Здоровый ребёнок: что это значит? Зачем вообще детям нужны прогулки.

Первые кирпичики в фундамент здоровья будущего малыша необходимо закладывать еще за девять месяцев до его рождения, а также в течение первых лет его жизни. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов значение генетического фактора – многое зависит от того, какие гены кроха получит от своих родителей, однако ответственность поведения и правильность их действий имеет столь же немаловажное значение.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Здоровье малыша — главная ценность, о приумножении которой должны заботиться любящие родители. Соблюдение простых правил, изложенных в материалах нашей статьи, поможет им обеспечить оптимальные условия, необходимые для реализации этой нелегкой, но чрезвычайно важной задачи.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Новорожденные дети совершенно беззащитны. Они болеют самыми серьезными заболеваниями, причем болеют во многом из-за того, что… родились у своих родителей. Например, родители передают им какие-либо генетические заболевания, или мама нарушает режим вынашивания, а может мама вдруг сама заболела во время беременности, что сказывается и на малыше. Поэтому со всей внимательностью надо отнестись к возможности исследовать здоровье ребенка как можно раньше. Пока он еще не родился.

Как предотвратить беду?

Патологии и заболевания у малышей могут быть самими разными и самими тяжелыми, но если врожденный порок сердца можно исправить операцией, отклонения при недоношенности нормализовать с помощью специальной аппаратуры, то рождение ребенка с нарушениями физического и нервно-психического развития, детским церебральным параличом , умственной отсталостью и другими неврологическими врожденными расстройствами не поддаются коррекции. И это большая беда. Мало кто из родителей готов спокойно воспринять рождение такого ребенка, и тем более, ухаживать за ним, обеспечивая ему должный медицинский уход, занимаясь его психической коррекцией, при этом верить в лучшее и не вопрошать постоянно небеса «за что»? Наверное, поэтому многие родители отказываются от больных детей, хотя большая их часть все-таки имеет мужество и огромное ответственности, чтобы самостоятельно воспитать их. Особенно сильными и особенно любящими, как правило, оказываются мамы, которые десятки лет опекают сына или дочь, а те?.. Те остаются вечными детьми, обреченными на то, что их умывают, причесывают и кормят с ложки всю жизнь, а в некоторых случаях еще и меняют им подгузники. А такие дети, от которых отказались родители, определив на лечение и содержание государства, ведут в специальных интернатах совсем уж растительное существование, лежа в кроватках с высокими бортиками, практически не понимая ничего, что вокруг происходит, а в худших случаях, перенося еще и мучительные боли .

Между тем, сегодня есть масса новейших методов и неонатальной (в первые месяцы после рождения) и перинатальной (в период внутриутробного развития) диагностики. В частности многие методы перинатальной диагностики позволяют даже на довольно ранних сроках беременности определить - грозят ли будущему ребенку те заболевания, которые сделают его неполноценным человеком. А уж решать, рожать ли такое дитя, или же прерывать беременность могут сами родители. Их полное право решить, например, что ребенок им нужен любым - с синдромом Дауна или олигофренией или же, что они не хотят производить на свет ребенка для того, чтобы мучился и он, и они сами.

Неонатальные исследования

С их помощью есть возможность тщательно исследовать новорожденного, чтобы вовремя обнаружить предпосылки целого ряда заболеваний и дисфункций нервной системы, и особенно (что самое важно) разные по степени тяжести и локализации поражения головного мозга: отек, ишемию, гидроцефалию, кровоизлияния, атрофию и пр. Именно они являются самой частой причиной смерти новорожденных, а если не смерти, то тяжелых последствий для детского здоровья.

Одним из методов , определяющих такие отклонения является, например, нейросонография - метод эхографической визуализации головного мозга новорожденного ребенка и ребенка раннего возраста (до 1 года). Ряд функциональных отклонений, обнаруженных вовремя с помощью этого и других методов (УЗИ, и др.) может быть скорректирован с помощью специальных препаратов. Таким образом, процент больных в неонатальном периоде детей к году их жизни значительно снижается. Хотя не все отклонения поддаются, конечно, лечению. Например, наиболее неблагоприятными в прогнозе являются т.н. пери- и интравентрикулярные кровоизлияния, возникающие, как правило, у недоношенных детей , при которых кровь распространяется на ряд отделов головного мозга. Они чреваты такими осложнениями, как ДЦП, гидроцефалия , задержка психомоторного развития и, в тяжелых случаях, летальный исход. Но даже при таком диагнозе вовремя начатая адекватная терапия (нормализация мозгового кровотока, внутричерепного и артериального давления , режим легочной вентиляции и пр.) позволяет вылечивать до 90 % детей с легкими, примерно 60% со средними и до 15 % детей с тяжелыми кровоизлияниями.

