр христианского богослужения, но и жизни церкви в этом земном мире, и это событие связано именно с четвергом. Этот день называется еще и Чистым четвергом, или Великим четвергом.

О некоторых суевериях, которые в народном сознании сопутствуют церковной традиции, но с ней никак не связаны

– Существует странное, иногда почему-то тиражированное представление, что Чистый (Великий) четверг, когда нужно все мыть.

Развитие мысли легко представить, но никакого специального сверх банного дня, в который непременно нужно погрузиться в ванную пену и также произвести генеральную уборку дома, никак не подразумевается. Ни в этот, ни в последующие дни концентрация на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений и прямо нас предостерегает.

Вечер Великого четверга связан со службой также весьма известной и в том числе и в русской литературной традиции, неоднократной описанной в классических произведениях, это , или служба, где вспоминаются последовательно страдания Христа – на этом богослужении прочитываются последовательно 12 отрывков из всех четырех евангелистов, то повествование Священного писания, которое рассказывает о событиях земной жизни Христа от вечера четверга до утра субботы, когда он был уже во гробе. И вот эти 12 отрывков получили название 12-ти евангелий. Это, повторю, никак не означает умножение числа евангелистов или введение каких-то апокрифов в богослужение. Это очень значимая служба, также, как и служба четверга утром, на которую призываются к участию все так или иначе осознающие себя церковными православными христианами, а приглашаются, конечно, и те, кто не осознает себя церковными, но стремится приобщиться к церковной традиции.

Один из немногих праздников, которые отмечаются большинством людей – это Пасха. Вместе с Новым годом и днем рождения его празднуют почти все. Светлое Воскресенье всегда отмечается весной, дата его вычисляется по лунному календарю и зависит от Великого поста. Этому празднику много сотен лет, но до сих пор сохранились традиции и обычаи древности.

История праздника Пасхи в России

До появления христианства многие народы отмечали весной возрождение природы и воскрешение своих богов. И в нашей стране были языческие весенние праздники. Но с введением христианства традиции их празднования были перенесены на Пасху. Отмечается она в России с 10 века и значение ее – радость по поводу воскрешения Иисуса Христа.

Хозяйки начинают к этому празднику задолго. Неделя до Светлого Христового Воскресения называется страстной. Люди занимаются очищением и подготовкой дома и своего тела к его встрече. Хозяйки чистят и моют дом, стирают и убирают. В это время убирали зимние рамы и отмывали окна. Последняя неделя Великого поста самая трудная. Поэтому нужно также очищать свои мысли и больше времени проводить в молитве.

В России соблюдаются до сих пор. Даже неверующие люди, не посещающие церковь, красят яйца, пекут куличи и готовят вкусные блюда. Это самые распространенные символы Пасхи в России. Есть и особые, встречающиеся только в этой стране,обычаи. Например, люди ходят друг к другу в гости и угощают красивыми расписными яичками. Только в России распространена такая игра: бьются друг об друга острыми концами яйца. Считалось, что у кого оно останется целым, тот в этом году будет здоров и счастлив.

Для многих Пасха – веселый праздник, который символизирует возрождение и обновление. Люди в этот день поздравляют и целуют друг друга, играют в веселые игры и вкусно едят. Чтобы узнать ответ на вопрос, «Какого числа Пасха в России», можно заглянуть в православный календарь, где на несколько лет вперед вычислена дата праздника. Обычно дата «плавает» между 4 апреля и 1 мая.

Как правильно праздновать православную Пасху

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего (7-е правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксаре, мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение.

В эти дни Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных забот для радостного общения с Богом, со святыми, между собой и для освящения себя, отпуская верующих в эти великие дни из дома, Церковь разрешает пост.