Если родителей после выписки из роддома беспокоит хотя бы какая-то малость в поведении младенца, а особенно:

  • признаки гипервозбудимости
  • изменение характера крика
  • выбухание большого родничка или его напряжение
  • аномальные движения глазных яблок
  • двигательные расстройства или судороги
  • постоянные срыгивания, неустойчивый стул
  • выраженная убыль массы тела
  • нарушения терморегуляции (повышенная или пониженная температура)

немедленно надо обратиться за медицинской помощью и попросить провести все возможные исследования нервной системы.

Перинатальные исследования

Внутриутробные исследования направлены, прежде всего, на регистрацию хронической и острой гипоксии плода , которая чаще всего и является причиной многих нарушений работы ЦНС. Методы перинатальных исследований следующие:

  • исследование биофизического профиля плода: изучение его сердечной деятельности, его двигательной и дыхательной , мышечного тонуса, количества околоплодных вод , степени зрелости плаценты и др.;
  • допплерометрия плодового кровотока позволяет проводить анализ кривых скоростей кровотока в маточных артериях, артерии пуповины, аорте и средней мозговой артерии плода и выявить выраженное нарушение плодово-плацентарного кровообращения у матери.
  • ультразвуковая фетометрия и плацентометрия (ультразвуковое определение размеров плода и плаценты) наряду с исследованиями маточно-плацентарного и плодово-плацентарного кровотока позволяют на ранних сроках выявить хроническую гипоксию.

Установленная служит показанием к родам путем кесарева сечения , но даже это не всегда спасает ребенка от последующих патологий центральной нервной системы. Что это значит? Это значит, что все усилия и будущих родителей и врачей должны сфокусироваться на еще более ранних исследованиях здоровья плода - то есть раннего фетогенеза и эмбрионогенеза в I триместре беременности. Чтобы вовремя выявить все риски на ранних сроках беременности, следует пройти следующие исследования:

Казалось бы - зачем проверять «на всякий случай» эмбрион у совершенно здоровых родителей? В том-то и дело, что еще 10 лет назад группой риска считались лишь беременные старше 35 лет (риск рождения ребенка с синдромом Дауна) и те, у кого уже есть в семье дети с врожденными аномалиями развитиями и наследственными патологиями. Их и обследовали. А потом провели статистическое исследование малышей с патологиями, и выявили, что у этих групп риска рождается лишь 10% таких детей. Остальные 90% рождались в тех семьях, у которых, казалось бы, не было ни малейшего повода обращаться за помощью к генетикам и исследовать эмбрион на ранних сроках. Это дало толчок для дополнительной работы по расширению группы риска . По ее итогам тех, кого обязательно направляют на генетическую консультацию, стало намного больше.

Показаниями служат:

Что требуется от родителей? Ничего сложного! Мамочке надо вовремя встать на учет в консультацию. Хотя там и очереди и «на гоняют», но нужны, прежде всего, для того, чтобы мониторить здоровье самой мамы и ее плода. В беседе с врачом не скрывать ничего из своего образа жизни, истории по своим предыдущим беременностям, наличию родственников с серьезными заболеваниями и т.д. Соблюдать все предписания врача, касающиеся режима дня и питания и осторожности.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров. Однако нет ни одного человека, который хотя бы раз не заболел. Врачи считают нормой, если ребенок до года болеет заболеваниями не более 3 раз в год, от 1 до 3 лет не более пяти раз, от 4 до 5 лет — не более четырех раз, старше 5 лет — не более трех раз.

Что же делать, чтобы ребенок был здоров и болел как можно реже? Доктор Комаровский дает несколько советов по этому поводу.

При рождении малыш получает иммунитет от мамы. Обычно его хватает на первые полгода жизни ребенка. Во второй половине года иммунитет у крохи начинает формироваться. В этот период дети находятся дома, поэтому очень редко болеют. Следующий период в жизни ребенка – попадание в коллектив, будь это садик, развивающий центр, походы в гости, в магазины или другое заведение. Здесь велика вероятность подхватить вирус, вызывающий такое заболевание, как ОРЗ. И это нормально. Ведь только так тренируется и формируется иммунитет малыша. Если только эти болезни периодические. Однако существуют дети, которые сменяют одни болезни другими. Их относят в категорию часто болеющих детей (ЧБД). В чем тогда дело? «У него плохой иммунитет», — жалуется мама такого ребенка доктору. Иммунитет здесь ни причем. Просто эти дети находятся в таких условиях, которые не позволяют его иммунной системе правильно формироваться.

Существует несколько советов, чтобы ваши дети реже болели:

Гигиена детской комнаты. Комната, где находится ребенок не должна содержать мягких игрушек, множества книг в открытом доступе (лучше хранить их в специальной закрытой полке), так как они являются накопителями пыли. Необходима ежедневная влажная уборка в комнате. Проветривать детскую желательно утром после сна и вечером перед сном.

Позаботьтесь о температуре воздуха. В комнате, где спит малыш, температура воздуха должна быть + 18 °С, а влажность воздуха 50 – 70 %. Не бойтесь прохлады. Именно в прохладном воздухе вирусы не могут сохранять свою активность и погибают. Поэтому слизистая носа во время ОРЗ или после него восстанавливается гораздо быстрее. Позаботьтесь о том, чтобы кровать ребенка находилась на расстоянии от обогревательных приборов (батарея, камин). Хорошо купить увлажнитель воздуха и поставить его в детскую. При такой температуре не стоит кутать кроху. Если он будет потеть, то вероятность заболеть при этом гораздо большая, чем при низкой температуре.

Не хочет кушать – не заставляйте. Если ребенок отказывается от пищи, значит он мало двигался и не растратил энергию. При этом не давайте малышу никаких перекусов, лучше покормите полноценным обедом раньше и позже положенного времени.

Пейте много. Особенно в теплое время года организм страдает от обезвоженности. Однако предлагайте пить малышу не газированные напитки, а воду, компот, негазированную минеральную воду, фруктовый чай.

Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Ежедневно гуляйте с ребенком 2 раза в день. Полезны и прогулки перед сном. Во время болезни желательно оставаться дома в период высокой температуры, когда у ребенка слабость. Однако, если дела пошли на поправку, дышать свежим воздухом необходимо. При этом избегайте людных мест.

Оздоровление. Многие считают, что оздоровление напрямую связано с отдыхом возле моря. Морской воздух, несомненно, принесет свою пользу, но идеальный вариант восстановления иммунитета – лето, проведенное в деревне у бабушки. Это прогулки по земле босиком, игра с песком, водой, кормление не по часам, а тогда, когда малыш сам проголодается, свежий воздух.

Не спешите идти в садик. Как только ребенок выздоровел, родители ведут его в садик или в другой коллектив. При этом его иммунитет не восстановился. И не удивительно, что через пару дней кроха опять заболел. Желательно оставить ребенка на недельку дома, хотя не все родители имеют такую возможность.

Положительная атмосфера в семье. Это немаловажный фактор. Все, что происходит вокруг малыша, ребенок воспринимает на свой счет. Чтобы стрессов для психики ребенка было как можно меньше, обеспечьте малыша комфортной для него обстановкой, научите справляться с эмоциями и не загонять их вовнутрь.

Корреспондент издания The Village поговорил с доктором Комаровским о главных родительских страхах, прививках и проблемах современной педиатрии.

Фактрум публикует это интервью, так как по нашему мнению, оно содержит всю важнейшую информацию, о которой нужно знать и помнить родителям, особенно молодым.

О родах

- Как вы относитесь к популярным сейчас домашним и партнёрским родам?

Партнёрские роды (роды, при которых присутствует отец ребёнка. - Прим. ред.) в условиях роддома - это прекрасно. Домашние роды, при которых минимизированы возможные риски, а в случае, если что-то пойдёт не так, можно за 20 минут добраться до роддома, - это тоже прекрасно. Отсюда логичный вывод: проблема не в том, как мы эти роды называем, а в том, как организован процесс. Цель одна: комфорт и безопасность всех участников. Но сегодня домашние роды в нашей стране - реальный риск для жизни, причём риск однозначно больший, чем в условиях роддома.