Что означают пасхальное приветствие и лобзание

Приветствие и лобзание начинается в конце Пасхального утреннего богослужения между священнослужителями.Подобно тому, как женам-мироносицам было сказано Ангелом: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28,7), священнослужители выходят из алтаря с Крестом, Евангелием и иконами, становятся пред Царскими вратами, лицом к предстоящим, и тогда находящиеся в храме идут к собору священнослужителей и, целуя Крест, Евангелие, иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга, и это приветствие и лобзание они несут в свои дома.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи словами «Христос воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксаре, «соединение с Богом и Ангелами».

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — так приветствуют христиане друг друга от Пасхи до Вознесения.

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот пасхальный обычай происходит от святой равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь.

Окрасив яйцо в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами мы, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые соединяет в себе Пасха. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию; Пасха Христос избавитель, как поет Церковь и говорит апостол Павел (см.: 1 Коринф. 5, 7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, обыкновенно называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе (во многих храмах освящение куличей и пасх начинается в субботу, после окончания Литургии).

Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные христиане семейно вкушают благословенную пасху и употребляют ее во всю Светлую седмицу. Видимо, на это семейно-радостное вкушение пасох указует святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Пасху, в котором он призывает всех к радостнейшему ее торжеству: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все воспримите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим».
О посещении кладбища в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.

Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно, а иногда и зримо — в 1463 году чудотворцы Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие преподобного Дионисия отвечали: «Воистину воскресе!»

В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Нам трудно удержаться от грусти при посещении кладбища на Пасху, но не надо еще более увеличивать эту естественную,неосудительную и на Пасхе, грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Служение же панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как учат праздновать пасхальные дни отцы Церкви и великие старцы

Ни бедность, ни богатство пасхального стола не влияют на радость праздника, который — не в роскоши яств и сластей. В этот день, как пишет святитель Иоанн Златоуст, Спаситель «одинаково почтил богатых и бедных, рабов и свободных, и всем сообщил общий дар». Пасхальным празднествам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум». Более того, отцы Церкви призывают в пасхальные дни «не предаваться пьянству и объядению».

Между тем, часто подготовка в семье к Пасхе и празднование состоит именно в большой уборке, выпечке куличей, приготовлении пасх, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд.

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе, — предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Враг заранее старается охладить сердце к

предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Конечно, надо печь куличи, надо красить яйца, надо убирать к празднику квартиру («обряды нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии — писал великий валаамский старец Иоанн), — но надо помнить и слова архиепископа Киприана (Зернова), который в одной из проповедей перед началом Страстной седмицы говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмиц.

Великие отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней — богослужение, которое совершается в эти дни в храмах с особой торжественностью, при распахнутых Царских вратах. По словам святителя Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней — это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Великий Псково-Печерский старец Савва, зная о нашей тяге к мирскому, земному, плотскому празднованию этих святых дней, говорил:

«Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья. Ничто нам не препятствует ныне веселиться и радоваться!.. Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтоб

все у Него просили себе радости… Господи! Отчего я ныне не могу радоваться? Вот отчего скорблю: болен я, беден я, грешник я, и сам не знаю отчего. Попросите, скажите только Ему: «Господи, ничто меня не веселит ныне, обрадуй сердце мое чем-нибудь для Твоего Праздника!» И Он обрадует тебя и Он скажет тебе: «Вниди в радость Господа твоего!» …Каждый просите ныне себе радости… Он всех ныне поит вином веселья! Он всех угощает ныне пивом новым! Те радости — пустые радости, нехорошие радости, которые не из рук Спасителя берутся. То вино — не доброе вино, которое не с Его стола получается, оно дает временное веселье, после которого сердце объемлет скорбь.

Итак, радуйтесь!.. Никаких смущений допускать не следует! Наоборот, только лишь просить и быть уверенным. А если будет сомнение, говори: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!»
Что надо знать об артосе — освященном хлебе

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб, иначе — всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое пред иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос воскресе!»

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица — главные праздники года, и к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища в эти дни была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, крашеными яйцами, куличами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество, те же блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней были сделаны из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича — один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).