- А какой главный риск при домашних родах?

Невозможно выделить какой-то один самый главный риск, их несколько. Например, есть опасность возникновения кровотечения у роженицы, расстройства кровообращения у плода или нарушения дыхания у новорождённого. Всё это можно вовремя диагностировать в роддоме, и есть эффективные способы помощи, к которым далеко не всегда можно прибегнуть в домашних условиях.

- Какие вопросы обязательно нужно задать педиатру в роддоме?

Я бы поинтересовался, каков режим встреч родильницы с родственниками (родильница, в отличие от роженицы, - это женщина, которая уже родила. - Прим. ред.). Какие вакцины будут использоваться? В каких условиях будет находиться ребёнок? Какая температура в палате и какова возможность её регуляции? При каких условиях произойдёт выписка? Кто поможет уложить ребёнка в автокресло и покажет, как им правильно пользоваться? Ещё я бы узнал, в какие сроки и к кому из персонала роддома можно обращаться за консультативной помощью, - например, при возникновении вопросов по грудному вскармливанию.

Существуют ли какие-то исследования, которые нужно обязательно сделать ребёнку в роддоме на первых днях жизни?

Нет ничего такого, что можно сделать в роддоме, но нельзя сделать через неделю в нормально оборудованной поликлинике. Другой вопрос, что ряд исследований, направленных на своевременное выявление некоторых врождённых нарушений обмена веществ, что входит в так называемый скрининг новорождённых, рационально делать именно в роддоме.

О вакцинации и осмотрах

Сейчас всё больше родителей отказываются вакцинировать своих детей. Действительно ли прививки так опасны? Почему их всё-таки нужно делать?

В нашей жизни всё меньшее место занимают те болезни, которые породили на свет само явление вакцинации. Именно благодаря прививкам дифтерия или столбняк сегодня - это что-то редкое и невидимое. В интернете часто можно встретить истории о том, как тому или иному человеку стало плохо после прививки. Но при этом там не пишут о том, как непривитый ребёнок кашлял четыре месяца с остановками дыхания, потому что заразился. Люди не знают и не видят больных, не интересуются буднями инфекционных больниц.

Кроме того, прививки - дело государственное, а наши люди не очень дружат с государством. Поэтому, когда государство что-то предлагает или чего-то требует, так хочется держаться от этого подальше. Тем не менее прививки, осуществляемые качественными вакцинами и в соответствии с определёнными правилами, - это самый эффективный способ профилактики инфекционных болезней. И делать их нужно тогда, когда у вас хватает логики и здравого смысла, чтобы сопоставить риски: риск дифтерии и риск прививки от дифтерии, риск полиомиелита и риск прививки от полиомиелита.

Сейчас, в условиях активного информационного обмена, всё меньше людей сохраняют способность объективно анализировать информацию и оценивать её источники, легко соглашаются с мнением, которое удобно и которое легко воплотить в жизнь. Конечно, не читать, не интересоваться и не ходить в поликлинику за прививками - это очень удобно.

Если с риском болезней всё понятно, то какие основные риски у прививок? И можно ли каким-то образом их минимизировать? Выбирать иностранные вакцины, например?

Касательно того, что среднестатистическому россиянину всё понятно с риском болезней, я бы поспорил. Но применительно к рискам прививок надо для начала чётко понимать разницу между реакциями на вакцинацию и её осложнениями.

Осложнения - огромная редкость, это один случай на сотни тысяч или даже на миллионы прививок, который невозможно заранее предсказать с помощью обследований. Это всегда непрогнозируемый индивидуальный ответ конкретного организма. Такой неадекватный ответ возможен всегда, когда в организм попадает любое лекарство - будь то парацетамол от температуры, ампициллин от ангины или вакцина от кори. Таким образом, про осложнения с определённой долей условности можно сказать, что тут работает исключительно случай.

Реакции на прививки - совсем другое дело. Такое бывает часто, но информированные родители имеют множество эффективных способов уменьшить как выраженность реакций, так и вероятность их возникновения. Они могут и вакцины выбирать, и влиять на место-время-условия вакцинации, и совершать правильные действия, касающиеся образа жизни ребёнка до и после вакцинации. Ещё один принципиальный момент - умеют ли родители правильно реагировать на повышение температуры тела у малыша? Знаком ли им алгоритм обязательных действий, необходимые параметры воздуха, режим прогулок? Как поить, как кормить, как, когда, какое и в каком количестве давать лекарство? Есть ли это лекарство в доме - или за ним придётся бежать в аптеку в три часа ночи?