«Вот Воскресенский стол зажиточного хозяина, у которого хозяйка придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи, из превосходной крупитчатой муки, на масле, яйцах и сахаре; одна или две кислые пасхи; сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло; лук зеленый, кресс-салат зеленый; тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как-то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочее; масло, сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка» (Н. А. Маркович).

В Домострое, древнейшем памятнике о быте и жизни Руси, пишется, что подают в пасхальные дни: «лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину. А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную» .

Конечно, почти все эти блюда сейчас нам недоступны, и не только потому, что нет продуктов, но даже из-за цены. Но, как писал Н. А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

В каких нуждах каким иконам надлежит молиться:

При болезни глаз:

Божьей матери «Казанская»;

Святителя Никиты Новгородского;

Святителя Алексия Московского;

Святителя Гурия Казанского.

При грудной болезни:

Святителя Дмитрия Ростовского.

При болезни внутренних органов:

Великомученика Артемия;

Преподобного Серафима Саровского.

При параличе:

Преподобного.Александра Свирского;

Мученицы Евдокии;

Ангела-хранителя.

При лечении алкоголизма:

Божьей матери «Неупиваемая чаша»;

Мученика Вонифатия.

О желании иметь детей:

Преподобного Параскевы Свирского.

При болезненных состояниях и вообще при болезнях:

Божьей матери «Скоропослушница»;

Святителя Николая Чудотворца;

Целителя Пантелеймона.

Вконтакте

Ежегодно миллионы христиан во всём мире празднуют светлый и добрый праздник - Пасху. Для них это самое главное воскресенье года, когда Иисус Христос воскрес из мёртвых, искупив своими мучениями все грехи человечества. Пасха - праздник радостный и светлый, который воспевает Любовь и Жизнь. Она гласит, что смерти нет - она лишь некий этап на пути человека.

Сейчас многие приходят к вере, и их интересуют история, традиции и обычаи христиан. В том числе им хотелось бы знать, как праздновать Пасху.

В былые времена этот день называли по-разному: Велик день, Светлый день Христово воскресение. Его ждали и взрослые, и дети, к нему тщательно готовились. Все секреты, традиции и обряды, связанные с этим светлым днём, передавались в каждой семье из поколения в поколение. К празднику тщательно убирали в домах, наводили идеальный порядок, пекли праздничные куличи и пироги, украшали и расписывали яйца.

В последнее время священнослужители часто обращаются к своим прихожанам с рассказами о светлом дне и о том, как праздновать Пасху. Кроме обязательного посещения собора и освящения продуктов, других неизменных элементов празднования не существует.

В дальнейшем всё зависит только от вас. Заранее продумайте, как праздновать Пасху со своей семьёй. Хотите ли вы в этот день пригласить гостей, или вам лучше встретить светлый праздник в кругу своих близких? Заранее позаботьтесь о обеда, украсьте свой дом и праздничный стол, но работать на Пасху запрещено. В праздник положено отдыхать и заниматься тем, что доставляет вам удовольствие. Самое главное, что праздновать Пасху надо не только телом, но и душой.

Каждая семья решает сама, но главное о чём нельзя забывать, что это светлый праздник всех ваших близких. В этот день традиционно все дарят друг другу небольшие подарки. Особенно это касается детей - декоративные яйца, красиво украшенные пасочки и куличи, различные пасхальные сувениры. красивой тарелкой с пророщенной травой, на которой разложены разноцветные яйца. Друзья и родственники оценят такое украшение.

Пасха может и должна стать ярким и запоминающимся праздником для детей. Они всегда принимают очень активное участие в подготовке - раскрашивают яйца, декорируют их яркими наклейками, помогают украшать пасхальные куличи. Во время вашего совместного творчества обязательно расскажите ребёнку об истории и традициях этого праздника.

Довольно часто в один день празднуется и православная. Так было в две тысячи одиннадцатом году. В таком случае праздник становится ещё более масштабным и значимым.