Я хочу донести мысль о том, что причиной повышения температуры может быть и прививка, и вирус, но в обоих случаях возможны абсолютно неадекватные действия родителей. Например, ребёнка держат в жарко натопленной комнате и растирают его водкой, а потом эти действия приводят малыша в стационар. При диагнозе ОРВИ мамы смиренно лечат детей, но если это была реакция на прививку, они тут же начинают писать во всех соцсетях о том, как жуткие вакцинаторы довели ребёнка до капельницы.

В России существует календарь прохождения медосмотров у специалистов и прививок для детей разных возрастов. Не устарела ли эта система? Какие осмотры действительно необходимы на разных этапах жизни ребёнка?

Наши календарь и график осмотров просто прекрасны. Есть мало стран, где людям доступна подобная частота профилактических осмотров. Прежде всего потому, что нет стран, где бы столь низко оценивался труд врача. Там, где платит частная страховая компания (то есть там, где платят из своего кармана), любой контакт с врачом - это очень ответственно, а следовательно, очень дорого. Поэтому встречи с врачами - редкость.

Но наши организаторы здравоохранения уже лет 90 всё никак не могут разглядеть огромную проблему, изначально заложенную в нищего врача. Во-первых, он не готов брать на себя ответственность, поэтому осмотр - это сплошь и рядом непродуктивное беганье от одного специалиста к другому. А во-вторых, врач совершенно не заинтересован в том, чтобы вы были здоровы, поскольку здоровый никогда не скажет спасибо. Как следствие - большинство профосмотров заканчиваются обнаружением нескольких болезней.

Теоретически у каждого ребёнка должен быть свой врач, с которым однозначно надо встречаться по мере того, как у родителей возникают проблемы и вопросы. Один раз в три месяца - на первом году жизни, один раз в полгода - на втором и ежегодно - в дальнейшем. Плюс клинические анализы крови и мочи - это, пожалуй, необходимый минимум.

Расскажите, как вы в целом оцениваете современное состояние педиатрии на постсоветском пространстве? Есть ли какая-то положительная или отрицательная динамика?

К медицине XXI века состояние нашей педиатрии никакого отношения не имеет. Есть отдельные и очень-очень редкие островки современной цивилизации, но в целом ситуация печальная и в лучшую сторону мало что меняется. Отрицательная динамика прежде всего связана с тем, что достойный уровень жизни и диплом педиатра сочетаются в очень малой степени.

О страхах и заблуждениях

- Говорят, что использование подгузников вредно для детей. Это правда?

Это домыслы завистливых бабушек, которые ну никак не могут смириться с тем, что современная женщина избавлена от бесконечной стирки.

- В любой ли ситуации стоит обращаться к врачу? Например, если у ребёнка банальный насморк?

Вы, пожалуй, удивитесь, но ВОЗ положительно относится к самолечению и всячески рекомендует распространять среди населения основы медицинских знаний. Главный совет: обращаться к врачу надо тогда, когда некий симптом у конкретного человека появился впервые в жизни. Подумайте над этим советом, и всё станет понятно.

- А с каким самым глупым заблуждением о детях и детском здоровье вам приходилось сталкиваться?

Самое глупое - слепая вера в лекарства. Cамое печальное - уверенность большинства мужчин в том, что мама ребёнка лучше, чем папа, знает, как ухаживать за малышом и что ему нужно.

Кстати, есть два главных родительских страха. Они присущи в основном женщинам, инстинктивны и, как правило, иррациональны: страх, что ребёнок замёрзнет, и страх, что он умрёт от голода. Для преодоления этих страхов необходим вменяемый, интересующийся здоровьем ребёнка папа. Поиск, выращивание и сохранение подобных мужчин - чуть ли не главная проблема нашей современной жизни.

- Нужно ли ограждать детей от домашних животных? Есть ли болезни, которые животные могут передать детям?

Не нужно. Но следует заранее поинтересоваться рисками и способами эти риски обойтись. Собачка может укусить, ящерица - заразить сальмонеллёзом, попугайчик - стать источником аллергии. Но всего этого можно избежать.

Понятно, что проще всего придумать вред и рассматривать его как повод никого не заводить. Тем не менее собака - великолепный способ заставить папу оторвать попу от дивана и пойти гулять, заодно прихватив с собой ребёнка. К сожалению, малыш без собаки большинством пап не рассматривается в качестве достаточного повода для прогулки.

- А когда можно разрешать детям смотреть мультфильмы?

О питании

Нужно ли давать ребёнку витамины, и если да, то какие? Например, практически все педиатры настоятельно рекомендуют давать детям витамин D. Насколько это оправданно?

Как правило, их давать не нужно, и стандартная рекомендация ВОЗ - предпочесть разнообразное питание приёму комплексных витаминов. Однако приём витамина D имеет намного больше плюсов, чем минусов. В дозе 500 единиц в день он не помешает никому и никогда, но я бы всё-таки предпочёл индивидуальный подход в выборе дозы и рекомендовал учитывать место жительства, режим прогулок, характер питания и цвет кожи.

- Есть ли рациональное зерно в моде кормить грудью до трёх лет и спать вместе с ребёнком?

У каждого свои представления о рациональности. Для меня как для педиатра главное мерило рациональности - медицинская наука, серьёзные исследования, анализирующие реальную пользу или вред тех или иных действий.

Кормить грудью до шести месяцев - крайне важно и нужно, до года - желательно, а после года никакой реальной пользы для здоровья ребёнка в кормлении грудью нет, если речь идёт о стране, в которой соблюдаются основы безопасного питания. В некоторых странах, особенно тропических, с низким уровнем медицины вообще и санитарии в частности, ВОЗ рекомендует кормить грудью до двух лет, поскольку прекратить раньше - значит подвергнуть своего ребёнка риску умереть от кишечной инфекции. К нам эта рекомендация не особо относится, и это сплошь и рядом не понимают сторонники длительного грудного вскармливания.

Что касается совместного сна, то здесь всё ещё более определённо - это не рекомендуют ни ВОЗ, ни педиатрические ассоциации большинства стран.

Критично ли совсем отказываться от грудного вскармливания? Какие могут быть последствия кормления ребёнка смесью с самых первых дней его жизни?

И критично, и драматично, и смертельно опасно в странах с низким уровнем гигиены и низким уровнем здравоохранения. По некоторым данным, в таких странах отсутствие материнского молока в 14 раз увеличивает вероятность смерти малыша от кишечной инфекции.

Но для цивилизованной страны, знакомой с мылом и такой специальностью, как педиатрия, критично - не совсем то слово. Не кормить грудью - неправильно, неестественно, нерационально, дорого, неполезно как для мамы, так и для ребёнка. И хотя современные молочные смеси позволяют минимизировать риски для здоровья, достоверно доказано, что при искусственном вскармливании значительно увеличиваются риски диабета, отитов, кишечных инфекций, ожирения и аллергии.

- Можно ли начинать прикорм с баночного пюре?

Конечно, можно, если это овощное пюре. Фруктовые пюре - это десерты, которые не рассматриваются в качестве самостоятельного прикорма. Если же вы делаете акцент на слове «баночка», то я однозначно за то, чтобы мама вместо стояния на кухне лишний час провела с ребёнком на свежем воздухе, в то время как папа купит качественное баночное питание.

- Должно ли питание ребёнка отличаться от питания взрослых?

На земле нет ни одного млекопитающего, детёныши которого питались бы не так, как взрослые особи. Молоко мамы, затем кратковременный период пережёванной родителями пищи, и вперёд - к обычной еде. Другой вопрос в том, что взрослые человеческие особи напридумывали себе кучу совершенно неестественных и вредных продуктов: сладких, жирных, острых, горьких, солёных, содержащих алкоголь. Понятно, что никакими рекомендациями невозможно привить родителям осторожность и чувство меры.

А вот правильные пищевые привычки у ребёнка сформировать можно и нужно. Но следует понимать, что детёныши инстинктивно копируют пищевые привычки взрослых членов стаи. Нельзя сформировать правильные привычки у ребёнка, если, например, у папы они не сформированы.

Как можно дольше - это перегиб. Но не приучать к сладкой пище и особенно к сладким напиткам - очень важно. Без шоколада до трёх лет однозначно можно обойтись. В любом случае, следует помнить о том, что сладости допустимы лишь тогда, когда нет лишнего веса и созданы условия для двигательной активности ребёнка.

- А необходимо ли малышу есть суп несколько раз в неделю?

Нет. Первое блюдо - это традиция определённых народов мира, и мы однозначно относимся к таким народам. Но медицинская наука не рассматривает суп в качестве обязательного компонента детского рациона.

Критично ли отсутствие мяса в рационе ребёнка, если родители - вегетарианцы и хотят воспитать ребёнка-вегетарианца?

Некритично, если родители информируют о своём выборе врача, который в состоянии дать доступные и понятные рекомендации - как обследовать малыша, как уменьшить риски, на что сделать акценты в питании. Кроме того, родителям необходимо чётко знать, как - какими продуктами, пищевыми добавками и лекарствами - компенсировать и возможный, и вероятный дефицит белка, железа, некоторых витаминов. Как минимум два раза в год нужно делать ребёнку обычный клинический анализ крови.

Если оба родителя аллергики, есть ли какие-то способы снизить вероятность того, что у ребёнка тоже будет аллергия?

Способы есть: не перекармливать, не перегревать, избегать стерильности, минимизировать контакты с фармацевтической продукцией и бытовой химией, заниматься спортом, следить за своевременной очисткой кишечника. Беда состоит в том, что по наследству передаётся не столько аллергия, сколько педагогические принципы родителей. Выросшие в тепле, при изобильной еде и лекарствах аллергики делают своих детей такими же, наступая на грабли уже своих родителей.

Нужно ли вообще заставлять ребёнка есть? Почему дети иногда едят слишком мало и отказываются почти от любой пищи?

Никогда! Аппетит определяется образом жизни, уровнем энергозатрат, а также интенсивностью роста, который прямо связан с количеством вырабатываемых гормонов. Уровень этих гормонов повышается и понижается, соответственно реагирует и аппетит. Вы не удовлетворены аппетитом ребёнка? Спорт, прогулки и активные игры вам в помощь.

О воспитании

- С какого возраста ребёнку необходимо регулярно находиться в детском коллективе?

Ребёнка можно вырастить вполне адекватным и успешным без регулярного посещения детских коллективов. Но искусство общаться с себе подобными - одно из важнейших человеческих умений, освоение которого требует регулярных тренировок. Поэтому детский коллектив - условие не обязательное, но весьма желательное. Эпизодические контакты с детьми приветствуются уже с 9–12 месяцев, а после 1,5–2 лет посещение детского коллектива на регулярной основе - это очень даже хорошо.

- В раннем развитии больше вреда или пользы?

Это как с лекарством - всё определяется дозой. В умеренном количестве - сплошная польза, но когда вместо того, чтобы бегать, прыгать и скакать, ребёнок учит фамилии американских президентов - это уже патология, причём патология того, кто организовывает подобное раннее развитие. Ребёнок учится с самого рождения, инстинктивно рассматривая взрослых как пример для подражания. Будьте правильным примером.

- Правда ли, что нельзя наказывать и ругать ребёнка до трёх лет?

Есть огромное количество самых разнообразных педагогических методик. Хорошие, умные, добрые люди вырастают и там, где детей ругают и наказывают. Обсуждать надо скорее не саму возможность наказаний и ругани - без этого не обойтись никому и никогда, - а методы наказаний, способы, посредством которых взрослые могут дать детям путёвку в жизнь. Но взрослых этому никто не учит, хотя это абсолютно обязательные, прикладные знания. Основы семейной педагогики и основы семейной медицины, на мой взгляд, должны быть обязательными предметами в школе.

- А стоит ли разрешать бабушкам и другим родственникам вмешиваться в воспитание детей?

Все принципиальные решения могут принимать только мама, папа и педиатр. Родственники могут, во-первых, советовать - при условии, что способны не обижаться на то, что их советы не используются. Если же они обижаются, следует немедленно ввести мораторий на советы. И во-вторых, они могут пассивно помогать, требуя от родителей решения всех принципиальных вопросов. Так, бабушка может отправиться на прогулку с ребёнком, но предварительно она должна согласовать с мамой, что на него надеть, куда пойти и сколько гулять.